Научная статья на тему 'Система конституционно-правовых норм института обращений граждан'

Система конституционно-правовых норм института обращений граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1067
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЩЕНИЕ / ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ / ЗАКОН / ПОДЗАКОННЫЙ АКТ / APPEAL / ORDER OF CONSIDERATION / DELEGATION / LAW / SECONDARY LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мархгейм М.В., Сергеева Д.А.

В статье представленная авторская позиция о систематизации конституционно-правовых норм, регулирующих институт обращений граждан. Приведены доводы в пользу обособления различных уровней в предложенной системе, осуществлен анализ законодательных и подзаконных актов, нормы которых составляют системы конституционно-правового регулирования института обращений граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents the author's position about the systematization of constitutional and legal norms regulating the Institute of citizens' appeals. Arguments in favor of separation of different levels in the proposed system, the analysis of laws and regulations, the rules of which are of constitutional-legal regulation of the institute of citizens' appeals.

Текст научной работы на тему «Система конституционно-правовых норм института обращений граждан»

УДК 342.7

СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫХ НОРМ ИНСТИТУТА ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

THE SYSTEM OF THE CONSTITUTIONAL LAW OF THE INSTITUTE OF CITIZENS' APPEALS

М.В. Мархгейм, Д.А. Сергеева M.V. Markhgeim, D.A. Sergeeva

Белгородский государственный национальный исследовательский университет,

Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85 Belgorod State National Research University, 85 Pobeda St, Belgorod, 308015, Russia

E-mai:l markheim@bsu.edu.ru, sergeevadasha_92@mail.ru

Аннотация. В статье представленная авторская позиция о систематизации конституционно--правовых норм, регулирующих институт обращений граждан. Приведены доводы в пользу обособления различных уровней в предложенной системе, осуществлен анализ законодательных и подзаконных актов, нормы которых составляют системы конституционно-правового регулирования института обращений граждан.

Resume. The article presents the author's position about the systematization of constitutional and legal norms regulating the Institute of citizens' appeals. Arguments in favor of separation of different levels in the proposed system, the analysis of laws and regulations, the rules of which are of constitutional-legal regulation of the institute of citizens' appeals.

Ключевые слова: обращение, порядок рассмотрения, делегирование, закон, подзаконный акт.

Key words: appeal, the order of consideration, delegation, law, secondary legislation.

Институт обращений граждан - важнейшая составная часть правового статуса личности в любом развитом демократическом правовом государстве, влияющая на деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления [Гритчина Н.И.: Проблемы реализации законодательства об обращениях граждан в органы местного самоуправления, а 21-25]. Основой данного института является конституционное установление о субъективном праве граждан на обращение в органы государственной и муниципальной власти (ст. 33) [СЗ РФ, Ст. 851.]. Оно относится к числу политических прав, связанных с обеспечением участия граждан в реализации публичной власти, и имеет ярко выраженные гарантирующие свойства, т. е. выступает своего рода правом-гарантией всех иных (не только политических) конституционных прав и свобод личности, а также законных интересов [Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий].

Праву граждан на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления соответствует обязанность этих органов, а также должностных лиц, которым они направлены, в установленном законом порядке и сроки рассмотреть обращения и принять по ним обоснованное и законное решение [Савосина Н.Г. О некоторых аспектах правового регулирования права граждан на обращение в органы государственной власти, а 22-25].

В целом обращения граждан способствуют усилению контроля за деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления, борьбе с различными недостатками в их работе.

Таким образом, конституционный уровень, заложивший базовые установления института обращений граждан в России, на наш взгляд, выступает первым из системообразующих элементов заявленного правового регулирования.

