©Гонтарь С.М., 2013
УДК 327.7 + 94 ББК 63.3
СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ В ФОРМАТЕ ОДКБ И ПРЕДПОСЫЛКИ ЕЕ СОЗДАНИЯ
Гонтарь Сергей Михайлович
Соискатель ученой степени кандидата наук, командир взвода [email protected]
ул. Астраханская, 183, 392000 г. Тамбов, Российская Федерация
Аннотация. В статье раскрыта сущность безопасности государств, входящих в состав Организации Договора о коллективной безопасности. Автором дано определение системы коллективной безопасности в формате ОДКБ, указаны ее основные межгосударственные органы, состав сил и средств, выявлены предпосылки ее создания в Российской Федерации. Перечисляются основные источники военной опасности и угрозы национальной безопасности Российской Федерации, возникшие на рубеже ХХ-ХХ1 вв., а также особенности их возникновения и развития. На основе проведенного исследования автором предложены основные направления деятельности российского руководства в области развития ОДКБ как составной части евразийской безопасности.
Ключевые слова: безопасность, система коллективной безопасности, военная опасность, терроризм, угроза национальной безопасности.
Распад СССР существенно сказался на бывших союзных республиках, были нарушены экономические и политические связи между ними. В итоге на территории постсоветского пространства возникло множество очагов межнациональных конфликтов, представлявших прямую угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
Необходимость противодействия негативным проявлениям, возникшим в результате дезинтеграционных процессов на территории бывшего соцлагеря, подтолкнула руководство РФ к подписанию в рамках СНГ Договора о коллективной безопасности. В процессе сотрудничества в рамках ОДКБ российская сторона принимала активное участие в адаптации положений Договора к изменяющейся в зоне его ответственности геополитической обстановке.
Собственно под безопасностью стороны Организации понимали состояние защищенности государства-члена ОДКБ от внешнего или
внутреннего вмешательства в его дела, угрожающего законной власти и жизни граждан [4, с. 3]. Отсюда следует, что безопасность в рамках ОДКБ - состояние, при котором обеспечивается защита суверенитета, территориальной целостности и национальных интересов государств-членов ОДКБ, входящих в состав Организации, от вызовов и угроз. В свою очередь, состояние безопасности обеспечивается за счет функционирования системы коллективной безопасности, имеющей развитую оргструктуру с эффективной силовой составляющей.
В данном исследовании система коллективной безопасности ОДКБ рассматривается как совокупность органов управления Организации, ее сил и средств, а также взаимосвязей между ними.
К органам управления ОДКБ автор относит:
- Совет коллективной безопасности;
- Совет министров иностранных дел;
- Совет министров обороны;
- Секретариат ОДКБ;
- Комитет секретарей Советов безопасности;
- Объединенный штаб ОДКБ;
- Парламентскую ассамблею ОДКБ.
К силам и средствам Организации автор относит:
- вооруженные силы и войска государств-членов ОДКБ;
- коалиционные группировки войск, например КСОР и КСБР ЦАР;
- Коллективные миротворческие силы;
- совместную систему ПВО, другие системы.
Изучив структуру Организации Договора о коллективной безопасности, соискатель предлагает дать определение системе безопасности ОДКБ как совокупности взаимосвязанных государственных и межгосударственных органов, сил и средств, обеспечивающих на коллективной основе защиту суверенитета, территориальной целостности и национальных интересов государств-членов ОДКБ, а также предотвращение и устранение угрозы миру.
С прекращением сотрудничества стран Организации Варшавского договора, на территории Российской Федерации и в сопредельных государствах наблюдалось значительное ухудшение социально-экономической обстановки на фоне ослабления влияния государственных структур во всех областях общественной деятельности. В сложившейся обстановке возник ряд конфликтов на почве национальных противоречий, активизировалась деятельность экстремистских организаций и транснациональных преступных группировок. В то же время сохранение сотрудничества государств-членов Североатлантического альянса привело к нарушению баланса сил в мире.
В сложившейся обстановке руководство России пришло к выводу, что страна неспособна в одиночку эффективно противостоять сформировавшимся на тот момент вызовам и угрозам. Прийти к необходимому уровню безопасности в современной обстановке можно лишь объединяя усилия с другими государствами, то есть на коллективной основе. Достижение этой цели предполагалось за счет скоординированного использования усилий как национальных, так и межгосударственных органов, сил и средств.
