Научная статья на тему 'Синергетическая концепция социокультурного проектирования в образовании'

Синергетическая концепция социокультурного проектирования в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНЕРГЕТИКА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / SYNERGETICS / METHODOLOGICAL CONCEPTION / SOCIOCULTURAL PLANNING / OUTSTRIPPING EDUCATION / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скуднова Татьяна Дмитриевна

В статье анализируется современная ситуация в системе гуманитарного образования. Автор обосновывает философскую концепцию синергетического подхода к опережающему образованию и раскрывает базовые характеристики социокультурного проектирования в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGETIC CONCEPTION OF THE SOCIAL AND CULTURAL DESIGN IN EDUCATION

An analysis is made of the modern situation in the humanities education. The author substantiates the philosophical conception of synergetic value-guided approach in education and gives base characteristics of social and cultural planning in education.

Текст научной работы на тему «Синергетическая концепция социокультурного проектирования в образовании»

УДК 378 ББК 74.580 С 46

Т.Д. Скуднова

Доктор философских наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии

Таганрогского государственного педагогического института им. А.П. Чехова; E-mail:

skudnovatd@yandex. ru

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

(Рецензирована)

Аннотация. В статье анализируется современная ситуация в системе гуманитарного образования. Автор обосновывает философскую концепцию синергетического подхода к опережающему образованию и раскрывает базовые характеристики социокультурного проектирования в образовании.

Ключевые слова: синергетика, методологическая концепция, социокультурное

проектирование, опережающее образование, инновации.

T.D. Skudnova

Doctor of Philosophy, Professor of Social Pedagogy and Psychology Department, Taganrog State

Pedagogical Institute named after A.P. Chekhov; E-mail: skudnovatd@yandex.ru

SYNERGETIC CONCEPTION OF THE SOCIAL AND CULTURAL DESIGN IN EDUCATION

Abstract. An analysis is made of the modem situation in the humanities education. The author substantiates the philosophical conception of synergetic value-guided approach in education and gives base characteristics of social and cultural planning in education.

Keywords: synergetics, methodological conception, sociocultural planning, outstripping education, innovations.

В последние десятилетия институт высшего гуманитарного образования становится актуальным объектом не только традиционных психолого-педагогических исследований, но и философских, культурологических и социологических поисков. Сегодня высшая школа в России переживает сложный этап кардинального обновления, трансформаций, связанных с поиском адекватных переменам в обществе подходов и стратегий образования. В условиях демократических преобразований в жизни общества все более отчетливо проявляется тенденция ориентации на «человеческое измерение». Общенаучная значимость введения понятия «человекоразмерность» образования в качестве «ценностного императива» обоснована В.С. Степиным в концепции современной науки как постнеклассической [1]. В аспекте «человекоразмерности» образование онтологически есть институт становления человека. Институт образования, продолжающий функционировать как традиционная образовательная система, все отчетливее проявляет свою внутреннюю онтологическую сущность - как сложный процесс становления человека в качестве субъекта собственного бытия в образовании. Новая парадигма образования требует адекватной организации его содержания на основе принципов целостности культуры и человека. В конце XX - начале XXI вв. основной проблемой стал поиск новых методологических ориентиров познавательной деятельности.

Методологическая направленность модернизации образования ориентирует вузы на развитие познавательной самостоятельности, социальной активности студентов как основы профессиональной компетентности. Выпускник вуза, чтобы быть социально успешным и

конкурентоспособным на рынке труда, должен быть профессионально компетентным, мобильным, обладать системным критическим мышлением, рефлексией и творческими способностями.

Социально-философская рефлексия проблем образования требует нового понимания его сущности и методологического обоснования его трансформации. Потребность нового осмысления социально-мировоззренческих основ образования связана и с глобальным кризисом современной цивилизации, острота которого заставляет пересматривать многие традиционные взгляды на мир и, прежде всего, признать приоритет антропологических, духовных и социокультурных ценностей в мировоззрении человека XXI столетия. Необходимость концептуального анализа приводит к выработке новых подходов, парадигм, основанных на учете открытости, сложности, нелинейности, нестабильности, хаотичности и неравновесности динамических систем. Философско-мировоззренческое осмысление приводит также к изменению онтологии личности. Происходит формирование новых представлений не только о той или иной конкретной сфере реальности, но и о человеке как креативном субъекте, носителе новой культуры, новых ценностно-мировоззренческих установок.

