Научная статья на тему 'Синергетический подход к процессу речевого воздействия как основа для исследования языковой структуры'

Синергетический подход к процессу речевого воздействия как основа для исследования языковой структуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
198
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИКА / ЯЗЫКОВАЯ СТРУКТУРА / РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СИНЕРГЕТИКА / LINGUISTICS / LANGUAGE STRUCTURE / PERSUASIVE COMMUNICATION / SYNERGETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Морозов Алексей Юрьевич, Морозова Алевтина Николаевна

В статье обосновывается положение о том, что понимание языка как самоорганизующейся системы и речевого воздействия как формирования новых языковых связей может стать основой для исследований в области структуры языка посредством анализа на метасемиотическом уровне текстов, реализующих функцию воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGISTIC APPROACH TO PERSUASIVE COMMUNICATION RESEARCH AS THE BASIS FOR STUDIES IN LANGUAGE STRUCTURE

The paper argues that understanding of language as a self-regulatory system, and persuasive communication as formation of new language relations allow a new approach to studies in language structure based on research of persuasive texts on the metasemiotic level.

Текст научной работы на тему «Синергетический подход к процессу речевого воздействия как основа для исследования языковой структуры»

УДК 81'38

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ РЕЧЕВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ СТРУКТУРЫ

© 2012 А.Ю.Морозов1, А.Н.Морозова2

1 Самарский государственный экономический университет 2 Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 03.04.2012

В статье обосновывается положение о том, что понимание языка как самоорганизующейся системы и речевого воздействия как формирования новых языковых связей может стать основой для исследований в области структуры языка посредством анализа на метасемиотическом уровне текстов, реализующих функцию воздействия.

Ключевые слова: лингвистика, языковая структура, речевое воздействие, синергетика.

В научных исследованиях последних лет достаточно популярным направлением становится синергетика, которая ставит перед собой задачу изучения процессов самоорганизации1. Возникновение и развитие синергетики - которую признают как научной дисциплиной, так и философским направлением - связывают с отказом от таких фундаментальных принципов классической науки, как стремление к линейности (однозначности), детерминированности (наличия жесткой связи причины и следствия, при которой любой конкретной причине может соответствовать только одно, строго определенное следствие, и наоборот), исключению элемента случайности (традиционно рассматриваемого в науке как недостаток знания).

Освещая основные понятия синергетики как научной парадигмы (самоорганизация, открытость системы, нелинейность), исследователи подчеркивают, что в мировоззренческом смысле нелинейность в первую очередь связана с многовариантностью, альтернативностью развития, а ключевой вопрос синергетики состоит в том, чтобы разъяснить, каким образом, по каким принципам из простых структур возникает «сложное». Понятие синергетики применяется в отношении различных явлений природы и мира человека. Возникнув в сфере точных наук, синергетика оказалась востребованной теми отраслями научного знания, которые ориентированы на изучение человека, в самых разных его проявлениях (здоровье, об-

Морозов Алексей Юрьевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков. E-mail: morozov. aleksey. yu@gmail. com Морозова Алевтина Николаевна, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой английского языка. E-mail: kafeng@pgsga. ru 1 Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. - М.: 2005; Ха-кен Г. Синергетика. - М.: 1981. и др.

разование, познание, творчество, существование в определенной социальной и культурной среде, коммуникация)2.

Сложнейшим объектом научных изысканий в сфере синергетики, безусловно, является естественный человеческий язык. Язык есть саморазвивающаяся структура; его развитие находится под влиянием внеязыковых факторов, но, в то же время, лишь отчасти определяется экстралингвистическими аспектами. Язык является открытой структурой. Язык не-линеен: это прослеживается и в том, что одно и той же содержание может быть выражено многими разными способами (сравните с математическим определением нелинейности: наличие нескольких решений для одного и того же уравнения), и в том, что разные аспекты языка развиваются разными темпами и, в определенной степени, независимо друг от друга.

