Научная статья на тему 'Синергетика в управлении спросом на рынке образовательных услуг на основе использования образовательных сетей'

Синергетика в управлении спросом на рынке образовательных услуг на основе использования образовательных сетей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СИНЕРГЕТИКА / ДИССИПАТИВНАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СЕТИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / SYNERGETIC / DISSIPATIVE SYSTEM / EDUCATIONAL NETWORKS / MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коренькова Наталия Анатольевна

Цель: рассмотреть подход к социальной технологии управления спросом на образовательные услуги на основе синергетического подхода, позволяющего за счет процессов самоорганизации обеспечивать баланс интересов акторов на рынке образовательных услуг. Метод проведения работы: Для анализа основных свойств синергетического подхода, применимых к управлению социальными структурами, использовался системный подход в рамках парадигмы социального поведения, а так же методы абстрагирования, анализа, синтеза, моделирования. Результаты: выделены ключевые задачи и способы, обоснован выбор модели управления, определены основные характеристики сетевой организации и информационного обеспечения управления образовательными услугами на основе образовательных сетей. Область применение результатов: управление образовательными услугами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGY IN DEMAND MANAGEMENT ON THE EDUCATIONAL SERVICES MARKET ON THE BASIS OF EDUCATION NETWORKS

Purpose: to review the approach to social technology of demand management on educational services on the basis of synergetic approach allowing due to selforganizing processes to provide balance of actors interests in the market of educational services. Methodology: For the analysis of the basic synergetic approach properties applicable to management of social structures, the system approach within the paradigm of social behavior, as well as methods of abstraction, analysis, synthesis and modeling were used. Results: key tasks and ways are indicated, the choice of management model is proved, and the main characteristics of the network organization and information management by educational services on the basis of educational networks are defined. Practical implications: management of educational services.

Текст научной работы на тему «Синергетика в управлении спросом на рынке образовательных услуг на основе использования образовательных сетей»

УДК 316.77:316.47:316.334.52 СИНЕРГЕТИКА В УПРАВЛЕНИИ СПРОСОМ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Коренькова Н. А.

Цель: рассмотреть подход к социальной технологии управления спросом на образовательные услуги на основе синергетического подхода, позволяющего за счет процессов самоорганизации обеспечивать баланс интересов акторов на рынке образовательных услуг.

Метод проведения работы: Для анализа основных свойств синергетического подхода, применимых к управлению социальными структурами, использовался системный подход в рамках парадигмы социального поведения, а так же методы абстрагирования, анализа, синтеза, моделирования.

Результаты: выделены ключевые задачи и способы, обоснован выбор модели управления, определены основные характеристики сетевой организации и информационного обеспечения управления образовательными услугами на основе образовательных сетей.

Область применение результатов: управление образовательными услугами.

Ключевые слова: рынок образовательных услуг, синергетика, диссипативная система, образовательные сети, моделирование.

SYNERGY IN DEMAND MANAGEMENT ON THE EDUCATIONAL SERVICES MARKET ON THE BASIS OF EDUCATION NETWORKS

Korenkova NA.

Purpose: to review the approach to social technology of demand management on educational services on the basis of synergetic approach allowing due to selforganizing processes to provide balance of actors interests in the market of educational services.

Methodology: For the analysis of the basic synergetic approach properties applicable to management of social structures, the system approach within the paradigm of social behavior, as well as methods of abstraction, analysis, synthesis and modeling were used.

Results: key tasks and ways are indicated, the choice of management model is proved, and the main characteristics of the network organization and information management by educational services on the basis of educational networks are defined.

Practical implications: management of educational services.

Keywords: market of educational services, synergetic, dissipative system, educational networks, modeling.

Современные рынки действуют как социальные структуры в рамках которых производители воспроизводят свой набор действий, который может подтверждать верность ожиданий каждого из производителей относительно того какой объем выпуска является оптимальным [10]. Таким образом, с позиций социологического подхода к исследованию рынков их следует рассматривать как самовоспроизводящиеся социальные структуры, объединяющие конкрет-

ные группы организаций и других акторов, которые приобретают свои роли, наблюдая за поведением друг друга.

