Научная статья на тему 'Синергетическая модель студенческого самоуправления вуза'

Синергетическая модель студенческого самоуправления вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / SYNERGETIC APPROACH / STUDENTS' SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гребенюк Е.Н.

В статье исследуются проблемы моделирования процесса студенческого самоуправления в вузе, анализируются свойства педагогического моделирования. Рассматривается возможность применения синергетического подхода к моделированию системы студенческого самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the problem of modeling the process of students self-government in the University. It also examines the properties of pedagogical modeling and the possibility to apply the synergetic approach to the modeling of the system of students selfgovernment.

Текст научной работы на тему «Синергетическая модель студенческого самоуправления вуза»

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ВУЗА

Е.Н. Гребенюк

Аннотация. В статье исследуются проблемы моделирования процесса студенческого самоуправления в вузе, анализируются свойства педагогического моделирования. Рассматривается возможность применения синергетического подхода к моделированию системы студенческого самоуправления.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, моделирование, синергетический подход.

Summary. The article analyzes the problem of modeling the process ofstudents' self-government in the University. It also examines the properties of pedagogical modeling and the possibility to apply the synergetic approach to the modeling of the system of students' self-government.

Keywords: students' self-government, modeling, synergetic approach.

В последнее время в гуманитарных исследованиях все большую популярность приобретает моделирование как метод научного познания объективной реальности. Как отмечает 42 Е.А. Солодова: «Сегодня только ленивый не моделирует. Действительно, привлекательность моделей заключается именно в том, что они позволяют прогнозировать будущее» [1, с. 111]. В современной науке существует большое количество разнообразных определений модели, например, В.Д. Мо-гилевский моделью называет специально синтезированный для удобства исследования объект, который обладает необходимой степенью подобия исходному, адекватной целям исследования, сформулированным субъектом или лицом, принявшим решение относительно исследования системы [2, с. 256]. Модель определяется также

как эталон; устройство, имитирующее строение и действие какого-либо реального объекта; совокупность абстрактных представлений о реальном предмете, аналог объекта на формализованном языке. В словаре философских терминов читаем следующее определение: модель - опытный образец или информационно-знаковый аналог того или иного изучаемого объекта, выступающего в качестве оригинала.

Согласно позиции Е.В. Яковлева, «модели организации следует строить, исходя из идеи самоорганизации, рассматривая их как промежуточные состояния на пути эволюции» [3, с. 34]. В таком случае модели, как шаблоны, полезны при анализе различных ситуаций и проблем, возникающих в практической деятельности; позволяют проследить развитие

организации и выявить внутренние тенденции, определяющие происходящие изменения; эффективны при конструировании будущих ситуаций и анализе возможных путей дальнейшего развития.

В нашем исследовании мы ставим задачу построить модель студенческого самоуправления вуза, опираясь на принципы синергетического похода. Анализ моделей организации студенческого самоуправления в вузах РФ позволяет отметить достаточно плодотворную деятельность по моделированию организации студенческого самоуправления. Вместе с тем, на наш взгляд, в реализуемых моделях недостаточно используются принципы синергетиче-ского подхода как основы самоорганизации, саморегулирования организации в целом и каждой личности в отдельности; практически не рассматривается организация студенческого самоуправления в воспитательной системе образовательного учреждения. Мы считаем, что в вузе приоритетная роль должна отдаваться личности студента как индивидуального и самостоятельного субъекта, способного влиять на всю систему вузовского менеджмента. Реализацию гуманистической стратегии воспитания личности будущего специалиста необходимо связывать с всемерной поддержкой развития студенческого самоуправления в вузах. Современная действительность требует эффективной социализации молодежи, воспитания и развития у студентов качеств инициативного и самостоятельного субъекта, способного творчески и активно строить свои отношения в различных сферах действительности на основе саморазвития, самообразования, самовоспитания, самоуправления. Достаточно эффективно

эти качества личности формируются в процессе студенческого самоуправления, как основной формы участия студентов в управлении студенческой жизнью вуза. Участие в студенческом самоуправлении - это особый вид деятельности, в реализации которого проявляются и развиваются профессиональные, организаторские, лидерские, творческие способности и личностные качества студентов. В вузовской практике известно немало различных форм и моделей воспитательной работы. Возможность и своевременность применения той или иной модели должна быть привязана к задачам определенного этапа развития студенческого самоуправления как целостного процесса. С опорой на данную исходную позицию и была разработана модель развития организационных форм студенческого самоуправления в вузе, в которой на каждом этапе оказываются востребованными такие формы, которые рассчитаны на достижение определенного результата.

