Научная статья на тему 'Сила разума, бросившая вызов природе. Проблема взаимоотношений человека и природы в повести «Кара-Бугаз» К. Г. Паустовского'

Сила разума, бросившая вызов природе. Проблема взаимоотношений человека и природы в повести «Кара-Бугаз» К. Г. Паустовского Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1021
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОШИБКИ" ПРИРОДЫ / СИЛА РАЗУМА ГЕРОЕВ-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ / НОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ / "MISTAKES" OF NATURE / STRENGTH OF CHARACTER'S MIND / NEW REALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мантрова Светлана Александровна

В повести «Кара-Бугаз» К. Паустовский предельно созвучен преобразовательскому пафосу русской советской литературы и общественного сознания начала 1930-х гг. Преобразование, совершенствование мира и природы видятся героям писателя единственным путем для исправления допущенных природой «ошибок». Изменяя природное, человек создает новую действительность, не только более приспособленную для жизни, но и цветущую. Однако параллельно с этим для писателя важной оказывается мысль, что «ошибки» природы, подобные несущему, по видимости, только смерть Кара-Бугазу, необходимо уметь разгадывать, открывая в них и щедрость природы, и источник совершенствования нерукотворной и рукотворной действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POWER OF MIND CHALLENGING NATURE. PROBLEM OF RELATIONSHIP BETWEEN MAN AND NATURE IN NOVEL KARA-BUGAZ BY K.G. PAUSTOVSKY

In the novel Kara-Bugaz K.Paustovsky is closely consonant with the reformed pathos of Russian Soviet literature and social awareness of the beginning of 1930s. Reorganization, improvement of the world and nature are seen by the writer's characters as the only way for correction the mistakes made by nature. Changing nature, the man creates a new reality which is not only adjusted to life, but which is prosperous one. However, one of the important thoughts for the writer has become an idea that the mistakes of nature, which bring only death to Kara-Bugaz, should be solved, opening both generosity of nature and the source of improvement of the reality.

Текст научной работы на тему «Сила разума, бросившая вызов природе. Проблема взаимоотношений человека и природы в повести «Кара-Бугаз» К. Г. Паустовского»

Analize. Interpretacija. Moksliniu. Nr. 5. Поступила в редакцию 8.07.2010 г.

Vilniaus universiteto leidikla, 2006.

UDC 821.161.1

“SMALL PROSE” IN ARTISTIC SYSTEM OF F.M. DOSTOYEVSKY

Marina Vladimirovna Kulikova, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia, Post-graduate Student of Russian Literature and Folklore Department; Centre of Education №1452 “Bogorodsky”, Teacher of Russian language and Literature, e-mail: marina-kulikova-@mail.ru

During investigation of “small prose” in artistic system of F.M. Dostoyevsky except well-studied stories the article centers its attention the insertions of miniatures in poetics of big works. The article proves the relation to the small prose of Dostoyevsky of drafts, plans and fragments of his novels.

Key words: “small prose”, prosaic miniature, story; genre; part of story.

УДК 82(470)

СИЛА РАЗУМА, БРОСИВШАЯ ВЫЗОВ ПРИРОДЕ. ПРОБЛЕМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ПОВЕСТИ «КАРА-БУГАЗ» К.Г. ПАУСТОВСКОГО

© Светлана Александровна Мантрова

Мичуринский государственный педагогический институт, г. Мичуринск, Россия, аспирант кафедры литературы, e-mail: SMantrova @ yandex.ru

В повести «Кара-Бугаз» К. Паустовский предельно созвучен преобразовательскому пафосу русской советской литературы и общественного сознания начала 1930-х гг. Преобразование, совершенствование мира и природы видятся героям писателя единственным путем для исправления допущенных природой «ошибок». Изменяя природное, человек создает новую действительность, не только более приспособленную для жизни, но и цветущую. Однако параллельно с этим для писателя важной оказывается мысль, что «ошибки» природы, подобные несущему, по видимости, только смерть Кара-Бугазу, необходимо уметь разгадывать, открывая в них и щедрость природы, и источник совершенствования нерукотворной и рукотворной действительности.

Ключевые слова: «ошибки» природы; сила разума героев-преобразователей; новая действительность.

