Научная статья на тему 'Система менеджмента качества'

Система менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / РЕЙТИНГОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА / МОНИТОРИНГ / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / RATING TECHNOLOGY OF QUALITY ASSESSMENT / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катаускайте Людмила Анатольевна

Описаны основные этапы формирования внутривузовской системы менеджмента качества ТвГУ, приведена организационная структура, ведущие принципы, некоторые значения показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Катаускайте Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University quality management system

The main stages of forming the university quality management system at Tver State University are described, the organizational structure, the basic principles, and some figures are given.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества»

ла. катаускаите, начальник Система менеджмента

Управления качества,

лицензирования и аккредитации качества

Описаны основные этапы формирования внутривузовской системы менеджмента качества ТвГУ, приведена организационная структура, ведущие принципы, некоторые значения показателей.

Ключевые слова: система менеджмента качества, рейтинговая технология оценки качества, мониторинг.

Важнейшей задачей образовательной политики России является обеспечение гарантий качества профессионального образования. Наличие и функционирование в вузе системы менеджмента качества позволяет ему обеспечивать качество подготовки специалистов и эффективно распоряжаться различного рода ресурсами. Формирование в вузах систем управления качеством определяется приказом Рособразования № 304 от 03.12.2004 г. «О разработке и внедрении внутривузовских систем управления качеством образования в высших учебных заведениях ». Одним из критериев оценки деятельности высших учебных заведений при комплексной оценке деятельности в соответствии с приказом № 1938 от 30.09.2005 г. «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений» определен показатель 1.2. «Качество подготовки», включающий эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования.

Формирование внутривузовской системы качества в Тверском государственном университете ведется с конца 80-х - начала 90-х гг. Первоначально организационная структура системы качества в вузе включала лабораторию по проблемам качества подготовки специалистов и рейтинговой технологии обучения, отдел мониторинга качества подготовки специалистов, лабораторию социологических

исследований. В 2006 г. в ТвГУ создан Совет по управлению качеством, а в 2008 г. была проведена реорганизация организационной структуры системы качества (рис. 1).

По решению Ученого совета на основе лаборатории качества подготовки специалистов и рейтинговой технологии обучения было создано Управление качества, лицензирования и аккредитации, включающее отделы мониторинга и аудита, лицензирования и аккредитации. Были назначены уполномоченные по качеству для групп факультетов, они стали проводниками политики в области качества на факультетах и кафедрах. Совместно с Управлением качества, лицензирования и аккредитации они участвуют в разработке документации СМК, проведении внутренних аудитов и самооценки, формировании и реализации планов

РЕКТОР ТвГУ

СОВЕТ

ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВА, ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И АККРЕДИТАЦИИ

УПОЛНОМОЧЕННЫЕ ПО КАЧЕСТВУ

ФАКУЛЬТЕТЫ

Кафедры

Методические комиссии

Научно-

методический

совет

Служба информации и связи с общественностью

Научно-

технический

совет

Центр содей -ствия трудоустройству выпускников

Совет по информатизации

Отделение развития профкомпе-тентности ППС и студен -тов

Совет по воспитательной работе

Постоянно действующий семинар по менеджменту качества

Студенческий

парламент

Центр инновационных технологий развития профкарьеры молодежи

Институт

кураторов

Лаборатория социальных и политических исследований

Рис 1. Организационная структура системы менеджмента качества

корректирующих и предупреждающих действий.

В ноябре 2006 г. для руководителей университета всех уровней был организован мастер-класс «Формирование системы менеджмента качества: опыт и перспективы». Руководители основных структурных подразделений прошли обучение по программе «Управление качеством в образовании» на базе Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» и в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В 2007 г. университетом заключен договор о повышении квалификации профессорско-преподаватель-

ского состава в области качества образования с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов при «МИСиС».

В настоящее время в вузе разработаны Концепция системы качества и Политика в области качества. Концепция системы управления качеством в университете базируется на следующих принципах: удовлетворенность всех заинтересованных сторон эффективностью и качеством деятельности организации, непрерывное совершенствование деятельности университета по основным направлениям, обеспечение здоровья и безопасности сотрудников и обучаемых, формирование ин-

формационной, правовой и корпоративной культуры сотрудников и обучаемых, повышение компетентности руководства и персонала.

Особое внимание в ТвГУ уделяется созданию внутривузовской системы оценки качества образования и мониторингу за его состоянием. Объектами оценки являются уровень подготовки студентов, состояние системы менеджмента качества образования и ее эффективность, качество образовательной деятельности (учебной и вне-учебной работы).

Внешняя оценка соответствия уровня подготовки студентов по учебным дисциплинам требованиям ГОС осуществляется в ТвГУ с 2005 г. в рамках регулярного участия в эксперименте Национального аккредитационного агентства в сфере образования «Федеральный Интернет-экзамен в сфере профессионального образования» и в акции «Оценка учебных достижений студентов». С целью осуществления текущего анализа качества усвоения студентами программного материала и оперативного внесения необходимых корректив в содержание и организацию учебного процесса в ТвГУ функционирует рейтинговая технология оценки качества учебной работы студентов. Сотрудниками университета проводится также экспресс-самооценка деятельности в области обеспечения качества по методике Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов при «МИСиС».

