Научная статья на тему 'Школа – не подготовка к жизни, а сама жизнь'

Школа – не подготовка к жизни, а сама жизнь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1992
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жизнь / подготовка к жизни / образование / обучение / детство / школа / институт. / life / preparation for life / education / childhood / school / institute

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабуров Анатолий Степанович

На основе анализа общей системы образования в России показаны сложности и противоречия в осуществлении целей и решения задач дошкольного, общего среднего и высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCHOOL IS NOT PREPARATION FOR LIFE BUT LIFE ITSELF

On the basis of the analysis of general education in Russia the diffi culties and contradictions are shown in the realization of the goals and objectives of pre-school, general secondary and higher education

Текст научной работы на тему «Школа – не подготовка к жизни, а сама жизнь»

3 Кирик Т. А. Виртуальная реальность и ее онтологические прототипы. Курган, 2007.

4 Gruengard O, Gruengard E. Technology and alienation the case of distance learning (Israel) // Человек в современных философских концепциях: материалы Четвертой междунар.конф., г. Волгоград, 28-31 мая 2007 г.: в 4 т. Т.1. Волгоград, 2007.

5 Кутырев В. А. Человеческое и иное: борьба миров. Санкт-Петербург, 2009.

References

1 Ogurcov A.P., Platonov V.V. Obrazy obrazovaniya. Zapadnaya filosofiya obrazovanij. XXv. - SPb, 2004.

2 Illich I. Osvobozhdenie ot shkol. Deschooling society //1. Illich. Osvobozhdenie ot shkol. Proporcional'nost' i sovremennyj mir. - M, 2006.

3 Kirik T.A. Virtual'naya real'nost' i ee ontologicheskie prototipy. - Kurgan, 2007.

4 Gruengard O, Gruengard E. Technology and alienation the case of distance learning (Israel) // Chelovek v sovremennyh filosofskih koncepciyah: materialy CHetvertoj mezhdunar.konf., g. Volgograd, 28-31 maya 2007 g. V 4 t. T. 1. - Volgograd, 2007.

5 Kutyrev V.A. Chelovecheskoe i inoe: bor'ba mirov. - SPb., 2009.

УДК 373 А.С. Шабуров

Уральский государственный юридический университет, Екатеринбург

ШКОЛА - НЕ ПОДГОТОВКА К ЖИЗНИ, А САМА ЖИЗНЬ

Аннотация. На основе анализа общей системы образования в России показаны сложности и противоречия в осуществлении целей и решения задач дошкольного, общего среднего и высшего образования.

Ключевые слова: жизнь, подготовка к жизни, образование, обучение, детство, школа, институт.

A.S. Shaburov

The Ural State Law University, Yekaterinburg

SCHOOL IS NOT PREPARATION FOR LIFE BUT LIFE ITSELF

Abstract. On the basis of the analysis of general education in Russia the difficulties and contradictions are shown in the realization of the goals and objectives of pre-school, general secondary and higher education.

Keywords: life, preparation for life, education, childhood, school, institute.

Введение

Время, в которое мы живем, - это новый, более высокий уровень развития человеческого интеллекта и качественное повышение духовно-нравственного потенциала общества. Это требует переориентации общества в различных областях жизни общества. Не является исключением и сфера образования. Более того, развитие сферы

образования сталкивается с различными проблемами, снижающими ее эффективность.

В современных условиях формирования гражданского общества и правового государства на первое место ставится задача - формирование гражданского самосознания, чувства принадлежности к своей стране. В свое время Гавриил Громов, бывший мэр Москвы, писал: «Школа должна помочь вырастить гражданина своей страны, а не только физика, инженера или агронома... Все остальное - производно от первого» [1]. Сейчас становится ясно, что только через образовательные институты лежит путь возрождения России к созданию демократического правового государства. Поэтому школа несет сегодня колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом за поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь задачи, стоящие перед государством и обществом.

Ответственность за будущее общества и государства ложится не только на школу, но и на всю систему образования, на все структуры гражданского общества. (Достаточно вспомнить, что еще Аристотель рассматривал воспитание как средство укрепления государства). Шалва Александрович Амонашвили, известный советский педагог, определял это состояние общества как «школу жизни», основная цель которой - «способствовать становлению, развитию, воспитанию в ребенке благородного человека путем реализации его личностных качеств» [2].

