Научная статья на тему 'Система органов центрального управления Российской империи в первой половине XIX в'

Система органов центрального управления Российской империи в первой половине XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
6141
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / РЕФОРМА УПРАВЛЕНИЯ / КОМИТЕТ МИНИСТРОВ / ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ / МИНИСТЕРСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аджиева Зинхар Исмаиловна, Дармилова Элла Николаевна, Чомаева Зухра Манафовна

В данной статье проведен анализ реформы в сфере государственного управления, которая заключалась в учреждении императором Александром I Комитета министров и наделении его властными функциями по управлению различными сферами деятельности государства. В статье отражены предпосылки к его созданию, непосредственно сам процесс создания, а так же проанализированы его полномочия, состав, регламент работы, и, определено его место в структуре государственных органов власти в России в первой половине XIX века. Создание Комитета министров, по мнению авторов, определило вектор развития органов управления страной на длительное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Аджиева Зинхар Исмаиловна, Дармилова Элла Николаевна, Чомаева Зухра Манафовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система органов центрального управления Российской империи в первой половине XIX в»

УДК 342.553

Аджиева Зинхар Исмаиловна

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного муниципального управления и права Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии adzhiv@mail.ru

Дармилова Элла Николаевна

кандидат исторических наук, доцент

кафедры философии и гуманитарных -

-

технологической академии Leilochka00@mail.ru

Чомаева Зухра Манафовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры государственного муниципального управления и политологии Карачаево-Черкесского государственного университета имени УД. Алиева chomaeva_z@mail.ru

Zinhar I. Adzhieva

candidate of historical sciences, associate professor of state municipal management and right The North Caucasian state humanitarian and technological academy adzhiv@mail.ru

Ella N.Darmilova

candidate of historical sciences, associate professor departments of philosophy and humanitarian disciplines North Caucasian state humanitarian technological academy Leilochka00@mail.ru

Zuhra M. Chomaeva

candidate of pedagogical sciences, associate professor departments of the state municipal managements and political science of Karachaevo -The Circassian state university of name U.D. Aliyeva chomaeva_z@mail.ru

Система органов

центрального управления российской империи в первой половине xix в.

System of bodies of the

CENTRAL MANAGEMENT OF THE RUSSIAN EMPIRE IN THE FIRST HALF OF THE 19th CENTURY.

Аннотация. В данной статье проведен анализ реформы в сфере государственного управления, которая заключалась в учреждении императором Александром I Комитета министров и наделении его властными функциями по управлению различными сферами деятельности государства. В статье отражены предпосылки к его созданию, непосредственно сам процесс создания, а так же проанализированы его полномочия, состав, регламент работы, и, определено его место в структуре государственных органов власти в России в первой половине XIX века. Создание Комитета министров, по мнению авторов, определило вектор развития органов управления страной на длительное время.

Ключевые слова: государственная власть, реформа управления, Комитет министров, исполнительная власть, компетенция, Государственный совет, министерство.

Annotation. This article analyses the reforms in public administration, which was the establishment of the Emperor Alexander I of the Committee of Ministers and to give him the power management functions of different areas of the country. The article describes the preconditions for its creation, the process of creation, as well as analysed its powers, composition, rules of procedure, and identifies its place in the structure of state bodies of power in Russia in the first half of the nineteenth century. The establishment of the Committee of Ministers, according to the authors, determined the vector of development of the bodies for a long time.

Keywords: State power, governance reform, the Committee of Ministers, the Executive authority, the competence, the state Council, the Ministry.

После распада СССР в России назрела острая необходимость в реформировании системы управления государством. Реформы,

начавшиеся очень активно, продолжаются и в . -

альность приобретает изучение опыта реформ,

проведенных в России на различных этапах ее . -

шения, которые помогут не совершать ошибки, допускавшиеся при реформировании системы управления государством на различных этапах развития нашей страны.

