Научная статья на тему 'Шариатские суды в Великобритании: параллельная правовая система или религиозный арбитраж?'

Шариатские суды в Великобритании: параллельная правовая система или религиозный арбитраж? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2177
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАРИАТСКИЕ СУДЫ / ИСЛАМСКИЙ ШАРИАТСКИЙ СОВЕТ / ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / РЕЛИГИОЗНЫЙ АРБИТРАЖ / РАЗВОД / СЕМЕЙНЫЙ КОНФЛИКТ / ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / ПАРЛАМЕНТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / SHARIA COURTS / ISLAMIC SHARIA COUNCIL / PARALLEL LEGAL SYSTEM / RELIGIOUS ARBITRATION / DIVORCE / FAMILY CONFLICT / DOMESTIC VIOLENCE / HUMAN RIGHTS / GENDER EQUALITY / PARLIAMENTARY INQUIRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голованова Наталья Александровна

Статья посвящена вопросу статуса шариатских судов (советов) в Великобритании, действующих в качестве религиозного арбитража. Всего в этой стране в настоящее время официально действует 85 шариатских судов (советов), обладающих юрисдикцией рассмотрения семейных конфликтов и разводов (разводы составляют примерно 90%). Эти суды (советы) не входят в британскую правовую систему и не подлежат судебному контролю. Некоторые шариатские советы вопреки английскому законодательству практикуют дискриминацию по признаку пола. Отсутствие реальной защиты со стороны государственных структур ставит в особо невыгодное положение женщин, являющихся жертвами домашнего насилия. В отличие от женщин иных конфессий в Великобритании, для которых предусмотрены не только религиозные брак и развод, но и обязательная официальная их регистрация в рамках системы государственной регистрации актов гражданского состояния, значительная часть мусульманок, состоящих в религиозном браке, может развестись только по религиозному обряду. Оформляя шариатский брак в Великобритании, мусульманка получает исламское свидетельство о браке, которое содержит множество условий, кроме пункта о праве на развод. В отличие от Великобритании в мусульманских странах, например в Тунисе, шариатские суды для развода уже не используются, и супруги при разводе имеют равные права. Отсутствие какого-либо правового обеспечения прав женщин, участвующих в разбирательстве по соглашению сторон, и многочисленные факты дискриминации привели к расследованиям на уровне британского правительства и парламента. Сделан вывод, что в стране формируется параллельная правовая система, нарушающая права человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHARIA COURTS IN THE UK: A PARALLEL LEGAL SYSTEM OR RELIGIOUS ARBITRATION?

The article deals with the question of the status of Sharia courts in the United Kingdom, acting as a religious arbitration. In total, 85 Sharia courts (councils) with jurisdiction to handle family conflicts and divorces (divorces account for approximately 90%) are currently officially functioning in this country. These courts (councils) are not part of the British legal system and are not subject to judicial review. Some Sharia councils, contrary to English law, discriminate on the basis of sex. The lack of real protection on the part of state structures puts women who are victims of domestic violence at particular disadvantage. Unlike women of other confessions in the UK, a significant part of Muslim women who are in a religious marriage can be divorced only by religious ceremony. Concluding a Sharia marriage in the UK, a Muslim woman receives an Islamic marriage certificate that includes many conditions, but does not contain an item on the right to divorce. Unlike Britain in Muslim countries, such as, for example, Tunisia, Sharia courts for divorce are no longer used, and spouses have equal rights in divorce. The absence of legal provisions of the rights of women participating in the proceedings by agreement of the parties, and numerous instances of discrimination have led to investigations at the level of the British government and the parliament. It was concluded that in the country formed a parallel legal system that violates human rights.

Текст научной работы на тему «Шариатские суды в Великобритании: параллельная правовая система или религиозный арбитраж?»

ШАРИАТСКИЕ СУДЫ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ИЛИ РЕЛИГИОЗНЫЙ АРБИТРАЖ?

