Практика медиаобразования
Школьные медиаресурсы и их использование в учебном
процессе
А. С.Галченков
В наши дни происходит обновление содержания образования. При ориентации на принципы вариативности происходит специализация и дифференциация учебных учреждений. Растет сеть школ с углубленным изучением предметов естественнонаучного и гуманитарно-эстетического циклов. «Возникает множество новых программ, содержание которых не представляет собой некоего целостного конгломерата с содержанием остальных образовательных областей. Это ставит принципиально новые задачи перед системой образования, диктует новые требования и к учителю, и к ученику» [Бондаренко, 2009, с.36].
Идея включения в учебный процесс разнородных источников информации, преодоления коммуникативных барьеров в учебном процессе значима не только для учащихся, но и для педагогов, также оказавшихся в ситуации «информационного взрыва». Принципиально важным при этом становится одновременное повышение информационной культуры, как учащихся, так и педагогов. Наметившийся в последние годы разрыв между умением ориентироваться в современной медийной среде у учителей и учащихся должен быть либо преодолен, либо сознательно использован педагогом для повышения качества процесса обучения. Это может произойти в тех случаях, когда учитель переводит обучение в режим диалога, открытого для любой информации, когда поводом для изучения и исследования становится любое явление культуры, вызывающее интерес у детей.
Если, например, учитель литературы не уходит от углубленного изучения жизни писателя, если он помогает своим ученикам найти самые главные стороны его творчества и их взаимосвязь с развитием современной литературы, ему гораздо легче поддерживать интерес к своему предмету. «Медиаобразование выступает здесь как педагогическая система, позволяющая использовать современные методики и технологии (формирование коммуникативной компетенции, аудиовизуальной и информационной грамотности) на основе мировоззренческих позиций (развитие критического мышления, выработка собственных концепций на базе информационных потоков, передаваемых по различным каналам связи)» [Федоров, 2009, с. 69].
В каждой школе, так или иначе, используются современные технические средства обучения (ТСО), с помощью которых учащимся предъявляется информация на различных носителях, «такие информационные продукты условимся называть «медиаресурсами», которые предполагают использование аппаратной техники» [Технические средства... , 1972, с.20].
Традиционно в средних школах распространены следующие виды медиаресурсов: диафильмы, кинофильмы, видеофильмы, магнитофонные записи, записи на компакт-дисках, CD-ROM-энциклопедии, фильмы на CD, презентации, обучающие программы, инсталляции и т.д.
Кроме того, в последние годы российские школы стали использовать новый тип медиаресурсов - интернет-ресурсы (работа с информацией в режиме on-line). В
то же время с начала 1990-х практически исчезли такие медиаресурсы, как учебное телевидение и учебное радио (произошел переход от эфирных форм к записи). Если строго следовать положениям теории массовой коммуникации, то в этот список надо было бы добавить и печатную продукцию - книги, брошюры, газеты, журналы. Однако в традициях педагогики данный вид продукции часто выделяют отдельно и к медиаресурсам не относят.
В данной статье хотелось бы рассмотреть такой вид медиаресурса как презентация на уроках литературы в 5-7 классах средней школы.
Начнем с того, что дадим ответ на вопрос, что такое презентация?
Презентация - это представление классу (аудитории) определенного материала. Для этого могут использоваться различные средства, в частности для презентации с использованием компьютера - широко распространенная программа Microsoft PowerPoint. Данная программа предназначена для подготовки компьютерных слайд - фильмов по различным тематикам. Ее относят к классу медиаресурсов, для подготовки презентаций по собственным сценариям. Презентации используются в выступлениях, на лекциях, уроках при объяснении нового материала, закреплении материала и т.д.
Презентации по литературе могут быть, к примеру, следующими: жизнь и творческий путь писателя (А.С. Пушкин, Н.В.Гоголь); отдельные произведения писателя («Тарас Бульба», «Конек - горбунок»); литературные музеи (Музей-квартиры А.Пушкина, Н.Гоголя) и т.д.
Наиболее целесообразно использовать презентации на уроках литературы в таких учебных ситуациях, как вводный урок, рассказ о жизни писателя, вступительный урок по данному произведению, анализ образа-персонажа, урок подготовки к сочинению.
