Научная статья на тему 'Система непрерывной аттестации как процесс управления учебно познавательной деятельностью студентов'

Система непрерывной аттестации как процесс управления учебно познавательной деятельностью студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОЙ АТТЕСТАЦИИ / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ / ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ / ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ / ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ / CONTROL / CONTINUING CERTIFICATION SYSTEM / PRINCIPLES OF CONTROL ORGANIZATION / FUNCTIONS OF CONTROL / CURRENT CONTROL / FINAL CONTROL / RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глушков Игорь Геннадьевич, Захожая Татьяна Михайловна

В статье дается характеристика системы непрерывной аттестации с точки зрения управления учебной деятельностью студента. Авторами отмечается, что подобная система отвечает основным принципам контроля: системности, всесторонности и систематичности, надежности и объективности, создает условия для регулярности, планомерности и объективности контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Continuing Certification System as a Process of the Students' Educational-and-Cognitive Activity Management

The characteristics of the continuing certification system from the point of view of the students' educational activity management are given in the article. The authors note that the system meets the major principles of control: systematic character, universality, reliability and objectivity, creates conditions for regularity, planned character and objectivity of control.

Текст научной работы на тему «Система непрерывной аттестации как процесс управления учебно познавательной деятельностью студентов»

УДК 378.147 ББК 74.580.28

Глушков Игорь Геннадьевич

доктор исторических наук, профессор Захожая Татьяна Михайловна кандидат исторических наук, доцент г. Сургут Glushkov Igor Gennad’evich Doctor of History Professor Zakhozhaya Tatyana Mikhailovna Candidate of History Associate Professor Surgut

Система непрерывной аттестации как процесс управления учебно-познавательной деятельностью студентов Continuing Certification System as a Process of the Students’ Educational-and-Cognitive Activity Management

В статье дается характеристика системы непрерывной аттестации с точки зрения управления учебной деятельностью студента. Авторами отмечается, что подобная система отвечает основным принципам контроля: системности, всесторонности и систематичности, надежности и объективности, создает условия для регулярности, планомерности и объективности контроля.

The characteristics of the continuing certification system from the point of view of the students’ educational activity management are given in the article. The authors note that the system meets the major principles of control: systematic character, universality, reliability and objectivity, creates conditions for regularity, planned character and objectivity of control.

Ключевые слова: контроль, система непрерывной аттестации, принципы организации контроля, функции контроля, текущий контроль, итоговый контроль, рейтинговая система оценивания.

Key words: control, continuing certification system, principles of control organization, functions of control, current control, final control, rating.

Современное состояние высшего образования определяется документами,

связанными с реализацией положений Болонской декларации, одним из основных принципов которой является создание целостной системы обеспечения качества образования. Контроль должен стать основным элементом системы управления качеством, обеспечивая получение информации о степени ее функционирования для выработки стратегии совершенствования образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.

При этом следует отметить, что утилитарное понимание контроля как процесса наблюдения за объектами с целью проверки соответствия их определенному состоянию как определяет его С.М. Вишнякова [1] уже не отвечает современным требованиям, предъявляемым к системе управления образовательным процессом. Точно также нельзя согласиться и с определением, данным В.С. Аванесовым, который понимает контроль как получение информации о результатах обучения, сущность которого заключается в поверке знаний учащихся [2]. И современное понимание контроля отдельными исследователями как средства обеспечения обратной связи в процессе обучения студентов, средства выявления уровня результатов обучения, который должен соответствовать стандарту [3], не позволяет использовать его как один из элементов системы менеджмента качества.

Комплексно к определению контроля в учебном процессе подходят С.И. Архангельский, П.И. Пидкасистый и В.А. Сластенин, которые в своих работах в разные годы отмечали, что контроль это не просто констатация фактов об уровне усвоения знаний, и не просто измерение этого уровня, это анализ состояния учебного процесса, его результативности и эффективности и корректировка в случае необходимости [4, 5, 6]. По большому счету, система контроля это комплекс мероприятий, направленных на получение информации о качественном состоянии учебного процесса, ее анализ и принятие управленческих решений для его коррекции, если это необходимо. Таким образом, контроль становится одним из действенных сил процесса управления учебно - познавательной деятельностью студентов на всех ее этапах - постановка цели, организация деятельности, контроль, коррекция и рефлексия.