В настоящее время в нашем государстве действует более сотни федеральных законов, нормы которых сопряжены со сферой рассмотрения обращений граждан. Однако следует указать ключевой среди таких - Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (далее -Федеральный закон № 59-ФЗ) [Российская газета. 2006, 5 мая]. Данный документ восполнил длительное время существовавший пробел в правовом регулировании механизма реализации конституционного права граждан на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. До его принятия долгие годы отношения, связанные с обращениями граждан, регулировались Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» [Свод законов СССР, с. 373]. За 38 лет, в течение которых действовал этот Указ, он полностью исчерпал свой потенциал и регулятивную

значимость и перестал соответствовать стандартам правового государства [Сергеев Е.А.: Конституционно-правовые формы взаимодействия государственных органов Российской Федерации по поводу обращений граждан, с. 79].

Особенностью Федерального закона № 59-ФЗ явилось четкое определение круга субъектов, обязанных обеспечивать рассмотрение обращений (государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица этих органов). Вместе с тем государственные или муниципальные образовательные, медицинские и иные учреждения, должностные лица этих структур, выполняющие управленческие функции, профсоюзные организации должны рассматривать обращения и вести прием граждан согласно правилам и процедурам, которые будут определены компетентными государственными органами, органами местного самоуправления, иными организациями.

Отличительная черта Федерального закона № 59-ФЗ - закрепление и раскрытие понятий различных видов обращений (предложений, заявлений, жалоб), установление перечня прав граждан при рассмотрении обращения, указание на гарантии безопасности заявителя в связи с его обращением, закрепление требований, которым должно отвечать письменное обращение.

Рассматриваемым законом также уточнены сроки рассмотрения письменных обращений, а также установлена возможность продления срока рассмотрения обращения.

Следовательно, вторым системообразующим элементом правового регулирования института обращений граждан в России, полагаем, является специально-универсальный уровень, представляющий Федеральный закон № 59-ФЗ.

В качестве следующего уровня, наш взгляд, целесообразно привести контекстно -законодательный, который включает в себя нормы правовых актов данной разновидности, регулирующие частные случаи подачи различных видов обращений, определяющие статус и полномочия отдельных адресатов обращений, а также дополняющие универсальный механизм порядка рассмотрения обращений граждан.

Исходя из этого, в данную группу следует включить процессуальные кодексы [Российская газета. 2002, 27 июля; Российская газета. 2002, 20 ноября; Российская газета. 2001, 22 декабря], федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации» [Российская газета. 1994, 23 июля], «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [Российская газета. 1997, 4 марта], федеральные законы «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [Российская газета. 2009, 13 февраля], «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» [Российская газета. 2008, 26 декабря], «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» [Российская газета. 1995, 20 июля], закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» [Российская газета. 1993, 12 мая] и др.

На примере федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» поясним, что его нормы определяют как специальный вид обращений к омбудсмену - жалобы (отсутствие возможности подачи заявления и предложения, которые предусмотрены в Федеральном законе № 59-ФЗ), так и субъектов-носителей субъективного права обращения - заявителей.

Так в ст. 15 в качестве заявителей указаны граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации (расширен субъектный состав по сравнению со ст. 33 Конституции России).

Предусмотренный субъектный состав лиц, которые могут обращаться к Уполномоченному по правам человека, соответствует принципу национального режима для иностранных лиц и лиц без гражданства (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Этот принцип подразумевает их равные права и обязанности с российскими гражданами (кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации).

Право на обращение с жалобой к Уполномоченному является равным для каждого и не подлежит дискриминации по признакам пола, возраста, национальной принадлежности, имущественного и должностного положения, места постоянного проживания гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства, его политических убеждений, отношения к религии, членству в каких-либо общественных объединениях, социальному положению или языковой принадлежности.

Относительно примеров по дополнению универсального механизма рассмотрения обращений граждан можно указать ч. 4 и 5 ст. 15 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, которыми устанавливается, что: «предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Пре-

зиденте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат» (ч. 4); предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия (ч. 5) [Российская газета. 1997, 16 января].

