Научная статья на тему 'Система государственной и муниципальной службы в РФ и ее отличия от других форм наемного труда'

Система государственной и муниципальной службы в РФ и ее отличия от других форм наемного труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
991
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (МУНИЦИПАЛЬНЫЙ) СЛУЖАЩИЙ / STATE (MUNICIPAL) EMPLOYEE MOTIVATION LABOR / МОТИВАЦИЯ ТРУДА / КОРРУПЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ / CORRUPTION / SOCIAL COMPENSATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федукова А.М.

В статье анализируются факторы профессионального и личностного роста государственных (муниципальных) служащих. Рассматривается вопрос социальной компенсации для государственных служащих как плата за ограничение прав и свобод во имя интересов общества. Причины коррупции и взяточничества среди государственных служащих исследуются с точки зрения недостатка материальной стимуляции данной категории работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN RUSSIA AND HOW IT DIFFERS FROM OTHER FORMS OF WAGE LABOR

This article analyzes the factors of professional and personal growth of government (municipal) employees. The question of social compensation for civil servants as payment for the rights and freedoms in the name of public interest. Causes of corruption and bribery of public officials investigated from the point of view of the lack of material stimulation of this category of workers.

Текст научной работы на тему «Система государственной и муниципальной службы в РФ и ее отличия от других форм наемного труда»

Процесс педагогической деятельности строится в соответствии со следующими прин-ципами:

• принцип разнообразия выражает: а) разнообразие и многомерность жизни; б) ком-плексность и интегрированность содержания и форм образовательных процессов; в) плюра-лизм позиций субъектов взаимодействия (преподавателя и курсантов);

• нравственный принцип - нравственные начала культуры признавались, провозгла-шались, целеполагались в любых исторических и политических ситуациях;

• принцип индивидуализации и культурной идентификации - предполагает обеспече-ние самоопределения личности, признание её автономии и приоритета индивидуальных прав в выборе пространства культурной активности на основе интересов;

• акмеологический принцип - выражает творческий потенциал субъектов образова-тельного процесса и эвристические возможности культурологии как учебного предмета.

Таким образом, на основе вышеуказанного выбора студент создает свою культуру, которая включает в себя уже названные категории. Преподаватель в процессе изучения культурологии (на лекциях, семинарских и прак-тических занятиях, во время самостоятельной подготовки) создает педагогические условия, способствующие выбору ценностных ориентиров, развитию и воспитанию у студентов само-стоятельности.

Литература:

1. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. - Дубна: «Финист +», 2001. - 208 с.

2. Гуров Е.М., Данильченко С.А. Эстетическая культура офицера ВМФ и пути ее совершенство-вания. - Владивосток: ТОВВМУ им. С.О. Макарова, 1992.

3. Ильин Е. Л. Психология воли.- СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 288с. (Сер. Мастера психологии).

4. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М., 1999.

5. Куликова Л.Н. Идеи гуманизма и гуманизации образования в их историческом развитии: пе-дагогический взгляд. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2003. - 325 с.

6. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

7. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. — М., 1997.

8. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. - Мн.: Современное слово, 2001. - 928 с.

9. Седин В.И. Психологическая объективизация аттестационных характеристик и уровня долж-ностного соответствия офицеров командного профиля деятельности. - СПб.: ВМИИ (Адмирал-тейст-во), 2003.- 100 с.

10. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 2000. - 272 с.

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РФ И ЕЕ ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ ФОРМ НАЕМНОГО ТРУДА

Федукова А.М., к.и.н., доцент, Открытый юридический институт, Владивосток

В статье анализируются факторы профессионального и личностного роста государственных (муниципальных) служащих. Рассматривается вопрос социальной компенсации для государственных служащих как плата за ограничение прав и свобод во имя интересов общества. Причины коррупции и взяточничества среди государственных служащих исследуются с точки зрения недостатка материальной стимуляции данной категории работников.

Ключевые слова: государственный (муниципальный) служащий, мотивация труда, коррупция, социальная компенсация.

THE SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN RUSSIA AND HOW IT DIFFERS FROM OTHER FORMS OF WAGE LABOR

Fedukova A., Ph.D., associate professor, Public Law Institute, Vladivostok

This article analyzes the factors of professional and personal growth of government (municipal) employees. The question of social compensation for civil servants as payment for the rights and freedoms in the name ofpublic interest. Causes of corruption and bribery ofpublic officials investigated from the point of view of the lack of material stimulation of this category of workers.