Специфика создания систем развития студенческого самоуправления состоит в функционировании моделей, отвечающих сложившимся традициям и дополненным новыми идеями и элементами, вариативности моделей, подключенных к решению наиболее актуальных воспитательных программ, определяемых в развитии общей программы воспитания будущего специалиста педвузе с учетом передового опыта вузов.

В процессе моделирования студенческого самоуправления могут быть созданы различные модели инновационной деятельности: содержательные, управленческие, нормативно-правовые и прочие, которые составят основу будущего проекта. Безу-

43

44

словно, что образовательное учреждение самостоятельно решает вопрос о том, какая модель или ее модификации в наибольшей степени соответствуют задачам дальнейшего развития самого учреждения.

В случае, когда мы моделируем какие-то варианты студенческого самоуправления, нас интересует и моделирование структуры рассматриваемого объекта, и моделирование его функционирования. В то же время, учитывая, что многие события жизни носят случайный характер, некоторые исследователи советуют строить модель на основе установлений вероятностных событий, то есть использовать стохастическое моделирование.

Модель - это, прежде всего, продукт моделирования, то есть процесса, в котором «участвуют» объект моделирования (оригинал) и субъект, то есть тот, кто моделирует. Учитывая, что студенческое самоуправление может быть представлено в качестве как знаковой, так и вербально модели, то нему применимо построение моделей имеющих реальное воплощение (структурных, содержательных, технологических, нормативных) и описывающих процессы, которые строятся на принципах, ценностных установках, способах взаимодействия всех структурных элементов. Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования, мы предполагаем, что основные принципы построения модели могут быть следующими: принцип уровневой иерархичности, модульный, принцип гуманизации, междисциплинарности и самоопределения. Реализация в модели студенческого самоуправления данных принципов означает для студентов возможность конструирования своего собственного образа, проектирования

своей жизненной траектории, утверждает доверие как феномен личностно-ориентированного подхода.

Модель студенческого самоуправления не может быть полностью идентична воспроизводимой ею действительности, ее основная функция, как раз, и заключается в выделении существенных сторон и связей университетской действительности. При моделировании студенческого самоуправления в вузе следует опираться на следующие приоритетные принципы:

• свободный выбор вузом и его подразделениями модели студенческого самоуправления, исходя из своей специфики и имеющихся традиций и прецедентов;

• ориентация на индивидуальные и коллективные интересы, потребности, способности всех участников образовательного процесса (студенты, преподаватели, родители, работодатели, местная власть, общественные организации);

• равноправная позиция всех субъектов самоуправления;

• деятельностный подход, позволяющий направить индивидуальную и коллективную деятельность студентов на полезные дела;

• тесное взаимодействие вуза и его подразделений с местным сообществом, властью, бизнесом, общественными организациями.

«В синергетическую модель студенческого самоуправления могут быть заложены такие ценности как -свободная, творческая, гармонично развитая личность, высокая профессиональная квалификация, личность живущая в открытом гражданском обществе, признающая его ценности, конкурентоспособная в условиях рынка» [4, с. 46]. Синергетический под-

ход - это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая реализацию совокупности идей, понятий и методов в исследовании и управлении открытыми нелинейными самоорганизующими системами. Известные варианты определения синергетики опираются на такие свойства системы, как нелинейность, когерентность, открытость, которые действительно необходимы для самоорганизации различных систем. В студенческом самоуправлении это - личность учащегося и преподавателя, студенческое сообщество команда преподавателей, это учреждение образования и его окружающая среда.

Синергетический подход позволяет рассматривать студенческое самоуправление в вузе как процесс в значительной степени самоорганизующийся, не основанный на прямых при чин но-следственных зависимостях, а протекающий неоднозначно, процесс обусловленный множеством внутренних и внешних влияний; закономерных и случайных; предсказуемых и стихийных; упорядоченных и хаотичных. Синергетический подход в самоуправлении - методологический принцип исследования и понимания этого процесса как нелинейной системы, указывающий на предсказуемость, хаотичность, вероятность и субъектность поведения его участников, в силу чего в системе самоуправления возникает хаос, необходимость преодоления которого становится внутренним источником ее самоорганизации и саморазвития.

