Научная статья на тему 'Система мусульманского образования в Бухарском ханстве в конце XVIII начале XIX вв. (по материалам русских источников)'

Система мусульманского образования в Бухарском ханстве в конце XVIII начале XIX вв. (по материалам русских источников) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7009
567
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНСКИЕ ШКОЛЫ (МАКТАБЫ) / БОГОСЛОВСКИЕ УЧИЛИЩА (МЕДРЕСЕ) / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ МЕДРЕСЕ / БОГОСЛОВИЕ / MOSLEMIC SCHOOLS (MAKTABS) / THEOLOGY EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS (MEDRESES) / EDUCATIONAL PROCESS / MEDRESE EDUCATIONAL DISCIPLINES / THEOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джурабаев Джамшед Хабибуллоевич

В статье на основе данных русских исследователей (в особенности представителей российских дипломатических миссий, побывавших в Бухаре в первой половине XIX в.) Е.К. Мейендорфа, П.И.Демезона, Н.В.Ханыкова, а также других источников рассмотрены состояние и уровень просвещения в Бухарском ханстве. Исследована система мусульманского образования. Освещен процесс обучения в мусульманских школах (мактабах) и богословских училищах (медресе) Бухары.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System of Moslemic Education inBukhara Khanate at the End of the XVIII-th the Beginning of the XIX-th Centuries (on the materials of Russian original sources)

Proceeding from the data registered by the Russian researchers (especially by the representatives of Russian diplomatic missions which functioned in Bukhara in the first half of the XIX-th century Ye.K. Meyendorf, P.I.Demezon, N. V. Khanykov and others, the author of the article dwells on the state and standards of enlightenment in Bukhara khanate. The system of Moslemic education is explored. The process of tuition in Moslemic schools (maktabs) and theological educational establishments (medreses) of Bukhara is elucidated.

Текст научной работы на тему «Система мусульманского образования в Бухарском ханстве в конце XVIII начале XIX вв. (по материалам русских источников)»

ИСТОРИЯ ТАЪРИХ

Джурабаев Джамшед Хабибуллоевич,

кандидат исторических наук, доцент, ректор ТГУПБП

СИСТЕМА МУСУЛЬМАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В БУХАРСКОМ ХАНСТВЕ В КОНЦЕ XVIII- НАЧАЛЕ XIX ВВ.

(по материалам русских источников)

Среди среднеазиатских ханств Бухарское ханство по количеству школ и медресе занимало особое положение. Следует особо подчеркнуть тот факт, что культурным центром Бухарского ханства являлась его столица Бухара, которая в исторических источниках была прозвана «Бухорои шариф» («благородная Бухара»). С периода арабского нашествии, установления ислама Бухара постепенно становилась центром исламского просвещения всего Среднеазиатского региона. Стали открываться мечети, мусульманские школы (мактабы) и богословские училища (медресе). Именно в Бухаре сформировалась своеобразная мусульманская система науки и образования, и разрабатывались методики обучения. В бухарских медресе преподавались, наряду со светскими науками, религиозные знания по калому (богословию), фикху (юриспруденции), тафсиру (комментариям к Корану), хадису (сведениям о деяниях пророка Мухаммада) и другим наукам.

Е.К. Мейендорф особо подчёркивает роль Бухары как центра мусульманской цивилизации: «Прославившаяся затем и ставшая почитаемой на Востоке благодаря своим многочисленным школам, ученым муллам и погребенным в её стенах святым, она сделалась местом паломничества мусульман, вероятно, это и принесло ей эпитет «аш-шерифа» (благородная или святая)» (8, 93).

Действительно, Бухара в ХУШ - первой половине XIX вв. не только сохранила средневековый облик, но и являлась ядром городской культуры среднего Востока, занимала свое место как исламизированный центр духовной культуры.

Среднеазиатское общество имело хорошо организованную систему мусульманского образования. Грамотность здесь исконно была в большом почете. Особенно время правления Шахмурада и эмира Хайдара характеризуется как период расцвета религиозного образования в Бухарском ханстве. Школьное дело было полностью сосредоточено в руках духовенства. Мактабы и медресе являлись орудием

пропаганды идей терпения, смирения, фатализма, предопределенности судьбы, рабской покорности Аллаху и господину. Эмир Шахмурад возродил запущенные или полностью заброшенные вакфы и финансировал из их поступлений, а также из дополнительных налоговых поступлений реставрацию старых и строительство новых мечетей, медресе, обителей-ханака и мактабов, и, кроме того, уход за могилами святых - мазарами. По сообщению Мири, до прихода к власти Шахмурада многие религиозные образовательные учреждения пустовали или были отчуждены и использовались, например, в качестве складских помещений для зерна (9, лл. 52б-53а).

