Научная статья на тему 'Система оценки качества образования на основе компетентностного подхода'

Система оценки качества образования на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1828
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ИНДИКАТОРЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковылева Юлия Эдуардовна

В статье раскрываются особенности построения системы оценки качества образования на основе компетентностного подхода в школе, выделены показатели, критерии и индикаторы качества образования, показатели уровня развития ключевых компетенций учащихся II и III ступени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система оценки качества образования на основе компетентностного подхода»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Ковылева Юлия Эдуардовна

заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ СОШ № 1302 г. Москвы

J ^

СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Как построить систему оценки качества образования, способствующую формированию ключевых компетенций у учащихся?

Л_______________________________________________г

Аннотация. В статье раскрываются особенности построения системы оценки качества образования на основе компетентностного подхода в школе, выделены показатели, критерии и индикаторы качества образования, показатели уровня развития ключевых компетенций учащихся II и III ступени.

Ключевые слова: оценка качества образования, критерии, показатели, индикаторы качества образования, ключевые компетенции учащихся, компетентностный подход.

«Мы должны научиться измерять то, что считаем важным, а не то, что легче всего измерить».

Сегодня внимание общества к образованию велико. И это не случайно, ведь именно образование является тем единственным социальным фактором, только через который возможны передача и осуществление основополагающих жизненных ценностей и целей развития общества. Именно оно (образование) позволяет адаптироваться к новым жизненным условиям и ориентирам, непрерывно меняющимся в обществе.

Одной из главных задач образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, предполагающее построение системы оценки качества в образовательном учреждении на основе разработанных в регионах программ.

Программа развития Московской региональной системы оценки качества образования (СОКОМ) предполагает соотнесение показателей качества образования с:

• международными и общероссийскими стандартами и образцами качества образования;

• международными и общероссийскими стандартами содержания и структуры образования;

• международными и общероссийскими индикаторами, средствами контроля качества образования.

Разрабатывая в школе систему оценки качества образования, необходимо ответить на вопросы:

• Что такое образовательные достижения?

• Каковы показатели образовательных достижений?

• Каковы уровни образовательных достижений?

Согласно международным исследованиям TIMSS

и PISA, современное понимание образовательных достижений:

• Освоение предметных знаний и умений

• Умение применять эти знания на практике (в различных ситуациях реальной жизни, не только в контексте учебной дисциплины)

• Овладение междисциплинарными умениями:

- коммуникативными умениями (умения ясно выражать свои мысли устно или письменно, слушать и понимать других, понимать и анализировать прочитанный текст)

- умениями работать с информацией, представленной в различной виде (таблицы, графики и др.),

• Овладение информационными технологиями (умения работать с информацией с помощью компьютера),

• Овладение умениями сотрудничать и работать в группах;

• Овладение умениями учиться и самосовершенствоваться;

• Овладение умениями решать проблемы и др.

Согласно вышеуказанным исследованиям к показателям образовательных достижений относят:

• Интегральные показатели обученности по отдельным предметам (достижение обязательного и повышенного уровней подготовки по предмету);

• Динамику образовательных достижений;

• Уровень сформированности общеучебных умений;

• Уровень сформированности коммуникативных умений;

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

57

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

• Уровень сформированности познавательных интересов;

• Уровень и качество сформированности установок и ценностных ориентаций личности;

• Профессиональное самоопределение.

Наконец, согласно исследованиям TIMSS и PISA,

уровни учебных достижений соответствуют уровням усвоения содержания образования (см. табл. 1).

Таблица 1

Соответствие уровней учебных достижений уровням усвоения содержания образования

Уровни усвоения содержания образования Уровни учебных достижений

Первый уровень: Воспроизведение и запоминание изученного материала различной сложности. 1. Информированность (ориентированность) - усвоение определенного объема знаний, и умение воспроизводить их.

Второй уровень: Применение знаний в знакомой ситуации по образцу с четко обозначенными правилами или на основе обобщенного алгоритма (схемы). 2. Грамотность - способность решать стандартные повседневные задачи, использовать основные способы познавательной деятельности на основе имеющихся предметных знаний и умений.

Третий уровень: Применение знаний в незнакомой ситуации, т. е. творчески (применение в качестве ориентира 3. Компетентность - способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами

На достижение указанных параметров направлена Программа развития Московской региональной системы оценки качества образования (СОКОМ), которая, по мнению ее разработчиков, предусмотрена для реализации права обучающихся и их родителей, педагогических коллективов образовательных учреждений, органов управления образованием всех уровней, институтов гражданского общества, работодателей на получение достоверной информации о состоянии и развитии системы московского образования.

К критериям столичного стандарта качества образования относят:

1. Обоснованность целей, ценностей и содержания образования.