Рынок образовательных услуг и спрос как фактор его характеризующий, в любой конкретный момент времени могут быть рассмотрены с точки зрения определения образа будущего, потенциально реализуемого при определенных условиях за счет данного уровня спроса на данные виды образовательных услуг. Образовательная услуга как основной продукт рынка образовательных услуг отличается неразрывностью производства данного продукта за счет того, что оказание и потребление образовательной услуги происходят одновременно.

В своей структуре образовательные услуги содержат три основные составляющие услуг, определяющие специфику формирования спроса на них:

- определение цели получения образования, как вектор направленности в будущее (в рамках данной цели - получение конкретных навыков и компетенций);

- целенаправленное действие по передаче и получению информации, знаний в процессе образования;

- целевой результат, выраженный в виде приобретенных навыков и определенных знаний.

Исходя из этого, разработка и реализация мероприятий по управлению спросом на образовательные услуги в рамках описанных выше механизмов связана с преодолением сложностей, вызванных достаточно высоким уровнем дифференциации и диверсификации регионального рынка образовательных услуг и рынка труда.

Проблема несбалансированности спроса и предложения между рынками образования и труда обусловлена тем, что в современной ситуации, когда существенно ослабли централизованные процессы профориентации, каждый из структурных элементов рынков обладает достаточно высоким уровнем автономии и широкими возможностями для определения собственной поведенческой стратегии.

Следовательно, для обеспечения устойчивого функционирования рынка образовательных услуг необходимо сделать так, чтобы управление уровнем спроса на те или иные образовательные услуги, учитывало основные векторы индивидуальных стратегий различных участников рынка, обеспечивая в результате баланс интересов всех его участников.

В качестве основного связующего процесса для всех участников рынка образовательных услуг предлагаем рассматривать постоянный взаимный обмен информацией о параметрах образовательных услуг и степени удовлетворенности спроса, как между собой, так и с внешними социальными структурами.

Для отражения предложенного подхода к информационному обмену рынка образовательных услуг со связанными с ним системами необходимо отметить, что система, существование которой поддерживается постоянным обменом со средой, веществом или энергией или тем и другим одновременно относится к категории «диссипативных систем», где диссипация - рассеяние вещества и энергии. При прекращении такого обмена диссипативная структура разрушается и исчезает, и этим она существенно отличается от обычных «равновесных» систем [6]. На сегодняшний день управление диссипативными структурами имеет наработанную базу моделей и подходов в рамках синергетического подхода.

Управление спросом на образовательные услуги как управление социальным процессом, возможно описать и реализовать в рамках подходов синергетики, пришедшей как понятие в социологию, благодаря научным работам Г. Хакена, И. Р. Пригожина. В переводе с древнегреческого слово «деятельность» звучало как «энергия», таким образом, совместная деятельность получила название «синергия» [12]. Для обоснования возможностей практического применения синергетического подхода для управления спросом на рынке образовательных услуг рассмотрим далее основные понятия синергетического подхода к исследованию систем и принципов их развития.

Важной особенностью рынка образовательных услуг как диссипативной системы является то, что она сочетает в себе как строго упорядоченные элементы, так и самоорганизовывающиеся элементы. С количественной точки зрения возникновение порядка в такой системе выражается в уменьшении ее энтропии, которое происходит за счет увеличения уровня энтропии в социальных структурах окружающих систему. Системы с низким уровнем энтропии поддерживают себя за счет наличия внутренних, в том числе самовоспроизводящихся и саморегулирующихся структур, и они тем боле устойчивы и эффективны, чем выше их уровень структурированности.

Таким образом, для рынка образовательных услуг как для социальной са-мовоспроизводящейся структуры, имеющей свойства диссипативной системы, будут характерны следующие свойства:

1. Открытость, как способ обмена с внешней средой.

2. Неравновесность, наличие процессов обмена информацией между элементами самой системы.

3. Нелинейность, способность к самодействию, малые воздействия могут приводить к значительным последствиям и наоборот.

