АУДиТ
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ
В.А. ТЕРЕХОВА,
заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557 внесены изменения в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.
Эти изменения внесены, в частности, в Правило (стандарт) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», которое было разработано на основе международных стандартов аудита и устанавливает единые требования к системе контроля качества услуг как для аудиторских организаций, так и для индивидуальных аудиторов.
Такая система контроля должна обеспечивать разумную уверенность в том, что аудиторские услуги соответствуют требованиям законодательных и нормативных актов РФ и федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
Стандарт № 34 применяется всеми аудиторскими организациями, а система контроля качества услуг базируется на принципах и процедурах, разработанных как в указанном стандарте, так и самой организацией в зависимости от масштаба ее деятельности.
В стандарте определены понятия аудиторской деятельности, например, руководителя задания, который несет ответственность за его выполнение и отчет (заключение), выдаваемый организацией; проверки качества выполнения задания для оценки существенных суждений и разработки выводов до выдачи отчета по результатам проверки; мониторинга, предусматривающего непрерывный анализ и оценку системы контроля качества аудита, включая периодическую инспекцию на выборочной основе завершенных заданий в целяхдостижения разумной, но не абсолютной уверенности в эффективности системы контроля качества и др.
Система контроля качества аудиторских услуг включает определенные принципы и процедуры:
• обязанности руководителя аудиторской организации по обеспечению качества ее услуг;
• этические требования;
• принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества;
• кадровая работа;
• выполнение задания;
• мониторинг.
Руководство аудиторской организации несет ответственность за систему контроля качества аудиторских услуг, которые должны соответствовать федеральным правилам (стандартам); требованиям нормативных правовых актов и обеспечивать своевременную выдачу аудиторского заключения. При этом руководство аудиторской организации обеспечивает применение принципов и процедур в части оценки выполненной работы и оплаты труда работников, включая систему поощрения и повышения в должности. Вместе с тем руководство должно обеспечивать поступление средств на развитие и документирование принципов и процедур контроля качествауслуг.
Этические требования, применяемые к аудиторским проверкам финансовой (бухгалтерской) отчетности, установлены Кодексом этики аудиторов России. Они включают требования независимости в соответствии с законодательством РФ и обязанность работников аудиторской организации своевременно сообщать руководству об обстоятельствах, которые могут создавать угрозу независимости, вплоть до отказа от выполнения задания. Поэтому в аудиторской организации должны быть разработаны принципы и процедуры, предусматривающие периодически (не реже одного раза в 7 лет) ротацию работников,
осуществляющих руководство аудиторской проверкой на разных уровнях, или обязательная обзорная проверка качества выполнения задания.
При решении вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с существующими клиентами аудиторская организация должна получить информацию, которую она считает необходимой:
• личность и деловая репутация основных собственников потенциального клиента, его руководства, связанных (аффилированных) лиц;
• характер хозяйственных операций клиента, включая деловую практику;
• информацию об отношении основных собственников потенциального клиента к вопросам неадекватного толкования нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
• информацию об ограничении объема аудита;
• признаки того, что клиент занимается легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем (криминальной деятельностью);
• причины отказа от предшествующей аудиторской организации (аудитора) и приглашения новой, т. е. причины возникновения конфликта интересов.
Принципы и процедуры, регулирующие порядок отказа от выполнения задания или от дальнейшего сотрудничества с клиентом в соответствии со стандартом № 34, предусматривают:
• обсуждение с руководством клиента и представителями собственника клиента мер, которые аудиторская организация может предпринять в данных условиях;
• обсуждение с руководством и представителями собственника клиента причин отказа от выполнения задания;
• документальное оформление значимыхвопросов, сделанных выводов и аргументация отказа. Важнейшим основанием эффективности
деятельности аудиторской организации является кадровый состав.
Принципы и процедуры кадровой работы должны охватывать:
• наемработников;
• оценку результатов выполненной работы;
• профессиональные навыки и компетентность работников;
• профессиональное развитие и повышение в должности;
• оплату труда и оценку нужд работников. Совокупность этих вопросов позволяет аудиторской организации определять квалификационные требования и качественные показатели для найма нужных работников. Развитие навыков осуществляется путем профессионального образо-
вания, профессионального обучения, приобретения опыта в процессе работы.
Аудиторская организация должна постоянно осуществлять профессиональное обучение работников всех уровней, так как от этого зависят оценка результатов выполнения заданий, оплата труда, процедуры повышения в должности, включая процедуры оценки навыков и профессиональной компетентности работников, т.е. знание федеральных правил (стандартов) аудита, отрасли деятельности клиента, технические знания, в том числе знание соответствующих информационных технологий.
В соответствии с федеральным стандартом № 34 в аудиторской организации должны быть установлены принципы и процедуры, позволяющие обеспечить разумную уверенность в выполнении заданий в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ и федеральных правил (стандартов) аудита. Это достигается на основе инструктажа аудиторской группы перед началом работы; порядка соблюдения норм соответствующих стандартов по разным разделам учета; методов проведения обзорной проверки качества выполнения задания и выданного аудиторского заключения; соответствующего документального оформления выполненной работы.