Из серии презентаций учитель может выбрать отдельные слайды: выбор определяется и особенностями материала, и стилем лекции учителя, и характером класса. Привлекая презентации, мы органично включаем их в свой рассказ, останавливаем внимание детей на отдельных деталях. Вводим их в урок можно по-разному: включаем описание в рассказ учителя, поручаем описать слайд ученикам, по имеющимся слайдам составить план подачи учебного материала, подобрать подписи-цитаты к слайдам и т. д.
Презентация в рассказе учителя или со стороны учащихся получает обоснованную эстетическую оценку, мы сосредоточиваем внимание школьников на наиболее эстетически полноценной особенности слайдов. Особенно полезно для эстетического воспитания учащихся сопоставление презентаций, по-разному иллюстрирующих один и тот же литературный образ (например, портреты героев повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».)
Нередко приходится наблюдать, как учащиеся, достаточно глубоко усвоившие текст литературного произведения, разобравшиеся в характерах персонажей, все же не могут достаточно четко представить себе литературных героев. В этом случае на помощь может прийти изображение (фильм, презентация и т.д.). Построение этих презентаций фрагментарно, что позволяет свободно применять их на уроках. Тем не менее, следует сказать, что презентация часто может определять композицию урока литературы, ибо она не только иллюстрирует материал, но и сообщает новую учебную информацию в определенном методическом плане.
На уроках литературы можно использовать следующие типы презентаций: 1) научно - популярные и документальные, посвященные событиям определенной исторической эпохи: 2) научно - популярные о жизненном и творческом пути писателя; о стиле того или иного автора; из серии «По литературным музеям и памятным литературным местам»; 2) презентации, посвященные творческому пути писателя или отдельному его произведению, литературному направлению, комментарию к произведению и др. В 5-7 классах документальные презентации могут помочь усвоить литературное произведение или биографию писателя.
Так как презентация содержит непосредственно учебно-познавательный материал, она может служить и самостоятельным источником знаний. Мы стоим свой рассказ так, чтобы не повторять материал слайдов. К примеру, урок о жизни и творчестве А.С.Пушкина можно построить с использованием презентации следующим образом:
- рассказ о детстве писателя, его жизни;
- история создания «Евгения Онегина»;
- обзор «Евгения Онегина», анализ отдельных глав;
- преследование писателя, Южная ссылка;
- судьба книг Пушкина.
Разумеется, предложенный план построения презентации о жизни и творчестве Пушкина очень условен; учитель, например, может отказаться от рассказа о детстве писателя, но основательнее осветить его жизнь, историю создания романа «Евгений Онегин» и т. д.
Насколько разнообразны возможности применения презентаций можно проследить на уроках по поэме Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». В 7 классе таганрогской школы № 22 мы использовали ее при изучении следующих тем:
- Вступительный урок. Рассказ об истории создания поэмы (слайды; автограф поэмы, обложка первого издания по рисунку Н. Гоголя).
- Работа над текстом I главы (слайды: приезд сыновей Тараса из бурсы, эпизод встречи, драка с отцом).
- Образы сыновей и родителей (серии слайдов об Остапе, Андрие, Тарасе, матери).
- Анализ образа Запорожской Сечи (слайды: серия рисунков А. А. Агина).
- Образы казаков (слайды: серия рисунков П.Н. Боклевского).
- Заключительный урок (слайды: задание по самостоятельному написанию сочинения по выбранным темам, которые иллюстрирует слайд).
На уроках, посвященных образам братьев, слайды использовались во время анализа текста, при опросе, в процессе самостоятельной работы над образом братьев. Анализ образа Тараса Бульбы завершался специальным заданием. Слайды презентации воспроизводили три портрета героев, исполненные художниками М. Далькевичем, Ягужинским и Кукрыниксами, учащиеся должны были найти соответствующее место текста, на которое опирались художники, иллюстрируя поэму.
Для развития эстетических вкусов школьников очень полезны сопоставления разных интерпретаций литературного произведения. Использование кинофрагмента в презентации открывает в этом отношении новые возможности: фрагмент можно тщательно разобрать в классе, просмотреть его повторно, научить школьников всматриваться в детали, в «руку» актера и режиссера. С помощью кинофрагмента можно, наконец, организовать работу по выразительному чтению, сопоставляя звучащий вариант с текстом.
Вот как, например, в своей презентации использует кинофрагмент из фильма «Тарас Бульба» («Остап и Андрий») учитель первой категории таганрогской школы № 22 О. Б. Барабаш.
