Научная статья на тему 'Сферы деятельности и особенности современной социально-педагогической деятельности в Германии'

Сферы деятельности и особенности современной социально-педагогической деятельности в Германии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
736
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / МЕТОДЫ / ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIAL PEDAGOGIC / SOCIAL WORK / VOLUNTEERING / METHODS / FEATURES OF SOCIAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пащенко Ю.А.

В данной статье освещено состояние современной социально-педагогической деятельности в Германии. Для написания статьи, использованы новейшие статистические данные о числе работающих с социальной сфере ФРГ. Уделено особое внимание таким социально-педагогическим особенностям как, например, добровольчеству, всесторонней юрисдикции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern social-pedagogical activity in Germany

The author of this article covers the state of the modern social-pedagogical activity in Germany. For writing of this article the author used the latest statistic dates of the number of the social workers. Social and pedagogical features (for example, volunteering) deserve special attention

Текст научной работы на тему «Сферы деятельности и особенности современной социально-педагогической деятельности в Германии»

УДК 36, 37 (377)

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГЕРМАНИИ

Ю.А. Пащенко

В данной статье освещено состояние современной социально-педагогической деятельности в Германии. Для написания статьи, использованы новейшие статистические данные о числе работающих с социальной сфере ФРГ. Уделено особое внимание таким социально-педагогическим особенностям как, например, добровольчеству, всесторонней юрисдикции.

Ключевые слова: социальная педагогика, социальная работа, добровольчество, методы, особенности социально-педагогической деятельности.

Современному обществу, когда вопрос о решении и предотвращении экономических, политических и социальных проблем стоит особо остро, необходима социально-педагогическая помощь. В эпоху глобализации, стирания границ, возникает возможность обратиться к практике современной социально-педагогической деятельности других стран. Особый интерес для нашего исследования представляет опыт Германии.

Социально-педагогическая деятельность выступает в качестве практического аспекта социально-педагогической науки, в результате которой человек обретает способность решать свои проблемы самостоятельно. Целью профессиональной социально-педагогической деятельности является предотвращение, обнаружение и преодоление социальных проблем посредством «оказания содействия группам и индивидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, самостоятельно принимать решения и управлять сложившейся ситуацией в рамках закона и конвенции по правам человека» [1, S.1].

Анализ научной литературы показал, что, подводя итоги глобального развития социально-педагогической деятельности в Германии в ХХ столетии, исследователи представляют его как историю успеха. К примеру, немецкие исследователи Сабина Геринг и Рихард Мюнхмайер утверждают, что сегодня «социальная работа стала масштабной, дифференцированной, специализированной и профессиональной системой помощи и самопомощи» [2, S.225]. В 1992 году Ганс Тирш назвал XX век «социально-педагогическим», обосновывая это тем, что социально-педагогическая деятельность второй половины XX века стала «очевидной, более уважаемой составляющей в инфраструктуре педагогических и социальных услуг» [3, S.237].

Действительно, за последнее столетие в Германии представители научных дисциплин и специалисты различных практических направлений добились очевидных результатов в развитии, становлении и профессионализации социально-педагогической деятельности. В стране большим объемом издается специальная и учебная литература, хрестоматии, специализированные словари, научные журналы, периодика. Имеются разнообразные электронные ресурсы по вопросам социальной педагогики и социальной работы. Регулярно проводятся конгрессы, конференции, профессиональные форумы и семинары. Сотни университетов, ВУЗов и научных институтов представляют стабильную национальную и международную инфраструктуру. Перечень современных германских научных и профессиональных институтов, учреждений и организаций социально-педагогической направленности составляет 69 страниц приложения в «Словаре социальной работы», разработанном Крефтом и Миленцем [4].

Парламенты федеральных земель Германии предоставляют регулярные научные отчёты о социально-педагогической деятельности с детьми, молодежью, семей, инвалидами и различными категориями нуждающихся. На государственном и федеральном уровне финансируются социальные проекты и оказывается поддержка наиболее значимым исследовательским и координационным социальным учреждениям, таким, например, как «Немецкий институт по делам молодёжи», «Немецкий центр по возрастным вопросам», «Немецкий институт социальных проблем». Примечательно, что «Немецкий институт социальных проблем» ведет свою историю с 1893 года, когда он был создан под названием «Архив благотворительной помощи» (Archiv für Wohlfahrtspflege). Эта организация, по данным Мюллера, «задокументировала начало социально-педагогического века» [5, S. 187].

