экономические интересы: государственный
и региональный
система экономических интересов как фактор
трансформации отношений собственности
__Аннотация
В статье определяются важные факторы активизации процессов трансформации собственности и блоки отношений, соответствующие их элементам.. Реализация региональных экономических интересов выступает частью государственного экономического интереса, так как смысл существования современного государства заключается в реализации интересов общества.
_Ключевые слова: отношения собственности, интересы государства,
_процессы трансформации, экономические отношения, экономические
_интересы, потребление благ, общественное присвоение
Спирчагов Г.С.
соискатель кафедры менеджмента Академии управления «ТИСБИ», г. Казань [email protected]
Экономические интересы являются выражением тех связей и отношений, которые объективно складываются между людьми в процессе общественного производства. Но в отличие от потребностей, интересы выступают как направление движения условий материальной жизни, способ их присвоения и управления ими, то есть интерес выражает потребность в движении, характеризует процесс ее развития, направленность ее движения. Именно необходимость удовлетворения своих потребностей заставляет человека вступать в отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Получение же в результате этих отношений материальных благ характеризует процесс материализации или овеществления потребностей, то есть реализации экономического интереса.
Система экономических отношений собственности
Экономический интерес обусловливает возникновение блоков отношений, соответствующих опре-
деленным его элементам. Необходимым элементом интереса является создание субъектами предметов потребностей друг для друга. Взаимодействие активностей субъектов по поводу их потребностей образует блок потребностных отношений. Принципиальное значение для интереса имеет возможность одного субъекта воздействовать на другого, направлять его активность в необходимое первому субъекту русло. Взаимодействие субъектов по поводу определения поведения друг друга составляет отношение определения экономического поведения субъектов. И, наконец, неотъемлемым элементом всякого интереса является возникновение отношений по поводу социальной регламентации самого взаимодействия субъектов отношений собственности.
Характеристика системы экономических отношений собственности позволяет ответить на вопрос, в чьих интересах осуществляется экономическая деятельность. Если приоритет отдается чьему-либо индивидуальному интересу, то можно говорить о системе индивидуального частного присвоения (индивидуальной частной собственности), здесь собственниками выступают отдельные граждане. Если же присвоение осуществляется в интересах какого-либо коллектива, то речь идет о коллективной собственности, собственниками являются предприятия, корпорации, общества. Когда на первый план выступает та или иная социальная группа, то мы имеем дело с социально-классовой формой присвоения, субъект собственности - государство.
Интересы органов власти
Структура общественного присвоения (собственности) определяет структуру интересов в общественном производстве. Формы собственности, права и обязанности хозяйствующих субъектов обусловливают возникновение экономических интересов, определяют направления и конкретные механизмы их реализации.
Существует мнение, что первичным по отношению ко всем другим видам интересов является личный (индивидуальный) интерес. Личный, потребительский интерес возникает прежде всех других, именно с него начинает свое развитие вся система экономических интересов общества. Более того,
...необходимость удовлетворения своих потребностей заставляет человека вступать в отношения по поводу производства, распределения обмена и потребления материальных благ
1
ы:
все
надындивидуальные
интересы
представляют собой
_лишь тот или иной
_уровень абстракции, _не имея под собой
реальной основы,
а общественный
интерес, который мы
_персонифицируем,...
является не чем иным,
_как совокупностью
_индивидуальных
_интересов
многие исследователи разделяют точку зрения, согласно которой все надындивидуальные интересы представляют собой лишь тот или иной уровень абстракции, не имея под собой реальной основы, а общественный интерес, который мы персонифицируем, представляет собой только абстракцию и является не чем иным, как совокупностью индивидуальных интересов.
Рассмотрим содержание взаимных экономических интересов различных экономических агентов в системе рыночных отношений.
Специфические и нередко противоречивые экономические интересы в отношении предприятия имеют органы власти. Как известно, они призваны выражать интересы всего населения, проживающего на территории определенной страны или региона. Поэтому они заинтересованы в существовании предприятия и сохранении его стабильного финансового положения с целью поддержания определенного уровня занятости в стране или регионе и роста заработной платы как факторов, способствующих нижению социальной напряженности в стране или регионе. Последнее обстоятельство отвечает, кроме сего прочего, электоральным интересам администраций.
