Научная статья на тему 'Сибирский телеграф во второй половине XIX В. '

Сибирский телеграф во второй половине XIX В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2235
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕГРАФНАЯ СВЯЗЬ / СИБИРЬ / СРЕДСТВА СВЯЗИ / TELEGRAPHIC COMMUNICATION / SIBERIA / COMMUNICATIONS FACILITIES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Морев Владимир Алексеевич

Представлена история возникновения и развития электрического телеграфа в Сибири во второй половине XIX в. Основное внимание уделяется проведению телеграфных линий и устройству почтово-телеграфных учреждений в населённых пунктах Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article contains information about the history of appearance and development of electric telegraph in Siberia in the second half of the 19-th century. The basic attention is devoted to the routing telegraph lines and organization of postal telegraph offices in settlements of Siberia.

Текст научной работы на тему «Сибирский телеграф во второй половине XIX В. »

2010 История №4(12)

УДК 93:001

В.А. Морев

СИБИРСКИЙ ТЕЛЕГРАФ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.*

Представлена история возникновения и развития электрического телеграфа в Сибири во второй половине XIX в. Основное внимание уделяется проведению телеграфных линий и устройству почтово-телеграфных учреждений в населённых пунктах Сибири.

Ключевые слова: телеграфная связь, Сибирь, средства связи.

Средства и способы связи с каждым годом приобретают всё более важное значение для общества. В связи с этим представляется полезным обратиться к истории возникновения первых электрических средств связи, одним из которых был телеграф. Особое значение проведение телеграфа имело для Сибири, поскольку эта огромная территория долгое время слабо была связана с центральными районами России.

Непосредственное исследование процесса проведения телеграфа в Сибирь началось на рубеже Х1Х-ХХ вв. Одними из первых в конце XIX в. к этой теме обратились исследователи А.М. Бурухин и М. Шедлинг, которые подробно описали первые проекты устройства телеграфа через Сибирь, привели важнейшие статистические данные, подвергнув их тщательному анализу. В советское время отрывочные сведения о телеграфе Томска и Новониколаевска помещались в Сибирской советской энциклопедии (1932 г.) и в «Материалах по истории связи в России XVIII - начало XX вв.» (1966 г.). В 1980-е гг. отдельные аспекты истории сибирского телеграфа затрагивали Н.М. Дмитриенко, Л.М. Горюшкин, Г.А. Бочанова и ряд других исследователей.

С начала 1990-х гг. исследователи получили возможность более объективно и детально изучать историю телеграфной связи в Сибири. Среди наиболее значительных работ в этом направлении можно выделить труды О.Н. Разумова, Н.М. Дмитриенко, Я.А. Яковлева, Ю.К. Рассамахина, Г.Н. Шапошникова и других авторов. В 1990-е - начале 2000-х гг. вышли краеведческие работы сибирских авторов «Барнаул. Летопись города (17011919)», «Томская область: Исторический очерк», «История названий томских улиц» и «Томск. История города от основания до наших дней», а также энциклопедии «Барнаул», «Новосибирск», «Томск от А до Я», в которых повествуется о возникновении и развитии телеграфа в сибирских городах. Отдельные сведения из истории сибирского телеграфа публиковались в последние годы и в местной периодической печати.

Таким образом, историография темы характеризуется сравнительно небольшим в количественном отношении объёмом научных публикаций, лишь отчасти раскрывающих отдельные аспекты и сюжеты. Основная масса

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 07-03-00476а).

литературы по истории телеграфной связи в Сибири представлена научнопопулярными, краеведческими очерками, изданиями справочного характера и статьями в периодической печати. Цель настоящей статьи заключается в детальном рассмотрении истории проведения сибирского телеграфа, выявлении особенностей его устройства в населённых пунктах Сибири во второй половине XIX в. и значения нового средства связи для развития региона.

