Научная статья на тему 'Сформированность образного строя речи и образного мышления учащихся 5 11 классов общеобразовательной школы на основе работы с художественным текстом'

Сформированность образного строя речи и образного мышления учащихся 5 11 классов общеобразовательной школы на основе работы с художественным текстом Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
303
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВЫЕ ПОНЯТИЯ / ОБРАЗНЫЙ СТРОЙ РЕЧИ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / LANGUAGE CONCEPTS / FI GURATIVE SYSTEM OF SPEECH / ART TEXT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пузанкова Е.Н.

В статье дается анализ развития образного строя речи и образного мышления учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ, показываются методы работы с художественными текстами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE FIGURATIVE SYSTEM OF SPEECH AND FIGURATIVE THINKING OF PUPILS OF 5 11 CLASSES OF COMPREHENSIVE SCHOOL ON THE BASIS OF WORK WITH THE ART TEXT

In the article the analysis of development of a fi gurative system of speech and fi gurative thinking of pupils of 5-11 classes of comprehensive schools is given, the methods of work with art texts are shown.

Текст научной работы на тему «Сформированность образного строя речи и образного мышления учащихся 5 11 классов общеобразовательной школы на основе работы с художественным текстом»

УДК 811.161.1373 (072,3) Е.Н. ПУЗАНКОВА

доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе Орловского государственного университета

E-mail: e.puzankova@univ-orel.ru

UDC 811.161.1373 (072,3) E.N. PUZANKOVA

doctor of pedagogical sciences, professor, vice rector for scientific work, Orеl state university E-mail: e.puzankova@univ-orel.ru

СФОРМИРОВАННОСТЬ ОБРАЗНОГО СТРОЯ РЕЧИ И ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5 -11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ*

FORMATION OF THE FIGURATIVE SYSTEM OF SPEECH AND FIGURATIVE THINKING OF PUPILS OF 5 - 11 CLASSES OF COMPREHENSIVE SCHOOL ON THE BASIS OF WORK WITH THE ART TEXT

В статье дается анализ развития образного строя речи и образного мышления учащихся 5-11 классов общеобразовательных школ, показываются методы работы с художественными текстами.

Ключевые слова: языковые понятия, образный строй речи, художественный текст.

In the article the analysis of development of a figurative system of speech and figurative thinking of pupils of 5-11 classes of comprehensive schools is given, the methods of work with art texts are shown.

Keywords: language concepts, figurative system of speech, art text.

В основе любого творчества, в том числе и языкового, лежит работа образного мышления; без овладения образностью родного языка невозможно полноценное лингвистическое развитие. Вот почему так важно определить, происходит ли развитие образной стороны речи ребенка, его образного мышления при обучении родному языку в школе. Для решения этой задачи были разработаны и предложены учащимся 5-11 классов задания нескольких типов: диагностирующие I) способность учащихся символически изображать сущность изучаемых языковых понятий; 2) степень владения испытуемыми образной семантикой языковых единиц (вне контекста, метафоричность которых проявляется уже на уровне системы языка); 3) сформированность умения полного и частичного анализа образности художественного текста, владение тропами, фигурами речи.

Выполнение таких заданий позволило также выявить развитость у учащихся трех видов языковой деятельности: семантического анализа, конструирования и оценки.

Например, на конструирование, анализ и оценку задания по символическому изображению сущности языковых понятий, явлений:

- Попробуйте с помощью символического рисунка передать смысл фонетических понятий: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие согласные.

Полученные результаты не превышают 50%, свидетельствуют о неравномерности развития способности детей к абстрагированию, обобщению, образному представлению лингвистической терминологии. Выполнили

работу без ошибок 28% учащихся 5-х классов, 48% -6 кл., 9 кл., 50% - 7 кл., 36% - 8 кл., 47% -10 кл., 35% -11 кл.

Несовершенство исследуемого компонента языковой способности объясняется двумя причинами: 1) недостаточной сформированностью образного мышления учащихся, символического представления сущности лингвистических понятий, обусловленные отсутствием в стабильных учебниках примеров использования символического изображения языковых понятий, явлений в подаче теории и отсутствием специальных упражнений, отрабатывающих подобное умение у учащихся;

2) механическим заучиванием лингвистической теории, терминов учениками: непониманием сущности языковых понятий, затрудняющим оперирование с их семантикой.

