Научная статья на тему 'Символы гостеприимства в контексте истории культуры'

Символы гостеприимства в контексте истории культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2053
364
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСТЕПРИИМСТВО / СИМВОЛ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / HOSPITALITY / SYMBOL / THE VALUES SYSTEM / CULTURAL COMMUNICATION / CULTURAL HISTORY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сипунова Нелли Николаевна

Осмысляется истории культуры в символическом аспекте гостеприимства, осознаниется значение гостеприимства как особой формы бытового поведения, отражающей специфику межкультурной коммуникации, является крайне актуальной, так как в символах гостеприимства отражена ценностна система народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A symbol of hospitality in the context of of cultural history

The article conceptualized the cultural history of the symbolic aspect of hospitality. Awareness of hospitality as a special form of everyday behavior, reflecting the specifics of intercultural communication, is extremely urgent, as reflected in the symbols of hospitality of the value system of the people. A symbol of hospitality in the context of cultural history

Текст научной работы на тему «Символы гостеприимства в контексте истории культуры»

УДК 392.72:930.85

Н.Н.Сипунова Символы гостеприимства в контексте истории культуры

Осмысляется истории культуры в символическом аспекте гостеприимства, осознаниется значение гостеприимства как особой формы бытового поведения, отражающей специфику межкультурной коммуникации, является крайне актуальной, так как в символах гостеприимства отражена ценностна система народа.

Ключевые слова: гостеприимство, символ, система ценностей, межкультурная коммуникация, история культуры

Nelly N. Sipunova A symbol of hospitality in the context of of cultural history

The article conceptualized the cultural history of the symbolic aspect of hospitality. Awareness of hospitality as a special form of everyday behavior, reflecting the specifics of intercultural communication, is extremely urgent, as reflected in the symbols of hospitality of the value system of the people. A symbol of hospitality in the context of cultural history

Keywords: hospitality, symbol, the values system, cultural communication, cultural history

Каждый символ и каждая комбинация символов ведут... не к отдельным примерам и доказательствам, а к центру, к тайне и нутру мира, к изначальному знанию.

Г. Гессе. «Игра в бисер»

В качестве инструмента познания мира, за которым стоит опыт разных времен и народов, может выступать символ. В каждом символе, мы находим и раскрываем не только большое количество образов и смыслов, но и благодаря изучению в контексте культуры способны выстраивать более совершенные модели мира и человека в нем. Символика способна синтезировать в себе идеальное и материальное, она «.находится в постоянном семиотическом движении и изменении - меняются значения и смыслы (семантика), связи с другими символами (синтактика), изменяются особенности использования (прагматика), и т. д. Являясь основой идентификации для человека, символы задают нормы коммуникации и поведения, формируют идеологические системы, которым вольно или невольно следует человечество»1.

Исследуя гостеприимство и его современное понимание и толкование, неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что многие символы в истории культуры сохраняются и активно интерпретируются до сегодняшнего дня. Так, уже с античности знакомясь с традицией приема гостя мы сталкиваемся с теми символами, которые может сегодня потеряли свой истинно сакральный смысл, но сохранились в ином прочтении. Такими символами-векторами являются безусловно - дом, трапеза и

дароприношение, часто выраженное во взаимной благодарности. Так сам концепт «гостеприимство» у большинства людей в восприятии порождает образ хозяина, который должен предоставить кров, накормить и каким-либо образом ублажить гостя. Характерно, что для многих народов символика гостеприимства (а именно - прием гостей и обязательное застолье) выражается в обязательной ритуализованной форме торжественного мероприятия, а точнее - праздника, символизирующего изобилие. Неудивительно, что исследуя аспект гостеприимства в бытовом поведении стюартовской аристократии автор отмечает: «Аллегорическое сопоставление королевской щедрости с источающим воду источником (фонтаном), характерное для социальной лексики раннего Нового времени, уходит своими корнями в античную традицию» и далее «монарх, источавший свое величие через регулярно даруемые своим подданным почести и привилегии, оказывался гостеприимным хозяином, привлекавшим в свой домен лояльных подданных»2.