Во второй половине XIX в. гужевой транспорт уже не мог удовлетворять нужды экономики обширного сибирского края. Особенно это касалось оптовых и транзитных перевозок в Сибирь и Китай и, наоборот, из Китая и Сибири - в Европейскую Россию. Постепенно создавались условия для возникновения железной дороги и телеграфа. Предпосылками для проведения и развития телеграфа в Сибири стали рост населения и интенсивное развитие товарно-денежных отношений в крае, бурное железнодорожное строительство и повышение роли Урала и Сибири в транзитной торговле. В это время на востоке России зарождалась местная буржуазия, нуждавшаяся в оперативной и надёжной информации [1. С. 12]. Укрепление экономических связей между сибирскими городами и центром страны выдвигало новые требования к скорости и качеству связи.

С повышением темпов российской модернизации встал вопрос о проведении телеграфа в восточные районы страны. Конечно, развитие телеграфа, как и многое другое, в России тормозилось общей техникоэкономической отсталостью, менее благоприятными, по сравнению с Западом, географическими, климатическими, политическими и социальными условиями. Массу трудностей создавала огромная территория Сибири. С другой стороны, этот же фактор стимулировал интенсивное развитие системы путей сообщения и средств связи. Железнодорожное министерство рассматривало телеграф как средство регулирования рабочего подвижного состава, грузоперевозок, безопасности пассажирского движения, поэтому стремилось к внедрению передовых видов связи.

Телеграфное сообщение с центром страны Сибирь получила довольно рано. Первые проекты сибирского (или так называемого российско-американского) телеграфа были предложены иностранцами и русскими офицерами ещё в 1850-е гг. В Главное управление путей сообщения поступали предложения иностранцев по поводу устройства телеграфа через Сибирь в Америку. В 1854 г. такое предложение сделал американец Шафнер, в 1857 г. - Международное общество электрического телеграфа и его директор Лижер-де-Либессар, который считал более выгодным вариантом установление телеграфного сообщения с Америкой через Берингов пролив, чем через Атлантический океан. Российско-американской телеграфной линии предполагалось дать следующее направление: от Петербурга через Москву, Нижний Новгород, Казань, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Томск, Иркутск до Кяхты. Затем, направляясь на север, вдоль Станового хребта, линия должна была доходить до Охотска и, наконец, до устья Анадыря, впадающего в Восточный океан. Кабель предполагалось уложить в Беринговом проливе, по направлению от Чукотского носа к мысу Ныхта, а далее вдоль русских и английских владений, через Мексику и соединить с телеграфной сетью США.

Проект не осуществился, так как он оказался во многом ошибочным и невыполнимым. Однако попытки включения Сибири в телеграфный путь по направлению к Америке не прекращались. Также предлагались проекты англичанами: лондонскими банкирами Дево и К, полковником Кэмбелом и подполковником Слейгом в 1858 г.; американским майором Коллинсом в 1859 г. Но и они были отклонены [2. С. 93].

Поступали предложения и от россиян. В начале 1857 г. офицер Романов одновременно с приготовлениями в Англии к прокладке трансатлантического кабеля представил в Кяхте генерал-губернатору Восточной Сибири Н. Н. Муравьёву проект устройства русско-американского международного телеграфа [3. С. 14]. Впоследствии решение вопроса о соединении

восточного берега Сибири с Северной Америкой посредством кабеля было отложено, поскольку в то время уже производились попытки соединения старого света с новым с помощью прокладки кабеля через Атлантический океан (трансконтинентальная телеграфная линия была построена в 1861 г.). Постепенно перешли к более насущным и более реальным проектам.

М. Шедлинг в Почтово-телеграфном журнале за 1899 г. писал, что с инициативой по поводу устройства телеграфа в Сибири выступал генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьёв-Амурский, который в начале 1859 г. представил начальнику Главного управления путей сообщения генерал-адъютанту В.К. Чевкину служебную записку о необходимости устройства телеграфной линии между Петербургом и побережьем Тихого океана. Откликнувшись на предложение, В. К. Чевкин направил записку в Сибирский комитет. Уже 15 марта 1859 г. Александр II утвердил положение Сибирского комитета о проведении изысканий для устройства телеграфа первоначально от Казани до Иркутска, а затем до Дальнего Востока.

