Научная статья на тему 'Система подготовки бакалавра образования – будущего учителя начальных классов к реализации ФГОС НОО (компетентностный подход)'

Система подготовки бакалавра образования – будущего учителя начальных классов к реализации ФГОС НОО (компетентностный подход) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / PROFESSIONAL COMPETENCE / SPECIAL METHODICAL COMPETENCE / THE FORMATION OF SPECIAL METHODICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Липенская Ирина Александровна, Кочетова Наталья Геннадьевна

В статье описывается модель формирования профессиональных компетенций бакалавра образования – будущего учителя начальных классов, обеспечивающая формирование у студентов специальных методических компетенций учителя, работающего в условиях ФГОС НОО (Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования), характеризуются все блоки модели: целевой, организационно-содержательный (включает в себя два модуля: педагогические условия формирования специальных методических компетенций и способы реализации этих условий в учебном процессе) и диагностический.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Липенская Ирина Александровна, Кочетова Наталья Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF TRAINING OF BACHELOR IN THE EDUCATION – A FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER FOR IMPLEMENTATION OF FSES PGE (COMPETENCE APPROACH)

In the article the model of formation of professional competencies of a bachelor – a future of primary school teachers is described. This model enables the development and formation of special methodical competences of teachers working in accordance with FSES PGE. It characterizes all blocks of the model: special purpose, content-organizational (which includes two modules: pedagogical conditions of formation of special methodical competence and the methods of implementation of these conditions in the educational process) and diagnostic.

Текст научной работы на тему «Система подготовки бакалавра образования – будущего учителя начальных классов к реализации ФГОС НОО (компетентностный подход)»

УДК 378.1

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ОБРАЗОВАНИЯ -БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

(КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД)

© 2013 И.А.Липенская, Н.Г.Кочетова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 31.07.2013

В статье описывается модель формирования профессиональных компетенций бакалавра образования - будущего учителя начальных классов, обеспечивающая формирование у студентов специальных методических компетенций учителя, работающего в условиях ФГОС НОО (Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования), характеризуются все блоки модели: целевой, организационно-содержательный (включает в себя два модуля: педагогические условия формирования специальных методических компетенций и способы реализации этих условий в учебном процессе) и диагностический. Ключевые слова: профессиональные компетенции, специальные методические компетенции, формирование специальных методических компетенций.

Социальный заказ общества, отраженный в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО)1 к результатам образования, ориентирует систему профессиональной подготовки на формирование у будущих бакалавров образования готовности к компетентному поведению в условиях конкурентной среды. Результаты высшего образования сформулированы в виде набора компетенций, то есть комплексов индивидуальных характеристик специалиста, необходимых и достаточных для эффективного и гарантированного осуществления его профессиональной деятельности в заданных условиях (в частности, в условиях ФГОС НОО)2 и на заданном уровне качества.

Липенская Ирина Александровна, заместитель директора по УВР Гимназии № 1 г.о. Самара, почетный работник общего образования РФ, соискатель кафедры математики, естествознания и методики их преподавания ФНО. E-mail-ilipenskaya@yandex. ru Кочетова Наталья Геннадьевна, кандидат физико-математических наук, профессор, декан факультета начального образования, зав. кафедры математики, естествознания и методики их преподавания. E-mail: fno. dekan@mail. ru

1 (ФГОС ВПО) Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788) / / [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// base.garant.ru/197487/ (Дата обращения 16.07.2012).

2 (ФГОС НОО) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /standart.edu.ru/ (16.07.2012)

Профессиональная компетенция - результат профессионального образования, выражающийся в готовности личности к реализации определённых профессиональных функций на основе использования им внутренних и внешних ресурсов. Специальная компетенция - вид профессиональной компетенции, характеризующий функциональную специфику профессиональной деятельности личности в конкретной профессиональной области. Методическая компетенция учителя начальных классов входит в состав специальных компетенций.

Трудности выявления механизмов формирования профессиональных компетенций учителя начальных классов обусловлены их сложностью, интегрированностью, наличием личностной составляющей. Практика профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов показывает, что пока еще акцент в обучении смещен на формирование таких компонентов профессиональных компетенций, как теоретические знания и, в некоторой степени, профессиональные умения, в то время как психологические установки, личностные качества, профессиональный опыт - не менее важные компоненты - остаются «за кадром». Поэтому возникает необходимость разработки модели подготовки бакалавров образования - будущего учителя начальных классов, обеспечивающей формирование всех компонентов профессиональных компетенций в единстве. Приведем пример такой модели.

