Научная статья на тему 'Система финансирования социального обеспечения населения Кыргызской Республики'

Система финансирования социального обеспечения населения Кыргызской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3697
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / КЫРГЫЗСТАН / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / FUNDING / SOCIAL SECURITY / SOCIAL INSURANCE / KYRGYZSTAN / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Райымбаев Ч.К., Арынова Н.С.

В статье рассматривается система финансирования социального обеспечения Кыргызской Республики, а также средства финансирования фондов социального обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the financing of the social security system of the Kyrgyz Republic, as well as a means of financing social security funds.

Текст научной работы на тему «Система финансирования социального обеспечения населения Кыргызской Республики»

2. Болдырев В.Н., Кудряшова О.В.Теоретические и практические аспекты мониторинга финансовой устойчивости коммерческого предприятия // Территория науки. 2013. № 4. С. 36-42

3. Давыдова Е.Ю. Проблемы управления инновационно-инвестиционной деятельностью транснациональных корпораций // Синергия. 2016. № 2. С. 56-62.

4. Казьмина И.В. Обеспечение экономической безопасности предприятия в условиях экономического спада // Экономинфо. 2015. № 23. С. 39-42.

5. Тяглов С.Г., Воловик В.М. Управление инновационным развитием корпоративных структур в рамках программ ресурсосбережения и повышения энергоэффективности // Terra Economicus. 2011. Т. 9. № 2-3. С. 45-49.

Райымбаев Ч. К., Арынова Н. С.

СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Кыргызско-Узбекский университет

Ключевые слова: финансирование, социальное обеспечение, социальное страхование, Кыргызстан, государственное регулирование.

Аннотация: в статье рассматривается система финансирования социального обеспечения Кыргызской Республики, а также средства финансирования фондов социального обеспечения.

Keywords: funding, social security, social insurance, Kyrgyzstan, government regulation.

Abstract: The article examines the financing of the social security system of the Kyrgyz Republic, as well as a means of financing social security funds.

В современной экономике уровень развития человека и общества в целом определяются состоянием социальной сферы, которая в свою очередь зависит от обеспеченности финансовыми ресурсами и эффективности их использования [5-6].

В настоящее время отрасли социальной сферы испытывают недостаток в финансовых и материальных ресурсах. Отсутствуют отлаженные механизмы бюджетной и внебюджетной поддержки, современные инструменты инвестирования в образование, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство. Выход из сложившейся в нашей стране ситуации, прямо связан с дальнейшим

развитием и совершенствованием системы государственного регулирования и управления финансовым обеспечением отраслей социальной сферы [7]. Это в свою очередь требует создания эффективных механизмов финансирования, поиска их новых форм, методов и инструментов.

В условиях развития инновационной экономики важно не только определить приоритетные направления финансирования отраслей социальной сферы и социальной инфраструктуры, но и разработать методическое обеспечение, позволяющее реализовать: программно -целевое финансирование и инвестиции в социальную сферу.

Финансирование социальной сферы отличается особой сложностью, обусловленной неоднородностью объектов (отрасли коммерческой и некоммерческой направленности), различной формой собственности на финансовые ресурсы (государственная, частная, личная), многообразием финансовых методов и инструментов, отложенными во времени эффектами финансовых новаций. Базовые формы финансирования социальной сферы: государственное, частное, личное, - имеют значительный потенциал развития за счет расширения состава частных субъектов финансирования, трансформации финансовых методов и использования комбинаторных возможностей софинансирования социальной сферы в рамках государственно-частного партнерства.

Система финансирования отраслей социальной сферы состоит из бюджетного (государственного и муниципального)

финансирования сферы услуг (здравоохранение, образование, культура) бюджетных учреждений в соответствии с

государственными и муниципальными социальными гарантиями и финансирования за счет платного предоставления социальных услуг в государственных и негосударственных некоммерческих организациях согласно спросу на социальные услуги.

Развитие финансового обеспечения социальной сферы предполагает революционное изменение, когда меняется соотношение форм собственности в источниках финансовых ресурсов: от преимущественно государственной до преимущественно частной. Меняются состав и структура субъектов финансирования. Состав расширяется за счет банков, страховых и иных финансовых организаций, а в структуре увеличивается доля субъектов из сферы корпоративных финансов и финансов домохозяйств.

Исторический опыт показывает, что финансовые средства по социальному обеспечению в советской экономике складывались из централизованных средств (государственный бюджет, бюджет

государственного социального страхования, централизованный фонд социального обеспечения и социального страхования коллективных хозяйств) и децентрализованных источников (средства предприятий и организаций, колхозов, межхозяйственных предприятий и организаций, общественных объединений).