Детей учили на арабском языке Корану и шариату. Мактабы по-прежнему оставались массовыми формами первоначального обучения мальчиков чтению Корана. Мактабы находились в ведении мусульманского духовенства, за редким исключением они действовали при мечетях. Обучение входило в обязанности имама и давало ему добавочный доход. Содержались мактабы за счет средств, собиравшихся с родителей учащихся. Несмотря на многочисленность мактабов, они не содействовали распространению грамоты из-за крайне отсталого характера обучения. Организация обучения в мактабах почти не изменилась с XIII века.

По словам Е.К. Мейендорфа, «основание школы считается благочестивым делом, а содержание школы для детей из бедных семей - долгом» (8, 152).

Вот как описывает мактабы П.И. Демезон, побывавший в Бухаре в 1833 году: «Школы (мактаб) гораздо более многочисленны. Они существуют при каждой мечети. В них дети учатся читать, писать и нараспев произносить первую главу Корана и три-четыре последние, наиболее часто повторяющиеся во время молитвы, потому что они гораздо менее длинные, чем другие. Школы эти производят поначалу странное впечатление — они находятся на приподнятой на несколько футов над уровнем всей улицы площадке. Войдя же внутрь, понимаешь, зачем это сделано. Все дети помещаются как бы в небольшой яме полтора фута глубиной. В ней они могут лишь с трудом повернуться. С помощью этого «хитроумного изобретения», по словам учителей, они находят способ использовать пол вместо стола и в то же время заставлять детей сидеть спокойно на своих местах. Если бы эти школы располагались на площадках менее приподнятых, то углубление было бы всегда сырым и даже в некоторых кварталах могло быть затоплено в межсезонье» (5, 45).

Количество мактабов приблизительно соответствовало количеству мечетей в городе. В Бухаре в 30-х годах XIX века при правлении эмира Насруллаха было 366 больших и малых учебных религиозных заведений. Из них одна треть занимала обширные здания, вмещавшие в себя от семидесяти до восьмидесяти учащихся (3, 431). Поступившие в мактаб дети начинали учебу с заучивания стихов из Корана на арабском языке. После этого изучали арабский алфавит. Усвоение арабского алфавита было очень трудным делом. После овладения первоначальными навыками чтения ученики получали книгу «Хафтияк» (1/7 часть Корана), по которой обучались до 2-х лет. Затем приступали к чтению Чахор-китаба, написанного на персидско-таджикском языке.

«Чахоркитоб» («Четверокнижье») являлась самой популярной после Корана книгой у населения. Как явствует из названия, она состоит из четырёх самостоятельных книг, каждая из которых имеет своего автора и своё название. Первая и четвертая

книги составлены в стихах, а вторая и третья - в прозе. Судя по содержанию, автор первой книги был уроженцем Бухары. Четвёртая книга называется «Панднома»-и Аттор («Назидания» Аттора). Авторы второй и третьей книг неизвестны (4). Эта увлекательная и назидательная книга на протяжении всего средневековья пользовалась большой популярностью у населения Средней Азии. В книге излагаются правила ритуального омовения перед совершением религиозных действий, желательные и запрещённые действия при исполнении обрядов, двенадцать обязанностей мусульманина, обязательность намаза, правила намаза и обязательных намазов, пост в священный месяц Рамазан, случаи, когда мусульманину запрещается поститься, способы замаливания грехов в случае нарушения поста и другие религиозные правила. Вторая книга состоит из четырёх глав со следующим содержанием: «О познании веры»; «О познании ислама»; «Об омовении»; «О познании намаза». Третья книга посвящена основам веры: тавхид, намаз, пост, закят и хадж (11).

В каждой школе был один учитель и один класс, в котором учились от 5-6 до 2530 детей в возрасте от 4 до 15 лет.

Государство не выделяло никаких средств на постройку школ, на их содержание и на обучение. Традиционные школы - мактабы строились и содержались частными лицами или самими жителями городских кварталов и селений. По шариату брать деньги за обучение религиозным предметам не разрешалось. Поэтому учителя, как правило, занимали какую-либо должность при мечети (должности хатиба, имама, муэдзина), читали молитвы во время различных религиозных мероприятий, преподавали нерелигиозные предметы - каллиграфию, арифметику и за счёт получаемых за это жалования и вознаграждения содержали свои семьи. Родители учеников были обязаны в честь праздников делать подарки и подношения учителю.