ГОЛОВАНОВА Наталья Александровна, ведущий научный сотрудник отдела зарубежного конституционного, административного, уголовного законодательства и международного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат юридических наук

1117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34

E-mail: foreign1@izak.ru

Статья посвящена вопросу статуса шариатских судов (советов) в Великобритании, действующих в качестве религиозного арбитража. Всего в этой стране в настоящее время официально действует 85 шариатских судов (советов), обладающих юрисдикцией рассмотрения семейных конфликтов и разводов (разводы составляют примерно 90%). Эти суды (советы) не входят в британскую правовую систему и не подлежат судебному контролю. Некоторые шариатские советы вопреки английскому законодательству практикуют дискриминацию по признаку пола. Отсутствие реальной защиты со стороны государственных структур ставит в особо невыгодное положение женщин, являющихся жертвами домашнего насилия. В отличие от женщин иных конфессий в Великобритании, для которых предусмотрены не только религиозные брак и развод, но и обязательная официальная их регистрация в рамках системы государственной регистрации актов гражданского состояния, значительная часть мусульманок, состоящих в религиозном браке, может развестись только по религиозному обряду. Оформляя шариатский брак в Великобритании, мусульманка получает исламское свидетельство о браке, которое содержит множество условий, кроме пункта о праве на развод. В отличие от Великобритании в мусульманских странах, например в Тунисе, шариатские суды для развода уже не используются, и супруги при разводе имеют равные права. Отсутствие какого-либо правового обеспечения прав женщин, участвующих в разбирательстве по соглашению сторон, и многочисленные факты дискриминации привели к расследованиям на уровне британского правительства и парламента. Сделан вывод, что в стране формируется параллельная правовая система, нарушающая права человека.

Ключевые слова: шариатские суды, исламский шариатский совет, параллельная правовая система, религиозный арбитраж, развод, семейный конфликт, домашнее насилие, права человека, гендерное равенство, парламентское расследование.

SHARIA COURTS IN THE UK: A PARALLEL LEGAL SYSTEM OR RELIGIOUS ARBITRATION?

N. A. GOLOVANOVA, leading research fellow of the Department of foreign constitutional, administrative, criminal law and international law of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, candidate of legal sciences

34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218

E-mail: foreign1@izak.ru

The article deals with the question of the status of Sharia courts in the United Kingdom, acting as a religious arbitration. In total, 85 Sharia courts (councils) with jurisdiction to handle family conflicts and divorces (divorces account for approximately 90%) are currently officially functioning in this country. These courts (councils) are not part of the British legal system and are not subject to judicial review. Some Sharia councils, contrary to English law, discriminate on the basis of sex. The lack of real protection on the part of state structures puts women who are victims of domestic violence at particular disadvantage. Unlike women of other confessions in the UK, a significant part of Muslim women who are in a religious marriage can be divorced only by religious ceremony. Concluding a Sharia marriage in the UK, a Muslim woman receives an Islamic marriage certificate that includes many conditions, but does not contain an item on the right to divorce. Unlike Britain in Muslim countries, such as, for example, Tunisia, Sharia courts for divorce are no longer used, and spouses have equal rights in divorce. The absence of legal provisions of the rights of women participating in the proceedings by agreement of the parties, and numerous instances of discrimination have led to investigations at the level of the British government and the parliament. It was concluded that in the country formed a parallel legal system that violates human rights.

Keywords: Sharia courts, Islamic Sharia Council, parallel legal system, religious arbitration, divorce, family conflict, domestic violence, human rights, gender equality, parliamentary inquiry.

DOI: 10.12737/article_593fc3439c3fa4.59845597

Что представляют собой так называемые шариатские суды в Великобритании? Являются они параллельной (и при этом не подле-

жащей какому-либо контролю) правовой системой или некой формой религиозной медиации, в основном используемой в целях получения исламского

развода? Этот вопрос и иные, связанные с возможным нарушением прав женщин в ходе деятельности шариатских советов1, стали предметом расследований, проводимых начиная с мая 2016 г. британским Министерством внутренних дел, а затем и Парламентом этой страны.

Шариатские суды, или исламские шариатские советы (Islamic Sharia Council), как они официально называются, по большей части не имеют какого-либо определенного формального состава и могут варьироваться от групп, состоящих из нескольких исламских теологов, зарегистрированных при мечети, до неформальных общественных организаций или даже одного «имама в гостиной». Эти советы не входят в британскую правовую систему и, соответственно, не подлежат судебному контролю.

