Научная статья на тему 'Синдром эмоционального «Выгорания» как профессиональная проблема социального работника'

Синдром эмоционального «Выгорания» как профессиональная проблема социального работника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4251
570
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ «НЕДУГ» / «СТРЕСС» ОБЩЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ "ВЫГОРАНИЕ" / УСЛОВИЯ «ВЫГОРАНИЯ» / СТАДИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ» / PROFESSIONAL "MALAISE" / "STRESS" OF COMMUNICATION / PROFESSIONAL "BURNOUT" / CONDITIONS OF "BURNOUT" / STAGES OF EMOTIONAL "BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куличенко Раиса Михайловна

В статье представлена характеристика психологического состояния специалистов, осуществляющих профессиональную помощь различным категориям людей и подверженных чувствам эмоционального истощения, негативного профессионального восприятия; ощущения собственной некомпетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куличенко Раиса Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT AS PROFESSIONAL PROBLEM OF SOCIAL WORKER

The article presents the characteristics of psychological professionals, offering professional assistance to various categories of people affected and the feelings of emotional exhaustion, negative perceptions of professional, feeling their own incompetence.

Текст научной работы на тему «Синдром эмоционального «Выгорания» как профессиональная проблема социального работника»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 364.62

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО «ВЫГОРАНИЯ»

КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

© Раиса Михайловна КУЛИЧЕНКО

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Академии социальных и образовательных технологий, e-mail: raisa_kulichenko@mail.ru

В статье представлена характеристика психологического состояния специалистов, осуществляющих профессиональную помощь различным категориям людей и подверженных чувствам эмоционального истощения, негативного профессионального восприятия; ощущения собственной некомпетентности.

Ключевые слова: профессиональный «недуг»; «стресс» общения; профессиональное «выгорание»; условия «выгорания»; стадии эмоционального «выгорания».

Психологическое состояние специалистов различного профиля, чаще всего здоровых людей, находящихся в постоянном общении с различными категориями населения при оказании профессиональной помощи, нередко характеризуется снижением удовлетворенности своей деятельностью в результате эмоционального и умственного истощения, приступов напряженности, тревожности, депрессии. Американский психиатр Х.Дж. Фрейденберг назвал это явление эмоциональным «выгоранием», а К. Кондо определил его как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Он же установил, что «выгоранию» более всего подвержены учителя, психологи, педагоги, воспитатели детских домов, социальные работники и другие специалисты, содержанием деятельности которых является межличностное взаимодействие.

Социальная работа - это многосторонняя профессиональная деятельность, направленная на содействие людям, социальным группам в решении социальных проблем, прежде всего по преодолению личностных и социальных трудностей, посредством поддержки, защиты, обслуживания, коррекции и реабилитации.

В российских классификаторах приняты два профессиональных определения - специалист социальной работы и социальный работник. Специалист социальной работы -это «...человек, обладающий фундаментальными и прикладными знаниями, специальными навыками, умениями и, соответственно, - ключевыми базовыми компетенциями в области социальной работы, имеющий высшее профессиональное образование по специальности «Социальная работа». По роду своей деятельности он осуществляет посредничество, консультирование, специализированную помощь в социальных службах, организациях; оказывает социальную помощь и услуги семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и другим группам населения; организует и координирует социальную работу с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы и т. д.» [1].

Социальный работник - это «...лицо, окончившее среднее специальное учебное заведение по профилю социальной работы, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы по социальному обслуживанию и склонное по своим личным качествам к оказанию социальных услуг» [1].

В соответствии с должностной инструкцией он выполняет более десяти услуг (в то время, когда у него 6-8 клиентов), в т. ч.: выявляет граждан, нуждающихся в социальной помощи (одинокие, престарелые, нетрудоспособные и другие категории); способствует восстановлению функционирования клиента в различных социальных группах; проводит работу по восстановлению трудовых навыков клиента; оказывает ему помощь в решении бытовых вопросов (доставка продуктов питания, лекарств, уборка помещения и т. п.); оказывает необходимую доврачебную помощь; посещает при помещении в больницу и мн. др.

