Научная статья на тему 'Школа как фактор педагогического воздействия на процесс воспитания лидерских качеств подростков'

Школа как фактор педагогического воздействия на процесс воспитания лидерских качеств подростков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
795
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махаева Гюльнара Магомедтагировна, Пицхелаури Эльмира Мусаевна

В статье раскрываются особенности педагогического воздействия школы на процесс воспитания лидерских качеств подростков, роль школы как направляющего центра, обучающего детей тому, как быть творчески успешным и максимально функциональным во всех аспектах личной, межличностной и социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махаева Гюльнара Магомедтагировна, Пицхелаури Эльмира Мусаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Школа как фактор педагогического воздействия на процесс воспитания лидерских качеств подростков»

60

Известия ДГПУ, №2, 2014

УДК 37

ШКОЛА КАК ФАКТОР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ

SCHOOL AS A FACTOR OF PEDAGOGICAL INFLUENCE ON THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF TEENAGERS’ LEADER QUALITIES

©2014 Махаева Г. М., Пицхелаури Э. М. Дагестанский государственный педагогический университет

©2014 Makhaeva G. M., Pitskhelaury E. M.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье раскрываются особенности педагогического воздействия школы на процесс воспитания лидерских качеств подростков, роль школы как направляющего центра, обучающего детей тому, как быть творчески успешным и максимально функциональным во всех аспектах личной, межличностной и социальной сферы.

Abstract. The article deals with the features of pedagogical influence of school on the process of education of teenagers’ leadership skills, a school role as the directing center, training children how to be creatively successful and the most functional in all aspects of the personal, interpersonal and social sphere.

Rezjume. V stat’e raskryvajutsja osobennosti pedagogicheskogo vozdejstvija shkoly na process vospitanija liderskih kachestv podrostkov, rol’ shkoly kak napravljajushhego centra, obuchajushhe-go detej tomu, kak byt’ tvorcheski uspeshnym i maksimal’no funkcional’nym vo vseh aspektah lichnoj, mezhlichnostnoj i social’noj sfery.

Ключевые слова: школа, лидер, семья, подросток, воспитание, коллектив, педагогическое воздействие, проблема, формирование личности.

Keywords: school, leader, family, teenager, education, collective, pedagogical influence, problem, personality development.

Kljuchevye slova: shkola, lider, sem’ja, podrostok, vospitanie, kollektiv, pedagogicheskoe voz-dejstvie, problema, formirovanie lichnosti.

Изучение практики воспитания лидера в современных условиях показывает заметную роль школы в формировании и развитии личности лидера вне сферы влияния семьи и её культуры, выполняющей задачи, всегда считавшиеся обязанностями семьи. В процессе обучения и воспитания школьников школьный учитель сегодня играет роль няньки и заместителя родителей, воспитателя и друга, учителя. Помимо математики, физики или химии, педагог, обучая детей духовным и нравственным ценностям, несет ответственность и за половое воспитание детей, поскольку благодаря современным информационным возможностям дети черпают информацию о том, о чем родители стес-

няются с ними говорить. Такая огромная нагрузка усложняет деятельность учителя в воспитании лидерских качеств у детей. Вместе с тем современный ребенок рано взрослеет, колоссальная информационная нагрузка, подавляя его энергию, снижает творческие возможности. С приходом в школу, дети переполненные талантами, полны природным стремлением учиться. Они доверчивы и зависимы от учителей, которые способны не только их воспитать и обучить, но и ввести в них качества лидера, развивать лидерские способности, особенно, если этот процесс начался в их семьях. Творчески обращаясь к каждому ребенку, школа высвечивает его индивидуальные лидерские качества,

Психолого-педагогические науки •••

тем самым развивая этот процесс дальше. При этом результат будет намного более эффективным, если учитель, сам обладающий качествами лидера, подхватил данный процесс в школе.

