Научная статья на тему 'Съезд Российского психологического общества'

Съезд Российского психологического общества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
581
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RUSSIAN PSYCHOLOGICAL SOCIETY / THE 5 TH CONGRESS OF RUSSIAN PSYCHOLOGICAL SOCIETY / THE SCIENTIFIC PROGRAM OF THE CONGRESS / PROSPECTS FOR DEVELOPMENT OF NATIONAL SCIENCE AND PRACTICE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Журавлев Анатолий Лактионович, Зинченко Юрий Петрович, Ковалева Юлия Валерьевна, Сергиенко Елена Алексеевна

Представлен подробный отчет о прохождении V съезда Российского психологического общества (РПО), рассказано о его мероприятиях, подведены его итоги. Широко обозначена научная программа съезда. Описано, какие проблемы были рассмотрены во время работы съезда, какие новые направления психологической науки и практики получили признание, кто из психологов принял участие в его работе. Так же представлены документы, утвержденные на съезде и издания, подготовленные к его открытию. Ключевые слова: Российское психологическое общество, V Съезд РПО, научная программа съезда, перспективные направления развития отечественной науки и практики.A detailed report on the 5th

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Congress of the Russian Psychological Society (RPS) is presented, main activities and the Congress summary are presented. A detailed account of the Congress scientific program is given. Issues under discussion are described, new areas of psychological science and practice are acknowledged, names of participants presented. Documents that were approved at the Congress and publications prepared for the Congress opening are mentioned.

Текст научной работы на тему «Съезд Российского психологического общества»

Сообщество профессионалов

[ Итоги V съезда РПО ]

СООБЩЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛОВ

Итоги V съезда Российского психологического общества

ХХХ

Международный

психологический

конгресс

VI Саммит психологов «Технологии успеха»

Европейский диплом по психологии EuroPsy

УДК 159.9:061.2/3

V СЪЕЗД РОССИЙСКОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

А.Л. Журавлев, Ю.П. Зинченко, Ю.В. Ковалева, Е.А. Сергиенко

С 14 по 18 февраля 2012 года в Москве состоялся V съезд Российского психологического общества (РПО). РПО ведет свою историю с 24 января 1885 года, когда под председательством М.М. Троицкого состоялось первое заседание Психологического общества при Императорском Московском университете.

В первом протоколе заседания Психологического общества сказано:

«24 января 1885 года состоялось первое заседание Психологического общества, состоящего при Императорском Московском Университете. В заседание явились следующие члены-учредители: М.М. Троицкий, ВА. Лопатин, А.И. Чуп-ров, С.А. Муромцев, Н.И. Стороженко, М.М. Ковалевский, Н.В. Бугаев, В.О. Миллер, Г.Е. Колоколов, ДА Анучин и НА Зверев.

Поручив временное председательствование М.М. Троицкому, члены-учредители выслушали устав общества, утвержденный господином Министром Народного Просвещения 15 июля 1884 года, и постановили напечатать оный в количестве 500 экземпляров.

Вслед затем приступлено было к закрытому баллотированию бюро общества, причем избранными оказались:

а) Председателем общества - М.М. Троицкий (избирательных голосов - 10, неизбирательных - ни одного),

б) Товарищем Председателя - В.А. Ли-онин (избирательных голосов 8, неизбирательных - 2),

в) Секретарем общества - Н.А. Зверев (избирательных голосов - 10, неизбирательных - ни одного),

г) Товарищем Секретаря - Д.А. Анучин (избирательных голосов - 9, неизбирательных - ни одного).

1) Местом для закрытых заседаний общество избрало помещение в новом здании Университета, а для заседаний публичных - в старом здании Университета,

2) Годичное собрание определено производить 24 января, в день открытия общества,

3) По предложению Председателя общество постановило ходатайствовать перед Правлением Университета о пособии в размере 100-150 рублей на расходы по печатанию бланков, дипломов и рассылаемых повесток», Сегодня РПО включает 58 региональных отделений, расположенных в большинстве субъектов РФ,

Для участия в V съезде РПО зарегистрировались 1417 человек из 57 субъектов РФ с принятыми к публикации тезисами докладов и выступлений, Работа Съезда проходила по 34 научным направлениям. Всего было проведено 125 заседаний по секциям и круглым столам, С докладами выступили 958 участников, В таблице 1 представлены для сравнения некоторые количественные показатели V съезда с IV съездом РПО и XI Европейским психологическим конгрессом, прошедшем в Осло в 2009 году,

Таблица 1. Количественные показатели IV и V съездов РПО и XI Европейского психологического конгресса (Осло, Норвегия, 2009 г.)

