Научная статья на тему 'Школа здоровья для больных бронхиальной астмой'

Школа здоровья для больных бронхиальной астмой Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
12486
854
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лечебное дело
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа здоровья для больных бронхиальной астмой»

Рекомендации по ведению больных

Школа здоровья для больных

* %3 %3

бронхиальном астмой

^ О.А. Полевая, А.А. Карабиненко

Кафедра госпитальной терапии № 2 Лечебного факультета РГМУ

Многие случаи недостаточно эффективного лечения больных бронхиальной астмой (БА) связаны с непониманием пациентами сущности заболевания, которое приводит к неправильному выполнению предписаний врача. В нашей стране отмечается низкий уровень знаний пациентов о своем заболевании. Неосведомленность больных о своей патологии, отсутствие навыков самоконтроля, неумение правильно пользоваться лекарствами являются серьезными препятствиями для успешного преодоления болезни, что выражается в учащении обострений, госпитализаций, вызовов скорой помощи и приводит к снижению качества жизни и удорожанию лечения.

Одним из путей для повышения эффективности лечения БА служит использование различных форм обучения, таких как астма-школа, астма-день, телефоны помощи больным, самостоятельное образование с помощью научно-популярной литературы, видеофильмов, Интернет-сайтов. Применимость этих видов обучения зависит от особенностей пациента, а также от возможностей лечебного учреждения.

Среди перечисленных методов важное место занимает астма-школа. Основным предназначением астма-школы является обучение пациентов самоведению, т.е. способности самостоятельно контролировать свое состояние под наблюдением медицинского работника. Обучение пациента подразумевает установление партнерства между ним и медицинским работником в условиях постоянной проверки и обновления знаний.

Первой формой образовательной работы с пациентами является амбулаторная врачебная астма-школа. Мировой опыт внедрения таких астма-школ показал их эффективность и неоценимое значение в формировании образовательных программ. Большинство аст-

Лечебное дело 3.2007---------------------

ма-школ создано на базе поликлиник, при этом больные получают необходимые знания по базисным вопросам лечения. Недостатком этой формы обучения является большая продолжительность цикла, при которой многим больным трудно регулярно посещать занятия. Кроме того, амбулаторная астма-школа предназначена для обучения пациентов, которым уже проводится лечение, а БА в большей или меньшей степени контролируется. При этом из программы обучения выпадают больные БА в стадии обострения, как правило, ранее не прошедшие обучения в астма-школе.

Одной из основных причин для частых госпитализаций больных в стационар является бесконтрольный прием Р2-агонистов, а также несоблюдение мер по профилактике обострения. В результате проведенного анализа тактики лечения на амбулаторном этапе выявлено, что больным БА часто не производится индивидуальный подбор дозы лекарственных средств или изменение схемы терапии при отсутствии эффекта от лечения. Большинство больных превышают терапевтические дозы Р2-агонистов, и лишь немногие из них знают об опасности передозировки этих лекарств. Большинство пациентов высказывают страх перед гормональными препаратами, в том числе ингаляционными глюкокортикостероидами (ИГКС). Таким образом, современные подходы к лечению пациентов с БА на амбулаторном этапе реализуются недостаточно.

Проблема астма-школ в России заключается еще и в том, что они зачастую функционируют в отрыве от лечебного учреждения, осуществляющего наблюдение за больным. Вследствие этого возникают разногласия между медработником, проводящим обучение, и лечащим врачом, ухудшается кооперация больного с медработниками.

Школа здоровья для больных БД

Низкий уровень знаний больных о БА, о возможностях самоконтроля и самоведения, плохое выполнение рекомендаций врача в отношении базисной терапии БА (менее чем на 50%) — всё это послужило предпосылками для внедрения астма-школы в пульмонологическом отделении стационара МСЧ АМО ЗИЛ № 1.

Обучение в астма-школе на стационарном этапе характеризуется высокой эффективностью. Обучение в небольших группах за относительно короткий промежуток времени позволяет существенно повысить уровень знаний больных БА о своем заболевании, о гипо-аллергенном режиме, улучшить технику использования ингаляторов и спейсеров, освоить мониторинг пиковой скорости выдоха (ПСВ) с помощью пикфлоуметра. Занятия в астма-школе в стационаре позволяют быстро добиться взаимопонимания между пациентом и врачом, контролировать усвоение больными знаний и навыков, а также эффективность лечения.

За 1 год работы астма-школы в ней прошли обучение 58 пациентов с БА (32 мужчины и 26 женщин) в возрасте от 18 до 75 лет (средний возраст — 42 года). По тяжести течения БА больные распределились следующим образом: 87% имели среднетяжелое течение БА, 13% — тяжелое. Все пациенты были госпитализированы в период обострения БА. При обследовании помимо общеклинических методов использовалась анкета ИкБа-50, оценивающая степень кооперации пациента с врачом.

Анализ данных анкетирования показал, что у большинства больных имеется низкий уровень знаний о своем заболевании и отсутствуют навыки самоконтроля. Многие пациенты не имели представления о пикфлоумет-рах и спейсерах, часть больных неправильно пользовались дозированными аэрозольными ингаляторами, не знали показаний к применению ингаляционных препаратов. У значительной доли больных было выявлено негативное отношение к базисной терапии ИГКС. Далеко не все пациенты знали, какие лекарства они принимают.