В Бухарском ханстве, особенно при правлении эмиров Шахмурада, Хайдара и Насруллаха, придавали особое значение высшему богословному обучению. Шахму-рад поддерживал студентов медресе стипендиями, которые он выплачивал из налоговых поступлений (1, 331).

В Бухаре функционировало более 150 медресе . Число учащихся в медресе доходило до 30 тыс. человек (6, 107-108). Самыми известными медресе в Бухаре являлись медресе Мир-и Араб, медресе Абдул-Азизхана, медресе Кукалтош, медресе Абдул-лахана, медресе Улугбека, медресе Нодира Деван Беги, медресе Чор Манор и др.

Вторым после Бухары центром образования являлся Самарканд. В начале ХУШ века из-за междоусобных войн социально-экономическая и культурная жизнь Самарканда пришла в упадок. После прихода к власти мангытов город постепенно возрождался. Особое внимание развитию города уделял эмир Шахмурад (17851800). При нем восстанавливалась ирригационная сеть города и его округи, строились базары, появились новые кварталы за счет переселения населения из других

* Медресе (арабское мадраса, от дараса — изучать), мусульманская средняя и высшая школа, готовящая служителей культа, учителей начальных мусульманских школ — мектебов, а также служащих государственного аппарата

областей эмирата. Эмир Шахмурад старался возродить деятельность высших учебных заведений - медресе.

Эта цель достигалась тремя способами: реставрацией обветшавших зданий медресе, восстановлением финансирования через институт вакфов и назначением ответственных лиц на должности преподавателей-мударрисов медресе (7, 292). В Самарканде функционировали десятки медресе - Мирзо Улугбека, Шердар, Тилло-кори, Ходжа Ахрара, Оли, Кази Абдул Гафура, Давлата кушбеги, Мулла Рафии аксакала, Кук масчид, Хазрати Шох и др.

Строительство медресе и мечетей всячески поощрялось исламской религией, потому что считалось богоугодным делом. Эмиры Шахмурад и Хайдар были даже преподавателями-мударрисами. Шахмурад преподавал «Хидайа», т.е. краткий курс по правоведению Бурханеддина Маргинани (умер 1197 г.), являвшийся стандартным произведением ханафитов, книгу «Китаб усул ад-дин» ал-Баздави, а также произведение знаменитого андалузского специалиста по Корану аш-Шагиби (умер в 1194 г.) и его комментаторов (1, 332). Мири сообщает, что Шахмурад знал наизусть книгу аш-Шагиби и комментарии к ней (9, лл.204б-206а).

Эмир Хайдар построил при дворцовой мечети в Бухаре медресе, в котором сам занимался преподавательской деятельностью. Им была построена в Арке ханака. Как отмечает автор сочинения «Тахкикат-и Арк-и Бухара» Саййид Мухаммад Насир б. Музаффар, «обычно после полудня перед ханакахом он устраивал беседу с двадцатью студентами и не проводил зря свою драгоценную жизнь» (12,91). Начатое им строительство в Самарканде перед тронным дворцом Кук-таш медресе Али было завершено при его преемнике эмире Насруллахе в 1833 году (10,7).

В мусульманских медресе Бухары и других городов Средней Азии учебные курсы были одинаковыми. Учебная работа в медресе велась мударрисами . В больших городах вопрос о назначении мударрисов решался самим ханом, а в небольших -местной администрацией.

В медресе не использовалась предметная система обучения. Занятия проводились по специальным книгам. Время для изучения каждой книги установлено не было. Учебный день начинался рано, после первой молитвы мусульман. Учащиеся расходились по аудиториям, усаживались полукругом вокруг мударриса и приступали к чтению книги, а мударрис комментировал. Распорядок дня учащихся был таким: занятия длились с четырех до десяти часов утра, с двенадцати часов моление, обед, затем зубрежка (муколама), диспуты (мунозара). С четырех до шести следовали перерыв, ужин и снова зубрежка до ночи. В каждой аудитории были свои ученики (джамоа) и свой староста (кори-джамоа). Учебный год начинался в октябре.

