Научная статья на тему 'Система государственно-частного партнерства как механизм увеличения внешнеэкономического потенциала Краснодарского края'

Система государственно-частного партнерства как механизм увеличения внешнеэкономического потенциала Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
424
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ИННОВАЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНФРАСТРУКТУРА / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / КЛАСТЕР / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / INNOVATION / INVESTMENT / INFRASTRUCTURE / SPECIAL ECONOMIC ZONE / CLUSTER / FOREIGN ECONOMIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Агазарян Нерсес Варданович

Государственно-частное партнерство является совокупностью форм взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Проекты системы государственно-частного партнерства важнейшим способом должны оказать влияние на эффективнейшее использование региональных ресурсов для достижения значимой цели улучшение внешнеэкономического потенциала региона. От множества фактов зависит внешнеэкономический потенциал региона, и определятся главным образом географическим расположением, эффективностью и доступностью использования ресурсов. Инфраструктура региона является одним из таких ресурсов социальная, инновационная, производственная, транспортная. Только инфраструктура касается всех базовых факторов, образующих внешнеэкономический потенциал региона. В статье анализируется такие сферы экономики Краснодарского края, как сельскохозяйственные и земельные ресурсы, промышленный комплекс, минерально-сырьевая ресурсная база, трудовые ресурсы, транспортно-логистический комплекс, финансовые и управленческие ресурсы. На основании анализа ресурсного потенциала Краснодарского края сделан ряд выводов, направленных на увеличение внешнеэкономического потенциала региона за счет эффективного использования системы государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики Краснодарского края. Также рассматриваются недостатки в системе интеграции проектов государственно-частного партнерства на территории Краснодарского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Агазарян Нерсес Варданович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public-private partnership is a collection of forms of interaction between government and business solutions for socially significant problems on mutually beneficial terms. Public-private partnership projects of the most important way to have an impact on the effectiveness of the use of regional resources to achieve meaningful goals improving external economic potential of the region. From the set of facts depends on foreign trade potential of the region, and determined primarily geographical location, efficiency and availability of resources. Infrastructure in the region is one of these resources social, innovation, manufacturing, transport. Only infrastructure covers all the basic factors that make up the foreign trade potential of the region. The article examines these areas of the economy of Krasnodar region, as agricultural and land resources, industry, mineral resources resource base, labor, transport and logistics complex, financial and managerial resources. Based on the analysis of the resource potential of Krasnodar region a set of conclusions aimed at increasing foreign economic potential of the region through the efficient use of public-private partnerships in various sectors of the Krasnodar region. Also highlights the shortcomings in the system integration of public-private partnership in the Krasnodar region.

Текст научной работы на тему «Система государственно-частного партнерства как механизм увеличения внешнеэкономического потенциала Краснодарского края»

УДК 33

Агазарян Нерсес Варданович

Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара

Россия, Москва1 Аспирант Магистр экономики ners88@mail.ru

Система государственно-частного партнерства - как механизм увеличения внешнеэкономического потенциала Краснодарского края

Аннотация. Государственно-частное партнерство является совокупностью форм взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. Проекты системы государственно-частного партнерства важнейшим способом должны оказать влияние на эффективнейшее использование региональных ресурсов для достижения значимой цели - улучшение внешнеэкономического потенциала региона.

От множества фактов зависит внешнеэкономический потенциал региона, и определятся главным образом географическим расположением, эффективностью и доступностью использования ресурсов. Инфраструктура региона является одним из таких ресурсов -социальная, инновационная, производственная, транспортная. Только инфраструктура касается всех базовых факторов, образующих внешнеэкономический потенциал региона.

