Научная статья на тему 'Система формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса'

Система формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРИНЦИП СИСТЕМНОСТИ / ПРИНЦИП КОММУНИКАТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ИНТЕГРАТИВНО-КОМПЛЕКСНЫЙ ПРИНЦИП / SOCIOLINGUISTIC COMPETENCE / A MODEL OF SOCIOLINGUISTIC COMPETENCE / SYSTEM PRINCIPLE / PRINCIPLE OF COMMUNICATIVE ORIENTATION / INTEGRATIVE HOLISTIC PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пучкова Юлия Леонидовна

Рассматриваются принципы организации процесса формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса, определены основные этапы формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе, а также определены критерии сформированности социолингвистической компетентности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of Forming Sosioligvistic Competence of Future Specialistsin the Field of Tourism and Service

The article deals with the principles of sociolinguistic competence formation organization future professionals in the tourism and service, the basic stages of sociolinguistic competence formation organization of future professionals in training at the university, as well as the criteria of formation of sociolinguistic competence

Текст научной работы на тему «Система формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса»

УДК 81.272:338.48

Пучкова ЮлияЛеонидовна Julia Puchkova

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И СЕРВИСА

SYSTEM OF FORMING SOSIOLIGVISTIC COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF TOURISM AND SERVICE

Рассматриваются принципы организации процесса формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса, определены основные этапы формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки в вузе, а также определены критерии сформированное™ социолингвистической компетентности

Елючевые слова: социолингвистическая компетентность, модель формирования социолингвистической компетентности, принцип системности, принцип коммуникативной направленности, интегративно-комплексный принцип

The article deals with the principles of sociolinguistic competence formation organization future professionals in the tourism and service, the basic stages of sociolinguistic competence formation organization of future professionals in training at the university, as well as the criteria of formation of sociolinguistic competence

Key words: sociolinguistic competence, a model of sociolinguistic competence, system principle, principle of communicative orientation, integrative holistic principle

Разработка модели системы формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса подчиняется общему алгоритму проектирования системы любой деятельности. В основу этого алгоритма положено пять структурообразующих компонентов: предмет, процесс, методика, средства и результат.

Формирование социолингвистической компетентности как значимого качества у будущих специалистов в сфере туризма и сервиса происходит по общественно заданной модели. Социолингвистическая компетентность является подвижной категорией, зависит от конкретной социально-экономической ситуации в обществе. В соответствии

с ценностями общества формируется социальный заказ на подготовку специалистов, которые будут осуществлять определенные социокультурные функции. В связи с этим целью системы является формирование социокультурно компетентных специалистов в сфере туризма и сервиса, обладающих достаточно высоким уровнем сформированное™ социолингвистической компетентности.

Цель, диктуемая социальным заказом, определяет содержание процесса и результат. Для достижения данной цели, на наш взгляд, необходимо решение следующих задач:

— формирование у будущих специалистов в сфере туризма и сервиса ценностного

отношения к процессу формирования социолингвистической компетентности в вузе;

— формирование у будущих специалистов в сфере туризма и сервиса практи-ко-ориентированных знаний, умений и навыков реализации социолингвистической компетентности в учебно-познавательной и профессиональной деятельности;

— формирование умений и навыков самосовершенствования социолингвистической компетентности в учебно-познавательной и профессиональной деятельности через соотнесение объективных требований к профессиональной деятельности с личностным развитием будущего специалиста в сфере туризма и сервиса;

— формирование качеств личности, способствующих более успешному проявлению социолингвистической компетентности.

Для эффективного функционирования и развития системы формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса в процессе профессиональной подготовки в вузе необходимо определить принципы.

Мы определили следующие принципы организации процесса формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса.

1. Принцип системности

Подготовка будущих специалистов для работы в сфере туризма и сервиса является сложным и многогранным процессом. Формирование профессионально важных качеств должно быть организовано как система. Государственный заказ на подготовку компетентных специалистов является системообразующим фактором. Качество подготовки специалистов зависит от разработки элементов этой системы. Организация процесса профессиональной подготовки является социально-педагогической системой взаимоотношений преподавателя со студентами, опосредуемая через систему средств, методов, форм обучения.

Процесс подготовки будущих специалистов в сфере туризма и сервиса носит следующие системные характеристики:

— целенаправленность — от общих

целей формирования личности будущего специалиста в сфере туризма и сервиса через систему профессиональной подготовки происходит переход к целям учебных предметов, с использованием их возможностей для формирования социолингвистической компетентности;

— детерминирован обществом (государственным заказом), является подсистемой общества;

— является открытой иерархической системой, функционирование которой требует управления, основанного на знании специфики всех элементов системы;

— центрирован на взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса.

Реализация данного принципа в формировании социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса проявляется в систематизации содержания, методов и форм профессиональной подготовки, а также в систематизации управления учебно-познавательной деятельность студентов.