2. Качество обеспечения образовательного процесса.

3. Эффективность и успешность применяемых образовательных технологий, адекватных заявленным целям.

4. Качество освоения каждым учащимся федеральных и региональных компонентов образовательных стандартов.

5. Формирование и реализация индивидуальных запросов обучающихся через программы дополнительного образования.

6. Обеспечение безопасности и здоровья учащихся образовательных учреждений.

7. Система показателей и индикаторов качества московского образования.

Рассмотрим реализацию каждого из указанных критериев в образовательном учреждении.

Критерий «Обоснованность целей, ценностей и содержания образования» определяется социальным заказом, под которым мы понимаем требования программ развития образовательных систем, образовательные запросы учащихся и их родителей, общественное мнение, отраженное в СМИ. Социальный заказ, в свою очередь, определяет Концепцию осуществления образовательного процесса в школе, диктующую приоритетные направления деятельности школы (педагогическое, научно-методическое, экспериментальное, кадровое), реализующиеся через выполнение стратегических, тактических, оперативных целей и задач на разных ступенях обучения.

Критерий «Качество обеспечения образовательного процесса» определяется:

• научно-методической обеспеченностью;

• кадровой обеспеченностью;

• материально-технической обеспеченностью;

• ресурсной обеспеченностью педагогического процесса инновационного типа;

• финансово-экономической обеспеченностью;

• нормативно-правовой обеспеченностью;

• информационной обеспеченностью.

Критерий «Эффективность и успешность применяемых образовательных технологий, адекватных заявленным целям» реализуется через подбор технологий, методов обучения и воспитания, способствующих развития ключевых компетенций у учителей и учащихся, уровень сформированности которых влияет на качество образования. Определяется общим количеством и видами технологий, долей педагогов, эффективно использующих технологии, долей педагогов, прошедших повышение квалификации в этой области, динамикой этих показателей.

При подборе технологий необходимо руководствоваться определенными критериями, наиболее важными из которых мы считаем:

• соответствие целям и задачам обучения и развития школьников:

• соответствие дидактическим целям урока;

• соответствие содержанию темы урока;

• соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом;

• соответствие временным рамкам обучения;

• соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя;

• соответствие способу руководства учебной деятельностью;

• соответствие логике учебного процесса.

Преимущественными технологиями в реализации

компетентностного подхода мы считаем такие технологии как:

S Технологии развивающего обучения;

S Технологии проблемного обучения;

S Технологии разноуровневого обучения;

S Технология «критического мышления»;

S Технология ««Дебаты»;

58

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

S Технология коллективной мыследеятельности;

S Информационно-коммуникационные технологии;

S Технологии обучения в сотрудничестве.

Преимущественными методами в реализации ком-петентностного подхода, на наш взгляд, являются интерактивные методы, такие как:

S мозговой штурм,

S ролевые игры,

S учебные деловые игры,

S исследовательские и проектные методы,

S анализ конкретных проблемных ситуаций и другие.

В процессе интерактивного общения в парах, группах, между группами у учащихся формируются:

• знания, в том числе и собственное мнение по тому или иному событию, явлению,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• активная жизненная позиция,

• творческие способности;

• развивается речь,

• чувство ответственности за общее дело,

• систематизируются, анализируются и корректируются представления и т. п.

Основой деятельности учителя является личностноориентированный подход, заключающийся в:

- гуманной педагогической позиции;

- ценностном отношении к учащемуся, творчеству;

- создании культурно-информационной и предметно-развивающей среды;

- владении методикой и основами различных образовательных технологий;

- нацеленном развитии индивидуальности учащегося.

Критерий «Качество освоения каждым учащимся федеральных и региональных компонентов образовательных стандартов» определяется тремя уровнями:

Предметный уровень - обученность, ситуационное поведение, способность к осмысливанию и оцениванию, творческие успехи (реализуется через результаты промежуточной аттестации, результаты итоговой (государственной аттестации), ЕГЭ).

Метапредметный уровень - исследовательская, коммуникативная, социально- правовая, информационная компетенции (реализуется через результативность участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, уровень развития познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся).

Личностный уровень - компетенция в следующих сферах деятельности: самостоятельной, гражданской, социально-трудовой, бытовой и культурно-досуговой (реализуется через уровень развития мотивации деятельности и достижений учащихся, личностный рост).

Критерий «Формирование и реализация индивидуальных запросов обучающихся через программы дополнительного образования» определяется, по нашему мнению, ориентациями общего и дополнительного образования, дополняющими друг друга (см. табл. 2).

Таблица 2

Ориентации общего и дополнительного образования

Общее образование Дополнительное образование

Построение научно-рациональной картины мира и способов нормативно целесообразной деятельности. Раскрытие ценностно-смысловой компоненты этого мира и развитие самодеятельности детей.