Урок начинается с беседы по содержанию главы об Андрие; затем учительница анализирует образ Андрия, причем внимание ребят постоянно направляется на детали обстановки, портрета, подчеркиваются особенности гоголевского стиля. Анализ художественных деталей тесно связан с работой над идейной сущностью образа. Школьники сами объясняют и детали кинематографического образа, и жесты Андрия, и смысл интонации. При анализе кинематографического варианта они идут от слова писателя, однако не ищут расхождения, а стремятся выяснить, как режиссер и актер «читают» Гоголя.
Целостный или фрагментарный просмотр на уроке такой презентации, конечно, предполагает дальнейшую работу учителя с классом, обсуждение поставленных в ней вопросов, наконец, повторное обращение к тексту.
Рассмотрим, в каких учебных ситуациях использование презентаций наиболее эффективно.
1. На вступительном уроке по теме. Назначение такого урока — возбудить интерес к писателю и его творчеству, создать определенный настрой у учащихся. Именно на вступительном уроке значительный эффект дает использование презентаций.
2. На уроках, посвященных изучению биографии писателя. Презентация в данном случае — незаменимое пособие, позволяющее учащимся увидеть творческую лабораторию художника слова, познакомиться с обстоятельствами жизни, быта, проникнуться «духом эпохи».
Особенно ценны в этом отношении презентации, включающие хроникальные слайды о А.Пушкине, П.Ершове, Н.Гоголе и т.д. Слайды, о писателе учитель может включить в свой рассказ, помогая учащимся представить облик писателя, получить представление о его личности. Презентации о творческом пути мастера слова обычно содержат материал, показывающий, какие события, книги, встречи с людьми сыграли определяющую роль в формировании мировоззрения писателя. Это имеет особое значение, но требует некоторых пояснений со стороны учителя, использования дополнительно наглядных пособий (таблицы, альбомы). Разумеется, использование презентаций исключает возможности привлечения в урок по биографии писателя отрывков из его произведений. Однако учителю при этом нужно так спланировать рассказ, чтобы не повторять материала слайдов.
3. На уроках, посвященных обзору творчества писателя. В этой учебной ситуации презентация помогает учителю иллюстрировать свой рассказ. Разумеется, и на обзорных уроках презентация не должна быть единственным пособием для проведения урока.
4. На уроках, непосредственно связанных с работой над текстом.
5. На уроках, раскрывающих принципы творческой лаборатории писателя. Значение этих уроков велико и для знакомства с творчеством писателя, и для повышения стилистической грамотности учащихся.
6. На заключительном уроке по теме. Используются презентации, где речь идет о значении писателя, о его месте в литературе.
7. На уроках повторения. По усмотрению учителя можно использовать и те презентации, которые уже применялись на том или ином уроке. В качестве комментаторов на уроках
повторения могут выступать сами учащиеся.
Таким образом, такое построение уроков с использованием презентаций позволяет тесно связать медиаресурсы с традиционным изложением материала, рассмотреть простую учебную информацию с применением новых информационных технологий.
В распоряжении учителя-филолога обычно один-два урока, которые он может отвести изучению жизни и творчества того или иного автора. Поэтому при изложении материала очень важно отобрать наиболее ценные, значимые факты; презентации в силу своей специфики помогают решить и эту задачу, так как сжатость, предельная краткость слайдов диктуют необходимость отбора наиболее характерных фактов и деталей. В то же время экран делает эти события, факты наглядными, запоминающимися.
Благодаря использованию презентаций на уроках литературы активизируется процесс восприятия материала, становится более ярким, образным, эмоциональным, поскольку учащиеся задействуют разные виды памяти: зрительную, слуховую. Появляются возможности наглядного усвоения материала. По нашему мнению, здесь реализуется и эстетическая функция обучения, поскольку презентация готовится с опорой на определенный литературно -художественный материал, а художественное слово, как известно, несет в себе ярко выраженную эстетическую функцию.
Литература
Бондаренко Е.А. Медиаобразование в современной школе с точки зрения образовательных стандартов // Медиаобразование и медиакомпетентность: слово экспертам / Под ред. А.В.Федорова. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. 229 с.
Технические средства обучения в средней школе / Под ред. Л. П. Прессмана. М.: Педагогика, 1972. 304 с.
Федоров А.В. Медиаобразование вчера и сегодня. М.: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2009. 220 с.