Но для этого следует преодолеть устоявшееся в обществе положение, что школа только готовит молодых людей к будущей жизни («А пока мы только дети, нам расти еще, расти», - поется в известной песне). При этом детство как важный промежуток человеческой жизни как бы выбрасывается из этой самой «жизни». В современных условиях важно изменить отношение к школе, образованию, воспитанию в целом.

1 Основные этапы образования

Сегодня главная стоящая перед обществом и государством задача - превратить образование из ФАКТОРА, выполняющего исключительно инструментальную роль (подготовка к труду, профессии), в сферу РАЗВИТИЯ социума, члена общества, имеющего определенные функции и назначение.

Общая система образования (воспитания, обучения) состоит из ряда этапов, стадий. Это дошкольное, общее среднее и высшее образование. Поэтому крайне важно определить место и роль каждой образовательной подсистемы в общем образовательном процессе, в системе общественных отношений.

Педагогическая наука (а еще больше - практика) рассматривает этот вопрос с двух различных позиций. Сторонники первого подхода полагают, что роль каждой подсистемы заключается в подготовке человека к какой-то конкретной деятельности, продолжение и развитие которой осуществляется на следующем этапе в образовании и жизни.

87

Сторонники другого подхода исходят из того, что каждая образовательная подсистема (образовательный этап) решает свои собственные задачи, связанные с развитием личности, ее социализацией, созданием условий для самореализации человека на данном жизненном этапе, не забывая при этом и о дальнейшем жизненном пути. Но пока отечественная образовательная практика осуществляется по первому пути.

В ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 года подчеркивается: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества. Оно должно быть сориентировано на обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации» [3].

Причем согласно требованиям современной педагогики под содержанием образования понимают не только передачу знаний, умений и навыков, как было ранее, но, прежде всего, обучение, воспитание и развитие человека [4].

К сожалению, сегодняшняя передовая отечественная наука по-иному трактует характер образования, его этапы (стадии). Необходимо рассматривать каждую подсистему образования не как подготовительную, вспомогательную, второстепенную, а в качестве ведущей, определяющей жизнь человека на конкретных её этапах. 2 Роль дошкольного образования в формировании личности Главное внимание должно быть уделено образовательной ступени дошкольного образования. На втором месте должна быть общеобразовательная школа, на третьем по степени важности - профессиональное образование, в том числе образование вузовское. Сегодня же система образования представляет собой перевернутую пирамиду: государство больше всего внимания уделяет высшему образованию (вузам), на втором месте - школа, и лишь на последнем -детские сады.

С точки зрения Льва Семеновича Выготского, видного советского психолога и педагога 30-х годов, развитие ребенка - это постоянный переход от одной стадии возрастной ступени к другой, связанной с изменениями и построением личности ребенка. Это определенный этап его жизни с ее интересами, деятельностью и противоречиями. И основное противоречие здесь - между новыми потребностями ребенка и старыми условиями их удовлетворения. На ребенка, его воспитание при этом практически не оставалось времени [5]. Каждый этап развития ребенка требует определенного воздействия со стороны общества и его составляющих (семья, школа, коллектив).

Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смысла и целей человеческой деятельности. Это своеобразный уровень осознания ребенком своего места в системе общественных отношений.

Собственно образование начинается с дет-

ского сада, а то и раньше.

Уже в возрасте до 3 лет закладываются основные понятия: что такое «хорошо» и что такое «плохо», что можно и что нельзя. К сожалению, многие родители полагают, что ребенок ничего не понимает, ничему не учится, рассуждая по принципу: «Вот поступишь в школу, там и научат».

Длительное время в обеспечении воспитании была велика роль семьи, на которую и возлагались основные задачи социализации ребенка. Первыми и основными воспитателями ребенка являлись родители. Именно они были обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Государство оказывает помощь семье созданием сети дошкольных образовательных учреждений в целях общественного воспитания детей, развития их индивидуальных способностей.

Но сегодня перед семьей встала задача увеличения доходов, улучшения благосостояния, жизненных условий, что повысило занятость родителей. Ребенку стало уделяться меньше внимания. В этих условиях роль семьи в процессе социализации в значительной степени снизилась. Основные функции социализации ребенка, его воспитания легли на образовательные учреждения, на институты образования.