Опираясь на предложенные определения, необходимо учитывать и современные цели образования, сформулированные в последних нормативных документах: создание условий для развития личности студента. Именно они достаточно четко формулируют требования к организации процесса обучения в вузе - студент должен иметь возможность для собственного развития. Поэтому в последнее время, как отмечает С.Н. Савельева, меняется и подход к контролю.

В его структуру включается понятие самоорганизации студента как субъекта собственного развития. Контроль уже определяется как целенаправленное субъект - субъектное взаимодействие преподавателя и студента, в процессе которого осуществляется как педагогическое руководство, так и самоорганизация учебно - познавательной деятельности и личностное становление качеств деятельности обучающегося [7].

Традиционно контроль характеризуется следующими функциями (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.Н. Ефимов, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Н.Ф. Талызина, Г.И. Щукина и др.) - обучающая, воспитательная, диагностическая, развивающая, управляющая, мотивационная. Основными задачами контроля являются выявление результатов учебной деятельности, коррекция процесса обучения и воспитания, развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, развитие личностных качеств и т. д. Кроме того, уже практически все исследователи соглашаются с тем, что контроль выступает как один из основных способов активизации самостоятельной творческой учебной деятельности студентов.

Также при анализе психолого-педагогической литературы можно выделить требования к системе организации контроля (планомерность, обоснованность, регулярность, объективность) и принципы организации контроля - систематичности, всесторонности, надежности, объективности, валидности, системности, разнообразия используемых форм и видов, гласности результатов, дифференцирования, единства требований, действенности.

Анализируя опыт модернизации современного высшего образования в России, приходится констатировать, что в целом система контроля в вузах все еще по многим признакам не опирается на выделенные принципы и требования к его организации. По большому счету контроль носит бессистемный характер, описывается стихийностью, нерациональным использованием методов и форм, отсутствием дидактической направленности, отсутствием объективных измерительных показателей, субъективностью оценки и т.д. [8,9]. Хотя во многих вузах идет методический поиск путей совершенствования контроля и од-

ним из его возможных вариантов может стать система непрерывной аттестации, основанная на безэкзаменационной организации итогового (промежуточного, рубежного) контроля.

При непрерывной аттестации итоговый контроль в виде экзамена или зачета как таковой отсутствует, он является, по сути, распределенным контролем в течение всего семестра (полусеместра).

Основной идеей непрерывной аттестации является то, что она создает условия для планомерного, постоянного и регулярного контроля усвоения содержания дисциплины, позволяет корректировать учебный процесс, предполагает постоянный тренинг студентов, позволяет преподавателю четко определить логику и содержание контроля, его формы, виды, его необходимость и достаточность. Кроме того, эта система создает условия для рационального использования учебного времени и организации самостоятельной работы студента. В конечном итоге студент оказывается в ситуации постоянного обучения, развиваются его личностные качества ответственности, активности, мобильности и т. д. Он учится работать постоянно и самостоятельно.

Система непрерывного контроля - бессессионная - применяется в Сургутском государственном педагогическом университете уже в течение 5 лет (на базе социально - гуманитарного факультета СурГПУ с 2004 - 2005 уч. г, в вузе в целом - с 2005 - 2006 уч. г.).

Она представляет собой совокупность контрольных и организационных мероприятий, направленных на выявление и оценку степени соответствия подготовки студентов требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, представление аналитических и методических материалов по совершенствованию организации процесса обучения и собственно контроля качества обучения студентов. Основными организационными мероприятиями являются текущий, рубежный и итоговый контроль. В настоящее время разрабатывается (на уровне положений и инструкций) требования к организации входного контроля и контроля остаточных знаний.

