Научная статья на тему 'Шекспир и массовые открытые онлайн-курсы (моок)'

Шекспир и массовые открытые онлайн-курсы (моок) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
498
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МООК / МАССОВЫЙ ОТКРЫТЫЙ ОНЛАЙН-КУРС / УИЛЬЯМ ШЕКСПИР / ШЕКСПИРОСФЕРА / АRZAMAS / FUTURELEARN / EDX / COURSERA / MOOC / MASSIVE OPEN ONLINE COURSE / WILLIAM SHAKESPEARE / SHAKESPEAREAN SPHERE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Захаров Николай Владимирович

В статье дан аналитический обзор массовых открытых онлайн-курсов (МООК), посвященных Уильяму Шекспиру и современной ему или описанной им Англии. Рассмотрены англоязычные и русскоязычные курсы, размещенные в 2014-2015 гг. на различных платформах (прежде всего FutureLearn, edX, Coursera). Показано, что формирующаяся практика МООКов по шекспировской тематике отражает новые направления развития шекспиросферы как области феноменов мировой культуры, национальных культур и субкультур, имеющих связь с личностью и творчеством Уильяма Шекспира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Shakespeare and Massive Open Online Courses (MOOCs)

The article provides an analytical overview of massive open online courses (MOOCs) devoted to William Shakespeare, as well as to England of his times or the historical England he described. We look at courses in either English or Russian which appeared on mainstream MOOC platforms (FutureLearn, edX, Coursera) in 2014-2015. The rising practice of Shakespearean MOOCs is a reflection of new dimensions of the Shakespearean sphere as a field of phenomena in the global culture, local cultures and subcultures which are in this or that way linked to the name and works of William Shakespeare.

Текст научной работы на тему «Шекспир и массовые открытые онлайн-курсы (моок)»

ШЕКСПИРОВСКИЕ ШТУДИИ

DOI: 10.17805/zpu.2015.2.22

Шекспир и массовые открытые онлайн-курсы

(МООК)*

Н. В. Захаров (Московский гуманитарный университет)

В статье дан аналитический обзор массовых открытых онлайн-курсов (МООК), посвященных Уильяму Шекспиру и современной ему или описанной им Англии. Рассмотрены англоязычные и русскоязычные курсы, размещенные в 2014-2015 гг. на различных платформах (прежде всего FutureLearn, edX, Coursera). Показано, что формирующаяся практика МООКов по шекспировской тематике отражает новые направления развития шекс-пиросферы как области феноменов мировой культуры, национальных культур и субкультур, имеющих связь с личностью и творчеством Уильяма Шекспира.

Ключевые слова: МООК, массовый открытый онлайн-курс, Уильям Шекспир, шекспи-росфера, FutureLearn, edX, Coursera, Arzamas.

ВВЕДЕНИЕ

Шекспиросфера как область феноменов мировой культуры, национальных культур и субкультур, имеющих связь с личностью и творчеством Уильяма Шекспира (Луков Вал., Луков Вл., 2014: 200), получает мощный импульс развития в связи с юбилейными датами. Так было в 1964 г., когда праздновалось 400-летие со дня рождения Шекспира, так было и в 2014 г., когда 23 апреля исполнилось 450 лет со дня рождения мирового гения. Шекспиросфера, охватывающая самые разные стороны культурной жизни и человеческой повседневности (Захаров, Луков, Гайдин, 2012; Захаров, Луков Вал., Луков Вл., 2012; Луков Вал., Захаров, Луков Вл., Гайдин, 2012), вновь проявила себя как совокупность культурных констант, способная обрастать новыми смыслами и реализовать себя в феноменах, порождаемых сочетанием традиций и самых современных достижений научной и технической мысли.

Мир восторженно отметил юбилей Уильяма Шекспира. При этом было реализовано немало креативных проектов: актеры из труппы The Reduced Shakespeare Company, к примеру, показали на высоте 11,27 тыс. метров пассажирам рейса Easyjet из

* Статья подготовлена в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№ 14-03-00552а).

The article was prepared as part of the project "Virtual Shakespearean Sphere: Transformations of Shakespearian Myth in Modern Culture" supported with a grant from the Russian Foundation for the Humanities (No. 14-03-00552а).

Лондона в Верону укороченные версии «Гамлета», «Отелло», «Макбета» и «Ромео и Джульетты», а московский театр Et Cetera устроил «Шекспировскую неделю», представив спектакли Роберта Стуруа «Шейлок», «Буря», «Комедия ошибок» и устроив в фойе театра выставку с кульминационной «Шекспировской ночью».