В мае 1931 г. К. Паустовский предпринимает поездку на Каспийское море. Впечатления от нее легли в основу повести «Кара-Бугаз» (1932). Книга об освоении залива Ка-ра-Бугаз получила широкое общественное признание. Произведение проникнуто пафосом преобразования, характерным для общественного сознания того времени. Герои повести бросают вызов природе, стремясь создать новую действительность, изменив бесплодные просторы Кара-Бугаза.

К. Паустовский с самого начала повествования подчеркивает, что главным героем произведения является не человек, а залив, его прошлое и настоящее. Вместо «сквозного» персонажа, вокруг которого группируются события, центром книги служит история

залива, поэтому связь между главами повести осуществляют не столько герои, сколько «предметы» смысловые, географические, пространственно-временные. В этом тоже и знамение времени, и находка для Паустовского. Дыхание времени здесь можно усмотреть в том, что аналогичным образом назывались другие «производственные» и далекие от производственной тематики произведения того времени: «Тихий Дон» М. Шолохова, «Соть» Л. Леонова, «Гидроцентраль» М. Ша-гинян, «Война с Днепром» С. Маршака и другие произведения. Гидроним, понятие связанное с водой, ее динамикой, вероятно, в наибольшей мере отражал представление о стремительном времени в эпоху очередной модернизации России. Правда, Кара-Бугаз у

Паустовского знаменует воды остановившиеся, хотя отсутствие движения в нем оказывается только видимым. Для Паустовского лично это стало находкой в том смысле, что и более поздние свои произведения он будет называть именами, связанными с понятиями природными, географическими: «Колхида». «Мещерская сторона», «Повесть о лесах» и др. Формально «Кара-Бугаз» состоит из новелл, каждая из которых имеет свое самостоятельное строение, свою самостоятельную логику действия. Залив, его собирательный образ, соединяет эти главы.

Поскольку центром повести является история Кара-Бугаза, каждый герой обрисован в своем отношении к заливу, к его роли в жизни человека. В произведении изображено два поколения людей науки: дореволюционного и советской действительности 1930-х гг. Представители первого - исследователи Карелин и Жеребцов, второго - Николай Ремизов, Шацкий, Хоробрых, Давыдов и др.

Эпиграфом к повести «Кара-Бугаз» служат слова путешественника Карелина: «На Каспийском море нет прибрежий, столь решительно и во всех отношениях негодных» [1]. Так, в самом начале произведения автор выделяет одну из главных мыслей: природа Кара-Бугаза непригодна для человека. Письмо лейтенанта Жеребцова, помещенное в первой главе, характеризует природу края как бедную и неподходящую для жизни. Отвесный неприступный черный порог гор у полуострова Мангышлака, южный ветер, несущий из пустынь пыль и запах серы, или норд, опустошающий холодом. Из растений встречаются только полынь и сухой бурьян, за два месяца плавания путешественники увидели сочную зеленую траву лишь в бухте Киндерли и восприняли это как чудо в засоленных землях. Вода залива Кара-Бугаз мертвая и серая, ее нельзя пить, она разъедает кожу. Нещадно палящее солнце. Мертвый край. По словам Карелина, пустыня съедает молодость, «от нее и седина, и дряблость кожи, и прочие предвестия старости», а солнце отнимает у человека последнюю возможность к существованию.

Лейтенант Жеребцов в донесении Гидрографическому управлению дает описание природы залива: «Северный берег крут и обрывист и состоит из засоленной глины и белого гипса. Ни травы, ни деревьев нет. Вдоль

восточного берега возвышаются унылые горы, а южный берег низок и покрыт множеством соляных озер. Все берега пустынны и не имеют пресной воды. Мною не было обнаружено ни единого ручья, каковой впадал бы в это поистине мертвое море... Дождей, по рассказам туркмен, в заливе не бывает. Дожди от чрезмерной жары высыхают, не успевая достигнуть земли. Грунт залива весьма примечателен: соль, а под ней известковая глина» [1, с. 397-398]. Исследователь делает заключение об «ошибке» природы, о непригодности и бесполезности края: «побережья залива Кара-Бугазского, как и самый залив, лишены какого бы то ни было интереса государственного» [1, с. 398].