Школа может стать центром развития у детей восприимчивого и острого ума, детских способностей и умений, выходящих за пределы интеллекта. Она обязана стать указательным центром, обучающим и воспитывающим детей тому, как стать максимально функциональным и творчески успешным в различных аспектах личной, межличностной и социальной сферы. Являясь центром, работающим в партнерстве с семьей, школа может профессионально выбрать все самое ценное и полезное из культуры семьи, способствовать передаче ценного семейного наследия ребенку. По сути, «школа есть лаборатория жизни и мастерская роста и развития ребенка, помогающей ему определиться в системе природного порядка жизни, развивая начатое формирование лидера в семье и дающая каждому шанс стать лидером» [2. С. 27]. Дети от природы созидатели и тяготеющие к знаниям, поэтому при правильном руководстве подобные качества в ребенке необходимо обогащать и всячески поддерживать. Такое обстоятельство накладывает на учителя большую ответственность, требуя от него высокого профессионализма, внимания к проявлению у детей лидерских устремлений и качеств, их бережного развития и поощрения. Начавшийся процесс становления будущего лидера в семье, продолжается в школе, а посему в равной степени и семья, и школа учат ребенка поверить в себя, свои таланты и способности, так как без этой веры лидер не может состояться. Тем не менее, школа в большей степени задействована в том, чтобы «научить лидера ценить и любить, как свою жизнь, так и жизнь других» [9. С. 48], если с ребенком будут работать учителя-лидеры. Однако рано или поздно ребенку придется быть самостоятельным, искать свой собственный путь к совершенствованию приобретенных им лидерских качеств, ведь лидеры-родители и лидеры-учителя не смогут оставаться с ним всегда и везде. Лидер, став членом социума, уже заметно влияет на окружающих, так же, как и они на него. Общество многому учит лидера и определяет ему цену. Все, что происходит в

61

обществе, становится для лидера зеркалом, происходившим в школе и в его собственном доме, которые тесно взаимодействуя, формировали его как лидера. Взаимодействие, считающееся непременным условием жизнедеятельности любой воспитательной и образовательной системы, так же, как и взаимодействие воспитуемого и воспитателя в процессе воспитания Н. Е. Щуркова понимает как «целенаправленное построение на научном базисе, отражающим природу ребенка и природу развития личности, поддерживаемое профессио-налом-педагогом продвижение ребенка к культуре и морали современного ему общества, вступление ребенка в контекст культуры с помощью педагога, развитие способности проживания в современном обществе, сознательно строить личную жизнь, достойную настоящего Человека» [11. С. 21]. К сказанному можно добавить следующее -при тесном взаимодействии профессионального педагога с семьей, с использованием полного набора ценностей семейной культуры. Придерживаясь гуманистических принципов, выработанных отечественной и зарубежной педагогикой, мы представляем цель воспитания ребенка и формирования в нем лидерских качеств в виде конструирования личностного процесса в достижении свободы положительных поступков ребенка, направленного на гуманизм и культуру достоинства.

В деле воспитания лидера нам импонирует позиция О. С. Газмана, признающего экзистенциональную сущность ребенка, его права на свободную самореализацию и самоопределение. Идея свободоспособности человека, характеризующая автономность и нонконформистское сосуществование, представляется нами как способность индивида сделать личный выбор в самостроительстве своей жизни. В воспитании лидера подобная идея, являющаяся наиважнейшим фактором, представляет человеку возможность гармонично выстроить свои отношения с окружающим миром. Поскольку свободоспособность зависит в основном от образовательного пространства, человека и общества в целом, то, «естественно, что процессы развития, такие как социализация и индивидуализация, происходящие в данном пространстве, взаимосвязаны» [1. С. 25]. Анализируя проблему индиви-

62

Известия ДГПУ, №2, 2014

дуализации личности, О. С. Газман выделяет ряд педагогически организованных действий, характеризующих взаимодействие ребенка и взрослого в поддержке и развитии в ребенке природного и приобретенного индивидуального опыта:

- индивидуально ориентированная поддержка детей в реализации начальных основных потребностей, без которых ощущение ими человеческого достоинства и их природной «самости» невозможно;

- создание условий для наиболее свободной реализации заданных природой, физических, наследственных, эмоциональных, интеллектуальных и прочих способностей, характерных для конкретного индивида;

- поддержка ребенка в творческом самовоплощении, в духовном автономном самостроительстве;

- поддержка ребенка в развитии его способности к экзистенциальному выбору [6. С. 27].

