Научная статья на тему 'Система образования Башкирского Зауралья в годы реформ (1953–1964 годы)'

Система образования Башкирского Зауралья в годы реформ (1953–1964 годы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕОБЩЕЕ ВОСЬМИЛЕТНЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ШКОЛА РАБОЧЕЙ И СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОЛИТЕХНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / БАССР / GENERAL EIGHT-YEAR TRAINING / SCHOOLS FOR WORKING AND VILLAGE YOUTH / PROFESSIONAL AND POLYTECHNIC TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмагилова Гульнара Шавкатовна

Исследуются особенности школьного образования в период разнообразных реформ и преобразований в регионе – новая фаза развития системы образования, усиление профессионального, политехнического обучения, введение всеобщего восьмилетнего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The school education system in the Trans-Urals of the Republic of Bashkortostan during the reforms in 1953–1964

The article deals with specific features of school education in the period of the reforms and transformations in the Trans-Urals of the Republic of Bashkortostan. The reforms consisted of a new phase of educational system’s development, professional and polytechnic education strengthening, and introduction of compulsory eight-year education.

Текст научной работы на тему «Система образования Башкирского Зауралья в годы реформ (1953–1964 годы)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 30 (321).

История. Вып. 57. С. 51-55.

Г. Ш. Исмагилова

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ БАШКИРСКОГО ЗАУРАЛЬЯ В ГОДЫ РЕФОРМ (1953-1964 ГОДЫ)

Исследуются особенности школьного образования в период разнообразных реформ и преобразований в регионе - новая фаза развития системы образования, усиление профессионального, политехнического обучения, введение всеобщего восьмилетнего обучения.

Ключевые слова: всеобщее восьмилетнее обучение, школа рабочей и сельской молодежи, профессиональное обучение, политехническое обучение, БАССР.

Период 1953-1964 гг. вошел в историю как время разнообразных реформ и преобразований - экономики (освоение целины, денежная реформа и др.), управления (ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов), «оттепели» в общественной жизни, административно-территориального деления. В данный период также произошли достаточно крупные изменения в советской системе образования, ставшие продолжением процессов, начатых еще в послевоенные годы. Быстро расширялись масштабы среднего образования, по республике иллюстрируемые следующими данными: в 1952 г. в старших классах средних школ БАССР по сравнению с 1949 г. контингент учащихся вырос в 2,4 раза, а в 1954 г. сеть средних школ и контингент учащихся 8-10 классов значительно превысил довоенный уровень1.

В период хрущевского правления в Башкирском Зауралье произошли важные события в экономическом развитии, главным из которых стало освоение целинных и залежных земель, начавшееся по решениям февральско-мартовского (1954 г.) и январского (1955 г.) Пленумов ЦК КПСС. В Башкирской АССР целинные земли осваивались преимущественно в Хайбуллинском, Абзелилов-ском, частично Баймакском и Учалинском районах. На целинных землях были организованы крупные совхозы «Урал» в Абзели-ловском, «Хайбуллинский» в Хайбуллин-ском районах, основаны поселки Уральский в Абзелиловском, Комсомольск, Подольск, Уфимский и Целинный в Хайбуллинском районах2. К концу 1950-х гг. на территории региона было поднято более 560 тыс. га целины3. Экстенсивное расширение земледелия позволило несколько увеличить производство продовольственного зерна, стать кратковременным фактором роста экономики и раз-

вития образования в Башкирии, в том числе в целинных районах.

В 1956 г. в центральной усадьбе совхоза -селе Целинное, построенном в чистом поле, -была открыта семилетняя школа, с 1959 г. получившая статус Целинной средней школой Целинного сельского совета4.

В 1954/1955 уч. г. в Хайбуллинском районе стало 5 средних, 17 семилетних школ; учителей с высшим образованием - 25 и с образованием учительского института - 64 человека. Аналогичное положение было в Абзелиловском и Учалинском районах Башкирского Зауралья. Во всех этих районах в те годы работало 4-5 средних, 20-25 семилетних школ.

В середине 1950-х гг. в республике были созданы учебно-воспитательные учреждения нового типа - школы-интернаты. Они создавались для обучения, как правило, детей и подростков из отдаленных сел и деревень с недостаточным материальным обеспечением в семьях. Первой в республике была организована Башкирская республиканская школа-интернат в Уфе, носящая ныне имя народного поэта Рами Гарипова. Такая школа была создана и в селе Темясово Баймакского района. К началу 1958/59 уч. г. в республике действовало 6 таких заведений, в которых обучалось более 1200 учащихся.