Природа края не представляет интереса для человека. Как же действовать последнему? В «Кара-Бугазе» герои К. Паустовского выражают различные взгляды на отношение человека к природе. Человек - творец, созидатель. Его разум, труд, преобразовательная сила призваны и способны изменить несовершенную действительность, улучшить природу. Подходы героев к решению проблемы «человек - природа» различаются. Первую позицию выражает Жеребцов: если природа не приносит пользу человеку, значит, она вредна. Герой готовит проект закрытия залива: «Поскольку Кара-Бугаз вредоносен, надлежит прекратить его существование как обособленного залива и превратить в озеро, перегородив узкий пролив дамбой» [1, с. 401]. У ученого есть аргументы, которые он приводит в разговоре с Карелиным: падает уровень моря (это может ухудшить судоходство), гибнет рыба. Карелину подобные доводы кажутся чепухой, он представляет дугой взгляд. Человек не всегда сразу может увидеть полезность в окружающем мире, но она, безусловно, есть, и разум способен ее отыскать. Польза Кара-Бугаза в природных ископаемых - глауберовой соли. Карелин, считавший вначале край бесплодным и как бы созданным назло людям, изменил свое мнение, «ибо в натуре, нас окружающей, почти нет такого зла, коего нельзя было бы употребить на потребу и выгоду человека» [1, с. 403].

Герои повести пытаются решить философский вопрос: имеет ли право на существование природа, которая не приносит пользу человеку. Изначально они стоят на антро-

поцентрических позициях. Для них человек -вершина природы, двигатель социального прогресса. Ученые рассуждают как прагматики. Для Жеребцова закрытие залива принесет пользу, т. к. не будет вреда. Карелин же глубже понимает сущность проблемы. Необходимо использовать богатства Кара-Бугаза -глауберову соль, и Жеребцов соглашается с ним впоследствии.

К. Паустовский, без сомнения, придерживался точки зрения, выраженной Карелиным. Именно поэтому первую главу повести он назвал «Заблуждение лейтенанта Жеребцова». В 30-е гг. XX в., когда создавался «Кара-Бугаз», молодая советская страна жила пафосом преобразования. К. Паустовского увлекают научно-художественная и «производственная» темы, он много ездит по стране, знакомится с новыми явлениями жизни, интересуясь всем, что совершается вокруг, работает корреспондентом в «Наших достижениях», «Тридцати днях», «Красной нови» и других периодических изданиях. Незаметные на первый взгляд, будничные и рядовые события первых строек социализма вдохновляют писателя, он верит в силу разума и способность людей изменить мир к лучшему. Природа может быть неблагожелательна, но разум человека способен увидеть и в негативном положительное. Человек - вершина природы, он может изменить окружающий мир и заставить его существовать по своим, более совершенным законам.

Споры героев о судьбе Кара-Бугаза перерастают в повести в размышления о путях развития науки: не нужно бояться природы, ее стихии, впадать в отчаяние и панику, необходимо природу изучать, чтобы использовать на благо обществу.

Окружающая действительность оценивается героями прежде всего с точки зрения материальной ценности для общества. Однако для них важно и воздействие природы на внутренний мир человека. Жеребцов пишет о влиянии ландшафта на душевное состояние: «Пребывание, даже кратковременное, в водах залива порождает чувство великого одиночества и тоску по местам цветущим и населенным» [1, с. 398].

Лейтенант прожил в пустынном унылом крае пятнадцать лет и спустя годы сетует, что не довел дело об освоении Кара-Бугаза до конца и уехал на родину в жиздринские

леса. Человек всегда стремится на родину, тем более что природа средней полосы так отличается от природы Кара-Бугаза. «Не нужен мне был Кара-Бугаз с его солью. Калужские свои перелески я не променял бы на десяток Кара-Бугазов. Хотелось мне, знаете ли, как бывало в младенчестве, подышать грибным воздухом да послушать, как шумят дожди по листве», - говорит Жеребцов [1, с. 408]. Беремся утверждать, что эти мысли героя были близки и самому автору. В письме Е.С. Загорской-Паустовской в августе 1930 г. К. Паустовский пишет, что с радостью провел бы отпуск где-нибудь в Солотче, на воде, в лесах, ловил бы рыбу: «Меня в последнее время срединная Россия, наши реки, луга и леса, даже дожди привлекают гораздо больше, чем юг» [2].