Как отмечает Л. М. Митина, идея «педагогики свободы» рассматриваемая в виде теории и практики деятельности профессиональных педагогов, нацеленных на развитие свободоспособности у детей, «сегодня объединяет педагогов-новаторов, то есть тех, кто осознает проблему образования личности как проблему индивидуального саморазвития, тех, кто выстраивает свой педагогический процесс, взаимодействуя с ребенком, как субъектные отношения, в которых превалирует взаимовыгодный равный обмен опытом и личностными смыслами» [3. С. 43].

Изучая проблему влияния взрослого лидера на ребенка, Л. Н. Куликова подчеркивает опасность духовного «потребительства» в виде слепой «гонки за лидером», результатом которой может стать построение «массовидной» идеологии детей. Исходя из этого, необходимо помнить о том, что, «чем большее доверие детей к учителю, тем опаснее для них могут стать его педагогические промахи, а значит, тем надежнее должен быть его личностный рост, духовный и нравственный самоконтроль, тем выше и его личная ответственность» [8. С. 31]. Подготавливая педагогическую команду для работы с лидерами желательно учитывать такие особенности, стремясь к тому, чтобы учитель не был в качестве робота, оснащенного жестким про-

граммным арсеналом. При этом нельзя забывать о саморазвитии педагога, возможном при наличии базовых психологических образований согласно личностно-ориентированному подходу, а именно: целеполаганию, рефлексии,

планированию и предвосхищению результатов личного поведения.

Впервые наиболее подробно и системно вопросы лидерства в коллективной организованной деятельности учащихся были освещены руководителем скаутского движения Баден-Пауэлем, который для лидера выдвигал требование - «быть первым». Объясняя это понятие, Баден-Пауэль акцентирует внимание на таких лидерских качествах, как преданность Отечеству, а также организованность, собранность, честолюбие и мастерство. Воспитание у скаута лидерских качеств велось в основном через суровые педагогические требования, предъявляемые подросткам, дисциплину, умение анализировать свои действия, патриотизм, а также высокий профессионализм педагогов [5].

Общественно-политическая ситуация 1920-30-х годов в нашей стране выдвигала другую цель - воспитать из ребят настоящих коллективистов. Для этого А. С. Макаренко разработал систему воспитания детей в коллективе, через коллектив и для коллектива. При этом он особое внимание уделял моральному становлению лидера в коллективе, считая, что «лидеру-воспитаннику необходимо быть преданным интересам воспитательного учреждения, он обязан быть квалифицированным специалистом, обладать высокими личными данными, такими как такт, энергия, распорядительность, внимание к младшим, честность» [10. С. 112]. Во времена построения социалистического общества лидер, директивно наделенный качествами организатора, руководителя, вел за собой других ребят, то есть становился лидером нового типа. Постоянное присутствие мнимого или реального врага в сознании лидера, требовало укрепления личных качеств, придавая его характеру непримиримость и решительность. В подростковой группе лидер идеологизирован в соответствии с социальным заказом общества того времени.

Опираясь на результаты исследования С. Крачфилда, посвященного коллективистам, Н. И. Шевандрин подчеркивает, что «во многом благодаря кол-

Психолого-педагогические науки •••

лективистам более всего реализуются прогрессивные нововведения и общественные преобразования» [4. С. 72]. Сегодня в иностранной социальной психологии появилось направление под названием «коммунитарианизм», в русле которого исследуются формы и возможности объединения индивидуального и коллективного [7]. По нашему мнению, в деле воспитания следует возобновить забытое понятие «коллективизм» и настраивать отношения среди детей на чувствах взаимопомощи, взаимодобра и взаимовнимания.

