УДК 637.623
Использование объективных измерений основных свойств шерсти при оценке тонкорунных баранов-производителей
И.И. Дмитрик, к.с.-х.н.
М.И. Павлова, н.с.
Производимая на протяжении ряда лет целенаправленная селекционноплеменная работа, осуществляемая специалистами хозяйств и сотрудниками института, показала достаточно высокую эффективность. Вместе с тем нуждается в совершенствовании оценка шерстной продуктивности животных как по ее количеству, так и по качеству в направлении повышения ее объективности и комплексности. Особую значимость имеет оценка шерстной продуктивности у баранов-производителей, так как от нее на 70-80% зависит генетическое совершенствование стада.
В двух хозяйствах Арзгирского района Ставропольского края, ПЗ «Красный Октябрь» и ПЗ «Нива», проводилась работа по комплексной оценке рун баранов-производителей с использованием объективных измерений основных свойств шерсти.
Оценка количественных и качественных показателей шерсти проводилась по « Шкале комплексной оценки рун мериносовых баранов-производителей», которая включает требования к девяти основным показателям: настригу и выходу чистой шерсти, тонине и ее уравненности, длине, жиру, поту, извитости, густоте, прочности.
В соответствии с этими требованиями давалась оценка в баллах каждого свойства, а затем с учетом значимости этих свойств общее количество баллов.
Во время бонитировки отбирались лучшие животные, у которых были взяты образцы шерсти с четырех топографических участков туловища: бок, спина, брюхо, ляжка.
По отобранным образцам инструментально определяли тонину шерсти на боку и ляжке, ее уравненность, процент выхода и настриг чистой шерсти, длину и ее уравненность, делали экспертно-зоотехническое описание руна.
Все результаты исследований на каждое оцениваемое руно барана-производителя записываются в « Карточку комплексной оценки рун с измерением основных свойств шерсти».
Получив такую карточку с полной характеристикой и заключением о руне, специалисты хозяйства могут провести выбраковку животных, не соответствующих тем или иным показателям.
Основные количественные и качественные характеристики шерсти исследованных баранов-производителей данных хозяйств представлены в таблице.
Шерстная продуктивность и качество шерсти баранов-производителей
породы советский меринос
Физич. Настриг Тонина, мкм
настриг, кг чистой шерсти, кг % выхода бок ляжка С% Длина, см Оценка в баллах
ПЗ « Красный Октябрь »
13,14 7,2 54,7 22,5 24,0 18,1 10,0 4,6
ПЗ « Нива »
10,6 6,0 55,8 22,9 24,2 18,2 11,4 4,3
Данные таблицы показывают, что шерстная продуктивность баранов имела в основном хорошую оценку. Специалистам хозяйств рекомендован ряд мер, направленных на повышение настригов шерсти и увеличение процента выхода чистой шерсти.
Тонина шерсти баранов в среднем по исследованным группам составила соответственно по хозяйствам 22,5 и 22,9 мкм. Шерсть животных имела хорошую уравненность как внутри штапеля (С% - 18,1 и 18,2), так и по руну (разница бок-ляжка 2,0 и 2,1 мкм). Вместе с тем следует отметить, что по два барана из каждого хозяйства рекомендовано вывести из стада, так как эта разница составляла более 3 мкм, и не использовать животных с тониной более 27 мкм, наряду с этим увеличить число баранов с тониной шерсти 18,1-23,0
мкм.
Бараны имели отличные показатели по длине штапеля (соответственно по хозяйствам 10,0 и 11,4 см).
У 65 и 50% животных установлена зона загрязнения и вымытости до 20%, что в определенной степени говорит о хорошем качестве жиропота и оброслости. В то же время от 10 до 20% баранов имели недостаточное содержание жиропота.
По цвету жиропота бараны распределились следующим образом: 75-68% с белым и 25-32% со светло-кремовым (соответственно по хозяйствам).
В целом по шкале комплексной оценки отличные животные составили 65 и 60%. Такое большое количество отличных баранов говорит о достаточно высоком уровне селекционно-племенной работы.
Таким образом, комплексная оценка дает возможность наиболее глубоко оценить шерстную продуктивность животных и значительно повысить эффективность их отбора, улучшить назначение особо ценных племенных баранов для случной кампании.