Герои «Кара-Бугаза» - люди новой науки и новой жизни - стремятся не уехать из бесплодных районов, а изменить природу, превратить пустынный край в процветающий. Такими предстают Николай Ремизов, геолог Прокофьев, инженеры Хоробрых и Давыдов, Барриль и др.

Каждый герой К. Паустовского наделен индивидуальными чертами характера. Геолог Прокофьев, мягкий и романтичный, - новый тип ученого-филантропа. Это творческий человек, сочетающий в себе профессионализм геолога и любовь к литературной деятельности. Он увлечен изучением газовых месторождений и считает, что лучшее место на земле - богатое природными ископаемыми. Прокофьев мыслит масштабно, упрекая старых специалистов в медлительности и бюрократизме. Он против старых уютных заводов, где дворы зарастали одуванчиками и в конторах всегда стояла солнечная тишина: «Некуда было торопиться, и некого было перегонять» [1, с. 447]. Настали другие времена, необходимо расширить исследования и добычу природных ископаемых. Однако увеличение масштабов вмешательства в природу человеку необходимо сочетать с продуманными, осторожными действиями и рациональным использованием ресурсов. Прокофьев убежден: «Закладка газовых скважин должна вестись с большой осторожностью и только тогда, когда есть возможность использовать газ. Иначе можно совершенно зря выпустить на воздух миллионы кубических метров газа» [1, с. 447]. Герою важно, чтобы

полезные ископаемые не были растрачены впустую. Перед нами новый тип ученого -одновременно романтика и рационалиста, добродушного и решительного, деятельного и проницательного.

Прокофьев предлагает лирическому герою, автору повествования, необычный маршрут для поездки на Кара-Бугаз - маршрут по спирали, который позволит познакомиться с близлежащими районами. «Здесь все незримо связано с заливом», - говорит ученый. Настоящий специалист, желающий докопаться до сути, должен досконально изучить проблему. Сам К. Паустовский любил подобные маршруты. В мае 1931 г. писатель совершает творческую рабочую поездку на Каспий именно по «круговому» маршруту: Саратов - Астрахань - Элиста - Гурьев -Доссор - Эмба - Баку - Красноводск с целью написания книги о Кара-Бугазе.

Вокруг Кара-Бугаза лежат необъятные богатства, необходимые человеку для создания сети фабрик и заводов и налаживания небывалой по грандиозности системы производства. Таким проектом увлечен другой герой повести - инженер Давыдов: «Я полагаю, что весь восточный берег моря - Эмба, Мангышлак, Кара-Бугаз вплоть до Чикишля-ра - должен превратиться в мощный индустриальный пояс на границе пустыни. Мы даем нефть, Мангышлак - уголь и фосфориты, Ка-ра-Бугаз - мирабилит, серу, серную кислоту, соду и другие химические продукты, Чикиш-ляр - газы, Челекен - нефть и озокерит. Создание Кара-Бугазского комбината затрагивает хозяйственные нервы всего побережья, от Эмбы до Атрека. Пустыня получит свое индустриальное сердце» [1, с. 461]. Железная дорога из Александрова-Гая в Хиву прорежет самое сердце пустыни и оживит богатства, лежащие мертвым грузом. Необходимо их извлечь, чтобы заставить служить людям. Индустриальный комплекс предстает перед читателем живым организмом, с пульсирующим энергией сердцем - Кара-Бугазом, железнодорожными артериями и мышцами земли - полезными ископаемыми.

Строя заводы, человек создает и новый индустриальный пейзаж, рукотворную природу. «Над мелким озером торчал низкорослый лес черных вышек. Серый зной прожигал до костей. Глубокие насосы толчками выбрасывали из скважин пенистую нефть.

Здесь кончалась нефтяная река или нефтяное море, истоки которого открыл Прокофьев» [1, с. 464], - таким предстает Макат. Рукотворное и природное в повести дополняет друг друга и органично сочетается. Река дымного электрического огня, видная из вагона поезда, запах полыни и свежесть ночи воспринимаются героем как одно целое. Человек видит в преобразовании природы только положительное, благотворное. Изменяя природное, он создает новую действительность, в которой ощущает себя лучше, т. к. она более приспособлена для жизни.

Нестерпимый зной, палящее слюдяное солнце, выливающее на землю океаны белой жары, азиатское выцветшее небо над головой и пыль под ногами - в этом беспощадном климате, где не то чтобы работать, а просто дышать трудно, отважные и бесстрашные люди неутомимо трудятся, готовясь к штурму пустыни.

