Научная статья на тему 'Система образования и профессиональные стандарты'

Система образования и профессиональные стандарты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / КОМПЕТЕНЦИИ / КВАЛИФИКАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТАНДАРТЫ / БАЗОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / HIGH EDUCATION / HIGH SCHOOL / COMPETENCE / QUALIFICATION / COMPETENCY / HIGHER EDUCATION STANDARD / BASIC EDUCATIONAL PROGRAMS / PROFESSIONAL STANDARDS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенашенко Василий Савельевич, Кузнецова Валентина Анатольевна

Рассматриваются вопросы сопряжения различных звеньев системы профессионального образования и профессиональных стандартов. Обращается внимание на то, что профессиональные стандарты, как правило, направлены на решение задач бизнеса, соответствующих нынешнему уровню развития производства и экономики. Поэтому переоценка их роли при решении образовательных проблем стано вится дополнительным источником снижения качества отечественного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сенашенко Василий Савельевич, Кузнецова Валентина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of education and professional standards

The questions of the succession different levels systems of the vocational education and professional standard are considered. Addresses attention on that professional standards, as a rule, are directed on decision of the problems of the business under present condition production and economy. So reassessment their role the consources of the reduction quality vocational education becomes at decision of the educational problems.

Текст научной работы на тему «Система образования и профессиональные стандарты»

В. С. Сенашенко, В. А. Кузнецова

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Рассматриваются вопросы сопряжения различных звеньев системы профессионального образования и профессиональных стандартов. Обращается внимание на то, что профессиональные стандарты, как правило, направлены на решение задач бизнеса, соответствующих нынешнему уровню развития производства и экономики. Поэтому переоценка их роли при решении образовательных проблем становится дополнительным источником снижения качества отечественного образования.

Ключевые слова: высшее образование, высшая школа, компетенции, квалификация, компетентность, стандарты, базовые образовательные программы, профессиональные стандарты.

V. S. Senashenko, V. A. Kouznetsova

System of education and professional standards

The questions of the succession different levels systems of the vocational education and professional standard are considered. Addresses attention on that professional standards, as a rule, are directed on decision of the problems of the business under present condition production and economy. So reassessment their role the consources of the reduction quality vocational education becomes at decision of the educational problems.

Keywords: high education, high school, competence, qualification, competency, higher education standard, basic educational programs, professional standard.

Создание целевых образовательных программ

как инструмента рационального использования образовательного и профессионального потенциала выпускников высших учебных заведений становится важнейшей проблемой нынешнего этапа развития отечественной системы профессионального образования. Именно они должны стать ключевым источником инновационного развития экономики страны, повышения эффективности и качества работы всех звеньев системы образования. В условиях реструктуризации основных образовательных программ высшей школы дополнительное профессиональное образование нуждается в серьезном обновлении, чтобы можно было не только обеспечить освоение традиционных дополнительных профессиональных образовательных программ, но и ориентировать образовательные учреждения на развитие новых форм привлечения учащихся к участию в профессиональном образовании.

Успешное решение этой задачи во многом будет зависеть от характера отношений между образовательными структурами, реализующими основные образовательные программы высшей школы, и образовательными институтами системы дополнительного профессионального образования. При этом недостаточно ограничивать© Сенашенко В. С., Кузнецова В. А., 2011

ся решением только содержательных и организационных вопросов.

В условиях образовательных реформ, направленных на консолидацию образовательных ресурсов, весьма важными становятся вопросы полноты и доступности информации об образовательном потенциале как высшей школы, так и системы дополнительного профессионального образования. Владение такой информацией, а также знание требований, предъявляемых различными профессиями к качествам личности, и соотнесение их с личными интересами и способностями каждого позволило бы не только работающим повышать квалификацию или изменять вид профессиональной деятельности, но и учащейся молодежи, имеющей возможность формировать индивидуальные образовательные программы, более осознанно подходить к выбору профессии.

Профессиональное назначение выпускника высшей школы устанавливается квалификационной характеристикой как составляющей ФГОС ВПО, определяющей требования работодателя к качествам личности специалиста, совокупности его основных знаний, умений и навыков. В любом случае специалист, сочетая глубокие фундаментальные и практические знания, должен иметь высокий уровень профессиональной

подготовки, обладать широкой эрудицией и культурой, высокими гражданскими и нравственными качествами. Многообразие основных образовательных программ высшей школы в сочетании с образовательными возможностями системы дополнительного профессионального образования актуализирует потребность во всестороннем исследовании этой проблемы.