Самый знаковый в гостеприимстве концепт - Дом неразрывно связан с концептом - Путь, Путешествие, они являются формами для всех письменных культур, оставивших свое наследие и существующих поныне. Так, в статье у Е. Л. Разовой мы встречаем «Мифы и эпос Древней Индии, Скандинавии, Ближнего Востока и Греции, Библия -священная книга вечно ищущего земли обетованной народа Израиля, морально- этического учения Китая - даосизм и чань-буддизм, в основе которого лежит понятие Дао-пути, предания североамериканских индейцев и сказания Африки концентрируются вокруг главных тем - путешествия в поисках дома и обретение дома»3. А у В. В. Иванова и В. Н. Топорова «Дом» - традиционное для русской культуры противопоставление «своего» и «чужого» пространства, которое рассматривается как одно из важнейших, входящих в структуру религиозной системы славян4. Идея пути и дома как храма и корабля находит свое подтверждение у многих народов: портал, как и прихожая с порогом - этот рубеж, граница между мирами, соответственно современные правила констатируют: через порог не здороваются; руку не подают; деньги и вещи не передают; вступая в любое помещение, следует снять перчатку с правой руки, как и при входе в храм. Особенно наглядно об этом свидетельствуют описания символики стола в восточнославянской культуре у А. К. Байбурина и А. Л. Топоркова: «Стол как сакральный центр жилища является и начальной, и конечной точкой любого пути и сам в свернутом виде как бы содержит его идею»5. А такие пословицы как: «Стол - то же, что в алтаре престол, а потому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как в церкви» или «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска» подтверждают эту мысль. Стол и очаг имели не просто сакральное значение в жизнедеятельности славян, но и выступали в качестве важных символов приема гостя, так как именно вокруг них разворачивалось основное ритуальное действо под названием гостеприимство. Симво-лична и рассадка за столом, в разные времена и у разных народов меняются правила, но близость к хозяину почти всегда символизировала особый статус гостя.

Остановимся поподробнее на атрибутах - символах гостеприимства. Такими атрибутами гостеприимства могли стать самые бытовые, ничего не значащие вещи, но содержательный подтекст, придавал им иное значение и статус. Уже в период Античности решался вопрос о том, каким образом защитить права гостя и подчеркнуть исключительность дома, где он находится. Например, вывешенная леопардовая шкурана дверях дома, где жил Антенор, во времена Троянской войны, являлась знаком того, что данное место является домом гостеприимца и в нем принимали Менелая и Одиссея6.

В древнем мире, текст договора писался на медной доске и хранился в атрии того дома, где останавливался гость. Сами таблички, удостоверявшие гостеприимство, назывались «тессеры» ^еББегаИоБр^аПБ), где изображение правых рук в пожатии, в знак гостеприимства посылались в сенат 7.

Хорошо известен тот факт, что у народов Северного Кавказа строили специальные помещения для гостей - кунацкие, это была самая богато обставленная часть дома или даже дом, все самое лучшее и дорогое находилось там. Стены были увешаны саблями, кинжалами, луками, стрелами, пистолетами, ружьями, шлемами, кольчугами, коврами, тканью, циновками с различными фигурами. Необходимой принадлежностью адыгского гостиного дома являлись двухструнная скрипка и двенадцатиструнная арфа8. Таким образом, обставляя дом для гостей, хозяин подчеркивал, что все самое лучшее принадлежит гостю в прямом и переносном смысле, та же форма изобилия, но уже в ином контексте, а музыкальные инструменты выступают как символ праздника, торжества. Не следует забывать, что если гостю понравился какой-то предмет, то он мог только намекнуть или выразить восторг, и хозяин обязан был его подарить. Эта традиция у народов Кавказа, да и многих других, сохраняется и до наших дней.

Своеобразными являлись и народные обычаи многих стран, символизирующих конец старого и начало нового периода жизни, где первому гостю придавалось особое значение. Так, например, обряд полазника - первого гостя на Новый год, обязательно сопровождался парадоксальными атрибутами. Первый гость в шотландском доме (лучше всего считалось, если это будет молодой и красивый брюнет) обязательно скажет: « Да будет гореть огонь в вашем очаге!» и подарит кусок угля. А в Греции гости приходя, бросают у порога камень. Если он будет велик, то хозяевам желают таких же тяжелых богатств, как он. А вот если камешек маленький, то пожелают столь малого бельма на глазу. У рыбаков Шотландских островов обязательным даром была копченая селедка, украшенная лентами и цветной бумагой, которую затем вешали над дверью в кухне - чтобы обеспечить в новом году хороший улов.