В ходе ХХ века происходил постоянный рост численности работников, задействованных в социальной сфере. Об этом красноречиво свидетельствует статистика [6, S.350; 2, S.225.], обобщенная нами в Таблице 1 (см. Приложение).

Согласно статистике, число работающих в социально-педагогической сфере выросло с 31.000 в 1925 году до 1.727.368 в 2011. Данные цифры обусловлены не ростом нестабильности и социального неблагополучия, а тем, что в последние годы социально-педагогическая деятельность работает по принципу «от интервенции к превентивности» [2, 8.225]. То есть, наблюдается тенденция нацеленности на предупреждение и предотвращение возникновения социальных проблем.

Немецкие ученые прогнозируют, что в 2025 году в Германии в социально-педагогической сфере будет ощущаться дефицит рабочей силы. Он составит примерно 152 тысячи человек.

По прогнозам социальных исследований «будущее» - за профессиями воспитателя, психотерапевта, и не в меньшей степени - специалистов социальных профессий, особенно в сфере работы с пожилыми людьми. Это связано с демографическими изменениями в ФРГ: «К 2030 году граждане старше шестидесяти пяти лет в Германии [...] будут составлять почти половину взрослого населения (сегодня это одна пятая). И, если уровень рождаемости в стране не вырастет в сравнении с сегодняшней ситуацией, по которой на одну женщину приходится 1,3 ребенка, то население младше тридцати пяти лет сократится почти в два раза быстрее, чем будет увеличиваться старшее поколение» [7].

Получив профессиональное социально-педагогическое образование, специалисты практикуют в различных областях социального обеспечения. Понятие «область» или «сфера» социальной практики используется для описания деятельности тех организаций, органов, структур, которые решают социальные проблемы однотипного характера. Каждая область социальной практики может включать большое количество разнообразных агентств и организаций, предоставляющих социальные услуги. Например, к коррекционно-правоохранительной сфере относятся суды, центры содержания преступников, исправительные учреждения, офисы по работе с совершеннолетними или несовершеннолетними преступниками, организации, работающие с досрочно или условно освобожденными лицами, тюрьмы и пр. Все эти заведения принадлежат к одной сфере социальной работы и решают проблемы людей, нарушающих законы.

В каждой области социальной сферы социальные работники решают конкретные задачи и работают с различными целевыми группами: дети, молодёжь, пенсионеры, инвалиды, заключённые, наркозависимые, мигранты. При этом работа с детьми и молодёжью является приоритетным направлением социально-педагогической деятельности в Германии. Анализ трудовой занятости населения в сфере работы с молодёжью показывает, что за последние 25 лет число персонала в данной области, имеющего соответствующее социально-педагогическое образование, значительно выросло (с примерно 30% в 1974 году до 54% в 1994) [8, 8.117].

В своей практике специалисты пользуются традиционными методами социально-педагогической работы: организация и проведение педагогических и терапевтических мероприятий, руководство и координация, защита и консультирование. Обязательным элементом методики социальной помощи является мотивация клиентов на самостоятельную деятельность (от помощи к самопомощи) по превентивно-профилактическому принципу. Помимо непосредственного контакта с клиентами в обязанности социально-педагогических работников входит: написание отчетов, работа с документацией, составление запросов и ведение учета своей деятельности.

Выделяя особенности современной социально-педагогической деятельности Германии, следует назвать следующие: всесторонняя юрисдикция, отсутствие монополизации направлений деятельности, добровольчество.

Под «всесторонней юрисдикцией» социально-педагогической деятельности понимаются проблемы клиентов, на которые распространяются полномочия и компетенция специалистов по их профессиональному разрешению. То есть любые жизненные трудности можно обозначить как объект социально-педагогического вмешательства.

На сегодняшний день невозможно назвать сферы деятельности и проблемные области, где не заняты социальные педагоги и социальные работники, поэтому многие исследователи социально-педагогического вопроса склоняются к так называемой «всесторонней юрисдикции» данной профессии. Во избежание переоценивания возможностей профессионального вмешательства Михаель Галуске уточняет вышеописанную дефиницию: «Отдельно взятый социальный работник не может быть экспертом в любой ситуации и не является таковым. Понятие всесторонней юрисдикции не подразумевает, что всё является социально-педагогической проблемой, а подразумевает, что существуют проблемы, которые варьируются в широких пределах и могут стать предметом социальной работы» [9, 8. 36-37].