Свойства диссипативной системы обуславливают то, что синтез порядка и хаоса, осуществляемый системой, основывается на принципе, согласно которому упорядоченная структура не может существовать без неупорядоченной среды. Кроме того, синтез порядка и хаоса, образование новых качеств в диссипативной системе обеспечивает упорядоченную реакцию системы на хаотические воздействия внешней среды, и при этом разные диссипативные системы оказываются устойчивыми по отношению к разным в количественном и качественном отношении классам взаимодействий со средой [11].

Для процесса образования новых качеств рынка образовательных услуг как самовоспроизводящейся социальной структуры в качестве теоретической основы можно рассматривать синергетику, поскольку синергетика объясняет строго математически, каким образом происходит разветвление старого качест-

ва на новые на основе теории бифуркаций, разъясняя «как может чисто количественный рост приводить к качественно новому выбору» [8].

В рамках законов синергетики, в основе функционирования рынка образовательных услуг как многомерной диссипативной системы будет лежать процесс отбора образовательных услуг участниками, базирующийся на трех ключевых понятиях:

1. Тезаурус: набор множества вариантов для отбора;

2. Детектор: элемент, с помощью которого осуществляется выбор;

3. Селектор: руководящее правило, на основе которого производится выбор.

Синергетика по отношению к социальной технологии управления спросом на образовательные услуги обеспечит исследование нелинейных изменений и процессов самоорганизации, возникающих в динамическом, неустойчивом, неравновесном контексте рынка образовательных услуг, заостряя внимание на аспектах социальной реальности, которые в классических теориях принято рассматривать как случайные, однако в переходных или кризисных ситуациях они могут сыграть решающую роль, что удовлетворяет требованиям современного состояния образовательной системы, находящейся в процессе реформирования.

Следовательно, суть синергетического управления спросом на образовательные услуги в рамках социологии управления заключается в признании за сложной нелинейной социальной системой рынка образовательных услуг способности «саму себя строить, структурировать, нужно только правильно инициировать желательные для человека тенденции саморазвития этой системы» [6].

Важно отметить, что одним из важнейших понятий в синергетике является «аттрактор» (attractor) - притягиватель, устойчивый центр потенциальных направлений развития системы, способный притягивать и организовывать окружающую среду, сообразно этим путям [4]. Принято считать, что система, на-

ходящаяся в состоянии динамического равновесия за счет аттрактора, является типично диссипативной самоорганизующейся структурой. Однако если система вошла в область притяжения нового аттрактора, в ней начинаются процессы адаптации к нему, что сопровождается возникновением новых процессов, структур и явлений.

Таким образом, одной из ключевых задач обеспечения эффективности управления социальными процессами в образовании, и спросом на образовательные услуги в их составе, становится поиск актуальных аттракторов в многомерном социальном пространстве рынка образовательных услуг.

Конструктивный механизм самоорганизации обеспечит многомерной системе образовательных услуг возможность выхода на аттрактор, инициирующий процесс саморазвития сложных социальных систем. Такой механизм позволяет создавать ситуацию, когда «управление реагированием социума на изменение внешних и внутренних условий в идеале сводится к поиску «резонансных зон», где величина результата определяется не силой воздействия, а согласованностью его с внутренними свойствами» [7]. Для поиска резонансных зон необходимо инициировать действие внутренних тенденций, и далее система сама построит необходимую ей структуру, вместе с тем необходимо оценивать потенциальные возможности данной среды и наиболее эффективные способы их стимулирования.

В рамках синергетического подхода к управлению необходимо рассмотреть определение резонансного воздействия на систему. «Резонансное воздействие означает, что важна не величина управляющего воздействия, а согласованность воздействия с внутренними качествами и свойствами системы, являющаяся предпосылкой устойчивого развития системы в направлении достижения выдвигаемых целей» [2].

Одним из основных способов управления социальными процессами функционирования и развития социальных систем может стать подход, базирующийся на резонансном воздействии. При этом, в качестве ключевого для

задач управления возникает следующий вопрос: как малым резонансным воздействием направить всю многомерную социальную систему рынка образовательных услуг на один из ее собственных и вместе с тем - благоприятных для социума путей развития, обеспечивающем при этом ее самоуправляемое и са-моподдерживаемое развитие?