В университете внедрена рейтинговая накопительная система оценивания. Итоговая отметка по курсу выставляется как сумма баллов в результате их накопления в течение полусеместра или семестра (в ходе текущего и рубежного контроля). Таким образом, сессионные недели как таковые отсутствуют, и обучение проводится в бессессионном режиме.

Учебный год состоит из двух учебных семестров (осеннего и весеннего), каждый продолжительностью 21-22 недели (включая теоретическое обучение и практики). Каждый семестр делится на полусеместры (тетраместры) продолжительностью 9-10 недель, из которых 1 неделя в полусеместре является контрольной, в рамках которой происходит выставление аттестации студентов по дисциплинам полусеместра.

Все дисциплины учебного плана подразделены на две категории:

• семестровые дисциплины с объемом аудиторных часов в неделю равным 4 и более;

• полусеместровые дисциплины с объемом аудиторных часов в неделю равным 2 и менее.

• Дисциплины с объемом часов в неделю равным 3 в зависимости от содержания и технологии обучения могут быть отнесены либо к первой, либо ко второй категории дисциплин.

Первая категория дисциплин осваивается студентами в течение всего семестра (2 тетраместров), вторая выставляется в расписание на полусеместр (тетраместр). При изучении дисциплины в течение одного тетраместра содержанием полусеместровой аттестации является итоговый контроль по данной дисциплине, складывающийся из суммы рубежных контролей по модулям (блокам). При изучении курса в течение 2 и более тетраместров результат полу-семестровой аттестации является промежуточным и выставляется как сумма текущего или рубежного контроля, проводившегося в данном полусеместре. При модульной технологии обучения, если полусеместровая аттестация не совпадает по срокам с окончанием очередного модуля, то в аттестацию учитываются только результаты полностью освоенного модуля.

Организация обучения по тетраместрам позволяет уменьшить количество одновременно изучаемых дисциплин. Как правило, в тетраместре представлено 6 - 8 дисциплин, включая курсы по выбору. При этом часть из них изучается только в одном тетраместре, часть - в двух (семестровый курс).

Кроме того, подобная организация позволяет широко внедрять модульную технологию обучения по дисциплине и модульную технологию компоновки дисциплин учебного плана.

Общая организация контроля осуществляется как сочетание текущего, рубежного и итогового контроля по дисциплине.

Предметом контроля является уровень усвоения студентом содержания дисциплины, которое может быть усвоено в рамках двух форм - аудиторной работы студента (лекции, семинарские и практические занятия) и самостоятельной работы.

В университете разработаны требования к организации контроля. При определении содержания контроля важным условием является формулирование общей цели изучения курса, выстраивание блочно - модульной его структуры и соответственно выделение частных задач изучения курса. Эти условия определяют разграничение текущего и рубежного контроля.

И если под текущим контролем понимается контроль, направленный на определение уровня усвоения содержания при изучении конкретных тем, частей тем, отдельных операций, определяемый частными учебными целями, то рубежный контроль - это контроль, направленный на определение уровня усвоения содержания дисциплины по блоку тем (модулям), части курса, соотносимый с целями изучения курса.

Таким образом, оценка каждого модуля в рамках дисциплины является рубежным контролем, каждого учебного элемента - текущим контролем, общий рейтинг по дисциплине - итоговым контролем. Итоговый контроль выставляется как результат семестровой работы студента по освоению всего содержания дисциплины.

Сроки сдачи всех видов текущего и рубежного контроля определяются графиком учебного процесса и графиком прохождения дисциплины в рабочей программе.

Контроль осуществляется в индивидуальной и групповой форме, при учете разнообразия видов (контрольные работы, коллоквиумы, учебные конференции, дидактические игры и т.д.).