Keywords: state (municipal) employee motivation labor, corruption, social compensation.

Государственным (муниципальным) служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной (муниципальной) должности государственной (муниципальные) службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации...1

Иными словами, государственный (муниципальный) служащий есть ни кто иной, как гражданин РФ, занимающийся предусмотренной законами РФ и уставами госучереждений (муниципальных учреждений), деятельностью по управлению или социально-культурному обслуживанию за вознаграждение.

Государственные (муниципальные) должности, которые замещают государственные (муниципальные) служащие, имеют следующие формальные (нормативно закрепленные) признаки:

— государственная (муниципальная) должность является частью организационной структуры органов государственной (муниципальной) власти;

— государственная (муниципальная) должность обладает специфическим содержанием: обязанности и права, связанные с осуществлением государственных функций, ориентированные на одного человека.

По мнению автора, основное противоречие госслужбы состоит в следующем: чем меньше от чиновника зависит, тем лучше государству. Эта же причина является сдерживающим фактором про-

фессионального и личностного роста.

Государство не имеет возможности контролировать все и вся. Осуществление властных распоряжений происходит посредством делегирования властных полномочий на места. Получая в распоряжение почти неконтролируемую власть, чиновник оказывается перед соблазном использовать ее себе на благо.

Потому все больше и больше вопросов отдается на решение чиновникам. Именно подобное развитие государства стимулирует рост коррупции. Чем больше контролирующих, визирующих, разрешающих органов - тем больше объем взяточничества. Уже сейчас количество чиновников в РФ превысило количество чиновников в СССР2.

Общая численность работников органов государственной власти и местного самоуправления на конец 2006 года составила свыше 1 миллиона человек, или 1,6% занятого населения Российской Федерации. И это без аппарата МВД России, Минобороны России и других органов, обеспечивающих правопорядок и охрану безопасности государства, таможен.3

Естественно, что эффективность мотивации труда, кроме всего прочего, тесно связана с формой труда. Скажем, разнорабочие подвержены совершенно другим способам мотивации, чем бухгалтера, а военные далеки от мотивов ГС. Поэтому для выбора наиболее подходящих методов мотивации следует четко уяснить отличия труда государственного (муниципального) служащего от труда в других отраслях.

62 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №6 2012 |

Чем принципиально отличается труд служащего в государственных органах от труда в других отраслях?

Занятый в различных гражданских структурах (даже выполняющий неквалифицированный труд) гражданин работает «на себя», в то время как государственный (муниципальный) служащий не только продает свой труд, но и, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя волю государства, а не свою собственную. При этом, в отличие от других граждан, ограничиваются не только его конституционные права, но и другие личные права и свободы.

Например, запреты на получение дополнительного заработка, то есть на занятие внеслужебной оплачиваемой деятельностью, прежде всего предпринимательской, (Государственный (муниципальный) служащий не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятель-ности).4 Педагогическая, научная и иная творческая деятельность здесь в расчет браться не может, так как она обычно мало оплачивается и служит, в основном, удовлетворению творческих потребностей. В такой ситуации заработная плата госслужащего принимает особое значение.

Другим социально значимым ограничением является абсолютный запрет государственным служащим на участие в забастовках, в том числе в забастовках с целью защиты своих профессиональных прав. Ввиду того, что право на забастовку есть одно из главных и законных средств, с помощью которых работники и их организации могут осуществлять и отстаивать свои социальные и экономические интересы.5

Такие ограничения прав и свобод во имя интересов общества требуют социальной компенсации, которая должна включать в себя комплекс мер, направленных, во-первых, на компенсацию ограничений, обусловленных характером деятельности; во-вторых, на реализацию социальных ожиданий, которые легли в основу профессионального выбора служащего; в-третьих, на нейтрализацию факторов, препятствующих его эффективной служебной деятельнос-ти.6 Под этим могут подразумеваться меры по сближению индивидуальных (частных) интересов служащих с интересами службы.

При устройстве на работу государственный (муниципальный) служащий обязан предоставить сведения о доходах и имуществе.7 Такая процедура, предшествующая приему на службу, не принята в других сферах. Например, в банковской сфере изучается уголовное и политическое прошлое кандидата, а в деловых кругах, в сфере коммерции и прикладных сферах - заслуги и успехи, но ни как не материальное выражение их результатов.

