Научная статья на тему 'Система образования в вузе физической культуры как социальный институт'

Система образования в вузе физической культуры как социальный институт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВУЗ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / INSTITUTE / TRANSACTIONAL EXPENSES / SOCIAL PERSONALITY / INSTITUTIONAL ECONOMY / EDUCATION SYSTEM / HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неверкович Сергей Дмитриевич, Попова Анастасия Александровна

Обобщены взгляды ведущих ученых (представителей институциональной экономики) в отношении сущности институтов и трансакционных издержек педагогической деятельности. Дана институциональная трактовка системы образования в вузе физической культуры. Проблема социализации личности представлена в качестве одной из новых и активно разрабатываемых экономических теорий педагогической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неверкович Сергей Дмитриевич, Попова Анастасия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION SYSTEM IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE AS SOCIAL INSTITUTE

The paper generalizes views of leading scientists (representatives of institutional economy) concerning essence of institutes and transactional expenses of pedagogical activity. The institutional treatment of an education system in higher education institution of physical culture is given. The problem of socialization of the personality is presented as one of the new and intensely developed economic theories of pedagogical science.

Текст научной работы на тему «Система образования в вузе физической культуры как социальный институт»

УДК 316.74:37 ББК 60.561.9 Н 40

С.Д. Неверкович

Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва; E-mail: neverkovich@mail.ru

А.А. Попова

Кандидат педагогических наук, докторант кафедры педагогики Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, Москва; Email: neverkovich@mail.ru

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

(Рецензирована)

Аннотация. Обобщены взгляды ведущих ученых (представителей институциональной экономики) в отношении сущности институтов и трансакционных издержек педагогической деятельности. Дана институциональная трактовка системы образования в вузе физической культуры. Проблема социализации личности представлена в качестве одной из новых и активно разрабатываемых экономических теорий педагогической науки.

Ключевые слова: институт, трансакционные издержки, социальная личность,

институциональная экономика, система образования, вуз физической культуры.

S.D. Neverkovich

Corresponding member of the Russian Academy of Education, Doctor of Pedagogy, Professor / Professor of Pedagogy Department of the Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow; E-mail: neverkovich@mail.ru

A.A. Popova

Candidate of Pedagogy, Doctoral Candidate of Pedagogy Department of the Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism, Moscow; E-mail: neverkovich@mail.ru

EDUCATION SYSTEM IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION OF PHYSICAL CULTURE AS SOCIAL INSTITUTE

Abstract. The paper generalizes views of leading scientists (representatives of institutional economy) concerning essence of institutes and transactional expenses of pedagogical activity. The institutional treatment of an education system in higher education institution of physical culture is given. The problem of socialization of the personality is presented as one of the new and intensely developed economic theories of pedagogical science.

Keywords: institute, transactional expenses, social personality, institutional economy, education system, higher education institution of physical culture.

Понятие института позаимствовано экономистами из социологии. В переводе с английского «to institute» - учреждать, устанавливать. В современной трактовке это публичная система правил, специфицирующая определенные формы действий в качестве разрешенных (незапрещенных). Это могут быть системы собственности, рынки, парламенты, суды и т.д.

Институты - это не только правила, но и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также нормы поведения экономической личности, ее духовная позиция или представление об образе жизни в обществе.

Следует отметить, что «институт» вводится в понятийный аппарат рыночной

экономики через внешние рефлексивные нормы. Этим нормам, которые не всегда соответствуют внутренним побуждениям личности (этическим правилам или нравственной форме поведения), всегда подчиняются в силу принуждения или добровольно - как внешнему основанию действия. Принципиальной здесь является «взаимность ожиданий партнеров» в части их прав и обязательств.

Говоря иначе, именно практическое применение рефлексивных норм порождает социальные (в том числе и экономические) отношения. И с этих позиций они (эти нормы) создают особое основание, мотив действия, присущий только человеку в ситуации совместной деятельности [1].

Рефлексивные нормы подразделяют на правовые, предполагающие принуждение, и условные правила - обычаи, правила этикета корпоративной или сословной части. Они характеризуются моментом добровольности, а не принуждения. Речь при этом идет о социально-культурном институте, закрепляющем внешние нормы в общественной практике и реальном поведении людей, что определяется термином «институционализации». В качестве самостоятельного здесь можно выделить и систему образования в качестве социального института рыночной экономики (национальной экономики, экономики мирового хозяйства).