В свете синергетического подхода - человек - не винтик системы, развивающийся вместе с ней, а сила, способная к преодолению кризисов

и упорядочиванию системы, ее стабилизации. Специфическими для синергетики являются термины: хаос, самоорганизация, диссипативная структура, аттрактор, бифуркация, синергетический эффект. Среди положений синергетики, важных для организации эффективной системы студенческого самоуправления, можно отметить следующие: во-первых, условием динамического развития системы является наличие в ее структуре неустойчивых, неравновесных состояний; во-вторых, поле путей развития системы содержит альтернативы и определяется внутренними свойствами системы; в-третьих, определяющими для перехода системы на новый уровень развития могут стать малые воздействия; и, в-четвертых, механизмы синергетического управления строятся на принципе резонанса внутренних свойств системы и слабых воздействий.

Таким, образом, синергетический подход к моделированию системы студенческого самоуправления в вузе основан на использовании свойств нелинейности, открытости управленческих систем, их способности адаптироваться к условиям окружающей среды на основе самоорганизации. Также, на наш взгляд, при моделировании системы студенческого самоуправления вуза с использованием синергети-ческого подхода необходимо учитывать следующие их особенности.

Нелинейность развития управленческих систем. Теория синергетики и практики учитывают, что состояние покоя или линейного развития являются лишь абстракцией, удовлетворительной описывающей систему только в коротком интервале времени.

45

46

Многовариантность, альтернативность развития систем. Результатом моделирования синергетических систем вследствие, прохождения ими через множество точек бифуркаций будет не конечное состояние системы, а поле разновероятностных состояний.

Способность системы к качественному скачку. Накопление познавательного возмущения в системе (флуктации) может вызвать качественный переход системы с одного уровня на другой как в положительной, так и в отрицательной динамике.

В развитии и становлении системы студенческого самоуправления как любого феномена социального развития все более четко выявляется значение понимания роли ритмов и циклов в его осуществлении. В этом плане открытие некоторыми исследователями синергетического циклизма приобретает особый смысл, поскольку позволяет более глубоко и точно раскрывать принципы, механизмы, характер развития самоуправляемых систем. По мнению В.П. Бранского, с точки зрения синергетического циклизма, развитие любой системы приобретает форму своеобразной «игры в бисер» и если традиционный циклизм предполагает чередование (повторение) определенных типов порядка, то синергетический циклизм - чередование порядка и хаоса [5].

Спектр направлений, в которых может протекать иерархизация и де-иерархизация системы, отнюдь не произволен: он задается природой этой системы, которая претерпевает указанную эволюцию в процессе своего развития. Другими словами, он, этот спектр, определяется бифуркацией - разветвлением старого качества на конечное множество вполне

определенных потенциально новых качеств. Цепочка бифуркаций может не только увести самоорганизующую систему от исходного состояния, но и вернуть ее в это состояние. Для конкретной воспитательной системы, взаимодействующей с конкретной средой, существует свой аттрактор - предельное состояние, достигнув которого система уже не может вернуться ни в одно из прежних состояний. В существовании аттракторов - предельных состояний любой системы легко убедиться, наблюдая как иерархизацию (порядок), так и деиерархизацию (хаос).

Процесс иерархизации в условиях взаимодействия с внешней средой и изменения системы отношений не может продолжаться бесконечно: достигнув некоторого предельного состояния («простой аттрактор» у В.П. Бранского) он останавливается; этим и можно объяснить распад, «смерть самоорганизующейся системы» [там же, с. 10].

Но не нужно опасаться процесса деиерархизации: распад самоорганизующейся системы может закончиться, когда он достигнет некоторого предельного состояния («странный аттрактор»).

В.П. Бранский аргументированно доказывает, для чего нужна на первый взгляд такая неприятная процедура как деиерархизация: она создает совершенно новые элементы, на базе которых может возникнуть спектр совершенно новых возможных структур. Последние были невозможны в рамках прежних элементов. Кроме того, взаимодействие этих элементов протекает теперь по новому закону. Следовательно, именно деиерархизация придает переменам в развитии самоо-

правляемой системы радикальный (а не косметический) характер. Вот почему в синергетической теории развития отношение к хаосу оказывается существенно иным, чем оно было бы в классических теориях развития.

Таким образом, процесс развития системы студенческого самоуправления, если его наблюдать достаточно долго, в общем случае не сводится только к иерархизации (переход от простого к сложному), а представляет собой крайне сложный процесс, многоступенчатого чередования процессов иеррахизации и деиерархизации.