Посещение занятий было добровольным, формирование групп происходило по мере госпитализации больных. Группы состояли из 4—7 пациентов разного возраста и с различ-

ной длительностью заболевания. Групповые занятия проводились в виде лекций, бесед с больными по программе. Общая продолжительность занятий составляла 4—6 дней по 1-1,5 ч в день. Основные темы бесед:

• что такое БА, анатомия и физиология органов дыхания;

• причины БА;

• контроль ПСВ как одного из основных показателей бронхиальной обструкции;

• аллергия, ее профилактика и лечение;

• как купировать приступ БА;

• бронхорасширяющие лекарства и гормональное лечение БА;

• системы ингаляционной доставки препаратов;

• простуда и БА (лечение и профилактика респираторной вирусной инфекции);

• как и где лечить обострение БА;

• как проводить самооценку качества жизни. Все больные, обучающиеся в астма-школе,

ведут ежедневный мониторинг ПСВ с помощью пикфлоуметра. Разбираемые на занятиях вопросы совпадают с проводимой в стационаре коррекцией лечения, что позволяет быстрее добиться взаимопонимания между врачом и пациентом. Проведение занятий с небольшими группами позволило индивидуализировать программу обучения пациентов с низким уровнем знаний о своем заболевании. Проводились также индивидуальные занятия, посвященные обучению конкретного больного и контролю его знаний и умений.

После выписки из стационара предлагалось консультативное посещение астма-школы для коррекции лечения через месяц, а при необходимости и чаще. На контрольные визиты являлись только 38 пациентов (66%), из них 10 постоянно проводили мониторирова-ние ПСВ с помощью пикфлоуметра. Из числа пациентов, находившихся под таким динамическим контролем, лишь 3 человека (8%) были повторно госпитализированы по поводу обострения БА в течение календарного года, а из 20 пациентов, которые прошли обучение, но не являлись на контрольные визиты, были госпитализированы в стационар повторно с обострением четверо (20%).

Результаты проведенного повторного анкетирования показали значительное повышение уровня знаний пациентов о своем за-

-Лечебное дело 3.2007

Рекомендации по ведению больных

болевании после обучения в стационарной астма-школе. Проведенная обучающая программа привела к уменьшению числа госпитализаций в течение календарного года в 2,6 раза, обострений — в 1,8 раза, вызовов скорой помощи — в 1,5 раза. Значительно увеличилась доля пациентов, применяющих медицинские приборы индивидуального пользования — пикфлоуметры, спейсеры, ультразвуковые ингаляторы; улучшилась техника ингаляции с помощью дозированных ингаляторов.

Безусловно, занятия в астма-школе на стационарном этапе — это небольшой срок для обучения пациента. Для выработки навыков жизни с БА, оценки и осмысления полученной информации необходимо время и повторные беседы с врачом. Поэтому после выписки из стационара больной должен находиться под диспансерным наблюдением пульмонолога и иметь возможность посещать астма-школу амбулаторно.

Полученные данные доказывают эффективность разработанной обучающей программы и целесообразность ее широкого применения. Образовательная подготовка пациентов помогает уменьшить риск обострений заболевания, частоту вызовов скорой помощи и госпитализаций, улучшить качество жизни больных БА, а также снизить суммарные затраты на лечение. Обучение должно стать важным элементом комплексного

ведения больных БА как на амбулаторном,

так и на стационарном этапе медицинской

помощи.

Рекомендуемая литература

Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Обучение больных бронхиальной астмой, находящихся под амбулаторным наблюдением // Пульмонология. 1996. № 1. С. 25-32.

Белевский А.С., Булкина Л.С., Княжеская Н.П. Организация и проведение занятий в астма-школе: Метод. рекомендации. М., 1996.

Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы. Пересмотр 2002 г. / Пер. с англ. под ред. Чучалина А.Г. М., 2002.

Собченко С.А., Коровина О.В. Обучение больных бронхиальной астмой в комплексе их лечения // Международные медицинские обзоры. 1993. № 2. С. 120-123.

Собченко С.А., Коровина О.В. Опыт работы “Школы для больных бронхиальной астмой” // Пульмонология. 1991. № 3. С. 14-19.

Horn C.R., Cochranen G.M. Management of asthma in general practice // Respir. Med. 1989. V. 83. P. 67-70.

Muhlhauser I., Richter B., Kraut D. et al. Evaluation of a structured treatment and program on asthma // J. Intern. Med. 1991. V. 230. P. 157-164.

Partridge M.R. Delivering optimal care to the person with asthma: what are the key components and what do we mean by patient education? // Eur. Respir. J. 1995. V. 8. P. 298-305.

Продолжается подписка на научно-практический журнал “Атмосфера. Пульмонология и аллергология”

Подписку можно оформить в любом отделении связи России и СНГ Журнал выходит 4 раза в год. Стоимость подписки на полгода по каталогу агентства “Роспечать” - 100 руб., на один номер - 50 руб.

Подписной индекс 81166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.