Период начала правления Александра I и момент обретения Россией независимости, после распада СССР, разделяет около 200 лет. Но данные отрезки истории очень схожи между собой. Пришедший к власти Александр I, понимал, что реформа государственной власти, является одной из важнейших задач, стоящей перед ним. Несмотря на то, что не все его замыслы, направленные на реформу государственной власти в России были реализованы, созданная им система государственных органов просуществовала до начала XX века [4].

С момента реформирования система государственного управления страной претерпела не. -. -ператор. Также, существовал совещательный орган, которым являлся Непременный совет, реформированный в начале XIX века и переименованный в Государственный совет. В его работе принимали участие лица, приближенные к

императору. Должности председателя Государ, -

председателя занимали лица, также назначае-. -

ственный Совет подразделялся на департамен-

,

сфер общественной жизни в стране. Так, основной функцией Департамента законов, являлась функция по подготовке законов. Департамент военных дел осуществлял функции, связанные с повышением обороноспособности страны. Департамент экономики осуществлял функции по развитию экономических отношений в стране. Департамент гражданских и духовных дел имел .

,

государственных органов между собой, обще, -

ковной жизни, и т.д. По мере необходимости, если возникала соответствующая политическая или экономическая ситуация, могли создаваться

. -ляется создание Департамента дел Царства Польского [1].

В результате в XVIII веке в стране возникла острая необходимость в образовании в структуре

высших органов государственной власти высше-- -

ния. Также, в этот период происходят процессы, связанные с формированием, а в последующем и становлением коллективных совещательно-административных органов в стране, которые прошли путь от неофициальных (личных при главе государства совещаний) к осуществляющим свою деятельность официально и внесенным в структуру государственного управления органам. Созданный в начале XIX века Комитет министров, являлся именно таким государствен.

1802 год является годом создания министерств. Первоначально было создано восемь министерств. Они были призваны регулировать общественные отношения в важнейших сферах жизни страны. Так, были созданы Министерство военных сухопутных сил, Министерство морских

сил, Министерство иностранных дел, Министер-

, ,

, -

ции и Министерство народного просвещения.

, -

туе ведущего органа власти, также было образовано в данный период развития страны. Одним из существенных различий вновь созданных министерствам от действующих до указанного времени коллегий являлось то, что на министров было возложена личная ответственность за организацию работы в возглавляемом ими мини.

Образование Комитета министров напрямую связано с созданием министерств. На практике Комитет министров являлся совещанием при Императоре. В его заседаниях участвовали руководители ведущих отраслей, входящих в структуру государственного управления. К Компетенции комитета министров относилось следующее:

во-первых, рассмотрение проблем государственного управления;

во-вторых, рассмотрение докладов, предоставляемых императору по проблемам, касающимся

;

- , -

чий по управлению страной в случаях не нахождения императора вне столицы.

Несмотря на то, что Комитет министров функционировал как орган оперативного управления исполнительно-распорядительной деятельностью в стране, его работа, в ходе которой происходило рассмотрение проблемных вопросов,

позволяла улучшить эффективность государ.

существовала форма управления государством в виде абсолютизма, в связи с чем, Комитет министров был совещательным органом, на заседаниях которого рассматривались насущные вопросы государственного управления. Однако, права принимать решения, по рассматриваемым вопросам, комитет не имел. Он лишь вносил предложения по рассматриваемым вопросам, а решения по ним принимал исключительно император. Непосредственно, с начала своего существования, Комитет министров выполнял функции высшего административного органа нашей страны. Таким образом, им был отодвинут на второй план Сенат, что в итоге отразилось на

изменении его компетенции. Являясь, совеща-

, ,

согласования которых была необходима совместная деятельность нескольких министров, на

заседаниях комитета обсуждались как действи-, -

,

. 20 1812 . -дром I было утверждено «Учреждение Комитета министров». Указанным документом Комитет министров наделялся властью по разрешению дел, связанных с государственным управлением. Замещение должностей председателя Государственного совета и председателя Комитета ми-

нистров осуществлялось одним лицом. Это было сделано для повышения эффективности взаимодействия, при осуществлении функций, связанных с реализацией основных направлений

государственной деятельности: исполнительного

.