Задача педагога-организатора при этом состоит не только в прогнозе вероятности краха системы, но и в определении управляющих воздействий, способных вызвать такой скачок (или его предотвратить). Моделирование системы студенческого самоуправления с использованием синергетического подхода приводит, на наш взгляд, привести к изменению оценки результатов управления. Становится очевидным рассмотрение системы любого уровня не с позиции оценки разницы «конечный результат системы (выпускник вуза) - начальное состояние (студент I курса), а как определение различия множества альтернатив развития при управленческом воздействии и множества альтернатив безуправленческого развития. В управленческих системах, являющихся открытыми системами, включающими взаимодействия организационных, мотивационных, диагностических подсистем, синергети-ческие эффекты позволяют переводить естественное развитие в скачкообразный рост и переход системы в качественно новое состояние. Это радикальный способ вывода системы

студенческого самоуправления из кризиса. Для формирования синерге-тических эффектов в системе студенческого самоуправления необходимо выполнение следующих условий:

• должны быть согласованы во времени и пространстве условия функционирования подсистем, входящих в систему студенческого самоуправления;

• должно быть выявлено ведущее звено качественного развития (управ-ленческо-организационная, педагогическая инновация) и обеспечить его саморазвитие;

• внешние управляющие воздействия на систему (администрации учебного заведения) должны быть конгениальны внутренним автоколебанием системы, совпадать с ними как по вектору, так и по темпу и частоте.

В реальных самоуправляемых системах это означает, что если ведущим звеном являются инновационные механизмы и средства инновационного менеджмента, то поисковый этап, научная концепция, материально-техническое, научно-методическое обеспечение и сопровождение должны быть системными, комплексными, скоординированными в пространстве и времени, последовательны, конгруэнтны, всеобъемлющи, непрерывны. Формирование синергетических эффектов в самоорганизующихся системах возможно программно-целевым методом. Методология программно-целевого проектирования самоорганизующихся систем - это методология поиска и отбора механизмов и средств управленческого воздействия, технологических разработок и их внедрения в управленческий процесс вуза, при котором весь цикл от поиска до внедрения рассматривается как единая система последова-

47

48

тельных операций, приводящих к си-нергетическому эффекту.

Парадигмы, новые научные концепции, инновационные технологии выполняют роль флуктаций (отклонений от средних величин), вызывают в самоуправляемой системе новые качественные скачки к развитию. Прежде чем они реализуются в педагогике, они проходят ряд этапов внедрения в педагогические системы. Эти этапы подобны фазовым переходом в физических системах. Изменения в фундаментальных исследованиях переходят в изменения в прикладных науках и конкретизируются. Из прикладных наук они переходят в технологические цепи (средства, механизмы) педагогических систем, из технологических цепей в технологические науки (сеть педагогических событий). Меняется фазовый портрет педагогической системы, меняется структура, содержание педагогических технологий. Изменения в структуре становятся настолько большими, что радикально меняют парадигму системы. Изменения парадигмы - это революция, си-нергетический взрыв, изменяющий всю педагогическую систему. Синерге-тические взрывы, вызванные инновациями, сменой парадигмы сопровождаются синергетическими эффектами, которые являются количественными и качественными измерителями в системе воспитания и образования социально-ориентированной личности. Как считают многие исследователи синергетических процессов, си-нергетический эффект может быть

как положительным, так и отрицательным. Отрицательные значения синергетического эффекта могут быть связаны как с разрушением системы, потерей его устойчивости, разрывом связей, деградацией и хаосом.

Итак, исходя из основных постулатов синергетической парадигмы, модель студенческого самоуправления должна обладать эмержентными свойствами. Эти свойства определяются нами в синергетической модели студенческого самоуправления как получение синергетического эффекта, который состоит в том, что система приобретает дополнительные свойства, позволяющее ей развиваться более интенсивно, совершая качественные скачки в своем развитии, постоянно совершенствуясь и развиваясь.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: синергетический подход. Учебное пособие / Предисл. Г.Г. Мали-нецкого. - М.: Книжный дом «ЛИБРО-КОМ», 2012. - 344 с.

2. Могилецкий В.Д. Методология систем. -М.: Экономика, 1999. - 346 с.

3. Яковлев Е.В. Построение моделей в гуманитарных исследованиях. - М., 2007. -135 с.

4. Жидких Т.М. Управление образовательным процессом в колледже на основе синергети-ческого подхода: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2007. - 235 с.

5. Бранский В.П. Социальная синергетика как постмодернистская философия истории // Общественные науки и современность, 1999. - № 6. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.