Неудивительно, что в год шекспировского юбилея к его творчеству обратились создатели массовых открытых онлайн-курсов (МООК) (МООС — Massive Open Online Courses). В данном обзоре представлено несколько таких англоязычных курсов, которые появились на платформах FutureLearn, edX и Coursera.

Новый образовательный интернет-проект FutureLearn объединил ведущие британские и международные университеты. Он стремится составить достойную конкуренцию тем проектам, которые уже несколько лет активно занимаются созданием массовых открытых онлайн-курсов, прежде всего Coursera и edX.

На курсы FutureLearn активно записываются студенты, представители академической среды, люди самых разных возрастов и профессий со всего мира (более 1,6 млн записавшихся с сентября 2013 г.). Опыт прохождения других курсов свидетельствует об их постоянном усовершенствовании и прогрессе в разработках новых образовательных технологий в формате массовых открытых онлайн-курсов. Отличительной чертой FutureLearn является удобный доступ к курсам через персональные компьютеры, планшеты и смартфоны.

Не случайным представляется и то, что среди первых 30 бесплатных онлайн-кур-сов нового проекта FutureLearn (сегодня их уже 200) два посвящены творчеству Шекспира, который является, пожалуй, самым изученным и изучаемым из всех мировых авторов: изучение его пьес и поэзии, сценической и кинематографической судеб его драматургии, их влияния на современность давно стало успешной образовательной технологией как на Западе, так и в России. Универсальность произведений Шекспира продолжает оставаться предметом пристального исследования специалистов и любителей-энтузиастов. Его творческое наследие входит в программы вузов и школ всего мира.

Начиная с 2014 г. в рамках проекта FutureLearn доступны два онлайн-курса: «"Гамлет" Шекспира: текст, постановки и культура» и «Шекспир и его мир». Авторами курсов выступили лучшие преподаватели Великобритании, специалисты в области изучения культуры Ренессанса, известные во всем мире шекспироведы Майкл Добсон (Michael Dobson) и Джонатан Бейт (Jonathan Bate). Первый — профессор шекспировских штудий, директор Шекспировского института в Стратфорде-на-Эйвоне Бирмингемского университета. Второй — не менее именитый ученый и телеведущий, популяризатор шекспировского наследия и эпохи, автор книг и множества статей.

«ГАМЛЕТ» ШЕКСПИРА: ТЕКСТ, ПОСТАНОВКИ И КУЛЬТУРА

Курс «"Гамлет" Шекспира: текст, постановки и культура» (Shakespeare's Hamlet: Text, Performance, and Culture) (Dobson et al.: Электр. ресурс) разработан М. Добсо-ном совместно с его коллегами по Шекспировскому институту и призван осветить различные аспекты изучения самой знаменитой пьесы из когда-либо написанных: ее источники, варианты текстов, историю на сцене и за ее пределами. Созданию курса предшествовал многолетний труд ученого по изучению творческого наследия Шекспира (Dobson, 1992, 2010, 2011).

Этот курс позволил участникам лучше понять содержание и насладиться текстом пьесы и постановками «Гамлета». Еженедельно им предлагались шесть видеолекций,

с помощью которых можно составить некоторое представление об истории текста пьесы в печатных изданиях, ее постановках, ее месте в елизаветинском театральном репертуаре, в сознании читателей и зрителей, ее современном философском и театрально-педагогическом значении (Макаров, 2015).

Обязательным условием для стремящихся пройти курс было желание читать и анализировать текст «Гамлета», узнать, почему пьеса продолжает оставаться знаковым элементом в мировой культуре на протяжении четырех столетий.

ШЕКСПИР И ЕГО МИР Курс «Шекспир и его мир» (Shakespeare and His World) (Bate et al.: Электр. ресурс) подготовлен Дж. Бейтом. Основным материалом для курса послужили фундаментальные исследования Дж. Бейта, которым он посвятил более 30 лет своей жизни (Bate, 1997, 2008; Shakespeare ... , 1996). Совместно с Университетом Уорика и фондом «Дом Шекспира» (ShakespeareBirthplace Trust) профессор Дж. Бейт исследует жизнь Барда, его произведения и мир, в котором он жил.

Автор курса задается вопросом: «Что мы знаем о культурном фоне Шекспира и его влиянии»? Для того чтобы по-настоящему почувствовать, какими были жизнь и мир драматурга на самом деле, Дж. Бейт воспользовался предметами знаменитой коллекции фонда «Дом Шекспира», являющегося главным мировым центром популяризации сочинений, жизни и эпохи Уильяма Шекспира.