По природе своей дети - коллективисты, которым свойственно общение в коллективе, в группе, объединенные едиными благородными целями. Отсутствие же подобных коллективов толкает подростков к антиобщественным действиям. Привлечение подростка к различным видам деятельности определяет главное направление формирования личности. Многообразная коллективная творческая деятельность дает возможность подростку приобрести социальный опыт, являющийся деятельной основой и определяющей его последующее поведение. При этом детский коллектив является определенной педагогически организованной средой, в которой этот опыт накапливается. Неизмеримо ценными, на наш взгляд, в творческой деятельности А. С. Макаренко выступают идеи сочетания требовательности и доверия, «авансирование» личности, параллельное действие, теория перспективных линий, поскольку все они являются обязательным условием, обеспечивающим творческую активность и позитивное развитие личности в коллективе.

Результаты исследований, проведенных А. С. Силаковым и И. Н. Логвиновым, свидетельствуют о том, что развитие группы происходит на трех уровнях, каждый из которых представляет следующее: когнитивный - индивид осознает свою принадлежность к данной группе, ее нормам и целям; аффективный - индивид идентифицируется с группой членства, сливается с ней, возникает чувство «мы»; поведенческий -готовность индивида к совместной деятельности, выработке единства мнений и действий, носящих характер лидерства. Данные положения желательно учитывать при подготовке воспитательного процесса и выбора технологии подго-

63

товки лидера. Весомое значение при этом придается опыту, формирующемуся в первичных коллективах, т. е. семье, кружках, группах, классах на основании самоуправления, которое определяет жизненную деятельность детского коллектива, индивидуальное и социальное развитие личности.

Итак, подлинное лидерство является искусством, и здесь от личности требуются значительные эмоциональные, творческие и умственные усилия для того, чтобы стать тем ярким лидером, которые затребованы в конкретных условиях переменчивого мира. Подобная личность должна обладать упорством, силой и способностью трезво оценивать прошлое и предвидеть будущее, четко осознавать все последствия своих действий.

Рассматривая проблему взаимодействия школы и семьи в воспитании лидерских качеств ребенка, мы представляем взаимосвязь как совокупность когнитивных, экспериментально-ролевых и деятельных игр, которые построены на нравственных идеях и нацелены на развитие педагогами и родителями личной активности и социальной активности ребенка в интенсивном взаимодействии. Под моделью воспитания лидера понимается последовательный план деятельности педагогов и родителей, который реализуется в творческом поиске при взаимодействии с ребенком. Деятельность последнего носит относительно самостоятельный характер. Развитие личности представляется, как действия и результат вхождения подростка в педагогически организованную среду семьи, общества, школы и интеграцию с ней. На основе этих положений нами предлагается такая модель воспитания лидерских качеств подростка, в которой намечены основные пути и задачи воспитания лидера. В процессе реализации данной модели предусматривается многостороннее изучение всех аспектов адаптации, интеграции, индивидуализации, характеризующих выработку общегрупповых норм, рост согласованности и организованности делового взаимодействия в таких системах, как «родитель-подросток», «педагог-подросток», «подросток-подросток».

Изучение состояния проблемы ставило целью проведение эксперимента, в котором предусматривалось исследование отношения всех участников воспи-

64

Известия ДГПУ, №2, 2014

тательного процесса к самой идее воспитания подростка-лидера и к методам воздействия (на экспериментальной основе с целью воспитания лидерских качеств). Для определения состояния проблемы проводимого эксперимента нами были выбраны шестые классы средних школ № 9 г. Махачкалы, № 4 г. Хасавюрта, № 1 г. Избербаша.