Специалисты, рассматривающие данные вопросы, особое внимание обращают на принципы институционализма - в преломлении к хозяйственной деятельности. М. Вебер и др. при этом выделяют два момента [2]. Во-первых, круг потребностей, на которые ориентировано хозяйство, не ограничен только так называемыми материальными потребностями, имеются в виду любые потребности, независимо от их ранга и способа удовлетворения (индивидуального или совместного). Во-вторых, понятие хозяйства выступает как совместная деятельность, притом упорядоченная именно посредством институтов. Выражаясь иначе, в этом понятии фиксируется институциональный аспект хозяйственной деятельности мезо-, макро- и мегауровня.

Принципы институционализма представлены нами в таблице 1. Анализ содержательной части этих принципов позволяет сделать вывод о том, что институты обладают особым экономическим ресурсом, сводящимся к механизму социального упорядочивания экономических действий. Речь в данном случае идет не столько о хозяйственном, сколько о ролевом механизме, способствующем реализации взаимных ожиданий и продуктивному сотрудничеству в сфере педагогической деятельности.

Таблица 1.

Принципы институционализма (5)

Принцип Содержательный аспект

1. Институтоцентризма Принцип упорядоченного - через систему рефлексивных норм - единства в процессе совместной деятельности людей. Любое явление, так или иначе соотносящееся со смыслом совместной деятельности, с намерениями и ожиданиями участвующих в ней людей, есть явление институционально упорядоченной, определенным образом оформленной жизни (его нельзя описать и причинно объяснить, минуя институты).

2. Несводимости Устанавливает четкую границу между социальным (отношением людей) и естественно-научным знанием. Каждое из них имеет свой особый предмет. Говоря иначе, этот принцип отрицает идею «естественно-научного и технологического редукционизма».

3. Методологического коллективизма Направлен против «методологического индивидуализма». Последний предшествовал понятию института, каждый из которых создается людьми (путем соглашений).

4. Единства Этот принцип гласит, что не существует «материи социальной жизни» с самостоятельно складывающимися в ней «отношениями», которые можно было бы представить отдельно от норм права и других институтов.

5. Историзма Утверждает, что социальная система как комплекс социальных отношений представляет собой конкретную исторически развивающуюся целостность. Применительно к экономической науке это значит, что явления экономической жизни невозможно объяснить иначе, как явления определенной культуры, не

принимая во внимание сложившиеся социально-культурные институты, т.е. _______________________образ и стиль мышления.___________________________________________

Включение понятия социального института в сферу образа мышления педагога позволяет расширить круг проблем и инструментов для их решения с целью активизации педагогической деятельности на микро-, мезо- и макроуровне. Отмеченное касается и такого понятия, как транчакционные издержки образования социальной личности. С позиций институциональной экономики именно благодаря снижению данных издержек и происходит активизация любой (в том числе и педагогической) деятельности в рамках конкретной национальной экономики.

Чтобы избежать согласования множества внешних факторов, влияющих на «успех нации» в сфере педагогики, вырабатывается определенный (институтами) порядок ведения дел в стране или алгоритмы поведения индивидов, благодаря следованию которым и снижаются данные трансакционные издержки.

Трансакция - это присвоение свобод, созданных обществом в условиях рыночной экономики. Именно благодаря институтам обеспечивается распространение воли социальной личности за пределы области, в рамках которой он может влиять на окружающую среду непосредственно своими действиями. Говоря иначе, институты «торгуют» трансакциями сделок, в рамках которых соблюдаются условия симметричности отношений между контрагентами (такой трансакцией в самом широком смысле слова и является «производство» социальной личности в вузе физической культуры).

В соответствии с принципами институциональной экономики любой обмен происходит при наличии трансакционных издержек (transaction cost). И чем эффективнее действуют институты (с позиций «успеха нации»), тем ниже эти издержки и тем активнее ведется педагогическая деятельность в рассматриваемой нами сфере «производства». Особую значимость при этом имеют издержки оппортунистического поведения (отлынивание от учебы, сопротивление педагогическому воздействию) и издержки защиты прав своей свободы (в понятиях самой личности).