Органы власти имеют также фискальный интерес в отношении предприятий. Предприятие же ждет от власти благоприятной экономической политики, отраслевого кредитования и субсидирования, оказания помощи в получении достоверной информации о рыночной конъюнктуре, в поиске партнеров и т.д. В настоящее время в России заявление экономических интересов предприятий все чаще осуществляется посредством их прямого лоббирования в соответствующих органах власти. Отношения лоббирования возникают по поводу принятия конкретных законов и иных хозяйственно-правовых актов, выделения кредитов и дотаций, выдачи лицензий, квот и т.д.
Региональные экономические интересы
Целостность хозяйственных отношений, складывающихся в регионе, имеет два основных аспекта: производственно-технологический и экономический. Производственно-технологический характер выражается в рациональном использовании тер-
риториальных природных и трудовых ресурсов, источников энергии, средств связи, коммуникаций, информационных центров, в относительной замкнутости энерго-производственного цикла, пропорциональном сочетании различных отраслей, в формировании устойчивых производственно-технологических связей. Экономический аспект целостности состоит в единстве и определенной завершенности в пределах региона всех фаз воспроизводства, возникновении особых региональных форм проявления производственных отношений и проявления на этой основе специфических и общих для всего населения экономических интересов. Очевидно, что система региональных интересов возникает в результате объединения интересов отдельных лиц, коллективов, всего населения по поводу наилучшего удовлетворения своих потребностей. Но реализация всего интереса в рамках этой системы обусловлена особенностями развития конкретного региона, спецификой его природных ресурсов, экономического и научного потенциала, демографического и национального состава и т.д. Собственно региональный экономический интерес основан на сочетании интересов той общности людей, которую образует определенный социально-экономический механизм, функционирующий в рамках конкретной территории. Формой же реализации этих интересов является не просто получение дохода в процессе производственной деятельности. Ведь сам по себе этот доход, выраженный в денежной или какой-либо иной форме, не может удовлетворить интересы населения конкретного региона, если его нельзя использовать в целях улучшения жизни людей.
Противоречия интересов
Основная часть противоречий региональных и общегосударственных интересов связана с факторами, обусловленными особенностями сложившегося разделения труда, сохраняющейся крайне неэффективной и весьма инерционной отраслевой структуры. Во многих субъектах федерации по-прежнему преимущественное значение имеет добывающая промышленность, недостаточно развиты перерабатывающие производства, остается монопродуктовым сельское хозяйство. Многие районы и
в настоящее время ни один из субъектов федерации не удовлетворен ни качественным уровнем системы межрегионального разделения труда, ни своим местом в ней
1—А
региональнаяэк
ка
_Литература
1. Бьюкенен Дж. Сочинения. - М.: Таурус Альфа, 1997.
2. Капустин Б. «Национальный интерес» как консервативная утопия // Свободная мысль. - 1996. - № 3. - С. 13.
3. Государственная экономическая политика и Экономическая доктрина России. К умной и нравственной экономике. В 5 т. Т. I. Гл. III, VIII. - М.: Научный эксперт, 2008. - 840 с.
республики оказались «перегруженными» экологически вредными производствами. Все эти противоречия не только не исчезли после разрушения СССР, а еще более обострились.
В настоящее время ни один из субъектов федерации не удовлетворен ни качественным уровнем системы межрегионального разделения труда, ни своим местом в ней. И такое недовольство вполне обоснованно. По расчетам специалистов, потери от нерациональной специализации экономик регионов увеличиваются в России ежегодно на 0,8-1% национального дохода [3].
Важнейшее значение в системе региональных экономических интересов имеет разработка механизма эффективного федерального организационно-экономического взаимодействия регионов. Особое значение приобретает регулирующая функция государства, его способность выступать механизмом реализации экономических интересов различных регионов.
Таким образом, реализация региональных экономических интересов выступает определенной частью государственного экономического интереса. Смысл существования современного государства объясняется, прежде всего, потребностью реализовать через него определенные интересы общества посредством власти, выступающей главным механизмом этой реализации.
Spirchagov G.S.
Applicant, Chair of Management, Academy of Management TISBI, Kazan
System of Economic Interests as a Factor of Transformation of Property Relations
Abstract
The article identifies important factors of enhancing the transformation of property and blocks of relations that correspond to the elements. Implementation of Regional Economic Interests is part of the state of economic interest, since the raison d'^re of the modern state is actualizing the interests of the society.
Keywords: property relations, interests of state, transformation processes, economic relations, economic interests, goods consumption, public appropriation