Разработанная характеристика процессуальной стороны общей модели наибольшего эффективного воспитания у подростков лидерских качеств включало соблюдение некоторых психологопедагогических условий:

1. Создание ресурсного обеспечения воспитательного процесса: проведение теоретической и практической подготовки педагогов, родителей в повышении их психолого-педагогической культуры; определение характера и уровня участия родителей в деятельности школы в плане воспитания у подростков личностных качеств лидера, определение и соблюдение норм и принципов, принятых коллективом.

2. Соблюдение в организации воспитания лидерских качеств таких принципов как: принцип ценностно-личностного развития ребенка и взрослого; принцип включенности подростка в социальные

отношения; принцип природосообразности воспитания; принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления.

3. Тесное взаимодействие в системе «семья - школа» в организации и проведении: педагогических семинаров, родительских собраний, коллективных творческих мероприятий, научно-практических конференций.

4. Проведение мониторинга усвоения подростками лидерских качеств, осуществляемого родителями и педагогами по таким критериям и уровню сформиро-ванности качеств как: ответственность, организованность, творчество, активность, самостоятельность, коммуникабельность.

Все виды работ, проводимых подростками в условиях самоуправления, самостоятельности и самодеятельности носили общественно-полезный характер. В них создавались все условия для воспитания и проявления подростками лидерских качеств, воспитанных на примерах взаимодействия взрослых-лидеров и лидеров-одноклассников. Результаты положительной динамики воспитания у подростков лидерских качеств при содействии семьи и школы за 2013 год отражены в таблице.

Сравнительные данные по выявлению лидерских качеств у подростков до и после формирующего эксперимента (в % соотношении)

Критерии Констатирующий этап Контрольный этап

Экспертные группы Контрольные группы Экспертные группы Контрольные группы

В С Н В С Н В С Н В С Н

Организованность 12,9 27,7 59,2 14,8 25,9 59,2 27,8 42,6 29,6 18,5 31,5 50

Ответственность 14,8 29,6 55,5 16,6 24,0 59,2 37,0 44,4 18,5 20,3 27,7 51,8

Активность 14,8 29,6 55,5 14,8 27,7 57,4 35,1 51,8 12,9 18,5 29,6 51,8

Коммуникабельность 14,8 29,6 55,5 16,6 24,0 59,2 37,0 44,4 18,5 22,2 29,6 48,1

Творчество 11,1 25,9 62,9 12,9 27,7 59,2 22,2 37,0 40,7 18,5 31,5 50

Самостоятельность 11,1 25,9 62,9 12,9 27,7 59,2 22,2 37,0 40,8 16,6 33,3 50

В - высокий, С - средний, Н - низкий уровни

Как видно из таблицы, на констатирующем этапе обе группы были примерно идентичны по количеству высокого, среднего и низкого уровней лидерских качеств подростков. Сравнительные итоги анкетирования показали, что к завершению формирующего эксперимента значительное количество учащихся экспериментальной группы по всем шести критериям выработало у себя лидерские качества, которые у них либо отсутствовали вовсе, либо были выражены слабо. Число подростков с высоким

уровнем повысилось более чем в два раза, а с низким - в 2 раза понизилось, при этом количество подростков со средним уровнем лидерства увеличилось почти в 1,5 раза. В контрольной группе произошли также естественные изменения в сторону улучшения, но в абсолютно незначимом диапазоне. Результаты доказывают, что рост лидерских качеств в экспериментальной группе явился результатом специально созданных родителями и педагогами условий, в ходе реализации предложенных методик.

Психолого-педагогические науки •••

В результате применения предложенной нами модели воспитания лидера подростки научились работать с информацией, аргументировано доказывать свою точку зрения, уважая мнение другой стороны, разрешать конфликтные ситуации гуманным способом. В модели воспитания лидера прослеживается система становления лидеров разного типа, а именно: а) эмоционального лидера, работающего на создание положительного микроклимата в условиях самоуправления; б) ситуативно-процессуального лидера, работающего в процессе обсуждения проблемы на позитивное решение в условиях самостоятельности; в) продуктивного лидера, работающего на содержание и конечный результат при условии полной самостоятельной деятельности.

