УДК 371.687(571.56)
Васильева Розалия Семеновна
Учитель МОУ «Антоновская СОШ имени Н. Н. Чусовкого», руководитель районного МО учителей русского языка и литературы, Руководитель школьного пресс-центра, [email protected], Нюрба
ШКОЛЬНАЯ ТЕЛЕСТУДИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
Vasilieva Rozaliya Semenovna
Teacher of the secondary Antonovskaya school, [email protected], Nyurba
SCHOOL TV - AS ONE OF THE FORMS IN PUPILS PROFESSIONAL EDUCATION
Известно, что процесс воспитания - это организованное влияние на подрастающее поколение, результатом которого является формирование личности человека.
Профессиональное воспитание - неотъемлемая и важнейшая часть воспитания. Оно осуществляется в процессе учебной и внеучебной деятельности. Найти свое место в социально-профессиональной структуре общества человеку непросто, тем более подростку, только вступающему во взрослую жизнь. Для этого необходимо удачное сочетание трёх главных моментов - желания, способностей и возможностей [1]. В профориентации очень важно учитывать индивидуальные качества и способности учащихся.
Воспитательная система воплощает в себе совокупную деятельность школы, которая реализуется в трёх сферах - в процессе обучения, во внеклассной образовательной сфере (участие в учебных кружках, факультативах, секциях, клубах) и во внеучебной сфере. Каждая из этих сфер рассматривается как подсистема воспитательной системы школы [2].
Дополнительное образование - это система свободного избрания деятельности ребенком, выражающаяся в удовлетворении его интересов, предпочтений, склонностей и способствующая его самореализации, культурной и социальной адаптации. Это особый тип образования, опирающийся на потенциал свободного времени ребенка, сферу, где ребенок может реализовать свое право на свободный выбор [3]. Дополнительное образование формирует у ребенка самосознание, ощущение ценности собственной личности, развивает творческие способности [4].
XXI век - век информационных технологий. Поэтому приобщение детей к информационно-вещательной работе - необходимость, требование времени. На государственном уровне выдвинута принципиально новая образовательная цель: всестороннее развитие ребенка стало приоритетом современной школы. Под общим развитием понимается развитие ума, воли,
эмоционально-нравственных представлений, т. е. того, что лежит в основе учебной деятельности и успешной социализации школьника. Социализация детей - способность работать в коллективе, обеспечение необходимыми для жизни знаниями и умениями.
Школьная телестудия «Саhар5а» Антоновской средней общеобразовательной школы Нюрбинского района Республики Саха (Якутия) была создана в 2001 г. Членами телестудии являются учащиеся 7-11-х классов.
Направления деятельности телестудии:
- организационно-методическое;
- информационно-просветительское;
- развлекательно-творческое;
- воспитывающее и обучающее.
Цели:
- помочь детям реализовать свои творческие способности через технические возможности телевидения;
- привлечь внимание широкой общественности к школьной жизни, проблемам подростков;
- распространить информацию о жизни наслега, школы.
Задачи:
1. Обучающие:
- научить учащихся азам телевизионной журналистики, созданию сценариев и видеосюжетов;
- научить элементарным навыкам работы с видеоаппаратурой;
- помочь школьникам овладеть навыками выразительного чтения и основами сценической речи, включающими работу над произношением;
- выработать у детей умение выражать свои взгляды и мысли.
2. Воспитывающие:
- повышение уровня общительности учащихся;
- формирование чувства коллективизма и гуманизма;
- расширение кругозора, любознательности и формирование потребности в образовании и интеллектуальном развитии;
- воспитание высокого художественного вкуса.
3. Развивающие:
- реализация творческой фантазии, развитие воображения;
- всестороннее развитие учащихся, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический, политический рост личности.
Основная цель студии - пробудить вольный дух детской талантливости, инициативности, активизировать фантазию и воображение. В нашей телестудии занимаются учащиеся из разных классов и разного уровня развития, выразившие желание стать юными телевизионщиками.