Развитием этой телеграфной линии до Амура занимался бывший директор телеграфов Л.И. Гергард. Благодаря ему телеграфная сеть России, находившаяся тогда ещё в начале своего развития, уже в 1861 г. обогатилась линией от Казани до Тюмени, протяжённостью 1356 вёрст [4. С. 621-622]. Итак, Н.Н. Муравьев-Амурский, В.К. Чевкин и Л.И. Гергард стали первыми, кто непосредственно способствовал возникновению телеграфа в Сибири. Предполагалось вести телеграфную линию через Пермь, Екатеринбург, Камышлов, Тюмень, Ишим, Омск, Каинск и Колывань (или Семипалатинск и Барнаул), Томск, Красноярск, Канск и Нижнеудинск, с ответвлениями от Камышлова в Ирбит и от Тюмени в Тобольск. С целью осуществления проекта генерала К.В. Чевкина в 1859 г. были произведены надлежащие изыскания и подготовительные работы, вследствие которых и было решено продолжить телеграф от Казани до Иркутска и далее. Эти предположения были исполнены при К.В. Чевкине лишь до Омска.

15 марта 1859 г., сразу после утверждения положения Сибирского комитета императором, начались изыскания для определения направления и подробностей устройства телеграфа от Казани до Иркутска и далее по Забайкальскому и Амурскому краям. Вероятно, эту дату можно считать днём рождения сибирского телеграфа. Значительная часть Сибирской телеграфной магистрали должна была проходить по Томской губернии. 29 апреля 1859 г. Главное управление Западной Сибири направило официальное сообщение о

«высочайшем повелении» томскому губернатору. Начальником изысканий по устройству сибирского телеграфа стал инженер штабс-капитан Дихт, который 2 июля 1859 г. прибыл со своим помощником в Томск. Он доложил губернатору, что при проведении сибирской линии по Томской губернии предполагалось учредить телеграфные станции в городах Томск, Каинск, Колывань, Барнаул и Мариинск. Каждая телеграфная станция требовала помещения из семи жилых комнат с двумя кухнями и двумя сараями, причем с безвозмездным для Телеграфного управления расходом. Губернское правление, запросив власти указанных городов, получило от них ответы, что таких помещений не имелось. В сентябре 1859 г. Томское губернское управление отказало Дихту в помещениях, но всё же составление проекта Сибирской телеграфной магистрали к концу 1859 г. было закончено [5].

В Сибирь были командированы русские инженеры для изыскания трассы телеграфной линии. 16 марта 1860 г. (ровно через год после начала проведения изысканий) результаты исследований с проектами телеграфа были представлены Александру II. Тогда же последовало повеление об устройстве телеграфа до Иркутска постепенно, по мере поступления денежных средств телеграфного управления. В том же году начались работы по проведению линии вдоль Сибирского тракта. В августе 1861 г. телеграфная станция была открыта в Перми, в декабре - в Екатеринбурге и Камышлове. В 1861 г. (по другим данным, в январе 1862 г.) Тюмень стала первым сибирским городом, который получил связь, в 1862 г. телеграфная линия была доведена до Омска [6. С. 14]. Для оперативного руководства открываемыми в Сибири станциями было учреждено Омское телеграфное управление.

Известен один интересный факт - карта первых телеграфных линий Сибири была обнаружена в столице Грузии Тбилиси. В начале 1863 г. под руководством грузинского поэта Григола Орбелиани, исполнявшего обязанности командующего Кавказской армией, было завершено строительство телеграфа Тифлис - Владикавказ - Ставрополь. Желая соединить телеграфную сеть Закавказья со всеми телеграфными пунктами России, он попросил генерал-адъютанта К.В. Чевкина прислать из Петербурга схему действующих и строящихся телеграфных линий. Просьба Г. Орбелиани была удовлетворена. Так уникальная карта оказалась в Тбилиси. А. Карбелашвили утверждает, что по карте видно, как в 1862 г. от Москвы до Омска через Казань тянулась одна-единственная воздушная линия. В Омске работал один телеграфный аппарат. Затем было развернуто строительство телеграфной линии на восток от Омска. К примеру, трасса телеграфа от Омска до Томска была следующей (в скобках указаны расстояния в верстах): Омск - Еланское (183), Еланское - Каинск (201), Каинск - Каргатский форпост (148), Каргатский форпост - Колывань (163), Колывань - Дубровино (32), Дубровино - Томск (176). Далее от Томска она шла через Мариинск, Ачинск и Красноярск вплоть до озера Байкал. По всей этой линии строители подвешивали на телеграфных столбах два провода. В Томске на первой телеграфной станции была предусмотрена установка четырех телеграфных аппаратов. Два аппарата должны были обеспечить телеграфную связь с соседним Мариинском и два - с Дубровино [7].

