Научная статья на тему 'Система педагогического обеспечения социального становления личности школьника'

Система педагогического обеспечения социального становления личности школьника Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
539
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ПЕДАГОГИЗАЦИЯ СРЕДЫ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фахрутдинова Р. А., Фахрутдинов Р. Р.

В статье рассматривается проблемы социального становления личности школьника. Это диктует необходимость создания системы педагогического обеспечения данного процесса. Социальное становление личности школьника представлено как процесс установления взаимоотношений личности с социумом, обеспечивающий обогащение его социальных знаний, формирование социально ориентированных мотивов и накопление социального опыта личностно-средового взаимодействия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF TEACHER ENSURING SOCIAL FORMATION OF THE IDENTITY OF THE SCHOOLBOY

This article considers the problems of the process of the pupils socialisation. It dictates the neccessity to create the system of pedagogical supplying of this process. The socialisation of the schoolchildren is represented as a process of establishing the relationships between individuals and the society, that provides the enrichment of the social knowledge, formation of the socially oriented motives and the accumulation of social experience of the cooperation between individuals and the environment

Текст научной работы на тему «Система педагогического обеспечения социального становления личности школьника»

УДК: 371.035

Р.А.Фахрутдинова, Р.Р.Фахрутдинов

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В статье рассматривается проблемы социального становления личности школьника. Это диктует необходимость создания системы педагогического обеспечения данного процесса. Социальное становление личности школьника представлено как процесс установления взаимоотношений личности с социумом, обеспечивающий обогащение его социальных знаний, формирование социально ориентированных мотивов и накопление социального опыта личностно-средового взаимодействия.

Ключевые слова: социальное становление личности, социализация, педагогическое проектирование, социальный опыт, педагогизация среды, социально-педагогическая деятельность, социально-педагогические технологии.

FAKHRUTDINOVA RA, FAKHRUTDINOV R. R.SYSTEM OF TEACHER ENSURING SOCIAL FORMATION OF THE IDENTITY OF THE SCHOOLBOY

This article considers the problems of the process of the pupils socialisation. It dictates the neccessity to create the system of pedagogical supplying of this process. The socialisation of the schoolchildren is represented as a process of establishing the relationships between individuals and the society, that provides the enrichment of the social knowledge, formation of the socially oriented motives and the accumulation of social experience of the cooperation between individuals and the environment

Key words: the achievement of personhood; socialisation; pedagogical engeneering; social experience; pedagogisation of the environment; socially-pedagogical activity; socially-pedagogical technologies.

Социокультурные и социально-экономические условия развития общества, инновационные процессы, происходящие в развитии системы образования, оказывают существенное влияние на содержание и характер социализации современных школьников.

В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации в качестве одной из основных задач модернизации системы образования выделяется необходимость адаптации школьников к условиям рыночной среды, т.е. переход рыночных отношений в сферу духовных стал причиной многих проблем социального становления школьника. В этой связи, особую актуальность приобретает поиск способов создания системы педагогического обеспечения социального становления личности школьника в условиях противоречивых процессов социального обновления российского общества.

В динамично развивающемся мире социальное становление современных школьников происходит в условиях многофакторной социальной среды. Социальное становление личности школьника это процесс установления взаимоотношений личности с социумом (обществом и окружающей средой), обеспечивающий обогащение его социальных знаний, формирование социально ориентированных мотивов и накопление социального опыта личностно-средового взаимодействия.

При этом, учитывая, что многие истоки издержек воспитательного процесса лежат в окружающей школу социальной среде, необходимы систематический учет и корректировка тех социальных факторов, которые прямо, либо опосредованно воздействуют на формирование личности школьника. «Открытость школы» к реальным социальным процессам, педагогизация среды, взаимосвязь школы с другими элементами целостной системы являются приоритетными направлениями педагогической науки.

Педагогическое обеспечение процесса социализации личности школьника дает возможность активного приобретения социально и личностно значимого опыта освоения и преобразования окружающей действительности на основе познания способов деятельности и общения, интериоризации социальных отношений и оптимизации способностей и возможностей личности. Следовательно, на современном этапе развития науки назрела необходимость создания системы педагогического обеспечения социального становления личности школьника с учетом социальных реалий, что соотносится с преодолением традиционных смысловых ориентиров социализации, внедрением обновленных социально-педагогических программ, моделей и технологий продуктивного включения школьника в освоение и преобразование окружающего мира.

Проблемы социального становления личности школьника представлены в работах Г.А. Андреева,

A.В.Мудрика [3], Б.Д.Парыгина, Д.И.Фельдштейна и др. Сущность социального становления личности во взаимодействии со средой раскрыты в работах Б.З.Вульфова [1], В.И.Загвязинского, Г.В. Мухаметзяновой,

B.Ш.Масленниковой [2], А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой, В.Д.Семенова, Л.Ю.Сироткина, Т.М.Трегубовой, А.Н.Хузиахметова. Среди зарубежных авторов по разработке данной проблемы важное значение имеют работы Э.Дюркгейма, Т.Парсонса [4], У.И.Томаса, Дж.Коулмена, И.Таллмена, К. Роджерса, Г.Олпорта, К.Молленхауера, Л.Краппмана, Д.Моррисона.