Таким образом, и специалист социальной работы, и социальный работник в своей деятельности постоянно общаются с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, что зачастую вызывает у них появление т. н. «профессионального недуга», т. е. особой формы стресса - «стресса общения» [2, с. 311-313, 320-322].

В отечественной науке и практике такое явление часто называют профессиональным «выгоранием». Профессиональное «выгорание» - совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом, один из видов профессиональной деформации личности, который нередко проявляется у специалистов, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Признаки профессионального «выгорания»: чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативное профессиональное самовосприятие -ощущение собственной некомпетентности, недостатка профессионального мастерства.

Значительную роль в эмоциональном (профессиональном) «выгорании» играют

три фактора: личностный, ролевой и организационный.

Личностному фактору соответствуют неудовлетворенность профессиональным ростом, установка на поддержку (благожелательность); ему в большей степени подвержены сочувствующие, гуманные, мягкие, ориентированные на помощь другим и одновременно неустойчивые люди.

Ролевой фактор проявляется в профессиональных ситуациях в коллективе, где общие действия слабо согласованы, нет интеграции усилий, присутствует жесткая конкуренция, нет слаженности и скоординированности действий.

Влияние организационного фактора на синдром «выгорания» выражается в том, что сложная работа бывает недостаточно организованной, не оцениваемой должным образом, и ее содержанию не соответствует характер руководства: налицо безответственность,

плохо определены функции работников. Появляется синдром профессионального «выгорания» как следствие излишней потери энергии специалистами, хронического неразрешенного стресса на рабочем месте и представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения [2, с. 273-275].

У социальных работников синдром эмоционального выгорания - явление нередкое. Его опасность заключается в том, что большинство из них не знают, что это такое, связывая состояние, характерное для профессионального «выгорания», с обычной усталостью, в результате чего процесс затягивается и обостряется.

Среди предпосылок эмоционального «выгорания» ученые называют, во-первых, наличие организационных проблем (слишком большая рабочая нагрузка, недостаточная возможность контролировать ситуацию, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, отсутствие значимости выполняемой работы и т. д.); во-вторых, личностные характеристики специалиста (низкая самооценка, высокий невротизм, тревожность и т. п.); в-третьих, наличие психологически трудного контингента (клиенты с тяжелыми проблемами, «трудные» подростки, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья и др.)

Чаще всего риску возникновения синдрома эмоционального «выгорания» (СЭВ) подвержены лица, предъявляющие к себе чрезмерно высокие требования. Исследователи выделили три типа людей, которым наиболее грозит СЭВ.

Первый тип - т. н. «педантичный». Основные характеристики этого типа: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмер-

ная болезненная аккуратность и стремление в любом деле добиться образцового порядка.

Второй тип - «демонстративный». Люди этого типа стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы.

Третий тип - «эмотивный». «Эмотиви-сты» бесконечно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам [3, с. 7].

Американский социальный психолог К. Маслач дала характерное название этому синдрому «выгорание - плата за сочувствие».

Таким образом, условия появления синдрома профессионального «выгорания»

можно сгруппировать в два блока:

1) объективные условия - особенности профессиональной деятельности;

2) субъективные условия - особенности личности и профессиональной компетентности специалиста.

Ряд ученых (зарубежные - К. Маслач, С. Джексон, Б. Перлман, Е.А. Хартман, Дж. Гринберг; отечественные - Н.Е. Водопьянов, Е.С. Старченко, О.И. Бабич, В.В. Бойко, Д.Г. Трунов, А.К. Макарова) в своих работах выделяют факторы, модели, стадии эмоционального «выгорания». В частности, Дж. Гринберг предлагает пять стадий развития синдрома эмоционального «выгорания» у представителей социальных профессий:

1) специалист относится с энтузиазмом к своим заданиям, но по мере возникновения рабочих стрессов профессиональная деятельность приносит ему все меньше удовольствия и он становится менее энергичным;

2) появляются усталость, апатия; при отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника теряется интерес к своему труду или исчезает привлекательность работы в данной организации и продуктивность его деятельности;

3) чрезмерная работа без отдыха приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям -

хронической раздраженности или чувству подавленности;

4) развиваются хронические заболевания, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность;

5) физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие опасных заболеваний, угрожающих жизни человека [4].