Герой Паустовского начинает настоящую войну с силами природы: «Мы раздавим пустыню, как фалангу» [1, с. 483]. Природа оказывает сопротивление. Жара низвергается сверху белыми, как соль, широкими реками, приводя к тяжелым головокружениям. Пыль залепляет поры на коже, мешает дышать. Но люди уверенно движутся к своей цели.

Тема войны с силами природы, покорения стихии - одна из часто встречающихся в литературе тех лет.

И вот в реке поставлена

Железная стена.

И вот реке объявлена

Война,

Война.

Война! [3] - пишет С. Маршак в стихотворении «Война с Днепром». Человек использует технику: подъемный

кран выходит в бой, бурильная машина словно трясется от ярости. Машины, словно гигантские животные, роют землю, вбивают сваи. Человек - покоритель, завоеватель, преобразователь природы, его деятельность практически не вызывает сомнений у современников. Авторы восхищаются силой человека, бросившего вызов природным стихиям. В литературе изображается героическая борьба с природой, из которой человек выходит победителем, вопрос о бережном отношении

к окружающей действительности еще не ставится. Человек - вершина природы.

Герои повести - целеустремленные лидеры с сильной волей, без этих качеств трудно победить в схватке с природой. Но и сама пустыня воспитывает в человеке упорство и выносливость. К. Паустовский не раз подчеркивает волевые качества героев. Инженер Хоробрых работает, «как полководец на фронте», «легкий налет времен военного коммунизма остался на нем до последних дней - налет стремительных решений, смелых поступков и внешней грубоватости» [1, с. 434]. Давыдов с профилем, напоминающим «бронзовые лица полководцев на полустертых римских монетах», [1, с. 461] -цельная самодостаточная личность. Он может самые немыслимые проекты воплотить в жизнь: «Общение с пустыней сказывалось в зоркости глаза и спокойной силе голоса. Все начатое Давыдов доводил до конца. В соляных пустошах Доссора он решил разбить парк. Мысль эта казалась совершенно дикой даже ботаникам. Но насмешки Давыдов встречал с глубоким безразличием. Два года он возился с умиравшими в едкой земле кустами. Он опреснил землю умелой поливкой и дренажем, и сейчас в Доссоре рабочие ходят по вечерам в «собственный парк». Своими действиями Давыдов заставил природу покориться и сам выступил творцом. К. Паустовский видит в таком вмешательстве человека в окружающую действительность благо, положительно оценивая преобразовательную деятельности героев.

Исследователи работают и над проблемой поиска новых источников энергии, так актуальной сегодня. Геолог Шацкий разрабатывает проект использования солнечной энергии Кара-Бугаза. Считая, что ученые «должны держать фантазию на тугой узде», он сам увлечен идеей, которая современникам могла показаться фантастической. Это было время безрассудных на первый взгляд идей. Время диктует исследователям необходимость постановки далеких задач, поэтому мысли героев - людей науки - устремлены в будущее.

Шацкий считает главным, что «Кара-Бугаз сам по себе является неисчерпаемым и неистощимым источником новой энергии» [1, с. 454]. Это энергия солнца, которую человек должен научиться использовать. Уче-

ный дальновиден, доводы его самые убедительные и рациональные с точки зрения экологических проблем, в т. ч. и современной действительности: «Все мы ходим по краю пропасти и не подозреваем об этом. Вы знаете, что за последние десять лет сожжено каменного угля столько же, сколько его было израсходовано за весь исторический период существования человечества. Через сто -полтораста лет запасы угля иссякнут. Белый уголь может покрыть только шестьдесят процентов потребности мирового хозяйства в энергии. Шаги катастрофы можно услышать без особого напряжения» [1, с. 455]. Он предрекает даже энергетическую войну между капиталистическими странами. Герой смог заглянуть в будущее, спрогнозировать развитие общества и ищет пути решения проблем, с которыми столкнутся его потомки. Ученый ответственен перед собой и обществом, т. к. многое видит и понимает. «Человечество пошло по линии наименьшего сопротивления. Оно кинулось на те виды энергии, запасы которых ничтожны, забыв об источниках энергии непрерывных, каких хватит на всю историю человеческого рода» [1, с. 456], - к таким выводам приходит Шацкий. Главную задачу людей науки он видит в поиске и изучении новых видов энергии, которые дает сама природа. По мнению героя, разумное использование солнечных лучей устранит смертоносное, иссушающее воздействие солнца на пустыню и даст постоянный источник энергии.