Одним из главных условий развития современного высшего образования является создание системы самостоятельной работы студента, которая позволяла бы развивать и формировать определенные качества личности студента. В Сургутском государственном педагогическом университете при организации учебного процесса используется следующее соотношение аудиторной и самостоятельной работы студентов - 40 % аудиторной и 60 % самостоятельной работы студентов. Это позволяет увеличивать и разнообразить виды и формы контроля за счет сокращения, как правило, лекционных занятий. Кроме того, возможно использование и специальных индивидуализированных форм контроля, так называемых индивидуальных консультаций со студентами, которые являются одной из форм организации индивидуальной работы преподавателя в виде специально выставленных в расписание учебных занятий, с целью создания условий для индивидуализации обучения.

Следует отметить, что отмена экзаменов не является определяющим признаком непрерывной аттестации. На наш взгляд основным является то, что меняется методология итогового контроля в целом. Действительно, экзамен (зачет) как специально организованное контрольное мероприятие, результат которого и становится оценкой деятельности студента, в данной системе отсутствует. Но итоговый контроль без экзаменов и зачетов не исчезает. Являясь накопительным, он наполняется другим содержанием - преподаватель при непрерывной аттестации оценивает деятельность студента по освоению всего содержания, это результат всей работы студента в течение семестра или полусеместра.

В качестве одного из противоречий данной системы, которое определилось в опыте ее использования в течение нескольких лет в СурГПУ, можно сформу-

лировать следующим образом: как соотнести содержательную структуру и формальное определение итогового контроля. В нашем представлении итоговый контроль - это количественный показатель, складывающийся из суммы баллов текущего или рубежного контроля. Таким образом, итоговый контроль не наполняется содержательным компонентом, в отличие от текущего и рубежного, которые определяют уровень освоения содержания дисциплины по конкретным темам, блокам тем (модулям), частям курса. Выходом из данной ситуации на наш взгляд является разбиение итогового контроля на две части - 60 % итоговой отметки складывается из суммы рубежного и текущего контроля, 40 % - есть результат итогового тестирования по содержанию дидактических единиц стандарта дисциплины (программы дисциплины).

Подобная система предлагается в рекомендациях министерства образования для вузов, участвующих в эксперименте по внедрению рейтинговой оценки качества обучения. В них в частности рекомендуется распределение норм текущего и рубежного (итогового) контроля в следующей пропорции - как 60 % текущего контроля, 40% - результаты экзамена. Кроме того, отмечается возможность получения семестровой оценки без сдачи экзаменов или зачетов. Но в рекомендациях предлагается ограничить проставление оценки без прохождения промежуточной аттестации баллом не выше «хорошо» и предусмотреть для получения оценки «отлично» обязательное прохождение промежуточной аттестации (Приложение № 2 к приказу Минобразования России от 11. 07. 2002 № 2654).

Таким образом, бессессионное обучение создает условия для разработки эффективной системы контроля, которая характеризуется сочетанием различных видов контроля, регулярностью и периодичностью, организационной определенностью, прозрачностью для студента и администрации.

Именно в этом случае реализуются практически все принципы контроля как системы и требования к его организации.

Прежде всего, следует остановиться на принципах системности, всесторонности и систематичности. При непрерывной аттестации происходит не

столько контроль результатов обучения, сколько процесса научения, контроль учебной деятельности студента в целом, что и определяет его системность и всесторонность. Это проявляется в контроле аудиторной и самостоятельной работы студента, в постоянной коррекции учебного процесса в целом на основе анализа полученных результатов и не в конце периода обучения, и даже не в конце изучения модуля, когда изменения уже вряд ли возможны, а постоянно и планомерно. И оценка студента складывается из суммы оценок всех видов его учебной деятельности. Контроль осуществляется непрерывно и в определенной последовательности. Это характеризует его связь с процессом обучения.