Показательтель XI Европейский психологический конгресс (Норвегия, Осло, июль 2009 г.) IV съезд РПО (Ростов-на-Дону, сентябрь 2007 г.) V съезд РПО (Москва, февраль 2012 г.)

Участники более 2000 978 1417

Направления научной работы 32 16 34

Места размещения секций 4 3 8

Таблица 2. «Портрет» участника V съезда РПО

Категория участников Количество участников Средний возраст участников

Доктора наук, профессора, главные и ведущие научные сотрудники 324 59

Кандидаты наук, доценты, старшие научные сотрудники 467 48

Остальные участники, включая студентов и аспирантов 626 31

В таблице 2 представлен обобщенный «портрет» участника V съезда РПО.

Наиболее крупные делегации на V съезде были представлены участниками из следующих региональных отделений РПО: Московское (344), Санкт-Петербургское (183), Ростовское (72), Ярославское (46), Челябинское (38), Томское (27), Самарское (26).

В работе съезда принимали участие и представители иностранных государств, как из стран СНГ (Беларусь, Украина, Казахстан, Молдова, Азербайджан, Узбекистан, Армения, Абхазия), так и стран дальнего зарубежья (США, Канада, Франция, Германия, Япония, Швейцария, Финляндия, Великобритания, Норвегия, Швеция, КНР, Вьетнам).

В состав оргкомитета вошли:

• Председатель: чл.-корр. РАО Ю.П. Зинченко

• Зам. председателя: доктор психол. наук, проф. Д.Б. Богоявленская; доктор психол. наук, проф. М.К. Кабардов; доктор психол. наук, проф. О.А. Караба-нова; чл.-корр. РАН А.В. Юревич

• Члены комитета: чл.-корр. РАО

И.В. Абакумова, доктор психол. наук, проф. Г.В. Акопов; доктор психол. наук, проф. Б.С. Алишев; академик РАО А.Г. Асмолов; доктор психол. наук, проф. О.А Ахвердова, доктор психол. наук, проф. ТЮ. Базаров; доктор психол. наук, проф. Н.А. Батурин; доктор пси-хол. наук, проф. К.И. Воробьева; академик РАО А.И. Донцов; доктор психол. наук, проф. А.Н. Гусев; доктор психол. наук, проф. ТА. Жалагина; доктор пси-хол. наук, проф. М.М. Кашапов; доктор психол. наук, проф. Е.Е. Кравцова; доктор психол. наук, проф. ТЛ. Крюкова; чл-корр. РАО Д.М. Маллаев; канд. пси-хол. наук В.В. Пчелинова; доктор пси-

Анатолий Лактионович Журавлев - член-корреспондент Российской академии наук, профессор, вице-президент Российского психологического общества, директор Института психологии РАН

Юрий Петрович Зинченко - член-корреспондент Российской академии образования, профессор, президент Российского психологического общества, декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Юлия Валерьевна Ковалева - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Института психологии РАН

Елена Алексеевна Сергиенко - доктор психологических наук, профессор, член президиума Российского психологического общества, заведующая лабораторией психологии развития Института психологии РАН

хол. наук, проф. М.М. Решетников; академик РАО В.В. Рубцов; доктор психол. наук, проф. З.И. Рябикина; академик РАО Д.И. Фельдштейн; доктор психол. наук, проф. М.С. Яницкий.

В состав программного комитета вошли:

• Председатель: член-корр. РАН А.Л. Журавлев

• Зам. председателя: доктор психол. наук, проф. Ю.М. Забродин; доктор психол. наук; проф. Е.А. Сергиенко, академик РАО В.С. Собкин; академик РАО В.Д. Шадриков

• Ученый секретарь: канд. психол. наук Ю.В. Ковалева

• Члены комитета: доктор психол. наук, проф. В.М. Аллахвердов; доктор психол. наук, проф. Ю.И. Александров; чл.-корр. РАО В.А. Барабанщиков; чл.-корр. РАН Б.М. Величковский; чл.-корр. РАО Э.В. Галажинский; академик РАО А.А. Деркач; чл.-корр. РАО Г.В. Залевский; академик РАО П.Н. Ермаков; доктор психол. наук, проф. В.А. Кольцова; чл.-корр. РАО

A.В. Карпов; чл.-корр. РАО С.Б. Малых; академик РАО Н.Н. Нечаев; чл.-корр. РАН

B.Ф. Петренко; доктор психол. наук, проф. Л.М. Попов; доктор психол. наук, проф. В.Е. Семенов; доктор психол. наук, проф. А.С. Чернышев.