В типовом «Положении об образовательных учреждениях для детей дошкольного младшего школьного возраста», утвержденном Постановлением Правительства РФ № 1204 от 19 сентября 1997 г., указывалось, что одной из основных целей образования в этом возрасте является «осуществление образовательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием». То есть в основу были положены не социальные, воспитательные, а лишь познавательные, образовательные цели и задачи (Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2014 г. указанное Положение утратило силу).

В соответствии с требованиями указанного акта значительная роль в воспитании ребенка отводится семье, родителям и дошкольным образовательным учреждениям.

Но в этом случае в воспитании нередко наблюдается параллелизм, а не единство в работе. При этом образуются противоречия в силу различия профессиональных намерений школы и детей, детей и родительских желаний.

Вместе с тем период от рождения до поступления в школу, по признанию специалистов, является возрастом наиболее активного психологического развития ребенка. Именно на этом жизненном этапе он получает общее развитие, служащее фундаментом приобретения в дальнейшем специальных знаний и навыков. То есть именно дошкольное образование является фундаментом всего здания образования.

Считается, что назначение дошкольного об-

разования - подготовка детей к школе. Подобное мнение ошибочно, ибо не отражает подлинного назначения дошкольного периода жизни человека. На самом деле это не стадия подготовки к школе, а самостоятельная ступень единой образовательной системы, направленная на развитие познаний, убеждений, формирование мотивов, убеждений личности.

В свое время К.Д. Ушинский писал: «Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а однообразием и односторонностью». При этом он подчеркивал: «Чем моложе возраст, тем больше требует он разнообразия деятельности» [6].

3 Роль школы в подготовке к жизни

При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция. Она требует самостоятельности и соответствующей подготовки выполнять учебные задания, быть в школе организованным и дисциплинированным, знать правила культурного поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми.

То есть налицо готовность к учению и готовность к новому образу жизни.

Готовность к учению предполагает определенный уровень самостоятельности и интереса к знаниям.

Готовность к новому образу жизни предполагает общаться со сверстниками, иметь свою точку зрения, не противопоставлять себя другим.

К.Д. Ушинский ставил перед учителем задачу научить учеников учиться. Он подчеркивал: «Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания» [7].

К сожалению, жизнь и педагогическая практика исказили место школы в обществе. С течением времени она оказалась сориентированной на подготовку молодежи на поступление в вуз, а не на саму жизнь. Не случайно многие ее воспитанники не могут починить утюг, погладить рубашку и т.д., т.е. совершить обычные бытовые действия. При этом сейчас учащимся и выпускникам школ не стоит надеяться на полученные знания. Их мало, а динамичная жизнь полна постоянных изменений.

В новых условиях целесообразна постановка вопроса: «Образование на всю жизнь» или «образование через всю жизнь»? Пока, к сожалению, актуальна первая идея - образование «на всю жизнь». В действительности, акцент в современных условиях требует изменения.

Современная школа должна формировать у ребенка способность самостоятельно обучаться и решать проблемные ситуации в жизни. Это не время подготовки к жизни - это сама жизнь. Шалва Амонашвили считал, что детей нужно воспитывать именно в жизни с помощью самой жизни, и призывал избавиться от ложно понимаемого положения, что школа готовит людей, молодое поколение к будущей жизни. Он указывал, что

«школьные знания не решают насущных проблем жизни: общения и труда, благородства и преданности, любви и верности, воспитания собственных детей и социальной активности, духовности, веры и т.д. Для школы все эти основания жизни или не существуют, или их лишь декларативно провозглашают. Школьников надо готовить не к будущей жизни, а к основам жизни» [8].

Известный американский философ и педагог Джон Дьюи предупреждал об опасности, что «содержание формального обучения так и останется в школьном курсе отдаленным от курса жизненного опыта. Образование не подготовка к жизни: образование и есть сама жизнь» [9].