Каждую неделю Дж. Бейт представлял одну конкретную пьесу и культурные предметы, сокровища из архивов собрания в Стратфорде-на-Эйвоне. Еженедельный учебный материал разбит на шесть видеофрагментов, каждый посвящен штудированию различных артефактов и текстов пьес. Курс начинается с введения в творчество Шекспира, в его жизнь и окружение, затем переходит на широкие культурные обобщения тем и вопросов, рассмотренных в его пьесах, и заканчивается анализом современного значения его наследия.

МООК предоставляет беспрецедентный доступ к уникальной исторической коллекции музея, библиотеке и архивным материалам. Записавшиеся на курс могут заглянуть в хранилище фонда «Дом Шекспира», перенестись в воображении в его родные места, в том числе представить дом, где он родился и вырос.

Этот курс рассчитан на всех интересующихся Шекспиром, учащихся средней школы или студентов, регулярных посетителей театров, всех, кто хочет больше узнать о Шекспире. Никаких предварительных познаний о жизни и творчестве Шекспира иметь не обязательно. Единственное условие — читать тексты и смотреть видеоматериалы.

АНГЛИЯ ВРЕМЕН ПРАВЛЕНИЯ КОРОЛЯ РИЧАРДА III Начиная с 30 июня 2014 г. любители английской истории и литературы могут пройти курс «Англия времен правления короля Ричарда III» {England in the Time of King Richard III), посвященный одному из самых ярких монархов Англии Ричарду III, увековеченному в известной хронике Шекспира (O'Sullivan et al.: Электр. ресурс). Курс разработан старшим преподавателем кафедры археологии в Школе археологии и древней истории Университета Лестера Дейрдре О'Салливан (Deirdre O'Sullivan), которая предложила изучение истории Англии XV в. через призму археологии и литературы в связи с недавними раскопками праха короля Ричарда III.

После сенсационного обнаружения погребения Ричарда III исследовательская команда ученых из Университета Лестера привлекла внимание публики широким спе-

ктром интересных сведений об Англии XV столетия, когда разворачивались династические «Войны роз» (The Wars of the Roses), приведшие к разрушительным последствиям.

Этот период характеризуется общим снижением численности населения, исконно занимавшегося земледелием, и стремительным развитием скотоводства, использования земель под пастбища и фермерские хозяйства. Одновременно вырос спрос на рабочую силу в городах, способствовавший процветанию ремесел. Конец века ознаменовался появлением книгопечатания, изданием доступных книг и, как следствие, распространением грамотности.

Продолжительность курса составила шесть недель. Каждую неделю слушатели знакомились с различными сторонами военного дела, жизни и смерти горожан и сельских жителей, особенностями их питания и культурной жизни, кругом чтения и развитием книгоиздания. Участников ждал захватывающий рассказ о том, как историки и археологи реконструировали путь Ричарда к Босворту и как один из самых знаменитых английских королей нашел свой последний приют в Лестере.

В отличие от большинства бесплатных МООКов по окончанию данного курса возможно получение сертификата участника (Statement of Participation).

На курс может записаться любой интересующийся средневековой историей Англии, археологией и литературой, недавними раскопками захоронения Ричарда III. Предварительной подготовки в данной области знания не требуется.

ШЕКСПИР: В КНИГЕ И НА СЦЕНЕ

Разработкой шекспировских онлайн-курсов уже занялись и конкуренты FutureLearn из проекта edX. 1 октября 2014 г. стартовал ознакомительный курс «Шекспир: в книге и на сцене» (Shakespeare: On the Page and in Performance) (Ko, Arciniegas et al.: Электр. ресурс). Кураторами курса являются исследователи шекспировского творчества из Колледжа Уэллсли (Wellesley College), штат Массачусетс — профессор Ю Джин Ко (Yu Jin Ko) и Диего Арсиньегас (Diego Arciniegas).

В аннотации курса сказано: «Дабы дать возможность понять неиссякаемую популярность и величие Шекспира, знакомство с его творчеством сочетает литературоведческий и театральный анализ» ("An introduction to Shakespeare that combines literary study with theatrical analysis to understand both Shakespeare's continuing popularity and his greatness"). Ко времени начала курса на него записались 20 000 слушателей со всего мира.