Гостеприимство всегда неотъемлемо связано с трапезой, кормлением гостя, при этом часто различные продукты, определенные ингредиенты, становятся важными атрибутами приема гостя и каждый из них наделяется особым символическим смыслом. Приведем ряд известных примеров, особую роль при приеме гостя приобретает сакральный продукт, у земледельцев - это хлеб, рис, оливковое дерево или виноградная лоза и т. д.; у скотоводов и охотников - то или иное животное и др. Особенность обращения с данным

продуктом, его оформление, преподнесение или употребление на разных мероприятиях носит ритуализованный характер. Высший культурный статус до сегодняшнего дня имеет поднесение гостю хлеба с солью, два сакральных продукта выступают в роли традиционного славянского гостеприимства, имеющих древнюю символику.

Семиотический взгляд на трапезу - как сердцевину приема гостя, позволяет раскрыть и подчеркнуть многообразие информационно-коммуникативных связей и многомерность содержания этого явления. Роль трапезы в ритуале приема гостя - до сих пор очень высока, и трудно представить, что можно обойтись без нее. Хорошо известен тот факт, что пища в обычное время и при приеме гостя была различна. Ежедневная умеренность в питании нарушалась как во время праздника или поминальной трапезы, так и в период беременности или болезни, в дороге или при приеме гостя.

Современное представление о пище и культуре ее употребления у того или иного народа часто «мифологизируется», еда стала выступать в качестве этнической марки того или иного народа. Модным явлением стали гастрономический и фермерский туризм. На рубеже ХХ-ХХ1 в. появилось большое количество ресторанов национальной кухни, что способствовало созданию определенного гастрономического образа культуры и того народа, который данную еду потребляет. Так, щи становятся одним из кулинарных символов русской кухни и шире - культуры, лаваш - армянской, паста -итальянской, борщ - украинской и т. д. Это явление приняло массовый характер, в последнее время даже фастфуды стали создаваться по национальному принципу и вносить в свое меню национальный колорит, чего стоят появившиеся за последнее время «русские» кафе-бистро: Теремок, Крошка-картошка, Колобок, Елки-палки и др.

Особый интерес вызывает незаменимый атрибут застолья - самовар, без этого предмета, трудно было представить истинно русское гостеприимство многие годы, широкое распространение которого началось во второй половине XVIII в. Хотя теперь этот атрибут, чаще всего, представлен в качестве символа народной традиции и демонстрируется на народных праздниках и гуляниях или в ресторанах и кафе национальной русской кухни. Примечателен тот факт, что ближе к концу XIX - началу ХХ в. адыги тоже выставляли на стол самовар, хотя сами из него не пили, «в среднесостоятельных и зажиточных домах дагестанцев появился и новый вид утвари-самовар, чаще всего домочадцы им редко пользовались, и преимущественно ставили его на стол для оказания радушия и уважения гостю9. Самовар выступал и как замечательный подарок иностранным гостям, например, чествование французских моряков в России в 1891 г. закончилось тем, что в момент проводов в парадных комнатах вокзала городской голова поднес серебряный самовар, высказав пожелание: « Чтобы кипящая в самоваре вода напоминала адмиралу про горячие чувства русских»10.

Особой темой гостеприимства являются подарки, ведь именно они в большей степени сохраняют до наших дней и транслируют историко-культурную символику гостеприимства. Конечно, следует различать концепт «дар» и концепт «подарок». Существенным отличием дара является то, что он лишен корысти, совершается без опре-

деленного повода и несет гуманный смысл, так и сама идея приема гостя воспринималась как идея дарообмена: сегодня ты - гость, а завтра- я. А к подаркам в более широком смысле следует отнести сувениры, гостинцы, так как их объединяет некая форма обязательности и привязанности к определенному событию. Каждый подарок сам по себе обязательно символичен и поэтому особую роль приобретает умение дарить, а точнее то речевое сопровождение, которое может привнести особую знаковость и иной, более глубокий смысл в акт дарения.