Функционально-организационная модель формирования профессиональных компетенций бакалавра разрабатывалась на основе компе-тентностно-ориентированного системного и за-дачного подходов. Все блоки модели взаимосвязаны и взаимообусловлены. Системообра-

зующей связью здесь является единая учебная задача.

Под учебной задачей мы понимаем единство цели учебной деятельности и условий, в которых она достигается (Г.А.Балл, Ю.М.Колягин, А.К.Артемов и др.). Задачный подход к обучению предполагает описание не только учебных целей, но и условий их достижения. Поэтому разработанная модель включает в себя целевой блок и блок педагогических условий (он является подсистемой организационно-содержательного блока). Дадим подробную характеристику всем блокам модели.

1. Целевой блок. Компетентностно-ориен-тированный подход предполагает описание результатов обучения в виде набора компетенций. В качестве таковых нами разработан набор специальных методических компетенций бакалавра-будущего учителя начальных классов (СМК), которыми он должен владеть, работая в условиях реализации ФГОС НОО. Этот набор конкретизирует комплекс специальных профессиональных компетенций учителя начальных классов, которые, в свою очередь включены в набор профессиональных педагогических компетенций, определенных ФГОС ВПО. Ожидаемые результаты внедрения модели в образовательный процесс, описанные в виде блока СМК (специальных методических компетенций). Этот блок представлен на схеме (рис. 1).

2. Организационно-содержательный блок. В блок включены два модуля: педагогические условия успешного формирования специальных методических компетенций будущего учителя начальных классов и способы реализации этих условий в учебном процессе. Условия успешного формирования специальных (методических) компетенций отражены на рис. 1.

Покажем возможные пути реализации названных условий.

1) Практико-ориентированное обучение. Для реализации этого условия нами разработан тре-нинг-симулятор профессиональной деятельности.

Целью тренинга является формирование у будущих учителей специальных профессиональных (методических) компетенций, обеспечивающих успешное развитие универсальных учебных действий (УУД) младших школьников: а) Определение видов УУД, которые будут формироваться в процессе изучения учебного материала; б) Соотнесение операционных составов формируемых предметных умений и УУД; в) Выбор технологии обучения, согласованной с закономерностями процесса учения; г) Разработка специальных систем вопросов, направленных на выполнение и осознание учени-

ками отдельных операций из состава УУД или таких действий в целом формулировать вопросы так, чтобы учащиеся осознавали не только частные (овладение предметными способами действий), но и перспективные учебные задачи (овладение общими способами действий); д) Построение обучения по третьему типу учения; е) Выбор валидных и надежных средств мониторинга формирования УУД.

На занятиях студенты выступают как в роли проектировщиков и организаторов интеллектуальных игр младших школьников, так и в роли самих учащихся. Поэтому к занятиям разрабатываются задания двух видов: для студентов и для учащихся. Разработка студентами заданий к занятиям тренинга и участие в тренинге в разных ролях позволяет им приобретать профессиональный опыт в проектировании своей деятельности, в организации и управлении деятельностью учащихся, в реализации требований образовательного стандарта начального общего образования.

2) Осуществление межпредметной интеграции. С целью осуществления межпредметной интеграции нами разработан теоретический модуль дисциплины «Реализация ФГОС НОО в образовательном процессе». Модуль может быть использован в учебном процессе в качестве курса по выбору или факультатива для будущих учителей начальных классов. Модуль нацелен на получение следующих результатов:

Результат 1. Анализировать программы по математике для 1 - 4 классов с целью выявления степени соответствия их требованиям ФГОС НОО.

Результат 2. Проектировать рабочие учебные программы по математике для 1 - 4 классов на основе примерных программ по математике, предлагаемых авторами действующих учебников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Результат 3. Проектировать уроки математики с позиций деятельностного подхода (формулировать цели урока как результат деятельности учащихся, подбирать учебный материал в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся; устанавливать последовательность выполнения учащимися учебных заданий в соответствии со структурой поисковой деятельности и закономерностями процесса усвоения, формулировать систему вопросов к каждому из них так, чтобы была организована активная продуктивная деятельность учеников).

