Научная статья на тему 'Система качественной работы детских дополнительных образовательных учреждений в развитии человеческого капитала'

Система качественной работы детских дополнительных образовательных учреждений в развитии человеческого капитала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / МОНИТОРИНГ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Басова Лариса Николаевна, Миронов Андрей Валентинович

Рассмотрена система мониторинга для качественного образовательного процесса в образовательном учреждении дополнительного образования детей по нескольким направлениям: оценке общих количественных характеристик деятельности учреждения, оценке качества осуществления образовательного процесса педагога, оценке методической работы педагога и оценке результативности деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басова Лариса Николаевна, Миронов Андрей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система качественной работы детских дополнительных образовательных учреждений в развитии человеческого капитала»

УДК 330.332

1 2 Л.Н. Басова , А.В. Миронов

СИСТЕМА КАЧЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ ДЕТСКИХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е. Алексеева1, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

детей Детский юношеский центр «Ровесник»

Рассмотрена система мониторинга для качественного образовательного процесса в образовательном учреждении дополнительного образования детей по нескольким направлениям: оценке общих количественных характеристик деятельности учреждения, оценке качества осуществления образовательного процесса педагога, оценке методической работы педагога и оценке результативности деятельности обучающихся.

Ключевые слова: человеческий капитал, мониторинг, дополнительное образование детей, физическая культура, спорт.

Введение

В инновационной экономике России, основанной на развитии человеческого капитала, значительная роль отводится образованию [1, 2]. Государственная политика в сфере образования направлена на развитие дополнительного образования детей (ДОД) [3], где ценностным ориентиром является физическая культура и спорт [4]. Примером этого служит реализуемая в России федеральная целевая программа развития физической культуры и спорта на 2006-2015 гг., в которую вложено более 11800 млн руб. бюджетных инвестиций [5].

В Нижегородской области в рамках реализации федеральных и областных целевых программ осуществляется строительство социально-значимых объектов - многофункциональных физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК). На территории области построено 26 ФОК из них: 5 в Нижнем Новгороде и 21 в области. [6]

Современная деятельность по ДОД в сфере физической культуры и спорта определяется:

• Федеральным законом РФ от 23.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании РФ»;

• Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденная Приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. №1008;

• Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 21.02.2015 г. № 30 и другими нормативно-правовыми документами. Содержание дополнительных общеобразовательных программ в учреждениях по ДОД

должно ориентироваться:

• на формирование и развитие творческих способностей учащихся;

• удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

• формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;

• обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания учащихся;

• выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

© Басова Л.Н., Миронов А.В., 2016.

• создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления

здоровья;

• социализацию и адаптацию учащихся к жизни в обществе;

• формирование общей культуры учащихся. [7]

В концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. и 2030 г. отмечено, что для реализации качественных образовательных программ должна быть сформированная и реализуемая общенациональная система оценки их качества.

Однако единая система оценки качества дополнительного образования в России еще не сформирована. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования. В научной базе авторов, работающих над исследованием данной проблемы (В. А. Болотов, Л. Б. Железнова, Б. К. Коломиец, А. И. Суббота, Г. И. Щукина и др.), также отсутствует едина точка зрения по вопросам определения количества «критериев качества» и их качественных показателей.

Направления мониторинга деятельности учреждения по ДОД

Сегодня в данных условия каждый педагогический коллектив дополнительного образовательного учреждения самостоятельно разрабатывает способы отслеживания всех аспектов деятельности учреждения. Например, мониторинг образовательного процесса в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детском юношеском центре «Ровесник» (МБОУ ДОД ДЮЦ «Ровесник») охватывает несколько направлений работы:

1) оценка общих количественных характеристик деятельности учреждения по ДОД;

2) оценка качества осуществления образовательного процесса педагога ДОД;

3) оценка методической работы педагога ДОД;

4) оценка результативности деятельности обучающихся.

Оценка общих количественных характеристик деятельности учреждения по ДОД

Оценка общих количественных характеристик деятельности дополнительного образовательного учреждения осуществляется ежегодно и отображается в отчетных документах разного уровня управления. Основные количественные характеристики - это количество реализуемых направлений подготовки, количество программ по направлениям, общее количество обучающихся и количество обучающихся по программам, количество групп по программам, возраст обучающихся, сохранность контингента (сопоставление нормативных единиц с фактическими) и другие показатели.

Оценка качества осуществления образовательного процесса педагога ДОД

При оценивании качества осуществления образовательного процесса педагога берется во внимание учебно-воспитательная работа, а также профессиональный уровень педагогов -образование, квалификация, прохождение повышения квалификации по образовательным программам и современным требованиям. Оценивается качество планирования учебного занятия и его реализация, владение учебным материалом и умелое проведение занятий с использованием эффективных традиционных и инновационных форм и методов обучения и воспитания, умение заинтересовать детей.

Измерение качества уровня воспитательной работы и профессионального уровня педагогов отмечается соответственно в табл. 1 и табл. 2. По соответствующим показателям.

Контроль образовательной деятельности включает: подготовку кабинета, ведение

учебных занятий, контроль охраны труда, ведение нормативной документации, анкетирование детей и их родителей.