Следует отметить, что принцип системности предполагает четкую логику контроля с учетом его цели, содержания, средств, места студента и преподавателя. При непрерывной аттестации определена жесткая заданность требований к текущему и рубежному контролю, разработаны правила составления рабочей программы, произошло структурирование аудиторной и самостоятельной работы студента (40 - 60 %). Деканаты составляют четкое расписания контрольных мероприятий и отслеживают их своевременное проведение. Кроме того, введены контактные часы преподавателей. Эти и другие организационные мероприятия непрерывной аттестации позволяют представить контроль как систему, структурированную по определенным правилам и с учетом требований, закрепленных в нормативных положениях вуза. Это же определяет и систематичность контроля. Контроль осуществляется так часто как определено целями изучения дисциплины (закрепленными в рабочей программе). Хотя количество определяется нормой трудоемкости дисциплины, количеством учебных модулей, которые предполагают обязательный рубежный контроль, и формальным требованием организации учебного процесса - не более 4 контрольных мероприятий в неделю на одну группу по всем дисциплинам.

Принципы надежности и объективности. Надежность и объективность контроля при непрерывной аттестации определяется устойчивостью результатов при разнообразии форм контроля и при большом количестве контрольных мероприятий. Кроме того, в университете разработаны единые требования к

методическому оснащению различных видов контроля - наличие вопросов и заданий, методических рекомендаций по подготовке к контрольным мероприятиям, определены требования к содержанию контроля и т.д., что создает условия для надежности и объективности контроля.

Объективность определяется также и специальными организационными мероприятиями - проведение итогового тестирования по дисциплинам в конце их изучения. Для этого преподавателями создаются банки тестовых заданий для автоматизации контроля, сам же контроль проводится без участия лектора, ведущего данную дисциплину (для организации подобного контроля в университет создан специальный отдел). Это позволяет сформировать внешнюю экспертизу качества обучения. Также проводится контроль остаточных знаний студентов по форме Мете! - тестирования.

Принцип валидности достаточно значим, так как он определяет дифференцирующие возможности контроля. При системе непрерывной аттестации происходит увеличение контрольных мероприятий, увеличивается их разнообразие, формулируется большое количество заданий, в том числе и тестового характера. Кроме того, при данной системе создаются условия для четкого выделения содержания контроля вследствие применения блочно - модульной технологии, которая работает только при определенных правилах формирования модулей, что без определения целей невозможно, соответственно четко формулируются цели контроля и материалы его должны соответствовать целям. При этом следует учитывать, что бессессионная система требует логичного разграничения текущего и рубежного контроля, что также создает условия для вали-дизации контроля.

Принцип действенности при непрерывной аттестации реализуется как основной стимулирующий. Это проявляется, прежде всего, при использовании рейтинговой составляющей системы. Он тесно связан с принципом гласности результатов. Постоянное отслеживание собственного места в рейтинге, определение количества заработанных баллов позволяет студенту планировать собственную учебную деятельность. В тоже время преподаватель, реагируя на оп-

ределенный результат, представленный студентом, может корректировать учебный процесс в ту ли иную сторону. Именно это и определяет действенность системы контроля.

Постоянство, регулярность и планомерность контроля, большое количество контрольных мероприятий (по сравнению с традиционной системой) предопределяет реализацию такого принципа системы как принцип разнообразия используемых форм и видов. Во многом это способствует развитию студента, так как различные виды контроля (контрольные работы, коллоквиумы, зачеты, игровые технологии и т.д.) при сочетании различных форм (индивидуальной, групповой и т.д.) позволяют полностью использовать потенциал студента, применять новые современные технологии обучения, что соответствует современным целям образования.

Это же разнообразие форм и видов способствует и развитию принципа дифференцирования, что является одной из сущностных характеристик контроля, как элемента управления организацией учебного процесса. Контроль должен быть направлен на выявление определенных дифференцирующих признаков для определения эффективности организации процесса обучения.

В тоже время перечисленные признаки системы непрерывной аттестации, такие как выделение текущего, рубежного и итогового контроля, определение целей контроля, его содержания, жесткие требования планирования, методического оснащения контрольных мероприятий позволяют в полной мере реализовать и принцип единства требований, что определяется нормативной базой, разработанной в вузе.