Научные мероприятия (заседания секций, круглые столы, постерные сессии и др.) V съезда РПО проводились в нескольких ведущих научных, образовательных и практических психологических центрах города Москвы: на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (96 мероприятий), в Институте психологии РАН (3 мероприятия), в Психологическом институте РАО (12 мероприятий), в Московском городском психолого-педагогическом университете (8 мероприятий), в Центре психологической помощи МЧС РФ (2 мероприятия), в РАНХиГС при Президенте РФ (2 мероприятия), в Московской службе психологической помощи населению (1 мероприятие), в I Московском государственном медицинском университете имени И.М. Сеченова (1 мероприятие).

Поздравления и приветствия участникам Съезда направили:

• В.В. Путин - Председатель Правительства Российской Федерации;

• С.Е. Нарышкин - Председатель Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации;

• Ю.С. Осипов - Президент Российской академии наук;

• А.А. Фурсенко - Министр образования и науки Российской Федерации;

• В.М. Платонов - Председатель Московской городской Думы;

• Л.А. Бокерия - Президент Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации», директор Научного центра сердечно-сосудистой хирургии имени А.Н. Бакулева, академик РАН и РАМН;

• Райнер Зильберайзен - Президент Международного союза психологической науки при ЮНЕСКО;

• Роберт Ро - Президент Европейской федерации психологических ассоциаций.

• На пленарном заседании V съезда РПО с докладами выступили:

• Шойгу С.К. - министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС);

• Садовничий В.А. - ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик РАН, профессор;

• Зинченко Ю.П. - Президент РПО, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО, профессор;

• Цветкова Л.А. - Первый вице-президент РПО, доктор психологических наук, доцент;

• Кирпичников М.П. - Председатель Высшей аттестационной комиссии РФ, академик РАН, декан биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;

• Реморенко И.М. - статс-секретарь, заместитель Министра образования и науки РФ;

• Асмолов А.Г - заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Директор ФГУ «Федеральный институт развития образования», академик РАО, профессор;

• Рубцов В.В. - ректор Московского городского психолого-педагогического университета, академик РАО, профессор;

• Журавлев А.Л. - чл.-корр. РАН, директор Института психологии РАН, профессор;

• Ушаков Д.В. - заведующий лабораторией психологии и психофизиологии творчества Института психологии

РАН, член-корреспондент РАН, профессор;

• Аллахвердов В.М. - руководитель Санкт-Петербургского отделения РПО, заведующий кафедрой общей психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), профессор;

• Нечаев Н.Н. - проректор Московского государственного лингвистического университета, академик РАО, профессор;

• Шойгу Ю.С. - директор Центра экстренной психологической помощи МЧС РФ.

14 февраля, в день открытия V съезда РПО, прошла выставка профессиональных достижений практической и экспериментальной психологии «Психологи -России». На выставке были представлены аппаратурно-программные комплексы, методы диагностики и коррекции психологических нарушений и состояний, в том числе детектор лжи, система биологической обратной связи, единственный в России шлем виртуальной реальности; технологии многомерной оценки, диагностики и коррекции стресса, линия помощи «Дети он-лайн» и многое другое.

В выставке приняли участие университеты и компании из разных городов и регионов России: Санкт-Петербургский государственный университет и факультет психологии СПбГУ, компания «Иматон» (г. Санкт-Петербург), Башкирский государственный университет (г. Уфа), компания «Медиком» (г. Таганрог), факультет психологии Южного Федерального университета (г. Ростов-на-Дону), факультет психологии Томского государственного университета (г. Томск). Московский регион был представлен факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Московским городским психолого-педа-гогическим университетом, центром экстренной психологической помощи МЧС России и компанией «Нейроботикс» (г. Зеленоград). Также в выставке приняли участие хорошо известные среди психологов издательства «Смысл» и «Аспект-Пресс».

15 февраля 2012 года в пресс-центре РИА «Новости» состоялась пресс-конференция, посвященная проведению в Москве V съезда РПО.

Участники пресс-конференции, среди которых были Ю.П. Зинченко, В.В. Рубцов, Л.А. Цветкова, Э.В. Галажинский, Ю.С. Шойгу, А.Г. Асмолов и П.Н. Ермаков,

отметили современные тенденции развития психологического знания и его приложений в различных областях практики. В частности, ускорение темпа жизни, развитие информационных и коммуникационных технологий, рост неопределенности, усиление миграционных потоков, увеличение числа промышленных катастроф, терроризм и чрезвычайные ситуации ставят перед психологами новые научные и практические задачи, определяемые обществом риска.