Первый шариатский суд, появившийся в г. Лейто -не в 1982 г. при правительстве Маргарет Тэтчер, занимался посредничеством в семейных конфликтах и шариатским разводом, урегулирование которых было делегировано религиозным группам, что связано большей частью с перегруженностью гражданских судов семейными делами. В дальнейшем создание системы семейных судов (Children Act 1989) также не могло исправить сложившегося положения в силу не только объективных трудностей (нехватка судей, недофинансирование, длительность рассмотрения семейных дел в Высоком суде), в связи с чем английские семейные суды были заинтересованы в том, чтобы стороны использовали альтер -нативные методы разрешения споров, но и потому, что английский закон не признает шариатский брак и развод. Таким образом, значительная часть семейных споров мусульман была выведена из сферы судебного контроля.

Как известно, шариатские советы действуют в рамках английской арбитражной системы, созданной в XIX в. В англоговорящих странах, входящих в систе -му общего права, вообще сильны традиции разрешения споров (коммерческих или личных) с помощью юридически обязательного арбитража, в том числе религиозного, применяемого, например, в католи-

1 В статье не рассматривается деятельность мусуль-мажких арбитражных трибуналов (Muslim Arbitration Tribunal — MAT), также действующих на основании Закона об арбитраже 1996 г., которые являются второй формой альтернативного разрешения споров мусульман, не желающих прибегать к услугам судебной системы. Трибуналы, созданные в Лондоне, Бредфорде, Манчестере, Бирмингеме и Нанитоне, в основном занимаются коммерческими спорами, но иногда рассматривают дела о шариатском разводе. Их решения, как правило, считаются окончательными, но в отличие от решений шариатских советов могут быть обжалованы в Высокий суд по вопросу права с согласия всех сторон либо с разрешения суда в порядке судебного надзора. URL: http://www.matribunal.com/.

ческой церкви или еврейской общине. Религиозные суды не были чем-то новым и для Великобритании, где уже в течение сотен лет действовали раввинские (Бейт Дин) и католические суды. Так что появление исламских советов (выполняющих функции религиозных судов) никого не удивило.

Современной правовой основой их деятельности, связанной с использованием шариата для урегулирования семейных споров, является ст. 4 Закона об арбитраже 1996 г. (Arbitration Act), согласно которой стороны вправе создавать собственные механизмы соглашения, предусматривая при этом правила, подлежащие применению при отсутствии такого соглашения.

Всего в Великобритании в настоящее время официально действуют 85 шариатских советов, обладающих юрисдикцией рассмотрения семейных конфликтов и разводов (последние составляют примерно 90% всех дел). Так, например, Совет мусуль -манского права (шариата) Великобритании (The Muslim Law (Shariah) Council UK), созданный в октябре 1985 г. на конференции, в которой приняли участие более 250 имамов, теологов, представителей мечетей и мусульманских организаций, занимается вопросами, связанными с шариатским семейным правом, в частности браком и исламским разводом (talaaq), медиацией, на основе обсуждений и консультаций разрабатывает исламские мнения и руководства. На сайте этого совета указано, что он не выполняет функции параллельной судебной системы, а лишь стремится предложить механизм для получения религиозного (исламского) развода, который невозможно в настоящее время получить в английском суде2.

Однако структурная неоднородность шариатских советов (когда только в части из них имеется специальная служба, консультирующая по вопросам шариатского развода, а в остальных эти вопросы могут решаться отдельными имамами и теологами), а также отсутствие какого-либо контроля над формирующейся в сфере семейного права практикой нередко способны привести к нарушению прав, гарантированных британским законодательством.

Среди иных вопросов, рассматриваемых шариатскими советами, следует упомянуть дела, затрагивающие некоторые финансовые интересы, а также связанные, например, с разделом имущества в делах о наследстве. Как и в случае развода, решение совета по финансовым спорам не может быть обжаловано ни в суде общей юрисдикции, ни в административном порядке. Управление по финансовым услугам (The Financial Services Authority — FSA), регулирующее индустрию финансовых услуг в Великобритании, не вмешивается в шариатское финансовое регулирование, поскольку деятельность

2 URL: http://www.shariahcouncil.org/?page_id=365.

FSA носит светский характер и не регулирует религиозные вопросы3.

Быстрый рост численности мусульманских меньшинств, играющих все более заметную роль в общественно-политической и даже правовой жизни западных государств, указывает известный специалист в этой области Л. Р. Сюкияйнен, с авторитетным мнением которого, несомненно, следует согласиться, может сопровождаться конфликтами, в основе которых лежат существенные различия между исламской и европейской правовой культурой. На этом фоне практика действия институтов шариатского правосудия и опыт функционирования таких органов на деле способны усилить такое противостояние4.