В современном отечественном языкознании лингвосинергетическое направление развивается, в основном, в плане исследования текста и представляет собой - за немногими исключениями - попытку математического моделирования языковых процессов3. Сложность применения категорий синергетики в отношении объекта лингвистического исследования заключается в том, что значительная часть многоуровневой, нелинейной, открытой и самоорганизующейся системы, которой является язык, существует исключительно в человеческом сознании. Общепризнанным является факт, что категории сознания не могут быть

2 Там же. - С. 71.

3 Белоусов К.И. Синергетика текста: От структуры к форме. — М.: 2008; Моисеева И.Ю. Синергетическая

модель текстообразования: Дисс.... д-ра филол. наук. — Оренбург: 2007; Москальчук Г.Г. Структура текста как синергетический процесс. — М.: 2003; Пиотровский Р.Г. Лингвистическая синергетика. - СПб: 2006.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №№2(3), 2012

измерены. В связи с этим возникает вопрос: достаточно ли тех аспектов языка, которые отражаются в объективной реальности, и могут быть «математически» точно представлены, для того, чтобы описать весь язык во всей его полноте? Попытки моделирования текстовой структуры, которые содержатся в работах последних лет, пока не выходят, на наш взгляд, за пределы простых линейных вычислений, и, несмотря на безусловную актуальность поставленных задач и оригинальность предпринятых исследований, могут стать поводом для сомнений в целесообразности применения термина-понятия «синергетика» в отношении рассматриваемого объекта.

Лингвосинергетическое исследование, по определению, должно искать те аспекты, где наиболее ярко проявляется динамическая связь между языком, речью и текстом. Как говорил А.А.Реформатский, «в непосредственном наблюдении лингвисту дан речевой акт... Лингвист должен, так сказать, «остановить» данный в непосредственном наблюдении процесс речи, понять «остановленное», как проявление языка в его структуре, определить все единицы этой структуры в их системных отношениях и тем самым получить вторичный и конечный объект лингвистики - язык в целом»4.

В этом плане весьма перспективным представляется описание с лингвосинергетических позиций реализации языка в функции воздействия, и, прежде всего, такой сферы, как реклама. Именно этот функциональный стиль демонстрирует свойства языка как открытой нелинейной системы, которые невозможно описать иначе, как в аспекте реальных свойств функционирования языка. Процессу воздействия здесь свойственны некоторые особенности, выводящие на первый план именно системные характеристики. Мы имеем в виду, в первую очередь, направленность процесса, наличие адресата и адресанта.

Если, например, для произведения художественной литературы решающее значение имеет сам факт воздействия на читателя (а какие именно эмоции пробудились в душе конкретного читателя - вопрос другого порядка), то в рекламе наблюдается противоположная картина. Рекламист должен добиться от реципиента конкретной, заранее известной и «запрограммированной» реакции; более того - эта реакция должна быть однородной у всех лиц, воспринимающих данный текст или ролик. В противном случае реклама не достигнет своей цели. Реклама направлена на явное целеположе-ние, на реализацию конкретных задач, при

4 Реформатский А. А. Введение в языковедение. -М.: 2001. - С. 43.

выполнении которых язык является ни чем иным, как средством, подчиненным элементом. При этом подчиненный характер языка определяет своеобразный вектор его развития, что позволяет проследить изменения в системе и, следовательно, наилучшим образом описать ее.

Рекламный текст представляет собой нелинейную структуру, состоящую из множества элементов, каждый из которых по отдельности не имеет решающего значения в выполнении основной задачи, но обладает тем свойством, что «результат каждого из воздействий в присутствии другого оказывается иным, чем в случае отсутствия последнего»5. Отдельно взятый рекламный текст остается закрытой системой, к которой нельзя ничего прибавить или убавить, и которая остается практически неизменной в течение всего существования. Между тем, как известно, язык является открытой системой. Возникает вопрос о том, насколько продуктивным окажется изучение открытой системы на материале закрытых систем. Поскольку текст сам по себе является закрытой системой, и только процесс восприятия и интерпретации может придавать ему свойство открытости, внимание исследователей должно привлекаться именно к процессам, разворачивающимся при функционировании языка.