Общие недостатки процесса обучения, методические просчёты проявляются в типичности большинства ответов учащихся, свидетельствующей о близости образного мышления учащихся разных классов и разных возрастных групп:

Звонкие согласные звонок - 5, 6, 7, 8, 9, 11 кл. колокольчик - 5, 7, 8 кл. барабан - 8, 9, 10, 11 кл. Твёрдые согласные бетон - 5, 9 кл.; Глухие согласные ухо /зачёркнутое/ - 5, 10, 11 кл. глухой человек - 5, 6, 7, 8, 9, 10 кл. дуб - 6, 8 кл. бабушка /старая/ - 9, 11 кл. Мягкие согласные губка - 5, 9 кл.

камень - 5, 8, 9, 11 кл. кирпич - 5, 11 кл. подушка - 5, 11 кл. вата - 5, 6, 11 кл. мочалка - 5, 7 кл. хлеб - 5, 6 кл. диван - 6, 9 кл. вода, перо - 6, 8 кл. облако -8, 11 кл. пух - 9, 10 кл.

* Данная статья продолжает рассмотрение проблемы развития различных компонентов языковой способности учащихся, см.: Е.Н. Пузанкова. Сформированность логико-языковых операций учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы// Ученые записки Орловского государственного университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 4 (54). С. 380-383.

© Е.Н. Пузанкова © E.N. Puzankova

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

Однако о потенциальных творческих возможностях детей, об их готовности к такой работе, к образному осмыслению языковой семантики /через символику/, невостребованными в процессе обучения, говорит разнообразие, оригинальность следующих /наряду с типичными/ единичных ответов:

Звонкие согласные Глухие согласные

звон капли - 5 кл. хор - 6 кл. звонок в будильнике - 6 кл. молот и наковальня , ноты -8 кл. магнитофон, тенор, пианино, птица, гитара - 9 кл. радио - 10 кл. труба - 11 кл. шорох - 7 кл. рыба , бревно -8 кл. бас - 9 кл. зачеркнутый громкоговоритель -10 кл.

Твердые согласные Мягкие согласные

бревно - 5 кл. лед, железо, орех, доска - 6 кл. лоб, барабан - 8 кл. кость, рога, рыцарь - 9 кл. кирпичная стена - 10 кл. твердый батон и сломанный нож -10 кл. булка, горы - 11 кл. молот с наковальней - 11 кл. стиралка - 5 кл. резинка, бинт - 6 кл. кошка, пушинка, пирог - 8 кл. лиса - 8 кл. пена, амеба - 9 кл. кровать, пластилин - 10 кл. тесто, трава, масло - 11 кл.

Следующая группа заданий выявляла степень восприимчивости учащихся к образности художественного текста, развитость умения правильно идентифицировать художественные приемы, в основе которых лежат языковые явления, объяснять их роль в выполнении художественного замысла автора.

Таким образом, определялся уровень владения учениками операциями семантического анализа и оценки языкового материала.

Полученные результаты свидетельствуют о несовершенстве процесса формирования исследуемых компонентов языковой способности с 5 по 11 классы школы, независимо от того, частичный или полный анализ образности художественного текста производится учащимися.

Так, на частичный анализ средств художественной выразительности было следующее задание:

- Прочитайте стихотворение С. Есенина «Колокол дремавший...». Найдите повторяющиеся гласные /ассонанс/ и согласные звуки /аллитерацию/, помогающие в создании автором образа раннего утра. Объясните выбор поэтом именно этих звуков.

Предполагалось, что ученики дадут такой ответ: «ассонанс - а - о; аллитерация - з - с /л, р/» далее приведут объяснение выбора именно этих звуков для создания образа раннего утра.

Без ошибок смогли выполнить задание только 11% учащихся 5-х кл., 20% - 6-х кл., 22% - 7-х кл., 36% - 8-х кл., 16 % - 9-х кл., 47% - 10-х кл., 27% - 11 кл.

