Научная статья на тему 'Школьные реформы ХХ В. В России и их воздействие на национальное образование (на примере мордовской школы)'

Школьные реформы ХХ В. В России и их воздействие на национальное образование (на примере мордовской школы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДОВСКАЯ ШКОЛА / РОДНОЙ ЯЗЫК / НАЦИОНАЛЬНО-ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА / РУСИФИКАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / MORDOVIAN SCHOOL / NATIVE LANGUAGE / NATIONAL AND LANGUAGE POLICY / RUSSIFICATION OF NATIONAL SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Л. А.

В статье рассматриваются две школьные реформы ХХ в: 1918 и 1990-х гг. и их воздействие на развитие национального образования на примере мордовской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьные реформы ХХ В. В России и их воздействие на национальное образование (на примере мордовской школы)»

Матвеева Л.А. ©

Кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, Мордовский госуниверситет имени Н.П. Огарева

ШКОЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ ХХ В. В РОССИИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОЙ ШКОЛЫ)

Аннотация

В статье рассматриваются две школьные реформы ХХ в: 1918 и 1990-х гг. и их воздействие на развитие национального образования на примере мордовской школы.

Ключевые слова: мордовская школа, родной язык, национально-языковая политика, русификация национальной школы.

Keywords: Mordovian school, native language, national and language policy, russification of national school.

В общем контексте отечественной истории, в водовороте многочисленных школьных преобразований можно выделить четыре реформы, которые коренным образом меняли облик школы, цели, ценности и содержание образования. Каждая из них создавала концепцию и образовательную систему своего времени, и по-своему влияла на национальное образование.

В XIX в. прошли две школьные реформы: 1804 и 1864 гг. В это время развитие национального образования шло посредством функционирования различных типов школ духовного ведомства (духовно-приходских, миссионерских). Преподавание в таких школах велось исключительно на русском языке, т.к. школа считалась важнейшим средством обрусения Мордовского края. После проведения земской реформы открылась возможность использовать определенную долю налогов на развитие местного образования в крае, что добавило к небольшому количеству имевшихся ранее церковно-приходских школ новые -земские, о чем свидетельствуют следующие цифры: с 1895 г. по 1910 г. общее количество начальных школ на территории современной Мордовии выросло в 6 раз, учащихся в них - в 12 [1; 63].

В ХХ в. третья школьная реформа была связана с декретами советской власти: «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (январь 1918 г.) и «О ликвидации безграмотности населения РСФСР» (декабрь 1918 г.). В них была заложена правовая база национального образования. В постановлении «О школах национальных меньшинств» (октябрь 1918 г.) было определено понимание национальной школы и констатированы права национальностей по организации обучения.

Политика первых лет советской власти (1920-е - начало 1930-х гг.) шла по пути автономного строительства культурной инфраструктуры, в т.ч. и национальной школы. Для 50 национальностей Российской Федерации впервые за их историю была разработана письменность на родном языке, также и для языков мордвы, марийцев, коми и других финно-угорских народов.

Процесс возрождения Мордовской государственности дал мощный стимул для национального просвещения. Так, если в 1927 г. в крае насчитывалось 266 мордовских национальных школ, то в 1929 - 1930 уч.г. их число возросло до 339. К 1930 - 1931 уч.г. в Мордовской автономной области из каждых 100 учащихся мордвинов 66 обучалось на родном языке [4; 243].

Оформление тоталитарного сталинского режима на рубеже 1920 - 1930-х гг. обострило силовой характер политики, в том числе и в национальной сфере. Начинается политика денационализации национальной школы на основе русского языка и классовых ценностей.

© Матвеева Л.А., 2013 г.

Постановление 1938 г. обеспечивало приоритетное место русскому языку в учебном процессе. Несмотря на внимание, предусматриваемое в нем к родному языку, впервые был разрушен ленинский принцип добровольности выбора языка обучения. Но, накануне войны базовый принцип «школа на родном языке» еще сохранялся. Так, в 1940 г. в 1 - 4-х классах всех типов мордовских школ республики обучение осуществлялось на родном языке 100 %, в 5 - 7-х классах неполных средних и средних школ - 60 % от всех учащихся, а в 8 - 10-х классах - только 14 % [6; 48]. Тем не менее, после принятия данного постановления русский язык на долгие годы становится объектом особой государственной заботы.

В послевоенные годы стала проявляться тенденция, направленная на превращение русского языка из предмета изучения в язык преподавания, что вело к снижению статуса родного языка и качества обучения школьников нерусской национальности. В это время «национальной» называли школу, где обучались дети нерусской национальности и в учебном процессе которой в той или иной степени присутствовал родной язык. На самом деле, национальная школа - это школа с изучением на родном языке большинства учебных дисциплин.