По мысли героя Паустовского, человек может разгадать тайны природы, многое у нее перенимая. Солнце - источник энергии, которую умеют использовать растения. Шацкий призывает обратить внимание на механизмы природы, учиться у нее: «Надо ловить, концентрировать, сгущать солнечную энергию химическим путем. Надо учиться у красных морских водорослей. Они используют двадцать четыре процента того количества солнечной энергии, какое проникает в морские глубины, тогда как наши земные растения, тонущие в солнечных потоках, используют, ничтожные доли процента. Нужда всему научит» [1, с. 456]. Человек в пустыне оказывается в экстремальных условиях, точно так же, как морские водоросли, вынужденные приспосабливаться к условиям жизни на глубине. Но человек 1930-х гг. не

хочет приспосабливаться к окружающей действительности, он намерен изменить ее на благо обществу. Поможет в этом сама природа: «Вот громадные водные плоскости. Их можно заставить собирать солнечную энергию. К этому делу будут приспособлены и пустыни. Кара-Бугаз нужно сделать всесоюзной лабораторией по ловле солнца и в первую очередь приложить взятую в плен солнечную энергию к переработке его баснословных богатств» [1, с. 457]. Так губительное азиатское солнце можно заставить служить в целях человека.

Об использовании новых видов энергии думает и Давыдов: «Мы находим способы превращать самые страшные свойства пустыни в источники жизни. Я говорю о солнце. Его энергией пустыня будет орошена. Ветер - его мы называем голубым углем - лучшая энергия для пустыни. Здесь существуют условия для непрерывных и ровных ветров. В энергетических запасах Казахстана ветер занимает девяносто шесть процентов» [1, с. 462]. Энергия ветра и солнца, губительно действующие в Кара-Бугазе, будут использованы на благо. «Солнце, ветер и резкие смены температуры создали пустыню, они же ее и уничтожат», - в этом Давыдов не сомневается ни минуты. Человек преобразует природные стихии из разрушителей в созидателей новой счастливой действительности. Пагубное воздействие сил природы он направит своей волей на благо человека.

Инженер Давыдов в идеях и планах забегает далеко вперед. Он думает об использовании энергии ветра для целей транспорта, представляя парусное сообщение в песках, где нет ни растительности, ни поселений, ни гор и ничто не сможет помешать движению. Рассказ Давыдова очень напоминает легенду о Вещем Олеге, поставившем ладьи на колеса и при попутном ветре добравшемся до Царьграда. Но герой подчеркивает, что в его мыслях нет фантастического. Настоящие ученые могут воплотить в жизнь самые необычные проекты. Это люди с широким кругозором, многим интересующиеся, т. к. в работе может пригодиться любая мелочь. Герой-исследователь Васильев читает о появлении новых звезд и солнечных систем и о ходе работ по изучению космических лучей. Возможно, К. Паустовский включает в повествование эту деталь, чтобы показать широту

горизонтов и глубину мыслей своих героев. Человек видит богатства повсюду: на земле и под землей, в воздухе и на небе.

В представлении героев писателя, разум способен бросить вызов законам природы. Новая действительность, рожденная человеком, превзойдет все самые смелые ожидания. Человек научится получать энергию, существующую на земном шаре, управлять ею. Прокофьев убежден, что люди науки исправят и закон энтропии, по которому Земля непрерывно теряет тепловую энергию в результате лучеиспускания в мировое пространство и в далеком будущем превратится в вечное кладбище: «Пустыни Кара-Кум, Кара-Бугаз мы должны сделать первыми резервуарами, улавливающими энергию солнца, как раз ту энергию, которую мы получаем из мирового пространства. Мы уравновесим потерю. Это дерзкий вызов космическим законам, особенно в глазах непросвещенных людей. Здесь мы будем высасывать солнечную энергию, сгущать ее, превращать в электричество, в тепло, в свет, в какую угодно иную энергию, и этот край расцветет так, как, может быть, никогда не цвели самые пышные сады» [1, с. 497]. В будущем, убеждены симпатичные Паустовскому герои-преобразователи, человек сможет управлять законами природы и Вселенной, исправлять ошибки мироздания.