Шекспир писал для широкой аудитории и пользовался огромным успехом. Он по праву считается одним из величайших драматургов мира. Авторы курса попытались понять и популярность Шекспира, и его величие, исходя из простой предпосылки: в полной мере понимание его творчества возможно только тогда, когда литературный анализ сочетается с изучением театральных постановок пьес.

Кураторы углубились в необычный мир шекспировских пьес, в их удивительный по силе язык, постарались понять сверхъестественную способность Шекспира в изображении человеческой жизни, исследовать сценическую судьбу постановок в театре и на современном экране. В качестве учебного материала использованы пьесы «Ромео и Джульетта», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Отелло», «Король Лир» и «Зимняя сказка».

Во всех курсах представлены разные подходы к изучению творчества Шекспира. Среди их создателей — и всемирно известные ученые, и не менее маститые преподаватели, и молодые аспиранты. Объединяет их не только любовь к Шекспиру и стрем-

ление ввести в обучение студентов новые образовательные технологии, но и понимание того, что желание современного человека быть причастным к виртуальным шекспировским мирам не только не уменьшается, но растет с каждым годом.

МООК «"МНОГО ШУМА ИЗ НИЧЕГО" НА СЦЕНЕ»

2 марта 2015 г. на платформе FutureLearn стартовал еще один шекспировский курс «"Много шума из ничего" на сцене» (Much Ado about Nothing: In Performance). Он посвящен сценической судьбе одной из наиболее популярных комедий Шекспира «Много шума из ничего» (O'Hanlon et al.: Электр. ресурс).

Это уже пятый курс на FutureLearn, связанный с творчеством Шекспира. Предыдущие курсы — три упомянутые выше, а также «Введение в физическую подготовку актера» (An Introduction to Physical Actor Training) Джонатана Питчеса (Jonathan Pitches).

Курс разработан директором образовательных программ Королевской шекспировской труппы (Royal Shakespeare Company, RSC) Джеки О'Хенлон (Jacqui O'Han-lon) совместно с Шекспировским институтом в Стратфорде-на-Эйвоне Бирмингемского университета, фондом «Дом Шекспира» и Королевским шекспировским театром (Royal Shakespeare Theatre).

В подготовке курса принимали участие режиссер Кристофер Ласкомб {Christopher Luscombe), актеры Мишель Терри {Michelle Terry) и Эдвард Беннетт (Edward Bennett), исследователи театра доктор Ник Уолтон (Dr Nick Walton) и доктор Эбигейл Роки-сон (Dr Abigail Rokison).

Организаторы курса выбрали пьесу «Много шума из ничего», так как посчитали, что она лучше других подходит зрителям разных возрастов, хотя курс в целом ориентирован в первую очередь на 16-19-летних.

Для Королевской шекспировской труппы в работе с молодыми людьми особенно важно то, что она происходит в репетиционном зале. Одной из задач курса является попытка донести до молодежи творческий опыт практикующих актеров и режиссеров — людей, которые ежедневно предлагают свои интерпретации пьес драматурга, раскрывают связь пьес Шекспира с миром, в котором они живут.

Королевская шекспировская труппа проводит семинары по пьесам Шекспира в Стратфорде, в Великобритании и по всему миру практически каждый день. Все они имеют общую цель — представить разные интерпретации пьес, а одна из самых трудных задач — донести до тех, кто находится за пределами репетиционного зала, что процесс постановки — это всегда интерпретационный выбор.

Курс опирается на богатый опыт партнеров Королевской шекспировской труппы из Шекспировского института и фонда «Дом Шекспира». Изучение курса «"Много шума из ничего" на сцене» в социальном и историческом контексте переносит нас во времена Шекспира, а также дает представление о некоторых из наиболее интересных интерпретаций пьесы в истории Королевского шекспировского театра.

Актеры Э. Беннетт и М. Терри, которые играют Бенедикта и Беатриче в последней постановке «Много шума из ничего» Королевской шекспировской труппы, делятся своими наблюдениями о творческих решениях, которые им и режиссеру К. Ласкомбу пришлось принимать в ходе работы над спектаклем. В содержание курса входит просмотр съемок ряда сцен из этой постановки и интервью с ее создателями. Фрагменты постановок XX-XXI вв. должны продемонстрировать, насколько отличается игра различных творческих коллективов.

На курс зарегистрировались более 3500 человек со всего мира.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА ШЕКСПИРА

Небывалую популярность массовых открытых онлайн-курсов, объясняет их необычайная демократичность и мобильность. Так, например, образовательная платформа Coursera (www.coursera.org) дает возможность учиться на 1036 курсах 13 083 704 слушателям.