4 (16) октября 1863 г. в Томск пришла первая телеграмма [8]. Томская телеграфная станция разместилась в одном здании с почтовой конторой, на месте бывшего дома купца Ратеева. Вероятно, первым начальником Томской телеграфной станции являлся Михаил Петрович Шемиот, так как он возглавлял станцию в 1871 г., имея чин коллежского асессора [9. С. 5]. В Почтово-телеграфном журнале за 1892 г. отмечалось: «Сибирская

телеграфная линия имеет, несомненно, и то важное значение, что на ней сосредоточены главнейшие интересы местной общественной жизни и русской торговли. Карта телеграфных сообщений в Империи показывает, что соединяющий нас с Сибирью электрический путь имеет значение жизненной артерии для всего государства» [3. С. 13]. Сибирская телеграфная линия служила также для обмена корреспонденцией западных европейских государств, Америки и Австралии с Японией и Китаем. Таким образом, русские специалисты осуществляли сразу две цели: 1) развивали

телеграфную сеть России; 2) создавали возможность телеграфирования между городами России и Китая, укрепив тем самым международные связи на востоке страны.

В начале 1860-х гг. телеграф появился в Колывани. Ещё в 1864 г. он находился в арендованных у жителей Колывани домах, а в конце XIX в. почтовая и телеграфная службы размещались в одном здании, которое именовалось как Колыванская почтово-телеграфная контора [10. Л. 2]. В 1877 г. на Колыванской телеграфной станции, оборудованной двумя аппаратами, работали 5 человек, в год рассылалось около 3 тыс. телеграмм [11. Л. 3]. После завершения строительства телеграфной линии Омск - Иркутск в 1864 г. на Омской телеграфной станции работали три аппарата - один в направлении Казани, а два - в направлении Иркутска. Когда была введена в действие телеграфная линия Казань - Иркутск, дальнейшее расширение телеграфной связи в Сибири в 1860-1870 гг. происходило путём соединения Иркутска с различными населёнными пунктами. То, что Иркутск получил телеграфную связь с Петербургом, имело большое значение. До этого из Петербурга в Иркутск и обратно на перекладных добирались фельдъегери и курьеры с депешами. В период 1863-1867 гг. сибирский телеграф был доведён уже через Томск и Иркутск до Читы, Нерчинска и Сретенска. Телеграфное сообщение в трёх последних городах было открыто в начале января 1868 г. [3. С. 14].

Значительное расширение телеграфной сети России подтолкнуло правительство к реформам в системе управления этой отраслью. В декабре 1864 г. Телеграфное управление было передано из ведомства Главного управления путей сообщения в ведение Почтового департамента Министерства внутренних дел. В мае 1866 г. образовалось Министерство почт и телеграфов, а в его составе - Телеграфный департамент. Его директором был назначен генерал-лейтенант Л.И. Гергард [12. С. 16].

Вскоре Сибирская телеграфная магистраль стала самой протяжённой в мире (8330 верст). От неё образовывались ответвления. В 1866 г. начались подготовительные работы, а весной 1867 г. - проведение линии от Томска до Барнаула. До станции Проскоково её вели по уже готовым столбам главной магистрали, а далее - по вновь устанавливаемым. 1 ноября 1867 г. открылся телеграф в Барнауле. Первую телеграмму 2 ноября отправил в Санкт-

Петербург С.И. Гуляев. В 1868 г. между Томском и Барнаулом была установлена прямая связь [13. С. 75].