В статье анализируется такие сферы экономики Краснодарского края, как сельскохозяйственные и земельные ресурсы, промышленный комплекс, минерально-сырьевая ресурсная база, трудовые ресурсы, транспортно-логистический комплекс, финансовые и управленческие ресурсы. На основании анализа ресурсного потенциала Краснодарского края сделан ряд выводов, направленных на увеличение внешнеэкономического потенциала региона за счет эффективного использования системы государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики Краснодарского края. Также рассматриваются недостатки в системе интеграции проектов государственно-частного партнерства на территории Краснодарского края.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство; инновации; инвестиции; инфраструктура; особая экономическая зона; кластер; внешнеэкономический потенциал.

1 354068, г. Сочи, ул. Пасечная 63

Выявление способности интегрирования и использования системы государственно-частного партнерства (ГЧП) нужно применять к важнейшим нерешенным инфраструктурным проблемам по каждому виду ресурсов, образующих внешнеэкономический потенциал Краснодарского края.

В современной научной литературе термин внешнеэкономический потенциал региона рассматривается как совокупность ресурсов местного и иностранного происхождения, способных участвовать в производстве материальных благ и услуг, обладающих межстрановой мобильностью.

От множества фактов зависит внешнеэкономический потенциал региона и определятся главным образом географическим расположением, эффективностью и доступностью использования ресурсов. Инфраструктура региона является одним из таких ресурсов -социальная, инновационная, производственная, транспортная. Только инфраструктура касается всех базовых факторов, образующих внешнеэкономический потенциал региона.

По мнению автора, внешнеэкономический потенциал региона определяет как совокупность процессов и факторов, за счет которых регион может вести внешнеэкономические связи и увеличивать свою вовлеченность в международную экономику по средствам реализации ресурсных, географических, финансовых, производных, информационных, научных и трудовых резервов.

На основании анализа ресурсного потенциала Краснодарского края можно сделать следующие умозаключения:

Сельскохозяйственные и земельные ресурсы являются основным из конкурентных преимуществ Краснодарского края. Географическое положение и природно-климатические условия края, наличие плодородных сельскохозяйственных земель, позволяющих собирать отличный урожай, определили одно из главных направлений экономики региона - мощный АПК, занимающий лидирующие места среди субъектов Российской Федерации по производству и дальнейшей переработке с/х продукции и поставкам продовольствия в другие регионы.

Значение Краснодарского края как главного сельскохозяйственного региона РФ определяется высокими показателями продуктивности в сферах животноводства и сельскохозяйственного земледелия:

а) Краснодарский край является лидером среди субъектов РФ по производству многих видов с/х продукции, преимущественно в сфере растениеводства и животноводства. В регионе возделывается более 100 видов с/х культур, выращивается около 80% всего общероссийского объема риса, более 40% винограда, около 10% плодов и ягод.

б) регион обладает богатейшими ресурсами с/х земель, в том числе черноземами, площадь которых составляет порядка 4800 тыс. га, что составляет примерно 2 % от мировых запасов. Регион по праву занимает 2-е место в ЮФО по площади посевных территорий - 3710 тыс. га в 2013 году. Общая земельная площадь в регионе - более 7,5 млн. га.

в) региональные фермеры и переработчики производят 7,1% объема российского производства отрасли, в том числе 5% продукции животноводства и 9% продукции растениеводства.

В валовой продукции с/х преобладающую часть занимает растениеводство, чья доля в общем объеме за 2013 год составляет - 68,4%. Валовой сбор зерновых культур в 2013 г. -

11474,2 тыс. тонн (12,4 % от всероссийского объема), сахарной свеклы - 9301,6 тыс. тонн (19,2%), подсолнечника - 1009,2 тыс. тонн (10%).

Краснодарский край также занимает лидирующие места среди субъектов России по производству мяса, скота и птицы и молока. В регионе производится 38% (1697,2 млн. штук) от общего объема производства яиц в Южном федеральном округе.

АПК региона имеет высокую инвестиционную привлекательность по двум причинам:

• развитых каналов сбыта с/х продукции по причине емкого внутреннего рынка (производимая с/х продукция является сырьевой базой для пищевой перерабатывающей промышленности, которая занимает лидирующее место в структуре промышленного производство региона) и расширяющихся внешних связей края. На внутреннем рынке края характерно развитие компаний полного цикла.