Экспериментальная работа по апробации предложенной нами Модели вос-

65

питания и диагностирования лидера-подростка доказала эффективность разработанных нами педагогических условий, основанных на принципах коллективно-творческого воспитания в системе «семья - школа», подтвердила целесообразность учета родителями и педагогами ценностно-личностных ориентаций в процессе воспитания лидера в ученическом коллективе. Этот подход основан на высокой интеграции педагогически организованных условий по схеме: «самоуправление, самостоятельность и самодеятельность», условий, обеспечивающих фундамент выстроенной нами модели воспитания лидерских качеств подростка. На основе предложенной модели разработаны рекомендации родителям и педагогам, направленные на воспитание у подростков лидерских качеств.

Литература

1. Газман О. С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. М .: Инноватор, 1996. Вып. № 6. 2. Крючков В. К. Взаимоотношения в

системе «педагог-ребенок-родитель» // Педагогика. 2007. № 9. 3. Куликова Л. Н. Личность

педагога в воспитательной системе образовательного учреждения. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1998. 4. Майерс Д. Социальная

психология. СПб. : Питер, 1997. 5. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М. :

Педагогика, 1972. 6. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические

проблемы). М. : Академия, 2005. 7. Психолого-педагогические проблемы подготовки

организаторов и лидеров детских и юношеских объединений: материалы докладов и выступлений на Всероссийской научно-практической конференции: Кострома, 14-16 ноября 1994 г.; [отв. ред.

H. Ф. Басов]. Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1994. 8. Советы Баден-Пауэля инструкторам // Вожатый. 1999. № 1. 9. Тажутдинова Г. Ш. Взаимосвязь лидерства и направленности подростка: Дис. ...канд. психол. наук. М., 2001. 10. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании.

4. 1. М. : Владос, 1995. 11. Щуркова Н. Е. Воспитание: Новый взгляд с позиции культуры. М. : Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.

References

I. Gasman 0. S. Pedagogy of freedom: the way into the humanistic civilization of the 21st century //

New values of education. M. : Innovator, 1996. Vol. # 6. 2. Kruychkov V. K. Mutual Relations in system "teacher-child-parent" // Pedagogy. 2007. # 9. 3. Kulikova L. N. The personality of a teacher in the educational system the educational institution. Materials of scientific practical conference. Khabarovsk: Publishing house of KhSPU, 1998. 4. Myers D. Social psychology. SPb. : Peter, 1997.

5. Makarenko A. S. the Staff and the education of the person. M. : Pedagogy, 1972. 6. Mitina L. M.

The teacher as a person and professional (psychological problems). M. : Akademiya, 2005.

7. Psychological-pedagogical problems of training of the organizers and leaders of children's and youth associations: materials of reports and speeches at the all-Russia scientific practical conference: Kostroma, 14-16 November 1994; [resp. ed. N. F. Bass]. N. A. Nekrasov KSPU, 1994. 8. Baden-Paul's tips for instructors // Squad Leader. 1999. #. 1. 9. Tazhutdinova G. Sh. Relationship of leadership

and teenager's orientation: Dis. ...Cand. Psychology. M., 2001. 10. Shevandin N. I. Social psychology in education. Part 1. M. : Vlados, 1995. 11. Surkova N. E. Education: New look from the perspective of culture. M. : "Pedagogical search" educational center, 1999.