В качестве одного из вариантов проявления успешного объединения различных субъектов образовательных процессов для управления спросом на образовательные услуги можно представить так называемое «резонансное» обучение [9]. Резонансное обучение содержит в своей основе следующий смысл: чтобы создать образовательную услугу, обеспечивающую наиболее эффективное воспитание и обучение, необходимо действовать своевременно, и действие должно быть уместным.

Для обеспечения своевременности и уместности действий становится актуальной задача своевременного выявления момента и места, когда незначительные усилия по продвижению образовательной услуги либо ее несущественная корректировка в соответствии с актуальным детектором-элементом выбора в системе смогут обеспечить значительную отдачу в виде повышения сбалансированности спроса на образовательную услугу со стороны различных субъектов рынка.

Кроме того, необходимо учитывать современный контекст реализации процессов управления спросом на образовательные услуги. В настоящее время происходит глобальный процесс сближения всех значимых социальных институтов, который в первую очередь касается рынка образовательных услуг и научных институтов. Так, в современной образовательной парадигме имеют место: сближение и симбиоз сегментов государственного и негосударственного образования и сближение, симбиоз фундаментальной науки и образования.

На сегодняшний день повышается роль государства в управлении спросом за счет того, что особое внимание в сфере образовательных услуг государство уделяет подготовке специалистов для приоритетных отраслей экономики.

В число приоритетных направлений развития экономики были отнесены пять отраслей: ядерные, космические и компьютерные технологии, фармацевтика. В ракурсе профессий и специальностей к приоритетным направлениям отнесено 93 профессии, при этом 34 профессии относятся к системе начального профессионального образования и 39 - к системе среднего профессионального образования [5].

Вместе с тем, с точки зрения процессов управления социальными процессами в образовании происходит увеличение качественного разнообразия различных подходов и систем образования, что приводит к усложнению существующих и появлению новых систем отношений и управления. За последние годы увеличилось число различных нестандартных форматов, условий образовательного процесса, таких как различного типа олимпиады, ЕГЭ. Кроме того, с начала 2011 года все учреждения начального и среднего профессионального образования перешли на оказание образовательных услуг в рамках образовательных программ, разработанных на основе федеральных государственных стандартов нового поколения. Базируются они на модульно-компетентностном подходе и на взаимодействии с работодателями, в зависимости от запросов и потребностей которых в состав образовательных программ можно оперативно вводить новые модули. При этом до 70 процентов образовательной программы составляет обязательная часть, а остальные 30 процентов - вариативная, что отчасти предопределяет структуру образовательных услуг.

Чтобы адекватно отразить текущее состояние в задачах управления спросом, для рынка образовательных услуг в его современном состоянии синергетический вариант самоорганизации должен подразумевать, прежде всего, совместное действие, синергию, кооперативный эффект. В синергетике же возникновение порядка, нового состояния системы возможно только благодаря внутренним тенденциям и свойствам, без воздействия извне (со стороны внешнего «организатора»), так как согласно приведенному нами ранее описанию ос-

новных законов синергетики, селектор как руководящее правило при выборе вариантов развития системы встроен в саму систему.

При этом одной из основных характеристик возникновения процесса самоорганизации в синергетике выступает именно кооперативность. Синергетическая деятельность неразрывно связана с этой характеристикой, несущей возможность появления новых связей, тенденций, свойств и отношений, могущих стать решающими при определенных условиях для дальнейшего пути развития системы.

Следовательно, для обеспечения эффективного управления спросом на образовательные услуги с точки зрения синергетики, в современных условиях необходимо опираться на процессы кооперации социальных структур и акторов, возникающие в ходе согласования взаимодействия различных субъектов регионального рынка образовательных услуг, для преодоления ситуации «хаоса», необходимого для естественного процесса развития системы образования.

Сложную нелинейную модель организации процессов формирования, выбора и реализации образовательных услуг на региональном рынке труда мы предлагаем описать при помощи моделей образовательных сетей как производной от моделей социальных сетей. Это связано с тем, что на сегодняшний день социальные сети являются одним из инструментов и в то же время результатом применения социокультурного подхода в образовании [13].

