Научная статья на тему 'Шариатский суд (преступление и наказание)'

Шариатский суд (преступление и наказание) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2766
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ШАРИАТ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / НАКАЗАНИЕ / СУД / ISLAM / SHARIAT / CRIME / PUNISHMENT / COURT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гаджиева З. М.

Статья посвящена роли и месту шариатского суда в современной судебной системе мусульманских стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the role of the Shariat court in the t) in the Muslim system.

Текст научной работы на тему «Шариатский суд (преступление и наказание)»

УДК-342:340.5

ШАРИАТСКИЙ СУД (ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ)

З.М. Гаджиева

Статья посвящена роли и месту шариатского суда в современной судебной системе мусульманских стран.

Ключевые слова: ислам, шариат, преступление, наказание, суд.

Влияние норм шариата ислама в целом на правовой и морально - психологический климат является актуальным вопросом для многих регионов России. Актуальность этой проблемы в контексте соотношения преступления и наказания подтверждает и научная доктрина и практика. Так, Елаян Г.Ф. в своем труде «Основы судопроизводства мусульманского права» подчеркивает: « В исламской и арабской уголовно — правовой доктрине наказание ассоциируется с карой за совершенное преступление»!!, с .1- 90].

При непосредственном исследования его содержания следует отметить, что именно данное обстоятельство служит причиной непримиримой категории в отношении норм мусульманского уголовного права и шариата в целом, причем широко распространяющейся в последнее время и приобретающей порой пропагандистский характер. Истоками, обуславливающими, такую позицию являются существующие концепции о правовом государстве и его политики, представляющие идеи о демократии и гуманизме в свете прямо противоположном их пониманию и трактовке шариатом вообще и нормами мусульманского уголовного права в частности.

Многочисленность означенных концепций, обусловленным форменным периодом развития правовой системы и государства, влечет их масштабный характер и всеобщую распространенность. В то же время для реального обеспечения и защиты прав человека, общества и государства, необходим адекватный, отвечающий указанным высоким требованиям, действенный механизм строго надзирающий за сохранностью правовых ценностей, не допускающий даже малейшую угрозу, разрушающую их хрупкую суть. Для аргументации можно привести следующие примеры. «Наказание представляет собой единство карательных и воспитательных элементов. Если кара представляет одну его сторону, то процесс исправления и перевоспитания - другую сторону. Кара означает вторжение в область прав и интересов гражданина - это лишение его в той или иной степени, каких - либо благ. Чем ценнее благо, с лишением или ограничением которого связано то или иное наказание, тем ощутительнее тяжесть наказания»[2, с. 90].

Именно при ярко отчетливой карательной сущности уголовной политики возможно достижение указанного условия как необходимого для правового государства и гражданского общества.

С точки зрения шариата действия и поступки людей разбиты на пять категорий (ахкам). Различаются:

1) обязанность (фарзу) или необходимые действия (ваджиб) - в эту категорию вошли действия, совершение которых вознаграждается, а не совершение влечет наказание; фарз подразделяется на личную обязанность (фарзу аль - айн) и дополнительную обязанность (фарзу кифая);

2) рекомендательные действия (мандуб), за которые полагается награда, но не совершение которых не наказывается;

3) дозволенное действие или безразличное действие (мубах);

4) предосудительное действие, но не наказуемое (макрух);

5) запрещенное действие и наказуемое (харам).

Сквозь призму отечественной правовой системы преступными целесообразно рассматривать поступки, отнесенные к тем классификационным группам, которые предполагают наложение наказания. Данный аспект объясняет условность вычленения понятий «уголовное право» и «преступление» из шариата как монолитной системы.

Система наказаний по нормам мусульманского уголовного права основана на классификации правонарушений, анализ которых помогает лучше понять специфику мусульманского деликатного права. В основу большинства из них положены два основных

критерия: степень определенности наказания за тот или иной проступок и характер нарушенных интересов и прав. В системе наказаний проявляется определенная направленность карательно-предупредительного потенциала норм мусульманского уголовного права, суть которой заключается в защите. Суд, назначая наказание за то или иное преступление всегда должен индивидуализировать это наказание с тем, чтобы оно соответствовало тяжести содеянного и лучшим образом способствовало исправлению осужденного и предупреждению новых преступлений, как со стороны осужденного, так и других неустойчивых лиц его соразмерность и справедливость являются весьма важными принципиальными положениями уголовного законодательства и должны неукоснительно соблюдаться судами при вынесении приговоров по уголовным делам.

Более суровое наказание, имеет, как правило, и большее превентивное значение. Однако суровое наказание лицу, совершившему тяжкое преступление, является в то же время и более строгим специальным предупреждением. Однако как бы ни были различны применяемые к преступнику виды правового принуждения, они всегда выступали и выступают следствием одного явления - преступления; преследовали и преследуют общую цель - причинить лишение преступнику за его неправомерное поведение и тем.