Literatura

1. Gazman 0. S. Pedagogika svobody: Put' v gumanisticheskuju civilizaciju HHI veka // Novye cennosti obrazovanija. M. : Innovator, 1996. Vyp. № 6. 2. Krjuchkov V. K. Vzaimootnoshenija v sisteme

«pedagog-rebenok-roditel'» // Pedagogika. 2007. № 9. 3. Kulikova L. N. Lichnost' pedagoga v

vospitatel'noj sisteme obrazovatel'nogo uchrezhdenija. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj

66

Известия ДГПУ, №2, 2014

konferencii. Habarovsk: Izd-vo HGPU, 1998. 4. Majers D. Social'naja psihologija. SPb. :Piter, 1997.

5. Makarenko A. S. Kollektiv i vospitanie lichnosti. M. : Pedagogika, 1972. 6. Mitina L. M. Uchitel' kak lichnost' i professional (psihologicheskie problemy). M. : Akademija, 2005. 7. Psihologo-

pedagogicheskie problemy podgotovki organizatorov i liderov detskih i junosheskih ob#edinenij: materialy dokladov i vystuplenij na Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: Kostroma, 14-16 nojabrja 1994 g.; [otv. red. N. F. Basov]. Kostroma: KGPU im. N. A. Nekrasova, 1994. 8. Sovety Baden-Paujelja instruktoram // Vozhatyj. 1999. № 1. 9. Tazhutdinova G. Sh. Vzaimosvjaz' liderstva i

napravlennosti podrostka: Dis. ...kand. psihol. nauk. M., 2001. 10. Shevandrin N. I. Social'naja

psihologija v obrazovanii. Ch. 1. M. : Vlados, 1995. 11. Shhurkova N. E. Vospitanie: Novyj vzgljad s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

pozicii kul'tury. M. : Obrazovatel'nyj centr «Pedagogicheskij poisk», 1999.

Статья поступила в редакцию 19.03.2014 г.

УДК 37 (470.67)

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ДАГЕСТАНСКИХ НАРОДНЫХ ЭТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ

MORAL CULTURE OF THE PERSON IN THE SYSTEM OF

DAGESTANI FOLK ETHICAL TRADITIONS

©2014 Мирзоев Ш. А., Мирзоева А. Ш. Дагестанский государственный педагогический университет

©2014 Mirzoev Sh. А., Mirzoeva A. Sh. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Статья раскрывает истоки и содержание нравственных понятий и категорий народов Дагестана, освещает слагаемые традиционного для народов морального кодекса, акцентирует внимание на ключевую категорию нравственности «Намус».

Abstract. The authors of the article reveal the origins and content of the moral concepts and categories of the peoples of Dagestan, highlight the components of the traditional peoples of the moral code, focuse on “Namus”, the key category of morality.

Rezjume. Stat'ja raskryvaet istoki i soderzhanie nravstvennyh ponjatij i kategorij narodov Da-gestana, osveshhaet slagaemye tradicionnogo dlja narodov moral'nogo kodeksa, akcentiruet vni-manie na kljuchevuju kategoriju nravstvennosti «Namus».

Ключевые слова: нравственность, гуманизм, милосердие, честность, правдивость, скромность, справедливость, порядочность, аккуратность, общительность, уважение, миролюбие, дружба, гостеприимство, любовь, верность, преданность, трудолюбие, коллективизм, стойкость, мужество.

Key words: morality, humanity, compassion, integrity, honesty, humility, fairness, decency, accuracy, sociability, respect, peace, friendship, hospitality, love, faithfulness, devotion, diligence, teamwork, perseverance, courage.

Kljuchevye slova: nravstvennost', gumanizm, miloserdie, chestnost', pravdivost', skromnost', spravedlivost', porjadochnost', akkuratnost', obshhitel'nost', uvazhenie, miroljubie, druzhba, gos-tepriimstvo, ljubov', vernost', predannost', trudoljubie, kollektivizm, stojkost', muzhestvo.

Моральный кодекс народов Дагестана

Нынче редко упоминают о моральном кодексе вообще и о традиционно сложившихся нормах народной морали,

в частности. А между тем, следует понять, что стержневой основой культурно-исторического наследия народов, в том числе и Дагестана, всей системы народного воспитания является мораль, на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.