Научная статья на тему 'Система организации современной пресс-службы в России'

Система организации современной пресс-службы в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1486
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Жорова Ю. В.

В статье предпринята попытка анализа работы современной государственной пресс-службы в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система организации современной пресс-службы в России»

СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРЕСС-СЛУЖБЫ В РОССИИ

© Жорова Ю.В.*

Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета, г. Санкт-Петербург

В статье предпринята попытка анализа работы современной государственной пресс-службы в Российской Федерации.

На рубеже ХХ-ХХІ веков в Российской Федерации завершается формирование многоукладной экономики. Отечественные медиарилейшенз сегодня во многом повторяют сложившуюся в стране структуру сфер государственной, политической и экономической жизни. Внутри сложившейся системы медиарилейшенз в России существует четкая дифференциация пресс-служб.

Их можно различать и классифицировать:

- по отраслям деятельности;

- по уровню управления и подчинения;

- по территориально-производственной принадлежности;

- по качественному и количественному кадровому составу;

- по финансовым возможностям;

- по материально-техническому обеспечению;

- по степени влиятельности не только на конкретные виды и типы

СМИ, но и на медиасреду в целом.

В нынешней системе медиарилейшенз лидирующее положение занимают пресс-службы государственных органов исполнительной, представительной и судебной власти. Они стали основными поставщиками официальных мнений и комментариев со стороны государственных органов управления. И эта информация является наиболее востребованной, хотя такие структуры не очень охотно выдают вовне объективные сведения о состоянии дел в определенной сфере народного хозяйства. Аналогичные характеристики деятельности можно отнести и к ныне действующим ведомственным пресс-службам (министерства и комитеты на федеральном уровне, а также комитеты, департаменты и управления на региональном уровне).

Проблема информационной открытости пресс-службы по-разному решается в различных отраслях общественной, политической и экономической деятельности в современных российских условиях. Однако принадлежность пресс-службы (а точнее, самого субъекта РЯ) к определенной сфере диктует ей конкретнее задачи. Например, пресс-служба коммерческого банка вряд

* Аспирант кафедры Международной журналистики.

ли обнародует информацию о структуре расходов данного учреждения по итогам года, тогда как планово-экономический отдел (или управление) какого-нибудь комитета, отвечающего за определенную сферу городского хозяйства, просто обязан регулярно озвучивать те цифры, которые характеризуют бюджетные затраты на содержание или эксплуатацию данной сферы.

В нынешних условиях можно разделить пресс-службы по принадлежности к конкретному учреждению, организации, ведомству. Фактически эта градация осуществляется по отраслям деятельности.

Выделяются следующие типы пресс-служб:

- пресс-службы государственных органов исполнительной представительной и судебной власти;

- пресс-службы политических партий и движений;

- пресс-службы коммерческих предприятий;

- пресс-службы финансовых организаций и учреждений;

- пресс-службы государственных бюджетных организаций и учреждений;

- пресс-службы спортивных организаций и учреждений;

- пресс-службы творческих союзов;

- пресс-службы конфессиональных организаций и учреждений;

- пресс-службы субъектов рекламно-информационной деятельности;

- пресс-службы СМИ.

В ряде случаев пресс-служба в зависимости от статуса и характера деятельности ее учредителей может быть фактически пресс-службой разных субъектов РЯ, функционирующих в одном информационном поле.

Классификация пресс-служб по уровню управления и подчинения определяется статусом и значением того органа руководства субъекта РЯ (независимо от политических и экономических условий ее деятельности), к которому данная служба принадлежит, т.е. лицо два разграничения. Первое: пресс-служба «встроена» в национальную систему управления ведомством, компанией, партией, творческим союзом и т.д. Второе: пресс-служба находится «внутри» конкретного субъекта РЯ, как правило, не выходящего в своей деятельности за пределы очерченного региона или сферы народного хозяйства.

В первом случае мы имеем пресс-службы федерального или национального управленческого уровня. Во втором - такие пресс-структуры не обладают столь широкими и пространством для выполнения конкретных профессиональных задач.

С классификацией по уровню управления и подчиненности очень часто пересекается и классификация пресс-служб по территориально-производственному принципу. Понятно, что если пресс-служба действует в определенной области, городе, районе, поселке, муниципальном образовании, то и задачи, которые стоят перед соответствующей пресс-службой любого типа ор-

ганизации и учреждения, также расположенного на данной территории, соотносятся с масштабами данной территориальной единицы.