Первая Барнаульская телеграфная станция была оборудована одним аппаратом Морзе. Она размещалась в помещении на ул. Иркутской, там же, где почтовая контора. По данным на 1871 г., её начальником являлся М.Е. Функ, Каинскую станцию возглавлял И.А. Павлов, Колыванскую - П.В.П. Оберг второй и Мариинскую - Д.Е. Волынкин [9. С. 5]. В 1872 г. Барнаул имел телеграфную связь со Змеиногорском и селом Белоглазово, через которое по воде в Барнаул доставлялась руда. В следующие два десятилетия телеграф связал Барнаул с Бийском, Курьей, Чистюнькой, Локтем, Камнем, Павловском и другими населенными пунктами. В 1913 г. телеграфная станция Барнаула располагала 11 аппаратами системы Морзе, Юза и Уитстона [14. С. 241, 292].

В 1870 г. телеграф появился в Благовещенске и Хабаровске, а в 1871 г. -во Владивостоке. В этом же году был проведен подводный телеграфный кабель Владивосток - Нагасаки - Шанхай [6. С. 16]. Итак, сибирский телеграф соединил через Россию страны Европы с Азией. Теперь можно было подумать и об облегчении работы основных телеграфных линий в Сибири. Так, в 1876 г. закончилась подвеска дополнительного провода от Казани до Иркутска. В первый год после открытия всей главной магистрали до Владивостока (1872 г.) на 79 телеграфных станциях было обработано 432412 телеграмм. Первые места в Сибири по количеству телеграмм занимали Иркутская (65341 телеграмма - 15,1%), Томская (58886 телеграмм - 13,6%), Омская (54544 телеграммы - 12,6%) и Тюменская станции (32059 телеграмм). Остальные станции значительно отставали от ведущей четвёрки.

Таким образом, 1860—1870-е гг. характеризовались началом интенсивного строительства телеграфных линий и внедрением электротехнического способа передачи информации, особенно в крупных городах Сибири. В последующие годы телеграфная связь продолжала развиваться, несмотря на конкуренцию, которую ей составило в конце XIX - начале XX вв. новое средство электросвязи - телефон.

До 1886 г. телеграфная сеть Российской империи делилась на телеграфные округа. Сибирский округ состоял из трех телеграфных округов -Омского, Иркутского и Благовещенского. 1 июля 1886 г. были образованы Омский и Томский почтово-телеграфные округа. Началось объединение почтовых и телеграфных учреждений. 7 июля 1886 г. Омская телеграфная станция была переведена в новое помещение, которое находилось в казённом здании почтовой конторы [15. Т. 1. Л. 327-327об.]. В 1886 г. в Змеиногорске, Колывани, Песчаной и Дубровинской объединили почтовые и телеграфные станции. В 1888 г. была построена телеграфная линия от Барнаула через Салаир до Кузнецка.

С 1885 по 1887 г. общее число телеграмм по пяти почтово-телеграфным округам (Омский, Томский, Иркутский, Приамурский и Забайкальский) резко возросло с 2402981 до 2976149 штук, составив разницу в 573168 телеграмм [4. С. 630]. Такой стремительный рост можно объяснить тем, что с 1 июля 1886 г. был введен удешевленный пословный тариф - по 5 коп. за слово в

пределах Сибири и по 10 коп. за слово за депеши, обменивавшиеся с Европейской Россией, в то время как прежний поясной тариф достигал 7 руб. за телеграмму в 20 слов. В 1891 г. намечался проезд сына императора Александра III цесаревича Николая от Петербурга до Маньчжурии и Владивостока. Предполагались остановки в крупных городах. Связь Омск -Иркутск с 1 января перешла на круглосуточное расписание. Надзор за работой телеграфа усилился [16. С. 337].

По данным А.М. Бурухина, в 1892 г. вся сеть сибирского телеграфа состояла из 14903 верст телеграфных линий, 30622 верст проводов и 154 учреждений с приемом телеграмм, передача которых производилась по 303 аппаратам. Длина сибирских телеграфных путей по отношению к общему протяжению телеграфных линий в империи составляла 13,2 %, а по отношению к протяжению проводов - 14,7 %. По значимости протяжения проводов из пяти сибирских почтово-телеграфных округов лидировали Приамурский (до 1886 г. - Благовещенский) (7694 версты) и Томский (7485 верст) округа [3. С. 24].