В 1956/57 уч. г. в районах Башкирского Зауралья функционировали 353 школы, из которых 227 относились к системе начальных школ, 92 - семилетних и 24 - средних школ. В 1957 г. в Учалинском районе была сдана в эксплуатацию новая Мало-Учалинская средняя школа. В 1963 г. данная школа была преобразована в среднюю общеобразовательную трудовую политехническую школу с производственным обучением. В это же время происходило строительство типовой средней

школы в селе Учалы на 520 мест, однако сдача ее в эксплуатацию затягивалась по разным причинам5.

Состояние системы школьного образования в районах Башкирского Зауралья в конце 1950-х гг. иллюстрируют данные таблицы.

Система школьного образования в районах Башкирского Зауралья, 1957/1958 уч. г.

Районы Школ всего, ед. В том числе, ед. Уча- щихся, чел.

Началь- ных Семи- летних Сред- них

Абзели- ловский 96 74 16 6 4476

Баймак- ский 109 74 27 8 7507

Учалин- ский 80 47 25 8 7421

Хайбул- линский 76 54 16 6 3919

Итого 361 249 84 28 23323

На рубеже 1950-1960-х гг. в системе образования региона насчитывалась всего 361 школа, а численность учащихся составляла 23323 человек. В Абзелиловском районе действовало 96 школ, в которых обучалось 4476 учащихся, в Баймакском районе - 109 школ с количеством 7507 учащихся, в 76 школах Хайбуллинского района обучалось всего 3919 учащихся, в Учалинском районе - 80 школ и 7421 учащихся в них.

Несмотря на количественный рост, материально-техническая база образовательной системы региона продолжала оставаться на низком уровне. Основная часть материальной базы школ создавалась в период форсированного культурного строительства в 1930-е гг., именно тогда была построена основная часть школ района, переделана из бывших мечетей либо домов раскулаченных крестьян. За 20 лет интенсивной эксплуатации школы региона нуждались в капитальном ремонте и рекон-струкции6. В Учалинском районе в аварийном состоянии находились 8-летние Казаккулов-ская, Кудашевская, Рысаевская, начальные Ильтебановская и Первомайская школы7.

Довольно остро стояла проблема обеспеченности Баймакского района помещениями, пригодными для использования под школы не только в сельских поселениях, но и в городе Баймаке. В частности, в начале 1960х гг. вопрос о строительстве типовой школы в Баймаке рассматривался на уровне прави-

тельства республики8. На основании распоряжения Совета Министров БАССР от 16 сентября 1961 г. № 661-р в районе с 1 октября

1961 г. была введена в эксплуатацию школа-интернат на 120 мест9.

Несмотря на существовавшие серьезные проблемы в системе образования, районы региона вслед за страной и остальной республикой были обязаны перейти к всеобщему обязательному восьмилетнему обучению. В соответствии с решением общесоюзного Верховный Совет Башкирской АССР в июле 1959 г. принял Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии народного образования в Башкирской АССР». Закон предусматривал введение всеобщего обязательного восьмилетнего обучения детей в возрасте от 7 до 15-16 лет. Переход от семилетнего к восьмилетнему обучению детей и подростков в Башкирии был начат в 1959/1960 уч. г. В течение последующих лет усилия партийных и советских органов, органов народного образования и всей общественности в целом были направлены на преобразование семилетних школ в восьмилетние и создание условий для последующего перехода к всеобщему среднему образованию. В 1961 г. было принято решение

об обязательности среднего образовании для всего населения страны, после чего начинается постепенный, поэтапный процесс перехода к всеобщему среднему образованию.

Законодательное увеличение продолжительности лет обучения в системе школьного образования потребовало дальнейшего расширения сети школ и увеличения численности учащихся в целом по республике и на территории Башкирского Зауралья в частности. На начало 1963/1964 уч. г. всего по республике насчитывалось 4775 школ, в том числе 3021 начальных, 1302 восьмилетних. 429 средних, а общее количество учащихся в них составляло 727709 человек.