С распространением формального обучения увеличивается опасность разрыва между опытом, получаемым в жизни, и опытом, приобретаемым в школе. Вместо того, чтобы прививать учащимся ложные абсолюты, образование должно готовить школьников к сталкиванию с проблемами, растущими с их индивидуальным опытом, соответствующим их возрасту. То есть необходима связь обучения с жизнью ребенка, с игрой и трудом [9]. Известные исторические личности неоднократно подчеркивали роль и значение образования в жизни человека и общества. Еще Диоген указывал, что фундаментом каждого государства является воспитание молодежи, а, по мнению Нельсона Манделы, образование является самым мощным оружием, которое можно использовать, чтобы изменить мир.

Основными целями общего образования является адаптация обучающегося к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Но, к сожалению, уже в СССР школа стала не просто школой, а своего рода «подготовительными курсами» для поступления в вуз. Эта позиция не исчезла (а даже более укрепилась) в современной российской школе. А это значит, что в школе предметы преподают на общем, абстрактном уровне, а конкретно учеников учили и учат не тому, что нужно в жизни, а тому, что необходимо для успешной сдачи экзаменов в институт. Вступительные экзамены при наличии конкурсов строятся только в форме проверки уровня знаний и умения решать задачи. А это не является показателем ни профессиональных склонностей абитуриента, ни его познавательных, волевых, нравственных и других качеств, которые действительно нужны будущим специалистам данного профиля [10].

Большинство оканчивающих школу мечтают продолжить образование. Но количество мест в вузах ограничено. Поступают и продолжают обучение далеко не все желающие. И миллионы юношей и девушек начинают взрослую жизнь с разочарования. Но и для школы одним из главных

89

показателей эффективности до сих пор остается количество поступивших в вузы. Более того, сегодня вузы навязывают школе свое видение высшего образования. И средняя школа видит свою задачу не в получении учениками углубленных знаний, а лишь в запоминании основных положений по определенным предметам. ЕГЭ только усугубил эту тенденцию, в еще большей степени превращая школы в подготовительные курсы, видя в этом ее цель.

4 Трудовое воспитание как основа

профессиональной деятельности

Важное место в системе воспитания имеет трудовое воспитание. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них творческого мышления и сознания рабочего человека. Наблюдается противоречие между требованиями постоянно обновляющегося процесса производства и неспособностью молодого поколения без специальной подготовки соответствовать этим требованиям.

Другое противоречие. Рыночные отношения, переход общества в новое качественное состояние предъявили повышенные требования к трудовой и профессиональной подготовке работников. Однако школа по-прежнему ориентируется на устаревшее содержание труда, отжившие формы и методы его организации. Образовался разрыв между социально-экономическими требованиями к подготовке будущего участника производства, общественной жизни и воспитательной практикой, педагогическими представлениями о такой подготовке.

Отсюда и порождаются негативные явления среди школьной молодежи: нежелание трудиться, связанное с малосодержательным и примитивным трудом, лень и пренебрежение к труду, халатность, разболтанность. Плохая организация труда и низкая производительность приводят к отчуждению от труда. Материальные потребности и требования возросли, но низкий уровень производства не связано с реальным производством материальных благ.

То есть трудовое обучение оказывается далекими от практики. Поэтому нередко молодой специалист, пришедший в трудовой коллектив, может услышать: «Забудь все, что тебе говорили в школе, чему тебя учили в школе (вузе). Учись на рабочем месте».

Противоречия снимаются только в результате непосредственного вовлечения детей в высокоорганизованный общественно полезный труд, осуществления экономического воспитания с учетом законов детского труда его организации.

К сожалению, сейчас в большинстве школ труд в упадке. Труд должен взять на себя более широкую функцию, чем подготовка детей к работе на производстве, но не исключая ее. Поэтому 90

сегодня следует отказаться от массового валового подхода к профориентации, усилить индивидуальный подход. У подростков формируются мотивы общественно значимой деятельности, сознания потребности в труде, далее мотивы закрепляются, и осваивается соответствующий вид деятельности.

Таким образом, провозглашая лозунг «школа готовит к жизни», мы как бы подчеркиваем, что студент, школьник не живут полноценной жизнью, а лишь существуют в ожидании «настоящей жизни». Но, придя в эту «настоящую жизнь», приступая к трудовой деятельности, выпускник оказывается к ней неподготовленным. В одних областях он что-то знает, в других - что-то умеет делать, в третьих - может что-то проектировать.