министров сосредотачивал в своих руках всю полноту исполнительной власти во время нахождения императора вне столицы. Канцелярия Комитета министров выполняла функции по делопроизводству и подготовке дел для последующего их рассмотрения на заседаниях Коми.

империи 1832 г. определялось: «Дела, к высшему государственному управлению относящиеся, рассматриваются в Комитете министров» и «Комитет сей составляют под председательством

лица, особенно назначаемого к сему от Импера-, -

ментов Государственного совета, министры и главноуправляющие разными отдельными частями, принадлежащими к общему министерскому устройству» [4]. На начальном этапе организация работы Комитета министров находилась на крайне низком уровне. 4 сентября 1805 г. нормативно был установлен регламент работы правилами, установленными императором, в связи с его отъездом из Санкт-Петербурга. Согласно данным правилам, собрания Комитета

министров осуществлялись с председатель-

« , ,

четырех собраний Комитета». Были выделены

следующие категории дел. Во-первых, это были

,

только в полномочиях императора, и по которым Комитет министров подготавливал доклады. Во-вторых, это были категории дел, которые рассматривались по инициативе какого-либо мини-« ».

И в третьих, проводилось рассмотрение текущих дел, во время отсутствия императора. По данным делам решения принимались большинством

голосов с обязательным докладом императору.

, -

ний, а также порядок составления журнала (протокола) заседания, где должно быть изложено краткое содержание рассматриваемых вопросов и мнений по данным вопросам, высказываемых министрами [2].

,

,

,

для утверждения императору. Существовал порядок, согласно которому решения, принимаемые Комитетом министров, не исполнялись, пока данное решение не будет утверждено императором. Заключения, принимаемые Комитетом единогласно или большинством голосов, записывались в журнал, куда, также записывались мнения, высказываемые министрами при обсуждении. Далее, заключение предоставлялось на утверждение императору. Решение, которое принималось императором по результатам рассмотрения представленного заключения, доводилось до членов Комитета. В случае необходимости, они могли быть обнародованы. С этого , -

,

законную силу и было обязательным для испол-.

зрения были приравнены к законам.

,

системе государственного управления, характе-

,

заседаниях. Так, членами комитета рассматривались вопросы организации управления страной, в целом. К ним, например, относились опросы военного ведомства, при решении которых было необходимо взаимодействие с иными министерствами, а также в случае, если данные вопросы затрагивали интересы гражданского управления. Кроме того, на заседаниях Комитета рассматривались вопросы в сфере иностранных .

,

дел в возглавляемых ими ведомствах, а также доклады губернаторов о состоянии дел на возглавляемых ими территориях. Не оставались в

стороне от рассмотрения на заседаниях Комите-, -

ных территорий, с управлением и вопросы, связанные с состоянием и развитием коммуникаций, в т.ч. почтовой связи, путей сообщения и т.д. Отдельным направлением деятельности Комитета министров являлось рассмотрение вопросов, связанных с функционированием государ.

деятельности, вопросы развития которой рас,

страны. Комитетом рассматривались вопросы, связанные: с изменением налогов, обеспечением населения продовольствием, недопущение

голода, функционирование акционерных об,

обществ на территории страны, обращением денег, а также развитие отдельных отраслей: торговли, промышленности, сельского хозяйства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и т.д. Еще одной сферой государственного

,

, -

, -

щественного порядка и общественной безопасности, а так же соблюдение цензуры. Комитет в своей деятельности затрагивал и сферу судопроизводства. Так, в его компетенцию входило принятие решений о предании суду. Также, он выступал в качестве аппеляционной инстанции при рассмотрении некоторых категорий дел, как уголовных, так и гражданских [3].