Массовые открытые онлайн-курсы как образовательная инновационная технология охватывают необычайно большое число слушателей курсов, посвященных изучению творчества Шекспира. Например, только один курс «Шекспир: в книге и на сцене» собрал на платформе edX более 20 000 слушателей. Еще большее количество студентов, профессиональных деятелей театра и даже коллег-шекспироведов привлекли внимание пять шекспировских онлайн-курсов на платформе FutureLearn.

Новый онлайн-курс «Сообщество Шекспира» (Shakespeare in Community) начинает свою работу на платформе Coursera 26 апреля и закончится 23 мая 2015 г. Курс знакомит широкую аудиторию с творчеством Барда в процессе совместного чтения, просмотра и изучения четырех пьес: «Ромео и Джульетта», «Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь» и «Буря».

Кураторами курса выступили четыре преподавателя из Висконсинского университета в Мэдисоне (США): Джесси Стоммел (Jesse Stommel), Сара Л. Марти {Sarah L. Marty), Р. Л. Видманн (R. L. Widmann) и Кэтрин ДеРоуз {Catherine DeRose).

Курс состоит из краткого обзора каждой из пьес на протяжении четырех недель обучения (от 2 до 10 часов в каждую неделю).

Массовый открытый онлайн-курс «Сообщество Шекспира» — одна из форм публичного представления новых тенденций цифровых гуманитарных наук и инновационных образовательных технологий сегодня.

Шекспировский «Гамлет» начинается с интересной и провокационной фразы: «Кто здесь?» ("Who's there?"), и именно с этих слов планируют начать данный курс. Это фраза может быть воспринята как буквальный вопрос к аудитории и как более глубокий вопрос о том, что значит быть человеком. Данный вопрос приобретает различный набор потенциальных смыслов, когда ты видишь его на экране компьютера, планшета, смартфона или в аудитории курса МООК. Вопрос требует от современных читателей Шекспира понимания того, как их человечность меняется в условиях быст-роразвивающихся технологических средств. Цель курса не только в понимании творчества Шекспира, но и в осознании того, что для нас значит процесс изучения Шекспира в эпоху цифровых технологий.

В конечном счете данный курс ориентирован на создание мирового сообщества по изучению Шекспира. Одна из основных целей курса — использование шекспировской пьесы в качестве повода для дискуссий, которые объединят разные культуры, языки и пространства. Студенты в процессе обучения повысят свою цифровую грамотность, узнают о новых инструментах чтения, сочинительства, критического анализа и совместной работы. Курс будет как про Шекспира, так и о цифровых гуманитарных науках, он побудит обучающихся к критическому размышлению над тем, как цифровые инструменты (в том числе дистанционные курсы) могут быть использованы для исследования литературно-художественных текстов.

Хотя основные инструкторы имеют более чем шестидесятилетний опыт преподавания Шекспира, в этом курсе они обещают не выступать в роли «говорящей головы». Курс позволит привлечь широкий круг экспертов из Висконсинского университета в Мэдисоне, театральных сообществ, Шекспировской библиотеки Фолджера

и со всего света. Каждая неделя курса будет начинаться с серии коротких документальных фильмов. Главная цель создателей курса — не научить слушателей тому, что знают о Шекспире сами преподаватели, а помочь каждому найти своего Шекспира.

В ходе курса к основным преподавателям присоединятся еще несколько дополнительных инструкторов, которые будут помогать при записи видео и с текстами лекций, а также курировать курс в течение одной или более недель. В их числе Джеймс де Вита (James DeVita), Джошуа Кэлхоун (Joshua Calhoun), Эрик Александр (Eric Alexander) и Шон Майкл Моррис (Sean Michael Morris). Еще более 60 экспертов (учителей, учащихся, актеров) также приняли участие в съемках короткометражных фильмов.

На курс уже записалось более 700 человек. По окончании курса возможно получение сертификата. Наиболее активные участники, которые своими советами помогут улучшить курсы, будут награждены специальными знаками.

В связи с бумом, связанным с расцветом шекспировских МООКов среди преподавателей, шекспироведов, которые участвуют в создании подобных курсов, можно говорить об особой форме существования «шекспиросферы» в современной образовательной среде. Шекспир как культовый автор давно вошел в массовое сознание и спровоцировал создание шекспировской индустрии. Впрочем, университетский образовательный процесс и популярная культура остаются разными феноменами, хотя и схожи некоторыми чертами.