Первый шаг в этом направлении был сделан еще в 90-е гг., когда высшей школой были разработаны квалификационные характеристики специалистов с высшим профессиональным образованием. Переход к двухуровневой структуре основных образовательных программ высшей школы стимулировал появление дополнительных квалификаций в структуре дополнительного профессионального образования, предложенных в 2000 г., которые в определенной степени стали фактически предтечей профессиональных образовательных стандартов.

В проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» делается попытка исключить программы профессиональной переподготовки с присвоением дополнительной квалификации, поскольку, по мнению разработчиков, «по сути, они представляют собой получение второго высшего образования». С указанными аргументами нельзя согласиться по ряду причин. Во-первых, среди программ для присвоения дополнительных квалификаций значительную долю составляют такие, которые не относятся к основным программам высшего или послевузовского образования, например, программы подготовки преподавателя высшей школы, а в классическом университете дополнительно к основным программам по специальности — программа «Преподаватель». Аналогичной может быть ситуация с программой «Организатор предприятия малого и среднего бизнеса», так как эта квалификация не присваивается при освоении основных программ ВПО. Кроме того, студенты технических вузов зачастую проявляют интерес к программам подготовки рабочих высокой квалификации. Во-вторых, эти программы в отличие от программ ВПО, как правило, практически не содержат общеобразовательного компонента, они предназначены для расширения и углубления профессиональной подготовки и ориентированы на формирование у обучающихся качеств, востребуемых на рынке труда. В-третьих, создание и реализация программ для получения дополнительных квалификаций способствует формированию современной национальной системы квалификаций, которая дол-

жна складываться с учетом прогноза развития российского рынка труда и выступает как структурный базис системы профессионального образования. И, наконец, обстоятельство, приобретающее в настоящее время особую остроту, — это фронтальный переход высшей школы на бакалавриат, в результате которого выпускник четырехлетней образовательной программы, по существу, не будет иметь конкретной профессии, которую он мог бы приобрести в рамках системы непрерывного образования, освоив одну из дополнительных профессиональных программ с присвоением дополнительной квалификации. Эти программы нельзя даже назвать программами переподготовки, так как никакой переподготовки нет, а есть определенная профессиональная подготовка, вынесенная за рамки основных программ вузовского обучения. Следовательно, сегодня надо говорить не столько о дополнительных, сколько о профессиональных квалификациях в системе дополнительного профессионального образования, которые формируются на основе профессиональных образовательных программ различного уровня и различной направленности.

В целях сопряжения структуры рынка труда и профессионального образования страны начиная с 2007 г. Российским союзом промышленников и предпринимателей стали разрабатываться профессиональные стандарты. Профессиональный стандарт — это многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретного вида профессиональной деятельности требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. При этом профессиональные стандарты могут иметь несколько уровней. Они могут быть внутрифирменными, отраслевыми, региональными, национальными и даже международными, применяться как в сфере труда, так и в сфере образования. Более того, высказывается мнение, что профессиональные стандарты могут выступать в качестве механизма формирования кадровой политики взамен используемых в условиях плановой экономики методов решения этой проблемы.

Так, распоряжением президента Российского союза промышленников и предпринимателей от 28 июня 2007 г. № РП-46 были утверждены Положение о профессиональном стандарте, определяющее вопросы разработки, экспертизы и введения в действие профессиональных стандартов, и Макет профессионального стандарта.

В соответствии с этими документами профессиональный стандарт предназначен для:

— проведения оценки квалификации и сертификации работников, а также выпускников учреждений профессионального образования;

— формирования государственных образовательных стандартов и программ всех уровней профессионального образования, в том числе обучения персонала на предприятиях, а также для разработки учебно-методических материалов к этим программам;

— решения широкого круга задач в области управления персоналом (разработки стандартов предприятия, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификации должностей; подбора и аттестации персонала, планирования карьеры);

— проведения процедур стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.).

При этом профессиональные стандарты как основа сертификации квалификаций содержат:

— исходные требования к квалификации выпускника;

— оценку результатов обучения;

— предложения, регламентирующие создание специальных центров по оценке квалификаций (сертификации специалистов), которые будут работать на основе контрольно-измерительных материалов, соответствующих профессиональным стандартам.

Профессиональные стандарты строятся в разрезе конкретных трудовых функций и должностных обязанностей, каждая из которых связана с определенными компетенциями. В сфере бизнеса они представляют собой не столько нормативный документ, сколько ориентир, помогающий компаниям формировать свою кадровую политику, оптимально сочетая возможности сферы образования и собственные ресурсы.