Результат 4. Включать в учебный процесс универсальные учебные действия как объекты изучения младшими школьниками (владеть

технологией формирования УУД в единстве с предметными умениями).

Результат 5. Разрабатывать диагностические материалы на математическом содержании, направленные на выявление уровня сформиро-ванности как предметных (математических) понятий и способов действий, так и УУД.

Разработанный курс является интегрированным, поскольку его содержание включает в себя научные факты из разных областей знаний: психологии учения, дидактики, теории познания, предметных областей. Более того, обучение студентов строится так, что выполнение одного задания предполагает актуализацию и интегрирование знаний и способов действий из всех названных областей. Например, в качестве зачетных заданий студентам предлагается разработать проект рабочей программы по предметам и по классам (по выбору студента), учебную мультимедиа презентацию, конспект урока и диагностические материалы для оценивания степени сформированности определенного универсального учебного действия (или группы действий). Каждое из этих заданий носит над-предметный характер. В качестве продукта деятельности для оценивания третьего и четвертого конечных результатов разрабатывается конспект урока, по которому проводится собеседование, или урок проводится в виде деловой игры на последнем семинаре. В качестве продукта деятельности для оценивания пятого конечного результата разрабатывается тест (электронный или на бумажном носителе).

Таким образом, внедрение в образовательный процесс данного курса обеспечивает реализацию организационно-педагогических (практи-ко-ориентированное обучение, осуществление мониторинга формирования профессиональных компетенций, возможность студентам строить индивидуально-образовательную траекторию, осуществление междисциплинарной интеграции) и дидактических (использование практи-ко-ориентированных заданий на практических занятиях и лабораторных работах) условий.

Индивидуальная образовательная траектория в этом случае выстраивается студентом следующим образом: он выбирает те дисциплины по выбору и факультативы, которые в наибольшей степени отвечают его интересам и склонностям. Кроме того, в рамках одной дисциплины (например, в рамках описанного курса) студент имеет возможность выбрать тему своего педагогического проекта, который затем сможет использовать в своей профессиональной деятельности. В этом случае обеспечивается еще одно условие: создание студентами, в рамках самостоятельной работы, реальных проектов.

Для целенаправленного формирования психологических установок в образовательный процесс мы включили коучинг (от английского coaching - наставлять, воодушевлять, тренировать для достижения определенных целей)3. Термин «коучинг» появился в России в 1997 году и с тех пор успешно используется в бизнес-обучении. В то же время его сущность предполагает возможность его применения в подготовке не только по направлению бизнеса, но и, например, в подготовке по направлению «Педагогика», в частности, в процессе формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов. Отличием коучинга от традиционного консультирования является то, что в этом случае основной целью является не поиск проблем клиента, а раскрытие его потенциала, обеспечивающего достижение цели. Отличием от традиционного тренинга является то, что коуч (тренер) не приводит готовых решений проблем, а управляет диалогом таким образом, чтобы обучающийся самостоятельно пришел к осознанию своих возможностей достижения поставленной цели и самостоятельно реализовал эти возможности.

Все сказанное позволяет утверждать, что ко-учинг обеспечивает целенаправленное формирование личностных составляющих профессиональных компетенций, например, таких, мотивация к движению вперед в профессиональном развитии, как принятие ответственности за выбор пути достижения цели; адекватная оценка внутренних и внешних ресурсов для достижения цели и т.п. А это означает целесообразность использования коучинга в процессе формирования специальных (методических) компетенций учителя начальных классов.

Мы разработали принципы личного коучин-га, который является элементом системы формирования профессиональных компетенций учителя начальных классов. Он проводится во время индивидуальных занятий для каждого студента 1 - 2 раза в зависимости от желания студента. Консультирование проводят специально обученные преподаватели кафедры психологии и педагогики. Каждая такая беседа планируется заранее. Задачей коучинга является изменение «Я-концепции» обучающегося в положительном направлении. Для этого коуч вместе со студентом составляет портрет «Я -успешный учитель», затем предлагает определить, что нужно для того, чтобы соответствовать этому портрету.

Далее студент пробует проанализировать имеющиеся у него ресурсы для достижения

3 Огнев А. С. Организационное консультирование в стиле коучинг. - СПб.: 2003. - С.5.