Специфика деятельности государственного (муниципального) служащего:

1) Все государственные (муниципальные) служащие непосредственно материальных ценностей не создают, но в то же время обеспечивают условия их нормального производства. Любой служащий является вспомогательным элементом для производства материальных благ;

2) Предметом труда является информация, которая в то же время выступает и средством воздействия на управляемых;

3) Полномочия: все государственные (муниципальные) служащие воздействуют на людей посредством исходящей от них информации, облеченной в форму актов, постановлений, приказов, законов и пр. документов, обязательных к выполнению соответствующими группами частных лиц или организаций. Особенность заключается в том, что эти полномочия не могут быть использованы в собственных целях (что подтверждает следующий пункт);

4) Государственные (муниципальные) служащие занимают должности в госорганах (а не в частных, общественных или иных организациях), что означает, что они работаю в чужих интересах,

выполняя волю тех государственных органов, которые оплачивают их труд;

5) Государственные (муниципальные) служащие выполняют свои функции на профессиональной и компетентной основе, а поэтому может занять свою должность только после соответствующей процедуры, подтверждающей его компетенцию.

Закон запрещает представителям власти заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать содействие предпринимательским структурам, заключать с ними сделки, получать вознаграждение от физических и юридических лиц за выполнение или невыполнение должностными лицами своих служебных обязанно-стей;8 обязывает их, как говорилось выше, представлять декларации о доходах при назначении на должность, совершении имущественных сделок на сумму, превышающую стократную минимальную заработную плату. В соответствии с законом нарушение перечисленных правил должностными лицами, непредставление ими декларации о доходах или умышленное представление в ней недостоверной информации влечет отказ в назначении на должность или освобождение от занимаемой должности.

В конституции США, например, о запретах, налагаемых на государственных чиновников, говорится следующее: «...ни одно лицо, занимающее какую-нибудь приносящую доход или официальную должность на службе соединенных Штатов, не должно без согласия Конгресса принимать какое-либо подношение, вознаграждение, должность или титул любого рода от какого-либо короля, принца или иностранного государства»9

Рассматривая вопрос о специфике труда государственных (муниципальных) служащих, автор не считает возможным обойти вниманием вопрос о коррупции, взяточничестве, злоупотреблениях властными полномочиями. Это явление не применимо к иным видам трудовой деятельности, т.к. подразумевает использование чиновником своего должностного положения в личных целях.

Под коррупцией закон понимает умышленное использование лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, или лицами, приравненными к ним, своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного приобретения для себя или близких родственников имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также подкуп указанных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами этих благ, льгот и преимуществ.10

Криминальными проявлениями коррупции в действующем уголовном законе признаются злоупотребление властью или служебным положением, хищение имущества путем присвоения, растраты или злоупотребления должностным лицом своим служебным положением, получение должностным лицом взятки. Последний состав преступления называются в уголовно-правовой литературе одним термином - «взяточничество».

Такое внимание закона к коррупции говорит о том, что прецеденты встречаются довольно часто. В то же время все случаи коррупции говорят о «приобретении для себя или близких родственников имущественных и неимущественных благ, льгот и преиму-ществ»11 нечестным путем.

Обратим внимание на взяточничество, как наиболее опасное проявление коррупции, подрывающее доверие населения к власти. Как показывает история, именно продажность власти воспринимается населением особенно негативно, что в конечном итоге приводит к свержению скомпрометировавших себя руководителей.

Если верить отчетам МВД, благодаря предпринятым этим ведомством усилиям число вскрытых фактов взяточничества за 2007 год возросло на 8,4% и составило 748 в абсолютных цифрах.

Между тем статистика Министерства юстиции о количестве лиц, осужденных в 2007 г. судами за взяточничество, заметно отли-

1 ФЗ «Об основах государственной и муниципальной службы Российской Федерации» (К 119-ФЗ от 5.06.95) Ст.3.

2 Бутова Т.В., Дунаева А.И, Удачин Н.О. Взаимодействие власти и бизнеса в решении социальных проблем на местном уровне// Муниципальная академия. 2012.№2. С.40-46

3 Кучвальская А. Коррупция и власть: кто победит? // Судебный вестник. 1998. №1. С.65.

4 ФЗ «Об основах государственной и муниципальной службы Российской Федерации» (К 119-ФЗ от 5.06.95).