• активной поддержки отрасли со стороны государства в рамках Ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Краснодарском крае» на 2012-2014 годы, которая предусматривает мероприятия по поддержке фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, работающих в сфере сельхозпроизводства, на первых этапах своей деятельности.

Нужно заменить, что потенциал с/х и земельных ресурсов используется не в полном объеме из-за следующих факторов:

• недостаточное количество организаций занимающихся глубокой переработкой сельскохозяйственной продукции, которая дает высокую добавленную стоимость в Краснодарском крае, имеющиеся производственные мощности используются не эффективно;

• недостаточная развитость инфраструктуры АПК, которая сказывается на эффективности связи между производителями с/х продукции и перерабатывающими предприятиями в пищевой промышленности;

• низкие темпы интеграции новых технологий в области с/х.

ГЧП в области с/х должно быть направленно на создание качественной инфраструктуры, которая позволит многим с/х производителям взаимодействовать с крупными игроками рынка, по всей цепи создания стоимости, начиная от производителей, затем переработчикам и заканчивая покупателями. Для успешной реализации проектов государственно-частного партнерства в АПК нужно применить лучший международные опыт стран латиноамериканского региона. Также нужно создавать специальный агропромышленный кластер, который будет способствовать привлечению инвестиций в с/х отрасль, поддерживать малый бизнес и повышать уровень использования инноваций.

Край занимает ведущие позиции в развитии промышленного комплекса ЮФО, регион производит 29,2% объема промышленной продукции ЮФО.

Промышленный комплекс объединяет свыше 12 тыс. компаний и организаций края, на которых работает более 340 тыс. человек или 15% общей численности работающих в экономике региона, обеспечивающих 14% ВРП. Промышленность является одной из базовых отраслей региональной экономики.

В структуре промышленности доминируют обрабатывающие производства (75,5% совокупного объема), среди них можно выделить:

• производство пищевых продуктов (47,1%);

• нефтепродуктов и кокса (14,8%);

• прочих неметаллических минеральных продуктов (10,4%);

• готовых металлических изделий (7,7%) и продукции машиностроения.

Большое значение для дальнейшего экономического роста Краснодарского края, как нам кажется, имеет отрасль машиностроения, потому что именно развитие этой отрасли создает максимальную возможность для проникновения края в мировые цепочки создания добавленной стоимости, развитие экономических взаимосвязей, что должно привести к большому мультипликационному эффекту. Именно в отрасли машиностроения заложен большой научно-технический потенциал для перехода российской экономики по средствам модернизации к инновационной экономике.

Машиностроение и металлообработку региона представляют более 2500 предприятий химического, железнодорожного, сельскохозяйственного, нефтяного машиностроения, электротехнической, приборостроения, станкостроительной и оборонной отраслей промышленности, ремонта машин и оборудования, а также субъекты малого предпринимательства с общей численностью занятых около 65 тыс. человек. Основная продукция : кузнечно-прессовые машины, металлорежущие станки, нефтепромысловое, гео-лого-разведочное оборудование, насосы, зерноуборочные комбайны, электро-двигатели, компрессоры, приборы и средства автоматизации.

В Краснодарском крае на должном уровне развивается легкая промышленность. Хорошие перспективы отрасль имеет на отечественном рынке, так как в мировом масштабе России не может конкурировать с такими крупными игроками, как Пакистан, Китай, Индия, Мексика, Турция. Экспортоориентированным может стать производство сырья для текстильного производства, такого как лен, кожа, шерсть. Главной задачей, на наш взгляд, является сконцентрировать мощности по глубокой переработке в Краснодарском крае таких сырьевых материалов.