В состав Комитета министров входили лица, входящие в состав высшей бюрократии страны, которую возглавлял император. Первоначально император присутствовал на всех заседаниях Комитета, где председательствовал. В дальнейшем, в случае его отсутствия по каким-либо причинам, председательствующим являлся кто-либо из министров в порядке очередности, начиная с лица, имеющего наивысший чин, но не более четырех раз подряд. Затем, должность председателя занимал Государственный канц-. 20 1812 . Комитета министров и председателя Государственного совета занимало одно лицо. Состав Комитета министров постоянно менялся. Первоначально в состав Комитета входили министры и

их товарищи, затем, при рассмотрении на заседаниях комитета дел, представляющих особую важность, стали присутствовать председатели де-

. 1812 .

начата практика введения в состав Комитета лиц, которые не являлись руководителями государственных органов. При Николае I в состав Комитета министров стал входить ряд руководителей государственных органов. Также, на заседания Комитета могли приглашаться по вопросам деятельности своих ведомств Обер-прокурор Синода, Статс-секретарь Царства Польского. С 1840 года в его состав стал входить Великий князь Александр Николаевич, который являлся наследником престола и в Комитете представлял правящую династию. Важную роль

играли управляющие делами [6]. Следователь,

постоянно менялся в сторону увеличения[8].

, -

дарственной власти перед государством стояла задача создания новой ветви власти - исполни-

Литература:

1. . . -ных учреждений дореволюционной России. М., 1960. С. 23-27.

2. . .

государства в 1800-1850-е гг.; деятели, ццеи, институты. Екатеринбург, 2005. С. 122-125.

3. . . . Политическая борьба в России в начале 19 в. М., 1989. С. 89-91.

4. Коркунов Н.М. Комитет министров // Сборник статей. СПб., 1898. С. 32-35.

5. . . -го права. СПб., 1909. С. 78-82.

6. . . -ности Комитета министров. СПб., 1909. С. 90-95.

7. . . . Политическая борьба в России: в начале XIX в. М. : Наука, 1989. С. 105-109.

8. . . : -вочник / Л.В. Жукова, Л .А. Кацва. М. : 2013. С. 87-91.

тельной, построенной на основе правового закрепления ее полномочий в сфере административной деятельности и законодательного разграничения полномочий этой ветви власти с другими властями. И Комитет министров являлся

одним из главных органов высшего государ. -

тельные функции при реализации исполнитель, .

Императором же и принимались решения по вопросам государственного управления. Незначительная часть вопросов государственного управления, не имеющих большого значения, разрешалась непосредственно Комитетом министров. К положительным результатам его деятельности можно отнести то, что при осуществлении руководства страной, стали появляться элементы коллективного обсуждения возникающих проблем и коллективной выработки принимаемых решений. Также, возросли уровень и качество взаимодействия между различными министерствами как на стадии выработки решений, так и на стадии их реализации.

Literature:

1. Eroshkin N.P. Essays on the history of public institutions of pre-revolutionary Russia. M., 1960. P. 23-27

2. Kodan S.V. Legal policy of the Russian state in the 1800's-1850s; figures, ideas, institutions. Ekaterinburg, 2005. S. 122-125.

3. Mironenko S.V. Autocracy and reform. The political struggle in Russia in the early 19th century, M., 1989. P. 89-91.

4. Korkunov N.M. The Committee of Ministers // A collection of articles. SPb., 1898. S. 32-35.

5. Nolde B.E. Essays in Russian state law. SPb., 1909. P. 78-82.

6. Sertonin S.M. Historical review of the activities of the Committee of Ministers. Saint-Petersburg, 1909. P. 90-95.

7. Sergey Mironenko Autocracy and reform. Political struggle in Russia in the early nineteenth century. M. : Nauka, 1989. S. 105-109.

8. Zhukova L.V. Russian History in dates: reference book / L.V. Zhukova, L.A. Katsva. M. : 2013 . S. 87-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.