Использование понятия «трансакционные издержки» позволяет выразить через них функцию спроса на институты при анализе институционального равновесия или динамики. В качестве предложения институтов на «институциональном рынке» выступают издержки коллективного действия, то есть издержки по их созданию и переоснащению (структуризации).

В современном анализе педагогического воздействия трансакционные издержки получили операционное применение. Так, в некоторых исследованиях их воздействие на спрос и предложение социальной личности трактуется аналогично введению налогов или получению дивидендов.

Понятие трансакционных издержек нами используется для объяснения существования таких противоположных рынку иерархических структур, как вузы физической культуры. Такого рода «островки сознательности» имеют преимущества (по сравнению с индивидуальным формированием необходимой рыночной экономики социальной личности) в плане экономии на трансакционных издержках, внутреннего административного контроля над «ценовым механизмом».

В нашем понимании издержки вуза подразделяются на 1) трансформационные; 2) трансакционные; 3) организационные (координационные) - издержки по обеспечению контроля и распределения ресурсов внутри такой организации, а также издержки по минимизации оппортунистического поведения внутри вуза физической культуры. Все эти организационные издержки и трансакционные издержки являются взаимосвязанными понятиями (увеличение одних ведет к уменьшению других и наоборот).

Существование организаций типа «вуз физической культуры» рассматривается под иным углом зрения, чем рынок, поскольку их эффективность имеет различный механизм реализации действий. Так, если рынок представляет собой процесс обмена или передачи прав собственности, то организация - это властное распределение ресурсов, предпочтений и

ценностных ориентиров внутри ее самой. В этой связи она способна (по аналогии с биологическими) приводить в порядок сложные экономические организмы, определяемые разделением труда. Говоря иначе, это «деловая организация», основным вопросом которой является обеспечение эффективных - организационных - форм педагогической деятельности, что возможно при наличии следующих признаков:

- общая цель, не сводимая к индивидуальным целям ее членов;

- набор ресурсов и определенный способ их защиты;

- система официально утвержденных норм поведения и форм контроля за их соблюдением;

- структура устойчиво воспроизводимых статусов (иерархия, постоянное формальное руководство);

- специфическое разделение труда между своими членами (наличие а- и В-труда);

- наличие вознаграждений и наказаний за участие или неучастие в делах организации (вузе физической культуры);

- взаимодействие по линии «принципал - агент» или «коалиции агентов» (в зависимости от типа корпоративной культуры).

В рамках вуза физической культуры признается и анализируется факт, что здесь возможны сделки (контракты), как и на рынке. Это порождает необходимость изучения экономической координации и принятия управленческих решений, на что влияет распределение прав собственности и тип контроля экономической власти. И прежде всего это касается наличия формальных и неформальных внутриорганизационных институтов. Да и сам вуз физической культуры также (в целом) является институтом, способствующим экономии на трансакционных издержках педагогической деятельности.

По О. Уильямсону, институты рассматриваются как механизмы управления контрактными отношениями. И это, прежде всего, организации, рынки и «отношенческая контрактация». Такой подход концентрирует особое внимание на уровне опосредованных институтами отдельных трансакций и проблеме их минимизации (о чем мы и вели речь выше), а также вопросах эволюции названных институтов, их взаимном влиянии друг на друга.

Мы согласны с тем, что в современных условиях существует влиятельный социальный институт, роль которого в процессе социализации личности за последние десятилетия существенно возросла, это система образования [3]. В понятие социализации входит процесс приобщения субъекта к культуре, а также социальному, интеллектуальному и т.д. опыту человечества. «В этой связи образование есть форма социализации, содержанием которой является приобщение субъекта к той части человеческой культуры, элементы которой актуализированы в жизни конкретного социума как положительные социально-значимые ценности. Степень освоения субъектом социально исторического опыта человечества оказывается одним из показателей уровня его социализированности» [1].