Очевидно, что для создателей курсов подобных «Сообщество Шекспира» главным является возможность применения новейших цифровых технологий для освоения колоссального массива информации о Шекспире и современном человеке в рамках работы конкретного МООКа. Возможно, что очень скоро мы станем свидетелями прорыва в использовании МООК как наиболее подходящей формы онлайн-образования, и вполне вероятно, что опыт цифровой разработки творчества британского драматурга поможет этой образовательной революции в гуманитарном знании.

Партнеры онлайн-курса «Сообщество Шекспира»: Театр американских актеров {American Players Theatre); Детский театр Мэдисона (Children's Theater of Madison); Фолджеровская шекспировская библиотека (Folger Shakespeare Library); Университет Джорджа Вашингтона {George Washington University); кафедра английского языка Университета Висконсин-Мэдисон (University of Wisconsin-Madison Dept. of English); проект «Одиссей» (Odyssey Project); театральный проект «Юные шекспировские актеры» (The Young Shakespeare Players).

«ТЕАТР АНГЛИЙСКОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ»

Шекспировский марафон в использовании новейших образовательных технологий открыт. В свою очередь, в России уже есть два онлайн-курса: профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова А. А. Липгарт разработал курс «Уильям Шекспир в историко-культурной традиции: загадки, мифы, реальность» (Макаров, 2015), а некоммерческий просветительский проект Arzamas ознаменовал начало Года литературы в России запуском курса с М. Ю. Давыдовой «Театр английского Возрождения».

Последний из них посвящен языку, на котором разговаривал со зрителями театр шекспировской эпохи. М. Ю. Давыдова — известный театровед и театральный критик, кандидат искусствоведения. Преподавала во ВГИКе и РГГУ, работала театральным обозревателем газет «Московские новости», «Известия», «Время новостей», «Рус-

ский телеграф», интернет-издания OpenSpace. С 2010 г. — главный редактор журнала «Театр». Редактор коллективной монографии «Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX веков», автор сборника статей «Конец театральной эпохи (новейшая история русского театра)». С 2014 г. — программный директор европейского театрального фестиваля Wiener Festwochen 2016 г. (см. ст. Марины Давыдовой в журнале «Театр», на сайте OpenSpace.ru).

О ПРОЕКТЕ АRZAMAS

Как виртуальный университет, Arzamas посвящен гуманитарному знанию. В основе проекта курсы (или, как их называют сами создатели, «гуманитарные сериалы») о культуре и человеке — на самые разные темы: курсы по истории, литературе, искусству, антропологии, философии.

Курсы проекта Arzamas строятся по стандартному набору образовательных средств типичных для массовых открытых онлайн-курсов, а именно из сочетания «коротких видеолекций, прочитанных учеными, и материалов, подготовленных редакцией: справочных заметок и длинных статей, фотогалерей и фрагментов кинохроники, цитат из забытых книг и интервью со специалистами» (О проекте: Электр. ресурс).

Пятнадцать первых курсов уже доступны на сайте проекта (http://arzamas.acade-my/courses). Кроме курса о театре Шекспира Марины Давыдовой, доступны курсы о фальсификации истории Византии и России (Сергей Иванов, профессор НИУ ВШЭ), о крымских планах императрицы Екатерины Великой (Андрей Зорин, профессор Оксфордского университета) и о цыганской культуре (Кирилл Кожанов, научный сотрудник Института славяноведения РАН) и др., но их обсуждение требует отдельного разговора, выходящего за рамки данной статьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Еще совсем недавно поклонников великого английского поэта и драматурга радовала возможность перелистать виртуальный том Первого фолио "Mr. William Shakespeares Comedies, Histories, & Tragedies", изданного в 1623 г. Сегодня виртуальные онлайн-встречи с Шекспиром значительно расширяют цифровое измерение шекспи-росферы. Некоторых они побуждают повторить прохождение курса, кого-то, возможно, — создать свои шекспировские массовые открытые онлайн-курсы.