Особенно остро перед человечеством встает сложная концептуальная задача осмысления сущности образования как процесса саморазвития личности и формирования гуманитарной культуры в связи с осознанием сложности современного развивающегося мира. По мнению ведущих российских учёных (Ю.Г. Волков, Г.И. Герасимов и др.), развитие гуманитарной культуры креативной личности является условием выживания и совершенствования современной цивилизации [2, 3].

В условиях технологизации и информатизации всей социальной жизни особенно важно, чтобы образование решало задачу формирования у человека способности к самообразованию и саморазвитию. Для этого необходимы инновационные изменения содержания, форм и методов образования, соединение и практическое применение новых технологий, направленных на развитие субъектности креативного, свободного, социально ответственного человека.

Анализ тенденций и перспектив развития современного гуманитарного образования следует начинать с системного пересмотра приоритетных ценностей образования с точки зрения их антропологической модальности, выявления взаимосвязи между глобализацией и социокультурными трансформациями, с определения социально-философских и синергетических оснований образования.

С точки зрения теории самоорганизации (синергетики) модернизация образования, ее философия основывается на развитии своего главного субъекта - человека, способного к самоорганизации и воспроизводству культурной традиции. Без философии человека и образования не может быть никакой теории человеческого жизненного опыта. В центре внимания появляется проблема опережающего развития образования. К числу базовых идей синергетической концепции образования относятся:

- холистическая идея, признающая единство и целостность человека и мира;

- идея самоорганизации, представляющая мир как единую, открытую, динамическую систему;

- акмеологическая идея, отражающая сущность профессионального саморазвития.

Открытым и дискутируемым остается сегодня вопрос о перспективах аппликации

идей самоорганизации на социально-гуманитарную сферу. Синергетическая рефлексия системы образования чрезвычайно важна в современной России, поскольку образование находится в зоне бифуркации, испытывая одновременно разнонаправленные воздействия на образование, и диверсификации образовательных структур. В этих условиях важно не только понять происходящие в системе образования процессы самоорганизации, но и задать необходимые параметры, адекватные тем инновациям, которые возникают в многоуровневом и разнополярном своему развитию образовательном пространстве.

По мнению Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова, синергетику в педагогике следует

рассматривать в контексте метода и в контексте содержания образования [4]. Методологическая новизна синергетических идей в образовании связана с признанием способности систем к саморазвитию не только за счет внешнего энерго-информационного потока, но и за счет реализации внутреннего потенциала.

В.А. Игнатова выделяет три главных компонента использования идей синергетики в образовании: дидактические аспекты адаптации синергетических идей в содержании образования; использование их в моделировании и прогнозировании развития образовательных систем; реализация их в управлении образовательным процессом [5].

В.Г. Буданов предлагает три направления в использовании синергетической парадигмы в образовании: синергетика для образования; синергетика в образовании; синергетика образования (синергетичность самого процесса образования и становления личности) [6].

В исследованиях Т.Б. Загоруля педагогическая синергетика выступает в качестве методологического принципа междисциплинарного характера [7].

В работах В.В. Попова и О.А. Музыка социосинергетика выступает методологическим ориентиром междисциплинарных исследований [8]. Сущность синергетического подхода в образовании можно рассматривать, как процесс управления не управляя, но обеспечивая самовоспитание, самообразование, саморазвитие личности будущего специалиста. Синергетика пытается увидеть «мир изнутри», мир, как он видится познающим его и действующим в нем человеком, увидеть, как он может строиться, проектироваться человеком. Синергетика раскрывает особую, решающую роль человека, который, будучи встроен в сложные системы, может оказывать непосредственное влияние на ход их эволюции, выводить их на предпочтительные будущие состояния.