После распада СССР у ряда государств постсоветского пространства возникли взаимные территориальные претензии. Установление границ между республиками СССР осуществлялось советским руководством без учета особенностей исторически сложившегося проживания народов и их интересов. Такое положение дел не устраивало политическое руководство некоторых государств постсоветского пространства, что выразилось в стремлении пересмотреть географическое положение границ в свою пользу. Данная политика привела к возникновению ряда вооруженных столкновений на почве территориальных споров, среди которых конфликты в Нагорном Карабахе и Приднестровье, грузиноабхазский конфликт и др.
Попытка пересмотра границ сепаратистами под руководством Д. Дудаева вылилась в две чеченские кампании, которые характеризовались массовыми разрушениями, большим количеством жертв среди населения, военных и правоохранительных органов. В России до сих пор не урегулирован этнопо-литический конфликт на территории Пригородного района Северной Осетии.
С распадом Организации Варшавского договора нарушился баланс сил в мире, поскольку Североатлантический альянс не только сохранился, но и расшил сферу влияния. Начиная с 1999 г. в состав блока вошли 12 государств Центральной, Восточной Европы и Прибалтики. Среди них оказались страны, которые непосредственно граничат с Российской Федерацией: Литва, Латвия и Эстония. В этих странах наблюдается дискриминация русского населения, кроме того, заметно проникновение радикального национализма в парламенты всех трех стран. Националисты стремятся к принудительной ассимиляции либо «выживанию» русскоязычного населения, а также к пересмотру итогов Второй мировой войны [2].
Осуществляется активное сотрудничество стран СНГ, таких как Грузия, Азербайджан и Украина, с блоком НАТО. В результате прошедших в Грузии и Украине так называемых цветных революций, правительства государств приняли антироссийский внешнеполитический курс. В июле 2008 г. М. Саакашвили открыто заявил о Российской Федерации как о враждебном государстве не
только по отношению к грузинской стороне, но и другим республикам бывшего СССР [5, с. 2]. Сотрудничество в военной сфере между Вашингтоном и Тбилиси во многом способствовало возникновению грузино-осетинского конфликта, прошедшего в августе 2008 года [6, с. 5]. Россия принимала участие в его разрешении в рамках операции по принуждению к миру после нападения на российский миротворческий контингент, дислоцировавшийся на территории Южной Осетии. Результатом тех трагических событий стали многочисленные разрушения и жертвы среди гражданского населения.
С начала XXI в. НАТО усиливает свое влияние в Центрально-Азиатском регионе. В 2001 г. в Киргизской Республике была развернута американская авиабаза «Манас», в настоящий момент планируется размещение, подобное ей, в республике Таджикистан. Военное руководство США обсуждает вопрос передачи вооружения и военной техники республикам Таджикистан и Узбекистан при выводе войск из Афганистана. Наличие образцов иностранного вооружения у государств Центрально-Азиатского региона может привести к ослаблению позиций России в области военно-технического сотрудничества.
Помимо территориального расширения блока наблюдается его активность с применением силовой составляющей. С 1991 г. воинские контингенты Североатлантического альянса участвовали в операциях на территории Балкан, Афганистана, Ливии, Ирака и ряда других государств. Данная деятельность НАТО представляет серьезную угрозу для международного мира и безопасности, поскольку в ряде случаев осуществляется без получения санкций со стороны Совета безопасности ООН.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. человечество столкнулось с проблемой терроризма - одним из самых опасных и труднопрогнозируемых явлений, которое приобрело разнообразные формы и угрожающе глобальные масштабы. Сейчас терроризм - это целое политическое направление со своей идеологией, политическими целями и лидерами. Будучи сложным, многоаспектным и крайне негативным социально-политическим явлением, он превратил-
ся в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества.
Мировой опыт показывает, что угроза терроризма повышается в регионах, где значительно нарушается стабильность общественной и государственной жизни, обостряются противоречия в социально-политической сфере. Показательным примером такой ситуации является положение в государствах, входивших в состав бывшей Югославии и СССР.
Конец 90-х гг. XX в. характеризуется резким увеличением количества террористических актов на территории Российской Федерации. Были совершены подрывы жилых домов и захваты заложников в таких городах, как Москва, Буйнакск, Беслан и др. В Чеченской Республике были организованы бандформирования, имевшие в своем составе как представителей местного населения, так и наемников из арабских и других стран. В сентябре 1999 г. эти террористические группировки совершили нападение на соседнюю Республику Дагестан. Целью террористической акции стал захват власти в республике с использованием поддержки местных экстремистских исламистских организаций.
