Научная статья на тему 'Система контроля качества аудиторских услуг'

Система контроля качества аудиторских услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Терехова В. А.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557 внесены изменения в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696. В статье автор анализирует изменения, которые внесены в Правило (стандарт) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», разработанное на основе международных стандартов аудита и устанавливающее единые требования к системе контроля качества услуг как для аудиторских организаций, так и для индивидуальных аудиторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система контроля качества аудиторских услуг»

АУДиТ

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА АУДИТОРСКИХ УСЛУГ

В.А. ТЕРЕХОВА,

заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557 внесены изменения в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

Эти изменения внесены, в частности, в Правило (стандарт) № 34 «Контроль качества услуг в аудиторских организациях», которое было разработано на основе международных стандартов аудита и устанавливает единые требования к системе контроля качества услуг как для аудиторских организаций, так и для индивидуальных аудиторов.

Такая система контроля должна обеспечивать разумную уверенность в том, что аудиторские услуги соответствуют требованиям законодательных и нормативных актов РФ и федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Стандарт № 34 применяется всеми аудиторскими организациями, а система контроля качества услуг базируется на принципах и процедурах, разработанных как в указанном стандарте, так и самой организацией в зависимости от масштаба ее деятельности.

В стандарте определены понятия аудиторской деятельности, например, руководителя задания, который несет ответственность за его выполнение и отчет (заключение), выдаваемый организацией; проверки качества выполнения задания для оценки существенных суждений и разработки выводов до выдачи отчета по результатам проверки; мониторинга, предусматривающего непрерывный анализ и оценку системы контроля качества аудита, включая периодическую инспекцию на выборочной основе завершенных заданий в целяхдостижения разумной, но не абсолютной уверенности в эффективности системы контроля качества и др.

Система контроля качества аудиторских услуг включает определенные принципы и процедуры:

• обязанности руководителя аудиторской организации по обеспечению качества ее услуг;

• этические требования;

• принятие на обслуживание нового клиента и продолжение сотрудничества;

• кадровая работа;

• выполнение задания;

• мониторинг.

Руководство аудиторской организации несет ответственность за систему контроля качества аудиторских услуг, которые должны соответствовать федеральным правилам (стандартам); требованиям нормативных правовых актов и обеспечивать своевременную выдачу аудиторского заключения. При этом руководство аудиторской организации обеспечивает применение принципов и процедур в части оценки выполненной работы и оплаты труда работников, включая систему поощрения и повышения в должности. Вместе с тем руководство должно обеспечивать поступление средств на развитие и документирование принципов и процедур контроля качествауслуг.

Этические требования, применяемые к аудиторским проверкам финансовой (бухгалтерской) отчетности, установлены Кодексом этики аудиторов России. Они включают требования независимости в соответствии с законодательством РФ и обязанность работников аудиторской организации своевременно сообщать руководству об обстоятельствах, которые могут создавать угрозу независимости, вплоть до отказа от выполнения задания. Поэтому в аудиторской организации должны быть разработаны принципы и процедуры, предусматривающие периодически (не реже одного раза в 7 лет) ротацию работников,

осуществляющих руководство аудиторской проверкой на разных уровнях, или обязательная обзорная проверка качества выполнения задания.

При решении вопроса о принятии на обслуживание нового клиента или продолжении сотрудничества с существующими клиентами аудиторская организация должна получить информацию, которую она считает необходимой:

• личность и деловая репутация основных собственников потенциального клиента, его руководства, связанных (аффилированных) лиц;

• характер хозяйственных операций клиента, включая деловую практику;

• информацию об отношении основных собственников потенциального клиента к вопросам неадекватного толкования нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;

• информацию об ограничении объема аудита;

• признаки того, что клиент занимается легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем (криминальной деятельностью);

• причины отказа от предшествующей аудиторской организации (аудитора) и приглашения новой, т. е. причины возникновения конфликта интересов.

Принципы и процедуры, регулирующие порядок отказа от выполнения задания или от дальнейшего сотрудничества с клиентом в соответствии со стандартом № 34, предусматривают:

• обсуждение с руководством клиента и представителями собственника клиента мер, которые аудиторская организация может предпринять в данных условиях;

• обсуждение с руководством и представителями собственника клиента причин отказа от выполнения задания;

• документальное оформление значимыхвопросов, сделанных выводов и аргументация отказа. Важнейшим основанием эффективности

деятельности аудиторской организации является кадровый состав.

Принципы и процедуры кадровой работы должны охватывать:

• наемработников;

• оценку результатов выполненной работы;

• профессиональные навыки и компетентность работников;

• профессиональное развитие и повышение в должности;

• оплату труда и оценку нужд работников. Совокупность этих вопросов позволяет аудиторской организации определять квалификационные требования и качественные показатели для найма нужных работников. Развитие навыков осуществляется путем профессионального образо-

вания, профессионального обучения, приобретения опыта в процессе работы.

Аудиторская организация должна постоянно осуществлять профессиональное обучение работников всех уровней, так как от этого зависят оценка результатов выполнения заданий, оплата труда, процедуры повышения в должности, включая процедуры оценки навыков и профессиональной компетентности работников, т.е. знание федеральных правил (стандартов) аудита, отрасли деятельности клиента, технические знания, в том числе знание соответствующих информационных технологий.

