Научная статья на тему 'Символика Самары и Самарского края: культурно-мифологический аспект'

Символика Самары и Самарского края: культурно-мифологический аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
187
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЛНЕЧНЫЙ КУЛЬТ / ТОПОНИМЫ / ГИДРОНИМЫ / ЛИНГВИСТИКА / ЦВЕТОВОЙ МАРКЕР / КАЛЕНДАРЬ / КОТ / ПУРПУРНЫЙ / МЕДНЫЙ / ЧЁРНЫЙ / ЗОЛОТОЙ / ЗЕЛЁНЫЙ / ГЕОГРАФИЯ / СИМВОЛИКА / ЛЕВОЕ / ПРАВОЕ / АРАРАТ / АРКАИМ / ВОЛГА / НИЛ / SOLAR CULT / TOPONYMS / HYDRONYMS / LINGUISTICS / COLOR MARKER / CALENDAR / CAT / PURPLE / COPPER / BLACK / GOLD / GREEN / GEOGRAPHY / SYMBOLICS / LEFT / RIGHT / ARARAT / ARKAIM / VOLGA / NILE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чечина О. Н.

С использованием цветовой календарной символики проанализированы географические названия самарского региона. Показано, что они соответствуют делению территории на правую (голубое) и левую (оранжевое, красное) стороны относительно Волги. Установлена симметрия географических цветовых названий по оси Волга Нил относительно сакральной вершины Арарат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SAMARA AND SAMARA REGION SYMBOLICS: CULTURAL-MYTHOLOGICAL ASPECT

The author analyses Samara region geographical names with the use of color calendar symbolics. The analysis shows they correspond to the territory division on the right (blue) and left (orange, red) sides of the Volga. The author comes to the conclusion that there's a line of symmetry of geographical color names on an axis of Volga-Nile relative to sacral top Ararat.

Текст научной работы на тему «Символика Самары и Самарского края: культурно-мифологический аспект»

УДК: 930.85+7

СИМВОЛИКА САМАРЫ И САМАРСКОГО КРАЯ: КУЛЬТУРНО-МИФОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© 2011 О.Н.Чечина

Самарский государственный технический университет

Статья поступила в редакцию 09.11.2010

С использованием цветовой календарной символики проанализированы географические названия самарского региона. Показано, что они соответствуют делению территории на правую (голубое) и левую (оранжевое, красное) стороны относительно Волги. Установлена симметрия географических цветовых названий по оси Волга - Нил относительно сакральной вершины Арарат.

Ключевые слова: солнечный культ, топонимы, гидронимы, лингвистика, цветовой маркер, календарь, кот, пурпурный, медный, чёрный, золотой, зелёный, география, символика, левое, правое, Арарат, Аркаим, Волга, Нил.

В доисторической Евразии повсеместно был распространён солнечный культ1. Это легко определяется на основании анализа символической топонимики, а также лексики. Определяющим свойством этого культа было соблюдение цветовой последовательности в формировании элементов культуры. Такая особенность наиболее характерна для этносов с кочевым или охотничьим образом жизни, который тренирует наблюдательность на уровне эмоций, в том числе, цветовую. У земледельцев более удобным исчислением времени является исчисление по лунному календарю. Кочевники создали цветовой календарь, в котором каждому астрономическому месяцу соответствовал биологически значимый цвет, получивший условное название. Мы будем использовать современные названия, но следует иметь в виду, что границы астрономических и календарных месяцев не вполне совпадают.

Много цветовых топонимов и гидронимов находится на территории Урала, в Башкирии. Прямая, которая соединяет устье реки Белой (притока медно-оранжевой Камы) в Поволжье с устьем Белого Нила в Африке проходит через Арарат и на юге Африки попадает в устье реки Оранжевой2. При этом площадь суши к западу от этой линии точно в два раза меньше площади материка Афроевразии к востоку от линии (часть Африки и почти вся Азия). Итак, к Арарату направлено течение реки Шу и реки Арысь с Востока, По - с запада, Волги с севера и Нила

Чечина Ольга Николаевна, доктор химических наук, профессор кафедры технологии пищевых производств и парфюмерно-косметических продуктов, профессор кафедры педагогики и психологии факультета гуманитарного образования. E-mail: chechinao@yandex. ru

1 Большая советская энциклопедия. 30 томов. 3-е изд. -М.: 1977.