Касаясь символов гостеприимства, хотелось поподробнее остановится на одном ярком примере, описанном русским крестьянином. Это интересное событие произошло в 1894 г., а именно, это встреча французов в России, которая была обставлена с широчайшим русским размахом, с информацией об изобилии подарков, как выражение особого чувства русских. При посещении Санкт-Петербургской городской думы, высшие чины французской эскадры были приглашены сесть за парадный стол на особом возвышении, и «на стол перед ними положены были подарки, подносимые офицерам от города: серебряные жбаны и братины, чарки и кубки»11, и далее « была наполнена вином самая большая серебряная братина. Городской голова объяснил, что город просит французских гостей принять на память от русской столицы приготовленные подарки: на каждый французский корабль по одной братине и всем офицерам - по чарке или кубку, и предложил по старинному русскому обычаю, выпить круговую чару в ознаменование взаимной дружбы и уважения, - после чего наполненная вином братина обходила из рук в руки всех почетных гостей, сидевших за столом. Для корабельных команд назначены особые подарки: всем французским матросам по сотне папирос, в красивых коробках, на которых изображены памятники Петра I и Екатерины II, Зимний и Аничков Дворцы, дума и биржа, а старшим морским нижним чинам, кроме того, по кожаной прочной папироснице». Через несколько дней на очередном приеме французских матросов «одарили по одной русской расписной деревянной чашке и такой же ложке»12. Когда же адмирал посетил Александро-Невскую лавру, митрополит вручил ему серебряный образ святого благоверного великого князя Александра Невского, а при посещении Москвы « проживавшие в Москве французы поднесли ему по русскому обычаю хлеб-соль. Тут же было поднесено ему от города собрание рисунков с видами Москвы и описание Кремля». Затем, адмирал еще раз встал, высказал горячую благодарность за радушную, сердечную встречу со стороны москвичей, какой французские гости никогда не видали и не ожидали, и в заключении, громким голосом возгласил: «Во Франции все полны сердечными чувствами к России. Пью за священную Москву, за доблестный русский народ и за его царя!» и после этих слов разбил свой бокал, высоко подняв его и бросив на пол, причем сказал: «После этой здравицы я разбиваю бокал, чтобы он не мог служить ни для каких других пожеланий»13. Важно отметить, что данное описание события ярко подчеркивает, что подарки и речи с ними преподносимые, демонстрируют ярчайшую символическую насыщенность.

В настоящее время, когда вопросы глобализации захватили весь мир, отдельное место в современной символике гостеприимства занимают сувениры, как символы страны и события. Но сувениры, выполненные однотипно и одной страной-изготовителем в мире, только с различной местной символикой вызывают у гостей отторжение. Крупные мировые мероприятия, такие как олимпиады, международные конкурсы, фестивали и т. д. стимулируют к поиску и созданию новых символов. Таким символом-атрибутом в Ванкувере была варежка с олимпийской символикой, а в Сочи 2014 - перчатка, с пятью разноцветными пальцами - символизирующими цвет колец, т. е. та самая рука, которой машутв знакприветствия, воссоздана и берет свое начало из Древнего мира.

Символ - универсальное средство культуры, оно сохраняет и транслирует духовные ценности народов, событий и явлений. Символы гостеприимства в историко-культурном и пространственном измерении нацелены на диалог, коммуникацию, главной задачей таких символов выступать в роли миротворцев, созидателей, творцов единого и гармоничного целого. И сегодня, как никогда, они нуждаются в более тщательном изучении и сохранении для поддержания и сохранения столь хрупкого мира.

Примечания

1 Мисюров Д. А. Символы о символах: начала культурно-символической политики. 2-е изд. М., 2009. С. 6.

2 Федоров С. Е. Бытовое поведение стюартовской аристократии: аспект гостеприимства // Этнографические тетради / Кунсткамера. 1996. Вып. 10. С. 131.

3 Разова Е. Л. Проблематизация концептов Дома и Пути в европейской мысли ХХ в. URL: http: // anthropology. ru (дата обращения: 21. 10. 2015).

4 Иванова В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие системы, древний период. М.: Наука,1965. 246 с.

5 Байбурин А. К., Топорков А. Л. У истоков этикета. Л.: Наука, 1990. С. 136.

6 Закон и обычай гостеприимства в античном мире: доклады конференции, 27-28 мая 1999 г. М.: ИВИРАН,1999. С. 52.

7 Колосовская Ю. К. Гостеприимство в системе iusgenetium древнего Рима // Древнее право = Ivs antiqvvm. 1999. № 1. М.: Спарк, 1999. С. 91.

8 Меретуков М. А. Гостеприимство у горцев Северного Кавказа // Материалы по этнографии Грузии. Тбилиси, 1985. Вып. 22. С. 157.

9 Лугуев С. А. Традиционные нормы культуры поведения и этикет народов Дагестана, XIX - начало XX в. Махачкала, 2002. С. 308.

10 Дружба России и Франции и их гостеприимство между собою, извлечено из сведений русских газет, русским крестьяниномъ Сергием Григорьевым Новоселовым. Рыбинск,1894. 62 с. (Интересное чтение).

11 Там же. С. 9

12 Там же. С. 10-12.

13 Там же. С. 15-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.