Закон «Об укреплении связи школы с жизнью» 1958 г. предоставил родителям право выбора языка обучения, что, по сути, стало толковаться как право массового перехода на русский язык обучения с первого класса. Хотя формально принцип «школа на родном языке» не был отменен, закон значительно упростил ситуацию массового перевода большей части национальных школ РСФСР на русский язык обучения, а также их превращения в обычные по содержанию русские школы с дополнительным родным языком в качестве учебного предмета. Кроме этого решающим аргументом было русскоязычие в высшей школе. Так, в 1963 - 1964 уч.г. на русском языке обучалось 11 % учащихся начальных классов и все учащиеся 5 - 8-х классов мордовских школ республики [7; 17]. Подобная ситуация была характерна и для других национальных республик страны.

В 1960-е гг. мордовская школа стала утрачивать качества национальной, сохраняя преподавание родного языка лишь как предмета, причем число даже таких школ уменьшалось. И, если в 1960 - 1961 уч.г. изучение родного языка проходило в 550 школах Мордовской республики, то к 1987 - 1988 уч. г. таких школ осталось 314 [8; 35]. В итоге, в середине 1980-х гг. из 19 % нерусского населения России 10 % детей посещали обычную русскую школу, остальные обучались в так называемой национальной школе, с преподаванием 44 национальных языков (вместо 104 - в 1934 г.), фактически превращенных из средств обучения в предмет обучения [7].

Реформа в 1990-х гг. - четвертая из школьных преобразований. В итоге национальное самоопределение школы было провозглашено в России в качестве одного из принципов не только образовательной, но и национальной политики.

Результаты процесса обновления национальной школы стали видны уже к 1991 г.: так, число языков обучения и изучения в школах Российской Федерации возросло до 66, в 1992 - до 83, в 1997 г. обучение велось на 35 языках, 75 родных языков изучалось в качестве учебного предмета [3].

В итоге в мордовской школе с конца 1980-х гг. начались процессы возрождения национального образования, возвращения родного языка в школу. В 1990-е гг. в учреждениях образования Республики Мордовия сформировались следующие уровни работы с родным языком: в школах с однородным по национальному признаку контингентом детей мордовской или татарской национальностей обучение в начальном звене велось на родном языке, русский язык изучался как предмет (их количество в 1992 г. было 197, в 1994 г. - 213, в 1999 г. - 260, в 2004 г. - 187, сокращение школ с родным языком обучения вызвано демографическим кризисом); в школах со смешанным по национальному признаку контингентом детей, где дети мордовской, татарской национальности составляли большинство, родной язык изучался как предмет на всех ступенях обучения, обучение велось на русском языке (в 1999 г. - 73, в 2004 г. - 227); в школах с преобладающим контингентом детей русской национальности вводилось

изучение мордовских языков на уровне разговорной речи (в 1992 г. - 27, в 1994 г. - 52, в 1999 г. - 80, в 2004 г. - 256) [2; 81, 205].

Таким образом, история национального образования ХХ в. в России (на примере мордовской школы) была напрямую связана со школьными реформами 1918 и 1990-х гг. Изучение истории народного образования показывает неравномерное развитие мордовской школы в ХХ в.: ее становление в 1920 - 1930-х гг. в рамках советской образовательной реформы сменяется кризисным состоянием в 1960-х - начале 1980-х гг., а затем - этапом обновленного развития в 1990-х гг.

Литература

1. Абрамов В. К. Мордовский народ (1897 - 1939). - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1996. - 412 с.

2. Абрамов В. К. Мордвины от съезда к съезду. - Саранск, 2004. - 228 с.

3. Вершинин П. Н. Совет и взаимодействие: проблемы национальной школы на примере Удмуртской республики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-420297.html?page=2 (дата обращения 20.11.2013)

4. Ивашкин В. С., Яшкин И. А. Культурное строительство на селе в первые десятилетия советской власти. - Саранск, 1987.

5. Кузьмин М. Н. Национальная школа России: традиции и современность в контексте модернизации // Труды института национальных проблем образования МО РФ. - М., 1993. -Вып. 1. - С. 5 - 19.

6. Нарядкина Л. А. Школьное образование в Мордовии : дис. канд. ист. наук. - Саранск, 2006. -328 с.

7. Нарядкина Л. А. Школьное образование в Мордовии : автореф. дис. ... канд. ист. наук. -Саранск, 2006. - 22 с.

8. Учеваткин М. И. Состояние национального образования в Мордовии : тенденции и перспективы развития // Цивилизованное развитие наций и межнациональных отношений : сб. статей. -Саранск, 1992. - С. 35 - 37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.