Единицей профессионального стандарта является структурный элемент, содержащий развернутую характеристику конкретной трудовой функции, которая является целостной, завершенной, относительно автономной и значимой для данного вида трудовой деятельности. Описание единиц профессионального стандарта включает в себя:

— основные трудовые действия;

— средства труда;

— предметы труда;

другие характеристики квалификационного уровня, такие как:

— нестандартность;

— ответственность;

— самостоятельность;

— необходимые знания;

— необходимые умения.

Помимо профессиональных стандартов вводятся также карточки вида трудовой деятельности, которые включают:

— описание квалификационных уровней;

— возможные наименования должностей;

— обобщенное описание выполняемой трудовой деятельности;

— возможные места работы;

— условия труда;

— требования к профессиональному образованию и обучению работника;

— указания на необходимость сертификатов, подтверждающих квалификацию;

— требования к практическому опыту работы;

— особые условия допуска к работе.

Документ, выдаваемый на основе профессионального стандарта, содержит соответствующие наименования и перечень единиц профессионального стандарта, освоение которых необходимо для получения сертификата того или иного вида.

В бизнес-секторах экономики профессиональные стандарты разрабатываются и утверждаются работодателями, минуя Минобрнауки РФ. В сфере образования и культуры, социальной сфере, сфере безопасности и государственного управления государство является основным работодателем и поэтому профессиональные стандарты должны утверждаться государственными органами управления образованием.

Особый интерес представляет вопрос о соотношении профессиональных стандартов и других нормативно-правовых документов. Так, на основе результатов анализа соотношения Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов для получения дополнительной квалификации (Гостребования к ДК) и профессиональных стандартов можно сделать вывод о том, что Гостребования к ДК выступают как средство адаптации выпускников вузов к будущей профессиональной деятельности, как эффективный механизм взаимодействия между сферой образования и рынком труда, тогда как профессиональные стандарты — это, прежде всего, инструмент профессиональной

сертификации работающего персонала и выпускников образовательных учреждений. Здесь следует обратить внимание на организационные особенности освоения программ для получения дополнительной квалификации: они могут реа-лизовываться не только для лиц, уже имеющих высшее или среднее профессиональное образование, как с отрывом от производства, так и без отрыва от производства. При этом их освоение можно осуществлять в распределенном во времени режиме, используя постепенное накопление зачетных единиц при завершении изучения каждого модуля. Но особенное значение для высшей и средней профессиональной школы имеют дополнительные программы, которые могут реализовываться параллельно с освоением студентом основных образовательных программ за счет его личного времени. Такие программы расширяют конкурентоспособность выпускника на рынке труда. Профессиональные стандарты по отношению к дополнительным профессиональным программам с присвоением дополнительной квалификации могут выступать в качестве ориентира на насущные потребности рынка труда. Их взаимосвязь может стать основой для динамичного развития системы квалификаций, в отличие от ФГОС, которые утверждаются не реже одного раза в десять лет. В определенной степени это будет способствовать обеспечению устойчивого социально-экономического развития, опирающегося на формирование взаимовыгодных отношений между рынком труда и системой образования.

Если же говорить о соотношении ФГОС ВПО и профессиональных стандартов, то ФГОС ВПО должен стать основой оценки уровня образования и проведения государственной аттестации выпускников. Диплом вуза выступает в качестве документа, свидетельствующего об определенном уровне образования, тогда как профессиональные стандарты могут рассматриваться в качестве основного инструмента оценки квалификации и проведения сертификационного экзамена.

В соответствии с проектом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при формировании федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и высшего образования учитываются положения профессиональных (квалификационных) стандартов. При этом предполагается, что профессиональные стандарты стоят в начале цепочки и на базе их разрабатываются образовательные стандарты, основ-

ные образовательные программы и другие документы. Однако в качестве рациональной представляется иная траектория, когда «прежде всего требования профессиональных стандартов реализуются в программах дополнительного профессионального образования, в вариативной части основных образовательных программ НПО, СПО и ВПО, и лишь потом, при необходимости, отражаются в ФГОС»1.

Возможно, при формировании ФГОС новых поколений для классических традиционных образовательных направлений такая последовательность и не требуется, но для вновь образующихся квалификаций она весьма целесообразна и полезна. В этом случае государственный образовательный стандарт может рассматриваться как завершенный устойчивый элемент национальной системы квалификаций. И хотя отечественная высшая школа вплоть до настоящего времени все еще остается профессиональной, тем более уместно напомнить, что в проекте Закона об образовании РФ имеет место замена «высшего профессионального образования» на «высшее образование». И если это осознанный шаг разработчиков проекта закона, а не бездумное следование «западным стереотипам» в сфере образования, то в будущем он должен привести к серьезным структурным изменениям не только системы высшего образования, но и механизмов взаимодействия между высшей школой и системой дополнительного профессионального образования.