Усвоение предметных знаний и способов их употребления. Раскрытие личных интересов и склонностей, где учебные предметы - лишь одно из средств раскрытия

Освоение возрастно-нормативного пространства. Построение пространства саморазвития.

Социализация детей, формирование социально-адаптированной личности. Индивидуализация, «выращивание» свободной, самобытной личности.

Типологизирующее, моновозрастное образование; ориентация на социальногрупповые нормы развития. Поливозрастное образование; ориентация на личностные нормы, обеспечивающие индивидуальные траектории развития.

Опора на общечеловеческий опыт познания. Опора на личный опыт практической жизнедеятельности ребенка

Адаптирующее и корректирующее образование Развивающее и реабилитирующее образование

Критерий ««Обеспечение безопасности и здоровья учащихся» определяется:

• Общим количеством и динамикой травматизма детей во время пребывания в школе;

• Анализом данных мониторинга состояния здоровья учащихся всех возрастных групп по основным видам заболеваний;

• Нормативно-правовой базой безопасности образовательного пространства;

• Кадровым, материально-техническим обеспечением и качеством преподавания предмета ОБЖ;

• Проведением практических мероприятий, формирующих способность учащихся и педагогов к действиям в экстремальных ситуациях.

Критерий ««Система показателей и индикаторов качества образования».

Необходимость выработки системы оценки диктуется тем, что практика показывает, что цели обучения формулируются очень широко и допускают различную трактовку со стороны учителей: дать прочные знания основ наук, сформировать логическое мышление, познавательную активность учащихся, мировоззрение и т. п. В зависимости от целей отличается и объект контроля. Для одних учителей - это фактический материал, который усвоили школьники, для других -способность применить знания на практике, для третьих - способность переносить знания на решение новых задач и т. д. Соответственно оцениваются различные стороны ответа и, зачастую, у каждого учителя разрабатывается своя система проверки и оценки знаний.

Используемые нами показатели, критерии и индикаторы приводятся в таблице 3. Для построения полной системы оценки качества образования мы выделяем и показатели сформированности ключевых компетен-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

59

__________ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫеПЛОЩАДКИ_______________________________________________

ций на каждой ступени обучения, приведенные в таблицах 4,5. За основу мы принимаем классификацию ключевых компетенций по А. В. Хуторскому.

Таблица 3

Показатели, критерии и индикаторы качества образования

Показатель - результат, по которому определяется успешность (неуспешность) УВП Критерий - признак, на основании которого производится оценка Индикатор - инструментарий, с помощью которого измеряется признак

Образовательные достижения учащихся по предметам ■/ Фактический запас знаний по предметам; ■/ Уровень сформированности предметных умений; ■/ Уровень сформированности общеучебных умений; ■/ Темп продвижения в освоении знаний и формировании умений. Отметка по балльной шкале, требования и нормы которой индивидуальны и различны, построены на сравнении ученика с ним самим

Динамика образовательных достижений ■/ Легкость освоения материала (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от работы); ■/ Гибкость в переключении на новые способы и приемы работы; ■/ Личностное продвижение ученика Анкетирование + психологическое тестирование.

Отношение к учебным предметам -/ Мотивация деятельности и достижений ученика По методике Н. В. Немовой

Уровень сформированности ключевых (надпредметных) компетентностей Рассматривается ниже

Удовлетворенность образованием ■/ Сохранность контингента учащихся; ■/ Отношение участников образовательного процесса • Анализ статистических данных по сохранности контингента учащихся; • Анкетирование участников образовательного процесса

Степень участия в образовательном процессе ■/ Активная работа на уроке; ■/ Участие во внеурочной работе; ■/ Пропуски занятий и др. Анализ статистических данных по школе

Дальнейшее образование и карьера выпускника Поступление выпускников в ВУЗы; Трудоустройство выпускников; Карьера выпускников Анализ статистических данных по школе

Цена достижения образовательных результатов Усилия всех участников образовательного процесса, т. е. нагрузка Нагрузка учащихся Валеологическая кривая расписания; Объем домашних заданий Нагрузка учителя Удовлетворенность расписанием; Необходимость повышения квалификации; Удовлетворенность зарплатой

Таблица 4

Показатели сформированности ключевых компетенций выпускника II ступени

Ключевые компетенции Показатели

Мировоззренческие компетенции знание и соблюдение традиций школы; овладение приёмами самовоспитания; патриотизм; готовность отвечать за свои поступки и действия; осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я»; ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения;

Когнитивные компетенции овладение приёмами самообразования; сформированность умения развивать и управлять познавательными процессами личности; сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей

60

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

экспериментальные площадки продолжение табл. 4

Ключевые компетенции Показатели

Коммуникативные компетенции активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы; способность адекватно действовать в ситуации выбора; овладение навыками неконфликтного общения; готовность бороться за свою честь и честь коллектива

Оргдеятельностные компетенции умение планировать, готовить и анализировать коллективное творческое дело; осуществление индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе

Креативные компетенции развитие устойчивых интересов; выбор области приложения и апробация творческих возможностей; способность видеть и понимать гармонию и красоту

Таблица 5

Показатели сформированности ключевых компетенций выпускника III ступени.