Можно сделать вывод, что главные проблемы в обрабатывающей промышленности края можно разделить на два типа. Первый тип - внутренние проблемы организаций: низкий уровень инновационной активности, использование старых технологий, высокая степень износа основных фондов, плохое финансирование НИОКР, нехватка квалифицированной рабочей силы. Второй тип - внешние проблемы, которые мешают росту обрабатывающей промышленности и реализации внешнеэкономических отношений в Краснодарском крае:

• плохая эффективность региональной и российской инновационной системы, в которой имеется институциональная база для использования нововведений, но не достигнут некий уровень эффективного взаимодействия системных элементов, которые обеспечивали бы переход научных достижений в управленческие, технологические, маркетинговые инновации на предприятиях обрабатывающей промышленности;

• неэффективная производственная и инженерная инфраструктура. В крае образуется дефицит площадок, которые инфраструктурно могут быть готовы к реализации промышленных и производственных инвестиционных проектов;

• из-за вступления РФ во Всемирную торговую организацию отечественная продукция сталкивается с сильной конкуренцией со стороны импортных

товаров. Проходит существенное снижение таможенного тарифа на продукцию отраслей обрабатывающей промышленности, а также не возможности прямого или косвенного субсидирования отрасли со стороны государства. Краснодарский край теряет свои конкурентные преимущества на мировом и отечественном рынках из-за ряда причин: снижается финансовая поддержка российский производителей, дорожают определенные энергоресурсы, на отечественный рынок входит импортная промышленная продукция.

В силу вышесказанного, нужно применять новые формы по стимулированию промышленного производства по средствам финансовых, налоговых, таможенных льгот, дополнительным гарантиям со стороны государства, применяемые по правилам ВТО, повышению инвестиционной привлекательности края. Для дальнейшего развития промышленности в Краснодарском крае нужно применять комплекс мер по поддержке:

• организаций занимающихся экспортной деятельностью высокотехнологичной продукции;

• организаций занимающихся внедрением инновационных продуктов и способствующие модернизации производственных процессов;

• иностранных и отечественных компаний, которые занимаются инвестированием новых импортозамещающих или экспорториентированных производств в Краснодарском крае.

При использовании системы ГЧП, которое направленно на создание и последующее поддержание производственной инфраструктуры края, точно будет увеличивать ПИИ и инвестиции в форме капиталовложений в Краснодарский край. Это будет касаться всех форм инвестирования: в работающие и создаваемые предприятия, в форме погашений и слияний. Непосредственно модернизация инженерно-производственной инфраструктуры поможет достигнуть целей ресурсного сбережения и увеличения энергоэффетивности, что в итоге приведет к понижению издержек на производство продукции предприятий обрабатывающей промышленности региона.

Эффективное взаимодействие муниципальных и федеральных структур с частным бизнесом в рамках ГЧП нужно концентрировать в определенных зонах развития по средствам создания кластеров и ОЭЗ. Одной из основной цели проектов ГЧП служит объединение усилий промышленных и научно-исследовательских организаций, а также создание условий для эффективной деятельности инновационного среднего и малого бизнеса. Промышленные и производственные кластеры образуются именно из объединения инфраструктуры, производства промышленной отрасли, разработки и внедрения НИОКР.

Минерально-сырьевая ресурсная база Краснодарского края является потенциалом для развития промышленности, производства строительных материалов (песка, цемента, стекла и т.д.)

Производство таких строительных материалов, как строительные смеси, цемент и гипсокартон, обеспечивают 10,5% от всего объема промышленной продукции. Примерно 60 средних и крупных компаний занимаются продажей строительных материалов как в страны ближнего и дальнего зарубежья, так внутренний отечественный рынок.

Доля производства и дальнейшего распределения электроэнергетики, воды и газа составляет 20,8% от общего объема промышленной продукции края. Инвестиционное развитие генерирующего комплекса края на период до 2025 года планирует строительство Анастасиевской ТЭС и Лабинской ГАЭС.

В Краснодарском крае реализуется долгосрочная краевая целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Краснодарского края на период 2011-2020 годов», цель, которой является создание новых положительных инфраструктурных условий для успешного развития предпринимательской деятельности в крае.