участие как психологи (исследователи, практикующие специалисты, разработчики методического инструментария), так и представители правоведческого сообщества. В рамках круглого стола обсуждались вопросы квалифицирован™ объектов охраняемых интеллектуальных прав в психологии, специфики интеллектуальных прав в разных областях практической психологии (психодиагностике, образовательной деятельности, в области создания психотехнологий и

Открытие У съезда Российского психологического общества

Видные ученые приняли участие в обсуждении следующих актуальных вопросов: Как решаются перечисленные выше задачи современной исследовательской и практической психологией? Не приводит ли необходимость быстро реагировать на запросы общества к снижению роли гуманистической составляющей современной психологии? Требует ли экстремальное время экстремального человека? Должна ли брать на себя психология не только исследовательские, но и политические задачи? Как трансформируются человек и культура в пространстве риска? Каковы психологические особенности «цифрового» поколения России? Какова роль психолога в развитии Новой школы и современных стандартов образования? Может ли толерантность быть инструментом противодействия ксенофобии?

16 февраля 2012 года на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова состоялся междисциплинарный круглый стол на тему: «Интеллектуальные права в психологии». В его работе приняли

др.), возможности защиты интеллектуальных прав в психологии, в том числе на вновь создаваемые продукты и др.

Специально к V съезду РПО были выпущены несколько изданий: вышла в свет международная коллективная монография на французском языке о Л.С. Выготском, выпущен специальный номер «Национального психологического журнала», изданы тезисы докладов и выступлений на Съезде.

В ходе работы Съезда были также утверждены важные документы.

• Этический кодекс психолога

• Этические принципы деятельности российского психолога

• Клятва психолога России

Ниже приводится «Клятва психолога России».

Получая высокое звание российского психолога и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

• честно исполнять свой профессиональный долг, соблюдая этические

принципы работы российского психолога;

• посвятить свои знания и умения сохранению и укреплению психологического здоровья и благополучия человека;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• быть всегда готовым оказать психологическую помощь;

• проявлять высочайшее уважение к жизни, правам, благополучию и достоинству человека;

• хранить благодарность и уважение к своим учителям;

• быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

• доброжелательно относиться к коллегам;

• обращаться к коллегам за помощью и советом, если этого требуют интересы обратившихся ко мне за помощью;

• и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

• постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство;

• беречь и развивать славные и благородные традиции российской психологической науки.

• Да буду я чист в своих делах и помыслах, да не нарушу эту клятву вовек.

В рамках обсуждения проблем подготовки психологов была отмечена важность соответствия российских образовательных стандартов подготовки психологов Общеевропейскому стандарту профессионального образования психологов (EuroPsy). Обязательными требованиями последнего являются:

• Моноподготовка не менее 5 лет очного обучения.

• Супервизия не менее 1 года после 5 лет.

• Этический кодекс и этические принципы практической деятельности.

• Корректное применение психодиагностического инструментария.

По итогам работы V съезда РПО была принята Резолюция. В ней нашли отражение следующие основные положения, в которых подчеркивалась необходимость:

• повышения роли психологической науки в управлении обществом;

• развития отечественных научных школ и создание инновационных перспективных направлений развития психологической науки и практики;

• развития стандартов и этических принципов профессиональной деятельности практических психологов;

• сертификации практических психологов, создания общероссийского реестра сертифицированных психологов;

• сохранения специалитета как основной траектории подготовки психологов;

• анализа достижений и тенденций развития отечественной психологии, что позволяет определить миссию Российского психологического общества как задачу повышения роли и статуса психологической науки и практики в управлении современным российским обществом;

• ускорения создания в рамках Российского психологического общества секций, содержание деятельности которых отвечает отраслям психологии, накопившим плодотворный опыт в решении актуальных социальных проблем и выразившим соответствующую инициативу согласно Уставу РПО;

• обращения в Правительство РФ с ходатайством о необходимости разработки проекта федерального закона «О психологической помощи населению»; создания рабочей группы по разработке проекта федерального закона «О психологической помощи населению»;

• разработки типовых стандартов профессиональной деятельности психолога, в том числе деятельности психолога-консультанта, возрастного психолога, семейного психолога, спортивного психолога и др., и соответствующих квалификационных характеристик для внесения их в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих;

• разработки проекта положения о добровольной сертификации специа-листов-психологов, включая единую форму сертификата на право профессиональной деятельности; создания Единого реестра учета профессиональных психологов;

• создания совместно с представителями профессионального юридического сообщества рабочей группы с целью разработки вопросов, связанных с охраной интеллектуальных прав в психологии, возможностей в области аудита методических материалов, диагностического и коррекционного инструмента;

• в связи с подготовкой вступления в силу Федерального закона № 436 от 29.12.2010 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоро-

вью и развитию» с целью обеспечения информационной безопасности детей и молодежи объединить усилия специалистов различных областей знания и практики (психологов, педагогов, врачей, журналистов, юристов, социологов и др.) для разработки приемов, технологий и методики осуществления возрастной классификации информационной продукции на базе РПО как общественной организации. Совместно с представителями Министерства связи и массовых коммуникаций РФ выработать требования и рекомендации для формирования экспертного совета по информационно-психологической безопасности детей и молодежи; обращения с ходатайством в Министерство образования и науки Российской Федерации и Государственную Думу Российской Федерации о вне-

торые можно условно объединить в следующие 4 основные группы:

1. Актуальные проблемы теоретической психологии и практики. Это такие направления, как:

• Методология и история психологии.