Не прекращающийся в Афганистане военный конфликт постоянно является источником угрозы стабильности в ряде стран Центрально-Азиатского региона. Проявлению террористической активности в этом регионе способствуют: рост социальной и правовой незащищенности людей, падение жизненного уровня населения, оживление религиозного экстремизма и т. д.
До придания ДКБ статуса Организации в приграничных с Афганистаном республиках произошло более тысячи боестолкновений с экстремистами, более десятка попыток бандитов изменить существующий конституционный строй путем захвата власти. В результате действий террористов каждый год гибнут сотни мирных граждан государств-членов ОДКБ [3, с. 29]. Ослабление политической власти на фоне активной деятельности экстремистских и террористических организаций в регионе неоднократно ставило под угрозу ее существование в рамках ДКБ.
Финансирование террористических групп в Центрально-Азиатском регионе осуществ-
ляется в основном за счет нелегального распространения наркотиков. Деятельность наркосиндикатов и существующие каналы распространения наркотических веществ представляют собой угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Согласно данным ФСКН, основной поток наркотических веществ поступает в Российскую Федерацию через Иран, Азербайджан и Таджикистан.
В связи с изменениями социально-экономической ситуации в Российской Федерации и с расширением международных контактов все больший размах приобретают немедицинское потребление и незаконный оборот наркотиков. В России с 1993 по 2010 г. количество лиц, потребляющих наркотики, увеличилось более чем в 9 раз. По состоянию на 1 января 2011 г. количество официально зарегистрированных потребителей наркотиков составило 673 840 человек, или 474,82 на 100 тыс. населения. Диагноз «наркомания» поставлен 457 591 лицу.
С ростом в стране количества лиц, употребляющих наркотики, увеличивается количество наркопреступлений. В январе - июне 2011 г. правоохранительными органами пресечено 112 398 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, органами наркоконтроля - 44 487. Из общего числа пресеченных наркопреступлений 70,7 % относятся к категории тяжких и особо тяжких [1, с. 44].
ОДКБ предлагает расширить антинарко-тическое сотрудничество государств-членов организации и начать совместную работу по профилактике и лечению наркозависимых. Первое направление касается части полицейских мер, когда систематически проводятся операции «Канал». Ко второму направлению относится сотрудничество по борьбе с легализацией доходов, в том числе от нажитых незаконным оборотом наркотиков. Третьим направлением является подготовка кадров в антинаркотической сфере, четвертым - политическое сотрудничество в тесном взаимодействии с ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС.
Необходимость создания Российской Федерацией системы коллективной безопасности в формате ОДКБ была вызвана появлением на постсоветском пространстве но-
вых источников военной опасности и угроз национальной безопасности страны. Наиболее серьезными из них являются: расширение зоны влияния Североатлантического альянса на восточноевропейском, центральноазиатском и кавказском направлениях, наличие очагов военных конфликтов, международный терроризм, а также наркоугроза, исходящая из стран Центрально-Азиатского региона.
Чтобы в дальнейшем развивать ОДКБ как составную часть евразийской безопасности, членам Организации необходимо наладить тесное взаимодействие с международными и региональными организациями. Активное сотрудничество ОДКБ с ШОС, СНГ и ОБСЕ позволит решить проблему угроз, идущих с территории Афганистана. При этом должно сохраняться взаимодействие государств-членов ОДКБ в рамках других международных организаций.
Для развития силовой составляющей представителям ОДКБ необходимо сосредоточить усилия на создании и совершенствовании объединенных систем, обеспечивающих взаимодействие и поддержку национальных контингентов в ходе выполнения ими совместных задач. Параллельно с этим требуется активное взаимодействие в области военно-технического сотрудничества. Развитие предприятий и организаций оборонно-промышленных комплексов государств-членов ОДКБ позволит оснастить КСОР, КСБР (ЦАР) и национальные контингенты современной продукцией военного назначения, а также обеспечит конкурентоспособность образцов вооружения и военной техники на мировых рынках. Налаженная совместная подготовка кадров для вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб будет способствовать скоординированному взаимодействию соответствующих подразделений государств-членов ОДКБ при их совместных действиях.
В современной обстановке Россия не в состоянии защитить свои жизненно важные интересы в одиночку, поэтому особенно значительным является вопрос дальнейшего развития различных компонентов системы коллективной безопасности в формате ОДКБ, так как достойной альтернативы защиты суверенитета и целостности пока не существует.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Аналитическое обобщение по вопросам правонарушений, связанных с наркоманией и незаконным оборотом наркотических веществ. - СПб. : ООО «МультиПроджектСистемСервис», 2011. - 50 с.