Для синергетического подхода в образовании характерна опора на поиск нового знания, открытие новых истин, которые имеют эвристический характер и опираются не только на правила и знания, но и на интуицию, воображение и творчество. Синергетика междисциплинарна по своей природе, поскольку ориентирована на поиск универсальных паттернов эволюции и самоорганизации открытых нелинейных систем любого рода, независимо от конкретной природы элементов или подсистем. Синергетическая идея в современном образовании - это область знания, которая инициирует глубокие изменения в методологических основаниях современной науки, в философском взгляде на мир, в самом стиле научного мышления. Происходит радикальная смена и изменение во всей концептуальной системе мышления: переход от категорий бытия к со-бытию, от

существования к становлению, эволюционированию, от старых структур к новым; от представлений о стабильности и устойчивости к представлениям о нестабильности и нелинейности; от эволюции к коэволюции, взаимосвязанной эволюции сложных систем; от размерности к соразмерности.

Для молодого поколения XXI века основой жизнедеятельности должна стать активность, направленная на самопознание, осмысление путей и возможностей собственной самореализации, саморазвития. Ситуация, в которой реализуется и закрепляется осмысление путей и возможностей собственной самореализации, саморазвития, интерес к окружающему миру и другим людям, может быть создана на основе социокультурного проектирования как инновационной образовательной технологии.

Социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей [9].

Задача социокультурного проектирования состоит в том, чтобы создавать и поддерживать условия для интеллектуальной и творческой самореализации каждой личности, формировать способность к осуществлению профессионально-личностного выбора. В.Е. Радионов полагает, что «качество, эффективность, рациональность выбора

определяются уровнем развития новой грани человеческой образованности - способности к проектной деятельности, интеллектуальной по своему характеру и призванной до «пробы в реальном материале» исследовать, предвидеть, прогнозировать, оценить последствия реализации тех или иных замыслов»[10].

Исследование возможностей применения социокультурного проектирования в образовании позволило определить сущностные характеристики креативной личности современного специалиста:

- социальная ответственность (его жизнь и судьба - это тот проект, который им самим пр оектируется);

- активность (креативный и созидательный характер деятельности по реализации смысла своей жизни);

- способность к рефлексии, прогнозированию и проектированию своего будущего, определению своей неповторимой цели;

- готовность к согласованию жизненных индивидуальных устремлений с социальными.

Специфика социокультурного проектирования состоит в том, что оно дает возможность воссоздать целостный образ креативной личности, открывает для образования новую перспективу не массового однотипного обучения, а подготовку специалиста нового типа: компетентного, конкурентоспособного, социокультурно-ориентированного,

созидающего.

Социокультурное проектирование в образовании, реализуемое через мотивированное включение студентов в разработку проектов, является в настоящее время альтернативным путем, позволяющим комплексно преодолеть недостатки традиционного образования. При этом оно обладает рядом дополнительных достоинств, к которым можно отнести следующие:

- социальную направленность проектной деятельности, позволяющую реализовывать проекты, изменяющие социально-культурную обстановку в вузе, регионе, обществе (реальную включенность студентов не только в осмысление своего социокультурного окружения, но и в преобразование его);

- возможность постановки целей, решения и реализации идей, значимых в данном социуме, которую принесет разработанный и внедренный проект;

- постепенное освоение технологии личностного проектирования своего образования, будущей профессиональной деятельности, решения жизненно важных проблем;

- свободное творческое самовыражение студентов, не ограниченное рамками предмета и времени (большой выбор тем и идей проектов);

- необходимость использования при разработке проектов не только знаний из разных предметов, но и выход далеко за рамки содержания традиционного образования (использование значительной по объему и сложности дополнительной литературы при разработке проектов, большую вариативность в применении различных алгоритмов проектирования, применение своих творческих способностей и научных знаний и т.д.);

- проявления таких качеств, как самостоятельность, ответственность, креативность, оригинальность;

- собственный практический опыт в области исследования, проработка материала на основе собственного опыта и переживаний с учетом значимости данного социокультурного проекта для данного факультета, вуза или города.