• Культурно-деятельностная парадигма конструктивизма.

• Современные программы, методы и методики в научно-исследовательской и прикладной психологии.

• Психологическая практика.

• Психодиагностика.

• Консультативная психология и неклиническая психотерапия.

2. Современные исследования в различных отраслях психологии. К ним относятся:

• Психология и психосемантика сознания. Психология речи.

• Психология развития и акмеология.

• Психофизиология.

В президиуме на пленарном заседании - В.А. Садовничий, С.К. Шойгу, Ю.П. Зинченко

сении изменений в Закон «Об образовании», включив в него в качестве обязательного положение о создании в каждом образовательном учреждении и организации психологической службы, ее научно-методическом и ресурсном обеспечении.

Анализ научной программы V съезда, несмотря на ее широту и разнородность, позволил выделить несколько обобщенных линий, вокруг которых группируются и по которым развиваются отдельные отрасли психологии.

В программу работы съезда были включены 34 научных направления, ко-

Психогенетика.

Когнитивная психология. Зоопсихология и сравнительная психология.

Психология безопасности и военная психология. Психология экстремальных видов деятельности. Юридическая психология и психология правоохранительной деятельности.

Психология спорта.

Психология здоровья и клиническая психология.

Этическая психология и психология нравственности.

3. Психологические проблемы современной личности. В эту группу вошли следующие направления:

• Психология личности и индивидуальности.

• Психология способностей, интеллекта, одаренности и творчества.

• Психология и религия.

• Экзистенциальная психология.

• Психология регуляции и саморегуляции.

4. Психология и проблемы современного общества. Эту группу составили 3 подгруппы:

I. Психология и социальная среда:

• Социальная и политическая психология.

• Психология общения.

• Этническая и культурная психология.

• Психология современного мегаполиса.

• Психология современной семьи.

II. Психология образования. Новые стандарты психологического образования:

• Педагогическая психология.

• Психолого-педагогические проблемы в образовании.

• Развитие способностей в учебной и профессиональной деятельности.

Ш.Психология и профессия, бизнес и экономика:

• Психология труда, инженерная психология и эргономика/

• Организационная психология/

• Экономическая психология. Психология предпринимательства. Психология рекламы.

Несмотря на то, что представленное группирование не имеет единого основания, оно позволяет увидеть ряд современных тенденций в развитии отраслей психологии. Так, 1-я и 2-я группы отражают внимание психологов к внутренним проблемам психологии - развитию психологической науки в целом либо ее отдельных отраслей. В то время как 3-я и 4-я группы показывают продвижение в изучении основных психологических объектов - индивида, личности, субъекта, индивидуальности, межличностных отношений, межгруп-повых отношений, группы, организации, общества.

Также можно назвать новые научные направления, представленные на V съезде РПО. К ним относятся как самостоя-

тельные научные направления, так и части объединенных направлений:

• Психология современного мегаполиса.

• Психология безопасности. Психология экстремальных видов деятельности.

• Экзистенциальная психология.

• Этическая психология.

• Культурная психология.

• Психология предпринимательства.

• Психология рекламы.

• Психология здоровья.

• Консультативная психология.

• Неклиническая психотерапия.

• Психология Интернета.

Эти, главным образом, научно-практические направления свидетельствуют об интересе и внимании психологической науки к широкому спектру вопросов, связанных с поиском человеком своего места в современном мире - в современных экономических условиях, в новом информационном пространстве, в стремительно меняющихся условиях жизни в городской среде, в связи с осмыслением человеком глубинных основ бытия. Оформление такого научно-практического направления как «Консультативная психология» демонстрирует развитие самой психологии, ее не прекращающийся поиск новых предметов исследования, а также практических сфер применения психологических знаний.

Новые научные направления рассматриваются в качестве одного из явных свидетельств развития современной психологии. Конечно, исследования такого содержания велись и ранее, однако, в качестве относительно самостоятельных научных направлений на съезде РПО они были представленны впервые.

Обоснованием научно-практического направления «Неклиническая психотерапия», объединенного с «Консультативной психологией», фактически завершился продолжительный спор психологов с психиатрами за право заниматься психотерапевтической практикой. Психиатры, имеющие медицинское образование, и, благодаря этому имеющие право на лечение, могут заниматься как клинической, так и неклинической психотерапией, а психологи - только неклинической ее формой, т.е. консультативной помощью здоровым людям. Это огромное достижение психологов!

