Научная статья на тему 'Система непрерывного и преемственного этнохудожественного образования в России: опыт разработки'

Система непрерывного и преемственного этнохудожественного образования в России: опыт разработки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1223
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДХОДЫ / ПРИНЦИПЫ / СТРУКТУРА / СОДЕРЖАНИЕ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ETHNIC-ARTISTIC EDUCATION / MODELING OF THE SYSTEM / APPROACHES / PRINCIPLES / STRUCTURE / CONTENT OF ETHNIC-ARTISTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпикалова Т. Я., Ершова Людмила Викторовна

В статье представлен опыт разработки системы непрерывного этнохудожественного образования «детский сад школа вуз». Раскрывается поэтапная деятельность по концептуальному обоснованию подходов, принципов, содержания образования, условий их реализации и по внедрению предлагаемой модели в широкую педагогическую практику в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The continuous and successive system of ethnic-artistic education in Russia

The article describes the experience working out the continuous system of ethnic-artistic education "kindergarten school university". It reveals the stages of conceptual justification of the approaches, principles, and the content of the education, the conditions of their realization, and of wide implementation the model into the Russian educational practice as one of the factors of modernization of national education.

Текст научной работы на тему «Система непрерывного и преемственного этнохудожественного образования в России: опыт разработки»

Т.Я. ШПИКАЛОВА, профессор Л.В. ЕРШОВА, профессор, декан факультета искусств

Система непрерывного и преемственного этнохудожественного образования в России: опыт разработки*

В статье представлен опыт разработки системы непрерывного этнохудожественного образования «детский сад - школа - вуз». Раскрывается поэтапная деятельность по концептуальному обоснованию подходов, принципов, содержания образования, условий их реализации и по внедрению предлагаемой модели в широкую педагогическую практику в России.

Ключевые слова: этнохудожественное образование, подходы, принципы, структура, содержание этнохудожественного образования.

Юбилей Шуйского государственного педагогического университета совпал с десятилетием одного из самых молодых его факультетов - факультета искусств. За эти годы здесь сложился научный коллектив лаборатории этнохудожественного образования, который занимается разработкой нового направления в непрерывном художественном образовании - системы этно-художественного образования.

Актуальность этно-художественного образования обусловлена обострившимися в последние десятилетия социальными, культурными, этническими, экологическими и многими другими противоречиями и социальным заказом современного общества, ставящего во главу угла социально-культурного развития страны ценностное усвоение богатейшего предшествующего опыта. Обретению художественным образованием этнокуль-

турной направленности способствуют фундаментальные исследования в области народного искусства, раскрывающие духовный смысл традиционной культуры и искусства, их специфику как особого типа художественного творчества, их место в образовании. Этот опыт на фоне почти векового отчуждения традиционной художественной культуры России, ее мировоззренческого, духовно-нравственного и ху-

" Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

дожественно-эстетического потенциала стал основой появления в отечественной педагогике этнокультурной парадигмы [1]. В рамках данной парадигмы развернулось инновационное движение, в которое включились и ученые факультета искусств ШГПУ. Главной целью исследований стало создание модели и внедрение в широкую практику системы непрерывного этно-художественного образования как одного из факторов модернизации российского образования.

На первом этапе (2003-2004 гг.) выявлялись предпосылки становления системы этнохудожественного образования в России и особенностей художественного образования в зарубежных странах; было предложено концептуальное обоснование системы, осуществлялся поиск форм интеграции эт-нохудожественной культуры и других образовательных пространств (художественный труд, родной язык и литература, естественно-научные дисциплины), анализировался потенциал региональных и местных художественных и культурных традиций.

Выяснилось, что вплоть до последнего десятилетия ХХ в. целостная система этно-художественного образования в России отсутствовала. Вместе с тем ее возникновение было подготовлено всей предыдущей историей, развитием культуры и образования. Исходя из неравномерности развития традиционной художественной культуры, неоднозначного отношения к ней искусствоведов и педагогической общественности, можно выделить несколько периодов в становлении идей этнохудожественного образования, а именно:

■ накопление народного педагогического опыта художественно-эстетического воспитания детей (до XVII вв.);

■ стихийное зарождение идей художественного образования (XVII-XVIII вв.);

■ научно-поисковый, собирательский (XIX вв.);

■ экспериментально-исследовательский (начало XX в. - 80-е годы XX в.);

■ концептуальное обоснование и моделирование систем этнохудожественного образования государственного, регионального, международного уровней; обоснование условий эффективного функционирования этнохудожественной системы в педагогической практике (конец ХХ - начало XXI вв.) [2].

