Научная статья на тему 'Синергетический подход к организации досуга'

Синергетический подход к организации досуга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
536
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / ДОСУГ / ПЕДАГОГИКА / ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калимуллина О. А.

В статье с использованием идеи синергетики, мавтор попытался впервые обосновать процесс формирования творческой направленности в условиях досуга, впервые описаны основные закономерности организации личностью своего досуга, представлен тезаурус интегративной концепции, представленный принципами, тенденциями и социально-культурными условиями формирования творческой направленности личности в условиях досуга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synergetic approach to leisure

In this paper, using the idea of ​​synergy, mavtor first tried to justify the formation of a creative orientation in terms of leisure, first described by the basic laws of the individual organization of their leisure time, is presented thesaurus integrative concept presented principles, trends and socio-cultural conditions of formation of the creative direction of the individual in leisure

Текст научной работы на тему «Синергетический подход к организации досуга»

УДК 374.7

ОА.Калимуллина СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА

В статье с использованием идеи синергетики, мавтор попытался впервые обосновать процесс формирования творческой направленности в условиях досуга, впервые описаны основные закономерности организации личностью своего досуга, представлен тезаурус интегративной концепции, представленный принципами, тенденциями и социально-культурными условиями формирования творческой направленности личности в условиях досуга

Ключевые слова: синергетика, досуг, педагогика, творчество, творческий потенциал, формирование творческой направленности, личность.

Kalimullina O.Synergetic approach to leisure

In this paper, using the idea of synergy, mavtor first tried to justify the formation of a creative orientation in terms of leisure, first described by the basic laws of the individual organization of their leisure time, is presented thesaurus integrative concept presented principles, trends and socio-cultural conditions of formation of the creative direction of the individual in leisure

Keywords: synergy, leisure, education, art, creativity, forming a creative orientation, personality.

Синергетический подход к организации досуга предполагает разработку вариативных моделей организации культурно-досугового процесса и содержания занятий, основополагающими принципами которых будут интеграция и творческое развитие личности. В синергетический подход к образованию органично вписывается метод системного анализа. Главное в нем - логически обоснованное исследование проблемы и использование соответствующих методов ее решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук. Системный анализ предполагает междисциплинарность. Системный анализ - это не только методологическая основа научных исследований и разработки новых технических и управленческих решений. Его можно расценивать как инструментарий для рационального овладения знаниями, постижения их природы, способов их запоминания и систематизирования. Он помогает осмыслению новых знаний. Овладение навыками системного анализа способствует формированию творческого мышления, реинтеграции информации на новом качественном уровне с пониманием системных связей.

Для того чтобы применять принципы синергетики к анализу досугового процесса, необходимо определить, является ли досуг системой вообще и синергетической системой в частности. Прежде всего, досуг как социальный феномен, находится в ситуации развития, саморазвития и эволюции вместе с социумом, культурой, современными социально-культурными и экономическими тенденциями в мире. В рамках обсуждаемых проблем необходимо понять, как устроено это развитие, для того чтобы, в конечном счете, управлять процессом формирования творческой направленности личности.

Так, досуг может рассматриваться как сложная система на основании того, что основные элементы этой системы, руководитель и участник, представляют собой взаимосвязанные и взаимообусловленные во взаимодействии необходимые составляющие, позволяющие системе существовать как целому и относительно обособленному в структуре социуму. Досуг является открытой системой, так как, обмениваясь информационными, материальными, человеческими, духовными и социально-культурными, художественно-творческими ресурсами, взаимодействует с социальной средой, воспринимает и интерпретирует в своих изменениях процессы, происходящие в обществе. Таким образом, система досуга и общество являются взаимосвязанными, коэволюционирующими системами. Открытость системы досуга, с одной стороны, создает многообразие интересов, обращенных к творчеству, развитию духовных потребностей, интеллектуальных ресурсов личности, ее духовно-нравственных компетенций. С другой стороны, в системе досуга создается разнообразие форм досуговой деятельности, обеспечивающей формирование нового типа личности, соответствующей не только сложившемуся социальному многообразию, но и возможному многообразию будущего наше страны.

