Научная статья на тему 'Школьная телестудия как одна из форм профессионального воспитания учащихся'

Школьная телестудия как одна из форм профессионального воспитания учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
893
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / СОЦИУМ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Розалия Семеновна

Рассматриваются разные направления дополнительного образования школьников. Активизация творческих способностей учащихся путем вовлечения их в разные формы дополнительного образования. Раскрывается роль сельской школы как центра воспитательного пространства, формирующего самосознание, самоопределение учащихся и ощущение их собственной ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школьная телестудия как одна из форм профессионального воспитания учащихся»

УДК 371.687(571.56)

Васильева Розалия Семеновна

Учитель МОУ «Антоновская СОШ имени Н. Н. Чусовкого», руководитель районного МО учителей русского языка и литературы, Руководитель школьного пресс-центра, [email protected], Нюрба

ШКОЛЬНАЯ ТЕЛЕСТУДИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ

Vasilieva Rozaliya Semenovna

Teacher of the secondary Antonovskaya school, [email protected], Nyurba

SCHOOL TV - AS ONE OF THE FORMS IN PUPILS PROFESSIONAL EDUCATION

Известно, что процесс воспитания - это организованное влияние на подрастающее поколение, результатом которого является формирование личности человека.

Профессиональное воспитание - неотъемлемая и важнейшая часть воспитания. Оно осуществляется в процессе учебной и внеучебной деятельности. Найти свое место в социально-профессиональной структуре общества человеку непросто, тем более подростку, только вступающему во взрослую жизнь. Для этого необходимо удачное сочетание трёх главных моментов - желания, способностей и возможностей [1]. В профориентации очень важно учитывать индивидуальные качества и способности учащихся.

Воспитательная система воплощает в себе совокупную деятельность школы, которая реализуется в трёх сферах - в процессе обучения, во внеклассной образовательной сфере (участие в учебных кружках, факультативах, секциях, клубах) и во внеучебной сфере. Каждая из этих сфер рассматривается как подсистема воспитательной системы школы [2].

Дополнительное образование - это система свободного избрания деятельности ребенком, выражающаяся в удовлетворении его интересов, предпочтений, склонностей и способствующая его самореализации, культурной и социальной адаптации. Это особый тип образования, опирающийся на потенциал свободного времени ребенка, сферу, где ребенок может реализовать свое право на свободный выбор [3]. Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, развивает творческие способности [4].

XXI век - век информационных технологий. Поэтому приобщение детей к информационно-вещательной работе - необходимость, требование времени. На государственном уровне выдвинута принципиально новая образовательная цель: всестороннее развитие ребенка стало приоритетом современной школы. Под общим развитием понимается развитие ума, воли,

эмоционально-нравственных представлений, т. е. того, что лежит в основе учебной деятельности и успешной социализации школьника. Социализация детей - способность работать в коллективе, обеспечение необходимыми для жизни знаниями и умениями.

Школьная телестудия «Саhар5а» Антоновской средней общеобразовательной школы Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) была создана в 2001 г. Членами телестудии являются учащиеся 7-11-х классов.

Направления деятельности телестудии:

- организационно-методическое;

- информационно-просветительское;

- развлекательно-творческое;

- воспитывающее и обучающее.

Цели:

- помочь детям реализовать свои творческие способности через технические возможности телевидения;

- привлечь внимание широкой общественности к школьной жизни, проблемам подростков;

- распространить информацию о жизни наслега, школы.

Задачи:

1. Обучающие:

- научить учащихся азам телевизионной журналистики, созданию сценариев и видеосюжетов;

- научить элементарным навыкам работы с видеоаппаратурой;

- помочь школьникам овладеть навыками выразительного чтения и основами сценической речи, включающими работу над произношением;

- выработать у детей умение выражать свои взгляды и мысли.

2. Воспитывающие:

- повышение уровня общительности учащихся;

- формирование чувства коллективизма и гуманизма;

- расширение кругозора, любознательности и формирование потребности в образовании и интеллектуальном развитии;

- воспитание высокого художественного вкуса.

3. Развивающие:

- реализация творческой фантазии, развитие воображения;

- всестороннее развитие учащихся, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности.