этой цели. Следующий этап - разыгрывание роли успешного учителя при проведении деловой игры (например, при выполнении заданий к семинарам по методическим дисциплинам). Последний этап - совместный анализ с целью выявления действий, способствовавших или препятствовавших успеху и на этой основе -планирование дальнейших действий.

С точки зрения использования технологий коучинга выстраивание тренинга-симулятора можно описать следующим образом: 1) Сессия однодневного группового коучинга. Содержанием сессии является совместное со студентами составление портрета «Я - успешный учитель». 2) Сессия однодневного индивидуального ко-учинга. Студент уточняет созданный в процессе группового коучинга портрет, наполняя его личностным смыслом, оценивает свои ресурсы относительно созданного портрета, определяет основные виды побуждений, мотивирующие его к педагогической деятельности. 3) Расстановка целей. Происходит прояснение и расстановка основных целей планируемой в рамках тренинга-симуляции деятельности. 4) Обследование текущей ситуации. На этом этапе выявляются мешающие разворачиванию деятельности препятствия, возможные проблемы; происходит поиск ресурсов для успешной деятельности, составляется список возможностей; создаются эталоны, характеризующие запланированный результат. 5) Рефлексия.

Проводится совместный анализ на основе их сравнения с созданными ранее эталонами с целью выявления действий, способствовавших или препятствовавших успеху и на этой основе

- планирование дальнейших действий. Одним из показателей успешного тренинга-симулятора является стойкое желание участников попробовать приобретенный инструмент вне симуляци-онной практики. Таким образом, коучинг способствует формированию таких элементов профессиональных компетенций, как личностные качества: мотивация к достижению профессиональных целей, эмоционально-волевые качества (воля к победе, оптимизм, ответственность за принятие решения, адекватная самооценка, уверенность в своих силах, осознание себя как успешной личности и т.п.). Кроме того, происходит становление профессионального опыта, поскольку неотъемлемой частью коучинга являются деловые игры.

Формирование профессионального опыта происходит также при проведении мастер-классов. В разработке нашей модели мы использовали технологию мастер-класса В.В.Се-риковыма и Г.А.Русских. Эта технология создана в концепции личностно-ориентированного образования, в которой развитие личностного уровня индивида рассматривается как специальная функция обучения. Условиями результативной работы мастер-класса авторы считают следующие: 1) мотивация осознанной деятельности принимающих участие в работе мастер-класса; 2) повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей; 3) готовность «учеников» и Мастера к развитию собственной преобразующей деятельности на научной основе; 4) рефлексия деятельности «учеников» и Мастера в процессе собственной практики.

Таб. 1. Оптимальные способы организации деятельности студентов в формировании специальных

(методических) компетенций

Элемент Оптимальный метод

1. Алгоритм эффективной деятельности Лекции,семинары

2. Теоретические знания Интерактивная лекция, семинар, изучение специальной литературы, создание проектов.

3. Установки Коучинг. Мастер-классы

4. Умения и навыки Семинары, лабораторные работы, создание проектов.

5. Личностные качества Тренинг. Последующая самостоятельная тренировка. Коучинг.

6. Опыт Деловая или имитационная игра. Тренинги-симуляторы. Мастер-классы.

7. Методика саморазвития Мастер-классы.

Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы слушателей предполагает в процессе работы профессионального объединения использование эмпирических методов исследования: наблюдения, изучения документов и результатов деятельности Мастера и школьников, тестирование, разработку дидактических материалов для опытно-экспериментальной работы в собственной педагогической деятельности. Результатом совместной

деятельности является модель урока, которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности4. Мастер-классы проводятся опытными учителя-

4 Русских Г.А. Мастер-класс - технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности // Методист. - 2002. - №1. - С.8.

ми школ-экспериментальных площадок (в нашем случае - это МБОУ Гимназия №1 г.о. Самары и МБОУ СШ №176). Таким образом, для формирования каждого из элементов компетенций учителя начальных классов нами были выбраны оптимальные способы организации деятельности студентов. Они представлены в таб. 1. Все изложенное дает возможность утверждать, что описанная технология обеспечивает реализацию комплекса условий успешного формирования у студентов-будущих учителей

начальных классов специальных (методических) профессиональных компетенций. В целом, разработанную модель формирования специальных (методических) компетенций бакалавров - будущих учителей начальных классов можно представить следующим образом (см. рис. 1). Таким образом, представленная модель описывает необходимый и достаточный набор средств и процесс формирования специальных методических компетенций бакалавра образования - будущего учителя начальных классов.