В рамках этой программы уже подверглись модернизации ряд электросетей, теплосетей, трансформаторных подстанций, водопроводных сетей, реализовано строительство двух ветроэлектростанций.

Разработка многих полезных ископаемых в Краснодарском крае дает возможность сформировать кластер производства стройматериалов.

Краснодарский край обладает квалифицированными трудовыми ресурсами для развития отраслей аграрно-промышленного и туристическо-рекреационного отраслей, но в то время имеет две ключевые проблемы в отношении кадрового состава. Первой проблемой является старение кадрового состава большинства предприятий АПК, обрабатывающей промышленности, туристическо-рекреационной отрасли из-за не самых хороших условий труда и низкой заработной платы. Второй проблемой является неравномерное распределение рабочей силы в регионе, в последние годы наблюдается отток экономически активного населения из небольших городов и провинций Краснодарского края в развитие города, преимущественно в г. Сочи и г. Краснодар. Понятно, что решить эти две проблемы возможно только применив определенные меры кардинального характера. С помощью системы ГЧП, которая будет направленна на создание и последующее обслуживание социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, также должен быть получен положительный сдвиг в ситуации с рабочей силой в регионе. Чтобы увеличить мотивацию молодых специалистов оставаться в своих областных районах, нужно создавать и содержать технологические парки и другие элементы инновационной системы.

Очень важно в регионе создать комфортную среду проживания для населения, тем самым способствуя наращиванию человеческого потенциала Краснодарского края. Усилия края должны быть направленны, в первую очередь, на улучшения жилищных условий, здравоохранения и образования.

ГЧП должно применять в области создания инфраструктуры для отдыха, досуга, занятия спортом и туризмом. Так в преддверии Чемпионата Мира по футболу ФИФА 2018 года в Краснодарском крае важнейшей задачей является создание и строительство футбольных стадионов и площадок, детских футбольных интернатов и школ.

Краснодарский край имеет самый развитый на юге России транспортно-логистический комплекс, являющийся значимой составляющей производственной инфраструктуры не только региона (на его долю приходится 15,8% ВРП), но и Юга России в целом.

Высокая значимость транспортно-логистического комплекса региона в транспортной системе РФ обусловлена географическим положением края, имеющим выход через Азовское и Черное моря на мировые внешнеторговые коммуникации. Края является центром мировых транзитных операций в южном регионе РФ, объединяя на своей территории е автомобильные и ж/д магистрали и трубопроводы федерального масштаба, значимые морские порты и аэропорты России. Через территорию края проходят значимые участки мировых транспортных коридоров.

Развитие инфраструктуры края осуществляется при четкой государственной поддержке, в рамках реализации ряда федеральных целевых программ «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)».

На территории региона расположены транспортные узлы, которые имеющие большое значение на федеральном уровне:

• Краснодарский транспортный узел объединяет ж/д, авиационные и автомобильные виды транспорта;

• Новороссийский транспортный узел включает Новороссийский морской порт (один из крупнейших в России), ж/д и автомобильные подходы. Данный транспортный узел обеспечивает примерно 70 % перевалки грузов на морской транспорт от всей мощности южных портов РФ;

• Тихорецкий транспортный узел автомобильные и ж/д виды транспорта;

• Сочинский транспортный узел ж/д, авиационные и автомобильные виды транспорта.

Транспортная инфраструктура региона находится на хорошем уровне по общероссийским меркам, это подтверждают существенные темпы строительства и модернизации автомобильных дорог. Только за 2013 год в регионе было введено в эксплуатацию порядка 1500 км дорог, в итоге протяженность автодорог составила к концу 2013 года 26523 км (федерального значения - 1410 км, регионального - 8990 км). Через территорию региона проходят федеральные автомагистрали М4 «Дон» и М27 «Джубга-Сочи». Автотранспортом было перевезено порядка 114 млн. тонн, а грузооборот составил 7451 млн. т-км.