С переходом к рынку финансовые средства системы социального обеспечения населения складываются из средств государственного бюджета, средств местных бюджетов, средств благотворительных организаций и внебюджетных фондов. Данное обстоятельство имеет органичную взаимосвязь с тем, что управление системой социального обеспечения в Кыргызстане используется сочетание централизованного правового регулирования с региональным и муниципальным органом управления. Договорное регулирование, как правило, не допускается. Вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении республиканских органов и муниципальных органов государственных управлений.

В настоящее время на республиканском уровне закреплены определенные гарантированные минимальные социальные стандарты, которые действуют во всех регионах Кыргызской Республики [1]. В систему социальных стандартов входят стандарты, устанавливаемые в следующих областях социальной сферы: здравоохранение, социальная защита, образование, жилищно-коммунальное обслуживание, оплата труда, трудовые отношения и охрана труда, пенсионное обеспечение, содействие занятости населения, обеспечение экологической безопасности, обеспечение правового порядка, безопасности граждан и бесплатной юридической помощи, культура, физическая культура.

Государственная система социального обеспечения законодательно закреплена и функционирует в определенных правовых рамках путем реализации субъектами соответствующих правоотношений своих прав и обязанностей. Таким образом, эта система представляет собой, прежде всего, правовое образование, имеющее многоуровневый характер. На высшем уровне оно состоит из законодательно закрепленных систем: финансирования социального обеспечения; управления; материального обеспечения и социального обслуживания населения.

Таким образом, оказание государственной социальной помощи, социальное обслуживание, предоставление льгот осуществляется за счет бюджетов различных уровней. А средства на выплату трудовых пенсий, социально-страховых пособий и медицинскую помощь концентрируются в централизованных внебюджетных фондах социального страхования. Такими фондами являются:

• Пенсионный фонд Кыргызской Республики;

• Фонд социального страхования;

• Фонд обязательного медицинского страхования.

Следует особо отметить, что деятельность внебюджетных фондов социального назначения приобретает особую важность, поскольку они являются пока единственными государственными и основными финансовыми источниками социальной защиты населения Кыргызстана в настоящее время.

Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета Кыргызской Республики и местных бюджетов Кыргызской Республики, изъятию не подлежат.

Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается государственным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду. Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств.

Так, в соответствии с Законом КР «О государственном пенсионном социальном страховании» от 15 июля 2009 года, Пенсионный фонд КР производит:

• целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;

• финансирование расходов на все виды пенсии и некоторые другие выплаты;

• организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

• капитализацию средств, а также привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц.

Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов других фондов и не подлежат изъятию. Средства пенсионного фонда предназначены для выплаты всех видов государственных пенсий, в том числе лицам, выезжающим за пределы КР на постоянное жительство, и другие мероприятия, связанные с деятельность фонда.

Средства Пенсионного фонда формируются за счет: [2] страховых

взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; ассигнований из республиканского бюджета; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов физических и юридических лиц; доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений, не запрещенных законодательством КР.

С 1997 года после реформирования пенсионной системы, в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» был осуществлен переход от распределительной пенсионной системы к пенсионному страхованию, основанному на личных накоплениях каждого гражданина (условно-накопительная пенсионная система). Условно-накопительный принцип введен для того, чтобы многие из наших сограждан, которые сегодня не в состоянии выплачивать страховые пенсионные взносы, но до введения персонифицированного учета имеют определенный стаж, не остались бы без пенсий при наступлении страховых случаев. Особенно это касается сельчан, домохозяек и безработных.

В целях приведения к соответствию размеров пенсионных выплат размеру внесенных страховых взносов и страхового стажа работы была изменена пенсионная формула, согласно которой, общий размер пенсии состоит из фиксированной базовой ее части, представляющей собой вид государственной поддержки и страховых частей, учитывающих стаж работы, заработок до введения персонифицированного учета и сумму страховых взносов, отраженных на личных пенсионных счетах каждого застрахованного гражданина.

Для создания личных страховых счетов и более полного охвата круга плательщиков взносов с 1 января 1996 года ведется заполнение базы данных застрахованных и юридических лиц (персонифицированный учет), на личных счетах которых собирается информация о страховых взносах и трудовой деятельности на протяжении всей жизни.

Следующим внебюджетным фондом, обеспечивающим финансирование системы социального обеспечения, является Фонд социального страхования КР. Фонд социального страхования является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве КР, управляющим средствами государственного социального страхования Кыргызской Республики.

Средства Фонда социального страхования образуются за счет: страховых взносов работодателей (в размере соответствующей

процентной доли единого социального налога); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады; добровольных взносов граждан и юридических лиц; ассигнований из республиканского бюджета и прочих поступлений.

Еще один источник финансирование социального обеспечения, Фонд обязательного медицинского страхования. Фонд обязательного медицинского страхования для обеспечения стабильности государственной системы ОМС.