Говоря о новых психологических отраслях, необходимо также отметить особый характер развития социальной психологии, наблюдавшийся в два последних десятилетия. Специфика заключается в формировании ряда отдельных социально ориентированных психологических направлений, которые ранее были объединены в социальной психологии. Среди них можно назвать:

• Психологию семьи.

• Психологию общения.

• Экономическую психологию.

• Организационную психологию.

• Политическую психологию.

Их активное, самостоятельное развитие позволяет говорить о формировании системы социально-психологических направлений или даже отраслей на современном этапе развития психологии.

Однако некоторые из заявленных научных направлений проявили себя в меньшей степени по сравнению с предыдущими съездами РПО и чем ожидалось. Среди них:

• «Педагогическая психология»: оказалось много материалов низкого качества, поэтому к окончательной публикации в рамках направления была принята только треть заявленных тезисов;

• «Деятельность как категория и предмет исследования»;

• «Психология поведения» как научное направление было расформировано, а присланные тезисы перенесены в другие направления;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Специальная и коррекционная психология» как направление не состоялось, поэтому заявленные материалы были включены в «Клиническую психологию и психологию здоровья»;

• «Психология спорта».

Эта ситуация могла возникнуть не только из-за кризиса тех или иных научных направлений или недостатка интереса к ним. Можно предложить, по крайней мере, еще два объяснения. Например, расширение интереса исследователей в области «Педагогической психологии» привело к тому, что в рамках этой психологической отрасли было сформировано новое научное направление - «Психолого-педагогические проблемы в образовании». Такое название более точно отражает смещение акцентов конкретных исследований от клас-

сической проблематики отрасли к более прикладным и практическим предметам изучения. Второе объяснение - перестройка в самой отрасли. В педагогике, как практической сфере, интенсивно продолжаются поиски новых педагогических форм и приемов обучения и более широко - педагогического воздействия. В настоящее время фактически происходит аккумуляция нового психологического знания в этой сфере.

Большие, но не оправдавшиеся ожидания были связаны и с «Психологией спорта». Ожидания объяснялись, во-первых, богатой историей этой отрасли в нашей стране, а во-вторых - приближающейся Зимней Олимпиадой 2014 г. в Сочи. Однако ни первое, ни второе пока не повлияло на современное состояние психологии спорта, хотя надеемся, что возрастающая потребность (спрос) изменит ситуацию.

Основными критериями определения наиболее крупных научных направлений, представленных на V съезде РПО, являлись количество мероприятий, состоявшихся по ним (симпозиумов, заседаний, круглых столов и др.), а также число участников (50-100 чел.). Такими направлениями были:

• Методология и история психологии.

• Психология развития и акмеология.

• Психология и психосемантика сознания. Психология речи.

• Психология способностей, интеллекта, одаренности и творчества.

• Клиническая психология.

• Социальная и политическая психология.

• Психология общения.

• Организационная психология.

• Этническая и культурная психология

• Психология современной семьи.

• Психофизиология.

Можно выделить те направления, по которым в историческом плане заметен стабильно высокий интерес в профессиональном психологическом сообществе. К ним относятся:

• Методология и история психологии.

• Психология личности и индивидуальности.

• Психология способностей, интеллекта, одаренности и творчества.

• Психология и психосемантика сознания. Психология речи.

• Психология развития и акмеология.

• Социальная психология.

• Клиническая психология.

• Психофизиология.

• Психологическая практика.

Анализ материалов, и прежде всего,

публикаций съезда позволил назвать новые предметы и объекты, к которым обращались участники психологического сообщества в своих исследованиях, и которые отражают тенденции, наблюдаемые как в конкретных направлениях, так и в психологической науке в целом. Степень новизны при этом может оцениваться по-разному.

По направлению «История и методология психологии» можно назвать такие предметы, как эмпатия, детская ложь, ядро коллектива, гениальность, образ жизни.

По направлению «Психология и психосемантика сознания» - осознание, предпочтение, время. По «Психологии речи» начато изучение такого нового предмета, как кинодискурс.

По направлению «Психология развития» исследователи обращались к таким объектам исследования, как люди пожилого возраста, супружеские пары, подростки как пользователи интернета, де-ти-аутисты. Изучались новые предметы как, например: имя человека, партнерские отношения, изобразительный замысел, совместная регуляция поведения, отражение времени, социальная субъ-ектность женщин в зрелом возрасте, когнитивный возраст и т.д. В «Акмеологии» обозначился новый подход к разработке научных проблем - этноакмеология.

