Научная статья на тему 'Сходные мотивы в нартовском эпосе и в венгерской мифологии и фольклоре (мысли)'

Сходные мотивы в нартовском эпосе и в венгерской мифологии и фольклоре (мысли) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
373
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Известия СОИГСИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
нартовский эпос осетин / венгерский фольклор / мифология / легенды о происхождении народа / образ оленя / христианские мотивы / Nart epic of Ossetians / Hungarian folklore / mythology / ethnogonic legends / deer image / Christian motifs

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковач Бела

В статье дается сопоставление ряда мотивов осетинской «Нартиады» и венгерского фольклора, проведенное на основе анализа образа чудесного оленя (осет. cаг ‘олень’ — венг. enx ‘лань’). Исследование носит междисциплинарный характер: привлекаются исторические источники — Гуннская хроника (Gesta Hunnorum) Кезаи Шимона, хроника Яноша Туроци (Chronica Hungarorum, Augsburg, 1488), а также лингвистические и фольклорные данные, в том числе народные песни, эпические тексты и легенды о происхождении народов. Выявлены символическая составляющая образа оленя в венгерском фольклоре и ее христианские истоки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Similar Motifs in the Nart Epic and Hungarian Mythology and Folklore (the Ideas)

The article offers a comparison of some motifsoftheOssetian«Nartiade»andHungarian folklore based on analysis of miraculous deer image (osset. sag ‘deer’ — hung. enx ‘doe’). This research is interdisciplinary: there are the historical sources — Gesta Hunnorum by Kez Shimon, Chronica Hungarorum by Janos Turotsi (Augsburg, 1488), as well as the linguistic and folkloric data, including folk songs, epic texts and ethnogonic legends. The symbolic component of deer image in Hungarian folklore and its Christian origins are spotted.

Текст научной работы на тему «Сходные мотивы в нартовском эпосе и в венгерской мифологии и фольклоре (мысли)»

СОИГСИ

СХОДНЫЕ МОТИВЫ В НАРТОВСКОМ ЭПОСЕ И В ВЕНГЕРСКОЙ МИФОЛОГИИ И ФОЛЬКЛОРЕ

(МЫСЛИ)

Б. КОВАЧ

Л. А. Чибиров в научной статье о взаимосвязях осетин и венгров констатирует: «Древняя история Осетии весьма богато представлена географией своих контактов с народами Евразии. Начиная со скифской, затем сарматской и аланской эпохи предки осетин, занимая огромные пространства от Алтая до берегов Атлантики, пересекались, смешивались, соседствовали с десятками народов и племен разной этнической, языковой и конфессиональной принадлежности.

Весьма длительными и интенсивными были контакты алан с угро-фин-нами Поволжья. Таких связей, как с венграми, нет у осетин с другими народами, с которыми они в историческом прошлом контактировали. Этнокультурные взаимоотношения между иранским и угорским миром продолжались на протяжении двух тысячелетий и нашли отражение не только в исторических анналах, но и в языке и эпическом творчестве» [1].

Древняя история венгерского народа тесно связана с историей Алании. Эти факты достаточно широко известны. Контакты венгров с осетинами имеют давнюю историю. Фольклорные, антрополого-этнографические данные свидетельствуют о прошлых связях и взаимовлияниях. По мнению Л. А. Чи-бирова, «еще более заставляют задуматься языковые параллели» [2]. Об осетино-венгерских языковых схожде-

ниях писали многие ученые. После того, как предки венгров в VI в. на долгое время осели в степях Южной России и на Северном Кавказе, они оказались близкими соседями алан.

Об осетино-венгерских языковых параллелях пишет Т. Т. Камболов в своей книге «Очерки истории осетинского языка». Б. Мункачи и Г. Шелд выявили целый ряд венгерско-осетинских изоглосс, например: венг. Aladar 'личное имя' — осет. celdar 'властитель, князь'; венг. asszony 'женщина' — осет. 'xsin/«xsin« 'госпожа', алан. xotva 'госпожа', dpxovtiaaa; венг. egesz 'весь, целый, здоровый' — осет. -«gas/«gas; венг. ezüst 'серебро' — осет. «vzest/«vzest« 'серебро'; венг. hid 'мост' — осет. xid/xed, санкскр. setu-, авест. haetu.; венг. kard 'меч' — осет. kard, авест. kardta; венг. legeny 'юноша, слуга, воин' — осет. leg 'мужчина', дигор. lcqwcn 'юноша'; венг. ravasz 'хитрец, шельма', в старом языке — 'лиса' осет. ruvas/robas; венг. reszeg 'пьяный' — осет. rasyg/rasug 'пьяный; венг. üszo 'телка' — осет. дигор. wcss 'теленок', санскр. vatsa; венг. vendeg 'чужой', 'гость' — осет. fcndag 'дорога'; венг. vert 'щит' — осет. wart 'щит'; венг. zöld 'зеленый' — осет. zcldc 'дерн' и т.д. [3, 238-240].