Ключевые компетенции Показатели

Мировоззренческие компетенции эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию и самовыдвижению; принятие и выполнение общепринятых норм поведения; способность сделать правильный нравственный, социальный и политический выбор; восприятие жизни как наивысшей ценности.

Когнитивные компетенции способность к активной познавательной деятельности; информационный кругозор; гибкое мышление; потребность применять знания на практике; стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию; готовность к профессиональному самоопределению

Коммуникативные компетенции устойчивая адекватная самооценка; самоконтроль; сформированность индивидуального стиля общения; овладение разнообразными коммуникативными умениями и навыками; культура речи; социальная закалённость, активность

Оргдеятельностные компетенции способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснять; умение понять цель и организовывать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление, самоанализ и самооценка

Креативные компетенции творческое отношение к собственной жизни; потребность в самоопределении; наличие достижений в одном или нескольких видах деятельности; творческое мышление; эстетический кругозор, эстетический вкус

Нами были выделены критерии и диагностические средства ключевых компетенций (таблицы 6-9).

Таблица 6

Мировоззренческие компетенции

Критерии Диагностические средства

Нравственная воспитанность учащихся диагностика уровня воспитанности (по методике Шиловой М. И.) определение сформированности ценностных ориентаций (по методике Рокич М. Н.)

Социальная зрелость выпускников школы методика выявления уровня социальной зрелости выпускников (Кожевникова Т Н.)

Состояние здоровья статистический медицинский анализ состояния здоровья

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

61

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Когнитивные компетенции

Таблица 7

Критерии Диагностические средства

Сформированность интеллектуального потенциала личности статистический анализ успеваемости определение уровня умственного развития учащихся (методика Ясюковой Л. А, ГИТ, ШТУР) нейропсихологическая диагностика определения доминирующего полушария головного мозга (тест Павлова И. П.)

Профессиональная ориентация тест Д. Голланда на определение типа личности методика «Определение склонностей» (Л. А. Йовайши) тест «Способности школьника» (Гаврилин А.В, Новикова Л. И.) «Опросник для определения сферы предпочтительных интересов у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Сформированность мотивационного компонента личности определение ведущей деятельности, мотивации (Лусканова Н. А.) методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Коммуникативные компетенции

Таблица 8

Критерии Диагностические средства

Сформированность коммуникативных умений личности тест «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей» (Ясюкевич Н. В.) тест «Межличностная диагностика стиля взаимодействия» (К. Томас) тест «Уровень конфликтности личности» (Фадеева Е. И.)

Типы характера тест-опросник Кеттела Р тест-опросник Шмишека

Сформированность лидерского потенциала тест «Жизнь, которую выбирают» (Шутова В.) самооценка лидерских качеств (Тихомирова Е.) анкета «Кто я: ведущий или ведомый?» (Шутова В.)

Уровень развития классных коллективов социометрия тест уровня сотрудничества в классе (Евсеева О. Л.) диагностика участия в школьных мероприятиях

Креативные компетенции

Таблица 9

Критерии Диагностические средства

Самоактулизированность личности ребёнка портфолио учащихся метод анализа личностных достижений

Развитость креативных способностей педагогическое наблюдение мониторинг диагностика творческих способностей (тест творческого мышления Э. Торренса)

Применение разработанной системы оценки качества образования на основе компетентностного подхода дает возможность отслеживать различные показатели качества образования и при необходимости своевременно проводить коррекционную работу.

В заключение хотелось бы сказать, что создание целостной системы оценки качества образования на основе компетентностного подхода позволяет повысить уровень образования учеников, уровень сформирован-ности у них ключевых компетенций. И, кроме того, данная система способствует построению системы ВШК как системы управления качеством образования, в которой внимание уделяется не только качеству результатов, но и качеству процессов, объектом управления является не УВП, а личность учащегося и учителя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Воровщиков С.Г Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности учащихся / С.Г Воровщиков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010 - №1.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. - №2.

3. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №1.

4. Новиков А.М. Виды деятельности и процесс учения / А.М. Новиков // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009 - №6.

5. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения / А.С. Сиденко // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №1.

6. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: главная страница / А.С. Сиденко // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №2.

7. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности / Е.А. Сиденко // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №3.

62

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №1, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.