Эти культурные проекты современности были бы невозможны еще несколько десятилетий назад, и стремительное развитие виртуальных аналогов реального мира в самых разных областях жизнедеятельности задает новые рамки того, что могут выразить шекспировские образы применительно к тезаурусам и их ядру — картинам мира индивидов и человеческих общностей разного масштаба и культурных ориента-ций. Но есть и обратная сторона этого процесса: соединиться с новыми технологиями, новыми образовательными программами может не любая архаика, ценная только тем, что пережила века, но именно культурная константа, т. е. такая духовная, нравственная, эстетическая ценность, которая сохраняет свою актуальность и мобилизующую силу для новых поколений. Именно в этом — загадка и разгадка Шекспира как нашего современника.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Захаров, Н. В., Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2012) Шекспиросфера [Электр. ресурс] // Электронное периодическое научное издание «Вестник Международной академии наук. Русская

секция». №2. C. 70-75. URL: http://heraldrsias.ru/online/2012/2/238/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.04.2015).

Захаров, Н. В., Луков, Вл. А., Гайдин, Б. Н. (2012) «Шекспировская индустрия» от истоков до наших дней [Электр. ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №1 (январь — февраль). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2012/l/Zakharov~ Lukov~Gaydin_Shakespeare-Industry/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.04.2015).

Луков, В. А., Захаров, Н. В., Луков, Вл. А., Гайдин, Б. Н. (2012) Шекспиросфера (Шекспир, его современники, его эпоха в культуре повседневности) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». №3 (май — июнь). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Lukov~Zakharov~Lukov~Gaydin~Shakespeare-sphere/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.04.2015).

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2014) Шекспиросфера и культурные константы // Знание. Понимание. Умение. №2. С. 200-208.

Макаров, В. С. (2015) МООКи о Шекспире: британский и российский опыт // Образовательные технологии. № 1. С. 19-27.

О проекте [Электр. ресурс] // Arzamas. URL: http://arzamas.academy/about [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.04.2015).

Bate, J. (1997) The genius of Shakespeare. L. : Picador. 386 p.

Bate, J. (2008) Soul of the age: The life, mind and world of William Shakespeare. L. : Viking. 500 p.

Bate, J. et al. Shakespeare and his World [Электронный ресурс] // FutureLearn. URL: https:// futurelearn.com/courses/shakespeare-and-his-world [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.04.2015).

Dobson, M. (1992) The making of the national poet: Shakespeare, adaptation and authorship, 1660-1769. Oxford : Clarendon Press ; N. Y. : Oxford University Press. 266 p.

Dobson, M. (2010) Great Shakespeareans: John Philip Kemble // Great Shakespeareans. Vol. 2: Garrick, Kemble, Siddons, Kean / ed. by P. Holland. L. : Continuum. 217 p.

Dobson, M. (2011) Shakespeare and amateur performance: A cultural history. Cambridge ; N. Y. : Cambridge University Press. xiii, 265 p.

Dobson, M. et al. Shakespeare's Hamlet: Text, performance and culture [Электр. ресурс] // FutureLearn. URL: https://futurelearn.com/courses/shakespeares-hamlet [архивировано в Web Cite] (дата обращения: 10.04.2015).

Ko, Yu Jin, Arciniegas, D. et al. Shakespeare: On the page and in performance [Электронный ресурс] // edX. URL: https://edx.org/course/shakespeare-page-performance-wellesleyx-eng112x [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.04.2015).

O'Hanlon, J. et al. Much Ado about Nothing: In performance [Электронный ресурс] // Futu-reLearn. URL: https://futurelearn.com/courses/much-ado-about-nothing [архивировано в Web Cite] (дата обращения: 10.04.2015).

O'Sullivan, D. et al. England in the time of King Richard III [Электр. ресурс] // FutureLearn. URL: https://futurelearn.com/courses/england-of-richard-third [архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.04.2015).

Shakespeare: An illustrated stage history (1996) / ed. by J. Bate, R. Jackson. N. Y. : Oxford University Press. 253 p.

Дата поступления: 12.04.2015 г.

SHAKESPEARE AND MASSIVE OPEN ONLINE COURSES (MOOCS)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N. V. Zakharov (Moscow University for the Humanities)

The article provides an analytical overview of massive open online courses (MOOCs) devoted to William Shakespeare, as well as to England of his times or the historical England he described. We look at courses in either English or Russian which appeared on mainstream MOOC platforms

(FutureLearn, edX, Coursera) in 2014-2015. The rising practice of Shakespearean MOOCs is a reflection of new dimensions ofthe Shakespearean sphere as a field ofphenomena in the global culture, local cultures and subcultures which are in this or that way linked to the name and works of William Shakespeare.

Keywords: MOOC, massive open online course, William Shakespeare, Shakespearean sphere, FutureLearn, edX, Coursera, Arzamas.