Учащиеся всех классов допускают следующие типичные ошибки:

1) называют лишние, неповторяющиеся звуки: н, д, т;

2) называют буквы: е, я, ё;

3) смешивают понятия «ассонанс» и «аллитерация», например, «ассонанс - з-с», хотя перед выполнением задания в каждом классе экспериментатор уточнил значения этих двух терминов.

Причем только ошибки 3 типа уменьшаются к 6-му и не встречаются в 7 -11 классах. Количество двух первых типов ошибок постоянно варьируется, не только не уменьшаясь, но и увеличиваясь в ряде старших классов.

Смешение понятий «ассонанс» и «аллитерация» свидетельствует о недостаточном владении учащимися литературоведческими терминами, непониманием их значения. Использование при ответе букв вместо звуков - о несформированности понятий «звук речи», умения дифференцировать звук и букву. Неточные ответы, содержащие лишние звуки, говорят о низком уровне восприимчивости учащихся к образной звуковой ткани художественного текста, о несовершенстве фонематического слуха.

Еще ниже, чем восприимчивость детей к языковым средствам создания образности, их умение давать оценку роли языковых средств в реализации художественного замысла автора. Дали ответ на поставленный вопрос 11% учащихся 5-х кл., 18% - 6-х кл., 28% - 7-х кл., 10% - 8-х кл., 14% - 9 кл., 27% -10 и 11 кл.

Верными считались ответы, содержащие хотя бы попытку объяснить замысел автора, порой попытку слабую, неточную, но имеющую зерно правильного ответа:

«Чтобы передать радостную атмосферу,» «чтобы создать сонное настроение», - 5 кл.; «чтобы в стихотворении были яркость, звонкость», «чтобы передать красоту дня», «ассонанс передает звонкость, торжественность, жизнь», - 6 кл.; «звон колоколов и восход солнца», - 7 кл.; «шелест травы, пронзительный звон», - 8 кл.; «усиливают смысл: передают звук колокола», - 9 кл.; «для более точного воспроизведения сонной природы - з-с, о-а - долгие звуки, тягучесть природы утром», - 10 кл.; «поэт хотел передать, что природа только начинает просыпаться, она еще сонная сначала, а потом всё звенит, проснулось...», -10 кл.; «хотел передать, как звучит колокольный звон», «передать голос природы, ее красоту», - 11 кл.

Большинство учеников или не выполнили эту часть задания, или дали неверные ответы, подобные следующим:

«Чтобы была складность в стихотворении», - 6 кл.; «для того, чтобы текст был звуковым», - 6 кл.; «он хотел передать спокойную мирную картину», - 9 кл.; «попытка? передать пробуждение всего утром», - 10 кл.; «для выражения звонкого?..», - 11 кл.; «хотел показать природу», - 11 кл.

Причины низкого уровня анализа художественных приёмов создания образности, эстетических функций использованных автором языковых средств I) в несовершенстве владения учащимися семантикой языковых единиц, их художественными функциями; 2) в неотработанности операции анализа языковых средств, лежащих в основе используемых автором художественных приемов; 3) в незнании учащимися основных художественных приемов.

Это обусловлено следующим:

- во-первых, ослаблением семантического аспекта изучения языковых явлений, формализацией процесса

обучения, отсутствием его функциональной и коммуникативной направленности;

- во-вторых, ослаблением взаимосвязи изучения родного языка и родной литературы, и прежде всего в обучении лингвистическому анализу текста, в овладении художественными приемами создания образности;

- в-третьих, недостаточным количеством упражнений на осмысление переносных значений слов, оценку их эстетических функций, на анализ художественных приемов создания образности.

Эти выводы справедливы и при характеристике качества выполнения задания на полный лингвистический анализ образности художественного текста:

- Найдите в тексте средства художественной выразительности, определите их роль в создании образности.

...Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? (рит. вопрос) Вы выходите на крыльцо ... (умолчание) На тёмно-сером (эпитет) небе кое-где мигают звёзды: влажный (эпитет, метафора) ветерок изредка набегает лёгкой волной (метафора); слышится сдержанный. неясный (эпитет. метафора) шёпот ночи (олицетворение); деревья слабо шумят, облитые тенью (метафора)...

Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля (повтор синтаксич. конструкций). В избах красным ( эпитет) огнём горят (метафора) лучины, за воротами слышны заспанные (метонимия) голоса. А между тем заря разгорается (метафора): вот уже золотые (эпитет, метафора) полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный (эпитет) ветер подул - и тихо всплывает (метафора) багровое ( эпитет) солнце. Свет так и хлынет потоком (метафора), сердце в вас встрепенётся

(метафора), как птица (сравнение). Свежо, весело, любо (восходящая градация)! (воскл. предл.)

Свыше 70% средств художественной выразительности, используемых автором, в 5 кл. не нашёл ни один из испытуемых, в 6-х - 59% уч-ся, в 7-х - 70%, 8-х - 52%, 9 кл. - 36%, 10 кл. - 13%, 11 кл. - 45% опрошенных.

Однако дать названия художественным приемам без ошибок смогли только 4% учащихся 10-х и 11-х классов, а объяснить их роль в реализации авторского замысла -10% учащихся 10-х и 35% - 11-х классов.

Типичные ошибки, допущенные учащимися всех классов, таковы:

1. выписаны слова, употребленные в прямом значении: «светлеет воздух» - 5-11 кл., «звонко поют» - 7-11 кл., «зеленеют поля» - 9 кл., «весной», « до зари», «наслаждение» - 10 кл.;

2. широко понимается олицетворение /как метафора в целом/: /с 6 по 11 классы/:

олицетворение:

«свет так и хлынет потоком» - 6 кл., «всплывает солнце» - 9 кл., «влажный ветерок» - 8 кл. и т.п.;

Смешиваются понятия эпитет, сравнение, метафора и др.: /с 6 по 11 классы/:

«заря разгорается» - эпитет - 6 кл., «багровое солн-

це» - олицетворение - 7 кл., «заря разгорается» - сравнение - 8 кл., «всплывает солнце» - гротеск, гиперболат - 9 кл., «облитые тенью» - сравнение -10 кл. и т.п.

Таким образом, одной из причин низкого уровня выполнения анализа языковых средств художественной выразительности является недостаточное владение учащимися метафоричными значениями языковых единиц, неразличение их прямых и переносных значений.

Подытоживая анализ степени развития образного строя речи учащихся, их образного мышления, можно сделать следующие выводы:

С 5 по 11 классы не наблюдается плавного и эффективного роста способности учащихся символически изображать сущность изучаемых лингвистических понятий и явлений, осмысления механизма образования переносных значений слов, умения производить семантический анализ языковых средств создания образности художественного текста, знания художественных приемов, умения давать оценку роли языковых средств в реализации авторского замысла.

Это обусловлено ослаблением семантического аспекта изучения языковых единиц, недостаточным вниманием к переносным значениям слова, их соотнесенности с прямыми значениями, к семантике изучаемых лингвистических понятий. Низкий уровень развития образного строя речи учащихся определяется и отсутствием целенаправленной работы (специальной системы упражнений) по овладению метафоричной лексикой и фразеологией родного языка, по отработке умения символически изображать изучаемые языковые понятия, явления на протяжении всего школьного обучения, с 5 по 11 классы.

Одной из причин несовершенства развития исследуемых компонентов языковой способности является также потеря взаимосвязи родного языка и родной литературы в изучении художественных приемов создания образности, языковых средств, лежащих в их основе. Взаимодействие двух учебных предметов возможно при систематическом проведении специальных занятий (или фрагментов уроков) по лингвистическому анализу образного строя художественного текста с 5 по 11 классы общеобразовательной школы.

Таким образом, функционально-семантическое изучение языковых явлений, и прежде всего образных средств родного языка, а также организация специальной работы по овладению поэтикой родного языка (в том числе тропами, фигурами речи) создадут необходимые условия для развития образного строя речи учащихся, их метафоричного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.