Он не приучен что-то делать целиком и целиком нести ответственность за свои дела. И поэтому он вынужден делать не так, как следовало бы, а как сложатся внешние обстоятельства и условия его работы. (Это нашло отражение в известной поговорке: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»).

Вот она - основа остаточного принципа, остаточного подхода к образованию (целой сферы человеческой жизни). Этот подход проявляется не только на региональном и муниципальном уровнях, не только в рамках всего государства, всего общества в целом, но и в сознании многих людей и социальных групп, которые не придают ему серьезного значения. А отсюда вывод относительно содержания сферы образования.

Школа является одним из наиболее значимых инструментов социализации детей. Но сегодня школьная социализация породила определенную проблему. А именно: современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительский аспект, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.

Заключение

Итак, какую же роль играет школа в жизни ребенка?

Она предназначена только для получения базовых знаний и навыков, как нередко полагают даже работники системы образования и воспитания - учителя и воспитатели. Школа важна, прежде всего, потому, что она является мощнейшим инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного человека, сколько члена общества, умеющего жить в социуме. Вместе с тем это период создания принципиально новых экономических и социальных отношений, новых социальных институтов и структур.

Не случайно довольно широкое распространение получила концепция, что в современных условиях роль школы, как и семьи, в процессе социализации уменьшилась в силу возрастания роли СМИ, телевидения, массовой культуры. Подобную позицию нельзя признать правильной. Школа и

внешкольные учебные заведения по-прежнему должны являться одним из важнейших факторов социализации.

В условиях социальной неопределенности только через образовательные институты лежит путь к возрождению России, к созданию социально-правового государства и гражданского общества. Поэтому именно школа несет сегодня колоссальную нагрузку и ответственность перед обществом за новое поколение, которому завтра предстоит воплощать в жизнь нелегкие задачи, стоящие перед ним.

Список литературы

1 Учительская газета. 2006. 5 сентября. № 36.

2 Шалва Амонашвили. Основы гуманной педагогики. Кн.3. Школа жизни. Москва, 2012.

3 Закон Российской Федерации об образовании // Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. 1993.

№ 1. С.9.

4 Леднева В. С. Содержание образования. Москва, Высшая школа. 1989. С.54.

5 Выготский Л. С. Проблема возраста // Собр. соч. в 6 т. Т.4. Ч.2. Москва : Педагогика. 1983.

6 Ушинский К. Д. Собр. соч. Т.3. Москва, 1949. Педагогика. С.147.

7 Ушинский К. Д. Собр. соч. Т.2. Москва, 1957. С. 500.

8 Амонашвили Ш. А. Выступление на IX Международных педагогических чтениях по гуманитарной педагогике // Три ключа. 2010. № 12.

9 Ерохин А. К. Джон Дьюи о социальной роли образования // Философия образования. 2006. №1. Новосибирск. С.68-69.

10 Новиков А. М. Развитие отечественного образования //Полемические размышленияк. Москва : Изд-во «Эгвес», 2008. С. 75.

References

1 Teachers newspaper. 2006. Sept 5. No. 36.

2 Mr. Amonashvili. fundamentals of Humane Pedagogics Kn. 3. School life m., 2012.

3 The law of the Russian Federation on education/Bulletin of the Committee on higher education, higher education, Ministry of science and technology policy of the Russian Federation. 1993. No. 1 p. 9.

4 Lednieva V. S. The content of education. M, graduate school. 1989, p. 54.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Vigodskiy L.S. The problem of age//Coll. op. in 6 t.t. 4. h. 2 m. Pedagogy. 1983.

6 Ushinskiy K.D. Sobr. Sochs. T. 3 m, 1949. Pedagogy s.

147.

7 Ushinskiy K.D. Sobr, op. cit. t. m. 2, 1957, p. 500.

8 Amonashvili Sh. A/ Performance at 1 x Mezhdunardnyh pedagogical readings on the humanitarian pedagogy.//Three key. No. 12. 2010.

9 Erohin A.K. John Dewey on the social role of obrazovyanij// Filomofija education. 2006. No. 1. Novosibirsk. P. 68-69.

10 Novikov A. Development of national education // Polemichesie. Th... Ed. «Jegves.» 2008. 75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.