Важнейшее значение для развития транспортной инфраструктуры региона имеет морской транспорт: в регионе существует 9 морских портов, которые занимаются не только внутреннем, но и международным сообщением. Порядка 30% внешнеторговых грузов РФ, перевозимых морским транспортом, приходится именно на региональные порты Краснодарского края.

В Краснодарском крае эффективно реализуются следующие инвестиционные проекты:

а) Морского комплекса: модернизация мощностей портов Новороссийска (построен зерновой терминал) и Темрюка (осуществлен перевалочный пункт сжиженных углеводородных газов), Туапсе (построен универсальный перегрузочный комплекс);

б) Железнодорожного комплекса: реконструкция и электрификация нескольких железнодорожных участков в крае;

в) Авиа комплекса: строительство в городе Сочи олимпийского аэропорта мирового уровня, строительство взлетно-посадочной полосы в аэропорте Геленджика.

ГЧП в развитии транспортной инфраструктуры является традиционным, наибольше широко проработанным по вопросам экономического и юридического характера, и в большинстве случаев реализуется в форме концессии. По мнению автора, основным направление реализации проектов государственно-частного партнерства по развитию транспортной инфраструктуры в Краснодарском крае являются:

• использование новых земельных участков для возведения новых объектов транспортной инфраструктуры, которая позволит осуществлять эффективный сбытовой и производственный процесс организаций;

• создание новейших объектов транспортной инфраструктуры (примером могут служить сочинские транспортные объекты созданные к Олимпийским играм ) регионального значения (портов, аэропортов, платных объездных дорог и т.д.).

Краснодарский край обладает отличными финансовыми ресурсами. Эти ресурсы вместе с федеральными средствами, которые поступают в регион, и средствами частного сектора, позволяют краю эффективно воплощать в жизнь серьезные инвестиционные проекты.

В Краснодарском крае сосредоточенно большое количество банковских и кредитных организаций, страховых компаний, что позволяет региону привлекать дополнительные финансовые средства для реализации значимых проектов экономического, инновационного и модернизирующего характера.

За счет краевых ресурсов федерального и частного секторов, возможна успешная реализация проектов направленных на решение инфраструктурных проблем используя элементы системы ГЧП.

Рассматривая финансовую систему Краснодарского края, следует обратить внимание на ряд проблемных мест. В регионе существует отставание от среднероссийских показателей по реальным денежным доходам и заработной плате. По этой причине замедляется рост налога - образующей базы региональных предприятий, что приводит к замедлению роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет Краснодарского края. Применение системы ГЧП способствует в экономии финансовых средств краевого бюджета, а также уменьшению расходов этого бюджета.

Управленческие ресурсы органов власти Краснодарского края нужно эффективно развивать с использованием системы ГЧП. Нужно использовать передовой мировой опыт в сфере использования ГЧП, на примере использования системы электронного правительства. Все рассматриваемые в регионе проекты системы ГЧП нуждаются в постоянном консультировании и экспертном взаимодействии органов всей вертикали власти с предприятиями частного бизнеса, культурными и научными кругами.

В заключении хочется сказать, что проекты системы ГЧП важнейшим способом должны оказать влияние на эффективнейшее использование региональных ресурсов для достижения поставленной цели - улучшение внешнеэкономического потенциала Краснодарского края.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева Ю.В., Орлов В.В., Чекмарев В.В. Государственно-частное партнёрство в системе экономических отношений. - Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2010.186 с.

2. Варнавский В. Г., Государственно-частное партнёрство. - М.: ИМЭМО РАН,

2009. - В 2 томах. Том 1. - 312 с.

3. Виллисов М. В. Государственно-частное партнёрство: политико- правовой аспект // Власть. - 2006. - № 7. - с. 13-18.

4. Государственно-частное партнерство: теория и практика. - М.: Издательский дом государственного университета Высшая школа экономики, 2010. - 284 с.