На попытки вернуть патриархальные нравы и юридическое подчинение женщин не только в Великобритании, но и в других европейских странах обращает также внимание известный алжирский социолог и политолог M. Х. Лукас. По ее мнению, в первую очередь это происходит в странах с мусульманским большинством (на всем Ближнем Востоке, в Африке, Южной Азии и в последнее время Юго-Восточной Азии и в азиатских республиках бывшего Советского Союза), однако и в европейских странах, например в Сербии (в мусульманском анклаве Санджак), практикуется многоженство и заключаются ранние браки с девочками в возрасте до 9 лет, и все это без юридического вмешательства со стороны государства5. Еще в 2005 г. Парламентская ассамблея Совета Европы в резолюции 1468 «О насильственных и детских браках» выразила возмущение тем фактом, что власти, облачаясь в тогу уважения культуры и традиций мигрантских общин, фактически проявляют терпимость в отношении насильственных и детских браков, несмотря на то что они нарушают основные права каждой жертвы6.

Особенно ярко это видно на примере Великобритании, где количество жалоб на нарушение прав жертв преступлений со стороны шариатских советов увеличивалось из года в год и где Парламент в течение многих лет «закрывал глаза» на существую -щие проблемы, поскольку многие его депутаты опасались говорить о том, что действительно происхо -

3 См.: Islamic Law: An Introduction to Sharia in the UK. URL: http://wwwinbrief.co.uk/preparing-fortrial/shariah-in-britain/.

4 См.: Сюкияйнен Л. Р. Шариатские суды: современная практика и перспективы в России. URL: https://law-journal. hse.ru/data/2015/01/15/1107249054/%D0%A1%D1%8E%D0%BA %D0%B8%D1%8F%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D0%BD.pdf.

5 См.: Sharia Courts are Quiet Continuation of Colonial Discriminatory Condescension (Interview with Marieme Helie Lucas). URL: http://onelawforall.org.uk/mhl.

6 См.: Международно-правовые стандарты в уголовной

юстиции Российской Федерации: науч.-практ. пособие / отв.

ред. В. П. Кашепов. М., 2012. С. 119—120.

дило в их избирательных округах, из страха потерять голоса избирателей или даже быть обвиненными в исламофобии.

Как выяснилось, некоторые шариатские советы вопреки английскому законодательству практикуют дискриминацию по признаку пола, применяя, например, правила о наследовании, согласно которым женщины и девочки имеют право только на половину от суммы наследства, получаемого мужчинами и мальчиками, об опеке над детьми, когда в случае развода отец может получить право на опеку над детьми в возрасте до семи лет, и т. д. Вводятся также иные дискриминационные запреты, когда вдовам, например, может быть приказано в течение 40 дней оставаться в доме, запрещается выходить на улицу, пользоваться телефоном, видеть мужчин после смерти своего мужа7.

Часто советы выходят за пределы своей компетенции и вторгаются в сферу уголовного права, допуская возможность многоженства, насильственного брака, брака с детьми, изнасилования в браке, домашнего насилия или причинения тяжких телесных повреждений, т. е. деяний, которые по английскому праву являются уголовно наказуемыми (Offences against the Person Act 1861 г., Sexual Offences Act 2003 г., Domestic Violence, Crime and Victims Act 2004 г., Forced Marriage Act 2007 г., Anti-social Behaviour, Crime and Policing Act 2014 г.).

В связи с перечисленными нарушениями в начале 2016 г. женские мусульманские общественные организации обратились к Правительству Великобритании с петицией, в которой выдвинули требования о запрете шариата, шариатских судов и необходимо -сти сохранения британской Конституции, правовой и судебной системы. По мнению заявителей, в Соединенном Королевстве не должны применяться какие-либо законы, основанные на любых религиозных заповедях и доктрине, шариат же поддерживает действия, которые нарушают права человека, гражданские свободы и британские законы8.

В ответе на петицию правительство, объявившее о начале расследования применения шариата и допущенных нарушений, а также оценке масштабов этой проблемы в Великобритании, подчеркнуло, что в этой стране существует одна система национального зако -нодательства, которое в равной степени относится ко всем гражданам независимо от их религиозных убеждений. Практики, которые следуют принципам шариата, допускаются в той степени, в которой они со-

7 См.: May's Sharia Law Review ALREADY under Fire as New PM Set for Number 10. URL: http://www.express.co.uk/news/ uk/689076/Theresa-May-s-Sharia-Law-review-ALREADY-under-fire-new-PM- set-Number-10.