2 Чечина О.Н. Хроматизм интеллекта. - М.: 2010.

- с юга. Для доказательства целесообразности использования календарной символики в исследовании специфики элементов культуры региона можно использовать разные возможности.

Своеобразием отличается иконопись региона. В произведениях религиозной живописи искусствоведы отмечают соблюдение солнечной цветовой символики. Так, особенностью невьянских икон является то, что на всех изображениях сцены Благовещения дева Мария всегда прядёт пряжу пурпурного цвета. Пурпур - символический цвет марта, когда отмечается Благовеще-ние3. Этот благородный цвет символизирует связь миров, связь солнечных циклов, а также пуповину, соединяющую нерожденное дитя с матерью.

Принципы цветовой символики в доисторические времена были сформированы на севере Средней Азии расселённым в этом регионе тюр-коязычным этносом и распространены на всей территории материка, которую этот этнос контролировал, в том числе, на Апеннинах (этруски). В зону этого контроля входили и современные регионы Урал и Поволжье. Это можно доказать лингвистическим анализом.

Два главных географических омонима региона Урал (Орал) и Волга (¥лга) имеют тюркское происхождение. Первое слово означает «пояс», второе, вероятнее всего, - «К Великому». Одновременно слово Волга родственно словам «ылгалы» (каз.) и «волглый» (рус.) - влажный, сырой. Оба варианта не противоречат один другому, так как старший сын бога от непорочного зачатия с землёй - «¥лы» (каз.) -он и есть вода, по-тюркски «су». Отсюда произошло и имя Иесу. Оно означает «водяной», буквально «господин-вода». Слово Жигули так-

Сб. «Мифы народов мира». - 2 тт. - Т.1 - М.: 1980; 1982.

же происходит от тюркского слова «шегу» - вешать, мерить, испытывать, граничить.

Территория Евразии в доисторические времена представляла собой единое культурное пространство, символически разделенное на цветовые зоны4. Так, к востоку от горного массива Каратау до Хан-Тенгри выделялась территория голубого цвета, называвшаяся «Азия». Это название (буквально «ез ие») переводится как «одинокий» или «сам себе хозяин» и характеризует светило, как не достигшего девственного тёплого региона западнее Каратау, то есть своего семейного дома. Западнее Каратау выделялась зона, с геонимами, символически окрашенными соответственно в царственно-желтый золотой цвет «сары». Здесь протекают «желтые» реки Арысь и Сырдарья. Далее к западу - река Аму-дарья (аналог дальневосточного Амура). C названием реки Амударья связаны многие слова, которые описывают непреходящие священные семейные ценности. Само название (Аму) - звукоподражательное, имитирует крик коровы -божества священной зоны женского начала (и месяц май). В этих частях доисторического тюркского мира нет ни одного «зеленого» топонима или гидронима, так как на зеленый цвет наложено табу, он в этом бело-жёлтом мире означает зло. Самым популярным цветом в топонимах является чёрный, он же золотой (кара или каурый, карий). Он символизирует землю. «Зеленый» потусторонний мир, где зелень почитается за благо, начинался к западу от долготы, на которой находятся три моря - Белое, Черное и Красное.

Триада морей символизирует апрель и перерождение светила. Западнее все культурные ценности как бы оборачиваются на 180е: зелень становится добром, а чёрный цвет означает недоброе. Святые места - Иерусалим, Мекка, Медина, Москва, Киев -находятся примерно на этой долготе. Голографические свойства тюркского языка позволяют определить, с какими образами ассоциируется слово Москва: мудрый старец с клюкой, «на трех ногах» или медный храмовый треножник для возжигания жертвенного огня. Звучание слова вызывает в воображении цвет меди - «мыс» (каз.). Не случайно, что «мысык» - это «кот». К западу от региона святых мест находится «зеленая» зона (по-английски green tree - зелёное дерево). Само слово «вера» происходит от итальянского vero -истинный, настоящий. В свою очередь vero связано с verde, что означает «зелень». По-французски так же: vere - зелёный. Но к востоку всё истинное, настоящее и «мир иной» связы-

4 Там же.

ваются с белым цветом «ак». В этот цвет одеваются замужние казашки.