Множество нормативных правовых актов подзаконного характера, которые были приняты для уточнения порядка рассмотрения обращений граждан в различных публичных властных структурах [Российская газета. 2014, 17 января; Российская газета. 2015, 13 апреля; Российская газета. 2015, 19 мая; http://www.pravo.gov.ru], обусловило обособление подзаконного уровня. В его рамках также целесообразно указать на универсальную разновидность, т. е. нормы актов, которые содержательно совпадают с Федеральным законом № 59-ФЗ. А также мы солидаризируемся с мнением А.В. Савоськина, который выделяет подзаконные акты, принятые в порядке делегированного правотворчества и содержащие нормы об обращениях, отсутствующие в законах, предопределивших их появление. Делегированные подзаконные акты появляются исключительно в тех ситуациях, когда их принятие прямо предписывается нормой соответствующего федерального закона [Са-воськин А.В.: Система законодательства об обращениях граждан, с. 1420-1429]. Примером делегированного подзаконного акта можно может быть Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства России, утвержденное Указом Президента РФ [СЗ РФ. Ст. 4571]. Этим Положением утверждена форма заявления о приеме в гражданство, реквизиты которого существенно отличаются от традиционных реквизитов обращения в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ. Данный подзаконный акт принят на основании п. 4 ст. 33 Федерального закона «О гражданстве», прямо предусматривающего полномочие Президента РФ издать подзаконный акт, который утвердит «форму такого заявления, а также перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов» [СЗ РФ. Ст. 2031].

Следующим уровнем в системе конституционно-правового регулирования института обращений граждан укажем бланкетный. Уточним, что в состав данного уровня мы включаем нормы законодательного и подзаконного характера, которые не раскрывают процедуры рассмотрения обращений граждан, а ссылаются на иные нормы.

К примеру, в ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» указано, что военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации [Российская газета. 1998, 2 июня].

Если приводить подзаконный нормативный правовой акт, то п. 37 Постановления Правительства РФ от 26 мая 1997 г. № 628 «Об утверждении Порядка проведения торгов (конкурса) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей»: любой поставщик, который заявляет, что он понес или может понести убытки в результате нарушения требований настоящего Порядка заказчиком, имеет право на обжалование в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и в порядке, предусмотренном настоящим разделом [Российская газета. 1997, 4 июня].

В соответствии с российской Конституцией (ч. 4 ст. 15), считаем обоснованным в системе конституционно-правового регулирования института обращений граждан выделять международные договоры России и общепризнанные принципы и нормы международного права (международный уровень).

Так, на международно-правовом уровне право на обращение соотносится с положениями ст. 19 Всеобщей декларации прав человека [Российская газета. 1995, 5 апреля] и ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах [Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12]. К этим нормам можно добавить ст. ст. 10 и 13 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод [СЗ РФ. Ст. 2143], а также ст. 11 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека [Бюллетень международных договоров. 1999. № 6].

Представляется, что приведенная систематизация конституционно-правового регулирования института обращений граждан, в теоретическом и праксиологическом аспектах будет способствовать упорядочению соответствующих нормативных правовых актов, устранению противоречий в них, отмене или изменению устаревших норм и повышению эффективности их реализации на практике.

Список литературы References

1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 5.02.2014 г. № 2-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.

Konstitucija Rossijskoj Federacii prinjata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrja 1993 g. (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 5.02.2014 g. № 2-FKZ) // SZ RF. 2014. № 9. St. 851. (in Russia)

2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ред. от 04.06.2014 г.) / / Российская газета. 1994, 23 июля; 2014, 6 июня.

Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 21 ijulja 1994 g. № 1-FKZ «O Konstitucionnom Sude Rossijskoj Federacii» (red. ot 04.06.2014 g.) / / Rossijskaja gazeta. 1994, 23 ijulja; 2014, 6 ijunja. (in Russia)

3. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» (ред. от 23.05.2015 г.) // Российская газета. 1997, 4 марта; 2015, 26 мая.

Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 26 fevralja 1997 g. № 1-FKZ «Ob Upolnomochennom po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii» (red. ot 23.05.2015 g.) // Rossijskaja gazeta. 1997, 4 marta; 2015, 26 maja. (in Russia)

4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 06.04.2015 г.) // Российская газета. 2002, 27 июля; СЗ РФ. 2015. № 14. Ст. 2022.