Финансовые средства фонда образуются за счет: страховых взносов на обязательное медицинское страхование (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога), ассигнований из республиканского бюджета, добровольных взносов юридических и физических лиц, доходов от использования временно свободных финансовых средств, нормированного страхового запаса фонда, поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством КР. Средства ФОМС направляются на[3]:

- финансирование организаций здравоохранения предоставляющих медицинские, фармацевтические и профилактические услуги по программам обязательного медицинского страхования;

- финансирование медицинских услуг предоставляемых застрахованным гражданам Кыргызской Республики организациями здравоохранения с частной формой собственности, заключившими договора с уполномоченным государственным органом в области обязательного медицинского страхования;

- экономическое стимулирование организаций здравоохранения, предоставляющих медицинские и профилактические услуги, реализующих Программу госгарантий;

- проведение иммунопрофилактических мероприятий по Программе госгарантий;

- формирование Фонда поддержки здравоохранения;

- улучшение материально-технического оснащения организаций здравоохранения, работающих по договорам обязательного медицинского страхования и реализующих Программу госгарантий;

- финансирование целевых мероприятий в рамках реализуемых программ.

Экономической государственной гарантией на защиту от безработицы и материальную поддержку безработных граждан стало создание фонда занятости, Государственная политика содействия занятости населения финансируется из средств фонда содействия

занятости и обучения. Фонд содействия занятости и обучения является государственным внебюджетным фондом и используется для финансирования мероприятий по реализации политики содействия занятости населения и эффективной деятельности органов государственной службы занятости населения.

Средства Фонда содействия занятости и обучения аккумулируются на отдельном расчетном счете [4]. Фонд содействия занятости и обучения образуется за счет: ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных взносов предприятий, организаций и граждан, в том числе иностранных, а также других поступлений; отчислений средств от приватизации государственной собственности; отчислений нанимателей, нанимающих иностранных граждан, на каждого иностранного работника, кроме нанимателей, нанимающих временно иностранных граждан для сельскохозяйственных работ, а также международных организаций, дипломатических представительств и миссий.

Таким образом, на данный момент система финансирования социального обеспечения в КР является довольно сложной и разветвленной. Основной проблемой можно назвать нехватку средств и невысокое качество материальной базы социального обеспечения. Неблагоприятная экономическая ситуация в стране, обусловленная переходным периодом, ещё больше обостряет противоречия, существующие в несбалансированной системе финансирования. Данное обстоятельство стимулирует законодателей искать новые пути и разрабатывать более эффективные модели социального обеспечения населения.

Список литературы

1. Закон КР «О гарантированных государственных минимальных социальных стандартах» / г. Бишкек, 26. 05. 2009. № 170

2. Закон КР «О государственном пенсионном социальном страховании» / г. Бишкек, 15. 06. 2009. № 218.

3. Программа государственных гарантий по обеспечению граждан КР медико-санитарной помощью на 2013 год.

4. Закон КР «О содействии занятости населения» / г. Бишкек, 27. 06. 1998. № 113

5. Габелко Н.Е. Пенсионная реформа: задачи и проблемы // Территория науки. 2013. № 4. С. 123-126

6. Габелко Н.Е. Социальное партнёрство: основной элемент и метод социального управления обществом // Территория науки. 2015. № 4. С. 100-107.

7. Зулпукаров А.З., Наралиев Т.А. Анализ использования доходов и расходов домохозяйств районов Ошской области Кыргызской республики // Синергия. 2016. № 2. С. 33-41

Саликов Ю.А., Кулдошина Е.О.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Воронежский государственный университет инженерных технологий

Ключевые слова: проблемы развития инновационной деятельности, пути повышения инновационной активности региональных промышленных предприятий.

Аннотация: в статье рассмотрено современное состояние региональных предприятий пищевой промышленности, результаты анализа которого позволили выявить ряд актуальных проблем и путей развития их инновационной деятельности.

Keywords: problems of development of innovative activity, increase of innovative activity of regional industrial enterprises

Abstract: the article considers the current state of the regional food industry, the results of the analysis which allowed to identify a number of relevant problems and ways of development of their innovation.

Экономические научные исследования, с одной стороны, и практика бизнес-деятельности, - с другой, убедительно показывают, что успешное функционирование и дальнейшее развитие промышленных предприятий напрямую зависит от их инновационной активности. Однако, как свидетельствуют статистические данные последних лет, промышленные предприятия испытывают серьезный кризис в инновационной сфере. Доля промышленных предприятий, осуществляющих разработку и внедрение технологических инноваций, не превышает 10%, а доля инновационной продукции в общем объеме промышленного производства составляет не более 5,5% [1].

Как отмечают эксперты, современная российская экономика способна успешно конкурировать только по 1 0-15 направлениям разработки перспективной наукоемкой продукции. При этом высокотехнологичные продукты не преобладают в российском экспорте, а, наоборот, импортируются, что создаёт угрозу технологической и экономической безопасности страны.

В современных условиях акцент в вопросах перехода на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.