8 См.: Sharia Law and the Use of Sharia Courts within the UK Should be Prohibited. URL: https://petition.parliament.uk/ petitions/107864.

ответствуют существующему законодательству Англии и Уэльса, поэтому не может быть и речи о суще -ствовании параллельной системы права.

Правительство еще раз подчеркнуло, что сообщества и отдельные лица имеют возможность использовать религиозные советы или любую иную систему альтернативного разрешения споров, соблюдая их решения. Тем не менее эти советы не являются частью судебной системы Великобритании и не наделены какими-либо правовыми средствами, предназначенными для обеспечения своих решений. В случае если их решения или рекомендации противоречат британскому законодательству, в том числе Закону о равенстве 2010 г. (Equality Act), превалирует национальный закон.

В мае 2016 г. Министерство внутренних дел Великобритании начало расследование в отношении деятельности шариатских советов9. Тереза Мэй, ко -торая в то время являлась министром внутренних дел, в своем выступлении 26 мая заявила, что арбитражные советы и советы для разрешения споров, существующие в религиозных общинах, должны действовать в Великобритании в рамках законности, а поскольку имеются доказательства, что некоторые шариатские советы не следуют этому принципу, то на основании Стратегии противодействия экстремизму10 правительство начинает независимый обзор применения шариата. Обзор проводится группой известных специалистов во главе с профессором Университета Эдинбурга Моной Сидди-ки11 и должен быть завершен предположительно в течение 2017 г.

Главный вопрос состоит в выяснении совместимости законов шариата с английским правом с точки зрения обеспечения равенства. Предполагается, что в обзоре будут также рассмотрены способы неправиль -ного использования шариата, которые способны привести к дискриминации определенных групп, подрывая общие ценности, или причинить социальный вред. Помимо этого будут исследованы роль отдельных групп и исламских властей в Англии и Уэльсе, а также роль шариатских советов и мусульманских арбитражных трибуналов; изучены факты обращения с женщинами (в частности, в случаях развода, домашнего насилия и попечительства); проведен по-

9 См.: Counter-Extremism Strategy: Written Statement — HLWS23. URL: https://www.parliament.uk/business/publications/ written-questions-answers-statements/written-statement/ Lords/2016-05-26/HLWS23.

10 См.: Counter-Extremism Strategy (first published: 19 October 2015). URL: https://www.gov.uk/government/publications/ counter-extremism-strategy.

11 Мона Сиддики является известным в Великобритании

и Европе специалистом в области классического исламского

права, юридических аргументов, а также современных эти-

ческих вопросов.

иск примеров наилучших практик деятельности шариатских советов.

В августе того же года еще одно расследование деятельности шариатских советов начал проводить британский Парламент. Парламентское расследование в первую очередь связано с предполагаемым нарушением ст. 16 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 г.), а именно с невыполнением Великобританией обязательств по гендерному равенству в браке и семейных отношениях.

Специальный Комитет по внутренним делам палаты общин в настоящее время исследует достаточно широкий спектр вопросов, частично совпадающих с теми, рассмотрение которых ранее начато МВД Великобритании12. Прежде всего оценке подлежит круг услуг, предлагаемых шариатскими советами, а также причины их использования. Комитет предполагает также изучить основные принципы шариата, применяемые в отношении брака, развода, детей, семейного насилия, в сравнении с британским законодательством по этим же вопросам; соотношение шариатских советов и британской правовой системы; степень совместимости шариата с принципами британского права; степень возможной дискриминации женщин шариатскими советами; расходы, связанные с деятельностью шариатских советов, и источники их финансирования.

Будет проведено также сравнительное исследование деятельности шариатских советов и аналогичных учреждений других конфессий Великобритании; опыт других немусульманских государств, в рамках юрисдикций которых действуют аналогичные органы; а также оценка возможной роли правительства Великобритании в наблюдении или мониторинге за деятельностью шариатских советов.

Женские мусульманские общественные организации Великобритании, обратившиеся в Парламент с доказательствами нарушений, считают, что шариатские советы нарушают права человека, незаконно взяв на себя функции судов, они выносят решения по вопросам шариата, считающиеся обязательными для всех мусульман, выступают с заявлениями в поддержку криминализации богохульства и вероотступничества и оправдывают убийство муртадов (вероотступников)13.