В предпринимательском деле телеграф почти полностью заменил почту. О ценности нового средства связи говорит еще одно важное событие: весной 1890 г. в Томске случилось сильное наводнение. Местный купец Е.М. Голованов сообщил об этом телеграммой в Москву, и московское купечество собрало в пользу пострадавших от наводнения 700 руб. [12. С. 24, 27]. Историк О.Н. Разумов описал забавный эпизод, связанный с телеграфом. В 1886 г. возник конфликт между редакторами двух газет В.П. Картамышевым, возглавлявшим томский «Сибирский вестник», и Н.М. Ядринцевым, издававшим петербургское «Восточное обозрение». Томич вызвал своего оппонента на дуэль именно по телеграфу. К счастью, дуэль не состоялась [6. С. 21].

Телеграфный обмен особенно вырос на рубеже XIX-XX вв. в связи с общим оживлением торгово-промышленной жизни и строительством Транссибирской железнодорожной магистрали. Оно дало новый импульс развитию телеграфного дела в Сибири. По мере строительства Транссиба росло число железнодорожных станций, оборудованных служебными телеграфами. С октября 1895 г. был разрешён приём внутренних телеграмм на станциях Западно-Сибирской железной дороги с их последующей передачей на правительственный телеграф в Каинск и Томск. 28-29 октября

1895 г. телеграф был устроен в сёлах Красный Яр и Камень [17. Л. 9-10]. В

1896 г. открыли приём телеграмм станции Западно-Сибирской и СреднеСибирской железной дороги: Каинск, Карачи, Тебесская, Кожурла, Убинская, Каргат, Чулым, Дупленская, Камышинка, Чик и Кривощёково, Обь, Сокур, Ояш и Болотное.

Управление строительством Средне-Сибирской железной дороги, находившееся в Томске, предложило провести в городе телеграфную линию от управления (здание купчихи Орловой) по Ямскому переулку до Томской почтово-телеграфной конторы. 22 марта 1896 г. такая линия была открыта. Это была первая городская телеграфная сеть в Томске. В том же году из Тайги в Томск пришел первый поезд. К концу года прием депеш был открыт на станциях Средне-Сибирской железной дороги Красная, Боготол, Итат, Тяжин, Суслово, Мариинск, Берикульская, Ижморская, Судженка, Тайга,

Литвиново, Поломошное, Басандайка, вокзал Томск-1, Черемошнинская пристань с передачей на телеграф города Томска [18. С. 89].

В течение 1896-1897 гг. были проведены новые провода: от Омска через Томск и Иркутск до Сретенска; провод прямого сообщения Либава (Латвия) -Москва - Самара - Омск - Томск - Красноярск. В ряде городов устанавливались дополнительные быстродействующие аппараты Юза, увеличивались штаты телеграфистов. Всё это значительно повысило возможности сибирского телеграфа. В 1897 г. его телеграфный обмен составил 5636186 телеграмм (почти в 2 раза больше, чем 10 лет назад) [12. С. 30].

В 1898 г. начал свою деятельность Новониколаевский телеграф в составе Обской почтовой конторы. В рабочем журнале Томского почтовотелеграфного округа было зафиксировано, что согласно предписанию начальника округа от 23 октября 1898 г. № 13076 устройство телеграфа при Обской конторе было возложено на её начальника надворного советника Роуба [19. Л. 21-21об.]. В октябре 1898 г. Обская почтовая контора стала почтово-телеграфной, а в марте 1899 г. она была переименована в Новониколаевскую. Таким образом, 1880—1890-е гг. можно назвать периодом утверждения электросвязи в основных населённых пунктах Сибири, активного включения края в сеть общероссийских телеграфных сообщений. В Сибири открывались новые почтово-телеграфные учреждения.

Сибирская телеграфная линия имела большое значение не только для России, но и для западных европейских государств и стран Дальнего Востока. В тот период главная линия, соединявшая Западную Европу с Дальним Востоком, пролегала через Индию и принадлежала компании Eastern. Она была гораздо длиннее сибирского пути, но меньше была подвержена повреждениям. На исправление сибирских линий требовалось гораздо больше времени, поскольку природные условия Сибири (затопления во время весенних разливов рек, ледоходы, частые и продолжительные грозы летом, лесные и степные пожары, обледенения проводов осенью) затрудняли ремонт телеграфных линий. Поэтому большую помощь в ускорении ремонта линий оказала постройка Транссибирской железнодорожной магистрали [20. С. 837].