Таким образом, реализация на рубеже 1950-1960-х гг. плана по введению восьмилетнего всеобуча стала крупным шагом в дальнейшем развитии региона. Это достижение стало результатом многолетней напряженной и кропотливой работы республиканских и местных органов власти, промышленных предприятий и общественных организаций, колхозов и совхозов, педагогической общественности и родительского сообщества. За 9 лет (1959-1967 гг.) на сред-

ства государственных капиталовложений в республике было построено 274 школы на 121470 мест.

В расширении сети школ - строительстве новых, реконструкции и ремонте существовавших - в Абзелиловском, Баймакском, Учалинском, Хайбуллинском районах большую роль сыграла инициатива руководства колхозов и совхозов региона10. Так, в Абзе-лиловском районе по инициативе правления колхоза «Путь Ленина» было построено типовое здание школы на 320 мест, обеспечены новыми зданиями все начальные школы, расположенные на территории хозяйства. За счет средств колхоза в интернате было организовано трехразовое горячее бесплатное питание для детей. Учителя школ, расположенных на территории данного колхоза, за счет средств хозяйства были обеспечены отдельными домами или квартирами. На территории Баймакского района наблюдалась аналогичная картина: в совхозе «Зилаирский» в период 1960-1967-х гг. на средства хозяйства были построены 13 школ на 1830 мест, 5 интернатов на 350 мест, 5 детских садов на 150 мест, одна учебная мастерская и 13 учительских квартир11.

В 1961 г. совхоз «Хайбуллинский» в центральной усадьбе - селе Целинное - построило типовое здание средней школы на 280 мест для обучения детей целинников. Ввод в эксплуатацию новой школы позволил 7-летнюю школу, существовавшую с 1959 г., преобразовать в 8-летнюю, а с 1964 г. - в среднюю общеобразовательную школу12. В результате «инициативного строительства» школ колхозами и совхозами региона появились возможности для улучшения учебно-образовательного и воспитательного процесса, развития форм трудового обучения и перехода к односменной системе обучения.

Крупным направлением в развитии системы образования республики в 1950-1960-е гг. стало расширение в ее рамках количества школ рабочей и сельской молодежи. В зауральских районах Башкирской АССР в начале 1957/1958 уч. г. насчитывалось 5 школ рабочей молодежи (581 учащихся) и 5 школ сельской молодежи (115 учащихся)13. В 1954 г. в Сибае была открыта школа ФЗО № 11 как кузница рабочих кадров в сфере строительной отрасли для градообразующего предприятия - треста «Башмедьстрой». В 1957 г. строительная школа была переименована в

строительное училище № 11, а в 1963 г. - в ГПТУ-34 по подготовке строителей смежных профессий14.

В 1960-е гг. в республике и районах Башкирского Зауралья произошло дальнейшее увеличение количества школ рабочей и сельской молодежи. На начало 1963/64 уч. г. всего по республике насчитывалось 328 таких школ, в которых обучалось 37558 учащихся. В г. Учалы действовали 3 школы рабочей и сельской молодежи (817 учащихся), в Бай-макском районе - 6 школ (194), в Хайбуллин-ском - 7 школ (255 учащихся)15.

Продолжением той же политики расширения производственного обучения является усиление трудовой и политехнической направленности обучения в школах, осуществлявшееся в 1950-1960-е гг. Хрущевские идеи «догнать и перегнать» Америку экономически, высказанные им в 1957 г. и ставшие реставрацией ленинских, а затем сталинских лозунгов «догнать и перегнать» западные страны по всем показателям, непосредственным образом коснулись и системы образования. Поскольку задачи ускоренного экономического развития страны в условиях того времени преимущественно осуществлялись экстенсивным путем, народное хозяйство нуждалось в привлечении большого количества новой трудовой силы. В этих условиях на систему школьного образования возлагались задачи подготовки специалистов по наиболее востребованным специальностям.

Увеличилась продолжительность лет обучения в средней школе - она стала одиннадцатилетней. Каждый выпускник средней школы наряду с общим средним образованием получал какую-либо профессию, наиболее востребованную в экономике.