Социальные и этнокультурные связи алан и венгров нашли отражение, в частности, в венгерском фольклоре.

По археологическим данным, в VII в. до н.э. произошло массовое пе-

реселение скифов в восточную часть Среднедунайской низменности. Скифы проявили особый интерес к образу чудесного оленя, как это показывают археологические находки золотых оленей в раскопках в Мезекерестеш-Зелдха-ломпусте и Тапиосентмартоне.

Представления о мире скифов составляют единое целое, в котором занимают свое место в одинаковой мере и мир чувственных вещей, и духовный мир человека. Это представление о мире и его религиозное понимание не исчезли с уходом скифов с исторической арены, а сохранились у разных народов, осваивавших степь вслед за скифами, в частности, у венгров. Пути распространения этих представлений о мире неизвестны, но налицо существование параллелей. В скифских представлениях о мире чудесный олень играл очень важную роль.

В «Осетинской этнографической энциклопедии» «саг 'олень' — одно из самых почитаемых животных на значительной территории Евразии с древнейших времен; истоки почитания оленя лежат в тотемических представлениях. Саг — самое любимое из диких животных у ираноязычных народов, часто фигурирующее в фольклоре и изобразительном исскустве осетин и их предков (скифов, сарматов), у которых бытовал культ небесного оленя. <...> Саг связан с солнечной символикой. У саков и скифов он был символом солнца и плодотворения, ассоциировался с древом жизни и тем самым с культом богини-матери (Е. Е. Кузьмина). Осетинское название оленя саг В. И. Абаевым возводится к самоназванию скифов-саков, именовавших себя так по своему тотемному животному. <. > Культ оленя унаследован аланами. Олень (Саг) как древнейшее тотемное животное широко представлен в мифологии осетин,

отнесен к небесному, космологическому миру. В мифологии осетин в оленя превращается дочь солнца. О древних истоках культа оленя свидетельствует и нартовский эпос. Доение нартами оленьих самок иследователи расценивают как факт приобщения к тотемному животному. Олень (Саг) — излюбленный объект охоты Нартов, осетин» [4, 426].

B венгерской мифологии и фольклоре чудесный олень играет тоже весьма значительную роль. Исследователи относят оленя к тотемистическим предкам мадьяр, поскольку Магор, давший свое имя предкам венгров, родился от Энеха. «Имя Энех (мать Хунора и Ма-гора) происходит от венгерского слова еnх 'лань'. Это слово, по всей вероятности, принадлежит к древнейшему слою мадьярского языка. Его параллели встречаются и в уральских языках, и в юкагирском. Например, фин. Eml 'мать', эст. Ema 'мать', ненец. Niemeö 'мать', юкагир. emej и. т.д. Представляется интересным, что в мадьярском языке это древнее уральское слово со значением 'мать' приобрело значение 'лань'» [5].

Легенда о чудесном олене является основой средневекового представления об этногенезе мадьяр. Это мифический рассказ о том, как легендарный олень-проводник вел предков мадьяр (и гуннов) на новую родину из Азии в болота Меотиды. Этот сюжет в венгерской литературе впервые встречается в Гуннской хронике (Gesta Hunnorum) Кезаи Шимона (1282-1285).

Предание также содержится (в разных вариантах) в хронике Яноша Туро-ци (Chronica Hungarorum, Augsburg, 1488), в Tarih-i Üngürüsz (первоначальная хроника на латинском языке — История венгров), по счастью сохранившаяся во время турецкой осады Сeкешфехерварa в 1543 г., которую Терджуман Махмуд, переводчик Су-

98 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 11 (50) 2014

леймана I Великолепного, перевел на османский язык. Некоторые исследователи считают хронику Tarih-i и^йгйэг древнейшей венгерской хроникой.