12 См.: Sharia Councils Inquiry Launched. URL: http:// www.parliament.uk/business/committees/committees-a-z/ commons-select/home-affairs-committee/news-parliament-2015/ 160623-new-inquiry-sharia-councils.

13 1 Nov 2016 — Sharia Councils — Oral Evidence. URL: http://data.parliament.uk/writtenevidence/committeeevidence. svc/evidencedocument/homeaffairs-committee/sharia-councils/ oral/42576.pdf; One Law for All Supplementary — Written

Противники шариатских советов указывают также на то, что имамы, действующие в советах, не являются надлежащими консультантами в рассматриваемых вопросах, поскольку просто не имеют необходимых навыков или знаний о существующей правовой практике, конституционном праве Великобритании или других стран.

Так, правозащитник иранского происхождения Марьям Намази, представитель коалиции «Один закон для всех», куда входят различные женские общественные организации14, указала в ходе заседания ко -митета Палаты общин, что шариатские суды играют весьма негативную роль в жизни женщин. «Мы считаем, — подчеркнула Намази, — что по содержанию и структуре они являются дискриминационными по отношению к женщинам, и попытаться найти что-то хорошее или плохое, когда сам закон подвергает женщин дискриминации, проблематично. Мы считаем, что женщины должны иметь доступ к одному светскому закону для всех»15.

По мнению Марьям Намази, шариатские суды, возникшие в середине 1980-х гг., являются результатом появления на международном уровне политического исламского движения, последствия которого проявились в Великобритании и в Европе. От женщин старшего поколения, живших в Британии до этого периода, никто не требовал обращения в шариатский суд, и не было никакой необходимости в исламском разводе, поскольку не было давления со стороны общин — они получали гражданские разводы, которые приемлемы в Пакистане, Иране и других странах.

Причины, по которым мусульманки в Великобритании соглашаются на рассмотрение семейных споров шариатскими советами, различны. В некоторых случаях у них не хватает знания английского языка или тех законов, на основании которых они имеют определенные права. Частой причиной является страх быть отвергнутыми общиной либо давление со стороны семьи.

Во многих случаях женщины испытывают и дополнительные трудности, поскольку полиция, местные власти и иные органы, которые оказывают про-

Evidence. URL: http://data.parliament.uk/writtenevidence/ committeeevidence.svc/evidencedocument/home-affairscommittee/ sharia-councils/written/44036.pdf.

14 Черные сестры Саутолла (Southall Black Sisters), Органи -зация по правам иранских и курдистанских женщин (Iranian and Kurdish Women's Rights Organisation), Центр светского пространства (Centre for Secular Space) и Британские мусульмане за светскую демократию (British Muslims for Secular Democracy), а также другие группы, которые объединяют как мусульманок, так и немусульманок.

15 URL: http://data.parliament.uk/writtenevidence/ committeeevidence.svc/evidencedocument/home-affairs-committee/sharia-councils/oral/42576.html.

фессиональные услуги населению, в том числе судебные, неохотно идут на меры, которые могут быть расценены как оскорбление лидеров таких общин, рекомендуя разрешать конфликты внутри общины без обращения в полицию и суды. Отсутствие реальной защиты со стороны государственных структур ставит в особо невыгодное положение женщин, являющихся жертвами домашнего насилия, поскольку в этом случае они не могут претендовать на выплаты компенсаций, предусмотренных для жертв преступлений в соответствии с государственной программой — Схемой компенсации вреда от преступлений (The Criminal Injuries Compensation Scheme)16 2012 г., которая распространяется и на жертв домашнего насилия17.

Количество пар в Великобритании, живущих в исламском браке без юридической регистрации, никто не знает и не подсчитывал — цифры колеблются от 40 до 100 тыс. пар. При этом, как показывают опросы, большинство женщин не знают, что их брак официально не признается английским правом. В отличие от зарегистрированных однополых браков, которые были признаны в 2004 г. (Civil Partnership Act), незарегистрированные официально брачные отношения представителей различных конфессий в Великобритании правового статуса не имеют.