5 Госслужба. Регулирование трудовых отношений. Зарубежный опыт. М., 1995. С.55

6 Государственная кадровая политика и механизм ее реализации // Курс лекций. - М.: РАГС.1997. С.213.

7 ФЗ Об основах госслужбы РФ. Ст.12, п.1

8 Указ Президента РФ от 04.04.92 N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы"

9 Конституция соединенных Штатов Америки. 1787

10 УКАЗ Президента РФ от 04.04.92 N 361. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы»

11 указ Президента РФ от 04.04.92 N 361. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы».

ТЯАШРОЯТ ВиБШБББ Ш ЯиББТА | №6 2012 |

63

чается от милицейской. По данным Минюста, всего в 2007 г. за взяточничество осуждено 167 человек. Из них 88 - за получение взятки, 76 - за дачу взятки, 3 - за посредничество во взяточничестве.12

В Вашингтоне не так давно проходила международная конференция по борьбе с коррупцией в так называемых развивающихся странах и «нарождающихся демократиях», куда устроители отнесли Россию. Россия названа одной из пяти стран, в которой существуют наибольшие помехи для развития частного сектора, а также одной из двух самых коррумпированных стран в Европе (после Украины). Американцы провели опрос 250 владельцев маленьких магазинчиков, небольших ресторанов и частных ремонтных фирм в России на предмет наличия коррупции, необходимости уплаты взяток чиновникам, а также препон, которые возникают при регистрации этих самых фирм и компаний. В среднем каждый магазин, принадлежащий частному лицу или группе лиц, подвергается проверке 4 различными организациями. Представители этих проверяющих инстанций наносят «визиты дружбы» в каждую точку 19 раз в году, в результате чего на их «задабривание» уходит по средним оценкам от 20 до 25 процентов прибыли магазина или торговой точки (данные приводятся по Москве, в провинциальных городах России они немного ниже).13

Что же заставляет государственных (муниципальных) служащих идти на такие шаги?

Данные факты свидетельствуют о нарушении единства в рядах власти, об отсутствии внутреннего самоконтроля у государственных (муниципальных) служащих. Чиновники не имеют жестких внутренних установок, у них отсутствует единая система ценностей, совсем не определен «кодекс чести».

Автор рассматривает коррупцию и взяточничество как недостаток материальной стимуляции государственных (муниципальных) служащих. В современных условиях человеку трудно поддерживать достаточный уровень своего существования из-за инфля-

ции, экономических кризисов, быстрого морального старения техники, постоянного удорожания жизни в крупных городах.

В психологическом смысле взяточничество может рассматриваться не только как жажда наживы, но и как желание оказать дополнительную услугу, не предусмотренную законами и постановлениями. Нередко движение по дороге закона затягивается на длительный срок и к концу пути теряет смысл, что не дает возможности развиваться или просто существовать определенным лицами или организациям.

Лауреат Нобелевской премии в экономике Гарри С. Беккер, профессор экономики и социологии Чикагского университета, заявлял, что коррупция государственных должностных лиц является неизбежным побочным продуктом больших правительств. Но государственные и муниципальные чиновники с меньшей вероятностью поддадутся нелегальным соблазнам, если они высоко оплачиваются (пропорционально их обязанностям и возможностям для должностных преступлений).14

В условиях отсутствия твердых законодательных гарантий и правового урегулирования в сфере государственной службы психологически объяснимым является стремление большинства чиновников продать свои услуги, пока они пользуются спросом. На это их толкает необеспеченность будущего после окончания службы.

Чиновнику в силу должностных обязанностей дано право решать общественные вопросы, проблемы. С экономической точки зрения взятка - это покупка решения должностным лицом общественного вопроса в интересах частного лица - взяткодателя.

Коррупция не может существовать сама по себе. Она лишь показатель отсутствия должной системы мотиваторов. Обладая потребностями, чиновник старается их удовлетворить кратчайшим путем. Если не отслеживать их, данная проблема может выйти за рамки простых правонарушений и вылиться в проблемы целой страны.

12 Кучвальская А. Коррупция и власть: кто победит? // Судебный вестник. 1998. №1, С.67.

13 Кучвальская А. Коррупция и власть: кто победит? // Судебный вестник. 1998. №1,. С.61

14 Клуниченко Н.М. Некоторые социальные и социально-психологические факторы труда и руководства. - Барнаул, 1988. С.162.

64 ТЯАШРОЯТ ВШШБ88 Ш ЯШ81А | №6 2012 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.