5. Добрынин А.И. Институциональные основы региональной экономической политики. - СПб.: Издательство Санкт-петербургской академии управления и экономики, 2007. - 36 с.

6. Шустов В.Б., Львов Н.В. Региональное законодательство о государственно-частном партнёрстве: необходимость, процесс принятия, использование.// Государственно-частное партнёрство: практика, проблемы, перспективы. - М.: НП «Центр развития инфраструктурных проектов», 2011. — 398 с.-с. 220-226.

7. Кнаус В.В. Развитие государственно-частного партнёрства. - Москва: Проспект,

2010. - 79 с.

8. Орджоникидзе М.М. Государственно-частное партнёрство в развитии регионального туризма: теория и практика. // Российский научный журнал «Экономика и управление». - 2011. - № 9 (71). - с. 13-17.

9. Федеральный портал «Инфраструктура и государственно-частное партнерство в России» - http:www.pppi.ru

10. Официальный сайт Министерства экономики Краснодарского края -http:economy .krasnodar.ru

Рецензент: Андронова Инна Витальевна - к.э.н., доцент, кафедры международных экономических отношений, Российского университета дружбы народов.

Agazaryan Nerses

Gaidar Institute for Economic Policy Russia, Moscow ners88@mail.ru

The system of public-private partnerships as a mechanism for increasing foreign economic potential of Krasnodar region

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. Public-private partnership is a collection of forms of interaction between government and business solutions for socially significant problems on mutually beneficial terms. Public-private partnership projects of the most important way to have an impact on the effectiveness of the use of regional resources to achieve meaningful goals - improving external economic potential of the region.

From the set of facts depends on foreign trade potential of the region, and determined primarily geographical location, efficiency and availability of resources. Infrastructure in the region is one of these resources - social, innovation, manufacturing, transport. Only infrastructure covers all the basic factors that make up the foreign trade potential of the region.

The article examines these areas of the economy of Krasnodar region, as agricultural and land resources, industry, mineral resources resource base, labor, transport and logistics complex, financial and managerial resources. Based on the analysis of the resource potential of Krasnodar region a set of conclusions aimed at increasing foreign economic potential of the region through the efficient use of public-private partnerships in various sectors of the Krasnodar region. Also highlights the shortcomings in the system integration of public-private partnership in the Krasnodar region.

Keywords: public-private partnerships; innovation; investment; infrastructure; special economic zone; cluster; foreign economic potential.

REFERENCES

1. Y. Belyaeva, VV Orlov, VV Chekmaryov Public-private partnership in the system of economic relations. - Kostroma: KSU. H.A. Nekrasov, 2010.-186 p.

2. Varnavskiy VG, public-private partnership. - M .: IMEMO, 2009 - In 2 volumes. Volume 1 - 312.

3. Willis MV Public-private partnership: political and legal aspect // Authority. - 2006. -№ 7.- p. 13-18.

4. Public-Private Partnerships: Theory and Practice. - M .: Publishing House, State University Higher School of Economics, 2010 - 284 p.

5. A. Dobrynin Institutional basis for regional economic policy. - St. Petersburg .: Publisher of the St. Petersburg Academy of Management and Economics, 2007 - 36.

6. Shustov VB, Lviv NV Regional legislation on public-private partnership: a must-making process, the use of .// Public-private partnerships: practice, problems and prospects. - M .: NP Development Center "infrastructure projects", 2011 - 398 ZS 220-226.

7. Knaus VV Development of public-private partnership. - Moscow: Prospect, 2010 - 79 p.

8. Ordzhonikidze MM Public-private partnership in the development of regional tourism: theory and practice. // Russian scientific journal "Economics and Management". - 2011. - № 9 (71). - P. 13-17.

9. Federal portal "Infrastructure and Public-Private Partnerships in Russia» - http: www.pppi.ru

10. The official website of the Ministry of Economy of the Krasnodar Territory - http: economy.krasnodar.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.