«Кара, страдание - необходимый признак наказания. Несмотря на то, что, применяя наказание, суд ставит перед наказанием и воспитательные задачи, это не исключает, а напротив, предполагает, что наказание должно устрашить преступника. Если преступник не боится наказания, оно теряет свою силу. Устрашение наказанием, как и такой его признак, как страдания, призвано воздействовать на неустойчивых лиц в целях недопущения в будущем совершения преступлений. Наказывая преступника, суд делает это для того чтобы ни он, ни другие лица не совершали более преступлений, но одновременно он наказывает преступника и за то, что он совершил. В этом проявляется цель кары, хотя она носит подчиненный по отношению к конечным целям наказания характер»[3, с 23-24].

Все правонарушения подразделяет на три большие группы:

1) преступления, представляющие общественную опасность и посягающие на «права Аллаха» и вместе с тем на интересы мусульманской общины о целом, наказываемые точно определенной санкцией (халд);

2) насильственное действие против лиц: убийство (катль) и поранение (джарх), называемое джания, наказываемое равным возмездием (кисас) или уплатою штрафа (дийат);

3) все иные правонарушения, точная мера наказания за которые не установлена (таъзир) и которые могут затрагивать как «права Аллаха» так и частные интересы.

Преступления первой и второй группы влекут за собой строго фиксированные и суровые наказания. Наказание за преступления, относящиеся к третьей группе (тазир) отличается большим разнообразием и гибкостью (от 4 до 11 видов таких наказаний).

Таким образом, нормы мусульманского уголовного права устанавливают четыре вида наказаний, составляющие их систему.

По закону право карать (азаб) есть либо частное право человека, либо право Аллаха. В первом случае наказание налагается по просьбе жалобщика.

Метод научного исследования норм суда и судопроизводства в Дагестане во второй половине 19в. предполагает обращение к непосредственным источником их содержащим. В связи с этим при характеристике указанных судопроизводств и наказаний проиллюстрирована общая картина регламентации их применения в (том виде в котором интересующие судопроизводства представлены доктриной.

Я считаю важным подчеркнуть, что ислам должен быть рассмотрен прежде всего и именно как элемент судопроизводств, исходя из того, что сами мусульмане трактуют ислам как универсальную систему. Так в Коране (сура Женщины) по этому поводу говорится: «Аллаху принадлежат то что в небесах, и что на земле». В следующей суре (трапеза) эта же мысль выражены в следующей формулировке: «Разве ты не знаешь, что Аллаху принадлежит власть над небесами и над землей? Наказывает от кого пожелает и прощает, кому пожелает. Поистине Аллах над всякой вещей мощен[4, с .30-36].

Подобные упоминание есть и во многих других сурах Корана. В свою очередь отечественные исследователи также подчеркивают (целостную) системную природу мусульманской религии. Например В.В. Сильвестров в этой связи отмечает: «... природное вне общественного осмысливается, собственно природное не более как средство утверждение общественного единства. Задачи Корана состоит в установлении всей совокупности человеческой

жизнедеятельности, в универсализации практики человеческого бытия». [5, с .5-8].

В настоящее время происходит процесс восстановления национального самосознания. Хотя данная формулировка едва ли адекватно отражает действительность. Национальное самосознание, конечно никогда не исчезало, другое дело, что многие народы нашей страны насильно лишались своей истории, культуры, языка и даже территории. Гласность впервые позволила сказать о том, что хранилось и передавалось на уровне обыденного сознания, обросло слухами, ложными транскрипциями, стереотипами, которые трудно разрушить. Сегодня историкам, философам, религиоведам предстоит большая работа по восстановлению исторической справедливости, правды. На сегодняшний день ислам как религиозно - правовая система, регулирующая все сферы жизни общества, в том числе касающихся преступления и наказания, занимает значительные позиции в нравственно - психологическом климате общества.

Таким образом, шариатский суд хотя и не действует официально ( на территории России), но оказывает большое влияние на правоприменительную практику, правовое сознание граждан и их отношению к религии. Шариатский суд способствует правильному толкованию заветов и возможности применения их в юридически значимых жизненных ситуациях, что позволяет избежать противоречий между светскими законами и законами ислама.

The article is devoted to the role of the Shariat court in the t) in the Muslim system .

The key words : Islam, Shariat, crime, punishment, court

Список литературы

1. Акутаев P.M. Проблемы латентности преступности: Учебное пособие по спецкурсу. Махачкала, 2001.

2. АН - Навави. Сорок хадисов. М., 1996.

3. Асиятилов С.Х. Ислам и террор несовместимы. Махачкала, 2002. См.: Боровников В.О. Мусульмане Северного Кавказа. Обычай, право, насилие. М., 2002

4. Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права: Учебное пособие / Под общей редакцией Шапиева С.М., доктора юр. наук, профессора кафедры уголовного права и криминологии ДГУ. Махачкала, 2002. С. 90. См.: Сюкияйнен Л.Р. Исламское уголовное право: от традиционного к современному // Российский ежегодник уголовного права. СПб.: Издательский дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2002

5. Кершюв Г.М. Шариат и его социальная сущность.М., 1978. кодекс Шамиля. Махачкала, 1992.См.: Мисроков З.Х. Адатское и мусульманское право в российской правовой системе. Нальчик. 2001. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала, 1992.

Об авторе

Гаджиева З.М.- аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, zagra.gajieva@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.