В случае коммуникации с использованием рекламного текста практически происходит следующее. Заказчик ставит задачу воздействовать на реципиента при помощи языка. Для этого заказчик формулирует некую идею (message), которая должна быть воплощена в (достаточно ограниченном) объеме вербальных и невербальных средств. Реципиент входит в контакт с текстом, воспринимает его, и на него производится или не производится воздействие. На всех этапах данной цепи передачи информации происходит хаотичное и нелинейное взаимодействие целого ряда факторов. Иначе говоря, преимущество рекламной коммуникации для анализа синергетичности текста заключается в том, что на всех этапах коммуникации задача каждого из участников четко определена, и мы можем определить, как различные факторы и их взаимодействие влияют на «message» и его «доставку».

Принцип применения синергетической парадигмы для исследований в области речевого воздействия уже описывался в литературе6. Установлено, что процессы организации слож-

5 Кохановский В.П. и др. Основы философии науки. - Ростов на/Д.: 2005. - С. 239.

6 Морозов А.Ю. Методология изучения речевого воздействия в рекламной коммуникации // Коммуникативно-когнитивные аспекты лингвистических исследований в германских языках - Самара: 2008.

ных семиотических структур, каковыми являются словесно-художественное творчество и реклама, по сути, идентичны. В рекламе как речевом произведении, направленном на реализацию функции воздействия, языковые единицы наделяются эмоционально-экспрессивно-оценочными обертонами и приобретают, помимо свого прямого значения, новое содержание, описываемое в терминах лингвостилистики. Однако изучение выразительных средств, стилистических приемов не может обеспечить понимание того, каким образом в сознание потребителя внедряется определенный набор представлений об объекте рекламы (имидж продукта и/фирмы производителя). Механизмы воздействия раскрываются на более высоком, метасемиотическом уровне. При таком подходе исследователь уже не может ограничиться одним из элементов системы: в сферу анализа включаются фоновые знания реципиента, специфика целевой аудитории, существующие в данном культурно-языковом сообществе ценности и стереотипы, креолизация текста. Однако и рассмотрение этих элементов в совокупности еще не обеспечивает полного представления о том, каким образом объект экстралингвистической действительности наделяется неким новым, сделанным «по заказу», мифологическим содержанием. Поскольку текстовая часть рекламы характеризуется небольшим объемом, необходимо использовать в качестве материала для исследования не отдельный текст, а рекламную серию - определенное количество рекламных текстов, объединенных объектом и композиционно-стилистическим решением. Представляется, что обозначенные принципы исследования (и, прежде всего, методология многоуровнего анализа) могут быть использованы для решения более масштабных языковедческих проблем.

Синергетическая парадигма предполагает, что существующая в сознании каждого носителя данного языка система отношений между структурированными элементами окружающей среды и категориями сознания (см. определение языка у Ф. де Соссюра7 и индивидуальной речевой системы у Л.В.Щербы8), которая оказывает влияние на речевое поведение9, является индивидуальной и уникальной для каждого носителя данного языка, и может быть определена как индивидуальная языковая система.

7 Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. - Екатеринбург: 1999.

8 Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность - М.: 2004.

9 См., в частности, Уорф Б. Отношение норм поведе-

ния и мышления к языку // Новое в лингвистике. -

М.: 1960.

Речевое воздействие, таким образом, может быть определено, как сознательное внесение изменений в индивидуальную языковую систему реципиента текста с целью изменить его поведение в заранее определенном направлении.

