Научная статья на тему 'Система дистанционного библиотечного сервиса SMS-Library'

Система дистанционного библиотечного сервиса SMS-Library Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
385
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / МОБИЛЬНАЯ СВЯЗЬ / SMS-ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННЫЙ ДОСТУП / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Тлюстен Валерий Шихамболетович, Тлюстен Фатима Кимовна, Дагаев Владимир Васильевич

В статье описывается разработанный авторами и основанный на использовании SMS-технологий мобильной связи программно-аппаратный комплекс SMS-Library, который, реализуя систему удалённого доступа к электронным каталогам библиотек, обеспечивает некоторые базовые виды автоматизированного информационного обслуживания их читателей в дистанционном режиме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Тлюстен Валерий Шихамболетович, Тлюстен Фатима Кимовна, Дагаев Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система дистанционного библиотечного сервиса SMS-Library»

УДК 002:681.3 ББК 78.305.8 Т 49

В.Ш. Тлюстен, Ф.К. Тлюстен, В.В. Дагаев

Система дистанционного библиотечного сервиса “Sms-Library”

Аннотация:

В статье описывается разработанный авторами и основанный на использовании SMS-теxнoлoгий мобильной связи программно-аппаратный комплекс “SMS-Library”, который, реализуя систему удалённого доступа к электронным каталогам библиотек, обеспечивает некоторые базовые виды автоматизированного информационного обслуживания их читателей в дистанционном режиме.

:

Библиотека, электронный каталог, информационное обслуживание, мобильная связь, SMS-тe™oлoгии, , .

Средства мобильной связи стали той данностью, факт и масштаб присутствия которой в нашей жизни на рубеже начала 21 века оказался настолько же неожидан, -жутся не вполне предсказуемыми по возможному своему воздействию на дальнейшее развитие мировой цивилизации.

По разным оценкам, к началу 2006 года только в России, на руках населения находится от 90 до 120 млн. мобильных телефонов. И это, по-видимому, не предел. Появившись как удобное переговорное устройство ограниченного применения в элитарных кругах, мобильный телефон быстро перерос эту, как когда-то казалось, единственную свою функцию.

Современный мобильный телефон - это доступный , , , -циональный информационный центр, сочетающий в себе коммуникативные возможности с возможностями музы, , , , органайзера и даже компьютера

Способность к приёму-пе^даче и обработке различных видов информации, делает его идеальным средством индивидуального доступа к удаленным информационным , , . главной идеей построения описываемого в данной работе автоматизированного библиотечного сервиса.

Суть вышеуказанного сервиса состоит в возможности предоставления библиотекой некоторого спектра ин-,

дистанционного доступа на основе средств мобильной .

В отличие от некоторых существующих технологий мобильного доступа к библиотечным ресурсам, предполагающих определённую степень «продвинутое™» как их пользователей, так и телефонных аппаратов [1], предлагаемый на данном этапе, сервис ориентируется на SMS-технологии, как на наиболее массовые, дешёвые и, без

, -ски всеми моделями мобильных телефонов. Отсюда и наименование реализующего сервис программно-

аппаратного комплекса - “ЗМЗ-ЫЬгагу”.

Послав $М$-запрос на фиксированный для данной библиотеки телефонный номер, абонент получает или за-

казывает соответствующую библиотечно-библиогра-.

По желанию абонента и при наличии подключения библиотеки к сети Интернет, результат выполнения заказа может быть направлен по указанному в запросе адресу .

размер каждого $М$<ообщения относительно невелик (стандартно, не более 160 знаков), это может оказаться удобным при большом объёме ожидаемого отклика.

Спектр оказываемых в рамках предлагаемой разработки услуг включает в настоящее время следующие базовые возможности:

• Выдача справки о наличии в библиотеке той или иной книги (с указанием числа её зарегистрированных эк). -

,

сведений об авторе (авторах) книги и/юш одного или более ключевых слов, включённых в её наименование;

• Дистаниионный заказ книги в абонементе, с полной библиографической подготовкой её к непосредственной выдаче заказчику. Эта услуга предполагает использование сервиса в автоматизированном режиме, возлагая исполнение заказов, поступающих на библиотеч-

, .