Основная цель студии - пробудить вольный дух детской талантливости, инициативности, активизировать фантазию и воображение. В нашей телестудии занимаются учащиеся из разных классов и разного уровня развития, выразившие желание стать юными телевизионщиками.

Работа в телестудии, как одна из форм внеурочной работы, позволяет ученику самовыражаться, самоутверждаться, увеличивая при этом свой творческий потенциал, совершенствуя умение заниматься интервьюрированием, съемкой различных сюжетов, подготовкой и выпуском тематических передач.

Через школьную телестудию «Саhар5а» устанавливается и поддерживается связь семьи, детского сада, школы, культурного центра. Учащиеся сами осуществляют съемку и монтаж телепередач для широкого круга телезрителей. Г ероями телепередач являются представители разных слоев общества: народные умельцы, педагоги, психологи, медики, народные целители, охотники, спортсмены, школьники и др. В процессе занятий в школьной телестудии учащиеся среднего и старшего звена овладевают основами сценической речи, учатся азам телевизионной журналистики, приобретают навыки работы с видеоаппаратурой.

Учащиеся среднего и старшего звена, члены телестудии, самостоятельно готовят передачи, учатся писать сценарии, собирают информацию, берут интервью, составляют тексты выступлений и работают с уже собранным материалом. Каждая передача делается по заранее подготовленному сценарию. Ответственные за съемку - подготовку передачи - обговаривают место и время съемок, приглашают героев.

Юные телевизионщики в процессе работы приобретают определенный опыт, становятся более открытыми, общительными. Они получают возможность профессионального самоопределения, включая возможность попробовать себя в различных видах деятельности: редактора, журналиста, диктора, оператора, компьютерного дизайнера. Это помогает учащимся точнее и раньше выявить свои задатки, склонности, дает возможность развивать и реализовать свои творческие способности.

Учащиеся пробуют себя в различных типах профессии:

- человек - техника;

- человек - знаковая система;

- человек - человек.

Так, юные телевизионщики, радиоведущие и корреспонденты в процессе работы приобретают определенный опыт журналистской деятельности, становятся более открытыми, общительными, у них повышается самооценка, развивается стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, уверенным в себе, в своих способностях, появляется стремление к красоте и гармонии.

Культурный и научно-технический потенциал любого общества зависит в первую очередь от уровня интеллектуальной подготовки будущих специалистов, от их умения мыслить самостоятельно, творчески. Если ученик, занимавшийся в телестудии, помогавший выпускать телепередачи, пожелает поступить в отделение журналистики или связать свою судьбу с телевидением, то ему будет намного легче , так как он уже знаком с работой тележурналиста, оператора.

Работа в телестудии также воспитывает в детях любовь к труду и уважение к труду товарищей, чувство коллективизма, приучает к аккуратности и ответственности, прививает детям организаторские умения и навыки, вырабатывает активную жизненную позицию. Осознание своих способностей вызывает потребность реализовать свой личностный запас, почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни.

Таким образом, занятия в школьной телестудии формируют творческие качества учащихся, обеспечивают условия для самовыражения, самоутверждения, самореализации, развивают социальную активность, готовят к профессиональному и жизненному самоопределению.

Библиографический список

1. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. [Текст]/ А. С. Белкин, - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

2. Базарова, Т. С. Воспитание старшеклассника как субъекта социального творчества [Текст]: автореф. дис.канд. пед наук. / Т. С. Базарова. - М., 1992. - 16 с.

3. Шубинский, В. С. Педагогика творчества учащихся. [Текст]/В. С. Шубинс-кий. - М.: Знание, 1998. - 80 с.

4. Педагогика творчества: сб. научных трудов по матер. науч.-практ. конф. ХПГУ. [Текст] - Хабаровск: Изд. ХПГУ, 2002. - 116 с.

5. Антоновской средней школе 90 лет [Текст]/ Под редакцией М. И. Афанасьевой, Л.Д . Степановой. - Якутск, 2002. - 98 с.

6. Вещает телестудия «СаЬар5а» [Текст]/ Составитель Р С. Васильева - Якутск, 2007. - 42 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.