2. Принцип коммуникативной направленности

Задействование принципа коммуникативной направленности для построения системы формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса в процессе профессиональной подготовки в вузе предполагает учет коммуникативного характера педагогической деятельности в процессе обучения студентов. Обеспечение коммуникативного обучения включает единство содержания и технологии коммуникативной подготовки студентов. Укрепление взаимосвязи формирования коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки с другими направлениями подготовки предполагает учет коммуникативного характера профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса.

Процесс формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса включает соотнесение их профессиональных мотивов с мотивами и потребностями в общении; соотнесение условий протекания профес-

сионального общения и характера взаимодействия его участников; взаимоотношения участников профессионального общения в единстве трех компонентов (коммуникативного, интерактивного, перцептивного).

3. Интегративно-комплексный принцип

Интегративность — это результат, который получается от взаимодействия компонентов, входящих в систему. В процессе функционирования системы происходит взаимодействие элементов, что объясняет качественные изменения в системе, т.е. ее развитие. Все компоненты профессиональной подготовки в вузе интегрируются и выступают единым комплексом в процессе формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса. Комплексность означает единство целей, содержания, форм и методов, направленное на развитие всех компонентов формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса.

Основными закономерностями являются:

— обусловленность процесса формирования социолингвистической компетентности социально-экономическими преобразованиями, происходящими в обществе, и модернизацией системы высшего профессионального образования;

— зависимость этого процесса от специфики будущей профессиональной деятельности и требований общества к представителю данной профессии;

— детерминированность эффективности процесса формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов сферы туризма и сервиса наличием в вузе соответствующих педагогических условий;

— соотнесенность технологии формирования у студентов социолингвистической компетентности с закономерностями профессионального становления личности и

др.

Анализ учебного плана специальности 100103 — «Социально-культурный сервис и туризм» показал, что дисциплины всех

циклов вносят свой вклад в формирование социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса. Особенно большие возможности в формировании социолингвистической компетентности будущих специалистов в сфере туризма и сервиса имеют дисциплины социально-экономического и гуманитарного цикла.

Реализация педагогического потенциала дисциплин различного цикла, производственной практики, самообразования и самовоспитания, как показали исследования ученых и наше собственное исследование, способствует:

— эффективному и глубокому усво-

ению студентами социолингвистических знаний на основе широких межпредметных связей между вузовскими дисциплинами различных циклов: социально-экономи-

ческого (гуманитарного), общепрофессионального, специальных дисциплин;

— всестороннему использованию возможностей вузовских дисциплин в формировании социолингвистической компетентности у будущих специалистов в сфере туризма и сервиса, которые значительно возрастают при целенаправленном планировании учебного процесса;

— применению, наряду с традиционными, форм и методов активного обучения: дидактические игры, задачи с социолингвистическим содержанием, творческие и исследовательские задания на период производственной практики и др.

Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что достаточно высокий уровень овладения студентами теоретическими знаниями по всем четырем блокам учебных дисциплин создает благоприятные условия для их будущей профессиональной деятельности, в том числе и для успешной реализации ими социолингвистических знаний межличностного, межнационального и межкультурного содержания.

Вместе с тем, как показала практика, специфика профессиональной деятельности специалиста в сфере туризма и сервиса требует более глубоких знаний лингвистических маркеров социальных отношений.

В связи с этим мы посчитали целесообразным включить в разработанную нами модель системы формирования социолингвистической компетентности у будущих специалистов в сфере туризма и сервиса спецкурс «Лингвистические маркеры социальных отношений».

Спецкурс является важным средством совершенствования теоретической и практической лингвистической подготовки будущих специалистов в сфере туризма и сервиса. Задачами данного курса являются:

— формирование у будущих специалистов в сфере туризма и сервиса положительного отношения к окружающему миру, к стране и культуре изучаемого иностранного языка;

— развитие у студентов способности к рефлексии, самонаблюдению в ситуациях, в которых требуются знания и умения, необходимые для эффективного использования иностранного языка в социальном контексте, а также стратегическое мышление и личную организованность;

— вооружение их социолингвистическими знаниями и умениями;

— формирование у них знаний, умений и навыков коммуникативного содержания;

— раскрытие творческого потенциала личности будущего специалиста в сфере туризма и сервиса и др.

Программа курса рассчитана на 36 часов. В лекционных материалах курса раскрываются лингвистические особенности межкультурной коммуникации.

Семинарские занятия ориентированы не только на закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, но и на выполнение целого ряда практических заданий, ответы на задания, предусматривающие осуществление самоконтроля за качеством усвоения знаний.