• Рассылка на мобильные телефоны абонентов информации о новых поступлениях. Данная услуга, так же как и запросы о наличии книг, действует в полностью автоматическом режиме и реализуется посредством сохраняемых в базе данных читательских информационных профилей (о^жающих читательские интересы наборов

).

• Дистаниионный запрос на тематический поиск в библиотечных каталогах, сети Интернет и в других ин-

.

данного типа носит комплексный характер и может включать как автоматическое сканирование электронных библиотечных каталогов, так и “ручную” работу, выполняемую персоналом библиотеки по тематическому поиску и подбору библиографии, с привлечением различных .

Язык пользовательского интерфейса с системой предельно прост и рассчитан на самые различные категории .

Так, примером запроса справки о наличии книги, зарегистрированной в библиотечных электронных каталогах, может быть БМБ^^щение, посылаемое в адрес поддерживающего услугу сервера со следующим содержанием: “? авт: Вирт загл: структуры данных“. В качестве ответа на указанный запрос, сервер может прислать, например, следующий текст: “30 эю, Н.Вирт Алгоритмы ”.

Допускается указание информации только об авторе, или только о наименовании книги. Тогда запрос становится косвенным и повышается вероятность многозначного отклика системы, содержащего данные о нескольких библиографических источниках. Если, в этом случае, подготовленный системой текст, превышает рамки одного 8М$^^щения, то в адрес абонента направляется только часть результатов поиска. Получив такую непол-,

‘...’ (многоточие), что позволит ему, при желании, сделать дополнительный запрос о продолжении перечня найденных для него материалов.

Регистрация пользователей в системе осуществляется на основе входящего в её состав клиентского при,

. -

ния в локальную базу данных “SMS-Library” номера те,

.

При использовании системы в режиме самооку-, -ной базе телефонного номера, на специальный счёт, пользователем сервиса может вноситься некоторая сумма де, -

ции ответных $М$<ообщений, инициированных запросами данного пользователя. Текущее состояние указанно,

, -

.

, -

,

:

• - ,

данной реализации выступает серийный мобильный те;

• серверного приложения (SMSLib-cepвepa), орга-

- -

выходных потоков SMS<ooбщeний;

• , пользовательский интерфейс сотрудников библиотеки;

• , -нежных средств на счетах абонентов системы;

• , базы данных реляционного типа;

• SQL^epeepa, обеспечивающего доступ к электронному каталогу.

Использование одного физического канала (мобильного телефона), разделяемого двумя асинхронными процессами (процессом приёма и процессом отправки SMS), -ского приложения от серверного, при выбранной программно-аппаратной архитектуре, вызывает необходимость в многопоточной реализации системы.

Такая реализация в рамках данного проекта выполнена на основе использования свободно распространяемой библиотеки программных модулей GALA [2].

, , следующем:

• ,

них максимально комфортных условий пользования библиотекой;

• -

пуляризации новых видов библиотечных услуг;

• -

лиотек (например, в начале учебного года или во время экзаменационных сессий при использовании сервиса в

);

• финансовая поддержка библиотек (сервис окупаем и может быть предложен читателям на платной ос).

Необходимым условием развёртывания сервиса, является ведение библиотекой системы электронных каталогов, поддержанной стандартным SQL-сервером.

Комплектность предлагаемой разработки составляет устанавливаемый на стороне библиотеки приёмопередающий терминал (подаерживакмций стандарты GSM 900/1800 аппаратный модуль) с соответствующим серверным и клиентским программным обеспечением.

,

,

ЮМ^овместимый ПК с предустановленной операции-онной системой Windows XP. Он размещается в абонементе библиотеки и используется персоналом, как для приёма удалённых заказов, так и для регистрации факта .

Работа выполнена в лаборатории компьютерных технологий АГУ, совместно с ООО “Мобил Контакт”.

Примечания:

1. Волохин ОМ. Мобильные технологии современной библиотеки: новый сервис, практический опыт, перспективы // Науч. И техн. б-ки - 2006. - №1. - С. 79-87.

2. Гурин С. Gala. Параллельное программирование в Delphi / http://gurin.tomsknet.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.