СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДИНАМИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
© Лищук А.А.*
Санкт-Петербургкий государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург
В статье предложен подход к формированию метрики индикаторов устойчивого развития предпринимательских структур на примере нефтяной компании.
Ключевые слова устойчивость, индикаторы устойчивости, стратегическая устойчивость.
Достижение устойчивости функционирования любой предпринимательской структуры является стратегической целью менеджмента компании. Традиционно устойчивость рассматривалась только с финансовых позиций, но в последнее время понимание устойчивости не только стало комплексным (устойчивость как общая характеристика системы управления предприятием), но и вышла за рамки одной фирмы. Современные бизнес-модели заставляют изучать устойчивость всей цепочки создания ценности, формируя стратегические сети [1].
В самом общем виде устойчивость предпринимательской структуры определяется ее способностями к воспроизводству своей деятельности, точнее к расширенному воспроизводству, для обеспечения дальнейшего развития и совершенствования деятельности. Это условие устойчивости можно формализовать следующим образом:
ВР = ПИ + П,
где ВР - выручка от реализации продукции, работ, услуг, руб.;
ПИ - полные издержки на функционирование предпринимательской структуры, руб.;
П - прибыль, руб.
Поскольку предпринимательская структура работает в рыночных условиях, то ее выручка зависит от внешних факторов, а именно от спроса, который определяет не только объемы продаж, но и цены. Следовательно, следует связывать возможную выручку с такими параметрами как объем рыночного спроса, рыночные цены, а также уровень конкурентоспособности фирмы. Конкурентоспособность предпринимательской структуры можно в данном случае выразить через показатель рыночной силы или рыночной доли компании.
* Докторант кафедры Маркетинга, кандидат экономических наук.
С х Ц х РД / 100 = ИД + НР + П,
где С - объем рыночного спроса в физическом выражении;
Ц - рыночная цена продукции (ресурса);
РД - рыночная доля фирмы, %;
ИД - издержки добычи ресурса;
НР - накладные расходы;
П - прибыль.
Данное уравнение характерно для нефтяной компании, поскольку важное значение имеют издержки по добычи нефти, которые в основном и определяют уровень полных издержек.
Очевидно, что влиять на уровень спроса и уровень цен компания не может, эти факторы являются неконтролируемыми и имеют стратегический характер для устойчивости фирмы. Если на рынке существует благоприятная конъюнктура, то компания может не заботиться о своей эффективности, поскольку скорее всего высокий спрос и высокая цена обеспечат ей покрытие даже непроизводительных издержек.
Но в условиях неблагоприятной конъюнктуры рынка и высокой рыночной конкуренции компания должна обеспечить эффективное функционирование всех элементов внутренней среды для достижения максимально низких полных издержек, что повлияет на ее конкурентоспособность, то есть отразится на рыночной доле и обеспечит максимально возможный объем продаж, обусловливающий размер прибыли (рентабельности). Следовательно, необходимо более тщательное изучение внутренней среды и выявление внутренних факторов, обеспечивающих устойчивость предпринимательской структуры на рынке.
Предложенный общий подход, однако, рассматривает только экономическую устойчивость предпринимательской структуры.
В противовес этому концепция устойчивого развития социально-эколо-го-экономических систем ориентирует использовать подход к формированию критериев устойчивого развития предпринимательской структуры с учетом трех основных аспектов эффективности деятельности компании: экономической устойчивости и эффективности, социальной и экологической. При этом использование в качестве условий устойчивого развития социальной и экологической эффективности предпринимательской структуры полностью соответствует современным тенденциям развития предпринимательства во всех сферах деятельности.
Целевые установки предпринимательской структуры, ориентированной на устойчивое развитие:
- основной целью любой предпринимательской структуры является повышение ее рыночной стоимости, а также рыночной капитализации для обеспечения интересов ее акционеров;
- компания должна обеспечить удовлетворение потребностей своих потребителей с учетом складывающейся рыночной конъюнктуры;
- при выборе способов и технологий, обеспечивающих процессы производственно-хозяйственной деятельности компании, рыночные факторы являются определяющими, то есть компания должна оптимизировать свои затраты, выбирая наиболее эффективные управленческие решения;
- важнейшей задачей является обеспечение безопасности и надежности поставок ресурсов и производства социально безопасных и экологически чистых продуктов и услуг;
- в связи с ростом государственного регулирования по защите окружающей среды и безопасности труда и жизни людей, компания должна соблюдать нормативы выбросов, а также обеспечить возмещение ущерба, наносимого окружающей среде;
- компания должна заботиться о своих сотрудниках, развивая социальную политику и используя современные методы и инструменты управления персоналом;
- являясь публичной компанией (акционерным обществом), следует активно продвигать корпоративный бренд и формировать его позитивный имидж в обществе.