Многообразие потенциальных состояний выражает неопределенность будущего, благодаря чему система организации досуга имеет несколько вариантов своего изменения и открыта не только настоящему, но и будущему обществу. Так, система досуга не просто отражает изменения в обществе, а производит определенную их селекцию, обеспечивает будущее, ее изменения отражают не столько актуальные, сколько потенциальные состояния общества. В соответствии с принципами синергетики будущее социальной системы воздействует на настоящее состояние социально-культурной сферы и особенности организации досуга.

С использованием идеи синергетики, мы попытаемся впервые обосновать процесс формирования творческой направленности в условиях досуга:

1. Во-первых, становится очевидным, что сложноорганизованным системам культурно-досуго-вого процесса, организации досуга молодежи и подростков нельзя навязывать пути их развития; так как досуг основывается на главном принципе добровольности при выборе рода занятий и степени активности и ориентируется на не регламентированную, а свободную творческую деятельность

2. Во-вторых, синергетика свидетельствует о том, что всякая сложноорганизованная система имеет, как правило, не единственный, а множество собственных, отвечающих ее природе, путей развития - таким образом, досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные разнонаправленные, иногда спонтанные действия, формирует потребность в свободе и независимости, выступая одновременно как сфера удовлетворения потребностей личности.

3. В-третьих, синергетика демонстрирует, что хаос может выступать механизмом самоорганизации и самодостраивания структур, удаления лишнего - сфера досуга, обеспечивая удовлетворение, веселое настроение и персональное удовольствие, одновременно может способствовать самовоспитанию личности.

Одной из важных потребностей, реализуемой в сфере досуга, является потребность в общении. Такая потребность реализуется в социально-культурной деятельности различной профилизации: хореографической, музыкальной, художественно-творческой, технической, экологической, гражданской, исторической, спортивной и др. Формируя творческую направленность, личность в процессе общения, актуализируют следующие психологические и социальные механизмы: развитие социальной активности, социальная адаптация, формирование индивидуального мышления, развитие коммуникативной культуры, развитие творческого менталитета, формирование креативной культуры личности; развитие художественно-творческого сознания. Важно отметить, что формирование потребности в общении обеспечивается и эффективным педагогическим сопровождением данного процесса с учетом возрастных, социально-культурных, личностно-индивидуальных, деятельностно-ориентированных подходов.

Вторая потребность, обеспечивающая эффективное формирование индивидуальности человека, с учетом развития его творческой направленности, является потребность в творческом саморазвитии. Потребность в творческом саморазвитии обеспечивается за счет следующих механизмов:

1. Направленность организации свободного времени реализуется в той сфере, которая максимально обеспечивает свободное развитие личности с учетом ее способностей и возможностей.

2. В сфере досуга важна инициация определенного творческого интереса к какому-либо виду деятельности. Без интереса у участников нет возможности к саморазвитию, реализации положительных эмоций и ощущения радости и удовлетворенности от проделанной работы.

3. Стремление к саморазвитию обеспечивает формирование мотивационных и потребностных установок личности, влияющих на творческую направленность личности и обеспечивающих ее готовность к творческой деятельности.

4. Единство интеллектуально-волевых и эмоционально-чувственных усилий обеспечивает реализацию в творческом саморазвитии личности только в атмосфере добровольности, открытости, свободы, демократичности и импровизации, «акта свободного творения», связанных с формированием творческой направленности личности.

Следующей потребностью, реализуемой в сфере досуга, является потребность в творчестве, в творческой деятельности. Системно-синергетический подход ставит нас пред необходимостью пониманию творчества как особой закономерности, подчиняющейся определенным принципам и условиям. Системно-синергетический подход в этом случае реализуется со следующих позиций:

- реализуется системно-структурное понимание формирования творческой направленности личности в условиях досуга с учетом реализации креативно-инновационных, досугово-развивающих, ценностно-ориентационных, культурно-исторических, социально-творческих и социально-педагоги-ческих механизмов;

- реализуется понимание творчества как свободного, не поддающегося логическому описанию, интуитивного, хаотичного состояния, не поддающегося определенным закономерностям, спонтанного интуитивного мышления, озарения и «инсайта», моделирующего гибкими мировоззренческими системами;

- формируется креативное сознание личности, оперирующее инновационными категориями и инновациями;

- формируется новое мышление, обеспечивающее создание нового, уникального результата в любом виде досуговой деятельности, направленное на социальную эволюцию общества.