В ходе теоретического осмысления накопленного опыта были выявлены адекватные ему методологические подходы (культурологический, художественно-эстетический, интегративный, личностно-ориен-тированный, этнорегиональный и экологический) и принципы (непрерывности и преемственности, интегративности, откры-тости,вариативности,диалогичности,ди-агностичности), с помощью которых была построена модель этнохудожественной образовательной системы [3-5].

На втором этапе исследования (20052006 гг.) в рамках проекта «Модернизация образования в России: интегративная модель непрерывного этнохудожественного образования» при поддержке РГНФ осуществлялось моделирование системы.

Этнохудожественное образование можно понимать как систему, как процесс и как результат вхождения личности в мир художественной культуры своего народа во всем многообразии ее типов и видов [6]. Главным компонентом этой системы выступает народная художественная культура и народное искусство, изначально неотторжимые от идеалов Истины, Добра, Красоты, фундаментально формирующих ценностное отношение к Родине, природе, людям, труду, к творчеству.

Этнохудожественное образование как система представляет собой структурированное пространство, взаимосвязь элементов которого осуществляется и по вертикали, и по горизонтали. Функционирование его структурных компонентов (систем дошкольного, начального, среднего, дополнительного, высшего и поствузовского эт-нохудожественного образования) и их раз-

витие осуществляются на основе единства целей и задач на всем протяжении образовательной траектории, на основе многообразных инициатив, свобод и альтернатив, обеспечения реального взаимодействия между компонентами федерального и регионального уровней.

Определяя этнохудожественное образование как процесс формирования художественной культуры личности, мы предполагаем, что посредством освоения ценностей, прежде всего - отечественной художественной культуры, а также лучших достижений мировой художественной культуры, в которых концентрируется все многообразие ценностно-смысловых параметров бытия, она присваивает их и тем самым изменяет себя. В результате этноху-дожественного образования у личности формируются умения воспринимать, понимать, оценивать продукты этнохудоже-ственной культуры, готовность принимать посильное участие в сохранении, поддержании и развитии художественной культуры своего народа. Результатом этноху-дожественного образования становится личность, которая по мере продвижения по линии восхождения к вершинам духовно-нравственного совершенства и художественно-эстетического творчества приобретает черты носителя и творца национальной культуры [6].

Целью системы непрерывного этноху-дожественного образования, пронизывающей все без исключения возрастные периоды развития личности, является освоение обучающимися тех национально-художественных традиций, в которых воплощены высшие духовные ценности народа, имеющие особую значимость для нравственного воспитания и гражданского становления современного человека.

В ходе теоретического анализа определены возрастные периоды этнохудожественного образования: дошкольный, начальный (школьный), средний (школьный), высший (вузовский, поствузовский). Эти

периоды соответствуют этапам взросления человека, последовательной смены потребностей и мотивов, интересов и переживаний, ведущих видов деятельности, отношения к окружающему и к самому себе. На каждом этапе решаются свои задачи, осваивается содержание, адекватное данному возрасту и особенностям преобладающей деятельности: от усвоения начал эстетической культуры (у дошкольника) через формирование основ эстетической культуры (у младшего школьника) к созданию многообразных педагогических условий для выработки целостной эстетической культуры будущего педагога, его художественно-творческого и педагогического мышления. Вместе с тем все без исключения возрастные группы пронизывает единая задача -развитие национального самосознания, исторической памяти, что в конечном счете должно привести к становлению личности как носителя, хранителя и творца национальных духовных традиций.