В медресе изучались такие предметы, как логика, богословие, законоведение шариата (фикх), толкование Корана и учение о преданиях пророка Мухаммада (хадис). Для прохождения полного курса обучения было необходимо не менее двадцати лет. Обучение проводилось в три курса: низшее, среднее и высшее. На

Мударрис-преподаватель медресе, обычно специалист по фикху, знаток этико-правовых норм ислама и методики юриспруденции.

каждом этапе ученики медресе обязаны были изучать определенные учебники и учебные пособия. Так, на низшем курсе обучения, продолжительность которого составляла 9-10 лет, обучали краткой и более подробной арабской грамматике (на персидском и арабском языке), краткий курс законоведения и логику (мантик). Логику изучали двумя приёмами: по краткому учебнику «Шамсия» (солнечный свет, дающий возможность рассматривать и распознавать неясные предметы), и второму руководству «Суллями» (лестница, т.е. ученик должен был изучать логические приемы мышления по ступеням, восходить по ступеням лестницы к богословию и законоведению).

В медресе из общеобразовательных дисциплин изучали астрономию, геометрию, медицину, химию, историю, географию, литературу, стихотворный размер «аруз», основы архитектуры, чистописание, музыку, этику, ораторское искусство. От студентов медресе требовалось знать работы Имама аль-Бухари, Абу Мансура Мо-туриди, Бурханитдина Маргинани — в общей сложности 137 учебников и пособий (12, 222).

В годы правления первых правителей-мангытов обучение в медресе находилось в плачевном состоянии. При Даниял-бие «в столице эмирата Бухаре имел место явный разлад в делах государства и религии. В большинстве медресе и мечетях прекратились занятия и совершение намазов. Худжры медресе стали стойлами осла водоноса и вместилищем для зерна бакалейщика» (2, 28).

Обучение в медресе особо развивалось при эмирах Шахмураде и Хайдаре. Как отмечал Ахмад Дониш, во время господства Хайдара «люди со всех сторон и всех населенных частей земли приезжали в Бухару учиться. Науки и постановления шариата настолько расцвели, что во времена ислама ни при одном [из прежних] падишахов [на долю] ученых не выпадало такого успеха» (2, 37).

По сведениям же Е.К. Мейендорфа, в медресе в течение 10, 20, 30 лет учат многочисленные комментарии к Корану, «схоластическое богословие поставлено во главе наук в Бухаре, и исключительно оно составляет предмет знаний» (8, 150).

Н.П. Остроумов об учебном курсе в медресе отмечает следующее: «На прохождение всего курса полагается не менее двадцати лет, а изучаемые предметы распределены по трем отделениям курса: низшее, среднее и высшее. В каждом отделении проходятся определенные учебники и учебные пособия, на усвоение которых в зависимости от способностей и усердия учащегося требуется неодинаковая продолжительность времени, так как три отделения мадрасы не соответствуют делению на классы, а указывают на курсовую систему обучения по предметам» (10,12-13).

Порядок преподавания наук (предметов) в медресе Н.В. Ханыков излагает следующим образом: «Сначала преподают Сарф, потом Ильми Нахв, а когда при

изложении ее дойдут до книги Кофие, то читают Мухтосер, из науки Фикг и из наук, касающихся арабского языка, преподают Ильми аруз, а из Хикмийе Ильми Мунозере. После сего приступают к толкованию Мантыка, а пройдя две первые книги его, переходят к чтению двух первых книг Ильми-Калем, окончив их, объясняют две остальные книги Мантыка и вместе с первою из них, т. е. с Тезибом, читают II книгу Фикг. Потом излагают Хекмут-улъ-айн, далее III книгу Ильми-

Калем, и в одно время с нею фенни Меон, фенни-бейон и Ильми бедиг, равно как и начало III книги Фикга. Далее преподают Усули-фикг и продолжение III книги Фикга, после сего излагают I книгу Хадиса и с нею вместе Ильми фероиз и Ильми Кироат, равно как и Ильми Хиссаб. Курс оканчивается чтением Тефсира Казы эль-бейзови» (12,222).