Слово Великороссы происходит от инверсива к слову Лев. Регион Великороссов зеркально противопоставлен золотой зоне в центре материка. Если за точку отсчёта принять Полярную звезду, то золотая степь простирается слева (женская сторона), а регион Великороссов - справа от Волги (мужская сторона). В верхнем течении сакральной голубой реки Оки обитают Малороссы. Это название произошло от тюркского «мал» -скот (домашний). В этом регионе разводили животных, а в регионе Великороссов жили «хищники» - охотники. Тотемы Великороссов - волки и медведи.

Можно показать, что соблюдение символов евразийского астрального мифа прослеживается и в Урало-Поволжском регионе. Согласно цветовой символике евразийской географии регион Урала и Поволжья относится к самой западной в центре материка, желто-оранжевой географической зоне, сразу после которой начинаются белая и зеленая, каковой между голубой (севернее реки Чу) и желтой зонами в Средней Азии - нет.

Так, среди топонимов оранжево-желтой урало-поволжской зоны интересным является название реки и города Самара. По одному из правил тюркского словообразования слово образовано комбинированием названий двух других, самых главных золотых желтых рек в «доме Солнца» - священном арысском регионе девственной земли. Эти реки - Арысь и Аму (Дарья):

Ары(а)-с-ама(у)-а-ра(ы)-с-ама(у). Здесь, во-первых, учитывается, что тюркский звук, передаваемый буквой «ы», произносится близко к «а». Во-вторых, окончание «у» относится к инфинитиву. Применительно к деепричастию «у» заменяется буквой «а». Образованный таким образом топоним, как и геоним Арарат, содержит в своём составе одновременно оба слова, означающие вершину силы, власти, могущества: 1) ар - в золотой желтой зоне; 2) Ра - в зеленой (голубой) зоне. Подобно Арарату данный топоним связывается с голубым цветом. Поэтому золотистый герб Самары - на голубом фоне. В этом же, оранжево-желтом регионе Евразии, на Ближнем Востоке (вблизи Арарата) есть еще один такой же топоним - провинция Самария («милосердный самаритянин» упоминается и в Библии).

Таким образом, в данном регионе происходит как бы символическая взаимная трансформация зеленого и желто-оранжевого. Эти «волшебные» превращения символизируют процесс получения меди из медной руды и обратное окисление меди в коррозионной внешней среде. Известно, что медь в обычных условиях покрывается тонкой пленкой продуктов коррозии и имеет оранжево-

желтый цвет с красным оттенком соединений одновалентной меди. Но медная руда и прокор-родировавшая в жестких условиях медь покрывается слоем сине-зеленых карбонатов (химическое соединение двухвалентной меди, образующее малахит). Действительно, именно в данном регионе, на Южном Урале обнаружен древний город, названный Аркаим, с планировкой основанной на солнечном календаре и многочисленными плавильными устройствами для получения меди. Этот регион был промышленным центром древней цивилизации бронзового века. В процессе выплавки меди в нижней части слитка в небольшом количестве получалось и золото. Металлургическое ремесло (по современным понятиям) воспринималось как высокое искусство на грани общения с миром духов. Лингвистический анализ термина Химия показал, что это понятие имеет аналогичный смысл.

В слове Самара зашифрованы и жёлтый цвет золота «сары» и оранжевый цвет меди в атмосферных условиях «eмiр». Всё описанное полностью объясняет, почему именно регион Урала и Поволжья стал центром зарождения зороастрий-ской религии - религии огнепоклонников. В древнем мире она получила распространение именно в оранжево-желтой символической зоне евразийского материка.

Героями уникальных «Уральских сказов» Бажова являются и Золотой Полоз и Огневуш-ка-Поскакушка - ведь медь и золото получали в процессе огневого металлургического передела. Но наиболее выразительной в этом отношении является образ Хозяйки медной горы, которая искушала мастера Данилу неземными тайнами мастерства. Зеленоглазая черноволосая хозяйка

- олицетворяет женское духовное начало. Она принимает образ кошки-оборотня. Кошка (Кот)

- десятый при счёте навстречу времени год юпитерного цикла, имеет оранжево-желтый условный цвет, цвет меди. Недаром в казахском, например, языке кот называется «мысык» - от слова «мыс» - медь, следовательно, как бы ме-дянщик или медник и одновременно мышатник. (От слова «мысык» произошло также слово «музыка»). Таким образом, женскими являются все оттенки желтого цвета в цветовом цикле. Согласно календарной символике Женское начало покровительствует центральному региону Евразийского континента, который простирается от Каратау на востоке до триады из Черного, Белого и Красного морей на западе. Особенности свадебного облачения женщин КараКалпакии (больше похожего на боевые доспехи) позволяет сделать предположение, что именно в бассейне реки Амударьи некогда проживало воинственное племя амазонок.