Основными свойствами сетевого управления образовательными услугами являются: децентрализация и отсутствие монополии на принятие решений о формировании образовательной услуги; частичное лидерство различных субъектов рынка образовательных услуг при ответственности за удержание общего пространства содержания и направленности образовательных услуг.

В качестве ключевых характеристик сетевой организации управления образовательными услугами, обуславливающих ее выбор для регионального рынка образовательных услуг, можно назвать следующие:

- в рамках диссипативной системы рынка труда реализация образовательных услуг обеспечивается не вертикальной, иерархической системой, а горизонтальной самоорганизующуюся сетью;

- в горизонтальной самоорганизующуюся сети нет организаций и «организованностей» в классическом смысле, первичным элементом сетевого объединения выступает научная, социальная, производственная общность, сообщество;

- для сетевой структуры управления образовательными услугами характерны неоднородность, несоответствие единому набору правил, сложность;

- узлами, аттракторами образовательной сети, в рамках которой реализуется образовательная услуга, выступают оригинальные образовательные модели, авторские школы, вариативные курсы подготовки;

- образовательная сеть строится не на сходстве образовательных программ, а на объединении различных подходов, методов и вкладов в разрешение определенной образовательной проблемы, эффект обеспечивается за счет синергетического взаимодействия так называемых «не ключевых компетентностей»;

- в образовательной сети гораздо быстрее, чем в традиционной иерархической структуре распространяются новшества, инновации за счет более полного использования горизонтальных каналов распространения информации.

Исходя из описанных выше свойств и характеристик сетевой структуры управления образовательными услугами становится очевидна важность обеспечения возможности совместной деятельности и общего информационного пространства. В Белгородской области на сегодняшний день техническая поддержка процессов информационного обеспечения в рамках управления спросом на образовательные услуги реализована на платформе системы дистанционного обучения «Пегас», основанной на системе LMS MOODLE - программном обеспечении для создания курсов дистанционного обучения и web-сайтов базе [3].

Однако чтобы обеспечить информационную связанность различных субъектов рынка образовательных услуг и создать основу для эффективной оценки потребностей различных групп потребителей с последующим прогнозированием уровня спроса в условиях сетевой образовательной структуры необходимо более специфическое методическое и программное обеспечение.

Таким образом, в качестве перспективного направления, информационную поддержку процессов взаимодействия акторов в рамках самоорганизующейся системы регионального рынка образовательных услуг мы предлагаем реализовывать на базе так называемых «социальными CRM». Это обусловлено тем, что на сегодняшний день, по оценкам аналитиков Gartner, интенсивное объединение на базе технологии «социальных CRM» внешней и внутренней активности различных акторов социальных процессов на рынках труда и образовательных услуг с социальными сетями, начавшееся с 2010 года, является сейчас одним из приоритетных способов достижения стратегических их целей [1].

Необходимо отметить, что перспективные решения на базе социального программного обеспечения должны поддерживать потоки пользовательской активности, динамически обновляемые на основе действий пользователя внутри системы или в иных системах, «подключенных» к социальному инструменту. Кроме того, информационная система построенная на базе социального программного обеспечения должна обеспечивать поддержку как универсальных информационных потоков, так и фильтрацию действий, относящихся к определенному образовательному сообществу или учебной группе.

Список литературы

1. Баранова Е.К. Gartner: современные технологии меняют до неузнаваемости рынок горизонтальных порталов // IT-content: электронный журнал, 2011. № 12. URL: http://www.itcontent.ru/archives/blog/horizontal_portal_gartner_2 011 (дата обращения 25.01.2012).

2. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М.: ЛКИ, 2008. 232 с.

3. Информационная поддержка формирования системы региональной кадровой политики / А.В. Маматов, Д.В. Коновалов, Н.А. Коренькова, И.Н. Полевой // Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Седьмой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции (13-14 октября 2010 г.). Кн. I. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2010. С. 172-175.

4. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г.Синергетика и прогнозы будущего. 2-е изд. М.: Наука, 2001. 288 с.