Составной частью профессионализации школьного образования стало создание в сельских школах ученических производственных бригад, получивших в 1960-е гг. широкое распространение. В 1963-1964 гг. в сельской местности республики насчитывалось 1060 ученических бригад и звеньев, в которых трудилось около 66 тыс. учащихся. Они выращивали сельскохозяйственные культуры на площади 18,5 тыс. га и, как правило, получали высокие урожаи. На отведенных колхозами и совхозами полях учащиеся школ зауральских районов, не отставая от известных на всю республику ученических производственных бригад Челкановской Бураевского района,

Верхне-Татышлинской Татышлинского района, Байгильдинской Нуримановского района средних школ, занимались возделыванием основных сельскохозяйственных культур. На высокий уровень была поставлена работа по организации ученических производственных бригад в Учалинской, Ахуновской, Уразов-ской, Уральской средних школах Учалинского района и во всех средних школах Абзе-лиловского, Баймакского и Хайбуллинского районов.

Однако реорганизация системы школьного образования и выделение в ее составе школ с профессиональным обучением, попытка наделения системы школьного образования функциями по подготовке квалифицированных кадров для экономики оказалась не совсем удачной и эффективной идеей. Новая система школ привела к чрезмерному увеличению учебных нагрузок и снижению общего уровня образовательной подготовки учащихся16. На наш взгляд, такие школы не имели возможностей для подготовки квалифицированных специалистов по следующим причинам: слабость материально-технической базы, недостаток подготовленных преподавателей по профессиональным дисциплинам, недостаточная мотивация учащихся к профессиональному обучению и получению какой-либо специальности, игнорирование системой индивидуальных интересов, потребностей и способностей школьников, небольшой перечень предлагавшихся профессий для освоения, чрезмерное увеличение учебной и производственной нагрузки на учащихся.

К 1963 г. стало очевидно, что средняя школа не годится в качестве основного источника пополнения предприятий и строек квалифицированными кадрами17. Потому после завершения периода «хрущевских реформ» в середине 1960-х гг. школы с профессиональным обучением вновь были переквалифицированы в обычные школы-десятилетки.

Важное место в системе образовательных учреждений региона заняли средне-специ-альные учебные заведения, образованные в этот период преимущественно в г. Сибай, быстро превращавшемся в крупный экономический и социально-культурный центр Башкирского Зауралья. Одним из первых было создано Сибайское медицинское училище, основанное в 1959 г. для удовлетворения потребностей районов Башкирского Зауралья

в медицинских работниках среднего звена18. Для подготовки квалифицированных кадров для горнорудной промышленности региона в

1962 г. был создан Сибайский горно-обогатительный техникум (с 1994 г. - Сибайский политехнический колледж)19.

В развитии агропромышленного комплекса региона большую роль сыграл сельскохозяйственный техникум, основанный в 1963 г. в г. Баймак. Данное учреждение на долгие годы стало главным звеном в подготовке специалистов среднего звена - агрономов, зоотехников и техников-механиков. В 1965 г. техникум был переведен в г. Сибай, а затем в село Яковлевка (с 2004 г. - Ургаза), в 1984 г. учебное заведение было объединено с совхозом «Зилаирский» под общим названием «Зи-лаирский совхоз-техникум» (с 2012 г. - «Бай-макский сельскохозяйственный техникум»)20. Для подготовки специалистов-педагогов среднего звена в 1963 г. был создано Сибай-ское педагогическое училище (с 1994 г. - Си-байский педагогический колледж), ставшее в регионе первым учебным заведением по подготовке учительских кадров для школ и других образовательных учреждений Зауралья21.

При осуществлении курса всеобщего восьмилетнего образования и расширении сети средних школ важнейшей задачей оставалось сохранение возможностей обучения детей различных национальностей на родном языке.

Расширение и развитие системы образования в зауральских районах с особой остротой поставило задачу пополнения и повышения качества педагогических кадров. В целях реализации данной задачи был увеличен прием в педагогические институты и училища. Расширился прием учителей на функционировавшие курсы повышения квалификации в Башкирском институте усовершенствования учителей.

Широкий размах получило заочное педагогическое образование. Заметную роль в подготовке квалифицированных кадров для системы образования сыграло преобразование Бирского (1959 г.) и Стерлитамакского (1954 г.) учительских институтов в педагогические вузы, где стали получать высшее образование будущие учителя зауральских районов. Однако в зауральских школах по-прежнему ощущалась острая нехватка учителей, получивших соответствующее высшее образование, особенно по математике, физи-

ке, языкам и литературе, физической культуре и труду. Даже в Уфе в 1960-е гг. лишь две трети учителей имели высшее образование22.