В ходе аудиторской проверки осуществляется надзор за выполнением задания, который включает не только наблюдение за ходом работы, но и оценку профессиональной компетентности каждого члена бригады, понимание им инструктивных материалов, а также выявление вопросов, в отношении которых возникает необходимость консультаций с более опытными членами группы, причем характер и объем таких консультацийдолжен бытьдокументально оформлен.
Аудиторская организация может обратиться за консультацией к другим аудиторским организациям или иным организациям, которые оказывают соответствующие услуги в области контроля качества аудиторских и сопутствующих аудиту услуг. Такие консультации должны быть документально оформлены и согласованы обеими сторонами.
При наличии разногласий необходимо их документальное оформление, так как аудиторское заключение может быть выдано только после того, как будут разрешены все разногласия.
В стандарте № 34 предусматривается разработка принципов и процедур в части проведения обзорных проверок качества выполнения определенных видов заданий.
Обзорная проверка качества выполнения заданий, связанных с аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности, включает:
• оценку аудиторской групповой независимости аудиторской организации с учетом конкретного задания;
• оценку значимых рисков, выявленных в ходе выполнения задания, и процедуры, выполняемые в ответ на оцененные аудитором риски;
• суждения в отношении существенности в аудите и значимых рисков;
• получение соответствующих консультаций по сложным или спорным вопросам или при расхождении мнений, а также выводы, сделанные по результатам этих консультаций;
• значимость исправленныхи неисправленныхиска-жений, выявленных в ходе выполнения задания;
• обстоятельства, информация о которых должна быть доведена до сведения руководства, представителей собственника или иных лиц аудируемого лица;
• соответствие выбранных для анализа рабочих документов аудитора выполненной работе, послужившей основой для формирования значимых суждений и сделанных выводов;
• соответствие проекта аудиторского заключения или иного отчетаусловиям конкретного задания. Следует отметить, что аудиторское заключение
не может быть выдано, если не урегулированы разногласия между руководителем задания и лицом, производящим обзорную проверку. При этом лицо, проводящее обзорную проверку, не должно быть выбрано по указанию руководителя аудита и не может принимать решения за аудиторскую группу, а процедуры обзорной проверки должны осуществляться до выдачи аудиторского заключения.
Важным элементом системы контроля качества выполнения задания является мониторинг, включающий текущий анализ и оценку системы контроля качества аудиторской организации, а также периодические выборочные инспекции завершенных заданий. Ответственность за мониторинг должна быть возложена на руководящих сотрудников аудиторской организации.
Текущая оценка системы контроля качества включает анализ необходимости и своевременности учета соответствующих изменений в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, в нормативных правовых актах РФ, в принципах и процедурах независимости контроля, имеющих письменное подтверждение.
Выборочная инспекция завершенных заданий проводится, как правило, на цикличной основе. Задания, выбранные для инспекции, включают как минимум одно задание для каждого руководителя задания и проводятся в период цикла, составляющего не более 3 лет. Организация инспекционного циклазависит от масштаба деятельности аудиторской организации; территориального расположения под-
разделений этой организации; результатов процедур предыдущего мониторинга; характера и сложности аудиторской практики и рисков, связанных с клиентами и с выполнением специальных заданий.
Лица, осуществляющие инспекцию, не должны участвовать в выполнении самого задания и в обзорной проверке качества его выполнения. При этом аудиторская организация должна сообщать о недостатках, выявленных в результате проведения мониторинга, а также о рекомендациях по их устранению руководителям отдельных заданий. Если результаты мониторинга выявляют несоответствие аудиторского заключения условиям конкретного задания, то аудиторской организации необходимо получить юридическую консультацию. Не реже одного раза в год аудиторская организация должна сообщать о результатах мониторинга своим сотрудникам.
При документальном оформлении мониторинга должны быть описаны его процедуры, включая процедуры выбора заданий для инспекции, а также документально подтверждается оценка соблюдения стандартов аудита, требований нормативно-право-выхактов РФ, надлежащего применения принципов и процедур контроля качества в целях разработки аудиторского заключения, соответствующего условиям конкретных заданий. При обнаружении недостатков должна быть дана оценка их последствий и сформированы меры по их ликвидации.
В аудиторских организациях важную роль играют принципы и процедуры документирования, которые определяются самой организацией. Например, крупные аудиторские организации используют электронные базы данных для документирования оценки выполнения задания, результатов мониторинга, для подтверждения независимости.
Небольшие аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут использовать записи вручную, вопросники и другие формы.
Таким образом, разработка нового стандарта аудита № 34 позволяет аудиторским организациям установить единые требования к системе контроля качества аудиторских услуг для обеспечения разумной уверенности в объективности аудиторских заключений в соответствии с условиями конкретных заданий.
Литература
1. О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 557.
2. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.
3. Контроль качества услуг в аудиторских организациях: Правило (стандарт) № 34.
* * *