2. В Литве воцарилось нацистское понимание народа по крови / Информ. агентство REGNUM. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.memoid.ru/node/Radikalnyj_nacionalizm_ v_sovremennoj _Pribaltike#cite_note-a056-8. - Загл. с экрана.
3. Новейшая история Отечества: ХХ в. В 2 т. Т. 1 : учебник для студентов вузов / под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. - М. : Владос, 2004. - 495 с.
4. Концепция коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности // Документы по вопросам формирования системы коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности. - М. : Секретариат ОДКБ, 2000. - 7 с.
5. Кормич, Л. И. Международный терроризм: политические источники и движущие силы / Л. И. Кор-мич. - Одесса : Юрид. лит., 2000. - 138 с.
6. Сорокина, Н. А. Злоба на высшем уровне / Н. А. Сорокина // Российская газета. - 2008. - 28 июня.
7. Страны ОДКБ планируют расширить сотрудничество в антинаркотической сфере / ИТАР-ТАСС. - 2011. - 25 нояб.
8. Щербаков, Н. В. Кто и как помогал готовить грузинское вторжение / Н. В. Щербаков // Независимая газета. - 2008. - 12 сент.
REFERENCES
1. Analiticheskoe obobshchenie po voprosam pravonarushenii, sviazannykh s narkomaniei i nezakonnym oborotom narkoticheskikh veshchestv abuse and illicit turnover of narcotic substances]. St-Peterburg, ООО “Mul'tiProdzhektSistemServis” Publ., 2011. 50 p.
2. V Litve votsarilos' natsistskoe ponimanie
naroda po krovi [Lithuania has known Nazi understanding of the people on blood]. Informatsionnoe agentstvo REGNUM [The News Agency REGNUM]. Available at: http://
www.memoid.ru/node/Radikalnyj_nacionalizm_v_ sovremennoj_Pribaltike#cite_note-a056-8.
3. Kiselev A.F., Shhagin E. [ed.] Noveishaia istoriia Otechestva: XX v. T. 1: uchebnik dlia studentov vuzov [The newest history of Russia: XX century. Vol. 1: Textbook for students of higher educational institutions]. Moscow, Vlados Publ., 2004. 495 p.
4. Kontseptsiia kollektivnoi bezopasnosti gosudarstv - uchastnikov Dogovora o kollektivnoi bezopasnosti [The collective security concept of the member States of the Collektive Security Treaty]. Dokumenty po voprosam formirovaniia sistemy kollektivnoi bezopasnosti gosudarstv -uchastnikov Dogovora o kollektivnoi bezopasnosti [The documents formation of collective security system of the States parties to the Treaty on collective securiti]. Moscow, Sekretariat ODKB Publ., 2000. 7 p.
5. Kormich L.I. Mezhdunarodnyi terrorizm: politicheskie istochniki i dvizhushchie sily [International terrorism: political sources and drivers]. Odessa, Iuridicheskaia literatura Publ., 2000. 138 p.
6. Sorokina N.A. Zloba na vysshem urovne [Anger at the highest level]. Rossiiskaia gazeta [Russian Paper], 28.06.2008.
7. Strany ODKB planiruiut rasshirit' sotrudnichestvo v antinarkoticheskoi sfere [CSTO countries to increase tjeir cooperation in anti-drug field]. The Deputy Secretary General of the organization. ITAR-TASS, 25.11.2011.
8. Shcherbakov N.V Kto i kak pomogal gotovit' gruzinskoe vtorzhenie [Who and how helped to prepare the Georgian invasion]. Nezavisimaia gazeta. [Undependent Paper], 12.09.2008.
THE SYSTEM OF COLLECTIVE SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FORMAT OF CSTO AND PRECONDITIONS OF ITS CREATION
Gontar Sergey Mikhailovich
Degree Seeking Candidate, the Platoon Commander of the Military [email protected]
ul. Astrakhanskaya, 183, 392000 Tambov, Russian Federation
Abstract. The article deals with the essence of the security of the States included in the Collective Security Treaty Organization. The author gives the definition to the system of collective security in the CSTO. The main intergovernmental bodies of the Organization and the structure of the forces and means of the CSTO collective security system are outlined. The author enumerates the main sources of a military threat and threats to the national security of the Russian Federation arising at the turn of the XXI century, as well as peculiarities of their arising and development. The prerequisites for a system of collective security of the Russian Federation in the format of CSTO are identified. On the basis of the conducted research the author proposes the basic directions of activity of the Russian leadership in the field of development of the CSTO as an integral part of Eurasian security.
Key words: security, system of collective security, military threat, terrorism, a threat to national security.