По направлению «Психология личности и индивидуальности» можно выделить следующие новые предметы исследования: жизненный сценарий, взрослость, совесть, честолюбие, праздник, психологическое насилие, сексуальное поведение, самоописание, отношение к смерти, личность террориста, медиаповедение личности, жизнестойкость, самопредъявле-ние гендера, гражданская идентичность, стремления человека, временная перспектива, «угроза Я», сексуальная идентичность, компенсация личности, экзистенциальная исполненность.

В направлении «Психология способностей, интеллекта, одаренности и творчества» обозначились такие предметы изучения, как художественная одаренность, психологические барьеры инновационного развития, интеллектуальная компетентность, концептуальная структура и т.д.

В направлении «Психология регуляции и саморегуляции» среди новых предметов исследования можно назвать образ психического состояния и юмор.

В работах по направлению «Психология труда, инженерная психология и эргономика» - такие предметы, как реорганизационный шок, профессиональная идентичность, карьерная ориентация, представление о профессиональном пространстве, личностное здоровье профессионала, творческий возраст. Новыми объектами изучения выступили - замещающие родители, сотрудники ГИБДД, безработные.

По направлению «Организационная психология» такими объектами были -бизнес-тренер, виртуальные организации, а предметами - гостеприимство, нормативная девиация персонала, психологический капитал сотрудника, лояльность персонала.

По направлению «Экономическая психология. Психология предпринимательства. Психология рекламы» среди относительно новых предметов изучения можно выделить отношение к взятке, имидж денег, экономическую активность.

По направлению «Этическая психология и психология нравственности» новыми предметами можно считать зависть и справедливость, нравственное самоопределение и альтруистический выбор.

В направлении «Социальная и политическая» психология появился широкий спектр новых предметов изучения: представление о враге и друге, деструктивное лидерство, понятие «современный мир», тайм-стратегии, представление о счастье, формирование слухов, феномен чайлдфри, психологическая культура, социально-психологическое пространство, эйджистские стереотипы, сексуальность как социально-психологический феномен, временная компетентность, медиавоздействие, толерантность к неопределенности, социальный капитал, зрелость группы, лукизм, самоограничение, закономерности любви в жизненном цикле человека, виртуальная коммуникация, экологические ценности.

В направлении «Этническая и культурная психология» изучались такие новые объекты, как супруги в биэт-ническом браке, биэтническая семья и участники буллинг-поведения. Новы-

ми предметами исследования по этому направлению можно назвать следующие: межэтническое восприятие, этнопсихологический субъект, этнотравма, межкультурная компетентность.

По направлению «Психология безопасности и военная психология» можно выделить новый предмет исследования

- биосоциальную природу безопасности. По «Психологии экстремальных видов деятельности» появился новый объект изучения - футбольные хулиганы.

В направлении «Юридическая психология и психология правоохранительной деятельности» также выделились новые объекты - материалы экстремистского содержания, террористы-смертники, и новый предмет исследования - возраст как феномен и кате-

гория юридической психологии.

В направлении «Психология здоровья и клиническая психология» обозначились следующие новые предметы изучения: интернет-зависимость, отношение к психически больным, индивидуальная концепция внешности.

По направлению «Зоопсихология и сравнительная психология» изучались невербальные способы коммуникации у людей и животных.

В новом направлении «Психология современного мегаполиса» можно выделить следующие предметы исследования: визуальная культура, отцовская депривация, экологическое поведение, восприятие, представления, установки по отношению к образам городской среды (архитектуры) и новый объект - абитуриенты из моноэтнических регионов.

В направлении «Психология современной семьи» обозначились такие но-

вые предметы, как: семейная история, межпоколенное взаимодействие, структура родительских установок, и новый объект - замещающие родители.

По направлению «Современные программы, методы и методики в научно-исследовательской и прикладной психологии» изучался новый объект

- блоги (интернет-дневники) и такой предмет, как инновационный потенциал профессионала. Работы участников направления были также посвящены новым методам - интернет-тестированию, качественным исследованиям, не-тнографии.

В направлении «Психологическая практика» исследователи обратились к интернет-технологиям в консультировании.

В направлении «Психодиагностика» могут быть названы такие новые предметы изучения, как диагностика перфекционизма и временной перспективы.

В направлении «Развитие способностей в учебной и профессиональной деятельности» в качестве новых предметов выступают абнотивность педагога и духовные способности.

В направлении «Психология и религия» такими предметами были религиозный экстремизм (в молодежной среде Северного Кавказа), духовные потребности, духовные мотивы, состояние совести, профессионально важные качества пастыря.

В «Экзистенциальной психологии», новом направлени этого съезда, выделяются такие предметы, как экзистенциальные ресурсы, самоценность, ограниченность во времени, со-бытие, событийность, экзистенциальный опыт,

онтологическая уверенность, самоин-терпретация.