Осуществленный содержательный анализ фундаментальных идей, концепций, направлений педагогической теории и практики позволил определить ориентиры оптимального проектирования системы педагогического обеспечения социализации личности современного школьника, установить новые

связи, зависимости между сторонами изучаемого явления, в рамках которого возможно описать и объяснить успешность данного процесса, что обеспечило определенный пробел в педагогических исследованиях в рамках обозначенной проблемы.

Анализ теоретических подходов позволил нам выделить противоречия между:

- потребностью современного социума в продуктивной социализации школьника, адапти-рованного к новым социально- экономическим условиям, и неспособностью системы образования обеспечить ему возможность приобретения качественно новых личностных и социальных компетентностей в соответствии с новыми реалиями;

- возрастающим стремлением школьника к позитивной социализации, обеспечивающей его интеграцию в общество и неразработанностью системы педагогического обеспечения данного процесса в условиях социокультурного пространства школы, определяющего личностную и социальную траекторию развития личности;

- требованиями педагогической практики в научном проектировании системы педагогического обеспечения процесса социального формирования школьника и недостаточной разработанностью современных форм, средств, технологий социализации, адекватных социокультурной ситуации, потребностям, интересам, склонностям и способностям современных школьников;

Концепция нашего исследования базируется на трех стратегиях: первая стратегия - включение личности в социум (ее социализация, социальное воспитание, социальное формирование, социальное развитие); вторая - "педагогизация" социума (рациональное использование его педагогического потенциала, повышение эффективности его использования в том или ином типе или виде социума); третья стратегия -управление взаимодействием личности и социума на принципах оптимизации в соответствии с целью социально-педагогической деятельности школы.

При этом потребность общества в позитивном социальном формировании субъекта социальных отношений требует смены существующего представления о социализации как традиционно трактуемом стихийном явлении и разработки основ педагогического обеспечения данного процесса. Целенаправленное педагогическое обеспечение социального формирования личности школьника предусматривает интеграцию внешнего-внутреннего, социально-личностного и индивидуально-особенного для преодоления стихийности социализации школьника.

Система педагогического обеспечения социального формирования личности школьника направлена на проектирование новых средств, способов и технологий включения в личностно-средовое взаимодействие на основе целевого освоения социальных знаний, социальных умений, социальных отношений, что определяет накопление опыта самостоятельной социально значимой деятельности, личной ответственности за выбор возможностей творческой самореализации в условиях постоянно изменяющейся социальной ситуации. Социальное формирование личности школьника определяется такими составляющими как: социально-педагогические факторы и условия; закономерности и тенденции; противоречия и трудности; технологии, модели, основные направления и пути повышения эффективности социально-педагогической деятельности школы.

При этом личность, с одной стороны, социально формируется в соответствии с ее индивидуальностью, теми особенностями и возможностями, которые характерны именно для нее (внутренняя личностная обусловленность); с другой — формируется в соответствии с теми социальными условиями, в которых живет и реализует себя как личность (средовая обусловленность); с третьей — ориентирована в социальном воспитании на соответствие требований конкретного общества.

Опытно-экспериментальное исследование включает реализацию общих и специфических технологий социально-педагогической деятельности. Среди общих - технологии социально-педагоги-ческого: диагностирования, оценивания, прогнозирования, моделирования, проектирования. К этой же группе относятся технологии: планирования, реализации целей и ценностных ориентаций, осуществления обратной связи и информационного обеспечения познавательной и преобразовательной социально-педагогической деятельности. В своей совокупности они составляют замкнутый цикл технологического процесса социально-педагогической деятельности. К частным относятся технологии решения задач адаптации и реабилитации, профилактики и компенсации, социально-педагогического обеспечения и мобилизации, коррекции и стабилизации, социально-педагогичес-кого просвещения и пропаганды и др.

Педагогическое обеспечение процесса социального формирования личности школьника строится на предположении о том, что проектирование системы педагогического обеспечения социального формирования школьника способствует его успешной интеграции в систему общественных отношений, если:

- определена методологическая стратегия исследования, обусловленная совокупностью научных подходов (социально-педагогического, личностно ориентированного, деятельностного), позволяющих определить сущностные и целевые ориентиры данного процесса;

- обосновано понятийно-терминологическое поле проектирования системы педагогического

обеспечения социального формирования школьника, дающее целостное представление о содержании, сущностных характеристиках и структуре исследуемого явления;

- разработана концепция системы педагогического обеспечения социального формирования школьника, отражающая основные идеи, закономерности, совокупность принципов, определяющих характер социального формирования личности школьника;

- сконструирована модель системы педагогического обеспечения социализации школьника, содержащая взаимосвязанные компоненты, а именно: целевой, содержательно-функциональный, оперативно-деятельностный и результативный;

- определены педагогические средства обеспечения - социализации школьника, включающие: программу социально ориентированной деятельности школы, модели и технологии, диагностику (диагностические материалы, критериально-оценочный аппарат).