Ранее на обсуждении в Палате лордов приводились различные примеры злоупотреблений и жестокого обращения с женщинами в мусульманских общинах. Так, одну из жертв домашнего насилия18 в об -щине долгое время принуждали жить с мужем-иностранцем, пакистанским студентом, который избивал ее, но когда тот не получил визу на въезд в Великобританию, он просто прислал письмо о разводе, в котором три раза написал «талак», и мгновенно получил развод. В другом, еще более вопиющем случае, рассказанном врачом, 60-летний муж привел свою 23-летнюю жену для восстановления девственности с целью ее возвращения на родину для нового брака. Отказ врача провести незаконную операцию вызвал сильный гнев у мужа, поскольку он, будучи безработным, уже получил 10 тыс. фунтов стерлингов от

16 A Guide to Applying for Compensation under the Criminal Injuries Compensation Scheme. URL: https://www.gov.uk/ guidance/criminal-iniuries-compensation-a-guide.

17 Подробнее о компенсациях жертвам домашнего насилия и других преступлений в Великобритании и иных странах см.: Автономов А. С., Артемов В. Ю., Власов И. С. и др. Возмещение материального вреда потерпевшим. Сравнительно-правовое исследование: науч.-практ. пособие / отв. ред. С. П. Кубанцев. М., 2016.

18 Подробнее о борьбе с домашним насилием в Великобритании и других странах см.: Домашнее насилие по законодательству зарубежных стран: ответственность и превенция / отв. ред. Н. А. Голованова. М., 2011.

нового предполагаемого мужа, который таким путем собирался получить британскую визу. При этом муж заявил, что получит такие услуги в другом месте и что это повсеместное явление19.

Следует отметить, что в отличие от женщин иных конфессий в Великобритании, предусматривающих не только религиозные брак и развод, но и обязательную официальную их регистрацию в рамках системы государственной регистрации актов гражданского состояния, значительная часть мусульманок, состоящих в религиозном браке, может развестись только по религиозному обряду. Закон о разводе (религиозные браки) (Divorce (Religious Marriages) Act) 2002 г., позволивший суду требовать от заявителей до предоставления гражданского развода расторжения религиозного брака, на мусульман не распространяется и применяется только к бракам, заключенным в еврейской общине.

Оформляя шариатский брак в Великобритании, мусульманка получает исламское свидетельство о браке, которое включает множество условий, но не включает пункта о праве на развод. Если бы такой пункт существовал, то отпала бы необходимость обращения в шариатские советы за разводом. В отличие от Великобритании в мусульманских странах, например в Тунисе, шариатские суды для развода уже не используются и супруги при разводе имеют равные права. Кроме того, в некоторых мусульманских странах мужчина не может получить мгновенный развод и ему приходится разводиться в суде.

Поскольку эта проблема возникла не сегодня, она частично уже была предметом обсуждений в палатах британского Парламента, во время которых отмечалось, что при все более широком использовании шариатских советов в Великобритании необходимо строгое соблюдение и поддержание единой правовой системы для обеспечения равенства всех граждан и введение запрета на создание в Великобритании каких-либо альтернативных правовых систем20. Как уже указывалось выше, такую же позицию высказало британское правительство в связи с петицией о запрете шариатских судов 2016 г.

Можно также отметить неудачную, к сожалению, попытку исправить сложившуюся негативную практику еще в 2015 г., когда Палата лордов британского Парламента рассматривала частный билль об арбитраже и медиации (равенство) (Arbitration and Mediation Services (Equality) Bill), подготовленный в связи с жалобами на дискриминацию мусульман-

19 House of Lords. Friday, 23 October 2015. Arbitration and Mediation Services (Equality) Bill [HL / Second Reading]. URL: http://www.publications.parliament.uk/pa/ld201516/ldhansrd/ text7151023-0001.htm.

20 Sharia Councils and the Single Legal System. Session: 2009-

10. URL: http://www.parliament.uk/edm/2009-10/288.

ских женщин по признаку пола, допускаемую в ходе деятельности шариатских советов. Предполагалось, что новый закон должен был исключить любую возможность допущения дискриминации, а внесение изменений в Закон об арбитраже 1996 г., Закон о равенстве 2010 г., Закон о семейном праве (Family Law Act) 1996 г., а также в Закон об уголовной юстиции и пуб -личном порядке (Criminal Justice and Public Order Act) 1994 г. (в части, касающейся права на защиту лиц, выступающих свидетелями в судебных процессах, от запугивания) упрочит положения жертв домашнего насилия. Предлагалось также дополнить Закон о судах и юридических услугах (Courts and Legal Services Act) 1990 г. нормой об уголовной ответственности и наказании в виде тюремного заключения на срок до 7 лет для лиц, которые незаконно осуществляют судебные полномочия.