Для реализации системы непрерывного этнохудожественного образования был определен ряд педагогических условий:

а) предполагающих создание соответствующей среды с учетом воспитательного и познавательного потенциала художественно-культурных, национально-региональных и семейно-бытовых традиций, атмосферы творчества и самостоятельности;

б) способствующих эффективности непосредственно образовательного процесса с учетом содержания, форм и методов эт-нохудожественного образования;

в) заданных уровнем сформированнос-ти профессионально-педагогической культуры педагога (установки, ценности, эстетические идеалы, вкусы, способы, средства и приемы этнохудожественного образования) в соотнесении с системой этнических и национальных ценностей, что позволяет ему адекватно рефлексировать свою профессиональную деятельность, включая непосредственно педагогическую, научно-исследовательскую, а также самостоятель-

ную творческую деятельность в области искусства.

Результатом второго этапа стало создание модели системы непрерывного этноху-дожественного образования, которая прошла экспериментальную апробацию в условиях городских и сельских дошкольных и начальных общеобразовательных учреждений, в условиях факультета искусств ШГПУ.

На третьем этапе (2007-2009 гг.) по заданию Министерства образования и науки РФ проводились исследования содержания непрерывного этнохудожественно-го образования. Была осуществлена разработка содержания этнохудожественного образования вместе с формированием этнокультурного пространства для формирования личности - носителя национальной культуры, а также создано программное и учебно-методическое обеспечение системы этнохудожественного образования для разных ступеней образования. На основе теоретических исследований, обобщения накопленного опыта, анализа психолого-педагогической литературы и учебно-методических материалов была предложена структура содержания этнохудожествен-ного образования, включающая четыре рав-ноправныхкомпонента: когнитивный опыт личности; опыт художественно-практической деятельности; опыт творческой деятельности; опыт отношений личности [2].

Содержательный компонент образовательной системы заложен в учебных планах, программах и учебно-методических комплектах. Преподаватели кафедр факультета искусств проводят большую работу по отбору и адаптации к определенному возрасту художественного материала, канонических образов и нравственно-эстетических ценностей, содержащихся в традициях художественной культуры России и Ивановского края. Результаты такого поиска нашли отражение в учебных программах и учебно-методических комплектах (учебниках, творческих тетрадях для

учащихся, методических пособиях для педагогов) федерального и регионального уровня для разных звеньев образовательной системы - от дошкольного до вузовского. Опубликовано более 100 работ, в том числе программы «Преемственность », «Ребенок и рукотворный мир» (для дошкольного образования), «Основы народного и декоративно-прикладного искусства» (для школ с углубленным изучением дисциплин эстетического цикла), «Изобразительное искусство и художественный труд» (для начальной школы), «Изобразительное искусство» (для 5-9-х классов), «Открытый и вариативный комплекс программ на основе народных художественных традиций» (для педвузов). Среди учебно-методических материалов упомянем следующие: «Детям о традициях народного мастерства», «Волшебный мир народного творчества», «Возвращение к истокам. Народное искусство и народное творчество».

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для начальной и основной школы прошла более чем десятилетний путь разработки и становления: от программы для школ и классов с углубленным изучением дисциплин эстетического цикла (1992, 1994, 1997) к одной из вариативных авторских программ, утвержденных Министерством образования РФ (2000, 2001) и до программы, входящей в числе других в комплект «Школа России» и обеспечивающей федеральный компонент содержания образования (2003). Генеральная идея программы заключается в том, чтобы сделать уроки искусства в начальной школе естественным, глубоко эмоциональным процессом вхождения учащегося в многообразный мир отечественной художественной культуры, основой общекультурного, духовно-нравственного,ху-дожественно-эстетического и творческого развития школьников. Программно-методические материалы (учебники для 1-8-х классов, творческие тетради по изобразительному искусству и художественному

труду для начальной школы, учебно-методические пособия для учителей) прошли экспертизу федерального экспертного совета, получили гриф и опубликованы издательством «Просвещение». В настоящее время эти материалы широко внедряются в педагогическую практику в регионах России.

С 2010 г. авторский коллектив начал разработку программ и УМК «Изобразительное искусство» на основе ФГОС. Линия учебников «Изобразительное искусство» для 1-8-х классов общеобразовательной школы направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Содержание учебников нового поколения сохраняет ведущие идеи предыдущего комплекта и учитывает современные требования к предмету, опираясь на компетентностный и дея-тельностный подходы. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера предусмотрено с позиций лич-ностно-ориентированного подхода, что выражается в вариативном и дифференцированном характере творческих заданий.

