36
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
СИМВОЛИЗМ МИРОВОГО ДРЕВА В СОВРЕМЕННОМ ЗАПАДНОМ
КИНЕМАТОГРАФЕ
Поляков Николай Станиславович
Канд. философских наук, ассистент Института философии СПбГУ, г.Санкт-Петербург
АННОТАЦИЯ
Цель данного исследования - рассмотреть образ мирового древа в современном кинематографе. Мировой кинематограф достаточно часто обращается к мифологеме древа, используя его в названиях и сюжете фильмов. Предметом исследования будет образ мирового древа как таковой, так и его локальные варианты, объектом - три киноленты XXI в., в которых исследуемый объект является сюжетообразующим образом: «Фонтан», «Аватар», «Древо жизни».
ABSTRACT
The aim of this research is to analyze the world tree image in the modern cinematography. The world cinematograph often exploits the tree mythologem using it in films titles and plots. The research subject is both the world tree image as it is and its local variations. The research objects include three motion pictures of the XXI century where the research subject appears as plot making image: «The Fountain», «Avatar» «The Tree of Life».
Ключевые слова: Мировое древо, символизм, кинематограф, миф.
Keywords: World tree, symbolism, cinematograph, myth.
Концепция мирового древа - одна из древнейших в мифологических системах народов мира. Вполне правомерна постановка вопроса об ее универсальности, поскольку следы ее можно обнаружить в различных аспектах культуры: в мифах и ритуалах, изобразительном искусстве, архитектуре и т.д. Подобная распространенность как во времени, так и в пространстве позволяет, по мнению В.Н. Топорова, говорить о мировом древе как о «характерном для мифопоэтического сознания образе, воплощающем универсальную концепцию мира» [2, с. 398]. Образ мирового древа встречается как в чистом виде, так и в форме локальных вариантов, связанных с различными функциями - «древо жизни», «древо познания», «древо центра» и т.д. Особая роль мирового древа для мифопоэтической эпохи определяется, прежде всего, тем, что оно выступает как посредствующее звено между вселенной (макрокосмом) и человеком (микрокосмом) и является местом их пересечения. Высокий семиотический статус, закрепленный различными религиозно-мифологическими традициями народов мира, сохраняется и при переносе образа мирового древа в пространство современной культуры. Есть ряд работ, посвященных образу мирового древа в художественной литературе и изобразительном искусстве, однако можно говорить о лакуне применительно к кинематографу. Приятным исключением являются работы И.А. Морозова [1].
Кинематограф играет значительную роль в жизни современного общества, вне зависимости от того, как мы относимся к этому обстоятельству. Можно с уверенностью утверждать, что многие фильмы становятся кладезем значений и смыслов, доступных широкому кругу зрителей. Популярные фильмы не просто растаскиваются на цитаты, начинающие жить своей жизнью, но и содержат легко узнаваемое, а потому практически универсальное семантическое поле, в результате чего составляют своеобразную картину мира современного человека. Подобно религиозному символизму средневековья, наша действительность пропитана образами и символами, почерпнутыми из фильмов, которые в связи с этим представляют все возрастающий интерес для исследователей, особенно учитывая тот факт, что многие из этих символов появились за тысячелетия до изобретения кинематографа.
Надо отметить, что мировой кинематограф достаточно активно обращается к мифологеме дерева, используя ее в названиях и сюжете фильмов для описания социальных и межличностных отношений. Разумеется, чаще
всего режиссеры эксплуатируют национальную символику деревьев, обращаясь для этого к местной мифологии и фольклорным архетипам. Показательными примерами будут исландское «Можжевеловое дерево» (1990, реж. Ничка Кин), иранское «Ивовое дерево» (2005, реж. Мад-жид Маджиди) или южнокорейское «Персиковое дерево» (2011, реж. Ки Хё Сон). Предметом моего исследования будет образ мирового древа как в чистом виде, так и в его локальных вариантах, объектом - три фильма XXI в., в которых исследуемый объект является сюжетообразующим образом.
Первый из них - фильм-притча Даррена Аронофски 2006 г. «Фонтан» (англ. «The Fountain», оригинальное значение - «Источник»). В фильме описаны три временных отрезка - XVI в., современность и XXVI в., Главные герои картины - Том и Иззи Крео, в каждом их этих временных отрезков играют разные роли. В XVI в. Том - испанский конкистадор, которого Иззи (точнее, королева Изабелла) отправляет в Новый Свет, чтобы обнаружить библейское древо жизни, дарующее бессмертие. В «наши дни» Том -ученый, ищущий средство от рака, от которого погибает его жена. Она же сочиняет роман под названием «Источник» про древо жизни и конкистадора. В XXVI в. Том -космический путешественник, летящий на сферическом корабле (внутри прозрачной сферы - кусок природы с высохшим древом жизни) куда-то вглубь Галактики. Он ищет туманность умирающей звезды, которую майя называли «Шибалба» - «место борьбы», подземное царство, где возрождаются души умерших. Нас интересует, прежде всего, первая из сюжетных линий, в которой происходят поиски древа жизни - мифического источника бессмертия, по воле режиссера объединившего в себе библейский и мезоамериканский мифы. В концовке конкистадор умирает от сока найденного источника, когда через него прорастают цветы древа жизни. Это является повторением мифического мотива сотворения мира первым отцом майя через его смерть и прорастание из него древа жизни.