Н.В. Ханыковым также подробно изложены сведения о системе обучения в медресе, и в особенности о преподаваемых дисциплинах. В частности он отмечает, что в медресе, кроме толкования «Казы Байзави», учащиеся медресе осваивают следующие толкования смысла Корана: 1) Шейх Заде, 2) Алломе эл-Тафтазани, 3) Гуссамю-д-дин, 4) Абдуль-Хакими Лахури (13, 215). Фикх или Усули фикх (мусульманская юриспруденция) преподается посредством книг «Мухтосар-Уль-викое» Убейдуллы Садри-Шариа, «Хидоя» Абуль-Муина Самарканди, «Шярх-Уль-викае», которая состоит из двух отделов: 1) «Викоет-Уль-ривает» Махмуда Тадж-уль Ша-риа, 2) «Шерхи-викоет-Уль-ривает» Убейдуллы Садри-Шариа, «Джами-Эль-Румус» Абдул Али эль-Бурджанди, «Таузихи-уль-Усуль» Убейдуллы Садри-Шариа, «Таль-вих» Алломе ат-Тафтазани, «Хашие» Челепи, Абдуль-Хакими Лахури, «Шерхи-

Шерх», сочинения Абдул-Мекорима, Али-уль-Коры, Мулла Фяхреддина Уль-Бухари и т.д. (13, 216-219).

П.И. Демезон, побывавший в Бухаре в начале 30-х гг. XIX в., около месяца посещал занятия медресе. Он сообщал некоторые подробности о системе обучения. Демезон излагал свои наблюдения следующим образом: «Вот какие предметы изучают муллы во время долголетнего пребывания в медресе: арабская грамота и письменность, различные толкования Корана (они предпочитают толкования казы Байзави), некоторые сочинения по риторике Ильми Менлика. Сочинение Омри Калиби и его толкования Аллама Тафтазани являются наиболее ценными произведениями по астрономии. Заглавие сочинения Калиби—«Хикмат ал-Айн» — «Мудрость взгляда». Слово «Айн» означает по-арабски также «источник». Поэтому муллы никогда не будут говорить с вами об этом сочинении, не сказав вам с пафосом: «Хикмат ал-Айн — Айн ал-Хикмат», — то есть — «Мудрость взгляда есть источник мудрости». Изучаются также религиозные предания и их толкования. Обучение заканчивается небольшим курсом юриспруденции. Это «Фурани Фек (фикх - Д.Д.)» («Начала юриспруденции»), составленные Убейдуллой, сыном Таджи Шарие. Некоторые муллы знают также два-три сочинения по истории. Такие, например, как «Хабиб ас-Сияр» и «Раузат ас Сафа». Они с удовольствием читают стихи и макамы Руми, Мирзы Бедиля, Хафиза, Саади, Исмата, Касима и Навои» (5, 45-46).

По сведениям П.И. Демезона, «медресе Бухары пользуются большой известностью во всем Туркестане. Сюда приезжают студенты из Хивы, Коканда, Гиссара, даже Самарканда, из многих татарских областей. Надо сказать, что Самарканд, эта древняя столица, выходцами из которой были многие муллы и сам шейх-уль-ислам, день ото дня становится все более заброшенной. Мечети, медресе приходят в упадок, и, чтобы заниматься, муллы вынуждены идти в Бухару. В Бухаре насчитывается до 60 медресе, более или менее богато устроенных. У каждой медресе есть свой мустакофи, назначенный ханом. Это куратор, обязанный собирать налоги

или же вакф, причитающийся медресе, и распределять деньги между преподавателями (мударисами) и их учениками» (5, 46).

Таким образом, по сообщению источников, методы обучения в учебных заведениях (мактабах и медресе) Бухары и других городов Средней Азии сохранялись неизменными долгие годы. В мусульманских учебных заведениях основным методом обучения считался книжный, т. е. заучивание отдельных фраз, отрывков и целых книг, отдельных глав и стихов Корана, преданий из жизни пророков. Процесс обучения состоял из освоения азбуки, заучивания арабских букв в порядке алфавита, а также отдельных фраз и целых фрагментов религиозных книг, на что уходило несколько лет. В школах не было распределения учащихся по классам, не было сроков обучения, программ и учебников. В медресе старого типа поступали мальчики в возрасте 8—10 лет и обучались до 20 и даже 30 лет. Великовозрастные шогирды (ученики) жили при медресе и выполняли роль младшего учителя (хальфы). Многие шогирды, не окончив полного курса обучения, занимали должность муллы. На всех этапах обучения основное время отводилось изучению догматических основ ислама (акаид), Корана, тафсира (наука толкования Корана), хадисов, основ мусульманского права и морали, истории ислама, арабского и персидского (таджикского) языков.