С целью активизации деятельности факультетов и кафедр в формировании системы обеспечения качества подготовки специалистов, в совершенствовании управления качеством образования по реализуемым основным образовательным программам в университете с

2007 г. организован внутривузовский конкурс на лучшую действующую систему (модель) обеспечения качества подготовки специалистов.

Внешняя экспертная оценка эффективности системы менеджмента качества университета осуществляется по критериям конкурса Рособрнадзора «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», участником которого ТвГУ является с 2004 г. В 2008 г. вуз стал дипломантом конкурса, а в 2009 г. после очной экспертной оценки был признан лауреатом конкурса.

Обратный отчет внешней экспертной комиссии, получаемый ТвГУ по результатам самооценки своей деятельности, и его последующий анализ позволяют вузу своевременно корректировать деятельность по оказанию образовательных услуг и принимать

Таблица

Результаты экспертизы отчетов вузов-конкурсантов

Год Число участников конкурса Баллы Оценка системы качества ТвГУ

Минимальный Максимальный

Заочно Очно

2000 25 42 209 - Не участвовал

2001 33 111 491 505 Не участвовал

2003 56 17 504 539 Не участвовал

2004 33 104 392 475 195

2005 52 60 482 568 357

2006 65 68 465 515 392

2007 60 85 496 565 394

2008 39 97 470 561 422 заочная оценка; 496 после обследования на месте

меры по предупреждению потенциальных несоответствий.

В 2008 г. оценка системы менеджмента качества ТвГУ (заочная, отчет) составила 422 балла, очная оценка после обследования на месте - 496 баллов (табл.). За прошедший с 2004 г. период оценка возросла в 2,5 раза (2004 г. - 195 баллов; 2008 г. - 496 баллов).

Руководство университета уделяет большое внимание анализу данных экспертного заключения, используя их при планировании и организации мероприятий по улучшению образовательной, научной, социальной и воспитательной деятельности.

Активное внедрение принципов менеджмента качества позволило за период с 2004 по 2008 гг. улучшить показатели деятельности университета. Значения показателей деятельности ТвГУ существенно превышают пороговые значения показателей аккредитации по статусу «Университет». Высокими значениями показателей характеризуется кадровый потенциал: процент ППС, имеющих ученые степени, по состоянию на 1.01.2009 г. составил 71,5% (на 1,6% выше, чем в 2007 г.). Число штатных преподавателей составля-

ет 83,7% (по сравнению с 2007 г. увеличилось на 2,7%). Количество изданных монографий на 100 штатных педагогических работников с учеными степенями составило 6,7. По сравнению с 2007 г. увеличилось число выпускников, получивших дипломы с отличием; 29,3% аспирантов защитили диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (пороговое значение показателя аккредитации для университетов - не менее 25%).

В 2008 г. в вузе разработана и введена рейтинговая оценка деятельности факультетов и кафедр, целью которой является их стимулирование к дальнейшему совершенствованию системы обеспечения качества подготовки специалистов.

Для текущего анализа качества усвоения студентами программного материала и оперативного внесения необходимых корректив в содержание и организацию учебного процесса в ТвГУ функционирует рейтинговая технология оценки качества учебной работы студентов.

В университете создана и эффективно функционирует система мониторинга удовлетворенности основных групп

потребителей, включающая три блока: 1) мониторинг удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников (проводится ежегодно в рамках Дня карьеры), 2) мониторинг удовлетворенности студентов организацией и содержанием учебной и внеучеб-ной работы; 3) мониторинг удовлетворенности персонала работой в вузе. Для изучения степени удовлетворенности преподавателей и сотрудников используются данные, полученные отделом мониторинга качества подготовки специалистов и лабораторией социальнополитических исследований. Определен процесс измерения наиболее важных результатов деятельности, разработан соответствующий инструментарий (анкеты «Оценка качества и содержания образования в Тверском государственном университете», «О качестве и содержании рейтинговой технологии обучения в ТвГУ», «Отношение преподавателей магистратуры к многоуровневой системе образования»).

В декабре 2008 г. ТвГУ прошел сертификацию в Торгово-промышленной палате РФ, подтвердив гарантированный уровень подготовки студентов, повышения квалификации и предоставления образовательных услуг.

В 2008 и 2009 гг.

Тверской государственный университет принял активное участие в международном форуме «Га-

рантии качества профессионального образования», проходившем в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В рамках форума ТвГУ стал участником учебно-методического нормативно-инновационного корпоративного проекта «Механизмы обеспечения гарантий качества профессионального образования». Положительная оценка результатов ТвГУ по формированию системы качества подтверждена Сертификатом участника проекта.

Комплексный анализ деятельности вуза в области обеспечения качества подготовки специалистов и других его достижений, внешние оценки и отзывы на результаты работы вуза подтверждают его передовые позиции среди вузов Тверской области и Центрального федерального округа. В течение последних пяти лет ТвГУ входит в число 50 лучших университетов России (по рейтингу Рособразования): в 2005 г. - 48-е место; в 2006 г. - 46-е место; в 2007 г. - 47-е место из 91.

KATAUSKAITE L. UNIVERSITY QUALITY MANAGEMENT SYSTEM The main stages of forming the university quality management system at Tver State University are described, the organizational structure, the basic principles, and some figures are given.

Keywords: quality management system, rating technology of quality assessment, monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.