Герои-преобразователи ставят сложную задачу - изменить природу и сделать ее не только пригодной для жизни, но и цветущей. Через несколько десятилетий пустыню украсят сады и пресная вода заблестит в хлопковых полях: «Пески зарастут хлопком и виноградом, карагачами и инжиром. Нищая страна, сухая, как язык пса, издохшего от жажды, будет пить воду, как люди пьют вино» [1, с. 488]. Человек строит новую жизнь, меняя не только природу, но и нравы людей. Заведующая женотделом Бариль учит туркменских женщин соблюдать элементарную гигиену, лечит, стремится искоренить предрассудки. И люди постепенно меняются. Сопротивлявшийся новому старик Бекмет называет преобразователей героями и верит в счастливое будущее: «Страна при расцвете рождает певцов и героев, а при упадке - пыль и много начальства. Вы родились быть героями» [1, с. 488]. Герои-преобразователи также считают покорение пустыни делом славы, делом

высокого племени людей. Прокофьев призывает не упускать из виду далеких горизонтов, воспитывать в себе чувство времени и чувство будущего.

Преобразователи Кара-Бугаза сталкивались не только с природными трудностями. Споры специалистов вызвала судьба Кара-Бугаза. Одни считали проблемы строительства комбината непреодолимыми: «Нет воды, нет вблизи топлива, нет зелени, дикая жара». Победило мнение дальновидных ученых: «Комбинат нанесет пустыне смертельный удар. Добыча воды, нефти, разработка угля создадут вокруг комбината оазисы, откуда начнется планомерный поход на пески. Оазисы будут расти, пески отступать, и край, потерявший воду, отнимет ее у пустыни обратно. А при наличии воды эту землю, залитую солнцем, можно довести до неслыханного расцвета» [1, с. 492]. Непростительно жертвовать такими богатствами и пасовать перед трудностями. Природа совершила ошибки, сделав непригодными для жизни районы «мертвых пространств» с богатейшими полезными ископаемыми. Человек должен «исправить грубую ошибку природы, отнявшей воду у богатейших в мире залежей «периодического минерала» [1, с. 490].

К. Паустовский пишет о взаимопроникновении и взаимовлиянии природных и социальных проблем. Старая Россия не проявляла интереса к своим богатствам, купцы и промышленники искали лишь сиюминутную собственную выгоду, занимались контрабандой и расхищением богатств. В 1930-е гг. человек иначе подходит к исследованию Ка-ра-Бугаза, создаются особые комиссии при Академии наук, проводятся научные конференции. В борьбе со стихией люди объединили усилия для планомерного наступления на пустыню. Научная конференция «со стороны напоминала заседание штаба, готовившего поход на пустыню, объявившего непримиримую войну грубым и нетерпимым ошибкам природы» [1, с. 494]. Борьба закончится победой. Героям уже видны плоды их труда, а о будущем края остается только мечтать.

Повесть заканчивается оптимистически. Герои мечтают о счастливой жизни. В их воображении соединяются все проекты, над которыми они работали: «Будет жарко, шумно и весело, как в Баку в праздничный

день. Масса желтых пароходов будет дымить в двух новых портах, где их будут строить. Хоробрых получит первую премию на будущей сельскохозяйственной выставке за самые душистые и сочные в мире кара-бугазские дыни. Ветряные двигатели начнут высасывать из залива густую воду и наполнять бассейны. Академик Иоффе поставит первые солнечные машины, а мы с вами по вечерам будем ходить в порт и пить под акациями вкусную воду со льдом и апельсиновым сиропом. С Казанского вокзала начнут отходить поезда с табличками «Москва - Ка-ра-Бугаз, через Ташкент - Красноводск». В заливе откроют курорт, потому что нет во всем Союзе лучшего купанья, чем там» [1, с. 494]. Об этом мечтает молодая девушка-химичка. Для другой героини - Бариль -очень важны изменения общественного сознания, которые придут с освоением края: «Такие вещи, как будущий комбинат, ударят по старому Востоку, по исламу, по всей этой окаменелой жизни, как гром. Комбинат научит грамоте, выправит мозги, вскроет и уничтожит весь ужас кочевого состояния» [1, с. 496]. Будущее, созданное людьми, прекрасно. Силой своего разума человек построит новую жизнь, которая окажется лучше любой мечты.