В соответствии с федеральным стандартом № 34 в аудиторской организации должны быть установлены принципы и процедуры, позволяющие обеспечить разумную уверенность в выполнении заданий в соответствии с требованиями нормативных правовых актов РФ и федеральных правил (стандартов) аудита. Это достигается на основе инструктажа аудиторской группы перед началом работы; порядка соблюдения норм соответствующих стандартов по разным разделам учета; методов проведения обзорной проверки качества выполнения задания и выданного аудиторского заключения; соответствующего документального оформления выполненной работы.

В ходе аудиторской проверки осуществляется надзор за выполнением задания, который включает не только наблюдение за ходом работы, но и оценку профессиональной компетентности каждого члена бригады, понимание им инструктивных материалов, а также выявление вопросов, в отношении которых возникает необходимость консультаций с более опытными членами группы, причем характер и объем таких консультацийдолжен бытьдокументально оформлен.

Аудиторская организация может обратиться за консультацией к другим аудиторским организациям или иным организациям, которые оказывают соответствующие услуги в области контроля качества аудиторских и сопутствующих аудиту услуг. Такие консультации должны быть документально оформлены и согласованы обеими сторонами.

При наличии разногласий необходимо их документальное оформление, так как аудиторское заключение может быть выдано только после того, как будут разрешены все разногласия.

В стандарте № 34 предусматривается разработка принципов и процедур в части проведения обзорных проверок качества выполнения определенных видов заданий.

Обзорная проверка качества выполнения заданий, связанных с аудитом финансовой (бухгалтерской) отчетности, включает:

• оценку аудиторской групповой независимости аудиторской организации с учетом конкретного задания;

• оценку значимых рисков, выявленных в ходе выполнения задания, и процедуры, выполняемые в ответ на оцененные аудитором риски;

• суждения в отношении существенности в аудите и значимых рисков;

• получение соответствующих консультаций по сложным или спорным вопросам или при расхождении мнений, а также выводы, сделанные по результатам этих консультаций;

• значимость исправленныхи неисправленныхиска-жений, выявленных в ходе выполнения задания;

• обстоятельства, информация о которых должна быть доведена до сведения руководства, представителей собственника или иных лиц аудируемого лица;

• соответствие выбранных для анализа рабочих документов аудитора выполненной работе, послужившей основой для формирования значимых суждений и сделанных выводов;

• соответствие проекта аудиторского заключения или иного отчетаусловиям конкретного задания. Следует отметить, что аудиторское заключение

не может быть выдано, если не урегулированы разногласия между руководителем задания и лицом, производящим обзорную проверку. При этом лицо, проводящее обзорную проверку, не должно быть выбрано по указанию руководителя аудита и не может принимать решения за аудиторскую группу, а процедуры обзорной проверки должны осуществляться до выдачи аудиторского заключения.

Важным элементом системы контроля качества выполнения задания является мониторинг, включающий текущий анализ и оценку системы контроля качества аудиторской организации, а также периодические выборочные инспекции завершенных заданий. Ответственность за мониторинг должна быть возложена на руководящих сотрудников аудиторской организации.

Текущая оценка системы контроля качества включает анализ необходимости и своевременности учета соответствующих изменений в федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности, в нормативных правовых актах РФ, в принципах и процедурах независимости контроля, имеющих письменное подтверждение.

Выборочная инспекция завершенных заданий проводится, как правило, на цикличной основе. Задания, выбранные для инспекции, включают как минимум одно задание для каждого руководителя задания и проводятся в период цикла, составляющего не более 3 лет. Организация инспекционного циклазависит от масштаба деятельности аудиторской организации; территориального расположения под-

разделений этой организации; результатов процедур предыдущего мониторинга; характера и сложности аудиторской практики и рисков, связанных с клиентами и с выполнением специальных заданий.

Лица, осуществляющие инспекцию, не должны участвовать в выполнении самого задания и в обзорной проверке качества его выполнения. При этом аудиторская организация должна сообщать о недостатках, выявленных в результате проведения мониторинга, а также о рекомендациях по их устранению руководителям отдельных заданий. Если результаты мониторинга выявляют несоответствие аудиторского заключения условиям конкретного задания, то аудиторской организации необходимо получить юридическую консультацию. Не реже одного раза в год аудиторская организация должна сообщать о результатах мониторинга своим сотрудникам.

При документальном оформлении мониторинга должны быть описаны его процедуры, включая процедуры выбора заданий для инспекции, а также документально подтверждается оценка соблюдения стандартов аудита, требований нормативно-право-выхактов РФ, надлежащего применения принципов и процедур контроля качества в целях разработки аудиторского заключения, соответствующего условиям конкретных заданий. При обнаружении недостатков должна быть дана оценка их последствий и сформированы меры по их ликвидации.

В аудиторских организациях важную роль играют принципы и процедуры документирования, которые определяются самой организацией. Например, крупные аудиторские организации используют электронные базы данных для документирования оценки выполнения задания, результатов мониторинга, для подтверждения независимости.

Небольшие аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут использовать записи вручную, вопросники и другие формы.

Таким образом, разработка нового стандарта аудита № 34 позволяет аудиторским организациям установить единые требования к системе контроля качества аудиторских услуг для обеспечения разумной уверенности в объективности аудиторских заключений в соответствии с условиями конкретных заданий.

Литература

1. О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности: Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 № 557.

2. Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности: Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696.

3. Контроль качества услуг в аудиторских организациях: Правило (стандарт) № 34.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.