Основные симптомы синдрома эмоционального «выгорания»:

- ухудшение отношений с коллегами и родственниками;

- нарастающий негативизм по отношению к клиентам (коллегам);

- злоупотребление алкоголем, никотином, кофеином;

- утрата чувства юмора, постоянное ощущение неудачи и вины;

- повышенная раздраженность и на работе, и дома; рассеянность;

- упорное желание переменить род занятий;

- обостренная восприимчивость к инфекционным и простудным заболеваниям; нарушение сна;

- повышенная утомляемость, чувство усталости на протяжении всего рабочего дня [3, с. 5].

Специалистами установлено, что синдром эмоционального «выгорания» развивается постепенно - они выделяют три стадии этого процесса. Первая из них характеризуется приглушением всех эмоций, вторая -возникновением негативных чувств к своим клиентам, они начинают раздражать, вызывать чувство неприязни. На третьей стадии начинается полное «выгорание» специалиста -утрата им профессиональных ценностей.

Тревожно то, что некоторые ученые трактуют феномен профессионального «выгорания» как необратимый. В этом отношении более оптимистичны В.В. Бойко и Д.Г. Трунов: в их представлении симптомы «выгорания» служат психологической защитой, т. е. они помогают специалисту дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы [5, с. 13-18].

Предупредить синдром «выгорания» возможно как на уровне личности, так и на уровне организации. Во втором случае это регламентация нагрузки в процессе работы; предоставление работнику возможности для

самореализации и самосовершенствования; создание в коллективе благополучного психологического климата; эффективная управленческая деятельность.

На уровне личности уменьшению стрессовых реакций, вызывающих синдром «выгорания», способствует наличие у специалистов таких качеств, как самоконтроль, адекватная самооценка, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

Причины, особенности, симптомы профессионального эмоционального «выгорания» у социальных работников требуют тщательного изучения и выработки рекомендаций по его профилактике и, если требуется, реабилитации этих работников. Со всеми социальными работниками, специалистами «помогающих» профессий должны проводиться семинары, тренинги по обучению общению с людьми в трудных жизненных ситуациях, оказанию помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и формам самозащиты от синдрома «выгорания».

Куличенко Р.М. Проблема профессионального выгорания в деятельности социального работника // Державинские чтения. Академия социальных и образовательных технологий: материалы общероссийской научно-практической конференции. Февр. 2011. Тамбов, 2011. С. 125-129. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. В.И. Жукова. 2-е изд. доп., переработ. М., 2008.

Синдром эмоционального выгорания в социальной работе. Методические материалы в помощь специалистам системы социальной защиты населения города Москвы. М., 2009.

Кривенков С.Г. Синдром эмоционального выгорания. URL: http: // www.proatom.ru. Загл. с экрана.

Профессиональное выгорание специалистов социальной сферы: диагностика, профилактика, реабилитация: пособие для социальных работников и психологов. М., 2010.

Поступила в редакцию 19.11.2011 г.

UDC 364.62

SYNDROME OF EMOTIONAL “BURNOUT” AS PROFESSIONAL PROBLEM OF SOCIAL WORKER

Raisa Mikhailovna KULICHENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor Education, Professor Scientific Head of Academy of social and Educational Technologies, e-mail: raisa_kulichenko@mail.ru

The article presents the characteristics of psychological professionals, offering professional assistance to various categories of people affected and the feelings of emotional exhaustion, negative perceptions of professional, feeling their own incompetence.

Key words: professional “malaise”; “stress” of communication; professional “burnout”; conditions of “burnout”; stages of emotional “burnout”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.