Последние предопределяют качественный и количественный состав пресс-служб всех видов и уровней.

В прямой зависимости от территориально-производственного принципа классификации пресс-служб действует и принцип различия по качественному и количественному кадровому составу. В данном случае закономерность очевидна: чем больше объем деятельности той или иной структуры, тем больше сотрудников требуется для его информационного обеспечения. Масштаб географической территории, на которую распространяется либо зона ответственности определенной управленческой структуры, либо экономические интересы соответствующей компании и т.д. определяет и конкретные личностные параметры сотрудника пресс-службы, принимаемого на работу. Немаловажную роль играет и авторитет данной персоны в управленческих кругах и журналистском сообществе.

Очевидно и соотношение между статусом пресс-службы и ее местом в общей управленческой структуре конкретного субъекта экономической, политической или государственной деятельности, и теми «квалификационными требованиями, которые предъявляются к сотрудникам данной службы. На региональном уровне в пресс-службы принимаются главным образом сотрудник, имеющие опыт работы в качестве журналистов. Как правило, они ранее специализировались на конкретной проблематике или сфере деятельности, и поэтому переход журналистов из отряда масс-медиа в отряд пресс-служб выглядит естественно. Профессиональные навыки экс-журналиста будут востребованы точно также, как и его связи, знакомства и авторитет в среде бывших коллег.

На уровне топ-менеджмента субъекта федерации в государственных и бизнес-структурах к сотрудникам пресс-служб предъявляются более формализованные и расширенные требования. Они касаются, во-первых, профессионального стажа. Во-вторых, необходим опыт работы либо в государственных учреждениях или организациях, либо в определенной сфере хозяйственной и коммерческой деятельности. Нынешняя практика работы пресс-служб разного уровня доказывает что все принципы классификации их деятельности определяют их разделение по финансовым возможностям.

Здесь преимущество имеют те пресс-подразделения, которые являются составной частью коммерческих предприятий, финансовых учреждений и организаций (преимущественно негосударственной формы собственности), Одним из основных принципов организации их функционирования является наличие фиксированного бюджета расходов на обеспечение собственных профессиональных нужд.

Классификация пресс-служб по уровню материально-технического обеспечениях напрямую связана с финансовыми возможностями подобного

типа подразделений, как и с уровнем их управления и подчиненности. У пресс-служб, встроенных в системы федеральных органов власти, есть гораздо больше возможностей обеспечить себя современными средствами связи и технологическим оборудованием.

Для фиксации определенных событий в качестве внештатных сотрудников могут приглашаться специалисты с соответствующей техникой. По сравнению с бюджетными учреждениями государственной системы у пресс-служб коммерческих организаций есть определенные преимущества по части технического обеспечения.

Все перечисленные выше признаки, по которым можно классифицировать современные пресс-службы предопределяют один из главных показателей в их работе: степень влиятельности на отдельные СМИ и всю медиасреду в целом.

В первом случае принадлежность пресс-службы к определенной коммерческой структуре (как правило, федерального или регионального уровня) промышленно-финансовой группе, холдингу и т.д. облегчает задачу контактов и управлением размещения информации в соответствующих СМИ, которые находятся в зоне их влияния, а в ряде случаев простоя являются дочерними подразделениями.

Сохранение влияния на весь медиарынок, действующие СМИ и практикующих журналистов - задача, которую могут решить лишь те субъекты, которые обладают значительными административными, финансовыми и техническими ресурсами. В данном случае пресс-службы действуют по принципу широкого охвата всех субъектов информационной сферы, независимо от их тематической специализации, экономических и политических интересов, аудиторной ориентации. Такие действия под силу лишь тем пресс-службам, которые работают либо с информацией, предоставляющей широкий общественный интерес, либо с ньюсмейкерами общефедерального масштаба.

Из приведенной типологии современных российских пресс-служб следует вывод о том, что наибольшее влияние на медиа-среду в целом оказывают пресс-подразделения, действующие внутри государственных управленческих структур. Рассмотренная классификация современных пресс-служб в качестве основного принципа отличия их друг от друга предполагает специализацию по отраслям деятельности.

Однако как бы ни была различна специфика той деятельности, информационным обеспечением которой занимаются современные отечественные пресс-службы, можно констатировать их общие цели и задачи.

Список литературы:

1. Беленков С. ИМК на горизонте русского PR //Сообщение. - 2001. - № 2.

2. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. - СПб.: Питер, 2001.

3. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации. - М.: Финпресс, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.