Проблемы качества обучения и воспитания учащихся постоянно находились под контролем отделов народного образования и райкомов партии районов Башкирского Зауралья. На традиционных августовских и январских совещаниях учителей, республиканских совещаниях актива руководящих работников системы образования, регулярно проводившихся при участии и под контролем партийного аппарата, систематически рассматривались и определялись меры по ее развитию. В их числе были наиболее актуальными и продолжали оставаться традиционные задачи укрепления материально-технической базы школ, дальнейшего совершенствования учебно-воспитательной работы, обобщения и использования передового опыта работы школ и учителей в региональной системе образования.

Таким образом, в системе школьного образования в хрущевский период правления (1953-1964 гг.) произошли важные изменения: введение всеобщего восьмилетнего обучения, попытка профессионализации школьного обучения, создание школ-интернатов, дальнейшее развитие школ рабочей и сельской молодежи и др. Развивавшаяся система образования Башкирского Зауралья, несмотря на эксперименты по перепрофилированию части школ на профессионализацию образования и существенные проблемы с материально-технической обеспечением, в 1959/1960 уч. г. начала переход от семилетнего к восьмилетнему всеобщему обязательному обучению, завершившийся в установленный срок - в 1962 г. Введение восьмилетнего обучения по времени совпало с переводом части школ региона в категорию школ с производственным обучением, подготовкой в ее стенах востребованных в народном хозяйстве массовых рабочих специальностей. Широкий размах получили в регионе ученические производственные бригады, созданные во всех средних школах и получавшие на выделенных участках земли неплохие урожаи. В 1961 г. было принято решение об обязательности среднего образовании для всего населения страны, положившее начало поэтапному процессу перехода к всеобщему среднему образованию.

Как и в предыдущие годы, в развитии системы образования, наряду с государством,

большую роль сыграли колхозы и совхозы, предприятия и организации Башкирского Зауралья, на чьи средства было построено 32 школы. Образовательная система региона со скрипом, но следовала в рамках общего русла реформ, что являлось важным фактором дальнейшего развития региона и подъема образовательного уровня подрастающего поколения Башкирского Зауралья.

Примечания

1 Мустафина, Ф. Х. Расцвет народного образования в Башкирской АССР. Уфа, 1968. С. 36.

2 История Башкортостана (1917-1990 гг.). Уфа, 1997. С. 185-186.

3 История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. Т. 2. Уфа, 2004. С. 353, 354.

4 Школа села Целинное Хайбуллинского района Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. URL : http://celinnaja.ru/index.htm

5 ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 66. Д. 293. Л. 59.

6 ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 71. Д. 267. Л. 67.

7 Там же. Л. 155.

8 ЦГАОО РБ. Ф. 122. Оп. 66. Д. 293. Л. 7.

9 Там же. Л. 97.

10 Мустафина, Ф. Х. Расцвет народного образования в Башкирской АССР. С. 55.

11 Там же. С. 57.

12 Школа села Целинное...

13 Народное хозяйство и культурное строительство Башкирской АССР. Уфа, 1964. С. 153, 154.

14 См. информацию о Сибайской школе фабрично-заводского обучения: [Б. н.] [Электронный ресурс]. URL : http://sibay-rb.ru/ article/a-48.html

15 Народное хозяйство. С. 253, 254, 255.

16 ЦГАОО РБ. Ф. 122. Д. 9. Л. 59, 60.

17 Шестаков, В. А. Указ. соч. С. 214.

18 Сибайский медицинский колледж [Электронный ресурс]. URL : http://sibaymed.ucoz.ru

19 ГБОУ СПО Сибайский политехнический колледж [Электронный ресурс]. URL : http:// sibaipolitech.ucoz.ru/.

20 Историческая справка о ФГОУ СПО «Бай-макский сельскохозяйственный техникум» [Электронный ресурс] URL : http://baimaksxt. ucoz.ru/index/istorija_tekhnikuma/0-7.

21 Сибайский педагогический колледж [Электронный ресурс]. URL : http://spcsibay.narod.ru

22 История Уфы : крат. очерк / под ред. Р. Г. Ганеева. Уфа : Башк. книж. изд-во, 1981. С. 519.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.