REFERENCES

Zakharov, N. V., Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2012) Shekspirosfera [The Shakespearean sphere]. Elektronnoe periodicheskoe nauchnoe izdanie "Vestnik Mezhdunarodnoi akademii nauk. Russkaia sektsiia", no. 2, pp. 70-75. [online] Available at: http://heraldrsias.ru/online/2012/2/238/ [archived in WebCite] (accessed 10.04.2015). (In Russ.).

Zakharov, N. V., Lukov, Vl. A. and Gaydin, B. N. (2012) «Shekspirovskaia industriia» ot istokov do nashikh dnei ["The Shakespeare Industry" from the origins till our times]. Informatsionnyi guman-itarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», no. 1 (January — February) [online] Available at: http://zpu-journal.ru/ e-zpu/2012/1/Zakharov~Lukov~Gaydin_Shakespeare-Industry/ [archived in WebCite] (accessed 10.04.2015). (In Russ.).

Lukov, V. A., Zakharov, N. V., Lukov, Vl. A. and Gaydin, B. N. (2012) Shekspirosfera (Shekspir, ego sovremenniki, ego epokha v kul'ture povsednevnosti) [The Shakespearean sphere (Shakespeare, his contemporaries, his age in the culture of everyday life)]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal "Znanie. Ponimanie. Umenie", no. 3 (May — June) [online] Available at: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2012/3/Lukov~Zakharov~Lukov~Gaydin~Shakespeare-sphere/ [archived in WebCite] (accessed 10.04.2015). (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2014) Shekspirosfera i kul'turnye konstanty [The Shakespearean sphere and cultural constants]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 200-208. (In Russ.).

Makarov, V. S. (2015) MOOKi o Shekspire: britanskii i rossiiskii opyt [Shakespeare MOOCs: British and Russian experience]. Obrazovatel'nye tekhnologii, no. 1, pp. 19-27. (In Russ.).

O proekte [About the project]. Arzamas, [online] Available at: http://arzamas.academy/about [archived in WebCite] (accessed 10.04.2015). (In Russ.).

Bate, J. (1997) The genius of Shakespeare. London, Picador. xii, 386 p.

Bate, J. (2008) Soul of the age: The life, mind and world of William Shakespeare. London, Viking. 500 p.

Bate, J., et al. Shakespeare and his World. FutureLearn URL: https://futurelearn.com/cour-ses/shakespeare-and-his-world [archived in WebCite] (accessed 10.04.2015).

Dobson, M. (1992) The making of the national poet: Shakespeare, adaptation and authorship, 1660-1769. Oxford, Clarendon Press ; New York, Oxford University Press. 266 p.

Dobson, M. (2010) Great Shakespeareans: John Philip Kemble. In: Great Shakespeareans. Vol. 2: Garrick, Kemble, Siddons, Kean / ed. by P. Holland. London, Continuum. 217 p.

Dobson, M. (2011) Shakespeare and amateur performance: A cultural history. Cambridge ; New York, Cambridge University Press. 265 p.

Dobson, M. et al. Shakespeare's Hamlet: Text, performance and culture. FutureLearn [online] Available at: https://futurelearn.com/courses/shakespeares-hamlet [archived in WebCite] (accessed 10.04.2015)

Ko, Yu Jin, Arciniegas, D. et al. Shakespeare: On the page and in performance. edX [online] Available at: https://edx.org/course/shakespeare-page-performance-wellesleyx-eng112x [archived in WebCite] (accessed 10.04.2015).

O'Hanlon, J. et al. Much Ado about Nothing: In performance. FutureLearn [online] Available at: https://futurelearn.com/courses/much-ado-about-nothing [архивировано в WebCite] (accessed 10.04.2015).

O'Sullivan, D. et al. England in the time of King Richard III. FutureLearn [online] Available at: https://futurelearn.com/courses/england-of-richard-third [archived in WebCite] (accessed 10.04.2015).

Shakespeare: An illustrated stage history (1996) / ed. by J. Bate and R. Jackson. New York, Oxford University Press. xiii, 253 p.

Submission date: 12.04.2015.

Захаров Николай Владимирович — кандидат филологических наук, доктор философии (PhD), директор Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, ученый секретарь Шекспировской комиссии РАН. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: nikoltine@yandex.ru

Zakharov Nikolay Vladimirovich, Candidate of Philology, PhD, Director, Center for Theory and History of Culture, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Academic Secretary, Shakespeare Committee, Russian Academy of Sciences. Postal address: Bldg. 6, 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-75-95. E-mail: nikoltine@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.