Работа в телестудии, как одна из форм внеурочной работы, позволяет ученику самовыражаться, самоутверждаться, увеличивая при этом свой творческий потенциал, совершенствуя умение заниматься интервьюрированием, съемкой различных сюжетов, подготовкой и выпуском тематических передач.
Через школьную телестудию «Саhар5а» устанавливается и поддерживается связь семьи, детского сада, школы, культурного центра. Учащиеся сами осуществляют съемку и монтаж телепередач для широкого круга телезрителей. Г ероями телепередач являются представители разных слоев общества: народные умельцы, педагоги, психологи, медики, народные целители, охотники, спортсмены, школьники и др. В процессе занятий в школьной телестудии учащиеся среднего и старшего звена овладевают основами сценической речи, учатся азам телевизионной журналистики, приобретают навыки работы с видеоаппаратурой.
Учащиеся среднего и старшего звена, члены телестудии, самостоятельно готовят передачи, учатся писать сценарии, собирают информацию, берут интервью, составляют тексты выступлений и работают с уже собранным материалом. Каждая передача делается по заранее подготовленному сценарию. Ответственные за съемку - подготовку передачи - обговаривают место и время съемок, приглашают героев.
Юные телевизионщики в процессе работы приобретают определенный опыт, становятся более открытыми, общительными. Они получают возможность профессионального самоопределения, включая возможность попробовать себя в различных видах деятельности: редактора, журналиста, диктора, оператора, компьютерного дизайнера. Это помогает учащимся точнее и раньше выявить свои задатки, склонности, дает возможность развивать и реализовать свои творческие способности.
Учащиеся пробуют себя в различных типах профессии:
- человек - техника;
- человек - знаковая система;
- человек - человек.
Так, юные телевизионщики, радиоведущие и корреспонденты в процессе работы приобретают определенный опыт журналистской деятельности, становятся более открытыми, общительными, у них повышается самооценка, развивается стремление быть лучше, уважать самого себя, быть довольным самим собой, уверенным в себе, в своих способностях, появляется стремление к красоте и гармонии.
Культурный и научно-технический потенциал любого общества зависит в первую очередь от уровня интеллектуальной подготовки будущих специалистов, от их умения мыслить самостоятельно, творчески. Если ученик, занимавшийся в телестудии, помогавший выпускать телепередачи, пожелает поступить в отделение журналистики или связать свою судьбу с телевидением, то ему будет намного легче , так как он уже знаком с работой тележурналиста, оператора.
Работа в телестудии также воспитывает в детях любовь к труду и уважение к труду товарищей, чувство коллективизма, приучает к аккуратности и ответственности, прививает детям организаторские умения и навыки, вырабатывает активную жизненную позицию. Осознание своих способностей вызывает потребность реализовать свой личностный запас, почувствовать себя творцом, хозяином своей жизни.
Таким образом, занятия в школьной телестудии формируют творческие качества учащихся, обеспечивают условия для самовыражения, самоутверждения, самореализации, развивают социальную активность, готовят к профессиональному и жизненному самоопределению.
Библиографический список
1. Белкин, А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. [Текст]/ А. С. Белкин, - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
2. Базарова, Т. С. Воспитание старшеклассника как субъекта социального творчества [Текст]: автореф. дис.канд. пед наук. / Т. С. Базарова. - М., 1992. - 16 с.
3. Шубинский, В. С. Педагогика творчества учащихся. [Текст]/В. С. Шубинс-кий. - М.: Знание, 1998. - 80 с.
4. Педагогика творчества: сб. научных трудов по матер. науч.-практ. конф. ХПГУ. [Текст] - Хабаровск: Изд. ХПГУ, 2002. - 116 с.
5. Антоновской средней школе 90 лет [Текст]/ Под редакцией М. И. Афанасьевой, Л.Д . Степановой. - Якутск, 2002. - 98 с.
6. Вещает телестудия «СаЬар5а» [Текст]/ Составитель Р С. Васильева - Якутск, 2007. - 42 с.