Arbitrazhnyj processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 24 ijulja 2002 g. № 95-FZ (red. ot 06.04.2015 g.) // Rossijskaja gazeta. 2002, 27 ijulja; SZ RF. 2015. № 14. St. 2022. (in Russia)

5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 06.04.2015 г.) // Российская газета. 2002, 20 ноября; СЗ РФ. 2015. № 14. Ст. 2022.

Grazhdanskij processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 14 nojabija 2002 g. № 138-FZ (red. ot 06.04.2015 g.) // Rossijskaja gazeta. 2002, 20 nojabrja; SZ RF. 2015. № 14. St. 2022. (in Russia)

6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (ред. от 20.04.2015 г.) / / Российская газета. 1997, 16 января; 2015, 22 апреля.

Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 8 janvarja 1997 g. № 1-FZ (red. ot 20.04.2015 g.) // Rossijskaja gazeta. 1997, 16 janvarja; 2015, 22 aprelja. (in Russia)

7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 08.06.2015 г.) / / Российская газета. 2001, 22 декабря; 2015, 10 июня.

Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18 dekabrja 2001 g. № 174-FZ (red. Ot 08.06.2015 g.) // Rossijskaja gazeta. 2001, 22 dekabrja; 2015, 10 ijunja. (in Russia)

8. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ред. от 22.12.2014 г.) // Российская газета. 1995, 20 июля; 2014, 24 декабря.

Federal'nyj zakon ot 15 ijulja 1995 g. № 103-FZ «O soderzhanii pod strazhej podozrevaemyh i obvinjaemyh v sovershenii prestuplenij» (red. ot 22.12.2014 g.) / / Rossijskaja gazeta. 1995, 20 ijulja; 2014, 24 dekabrja. (in Russia)

9. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (ред. от 20.04.2015 г.) // Российская газета. 1998, 2 июня; 2015, 24 апреля.

Federal'nyj zakon ot 27 maja 1998 g. № 76-FZ «O statuse voennosluzhashhih» (red. ot 20.04.2015 g.) // Rossijskaja gazeta. 1998, 2 ijunja; 2015, 24 aprelja. (in Russia)

10. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 31.12.2014 г.) // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; 2015. № 1 (часть I). Ст. 60.

Federal'nyj zakon ot 31 maja 2002 g. № 62-FZ «O grazhdanstve Rossijskoj Federacii» (red. Ot 31.12.2014 g.) // SZ RF. 2002. № 22. St. 2031; 2015. № 1 (chast' I). St. 60. (in Russia)

11. Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 24.11.2014 г.) / / Российская газета. 2006, 5 мая; 2014, 27 ноября.

Federal'nyj zakon ot 2 maja 2006 g. № 59-FZ «O porjadke rassmotrenija obrashhenij grazhdan Rossijskoj Federacii» (red. ot 24.11.2014 g.) / / Rossijskaja gazeta. 2006, 5 maja; 2014, 27 nojabrja. (in Russia)

12. Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» (ред. от 12.03.2014 г.) // Российская газета. 2008, 26 декабря; 2014, 14 марта.

Federal'nyj zakon ot 22 dekabrja 2008 g. № 262-FZ «Ob obespechenii dostupa k informacii o dejatel'nosti sudov v Rossijskoj Federacii» (red. ot 12.03.2014 g.) // Rossijskaja gazeta. 2008, 26 dekabrja; 2014, 14 marta. (in Russia)

13. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 28.12.2013 г., с изм. от 01.12.2014 г.) / / Российская газета. 2009, 13 февраля; 2013, 30 декабря.

Federal'nyj zakon ot 9 fevralja 2009 g. № 8-FZ «Ob obespechenii dostupa k informacii o dejatel'nosti gosudarstvennyh organov i organov mestnogo samoupravlenija» (red. ot 28.12.2013 g., s izm. ot 01.12.2014 g.) // Rossijskaja gazeta. 2009, 13 fevralja; 2013, 30 dekabrja. (in Russia)

14. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ред. от 09.02.2009 г.) // Российская газета. 1993, 12 мая; 2009, 13 февраля.