Важно отметить, что системно-синергетический подход, используемый нами в ходе исследования, позволяет впервые описать следующие закономерности организации личностью своего досуга:

1. В настоящее время формируется новый тип личности, связанный с реализацией досуговых стратегий. В диссертационном исследовании А.В.Погореловой [5], анализируется социокультурная ситуация в сфере молодежного досуга, которая обусловливает формирование досуговых стратегий молодежи. По мнению автора, исследование стратегий досугового времяпрепровождения молодого поколения предполагает изучение не только содержания разнообразных форм, видов досуговой деятельности молодежи, но и выявление ее мотивов, что, в конечном итоге, и определяет наполненность, то есть содержательную сторону видов досуговой деятельности. В зависимости от того, какие интересы положены в ее основу и какими ресурсами молодой человек при этом располагает, следует и различать стратегии досуговой деятельности молодежи. «Досуговые стратегии» понимаются А.В. Погореловой как приоритетные предпочтения личности в выборе досугового направления, позволяющего видеть свои особенности развития в будущем и реализовывать личностные перспективы, в которых молодежь видит результат своего досугового времяпрепровождения. В работе подчеркивается, что очень важно, когда молодые видят в своем досуге и перспективы своего личностного развития, которые могут принести плоды в будущем, направят молодежь на инновационные формы досуга. Так как студенческая молодежь это одна из категорий, которая улавливает лучше всех новизну, она сможет полноценно развиваться именно в аспекте цивилизационной эволюции, способствовать становлению новой эры развитию общества, а это может сделать только креативная, свободно мыслящая личность, а значит современная личность. Таким образом, инновационная сфера досуга способна обеспечить наполнение досуга разнообразными формами за счет активизации креативного ресурса личности. К таким формами досуга можно, например, отнести, влияние инновационных технологий культурно-досуговой деятельности в условиях торгово-развлекательных центров комплексного типа, развитие сети мультиплексов, которые так сегодня востребованы молодежью. Игровые формы, предлагающими такими типами культурно-досуговых комплексов, способны развить не только творческую направленность личности, но и сформировать устойчивые досуговые стратегии в аспекте социально-культурных, художественно-эстетических и мировоззренческих аспектов.

2. Второй закономерностью развития творческой направленности с учетом системно-синергетического подхода является направленность досугового процесса на реализацию комплексного развития сложнокомпонентных качеств личности:

- системного творческого мировоззрения личности, позволяющего реализовать сложную личностную структуру в динамике развития ее творческих свойств: творческого потенциала, творческой активности, творческой мотивации и творческой установки личности;

- мотивационно-направленных образований, обеспечивающих устойчивую мотивацию личности в творческой деятельности, реализацию творческих потенциальных возможностей человека, связанный с формированием мировоззрения, позволяющего проявить творческую направленность личности;

- реализация базового компонента структуры личности - целеполагания, позволяющего личности обеспечивать развитие творческой направленности с позиции основных задач досуговой деятельности, ее принятия целей на основе главной структурной цели личности.

3. Третьей закономерностью формирования творческой направленности личности в условиях досуга является разработанный нами и реализованный тезаурус интегративной концепции, представленный принципами, тенденциями и социально-культурными условиями формирования творческой направленности личности в условиях досуга.

Под тезаурусом (от греч. Эпааирб; — сокровище), понимается в общем смысле специальная терминология специальной области знаний или сферы деятельности, что является одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей. В педагогической науке понятие педагогический тезаурус определяется как упорядоченное множество лексических единиц, достаточно полно отражающих лексику педагогической науки, с фиксацией в явном виде семантических (парадигматических, внеконтекстных, базисных, концептуальных) связей между изучаемыми научными единицами.