Шимон Кезаи — священник при дворе венгерского короля Ласло IV (1272-1290) — является автором истории Венгрии (Деяния венгров) от мифологических времен до 1282 г. Вслед за повествованием о вавилонском смешении языков, Кезаи объясняет, как братья Хунор и Могор (Мадьар), сыновья Менрота и Энех и эпонимы хуннов и мадьяр, поселились на берегах Меоти-ды из-за изобилия дичи и рыбы в этой области. Олень привел их в болотистые места Меотиды и исчез. Хунор и Магор увидели, что место хорошее, и остановились там. Прибыв же к Меотийском болотам, они пребывали там пять лет. На шестой год, выйдя оттуда и останов-шись в палатках в пустынной местности вдали от моря, они случайно обнаружили жен и детей сынов Белара, которых вместе с их добром в стремительном набеге увезли с собой в Меотийские болота. Случилось, однако, так, что среди захваченных ими детей оказались две дочери аланского князя Дулы (Дьюлы), одну из которых взял в жены Хунор, а другого — Могор. От этих женщин произошли все гунны.

Кезаи начинает легенду о гуннском происхождении мадьар — без библейской ссылки (Быт. 10-11); остальная часть текста представляет, однако, большой интерес. Пребывание двух братьев у Меотиды соотносится с приходом мадьяр ок. VII-VIII вв. на земли восточной Украины (др. Ливадия), по соседству с черными булгарами кубанских степей (филии Белар) и аланами. По легенде, Кезаи — прабабка венгров — аланка.

Труд Шимона Кезаи (т.е. из Кезы) опирался на более ранние произведения венгерской историографии, в са-

мостоятельном виде не сохранившиеся: так называемые «Деяния венгров» 1060-х гг.; их продолжение, составленное при короле Кальмане в начале XII в.; позднейшее продолжение XII в. (непосредственно или в переработке 70-х гг. XIII в. некоего магистра Акоша). Другой основной источник Шимона Кезаи, на основании которого изложена древнейшая история венгров, — это т.н. «Деяния гуннов», отразившиеся как в своде Шимона, так и в «Хроникальном своде XIV в.» и приписываемые в науке чаще всего Шимону Кезаи как автору. В этом сочинении развивается представление о тождестве венгров с гуннами и тем самым говорится о двукратном пришествии венгров в Центральную Европу — в V и IX вв. В этом последнем есть много этногеографических сведений о Восточной Европе («Скифии»), почерпнутых за единичными исключениями из античной традиции; еще и потому, что сами «Деяния гуннов» возникли во второй половине XIII столетия.

Венгерская историографическая традиция, начиная от Кезаи и практически до сих пор, в принципе «локальная», «карпатская», стремится доказать локальные, местные, карпатские корни мадьяр, право на их господство в Карпатском бассейне (это явление наблюдается в историографиях практически всех восточно-европейских народов). Таким образом, она имеет цель легитимации; для Кезаи и его последователей такую легитимацию «обеспечивали» гунны как предки мадьяр.

В христианской иконографии оленю принадлежит весьма почетное место. Олень — символ горячей веры и благочестия. Согласно венгерским средневековым легендам в ряде случаев основание церкви было следствием божественного вмешательства. Особенно типичен мотив оленя-проводника,

который устанавливает место церкви. Он заманивает за собой охотников, королей, вельмож, отшельников, и на подходящем месте горящей между рогами свечой, блестящим крестом сигнализирует, что он не обыкновенный дикий, а небесный делегат, ангел Бога. Олень исчезает из виду без следа, а преследователи под влиянием увиденного строят церковь на этом месте.

Герарду Венгерскому олень показал место строительства монастыря в Баконьбеле, когда в 1023 г. Герард удалился в бенедиктинский монастырь, где провел около семи лет. У Анонима (венг. Anonymus — хронист и нотариус предположительно при дворе короля Белы III — Bele Regis Notarius, жив. в конце XII — начале XIII в., автор Gesta Hungarorum) венгерский вождь Борш охотился на оленя около реки Гарама, преследовал и убил его и на этом месте построил новый замок Барша (позже Боршод-Зольомвара — Stary Tekov в современной Словацкой Республике).