Особое внимание в законопроекте было направлено на проблему «согласия», которое должно лежать в основе арбитража или медиации, его добровольность, в то время как на женщин могут оказывать давление члены их семей и представители общин. Одно из положений билля предусматривало право суда отменить рассмотрение дела в арбитраже на основе оглашения об урегулировании при существовании доказательств того, что согласие одной из сторон не было подлинным, в том числе полученным в результате принуждения.

В ходе дебатов было отмечено, что споры о том месте, которое должны занимать шариатские суды, если их существование вообще допускается в национальной системе, ведутся по всей Европе, поскольку в некоторых странах они запрещены.

Возможно, после проведения полноценных обзоров деятельности шариатских советов Парламент Великобритании вернется к рассмотрению данного законопроекта либо иным образом реально обеспечит равенство всех своих граждан независимо от их вероисповедания. Хотя уже сейчас в этой стране правозащитники выражают опасения, что обзор МВД по применению шариата в общинах узаконит существующий негативный опыт под видом «лучших практик», которые должны быть выявлены в ходе проверки. В противоположность этому существует мнение, что шариатские советы могут быть вообще упразднены, но не исчезнут, а перейдут на нелегальное положение21.

Оценивая ситуацию, сложившуюся в Великобритании, можно констатировать, что отсутствие контроля над деятельностью шариатских советов в течение 30 лет действительно привело к формированию параллельной правовой системы, при которой часть граждан вынуждена пользоваться ее услугами, подвергаясь дискриминации.

21 См.: В Англии могут закрыть шариатские суды. URL: http://www.islam.ru/news/2016-01-11/45398.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Nov 2016 — Sharia Councils — Oral Evidence. URL: http://data.parliament.uk/writtenevidence/committeeevidence.svc/ evidencedocument/homeaffairs-committee/sharia-councils/oral/42576.pdf.

A Guide to Applying for Compensation under the Criminal Injuries Compensation Scheme. URL: https://www.gov.uk/guidance/criminal-injuries-compensation-a-guide.

Counter-Extremism Strategy (first published:19 October 2015). URL: https://www.gov.uk/government/publications/counter-extremism-strategy.

Counter-Extremism Strategy: Written Statement — HLWS23. URL: https://www.parliament.uk/business/publications/written-questions-answers-statements/written-statement/Lords/2016-05-26/HLWS23.

Islamic Law: An Introduction to Sharia in the UK. URL: http://www.inbrief.co.uk/preparing-fortrial/shariah-in-britain/.

May's Sharia Law Review ALREADY under Fire as New PM Set for Number 10. URL: http://www.express.co.uk/news/uk/689076/ Theresa-May-s-Sharia-Law-review-ALREADY-under-fire-new-PM-set-Number-10.

One Law for All Supplementary — Written Evidence. URL: http:// data.parliament.uk/writtenevidence/committeeevidence.svc/ evidencedocument/home-affairscommittee/sharia-councils/written/44036.pdf.

Sharia Councils Inquiry Launched. URL: http://www.parliament.uk/business/committees/committees-a-z/commons-select/home-affairs-committee/news-parliament-2015/160623-new-inquiry-sharia-councils.

Sharia Courts are Quiet Continuation of Colonial Discriminatory Condescension (Interview with Marieme Helie Lucas). URL: http:// onelawforall.org.uk/mhl.

Sharia Law and the Use of Sharia Courts within the UK Should be Prohibited. URL: https://petition.parliament.uk/petitions/107864.

Автономов А. С., Артемов В. Ю., Власов И. С. и др. Возмещение материального вреда потерпевшим. Сравнительно-правовое исследование: науч.-практ. пособие / отв. ред. С. П. Кубанцев. М., 2016.

Домашнее насилие по законодательству зарубежных стран: ответственность и превенция / отв. ред. Н. А. Голованова. М., 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Англии могут закрыть шариатские суды. URL: http://www.islam.ru/news/2016-01-11/45398.

Международно-правовые стандарты в уголовной юстиции Российской Федерации: науч.-практ. пособие / отв. ред. В. П. Ка-шепов. М., 2012.

Сюкияйнен Л. Р. Шариатские суды: современная практика и перспективы в России. URL: https://law-journal.hse.ru/data/2015/ 01/15/1107249054/%D0%A1%D1%8E%D0%BA%D0%B8%D1%8F%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D0%BD.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.