Под индикаторами устойчивости предпринимательской структуры понимается совокупность плановых критериев (нормативов) или показателей, характеризующих устойчивое состояние компании, то есть ее способность выполнять свои цели и стратегии при воздействии внешних и внутренних возмущений. Наиболее адекватным подходом для формулирования индикаторов устойчивости является методология построения системы сбалансированных показателей (ССП), которая в последнее время широко распространилась в сфере стратегического управления. По мнению создателей этой системы, ССП дополняет системы финансовых параметров уже свершившегося прошлого системой оценок перспектив [2].
Сбалансированной такая система считается благодаря тому, что в ней объединены показатели: количественные и качественные; тактические и стратегические; финансовые и нефинансовые; характеризующие цели и процессы; относительные и абсолютные. ССП практически полностью отражает основные аспекты, связанные с устойчивостью компании, поскольку содержит практически все элементы, способствующие контролю за нормальным (устойчивым) функционированием адаптивной системы (предпринимательской структуры). Так, основой устойчивости по ССП признается финансовая устойчивость, которая обеспечивает привлекательность компании для ее акционеров.
При всех имеющихся преимуществах ССП она имеет большой недостаток с точки зрения объективной и полной оценки устойчивости предприни-
мательской структуры: она практически никак не отражает внешние факторы, воздействующие на фирму (помимо характеристик клиентов). Помимо этого ССП не работает с динамическими показателями. Для оценки устойчивости, которую мы понимаем как динамическую, важнейшим принципом является оценка динамических показателей.
Для обоснования подхода к разработке индикаторов динамической устойчивости, следует сформулировать требования к системе ее оценки.
1. Система индикаторов должна включать показатели, характеризующие динамику внешней и внутренней среды.
2. Показатели должны отражать динамику изменений, а не статику или уровень на определенный момент времени. Следовательно, все показатели устойчивости должны быть рассчитаны как динамические -в виде показателей прироста / падения их фактических значений к плановым.
3. Каждый показатель должен иметь пределы допустимых колебаний, уровень которых позволит определять степень устойчивости или уровень запаса устойчивости (низкий, нормальный, высокий). Следовательно, необходимо рассчитывать коэффициент вариации каждого показателя в конце года, используя его помесячные или поквартальные значения для определения уровня запаса устойчивости.
Коэффициент вариации может изменяться от 0 до 100 %. Чем больше коэффициент вариации, тем сильнее колеблемость (меньше устойчивость). Принята следующая качественная оценка различных значений коэффициента вариации, которая может быть положена в основу определения уровня запаса устойчивости показателя (табл. 1).
Таблица 1
Уровень колеблемости и запас устойчивости
Значение коэффициента вариации, % 0 < V < 10 10 < V < 25 V > 25
Принятый уровень колеблемости Слабая колеблемость Умеренная колеблемость Высокая колеблемость
Уровень запаса устойчивости показателя Высокий запас устойчивости Нормальный запас устойчивости Низкий запас устойчивости
Таким образом, по каждому показателю возможны четыре значения: прирост по плану; прирост по факту; вариация по факту; уровень запаса устойчивости.
1. Показатели должны быть относительными, поскольку они отражают долгосрочный аспект эффективности.
2. Предлагаемую систему индикаторов динамической устойчивости следует рассматривать в рамках стратегической метрики показателей.
Понятие стратегической метрики показателей динамической устойчивости предпринимательской структуры необходимо для того, чтобы оцени-
вать долгосрочную устойчивость бизнеса и его конкурентоспособность в перспективе.
Стратегическая метрика динамической устойчивости - это система относительных показателей, характеризующих динамику внешних и внутренних факторов, определяющих способность предпринимательской структуры осуществлять принятую стратегию развития. За базовую основу стратегической метрики примем ССП, но расширим ее за счет включения показателей динамики внешней среды (рис. 1).
УСТОЙЧИВОСТЬ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ: показатели прироста ■ коэффициент вариации
уровень запаса устойчивости
УСТОЙЧИВОСТЬ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ФИРМЫ
- показатели прироста
- коэффициент вариации
- уровень запаса устойчивости
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ - показатели прироста ^Т"- коэффициент вариации
уровень запаса устойчивости
УСТОЙЧИВОСТЬ БИЗНЕС-
ПРОЦЕССОВ показатели прироста коэффициент вариации уровень запаса устойчивости
УСТОЙЧИВОСТЬ КОМПЕТЕНЦИЙ показатели прироста коэффициент вариации уровень запаса устойчивости
Рис. 1. Структура стратегической метрики динамической устойчивости предпринимательской структуры по типам показателей
Включение в метрику устойчивости факторов внешней среды позволяет оценивать устойчивость с системных позиций и превентивно управлять устойчивостью. Конкретные показатели устойчивости должны быть разработаны для каждого предприятия в отдельности в соответствии со стратегией развития и должны быть дифференцированы по предложенным типам (показатели прироста, вариации, запаса и т.п.).
Список литературы:
1. Юлдашева О.У, Багиев Г.Л., Прокопцов В.Е. Стратегические сети -современные организационные формы совместного предпринимательства и построения цепочек создания ценности // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2013. - № 2 (80). - С. 49-55.
2. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - 2-е изд. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. - С. 12.