В конце XIX в. по мере постройки этой дороги на неё переносилась часть телеграфных линий, причём во многих местах старые провода заменялись новыми большего диаметра. Постоянная исправность и повышение работоспособности сибирских линий имели большое значение в административном и торгово-промышленном отношении, если учесть при этом ещё и быстрое развитие Сибирского края. Это обстоятельство всё теснее связывало Сибирь с Европейской Россией.

На основе приведённых выше фактов можно условно выделить этапы становления телеграфа в Сибири: 1) 1850-е гг. - подготовка и начало проведения телеграфной связи, первые проекты в этом направлении; 2) 1860— 1870-е гг. - начало интенсивного строительства телеграфных линий и внедрение электротехнического способа передачи информации в крупных сибирских городах; 3) 1880-1890-е гг. - период утверждения электросвязи в основных населённых пунктах Сибири, активное включение края в сеть общероссийских телеграфных сообщений (что подтверждает появление

новых почтово-телеграфных учреждений и значительный рост телеграфного обмена).

Таким образом, появление телеграфа - более быстрого вида связи, по сравнению с почтой - способствовало экономическому развитию Сибири. Телеграфная связь появилась здесь рано - во многом благодаря деятельности представителей местной власти. Сибирская телеграфная линия служила интересам местной общественной жизни и торговли, способствовала обмену международной корреспонденцией Западной Европы, Америки и Австралии с Японией и Китаем. В развитии телеграфа были заинтересованы предприниматели. Теперь они своевременно узнавали о спросе на товары, о ценах на ярмарках. Телеграф стал прочно входить в жизнь сибиряков. Несмотря на отдельные недостатки при приёме и передаче информации, он имел преимущества перед почтой. Именно благодаря телеграфу отдаленный сибирский край уже не был оторванным от всего остального мира.

Литература

1. Шапошников Г.Н. Времён связующая нить: Этапы развития электросвязи на Среднем Урале. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002.

2. Материалы по истории связи в России XVIII - начало XX вв. Л., 1966.

3. Бурухин А.М. Сибирский телеграф. Историко-статистический очерк // Почтово-телеграфный журнал. 1892. № 1.

4. ШедлингМ. Телеграфы в Сибири // Почтово-телеграфный журнал. 1899. № 6.

5. Владимирова И. Телеграф в Томске // Томский вестник. 1998. 2 окт.

6. Электросвязь Томской области. 1863-2003 гг. Томск: ООО Издательский дом «Курсив», 2003.

7. КарбелашвилиА. Уникальная карта // Красное знамя. 1972. 8 апр.

8. Кузнецов Д. Томск 4 октября // Томские губернские ведомости. 1863. 4 окт.

9. Памятная книжка Томской губернии на 1871 год. Томск, 1871.

10. Начальнику Екатеринбургского телеграфного отделения о переводе Колыванской телеграфной станции 13.10.1864 г. // Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-2009. Оп. 1. Д. 5.

11. Управление Омского телеграфного округа начальнику Колыванской телеграфной станции 05.03.1877 г. // Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-2009. Оп. 1. Д. 49.

12. История электросвязи Томской области (от прошлого к настоящему). Томск: Спектр, 2000.

13. Барнаул. Летопись города (1701-1919). Барнаул, 1994. Ч. 1.

14. Барнаул: Энциклопедия. Барнаул, 2000.

15. Государственный архив Омской области (ГАОО). Ф. 120. Оп. 1. Д. 36.

16. Яковлев Я.А., Рассамахин Ю.К. Рассказы о томской почте. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003.

17. Переписка с Главным управлением почт и телеграфов об открытии почтовых отделений в с. Красный Яр и Камень (1895 г.) // Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 218. Оп. 3. Д. 28.

18. От Морзе до компьютера. Томск: Красное знамя, 1998.

19. ГАНО. Ф. Р-2009. Оп. 1. Д. 180.

20. Обмен телеграфной корреспонденцией с Дальним Востоком по сибирским линиям // Почтово-телеграфный журнал. 1900. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.