Таким образом, при внедрении системы непрерывной аттестации контроль становится регулярным, планомерным, характеризуется прозрачностью требований и объективностью результатов. Он становится сильным мотивирующим фактором в организации учебного процесса. Непрерывная аттестация как система контроля позволяет непосредственно управлять организацией учебного процесса и самостоятельной работой студента.

Библиографический список

1. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь: Ключевые понятия, актуал. лексика [Текст] / С.М. Вишнякова. - М.: Новь, 1999. - 535 с.

2. Аванесов, В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: Пособие для слушателей Учеб. центра Гособразования СССР [Текст]/ В.С. Аванесов. - М.: МИСиС, 1989. - 167 с.

3. Короткова, Л.Е. Проектирование и реализация компьютерного сопровождения контроля результатов обучения [Текст]: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08/ Л.Е. Короткова. - Ставрополь, 2006. - 23 с.

4. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы [Текст]/ С.И. Архангельский. - М.: Высш. школа, 1980. - 368 с.

5. Педагогика [Текст]: Учеб. для студентов пед. учеб. заведений / [Краевский В.В., Меняев А.Ф., Пидкасистый П.И. и др.]; Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Пед. об - во России, 2002. - 604 с.

6. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов - 3. изд. - М: Школа - Пресс, 2000. 512 с..

7. Савельева, С.Н. Организация контроля и коррекции учебно - познавательной деятельности обучающихся в инженерно - технических вузах [Текст]: автореферат дисс. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / С.Н. Савельева. - Брянск, 1999. - 20 с.

8. Короткова, Л.Е. Проектирование и реализация компьютерного сопровождения

контроля результатов обучения [Текст]: автореферат дис. . кандидата педагогических на-

ук/ Л.Е. Короткова. - Ставрополь, 2006. - 23 с.

9. Табуева, Е.В. Организационно - педагогические условия эффективного контроля результатов обучения студентов педвуза [Текст]: автореферат ... дис. кандидата. педагогических наук / Е.В.Табуева. - Магнитогорск, 2006. 24 с.

Bibliography

1. Arkhangelski, S.I. Educational Process at a Higher School, its Regular Bases and Methods [Text] / S I Arkhangelski. - M. Higher School, 1980. - 368 p.

2. Avanesov, V.S. The BasSs of Scientific Organization of Pedagogical Control at a Higher School: Text-book [Text] / V.S. Avanesov. - M., 1989. - 167 p.

3. Korotkova, L.E. Projecting and Realization of the Computer Maintenance of the Education Results [Text]: Synopsis of the Ph.D. Thesis: 13.00.08/ L.E. Korotkova. - Stavropol, 2006. - 23 p.

4. Pedagogics [Text]: Text-book for Teachers’ Training Universities / V.V. Kraevski, A.F. Menyaev, P.I. Pidkasisti // Ed. By Pidkasisti. - M: Pedagogical Society of Russia, 2002. - 604 p.

5. Pedagogics [Text]: Text-book for Teachers’ Training Universities/ V.A. Slastenin, I.F. Isaev, A. I. Mishchenko, E.N. Shiyanov. - 3d Ed. - M: School - Press, 2000. - 512 p.

6. Savelieva, S.N. Organization of Control and Correction of the Educational-and-Cognitive Activity at the Engineering Universities [Text]: Synopsis of the Ph.D. Thesis: 13.00.08/ S.N. Savelieva. - Bryansk, 1999. - 20 p.

7. Tabueva, E.V. Organizational-and-Pedagogical Conditions of the Effective Control of the Results of Students’ Training at Higher Peda gogical Institutions [Text]: Synopsis of the Ph.D. Thesis: 13.00.08/E.V. Tabueva. - Magnitogorsk, 2006. - 24 p.

8. Vishnyakova, S.M. Professional Education: Dictionary: Key Terms, Actual Vocabulary [Text] / S.M. Vishnyakova. - M.: Nov, 1999. - 535 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.