Научная статья на тему 'Символ Родины-матери в российской культуре: предисловие'

Символ Родины-матери в российской культуре: предисловие Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
328
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Символ Родины-матери в российской культуре: предисловие»

Лабиринт

#4/2015

Журнал социально-гуманитарных исследований '

Л

о.в. Рябов

редактор-составитель номера

символ родины-матери в Российской культуРЕ:

предисловие1

Материнский образ Родины является одним из наиболее древних, известных и влиятельных символов российской культуры. На протяжении нескольких столетий он используется в национальном, этническом, военном, гендерном, демографическом и внешнеполитическом дискурсах. В отечественной интеллектуальной традиции его осмыслению посвящены произведения философской и художественной литературы; он получил визуальное воплощение во многих шедеврах искусства.

Символ «Родина-мать» имеет длительную историю изучения в российской и мировой науке; к его анализу обращались представители различных научных дисциплин: истории, социологии, политологии, философии, лингвистики, искусствоведения, литературоведения, фольклористики и др. Этому символу посвящено несколько монографических исследований и диссертаций, а также десятки статей [см., напр.: 1-6]. Настоящий сборник представляет собой попытку рассмотреть материнский символ России при помощи категориального аппарата различных научных дисциплин. Издаваемый как специальный выпуск журнала «Лабиринт», он включает в себя работы одиннадцати ученых, которые представляют образовательные и исследовательские учреждения Архангельска, Екатеринбурга, Иванова и Москвы. Выпуск журнала состоит из трех частей, в которых материнский символ Родины рассматривается в истории, политике и социальных представлениях.

Первый раздел «'Родина-мать' в истории России» открывает статья В.Б. Аксенова, посвященная динамике женских образов России в годы Первой мировой войны. Автор делает вывод о том, что женские аллегории России зависели от того, кто являлся их «потребителем»; соответственно, динамика гендерных отношений в исследуемый период, вносившая изменения в социальные представления о мужском и женском, выступала значимым фактором развития образа Родины. В статье показывается, что еще в период первой революции символом народного бунтарства становится образ русской бабы, который в годы Первой мировой войны оттесняет как абстрактные модернистские женские типажи, так и образ России в виде царицы. Исследователь делает предположение, что именно этот образ в дальнейшем оказывается эталоном при создании образа советской Родины-матери.

В статье Е.А.Степановой анализируется образ Родины, сложившийся в советской массовой песне 1930-80-х гг. Автор выделяет содержательные элементы этого образа, прослеживает динамику их развития в изменяющемся социально-политическом контексте и демонстрирует их преемственность и цельность. Исследовательница полемизирует с точкой зрения, согласно которой функции песенного образа советской Родины можно свести лишь к индоктринации и политической мобилизации, показывая, что эмоциональное воздействие данного образа определялось естественной человеческой потребностью в чувстве родины.

Роль монументальных изображений Родины-матери в политике памяти как форме символической политики анализируется в статье М.Ю. Тимофеева. Автор рассматривает историю

1 Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РГНФ 15-03-00010 «Символ 'Родины-матери' в символической политике современной России».

#4/2015

Лабиринт

Журнал социально-гуманитарных исследований

Г

создания скульптурных изображений Родины в коммеморативных практиках советской эпохи. В статье показывается, что в современной России эти памятники в значительной степени транслируют советскую семантику и тем самым неизбежно влияют на специфику организации символического пространства современных российских городов.

Вторая часть сборника, «'Родина-мать' в современной российской политике», открывается статьей О.В. Рябова, который анализирует использование исследуемого образа в такой форме символической политики, как легитимация и делегитимация власти. Материалами выступили текстовые и визуальные источники периода движения протеста в России («Болотной революции»). Автор показывает, как образ Родины-матери становится фактором символической борьбы, будучи эксплуатируемым провластным, либеральным или популистским дискурсами.

Исследованию женских аллегорий этнорегионов России в постсоветской монументальной риторике посвящена статья Д.С. Докучаева, в которой анализируются четыре монумента, символизирующие такие регионы, как Чувашия, Бурятия, Якутия и Югра. Автор показывает, что, с одной стороны, эти монументы призваны укрепить чувство принадлежности жителей региона к родной земле и внести вклад в формирование региональной идентичности - выступая тем самым в образе «матерей». С другой стороны, они символизируют связь этнорегиона с Россией-матушкой, играя тем самым роль ее «дочерей».

В статье Д.Г. Смирнова анализируется образ Родины-матери сквозь призму понятия ре-семиотизации, которую автор предлагает рассматривать в качестве формы символической политики. В статье осуществляется компаративистский анализ символизации, ресимволизации, пересимволизации, десимволизации, ресемиотизации, раскрываются когнитивные основания ресемиотизации, которую автор предлагает определять как процесс изменения семиотических способов и знаковых форм представления образов, предпринимаемого для производства и продвижения определенных способов интерпретации социальной реальности. Автор анализирует несколько кейсов ресемиотизации образа Родины-матери в символической политике постсоветской России, позволяющих протестировать эвристические возможности вводимого понятия.