Zakon RF ot 27 aprelja 1993 g. № 4866-1 «Ob obzhalovanii v sud dejstvij i reshenij, narushajushhih prava i svobody grazhdan» (red. ot 09.02.2009 g.) / / Rossijskaja gazeta. 1993, 12 maja; 2009, 13 fevralja. (in Russia)

15. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (ред. от 06.08.2014 г.) // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4571; 2014. № 32. Ст. 4469.

Ukaz Prezidenta RF ot 14 nojabrja 2002 g. № 1325 «Ob utverzhdenii Polozhenija o porjadke rassmotrenija voprosov grazhdanstva Rossijskoj Federacii» (red. ot 06.08.2014 g.) // SZ RF. 2002. № 46. St. 4571; 2014. № 32. St. 4469. (in Russia)

16. Постановление Правительства РФ от 26 мая 1997 г. № 628 «Об утверждении Порядка проведения торгов (конкурса) на размещение государственного оборонного заказа на поставку продовольственных товаров для военных и приравненных к ним спецпотребителей» / / Российская газета. 1997, 4 июня.

Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 26 maja 1997 g. № 628 «Ob utverzhdenii Porjadka provedenija torgov (konkursa) na razmeshhenie gosudarstvennogo oboronnogo zakaza na postavku prodovol'stvennyh tovarov dlja voennyh i priravnennyh k nim specpotrebitelej» / / Rossijskaja gazeta. 1997, 4 ijunja. (in Russia)

17. Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ред. от 20.04.2015) // Российская газета. 2014, 17 января; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.05.2015 г.

Prikaz MVD Rossii ot 12 sentjabrja 2013 g. № 707 «Ob utverzhdenii Instrukcii ob organizacii rassmotrenija obrashhenij grazhdan v sisteme Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii» (red. ot 20.04.2015) // Rossijskaja gazeta. 2014, 17 janvarja; Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 20.05.2015 g. (in Russia)

18. Приказ Минтруда России от 4 февраля 2015 г. № 60н «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // Российская газета. 2015, 13 апреля.

Prikaz Mintruda Rossii ot 4 fevralja 2015 g. № 60n «Ob utverzhdenii Instrukcii ob organizacii rassmotrenija obrashhenij grazhdan v Ministerstve truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii» // Rossijskaja gazeta. 2015, 13 aprelja. (in Russia)

19. Приказ МЧС России от 31 марта 2015 г. № 145 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» // Российская газета. 2015, 19 мая.

Prikaz MChS Rossii ot 31 marta 2015 g. № 145 «Ob utverzhdenii Instrukcii po rabote s obrashhenijami grazhdan v sisteme Ministerstva Rossijskoj Federacii po delam grazhdanskoj oborony, chrezvychajnym situacijam i likvidacii posledstvij stihijnyh bedstvij» // Rossijskaja gazeta. 2015, 19 maja. (in Russia)

20. Приказ Роскомнадзора от 10 февраля2015 г. № 13 «Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан, объединений граждан и юридических лиц в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальных органах» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.05.2015 г.

Prikaz Roskomnadzora ot 10 fevralja2015 g. № 13 «Ob utverzhdenii Instrukcii po rabote s obrashhenijami grazhdan, ob#edinenij grazhdan i juridicheskih lic v Federal'noj sluzhbe po nadzoru v sfere svjazi, informacionnyh tehnologij i massovyh kommunikacij i ee territorial'nyh organah» // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 14.05.2015 g. (in Russia)

21. Приказ Роскосмоса от 19 февраля 2015 г. № 30 «Об организации работы с обращениями граждан в Федеральном космическом агентстве и его территориальном органе» (вместе с «Инструкцией об организации рассмотрения в Федеральном космическом агентстве и его территориальном органе обращений граждан») / / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.03.2015 г.