Такое понимание процесса речевого воздействия открывает новые возможности для экспериментальных исследований не только в области речевого воздействия, но и в области языковой структуры. По причинам, изложенным выше, для подобных исследований, по нашему мнению, желательно использовать контекст рекламы. Речь идет о создании специальных текстов, организованных по принципам рекламы, задачей которых будет добиться создания в сознании реципиентов определенных отношений между элементами языковой структуры. Группы испытуемых подвергаются воздействию этих текстов, после чего успешность или безуспешность воздействия проверяется через поведение, в частности, выполнение или невыполнение тех или иных действий (таких, как выбор одного из нескольких объектов). В результате предполагается получить информацию о процессе формирования языковых связей, и тем самым обеспечить более глубокое представление о функционировании языковой системы.

Выявляемые при помощи данного метода языковые связи и отношения будут иметь, скорее всего, метасемиотический характер, поскольку решающую роль в процессе речевого воздействия играет именно метасемиотическое содержание, передаваемое тогда, когда содержание и выражение языкового знака в совокупности становятся выражением для некоего нового содержания10. Тем не менее, неоднократно указывалось11, что именно метасемио-тический способ выражения имеет наиболее знаковый характер; существует, к тому же, гипотеза, согласно которой данный принцип передачи содержания является первичным для человеческой коммуникации. В частности, как отмечает Леви-Стросс, результаты многочисленных исследований в области структурной антропологии подтверждают мысль Руссо о том, что люди вначале общались тропами12. Следовательно, предположение о том, что изучение формирования метасемиотических отношений может стать ключом к познанию

10 Морозов А.Ю. Выразительные возможности рекламного текста: Дисc.... канд. филол. наук. — М.: 2001; Морозов А.Ю. Имидж в рекламе: опыт лингвистического исследования. - Самара: 2012; Речевая коммуникация в современном обществе. - М.: 2002.

11 См., в частности, Akhmanova O., Idzelis R.F. Linguistics and Semiotics. - M.: 1979; Назарова Т.Б. Филология и семиотика. - М.: 1994.

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №2(3), 2012

общей структуры языка, представляется обоснованным.

Исследования такого рода будут представлять собой разновидность исследований по принципу «черного ящика», принятого в кибернетике, когда принципиально непознаваемая структура изучается посредством того, как она реагирует на возбуждение. В целом, направление этих исследований («от общего к частному») во многом совпадает с выдвигаемым Л.Ельмслевым «дедуктивным», в противовес «индуктивному», методом в лингвисти-ке13. Различие заключается в том, что в нашем случае исследование должно быть сконцентрировано не на установлении предельного конечного числа языковых «сущностей», а на раскрытии тех процессов, которые позволяют языку создавать бесконечное количество этих «сущностей», и обеспечивают именно такие, а

не какие-либо иные, характеристики данной языковой системы.

Такого рода эксперименты уже проводились на базе Института коммерции, маркетинга и сервиса СГЭУ, в контексте разработки курса по речевому воздействию для специалистов в области рекламы. Результаты исследований убедительно подтверждают правомерность гипотезы о метасемиотической структуре текста как основе для речевого воздействия, и свидетельствуют о перспективности описанного в настоящей статье подхода к исследованию языковой структуры посредством изучения результатов воздействия специально созданных в экспериментальных целях текстов.

12 Леви-Стросс К. Первобытное мышление — М.: 1994 - С. 186.

13 Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. - М.: 1960. - С. 273 - 274.

SYNERGISTIC APPROACH TO PERSUASIVE COMMUNICATION RESEARCH AS THE BASIS FOR STUDIES IN LANGUAGE STRUCTURE

© 2012 A.Yu.Morozov1, A.N.Morozova2°

1Samara State University of Economics 2Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

The paper argues that understanding of language as a self-regulatory system, and persuasive communication as formation of new language relations allow a new approach to studies in language structure based on research of persuasive texts on the metasemiotic level.

Key words: linguistics, language structure, persuasive communication, synergetics.

Alexei Yuryevich Morozov, Candidate of Philology, Associate Professor. E-mail: morozov. aleksey. yu@gmail. com Alevtina Nikolayevna Morozova, Doctor of Philology, Professor, Head of English Chair. E-mail: kafeng@pgsga. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.