Таким образом, в повести «Кара-Бугаз» К. Паустовский предельно созвучен преобразовательскому пафосу русской советской литературы и общественного сознания начала 1930-х гг. Преобразование, совершенствование мира и природы видятся героям писателя единственным путем для исправления допущенных природой «ошибок». Однако параллельно с этим для писателя важной оказывается мысль, что «ошибки» природы, подобные несущему, по видимости, только смерть Кара-Бугазу, необходимо уметь разгадывать, открывая в них и щедрость природы, и источник совершенствования нерукотворной и рукотворной действительности. Последнее уточнение окажется важной деталью, из которой получит развитие натурфилософия зрелого и позднего К. Паустовского.

1. Паустовский К.Г. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 1. Романы и повести. М., 1981. С. 392.

2. Паустовский К. Г. Собрание сочинений: в 9 т. Т. 9. Письма, 1915-1968. М., 1986. С. 83.

3. Маршак С.Я. Рассказы в стихах. М., 1976. С. 51. Поступила в редакцию 15.07.2010 г.

UDC 82 (470)

THE POWER OF MIND CHALLENGING NATURE. PROBLEM OF RELATIONSHIP BETWEEN MAN AND NATURE IN NOVEL “KARA-BUGAZ” BY K.G. PAUSTOVSKY

Svetlana Aleksandrovna Mantrova, Michurinsk State Pedagogical Institute, Michurinsk, Russia, Post-graduate Student of Literature Department, e-mail: SMantrova@yandex.ru

In the novel “Kara-Bugaz” K.Paustovsky is closely consonant with the reformed pathos of Russian Soviet literature and social awareness of the beginning of 1930s. Reorganization, improvement of the world and nature are seen by the writer’s characters as the only way for correction the “mistakes” made by nature. Changing nature, the man creates a new reality which is not only adjusted to life, but which is prosperous one. However, one of the important thoughts for the writer has become an idea that the “mistakes” of nature, which bring only death to Kara-Bugaz, should be solved, opening both generosity of nature and the source of improvement of the reality.

Key words: “mistakes” of nature; strength of character’s mind; new reality.

УДК 82-1751

К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ПУБЛИЦИСТИКА»: ДИСКУССИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

© Александр Васильевич Лабин

Нижегородский государственный университет, г. Нижний Новгород, Россия, аспирант кафедры всемирной литературы; Буревестниковская средняя общеобразовательная школа Богородского района Нижегородской области, учитель русского языка и литературы,

e-mail: alexander_labin@mail.ru

Статья посвящена актуальной и остающейся дискуссионной проблеме, связанной с определением понятия «публицистика» и ее жанровой типологии. К числу дискуссионных можно отнести такие проблемы, как: наличие или отсутствие видимых связей публицистики и политики, роль авторского начала, проблему мифологизации публицистики, связь публицистики с манипулятивными функциями, проблемы публицистического стиля соотнесенности публицистики с современностью и событиями прошлого.

Ключевые слова: публицистика и журналистика; публицистика и литература; род; жанр; связь публицистики с актуальными политическими вопросами современности и прошлого.

По определению М.М. Бахтина, «публицистический текст - всегда дискурс» [1], который функционирует в системе контекстных отношений с реальной действительностью. И частью этой действительности являются, в т. ч. высказывания других людей.

Современная картина мира, творимая публицистикой, фрагментарна вследствие самой ее природы, стремящейся успеть за событиями, чтобы успеть запечатлеть и осмыслить фрагмент социальной действительности.

Публицистика как вид литературы сохраняет свои основные черты на протяжении столетий, но со временем происходят изме-

нения в характере ее функционирования. В толковании понятия «публицистика» нет однозначности. К числу дискуссионных проблем в определении термина «публицистика» можно отнести: типологию определений понятия «публицистики», публицистика как жанр, род или вид литературы, публицистика и журналистика, публицистика и политика, публицистика и современность.

Типологию определений понятия «публицистика» в словарях условно можно подразделить на следующие виды.

В «Словарях русского языка» С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова, С.А. Иванникова публицистика рассматривается как «литература по

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.