Социальный заказ: подготовка учителей к осуществлению педагогической деятельности в условиях ФГОС НОО

Целевой блок

Цель: подготовка будущих учителей начальных классов к осуществлению педагогической деятельности в условиях ФГОС НОО.

Учебная задача - овладение специальными профессиональными (методическими) компетенциями бакалавра-будущего учителя начальных классов;_

Организационно-содержательный блок

Организация учебного процесса

Требуемые результаты (СМК)

Педагогические условия

Методы и формы организации учебного процесса_

СМК1 Отбор учебного материала в соответствии с операционным составом формируемых УУД СМК2 Выбор оптимального способа управления учебной деятельностью учащихся

СМК 3 Организация изучения учебного материала с позиций деятельностного подхода; с учетом закономерностей процесса учения; в соответствии с теорией поэтапного формирования действий

СМК 4 Осуществление обратной связи: пооперационный и итоговый контроль

Организационно-педагогические:

- практико-ориентированное обучение;

- осуществление мониторинга формирования профессиональных компетенций;

- возможность студентам строить индивидуально-образовательную траекторию;

- осуществление междисциплинарной интеграции Дидактические:

- Практическая направленность педагогических технологий;

- Использование практико-ориентированных заданий на практических занятиях и лабораторных работах;

- Создание студентами, в рамках самостоятельной работы, реальных проектов.

Психолого-педагогические:

- «Субъект-субъектные» отношения между преподавателем и студентами;

- Целенаправленное формирование положительного отношения к будущей профессии, понимания необходимости непрерывного образования и т.п.

- Внедрение в учебный процесс тре-нингов-симуляторов профессиональной деятельности в качестве факультатива;

- Внедрение в учебный процесс ин-тегративных курсов (например, «Реализация требований ФГОС НОО средствами учебных предметов»);

- Возможность выбора студентами курсов по своим интересам;

- Разработка проектных заданий студентам для самостоятельной работы;

- Разработка практико-ориентированных заданий интегрированного типа к семинарам и лабораторным работам;

- Внедрение коучинга в учебный процесс;

- Разработка и внедрение системы мониторинга формирования компетенций (СМК), предусматривающей отслеживание формирования каждого компонента компетенций (знания, умения, навыки, личностные характеристики);

- Коучинг;

- Проведение мастер-классов.

Оценочный блок

Критерии уровня сформированности компонентов специальных (методических) компетенций

Знания

Способы действий

Психологические установки (склонности, цели, мотивы)

Эмоционально-волевая сфера

Опыт

Результат: сформированные СМК

Уровни развития способностей

Продвинутый

Оптимальный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Допустимый

Коррекция

Рис.1. Организационно-структурная модель формирования специальных (методических)

компетенций учителя начальных классов

THE SYSTEM OF TRAINING OF BACHELOR IN THE EDUCATION -A FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER FOR IMPLEMENTATION OF FSES PGE

(COMPETENCE APPROACH)

© 2013 I.A.Lipenskaya, N.G.Kochetova" Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

In the article the model of formation of professional competencies of a bachelor - a future of primary school teachers is described. This model enables the development and formation of special methodical competences of teachers working in accordance with FSES PGE. It characterizes all blocks of the model: special purpose, content-organizational (which includes two modules: pedagogical conditions of formation of special methodical competence and the methods of implementation of these conditions in the educational process) and diagnostic. Keywords: professional competence, special methodical competence, the formation of special methodical competence.

Irina Aleksandrovna Lipenskaya, Deputy Headmistress, Samara Gymnasium №1, Russia. Honorary Member of the Russian General Education, Competitor of Math And Science Department and Teaching Methodology, Primary Education Department. E-mail-ilipenskaya@yandex. ru Natalia Gennadevna Kochetova, PhD of Physical and Mathematical sciences, Professor, Dean of the Faculty of Elementary education, Head of the Mathematics, Natural Sciences and their Teaching Department. E-mail: fno. dekan@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.