Социально-педагогическая деятельность, как широкая гуманитарная область, не может быть монополизирована специалистами какой-либо одной профессии. Особенность социально-педагогической деятельности заключается в отсутствии чётких профессиональных границ. И эта

особенность сопровождает развитие данной профессии в Германии на протяжении всего ХХ века. Социальные работники и социальные педагоги сотрудничают в зависимости от сферы деятельности и от проблемного диапазона с врачами, священниками, учителями, юристами, психологами, административистами, психологами, а также с добровольцами и волонтерами. Принимая самостоятельные решения в каждом конкретном случае, социальные работники консультируются и разрабатывают проекты в команде сотрудников, налаживают сотрудничество с общественными организациями, социальными учреждениями, школами, средствами массовой информации.

Одной из важнейших особенностей социально-педагогической деятельности в Германии всегда было добровольчество. Добровольная и профессиональная социально-педагогическая помощь и по сей день являются двумя неотъемлемыми, дополняющими друг друга элементами социальной системы. «Качество» современного цивилизованного гражданского общества измеряется участием граждан в общественной жизни и соответственно в демократическом процессе [10, S.2]. 61% населения Германии полностью соглашается с фразой: "За то, как я ощущаю себя в моей стране, я сам в ответе".

Исследования показали, что в последние годы мотивация и цели работников, берущих на себя ответственность за принятие того или иного решения, значительно изменились. Они стали требовать права на участие в принятии решений и соразмерного (не обязательно денежного) признания их деятельности. Появилось желание работать самостоятельно и брать на себя полную ответственность. С одной стороны такие изменения показывают, что добровольцы принимают свою работу всерьёз. Сильной стороной добровольной помощи является близость к повседневным проблемам, знание социокультурного контекста. С другой стороны, становится очевидно, что необходимо вести речь о так называемом руководстве добровольцами (Freiwilligenmanagement). Это означает, что к одной из основных задач современной социально-педагогической работы должно относиться не только привлечение населения к добровольческой деятельности, но и ее организация и координация. Это поможет внести в добровольческую работу присущие профессиональной социально-педагогической помощи черты планомерности, методичности, рациональности и научности.

The author of this article covers the state of the modern social-pedagogical activity in Germany. For writing of this article the author used the latest statistic dates of the number of the social workers. Social and pedagogical features (for example, volunteering) deserve special attention.

The key words: Social pedagogic, social work, volunteering, methods, features of social-pedagogical activity.

Список литературы:

1. DBSH: Deutscher Berufsverband für Sozialarbeit und Sozialpädagogik und Heilpädagogik, Zeitschrift, e.V., Dezember, 2000.

2. Hering S., Münchmeier R.: Geschichte der Sozialen Arbeit Eine Einführung Grundlagentexte Sozialpädagogik/Sozialarbeit. Juventa Verlag Weinheim und München 4.Aufl., 2007. S.225.

3. Thiersch H.: Lebensweltorientierte Soziale Arbeit. Aufgaben der Praxis im sozialen Wandel. Weinheim: Juventa, 1992. S.235-254.

4. Kreft, D./Mielenz I.(Hrsg.): Wörterbuch Soziale Arbeit. Weinheim, 2005.

5. Müller W. C.: Helfen und Erziehen. Soziale Arbeit im 20. Jahrhundert. 2.,erweiterte Auflage. Juventa Verlag Weinheim und München, 2008. S. 187.

6. Statistisches Bundesamt, Institut für Arbeitsmarkt- und Berufsforschung (IAB) der Bundesagentur für Arbeit (BA), 2011. S.350.

7. Демографические изменения. Электронный журнал: Mencert.ru, 2011. URL: http://www.mencert.ru/demograficheskie-izmeneniya.html (дата обращения: 4.01.2013).

8. Rauschenbach Th.: Das sozialpädagogische Jahrhundert. Analysen zur Entwicklung Sozialer Arbeit in der Moderne, Weinheim/München, 1999.

9. Galuske M.: Methoden der Sozialen Arbeit. Eine Einführung. Bonn: Juventa Verlag Weinheim und München, 8.Aufl., 2009. S. 36-37.

10. Balwe, K. APuZ, 12/2006. S.5.

Об авторе

Пащенко Ю. А. - аспирант, старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П.Чехова», nemchinova_j@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.