Для реализации описанной выше образовательной модели подготовки специалиста дополнительные профессиональные образовательные программы с присвоением дополнительной квалификации могут оказаться чрезвычайно актуальными. При этом очевидно, что для обеспечения высокой адаптивности таких программ к кадровым потребностям рынка труда вовсе не требуется их обязательное утверждение на государственном уровне. Было бы вполне достаточно разработать процедуру их государственной регистрации уведомительного характера.

Важно обратить внимание на то, что профессиональные стандарты в основном направлены на решение задач бизнеса, соответствующих нынеш-

1 Лейбович А. Н. Тезисы сообщения к заседанию ученого совета ФИРО 27.10.10 «Перспективы развития Национальной системы квалификаций РФ в свете поручений Президента РФ по итогам совместного заседания Государственного совета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года».

нему уровню развития производства и экономики. Поэтому в них проблемы фундаментальности и системности образования уходят на второй план, а стало быть, переоценка роли профессиональных стандартов при решении образовательных проблем становится дополнительным источником снижения качества отечественного образования и тем самым создается угроза качеству кадрового обеспечения отечественной науки. В сущности, на это же указал и президиум учебно-методического совета (УМС) классических университетов по прикладной математике, информатике и информационным технологиям, который дал критическую оценку профессиональным стандартам, разработанным в области информационных технологий, где, по мнению УМС, среди прочих недостатков, имеет место заниженная оценка профессионального уровня академической степени бакалавра; отсутствуют какие-либо требования к его общенаучной и фундаментальной подготовке; «не обоснован состав перечня выбранных профессий, который не охватывает основные направления подготовки специалистов для области информационных технологий из укрупненного Перечня направлений высшего профессионального образования, реализуемых классическими, техническими и педагогическими университетами и столь необходимых для развития инновационной экономики» [2].

Из сказанного следует, что профессиональные стандарты могут служить лишь в качестве одного их источников исходных данных, некоторых ориентиров при разработке образовательных стандартов, но не могут быть основой их разработки. К сожалению, предпринимаются настойчивые попытки распространить и закрепить в педагогическом сообществе и другую точку зрения, согласно которой в настоящее время «сформирована новая парадигма управления качеством подготовки специалистов, основанная на профессиональных стандартах, как более современной форме формализованного описания профессиональной деятельности для современных бизнес-процессов»2.

К настоящему времени профессиональные стандарты разработаны для ряда массовых профессий и специальностей. В каждом из них пре-

дусмотрено несколько квалификационных уровней (от четырех до семи). Профессиональный стандарт определяет перечень умений, навыков и знаний, требуемых для выполнения должностных обязанностей каждого квалификационного уровня. При этом каждый профессиональный стандарт является нормативным документом рекомендательного характера для соответствующей сферы профессиональной деятельности [1].

Следует отметить, что в идеале профессиональные стандарты — это результат систематизации, идентификации и определения профессий, как традиционных, так и новых, динамично развиваемых образовательным сообществом. Но реальность, к сожалению, дает и другие примеры, один из которых уже был упомянут выше [2].

Практически все профессиональные стандарты разработаны с позиций компетентност-ного подхода. В них вновь приводятся авторские определения понятий «компетенция» и «компетентность», не совпадающие ни с классическими определениями, имеющимися в толковых словарях русского языка, ни с широко распространенными определениями других авторов, а также с определениями, приведенными в Макете ФГОС ВПО и в самих ФГОС ВПО. Такой подход весьма затрудняет работу с профессиональными стандартами.

Противоречит правилам русского языка и употребляемое в некоторых профессиональных стандартах во множественном числе слово «компетентность», хотя в толковых словарях, даже самых новых, четко указано, что множественное число при использовании этого термина не допускается. Этот, казалось бы, второстепенный вопрос указывает на отсутствие единого подхода к формированию профессиональных стандартов, которые должны быть грамотно и ясно написаны.

1. Минеев П. В., Соловьева Т. В. Реализация индивидуальной образовательной траектории // Высшее образование в России. 2010. № 7. С. 44-47.

2. Профессиональные стандарты в области информационных технологий. М. : АП КИТ, 2008.

2 Лейбович А. Н. Тезисы сообщения к заседанию ученого совета ФИРО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.