Prikaz Roskosmosa ot 19 fevralja 2015 g. № 30 «Ob organizacii raboty s obrashhenijami grazhdan v Federal'nom kosmicheskom agentstve i ego territorial'nom organe» (vmeste s «Instrukciej ob organizacii rassmotrenija v Federal'nom kosmicheskom agentstve i ego territorial'nom organe obrashhenij grazhdan») // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http: //www.pravo.gov.ru, 17.03.2015 g. (in Russia)

22. Указ Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (ред. от 02.02.1988 г.).Утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ // Свод законов СССР. Т 1. С. 373.

Ukaz Prezidiuma VS SSSR ot 12 aprelja 1968 g. № 2534-VII «O porjadke rassmotrenija predlozhenij, zajavlenij i zhalob grazhdan» (red. ot 02.02.1988 g.).Utratil silu v svjazi s prinjatiem Federal'nogo zakona ot 02.05.2006 g. № 59-FZ // Svod zakonov SSSR. T 1. S. 373. (in Russia)

23. Всеобщая декларация прав человека (Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.1948 г.) / / Российская газета. 1995, 5 апреля.

Vseobshhaja deklaracija prav cheloveka (Prinjata i provozglashena rezoljuciej 217 A (III) General'noj Assamblei OON 10.12.1948 g.) // Rossijskaja gazeta. 1995, 5 aprelja. (in Russia)

24. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS № 5) от 04.11.1950 г. // СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2143.

Konvencija o zashhite prav cheloveka i osnovnyh svobod (ETS № 5) ot 04.11.1950 g. // SZ RF. 1998. № 20. St. 2143. (in Russia)

25. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в г. Минске 26.05.1995) / / Бюллетень международных договоров. 1999. № 6.

Konvencija Sodruzhestva Nezavisimyh Gosudarstv o pravah i osnovnyh svobodah cheloveka (zakljuchena v g. Minske 26.05.1995) / / Bjulleten' mezhdunarodnyh dogovorov. 1999. № 6. (in Russia)

26. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah (Prinjat 16.12.1966 g. Rezoljuciej 2200 (XXI) na 1496-om plenarnom zasedanii General'noj Assamblei OON) // Bjulleten' Verhovnogo Suda RF. 1994. № 12. (in Russia)

27. Гритчина Н.И. Проблемы реализации законодательства об обращениях граждан в органы местного самоуправления // Современное право. 2012. № 6.

Gritchina N.I. Problemy realizacii zakonodatel'stva ob obrashhenijah grazhdan v organy mestnogo samoupravlenija / / Sovremennoe pravo. 2012. № 6. (in Russia)

28. Конституция Российской Федерации. Доктринальный комментарий (постатейный) / ред. Ю.И. Скуратов. М.: Статут, 2013.

Konstitucija Rossijskoj Federacii. Doktrinal'nyj kommentarij (postatejnyj) / red. Ju.I. Skuratov. M.: Statut, 2013. (in Russia)

29. Савосина Н.Г. О некоторых аспектах правового регулирования права граждан на обращение в органы государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 9.

Savosina N.G. O nekotoryh aspektah pravovogo regulirovanija prava grazhdan na obrashhenie v organy gosudarstvennoj vlasti // Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie. 2010. № 9. (in Russia)

30. Савоськин А.В. Система законодательства об обращениях граждан / / Lex russica. 2014. № 12.

Savos'kin A.V. Sistema zakonodatel'stva ob obrashhenijah grazhdan // Lex russica. 2014. № 12. (in Russia)

31. Сергеев Е.А. Конституционно-правовые формы взаимодействия государственных органов Российской Федерации по поводу обращений граждан: Дис. ... канд. юрид. наук. Белгород, 2010.

Sergeev E.A. Konstitucionno-pravovye formy vzaimodejstvija gosudarstvennyh organov Rossijskoj Federacii po povodu obrashhenij grazhdan: Dis. ... kand. jurid. nauk. Belgorod, 2010. (in Russia)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.