В рамках разработанного нами тезауруса формирования творческой направленности личности в условиях досуга были выявлены следующие тенденции: высокая социальная востребованность в

творческой личности; переориентация современного общества на креативную, конкурентноспособную, мобильную личность; развитие информационных, техногенных технологий и нанотехнологий; глобализация культурно-национальных направлений; универсализация и унификация социально-культурных процессов современного общества; индивидуализация как фактор формирования современной личности; культурно-историческая и национально-региональная тенденции как определяющие культурную политику республики Татарстан; интеграция социально-творческого и культурно-досугового процессов в социально-культурной сфере; расширение диапазона и интенсификация инновационных процессов в культурно-досуговой деятельности; массовизация вкусов и всего досуга молодежи.

Представленный тезаурус отражает все современные требования к развитию творческой направленности личности в условиях досуга и может рассматриваться в системной взаимосвязи ее компонентов: принципов, тенденций и социально-культурных условий.

Тезаурус интегративной концепции формирования творческой направленности

личности в условиях досуга

Тенденции Принципы Социально-культурные условия

Высокая социальная востребованность в творческой личности Принцип педагогической поддержки участников в раскрытии творческого потенциала и направленности личности Интеграция деятельности школы, учреждений дополнительного образования и семьи

Переориентация современного общества на креативную, конкурентоспособную, мобильную личность Принцип бинарности в обеспечении и сочетании национального и общего культурного развития личности Направленность организации досугового процесса на усвоение базовых ценностей эпохи

Развитие информационных, техногенных технологий и нанотех нологий Принцип полифункциональности досуговых систем, которые призваны творчески развивать, воспитывать и стимулировать творческую деятельность в микросреде Консолидация социально-культурных, культурно-досуговых уч реждений, досуговых центров, их взаимосвязь в общей политике формирования творческой личности

Глобализация культурно-национальных направлений Принцип интеграции способствует координации педагогических влияний внутри социокультурного пространства. Данный принцип отражает в содержании воспитания творческой направленности личности единство целей и задач духовного, нравственного и культурного развития личности. Наличие гуманистически ориентированной творческой социокультурной среды, обеспечивающей осуществление целенаправленной педагогической поддержки развития творчества

Универсализация и унификация социально-культурных процессов современного общества Принцип ориентации на личностный рост каждого участника заключен в обеспечении благоприятных условий для свободного творческого развития личности Создание педагогических ситуаций с целью использования нестандартных методов, форм и заданий творческого взаимодействия в системе развития творческой направленности

Индивидуализация как фактор формирования современной лич ности Принцип вариативности заклю чается в отражении объективной необходимости вариативного построения организации воспитания и развития творческой направленности, учитывая Создание атмосферы сотворчества, характеризующейся доверительностью, открытостью, свободным творчеством, культурой взаимодействия участников между собой и

специфику тех факторов и условий, которые определяют характер формирования личности руководителем

Культурно-историческая и национально-региональная тенденции как определяющие культурную политику республики Татарстан Реализация развития творческой направленности в свободно выбранном личностью виде культурно-досуговой деятельности, что способствует субъектности участников

Интеграция социально-творчес кого и культурно-досугового процессов в социально-культурной сфере Учет возрастных особенностей в процессе организации досуга

Расширение диапазона и интенсификация инновационных про цессов в культурно-досуго-вой деятельности Интеграция креативного, нравст венного, социально-культурно го и познавательного потенциала личности в условиях личностно-ориентированного подхода.

Массовизация вкусов и всего досуга молодежи Ориентация воспитательного процесса в условиях досуга с доминированием в нем факторов, обеспечивающих формирование системы самоорганизации личности

Литература

1. Жарков АД. Теория и технология культурно-досуговой деятельности / Жарков АД. - М: МГУКИ, 2007. - 480 с.

2. Князева Е. Н. Синергетика: начала нелинейного мышления / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов //Общественные науки и современность. 1993. - № 2. - С. 38-47.

3. Князева Е. Н. Курдюмов С. П. Синергетика и новые подходы к процессу обучения / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов / http://www.uni-dubna.ru.

4. Князева Е. Н. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов / / Высшее образование в России. - 1994. - № 4. - С. 31-36.

5.Погорелова АН. Формирование досуговой культуры современной студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества : автореф...канд.пед.наук / Погорелова АН. -Казань, 2010 -18 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.