5. Каспаржак А.Н. А ведь зарплата сварщика высокая // Взгляд. Деловая газета. 2011. № 365. С. 8-9.

6. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. №3. С. 62-79.

7. Пригожин И.Р. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. М.: Наука, 1985. 327 с.

8. Пригожин И.Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: ЛКИ УРСС, 2008. 296 с.

9. Рабош В.А. Синергетический подход к проблеме устойчивого развития образования // Философия образования. 2008. № 2. С. 5-12.

10. Уайт Х. Откуда берутся рынки // Экономическая социология. 2010. Т.11. №5. С. 54-83.

11. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М.: Коммерческая книга, 2005. 138 с.

12. Хакен Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. 423 с.

13. Цырульников А.М. Социокультурный подход к развитию системы образования. Образовательные сети // Вопросы образования. 2010. №2. С. 44-62.

References

1. Baranova E.K. IT-content, no. 12 (2011). http://www.itcontent.ru/archives/blog/horizontal_portal_gartner_2011 (accessed Janu ary 25, 2012).

2. Budanov V.G. Metodologija sinergetiki v postneklassicheskoj nauke i v obrazovanii [Methodology of synergetics in post-nonclassical science and education]. Moscow: LKI, 2008. 232 p.

3. Mamatov A.V., Konovalov D.V., Koren'kova N.A., Polevoj I.N. Sb. dokladov po materialam Sed'moj Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii (13-14 oktjabrja 2010 g.) “Spros i predlozhenie na rynke truda i rynke obrazovatel'nyh uslug v regionah Rossi" [Collection of reports following the Seventh All-Russian research and practice on-line conference "Demand and supply on the labour force market and on the market of educational services in Russian regions"]. Petrozavodsk: Izd-vo PetrGU, 2010. pp. 172-175.

4. Kapica S.P. Sinergetika iprognozy buduwego [Synergetics and forecasts of the future] Moscow: Nauka, 2001. 288 p.

5. Kasparzhak A.N. Vzgljad. Delovaja gazet [Look. Business Magazine] no. 365 (2011): 8-9.

6. Knjazeva E.N., Kurdjumov S.P. Voprosy filosofii [Questions of philosophy], no. 3 (1997): 62-79.

7. Prigozhin I. Ot suwestvujuwego k voznikajuwemu: Vremja i slozhnost' v fizicheskih naukah [From existent to nascent: Time and complexity in physical sciences]. Moscow: Nauka, 1985. 327 p.

8. Prigozhin I., Stengers I. Porjadok iz haosa. Novyj dialog cheloveka s prirodoj [Order from chaos. New conversation of man and nature]. Moscow: LKI URSS, 2008. 296 p.

9. Rabosh V.A. Filosofija obrazovanija [Philosophy of education], no. 2 (2008): 5-12.

10. Uajt H. Jekonomicheskaja sociologija [Economic Sociology], no. 5 (2010) : 54-83.

11. Haken G. Informacija i samoorganizacija. Makroskopicheskij podhod k slozhnym sistemam [Information and self-organization. Macroscopical approach to complex systems]. Moscow: Kommercheskaja kniga, 2005. 138 p.

12. Haken G. Sinergetika. Ierarhija neustojchivostej v samoorganizujuwihsja sistemah i ustrojstvah [Hierarchy of instabilities in self-organized systems and appliances]. Moscow: Mir, 1985. 423 p.

13. Cyrul'nikov A.M. Voprosy obrazovanija [Educational Issues], no. 2 (2010):

44-62.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коренькова Наталия Анатольевна, ассистент кафедры информатики и вычислительной техники

Белгородский государственный национальный исследовательский университет ул. Победы, 85, г. Белгород, 308015, Россия e-mail: snata88@ya.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Korenkova Natalia Anatolyevna, assistant lecturer of the department of Informatics and Computer Engineering

Belgorod State University

85, Pobedy street, Belgorod, 308015, Russia

e-mail: snata88@ya.ru

Рецензент:

Стельмашонок Е.И. заведующая кафедрой ВСиП, д.э.н., профессор, Санкт-Петербургский Г осударственный инженерно-экономический Университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.