Содержание вузовского этнохудоже-ственного образования формируется в зависимости от специальностей и направлений подготовки. При конструировании учебных планов учитывается главная идея непрерывного образования - интегративное освоение художественной культуры во всем ее многообразии. В соответствии с учебными планами разных специальностей, реализуемых на факультете искусств ШГПУ, осуществляется преподавание таких дисциплин, как теория и история декоративно-прикладного искусства, народные ремесла, лако-

вая миниатюра, деревянное зодчество, народная игрушка, русский народный костюм, резьба по дереву, художественная обработка природных материалов (береста, соломка), керамика и др. Спецкурс «Народные художественные промыслы Ивановского региона» опирается на изучение истории местных традиционных промыслов (лаковая миниатюра Палеха, Холуя, роспись по дереву, русская набойка, художественная роспись ткани, строчевая вышивка, лозоплетение и др.), на практику продолжающих работать народных мастеров, на выявление передового педагогического опыта по воспитанию молодого поколения на основе национально-региональных традиций.

Разработанное нашими учеными содержание этнохудожественного образования сегодня переносится на образовательные практики подготовки научных и научно-педагогических кадров. Исследование нацелено: на реализацию диалогового подхода к исследованию отечественной и зарубежной духовной и художественной культуры; выявление значимости традиционного народного, светского и религиозного искусства, несущего истинные духовные и нравственно-эстетические ценности в поликультурное пространство; формирование культурно-

исторической памяти молодых россиян в процессе освоения особенностей отечественной и зарубежной художественной культуры; научно-теоретическое сопровождение процессов осмысления и формирования нового понимания народного и религиозного искусства как духовных феноменов, сохраняющих и развивающих базовую систему ценностей взаимоотношений человека с человеком, одного народа с другим.

Научная деятельность коллектива лаборатории этнохудожественного образования ШГПУ способствует тому, что этническая культура становится неотъемлемым компонентом художественного образования во всех звеньях образовательной системы. При этом раскрываются возможности этнохудожественной культуры для вариативной разработки технологий творческого развития личности в системе непрерывного образования не только в отдельном регионе, но и по всей стране, расширяется пространство исследований этнохудожественной культуры регионального и национального уровня, осуществляется широкое привлечение общеобразовательных учреждений и вузов страны к деятельности по дальнейшему исследованию народного искусства как источника нравственно-эстетических ценностей с целью повышения его роли в духовном оздоровлении российского общества.

Результаты издательской деятельности используются учителями ИЗО, кафедрами средних и высших педагогических учебных

заведений при разработке соответствую-щихпрограмм и методической документации, в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Литература

1. Павлова И.Ю. Этнохудожественное обра-

зование в высшей школе: методологический аспект // Высшее образование в России. 2009. № 2. С. 47-51.

2. Ершова Л.В. Научные принципы разработ-

ки содержания этнохудожественного образования // Наука и школа. 2008. № 1. С. 3-5.

3. Ершова Л.В. К вопросу разработки содер-

жания этнохудожественного образования студентов педагогического вуза // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социоки-нетика. 2010. Т. 16. № 4. С. 72-74.

4. Ершова Л.В. Становление непрерывной и

преемственной системы этнохудоже-ственного образования. Теория и практика. Germany, Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. 318 с.

5. Шпикалова Т.Я. Разработка инновационной

модели этнохудожественного образования// Наука и школа. 2007. № 5. С. 49-51.

6. Бакланова Т.И, Ершова Л.В, Шпикалова

Т.Я. Концепция этнокультурного образования в Российской Федерации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2005. № 3. С. 5-14.

SHPIKALOVA T, YERSHOVA L. THE CONTINUOUS AND SUCCESSIVE SYSTEM OF ETHNIC-ARTISTIC EDUCATION IN RUSSIA

The article describes the experience working out the continuous system of ethnic-artistic education "kindergarten - school - university". It reveals the stages of conceptual justification of the approaches, principles, and the content of the education, the conditions of their realization, and of wide implementation the model into the Russian educational practice as one of the factors of modernization of national education.

Key words: ethnic-artistic education, modeling of the system, approaches, principles, structure, content of ethnic-artistic education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.