Статья А.Н Соловьевой и Т.А. Соловьевой открывает третью часть сборника «Родина-мать» в социальных представлениях россиян». Авторы подчеркивают, что овладение символическими средствами восприятия Родины является одним из необходимых условий ориентации индивида (группы индивидов) в социальном пространстве и времени. Статья основана на данных эмпирического исследования возрастных параметров, гендерных различий и территориальных факторов складывания и репрезентации представлений о Родине жителей Архангельской области. В ходе исследования выявлены универсальные модели интерпретации Родины, формирующие символическое ядро социальных представлений.

В статье У.К. Мутаева анализируется отношение к символу Родины-матери в современном Дагестане. Автор, основываясь на данных интервью, проведенном в республике, констатирует узнаваемость символа жителями республики и акцентирует внимание на том, что он воспринимается, прежде всего, в контексте Великой Отечественной войны; при этом актуализируются стереотипные гендерные представления о Родине как женщине, как матери, которая нуждается в защите мужчин-воинов. В статье рассматриваются различные позиции по отношению к данному символу и делается вывод о том, что в целом этот символ жителями республики воспринимается позитивно.

Завершает раздел статья Т.Б. Рябовой и А.А. Романовой, в которой символ Родины-мате-

Лабиринт

#4/2014

Журнал социально-гуманитарных исследований

}

ри рассматривается как культурно-семиотический ресурс современного российского антиамериканизма. Авторы, основываясь на результатах проведенного интервью и контент-анализа данных социальных сетей, показывают, что важными элементами национальной идентичности, призванными подчеркнуть особенности национального сообщества, являются не только сам материнский символ России, но и специфика отношения россиян к стране как к Родине-матери. В сегодняшней России этот символ включается в практики обоснования антиамериканских настроений.

Данный сборник является первым в академической литературе, целиком посвященным анализу материнского символа России. Авторский коллектив надеется, что он вносит вклад в ответы на те вопросы, которые формируют проблемное поле исследования «Родины-матери». Он издается как часть проекта «Символ Родины-матери в символической политике современной России», который осуществляется сотрудниками Центра этнических и национальных исследований Ивановского государственного университета и который поддержан Российским Гуманитарным Научным Фондом (грант № 1S-Q3-QQQ1Q). В планах проекта - издание коллективной монографии в 2Q17 г., и данный сборник одновременно является и приглашением к сотрудничеству.

Библиография

1. Гимаев Я. А. Актуализация концепта РОДИНА в школьных учебниках по литературе и в массовом сознании учащихся. Автореф. дисс. ...к.филол. н. М., 2Q1Q.

2. Есмурзаева Ж.Б. Концепт Родина в педагогическом дискурсе на рубеже XX-XXI вв.: Автореф. дисс ... к. филол. н. - Омск, 2Q1Q.

3. Рябов О.В. «Матушка-Русь»: Опыт гендерного анализа поисков национальной идентичности России в отечественной и западной историософии. М.: Ладомир, 2QQ1. 2Q2 с.

4. Рябов О.В. «Россия-Матушка». Национализм, гендер и война в России XX века. - Stuttgart: ibidemVerlag, 2QQ7. - 272 с.

5. Сандомирская И. Книга о Родине. Опыт анализа дискурсивных практик. - Wien: Wiener Slawistischer Almanach, 2QQ1. Sonderband SQ. - 281 с.

6. Hubbs J. Mother Russia: ^e Feminine Myth in Russian Culture. - Bloomington: Indiana University Press, 1993. - 3Q2 p.

References

1. Gimaev Ia.A. Aktualizatsiia kontsepta RODINA v shkol'nykh uchebnikakh po literature I v massovom soznanii uchashchikhsia. Avtoref. diss. k.filol.n. M., 2QQQ.

2. Esmurzaeva Zh.B. Kontsept Rodina v pedagogicheskom diskurse na rubezhe XX-XXI vv.: Avtoref. dis. ... к. filol.n. - Omsk, 2Q1Q.

3. «Matushka-Rus'»: Opyt gendernogo analiza poiskov natsional'noi identichnosti Rossii v otechestvennoi I zapadnoi istoriosofii. М., 2QQ1.

4. Riabov O. «Rossiia-Matuska»: Natsionalizm, gender i voina v Rossii XX veka. - Stuttgart: ibidem-Verlag, 2QQ7. - 272 s.

5. Sandomirskaia E. Kniga o Rodine. Opyt analiza diskursivnykh praktik. - Wien: Wiener Slawistischer Almanach, 2QQ1. Sonderband SQ. - 281 s.

6. Hubbs, J. Mother Russia: ^e Feminine Myth in Russian Culture. - Bloomington: Indiana University Press, 1993. - 3Q2 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.