По мнению авторов (Илона Добош и Текла Деметер) словарной статьи Венгерского Этнографического Лексикона о чудесном олене, венгерское предание имеет три главных мотива:

— два брата и обретение новой родины;

— олень-путеводитель, приведший

их;

— похищение женщины и женитьба [6, 525].

Янош Берзе-Надь, венгерский этнограф, сторонник «мадьярского ориентализма», в 1927 г. написал статью, полагая, что легенда о чудесном олене является оригинальной мадьярской традицией, и обратил внимание на братьев-охотников, заметив, что этот мотив встречается и у самых близких родственников венгров — манси [7, 145-164].

Встречается этот мотив и в Венгерской иллюстрированной хронике (Chronicon (Hungariae) Pictum), представ на картине, где братья Геза I и Ласло I Святой, охотясь, преследуют чудесного оленя. Перед венгерскими князьями Геза и Ласло появился олень, между рогами которого горели свечи. Интересно, что этот сюжет — олень с лучистыми дисками — встречается и на древних сибирских наскальных изображениях.

В рассказе о постройке Вацского собора обнаруживаются схожие христианские формы, которые коренятся в венгерских традициях, восходящих к преданиям о королях из династии Арпадов. Параллельно в нескольких областях Европы встречаются варианты предания, также связываемые с династией Арпадов. Об этом говорит и польская легенда, которая связывает основание монастыря бенедиктинцев (лат. Benedictini, Орден св. Бенедикта, лат. Ordo Sancti Benedicti, OSB — старейший католический монашеский орден) им. Святого Креста (Лысая гора — tysa Góra в Польше) с двумя охотниками: Святым Эмериком, венгерским королевичем, и Болеславом, его дядей.

Также известны народные песни с сюжетом о чудесном олене. Сжатое объяснение: венгерско-каталонский контакт. Иоланда Венгерская (венг. Árpád-házi Jolánta, Magyarországi Jolánta), (ок. 1215 — октябрь 1253) — венгерская принцесса из династии Арпадов, дочь короля Венгрии Андраша II и Иолан-ды Куртене. В 1235 г. Иоланда вышла замуж за короля Арагона Хайме I Завоевателя. Они обвенчались 8 сентября в Кафедральном соборе Барселоны [7].

В христианских легендах о Святом Губерте (лат. Hubertus) и о Великомученике Евстафии, которые считаются покровителями охотников, изображают

100 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 11 (50) 2014

оленя с крестом в рогах. Губерт — святой, епископ Льежский (Люттихский), сын Бертрана, герцога Аквитанского; умер в 727 г. Считается покровителем охотников, лесничих, металлургов, мясников, скорняков, а его стола, по народному верованию, — самое действенное средство против укуса бешеных собак.

По легенде, на охоте в страстную пятницу в Арденнском лесу Губерту привиделся олень с крестом между рогов, и небесный голос призвал его принять христианство. Через два года умерла его жена и он стал жить отшельником. В честь его освятили церковь премонстрантов в Гарабе (в Венгрии). Изображение его — оленя с крестом в рогах — размещено на этикетке популярного немецкого ликера Егермейстер и венгерского ликера Хубертус.

Евстафий (? — 118) — христианский святой, великомученик. Покровитель охотников, в католицизме один из Четырнадцати святых помощников. Евстафий был военачальником при императорах Тите и Траяне. По преданию, Евстафий принял христианство после того, как на охоте, среди рогов преследуемого им оленя, появился перед ним образ распятого Спасителя, сказавшего ему: «Плацид, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?» Вернувшись домой, он крестился вместе со своей женой Феопистией и двумя сыновьями — Агапием и Феопистом (родные Евстафия также почитаются в лике святых).

Из-за ежегодной смены рогов олень стал символом возрождения, обновления, изобилия и Солнца. Его рога в виде ветвей дерева связывают его с Древом жизни, красуются на нем, когда он пьет из родника, который вытекает из под дерева.

«Мировое древо, как модель древней вселенной, делилось на три са-

кральные зоны по вертикали: корни — низ — Земля (подземелье); ствол — середина — надземная атмосфера; ветви (крона) — верх — Небо. В эти же зоны Древа входило и представление человека о времени, о прошлом, настоящем и будущем, о дне и ночи, о зиме и лете. Древо связывалось своими зонами с предками, нынешним поколением и потомками. Что же касается горизонтальной структуры Мирового древа, то она образовывалась самим Древом (центр) и четырьмя объектами по сторонам от него. Эта горизонтальная плоскость представлялась квадратом или кругом [8].