Таблица 1

Измерение качества уровня воспитательной работы

№ п/п Дата Название мероприятия Место проведения Ф.И.О. педагога Результат

Участие в воспитательных мероприятиях

Работа с родителями

Таблица 2

Измерение профессионального уровня педагогов

Общие сведения о педагогических работниках

Основные педагоги Совместители

Всего педагогических работников:

по образованию

высшее

среднее профессиональное

по итогам аттестации

высшая категория

первая категория

вторая категория

по педагогическому стажу

от 0 до 5 лет

от 5 до 10 лет

от 15 лет до 20 лет

свыше 20 лет

по возрасту

от 20 лет до 25 лет

от 25 лет до 35 лет

от 35 лет до 45 лет

от 45 лет до 55 лет

от55 лет и старше

Сведения о повышении квалификации педагогических работников

Ф.И.О. педагога Программа Форма и сроки

Оценка методической работы педагога ДОД

При оценивании методической работы педагога выявляется качественный уровень личностно-профессионального развития и обучающей деятельности педагогов. Измерение качественного уровня личностно-профессионального развития осуществляется по уровню профессиональных знаний педагогического работника, публикационной активности, участие педагогов в различных конкурсах разного уровня, награждение педагогов (табл. 3).

Таблица 3

Оценка методической работы педагога дополнительного образования детей

Публикации педагогов

№ п/п Ф.И.О. педагога Название статьи (работы) Выходные данные Соавторы

Участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства

№ п/п Ф.И.О. педагога Название конкурса Уровень конкурса Результат

Награждение педагогов

№ п/п Ф.И.О. педагога Год награждения Место награждения Вид награждения

Практика работы МБОУ ДОД ДЮЦ «Ровесник» показывает, что педагоги дополнительного образования должны постоянно участвовать в семинарах, конкурсах, научных конференциях, проводимых на уровнях учреждения, района, области и России, вести работу в педагогических советах, а также активно сотрудничать с коллективами телевещания и печатных изданий, отражая новости спортивной жизни.

Педагоги ДОД совместно с спорткомитетом администрации города/района/ области/региона должны принимать ежегодное участие как организаторы, так и члены жюри в проведении праздников, посвящённых, например, Дню посёлка/города/района и т.д., Дню молодёжи, Дню физкультурника, юбилейным датам.

Оценка результативности деятельности обучающихся

Оценка результативности деятельности ведется по следующим показателям:

• по уровню усвоения теоретических знаний и практических навыков обучающихся. Для определения данного показателя на каждого обучающегося учреждения составляется индивидуальная карта освоения образовательной программы, где отражаются в баллах теоретическая и практическая компетентность, личностное развитие, личностные достижения обучающегося согласно возрастным особенностям детей и образовательной программы.

Мониторинг уровня усвоения знаний и навыков обучающихся осуществляется ежегодно в течение учебного года и разделяется на несколько этапов:

1) начальный - проводится в начале учебного года в виде тестовых заданий, собеседований, просмотров, фиксируя исходный уровень обучающегося;

2) текущий - проводится в течение учебного года для выявления уровня овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками;

3) промежуточный - как правило, совпадает с этапами педагогического контроля, обозначенными в образовательной программе, результаты выполнения данных контрольных заданий, упражнений, нормативов и фиксируются в журнале учета работы группы;

4) итоговый - проводится в конце учебного года с целью определения уровня освоения образовательной программы, реализации поставленных задач в обучении, воспитании и развитии и соотнесения полученного результата с целью образовательной программы.

Результаты диагностического мониторинга заносятся в таблицу;

• по итогам участия в выставках, конкурсах, соревнованиях (табл. 4).

Одним из показателей оценки результативности деятельности - это результаты участия в мероприятиях центра (клуба, секции), районных, областных и всероссийских конкурсах, выставках, соревнования.

Таблица 4

Учет участия обучающихся в конкурсах, выставках, соревнованиях

п/п Название конкурса Сроки Уровень конкурса Творческое объединение, принявшее участие Участники конкурса Итог конкурса

Вывод

При отсутствие федеральных нормативно-правовых документов, регламентирующих систему оценивания результативности деятельности в учреждения ДОД, каждое образовательное учреждение обязано выстраивать свою модель оценивания. В словосочетании «Дополнительное образование» главным является слово «образование», т.е. те образовательные услуги, которые должны быть высокого качества, а создание системы оценки достижения результатов и является гарантом качества работы образования.

Библиографический список

1. Дубик, Е.А. Инновационная образовательная система - основа инновационного развития экономики // Экономика в промышленности. 2014. №2(22). С. 32-36.

2. Дубик, Е.А. Развитие человеческого капитала в промышленно-экономических системах // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2014. №2. С. 68-72.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Дубик, Е.А. Непрерывное и интегрированное профессиональное образование в развитии человеческого капитала // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. 2013. №6. С. 34-36.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. - М., 2010.

5. Дубик, Е.А. Инвестиции в человеческий капитал на разных стадиях жизненного цикла / Е.А. Дубик, С.Н. Митяков // Креативная экономика. 2013. № 9. С. 3-13.

6. Недвижимость. Полезная площадь. [Электронный ресурс]. - URL: http://ppl.nnov .ru/category/716 (дата обращения: 10.10.2015).

7. Дубик, Е.А. Формирование человеческого капитала: здоровый образ жизни как составляющий фактор // Креативная экономика. 2014. № 2. С. 53-63.

Дата поступления в редакцию 25.01.2016

1 2 L.N. Basova1, A.V. Mironov2

QUALITY WORK SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR CHILDREN IN THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL

Nizhny Novgorod state technical university n.a. R.E. Alexeev1, Municipal budgetary educational institution of additional education for children «Children and Youth centre «Rovesnik»

The article is devoted to the monitoring system in educational institution of additional education for children for quality educational process in several directions: the general quantitative characteristics value of the institution, the value of the teacher's educational process quality, the teacher's methodical work value and the performance evaluation of the students.

Key words: human capital, monitoring, additional education for children, physical culture, sports.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.