Человек, получивший образование в Бухаре, пользовался большим почетом во всех городах и селах Бухарского ханства и за его пределами, он мог занимать должности казия, имама, мударриса и т.п. Ему давали большую махаллю и величали дамулла - великий мулла. Выпускники бухарских медресе не ограничивались исполнением обязанностей имама в махаллинской мечети, а открывали медресе, собирали учеников - шогирдов и готовили рядовых священнослужителей для махалли, а некоторые из шогирдов этих медресе продолжали свое образование в Бухаре.

Список использованной литературы:

1. Анке фон Кюгельген. Легитимация среднеазиатской династии мангитов в произведениях их историков (XVIII - XIX вв.). -Алматы: Дайк - Пресс, 2004.- 516 с.

2. Ахмад Дониш. История мангитской династии. - Перевод, предисловие и примечание

И.А. Наджафовой. -Душанбе: Дониш, 1967.- 142 с.

3. Борнс А. Путешествие в Бухару: рассказ о плавании по Инду от моря до Лагора с по-

дарками великобританского короля и отчет о путешествии из Индии в Кабул, Татарию и Персию, предпринятом по предписанию высшего правительства Индии в 1831, 1832 и 1833 годах лейтенантом Ост-Индской компанейской службы Александром Борнсом, членом Королевского общества/Пер. П.В. Голубкова. Ч. II. -М., 1848. -502 с.

4. Воспитание, школа и педагогические взгляды в Средней Азии и Узбекистане со времен

Темуридов до I-й половины XIX века // http://www. ref.rushkolmk.ru/v55607/?download=file.

5. Записки о Бухарском ханстве (Отчёты П.И. Демезона и И.В. Виткевича). - М.: Нау-

ка.- 1983.- 143 с.

6. Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии (XVI- середина XIX вв.). -М.: Изд. вос-

точной лит -ры, 1958. -247 с.

7. Маликов А.М. Культура Самарканда в конце XVIII - первой половине XIX в. /Культурно-исторические процессы в Центральной Азии (древность и средневековье). -Алматы: Дайк-пресс, 2012. -С.290-304.

8. Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару.-М., 1975. - 181с.

9. Мири (Мир Хусайн ибн Шахмурад).Махазин ат-таква. -Рукопись. ИВ АН Р Уз. №51.

10. Остроумов Н.П. Мадрасы в Туркестанском крае //Журнал Министерства народного образования. Новая серия, Часть VII. -январь1907.

11. Расулов К., Абдуллоев Р. Эволюция системы образования в первой четвертиХХвека. Част ь первая// http://www.easttime.ru/analytics/tsentralnaya-aziya/evolyutsiya-sistemy-obrazovaniya-v-pervoi-chetverti-khkh-veka-chast-per

12. Саййид Мухаммад Насир б. Музаффара. Тахкикат-и Арк-и Бухара (Исследования о Бухарском Арке)./ Пер. с персидского, введение, комментарии и указатели С. Гуло-мова. -Ташкент, 2009. -С. 51-106.

13. Ханыков Н.В. Описание Бухарского ханства, составленное Н. Ханыковым. - СПб., 1843. - 279 с.

Д.Х. Джурабаев

Система мусульманского образования в Бухарском ханстве в конце XVIII- начале XIX вв. (по материалам русских источников)

Ключевые слова: мусульманские школы (мактабы), богословские училища (медресе), процесс обучения, образовательные дисциплины медресе, богословие.

В статье на основе данных русских исследователей (в особенности представителей российских дипломатических миссий, побывавших в Бухаре в первой половине XIX в.) Е.К. Мейендорфа, П.И.Демезона, Н.В.Ханыкова, а также других источников рассмотрены состояние и уровень просвещения в Бухарском ханстве. Исследована система мусульманского образования. Освещен процесс обучения в мусульманских школах (мактабах) и богословских училищах (медресе) Бухары.

D. Kh.Djuraboyev

The System of Moslemic Education inBukhara Khanate at the End of the XVIII-th - the Beginning of the XIX-th Centuries (on the materials of Russian original sources)

Key words: moslemic schools (maktabs), theology educational establishments (medreses), educational process, medrese educational disciplines, theology

Proceeding from the data registered by the Russian researchers (especially by the representatives of Russian diplomatic missions which functioned in Bukhara in the first half of the XIX-th century - Ye.K. Meyendorf, P.I.Demezon, N. V. Khanykov and others, the author of the article dwells on the state and standards of enlightenment in Bukhara khanate. The system of Moslemic education is explored. The process of tuition in Moslemic schools (maktabs) and theological educational establishments (medreses) of Bukhara is elucidated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.