Следует также подчеркнуть, что на каждом историческом этапе общества по-разному и в различных формах происходит приобщение новых поколений к основным социальным ценностям. По мере развития и усложнения социальности видоизменяются и механизмы социализации личности (Н.В. Бордовская, Т.Г. Бортко, А.А. Реан). Немаловажную роль при этом играют инновации в системе образования, связанные с внесением изменений:

- в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

- в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

- в систему контроля и оценки уровня образования;

- в систему финансирования;

- в учебно-методическое обеспечение;

- в систему воспитательной работы;

- в учебный план и учебные программы;

- в деятельность студента и преподавателя.

«В историческом плане масштаб (объем) нового всегда относителен. Новизна носит конкретно-исторический характер, то есть она может возникать раньше «своего времени», со временем стать нормой или устареть» [4]. Все это и определяет направленность движения трансакционных издержек образования социальной личности - в сторону налога или дивиденда.

Обобщая, назовем основные элементы системы образования в вузе физической культуры (рисунок 1). Это: политика формирования социального института,

иституциональный механизм обеспечения результативности, объекты и субъекты образования.

Как социальный институт система образования в вузе физической культуры может развиваться двумя путями: революционным и эволюционным. В соответствии с первым актуализируется попытка изменить формальные рамки в соответствии с уже изменившейся внешней средой, ориентируясь при этом на уже известные их образцы. В соответствии со вторыми речь идет о легализации неформальных рамок, придание лежащим в их основе нормам силы закона и превращение этих рамок в формальные. Такого рода инерционный характер эволюции получил название зависимости от предшествующей траектории развития вуза физической культуры, или эффекта исторической обусловленности развития, что выражается в проводимой его руководством политике организационного культуростроения. При этом особую роль играют два фактора: внутриорганизационный выбор и

идеологический, определенный способом восприятия ежедневно возникающих проблем.

Рисунок 1. Основные элементы системы образования в вузе физической культуры

В качестве заключения укажем также на то, что педагогическая сущность процесса социализации личности в условиях высшей школы, как института социализации, остается актуально востребованной. С позиций работодателя, заинтересованного в думающем самостоятельно и обладающим творческим мышлением и потенциалом деловой активности выпускнике. Немаловажно и то, что такого рода деятельность по социализации личности все

еще остается нерешенным теоретическим и практическим вопросом, требующим своего решения в современных условиях развития вуза физической культуры, система образования которого становится все более эффективным социальным институтом.

Примечания:

1. Институциональная экономика / под ред. Д.С. Львова. М.: ИНФРА-М, 2001.

2. Вебер М. Избранные произведения: пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.

3. Бекетов Н.В. Анализ процессов социализации молодежи как фактор развития современного общества // Социальные проблемы современной молодежи: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., 3-4 декабря 2008 г., г. Магнитогорск / под ред. Ф.А. Мустаевой, С.Н. Испуловой, Г.А. Кудрявцевой, О.Л. Потрикеевой. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2008. 476 с.

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 304 с.

5. Бортко Т.Г. Практика социализации: экспериментальные исследования. Астана: АГУ, 2011.

236 с.

6. Попова А.А. Творческая деятельность в сфере науки с позиций институциональной экономики // Институциональный образ мышления экономической личности. Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2008. С. 350-358.

References:

1. Institutional economy / ed. by D.S. Lvov. M.: INFRA-M, 2001.

2. Weber M. Selected works: transl. from English. M.: Progress, 1990.

3. Beketov N.V. Analysis of processes of youth socialization as a factor of modern society development // Social problems of modern youth: coll. of materials of the international scient. and pract. conf. December 3-4, 2008, Magnitogorsk / ed. by F.A. Mustayeva, S.N. Ispulova, G.A. Kudryavtseva, O.L. Potrikeeva. Magnitogorsk: The MAGU publishing house, 2008. 476 pp.

4. Bordovskaya N.V., Rean A.A. Pedagogy: a textbook for higher schools. SPb.: St. Piter, 2001. 304

pp.

5. Bortko T.G. Practice of socialization: experimental studies. Astana: ASU, 2011. 236 pp.

6. Popova A.A. The creative activity in the science sphere from positions of institutional economy // Institutional mentality of economic personality. Chelyabinsk: The UralGUFK Publishing house, 2008. P. 350-358.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.