Глаза кошки - то желтые, то зеленые. Кошка свободно путешествует куда хочет - она живет и в мире этом и в потустороннем мире. Таким образом, это символическое животное общается и с людьми и с духами, живя и в этом мире (желтом, солнечном) и в потустороннем (зеленом). Кошка-оборотень живёт ещё и в сказе Бажова о Серебряном копытце. И здесь она также играет роль проводника, связного между людьми и обитателем иного мира - волшебным оленем. Все это говорит о том, что кошка является типичным персонажем фольклора желто-оранжевого региона на границе с зеленым миром. Это было подмечено и А.С.Пушкиным. В Прологе к поэме «Руслан и Людмила» героем является кот-сказочник, который идёт то направо, то налево, а «окрашен» Пролог поэмы в желтый и зелёный цвета («дуб зелёный», «златая цепь»).

Уместно отметить, что с тюркским словом «мыс», означающим медь, вероятнее всего, связано и слово «муза», которым называют мифическую вдохновительницу искусств. Древние греки изображали муз в виде прекрасных юных девушек. При этом прообразом муз они считали не медноглазую певунью-кошку (мысык), а мышь, за которой кошка охотится. Слово «мышь» лингвистически ближе к слову «муза». Выстраивается ряд: медь - мыс, мышь, муза. «Поворот на 180°», в данном случае от охотницы-кошки к её жертве - мышке характерен для принципа зеркального отражения в формировании противопоставленных друг другу еще в доисторические времена культур Востока и Запада.

В астральных мифах древнего Египта солнечное божество при сражении со злом также принимает образ кота. Смысл этой аллегории заключается в том, что зло терпит поражение благодаря проникновению добра в сферу его владычества. Название Египет (Еюбет) по-тюркски буквально означает «двуликий». Действительно, Египет, по географическому положению, аналогичен Уралу и Поволжью. Он находится вблизи границы между желтой и зеленой (белой) зонами Евразии - Греции, Белоруссии. Именно поэтому кошка, живущая в двух мирах одновременно, стала государственным символом Египта. Принятое представление о почитании египтянами кошки как уничтожителя грызунов -слишком примитивное истолкование календарной символики.

И в Самарской губернии есть н.п.Кошки. О происхождении его названия существует много разных мнений. Находятся Кошки совсем неподалёку от «Каменной чаши». Слово «чаша» по-тюркски звучит «кисе». Совершенно ясно, что «Кисе» - это аналог египетского названия «Ги-за», где находятся знаменитые пирамиды. Таким образом, своеобразное географическое положе-

ние Урало-Поволжья определило его историческое значение в смягчения антагонистических тенденций культур Востока и Запада и в формировании общечеловеческих ценностей духовных поисков и творческого самовыражения.

Выводы: 1) Цветовой биологический интеллект второго порядка (коллективный): как биологическая цветовая характеристика этноса маркирована цветовыми географическими сим-

волами Афроевразии. 2) Анализ этнографических и лингвистических особенностей региона Урал-Поволжье с учётом цветовой календарной символики позволяет определить место региона в едином культурном пространстве континента Афроевразии и показывает возможности цветовой стратегии в сфере связей с общественностью по этническому и конфессиональному признакам.

SAMARA AND SAMARA REGION SYMBOLICS: CULTURAL-MYTHOLOGICAL ASPECT

© 2011 O.N.Chechina

Samara State Technical University

The author analyses Samara region geographical names with the use of color calendar symbolics. The analysis shows they correspond to the territory division on the right (blue) and left (orange, red) sides of the Volga. The author comes to the conclusion that there's a line of symmetry of geographical color names on an axis of Volga-Nile relative to sacral top Ararat.

Keywords: solar cult, toponyms, hydronyms, linguistics, color marker, calendar, cat, purple, copper, black, gold, green, geography, symbolics, left, right, Ararat, Arkaim, Volga, Nile.

Olga Nikolaevna Chechina, Doctor of Chemistry, Professor of Department of Technology of Food Manufactures and Perfumery-cosmetic Products, Professor of Pedagogics and Psychology Department of Arts Education Faculty. E-mail: chechinao@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.