У скифов и сарматов олень напрямую соотносится с Мировым древом. У алан-осетин символ оленя соответствует религиозному древнеиранскому понятию «фарн» — благополучие. Лучшей иллюстрацией для понимания этого символа служит осетинская обрядовая новогодняя песня — басилта: «И я тоже видел чудо одно:/Алдар из алдаров там (верхом) на олене сидел, / А его добрая хозяйка олениху доила.» Наивный с виду фольклорный текст воссоздает архаическую схему мира — Отца-небо и Мать-землю возле Древа жизни (оленя), питающего все сущее. Этот же архаический образ представляет бронзовая пластика гальштатской культуры (австрийские Альпы), в которой две обнаженные фигуры стоят, ухватившись за массивные рога оленя, причем ноги оленя сильно укорочены, выявляя его главную деталь — рога, образ Мирового древа [7].

Уархаг отправляет сыновей сторожить яблоко нартов (мировое древо), после чего Ахсартаг отправляется по следам подстреленной в саду Уархага птицы в подводное царство, где узнает, что в облике птицы яблоко пыталась похитить Дзерасса, дочь повелителя морей Донбеттыра.

Нарты называли себя детьми Солнца, поддерживали с повелителями людей дружбу, родственные связи.

Один из героев нартовских сказаний, Сослан, женился на дочери Солнца, а на спине его изображены Солнце и Луна. Умирающий Сослан просит, чтобы его положили в склеп с отверстиями на восток, чтобы утром к нему заглянуло Солнце.

Древний зимний венгерский колядный народный обычай '^б1ёз' ('рэгэ-лэш' 'колядование' — приуроченный преимущественно к святкам ритуал посещения домов группой участников, которые исполняли «благопожелатель-ные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали ритуальное угощение). От второго дня рождества (в день св. Стефана) до шестого января молодые парни ходят из дома в дом по

всей деревне и поют обрядовые колядные песни, взамен за это получают подарки. Значительная часть песен включает мистические мотивы о чудесном олене или о короле святом Иштване [8].

В венгерской обрядовой колядке оленьи рога имеют 1000 отростков, между рогами горят 1000 свеч, на почках его 2 креста из золота, а на лбу восходит красное солнце, на боку находится яркая луна, по правую почку не-бесние звезды.

Рога оленя уже в неолите были универсально распространенным символом света. На лбу оленя в венгерской колядной песне светит солнце. В христианских легендах на этом месте светится лик Христа. Иисус — «свет миру» (Иоанн. 8.12.), Мессия «Солнце правды» (Мала-хия, 4.2.), с которым народное поверье идентифицировало чудесного оленя.

1. Чибиров Л. А. Традиционная духовная культура осетин. Владикавказ, 2008.

2. Чибиров Л. А. Осетины и венгры. Экскурс вглубь истории // Дарьял. 2013-2014.

3. Камболов Т. Т. Очерки истории осетинского языка. Владикавказ, 2006.

4. Осетинская этнографическая энциклопедия. Владикавказ, 2013.

5. Дьени Габор: Легенда о чудесном олене: исторические корни и интерпретации мадьярской праистории // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2. Гуманитарные науки. 2007. № 49. Вып. 13. С. 34-43.

6. Magyar Néprajzi Lexikon A-E. Akadémiai Kiadó. Budapest, 1977.

7. Berze Nagy Jáno: A csodaszarvas mondája I-II. Ethnografia XXXVI. 1927. P. 65-80, 145-164.

8. Mátéffy Attila. Az Árpád-ház szerepe a csodaszarvas-torténetek európai elterjedésében. In. Ethnográfia, 2013. №1. P. 1-40. URL: http://www.academia.edu/5334431/Az_Arpad-haz_ szerepe_a_csodaszarvas-tortenetek_europai_elterjedeseben_-_Ethnographia_2013_1_1-40

9. Цагараев В. Хозяйка нартов. Глава III. Шатана // Золотая яблоня нартов. Владикавказ, 2000. URL: http://www.anaharsis.ru/kultur/gold/tsag_10.htm

10. Кузнецова З. Легенда об олене: фольклорный характер источника. Тезисы доклада. URL: http://centant.spbu.ru/sno/publ/kuz.htm

102 ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ 11 (50) 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.