Следующим по хронологии является американский научно-фантастический фильм 2009 г. Джеймса Кэмерона «Аватар». Действие фильма происходит в 2154 г., когда человечество добывает ценный минерал анобтаниум на планете Пандора. По сюжету фильма некая ресурсодобывающая корпорация угрожает существованию местного племени человекоподобных разумных существ, нави, которые живут в гармонии с природой и почитают богиню-мать Эйву. Центральным элементом их культуры является
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 8 (17), 2015 | ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
37
Древо Душ (Голосов) - мистическое «сердце» Пандоры. Будучи особым духовным центром для клана Оматикайя, Дерево Голосов дает возможность при помощи связи с его ветвями установить контакт со всеми предыдущими поколениями и использовать накопленный опыт для поиска оптимального выхода из сложных ситуаций. В принципе, оно представляет собой своеобразный источник внутренней силы и нави готовы защищать его до последней капли крови, потому как подобное общение с предками им жизненно необходимо. В частности, именно сюда приходил старейшина клана для принятия решения относительно сотрудничества с людьми. Это место популярно и среди молодых влюбленных нави, которые здесь признаются друг другу в своих чувствах и получают благословение предков.
Наконец, в 2011 г. на экраны вышел кинофильм режиссёра Терренса Малика «Древо жизни». В данном случае Древо жизни - библейский вариант мирового древа, в тексте Пятикнижия связанного с Деревом познания Добра и Зла. Сюжет фильма строится вокруг истории жизни Джека, показанной сквозь призму становления Вселенной. Рождение младенца, его первые шаги, его знакомство с тем, что такое любовь и смерть, его первые контакты и
конфликты с родными, его мучительные и всегда безуспешные попытки осмыслить себя - все это находит параллель в эволюции Вселенной, становление которой показано во всех подробностях и красках. В результате получился впечатляющий и очень поэтичный компромисс между дарвинизмом и теорией божественного происхождения мира, в котором мировое древо выступает символом, связующим природное, человеческое и божественное начала.
Подводя итоги, отметим, что в рассмотренных фильмах мировое древо является сюжетообразующим образом, однако с различной смысловой нагрузкой, что свидетельствует о его высоком семиотическом статусе в современной культуре вообще и в кинематографе в частности.
Список литературы
1. Морозов И.А. Корни древа: интерпретации архетипического образа «дерева» в современном кинематографе // Этнографическое обозрение. 2012. № 6. С. 60-72.
2. Топоров В.Н. Древо Мировое // Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 тт. М.: Советская Энциклопедия. 1980. с. 398 - 406.
СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ТЕХНИКИ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРИЗАЦИИ
ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Середкина Елена Владимировна
канд. фил.наук, доцент Пермского национального исследовательского политехнического университета
Железняк Владимир Николаевич
д-р фил.наук, профессор Пермского национального исследовательского политехнического университета
TECHNOLOGY ASSESSMENT INTO THE CONTEXT OF THE HUMANITARIZATION OF ENGINEERING EDUCATION Seredkina Elena, Candidate of Science, associate professor of Perm National Research Polytechnic University Zhelesniak Wladimir, PhD, professor of Perm National Research Polytechnic University
АННОТАЦИЯ
Данная работа посвящена концепции гуманитаризации инженерного образования. В этой связи анализируются философско-методологические основания социальной оценки техники (СОТ). СОТ - это не только проблемно-ориентированное, но и проектно-ориентированное исследование. Речь идет о творческой разработке и конструировании модели желаемого будущего. А это уже новый уровень функционирования системы «мир-техника-человек» в контексте «метафизики морального дизайна». Идея гуманитарно-технического синтеза лежит в основе реформы инженерного образования с целью преодоления его технократической узости. Но философское значение этот принцип приобретает в глобальном культурологическом контексте. В этом смысле СОТ может рассматриваться как междисциплинарное и даже трансдисциплинарное исследование, ориентированное на решение социальных и политических проблем, возникающих в «жизненном мире» (Weltraum). Поэтому и предлагаемые решения подобных проблем должны доказать свою практическую релевантность за пределами технонауки (Technoscience). В статье речь идет о возможности устранения фундаментальных диспропорций в основании современной культурной формации. Гуманитарно-технический синтез - это глубинная культурно-историческая стратегия, вытекающая из нового способа человеческого бытия и, поэтому, способная изменить человеческое сознание.
Ключевые слова: социальная оценка техники, гуманитаризация инженерного образования, устойчивое развитие. ABSTRACT
This work is devoted to the concept of humanitarization of engineering eduction. In this connection is analyzed the philosophical and methodological foundation of Technology Assessment (TA). TA is not only a problem-oriented research but also project-oriented one. Here the creative development and design of a desired future model is meant, which is a new functioning level of the “world-engineering-human” system in the context of “moral design metaphysics”. The idea of humanitarian and technological synthesis is a base for the reform of engineering education whose aim is to overcome its technocratic narrowness. This principle gains a philosophical meaning in the global context of cultural studies. TA can be considered as an interdisciplinary research targeted at solving social and political problems which appear in the “Weltraum”. That is why the suggested solutions of such problems should prove their practical relevance beyond technoscience. The article shows the possible ways to avoid fundamental disproportions in modern cultural formation. Humanitarian and technological synthesis is a deep cultural and historical strategy arising from a new way of human existence and, thus, being able to change the human conscious.
Keywords: technology assessment, humanitarization of engineering education, sustainable development.