В исследовании мы опирались на труды о социальной сущности воспитания, в которых развитие личности рассматривается в соответствии с совершенствованием социальной среды. Методологическому и теоретическому анализу способствовали философские, социально-педагогические, историко-педагогические концепции, раскрывающие многоаспектный процесс социального формирования личности школьника.

Научная новизна исследования состояла в том, что в работе представлены и обоснованы научно-теоретические основания проектирования системы педагогического обеспечения социального формирования школьника, отвечающие новым социокультурным условиям, а именно: выявлена методологическая стратегия проектирования системы педагогического обеспечения социального формирования школьника в совокупности научных подходов: общеметодологические (диалектический, исторический, политический, культурологический); общенаучные (системный, комплексный, информационный, акмеологический и синергетический) и частно-научные (социологические, педагогические, психологические социально-педагогические, личностно - ориентированный, деятельностный), обусловливающие осуществление комплексного исследованияна гносеологическом, мировоззренческом, логико-гносеологическом, научно-содержательном, технологическом и научно-методическом уровнях;

- разработана концепция проектирования системы педагогического обеспечения социального формирования личности школьника, включающая концептуальные идеи, закономерности, принципы, категории, технологии, модели, основные направления и пути повышения эффективности социально-педагогической деятельности школы и др., обогащающая содержательные основы общей и социальной педагогики;

- разработана модель педагогического обеспечения социализации школьника в совокупности взаимосвязанных структурных компонентов: целевого; содержательно-функционального как совокупность социальных знаний, норм и способов социального взаимодействия школьника в рамках технологического и ресурсного обеспечения); процессуально-деятельностного (включение учащихся в разнообразные виды деятельности в среде), результативного (определяющего объективность, системность и комплексность контроля и оценки эффективности исследуемого процесса в соответствии с разработанными критериями);

- определены педагогические средства обеспечения социализации личности школьника, вклю-чающие программу его социально ориентированной деятельности; технологию социализации школьника в интегративной целостности составляющих: интерактивной, социально-педаго-гиче-ской, оценочно-рефлексивной; диагностический инструментарий (критериально-оценочные материалы), определяющий эффективность системы педагогического обеспечения социального формирования школьника;

- обоснована совокупность педагогических условий эффективности системы педагогического обеспечения социального формирования личности школьника (использование социализирующего потенциала пространства школы, активизация межличностных отношений субъектов социализации; организация социально-педагогического сопровождения социально ориентированной деятельности школьника, реализация социально-педагогической деятельности школы, создании целостного воспитательного процесса с учетом специфики полиэтнической среды (этнокультурных ценностей, культурной идентичности, поликультурности и диалога культур); проектировании оптимальной модели управления в среде формирования личности школьника в рамках взаимодействия школы, семьи и общественности; осуществлении целенаправленной подготовки к социально-педагогической деятельности учителей, социальных работников и педагогов, родителей и представителей местных общин;

- выявлены возможности использования зарубежного опыта социального становления личности школьника в условиях отечественной системы образования на основе их сравнительно-сопо-ставительного анализа.

Научная новизна и результаты решения важной социально- проблемы позволили обосновать теоретический базис системы педагогического обеспечения социального формирования школьника, открывающий перспективное направление научных исследований в рамках общей и социальной педагогики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации, обоснованные в

ходе исследования, позволяют обеспечить успешность процесса социального формирования личности школьника в аспекте определения новых способов продуктивного обновления содержания социального формирования личности школьника.

Литература

1. Вульфов Б.З. Психология и педагогика: учеб. для вузов / [Б. З. Вульфов и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. -М. : ЮРАЙТ : Высш. образование, 2010. - 714 с.

2. Масленникова В.Ш. Педагогическая модель социально-ориентированной личности студента [Текст] : метод. пособие / Рос. акад образования, Ин-т педагогики и психологии проф. образования, Лаб. проф. воспитания и соц. педагогики ; [сост. В. Ш. Масленникова и др.]. - Казань : ИСПО РАО, 2006. - 124 с.

3. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 304 с.

4. Парсонс Т. Система современных обществ/Пер, с англ. Л.А Седова и А.Д. Ковалева. Под ред. М.С. Ковалевой. — М.: Аспект Пресс, 1998.-270с.

1. Vul'fov B.Z. Psihologija i pedagogika: ucheb. dlja vuzov / [B. Z. Vul'fov i dr.] ; pod red. P. I. Pidkasistogo. - M. : JuRAJT : Vyssh. obrazovanie, 2010. - 714 s.

2. Maslennikova V.Sh. Pedagogicheskaja model' social'no-orientirovannoj lichnosti studenta [Tekst] : metod. posobie / Ros. akad obrazovanija, In-t pedagogiki i psihologii prof. obrazovanija, Lab. prof. vospitanija i soc. pedagogiki ; [sost. V. Sh. Maslennikova i dr.]. - Kazan' : ISPO RAO, 2006. -124 s.

3. Mudrik A.V. Socializacija cheloveka: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / A.V. Mudrik - 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2006. - 304 s.

4. Parsons T. Sistema sovremennyh obshhestv/Per, s angl. L.A. Sedova i A.D. Kovaleva. Pod red. M.S. Kovalevoj. — M.: Aspekt Press, 1998.-270s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.