Справедливо было бы предположить, что повышение эффективности иноязычной подготовки достигается при сочетании традиционных технологий обучения иностранным языкам, применяемых в настоящее время в неязыковых вузах, с современными интенсивными дидактическими технологиями, включающими иллюстративные,

иммитационные, практический и ситуационный методы обучения, методы активного и проблемного обучения иностранным языкам, стимулирования и мотивации к учебно-познавательной деятельности.

Именно эти, отобранные в соответствии с результатами целевого анализа предстоящей профессиональной деятельности специалиста в сфере туризма и сервиса и иерархией функций содержания обучения методы реализации содержания обучения должны, на наш взгляд, способствовать наиболее продуктивному формированию социолингвистической компетентности.

Опираясь на положение о том, что формирование социолингвистической компетентности у будущих специалистов в сфере туризма и сервиса происходит в процессе их профессиональной подготовки в вузе, отметим, что основными направлениями содержания работы вуза являются теоретическая подготовка (вооружение соответствующими знаниями), практическая подготовка (формирование соответствующих умений и навыков) и личностная подготовка (формирование соответствующих качеств личности), а для организации этого процесса могут использоваться различные организационные формы профессиональной подготовки будущих специалистов, связанных с изучением учебных дисциплин, спецкурсов, организацией самостоятельной и индивидуальной работы, внеучебные формы работы, прохождение производственной практики и др.

В качестве основного методического приема формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов сферы туризма и сервиса в современном вузе мы использовали этапно-шаговый метод, в основе которого лежит теория системного анализа.

Нами были определены основные этапы формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов сферы туризма и сервиса в процессе профессиональной подготовки в вузе: мотивационно-ценностный, содержательный, процессуально-деятельностный и аналити-ко-корректировочный.

Модель формирования социолингвистической компетентности будущих специалистов сферы туризма и сервиса в процессе профессиональной подготовки в вузе включает систему критериев и показателей, позволяющих выявить уровни овладения социолингвистической компетентностью.

Мы определили следующие критерии сформированное™ социолингвистической компетентности будущих специалистов сферы туризма и сервиса в процессе профессиональной подготовки в вузе: мотивационный, когнитивный, коммуникативный и личностный.

На наш взгляд, целесообразно было бы разработать и специальное методологическое обеспечение языковой подготовки будущих специалистов, направленное на осуществление углубленной языковой подготовки по конкретной специальности (на старших курсах вуза). Это обеспечение

представляет собой своеобразный набор ситуаций профессионального общения, включающую текстовые, графические, аудио- и видеоматериалы на бумажных, магнитных носителях, а также СБ- и БУБ-дпсках, документацию, терминологические словари-минимумы, используемые в ходе занятий на своеобразном профессиональном пред-метно-ориентированыым языковом тренажере, к созданию которого необходимо подключать, помимо специалистов по иностранному языку, преподавателей специальных дисциплин.

Таким образом, на основе анализа научной литературы по теме исследования и опыта работы вузов нами была разработана модель системы работы вуза по формированию социолингвистической компетентности будущих специалистов сферы туризма и сервиса, включающая ряд взаимосвязанных компонентов.

Литература

1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973. — 270 с.

2. Меркулова С. К проблеме оценки компетентности // Вестник образования в России, 2008. -№2.-С. 163-165.

3. Пассов Е.И. Основные вопросы обучения иноязычной речи. — Воронеж: Воронеж, гос. пед. ин-т, 1874. — 163 с.

4. Сластенин В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования // Педагогическое образование и наука. — 2004. —№1.—С. 43-49.

5. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. — 5-е изд. — М.: Полиздат, 1986. — С.

221.

6. Швецов М.Ю. Аспекты гуманизации высшего образования // Высшая школа: Гуманитарные науки и гуманистические основы образования и воспитания: материалы науч. конф. — Чита, 1996.— С.67-70.

7. Шиян О.М. Продуктивное развитие аутопедагогической компетентности учителя (на материале работы с учителями иностранных языков): дисс. ... д-р пед. наук. — Орел, 1996. — 306 с.

8. Ялалов Ф. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образованнее России, 2008. —№1. — С. 91-93.

9. Byram, М. Cultural studies in foreign language education. — Philadelphia: Multilingual Matters LTD, 1989. - 165 p.

10. Caroll J.B. The contributions of psychological theory and educational research of foreign languages // Trends in language teaching / Ed. By A. Valdman. — New York: Newbury House, 1966.

— P. 93.

Коротко об авторе______________________________

Пучкова Ю.Л., ст. преподаватель кафедры социально-культурного туризма, сервиса и языкознания, Читинский государственный университет (ЧитГУ) yuIiyapuchkowa@maiI.ru

Научные интересы: теория и методика профессионального обучения, социолингвистическая компетентность, коммуникационные возможности

________________________Briefly about the author

Ju. Puchkova, senior teacher of socio-cultural service, tourism and linguistics department, Chita State University

Scientific interests: theory and methodology of training, sociolinguistic competence, communica-tion capabilities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.