Наши исследования наглядно демонстрируют необходимость использования социокультурного проектирования в образовании, направленного на формирование и функционирование диалектически сочетающихся инновационных и традиционных технологий в образовании, изучение роли образования в его многомерных связях с мировым духовным опытом и общественной практикой.

Таким образом, социокультурное проектирование и инновационное развитие образовательного пространства вуза с позиции теории самоорганизации обеспечивают

возможности для создания инновационной системы образования, в рамках которого осуществляется взаимодействие науки, образования, культуры и общества, формируют креативное, нестандартное мышление субъектов образовательного процесса, позволяющее молодежи адаптироваться к изменяющимся социокультурным условиям трансформирующегося общества. В контексте синергетического подхода гуманитарное образование направлено не на точность познания, а на глубину понимания объекта, что невозможно без развития внутреннего мира субъектов образования. Оно ориентировано на человеческую реальность во всей ее полноте, концентрирует внимание на человеке как существе целостном, свободном, стремящемся не только к самореализации, но и к самосовершенствованию. Если точные и естественные науки раскрывают природное единство мира, то роль гуманитарного образования - в обнаружении духовного единства человека и мира.

Современная философия образования приобретает сегодня новую проблематику, освобождаясь от традиционной нормативности и назидательности, но сохраняя ориентацию на главную цель - познание и совершенствование человека посредством образования. В связи с этим появляется надежда на то, что модернизация гуманитарного образования будет способствовать не только профессионально-компетентностному, но и духовному развитию человека, от которого непосредственно зависят перспективы и тенденции общественной динамики.

Примечания:

1. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2007.

2. Волков Ю.Г. Креативная личность в культурно-историческом контексте. Ростов н/Д, 2011.

3. Герасимов Г.И., Васильева Е.Н., Лубский А.В. Проектная культура преподавателя и методическое обеспечение социальных и гуманитарных дисциплин в высшей школе. Ростов н/Д, 2011.

4. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Синергетическое мировидение. М.: Комкнига, 2005.

5. Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики // Педагогика. 2001. № 8. С. 26-31.

6. Буданов В.Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики. Синергетическая парадигма: многообразие поисков и подходов. М., 2005.

7. Загоруля Т.Б. К вопросу инноваций в образовании: педагогическая синергетика и постсинергетика // Известия Уральского государственного университета. 2010. № 3. С. 87-93.

8. Попов В.В., Музыка О.А. Время и социальная синергетика. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007.

9. Марков А.П., Бирженюк Г.М Основы социокультурного проектирования: учеб. пособие. СПб., 1997.

10. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПб ГТУ, 1996. С. 25.

References:

1. Stepin V.S. The philosophy of science. Common problems. M., 2007.

2. Volkov Yu.G. Creative personality in a cultural-historic context. Rostov-on-Don, 2011.

3. Gerasimov G.I., Vasilyeva E.N., Lubsky A.V. Teacher's projective culture and methodological support of social and humanitarian subjects at a higher school. Rostov-on-Don, 2011.

4. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. The fundamentals of synergetics. Synergetic world vision. M.: Komkniga. 2005.

5. Ignatova V.A. Pedagogical aspects of synergetics // Pedagogy. 2001. No. 8. P. 26-31.

6. Budanov V.G. Transdisciplinary education, technologies and principles of synergetics. Synergetic paradigm: variety of searches and approaches. M., 2005.

7. Zagorulya T.B. On the problem of innovations in education: pedagogical synergetics and postsynergetics // Proceedings of the Ural State University. 2010. No. 3. P. 87-93.

8. Popov V.V., Musyka O.A. Time and social synergetics. Rostov-on-Don: YUFU Publishing house,

2007.

9. Markov A.P., Birzhenyuk G.M. Foundations of sociocultural planning: a manual. SPb., 1997.

10. Radionov V.E. Non-traditional pedagogical planning: a manual. SPb.: SPb GTU Publishing house, 1996. P. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.