По направлению «Психология общения» новыми предметами изучения стали: приватное общение, медиакоммуникация, язык СМИ, идентификационный резонанс в процессе восприятия телепрограмм и виртуальная коммуникация.

Отмеченная новизна отражает целый ряд процессов, происходящих в психологической науке на современном этапе. Прежде всего, необходимо отметить ее обращение к актуальным социально значимым проблемам. Об этом свидетельствуют новые предметы и объекты, сопряженные с такими острыми социальными проблемами, как проблемы терроризма и экстремизма, наркомании и алкоголизма. К актуальным можно также отнести новую проблематику интернета и телекоммуникаций и ряд других.

Интересно и то, что сквозным, междисциплинарным предметом изучения на настоящем этапе стали время, возраст (субъективное время, субъективный возраст, временная перспектива) и связанные с ними разные виды взросления и зрелости личности и группы. К их изучению обращались в когнитивной психологии, психологии развития и акмеологии, психологии регуляции и саморегуляции, психологии нравственности, психологии труда, исторической и социальной психологии, психологии экстремальных видов деятельности, юридической психологии, психодиагностике, экзистенциальной психологии и др. По-видимому, современная психология, как и современный человек, переживают индивидуальные и социальные изменения, которые происходят со временем в личном и общественном плане, что обуславливает шаги в сторону осмысления и изучения этих процессов.

Среди научных направлений V-го съезда РПО можно выделить те, в работе которых была наиболее представлена связь с практической проблематикой. Критерием для выделения таких направлений выступает их итоговая программа, в которой значительное место было уделено дополнительным мероприятиям, имеющим практическую направленность, связанную, как с актуальными социальными вопросами, так и проблемами развития самой отрасли, ее возможностями отвечать на различные практические запросы и вызовы.

Пресс-конференция в РИА «Новости»

В направлении «Психология здоровья и клиническая психология» были организованы круглые столы по таким вопросам, как профессиональная подготовка и профессиональный статус клинического психолога на современном этапе, алкоголизм, наркомания и другие формы зависимого поведения, методологические и организационные аспекты проблемной ситуации в диагностике нарушений психического развития, исследовательские и организационные модели психопрофилактики. Проблема психологического сопровождения процессов овладения медицинской профессией обсуждалась также на круглом столе по направлению «Психология образования. Новые стандарты психологического образования». Вопросы оказания психологической помощи населению обсуждались на круглом столе направления «Психологическая практика», проводившемся совместно с Московской службой психологической помощи населению Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.

На круглых столах, организованных в рамках направления «Психология современной семьи», рассматривались вопросы семей и детей группы риска, а также деятельности и профессиональной подготовки семейного психолога. Совместно с направлением «Психогенетика» был организован круглый стол, посвященный изучению индивидуальных различий в семье. Проблемы семьи и детства обсуждались также на круглых столах и других направлений. Так в «Психологии общения» были затронуты вопросы защиты детей и молодежи от негативного воздействия СМИ, а на круглом столе направления «Психология развития и акмеология» рассматривалась проблема профессиональной подготовки в области перинатальной психологии.

По направлениям «Психология и религия» и «Этическая психология и психология нравственности» дискутировались актуальные вопросы взаимодействия психологии и религии, в том числе по содержанию предмета нравственно-этической психологии.

О взаимоотношениях человека, города и природной среды говорилось на мероприятии нового направления «Психология современного мегаполиса».

На круглых столах направлений «Социальная и политическая психология» и «Культурно-деятельностная парадигма конструктивизма» была затронута глубокая социальная проблематика, связанная с конфликтом и согласием в социально-психологическом пространстве, а также с толерантностью и управлением рисками ксенофобии в современном обществе.

По направлению «Организационная психология» были проведены круглые столы, посвященные широкому спектру вопросов бизнеса и профессиональной подготовки. А именно: управление персоналом, подготовка и сертификация специалистов этой отрасли, актуальные и перспективные проблемы взаимодействия современной организационной психологии и отечественных руководителей и собственников.

На фоне возрастания общего интереса к проблемам масс-медиа и Интернета заметно прозвучали темы круглых столов по направлению «Психология речи», которые были посвящены проблемам развития чтения.

В завершении этого анализа можно представить круглый стол, состоявшийся по направлению «История и методология психологии», направленный на осмысление на новом этапе проблем взаимодействия теоретико-экспериментальных исследований и практики в психологии.

Анализ научной программы съезда позволяет увидеть перспективы психологии: на основе целого ряда научных критериев можно сделать вывод о том, что психологическая наука продолжает активно развиваться. Выше об этом уже говорилось в связи с новыми научными направлениями. К критериям развития психологической науки можно отнести, в том числе, явление дифференциации/интеграции научных направлений и отраслей - ряд психологических направлений характеризуются тенденцией размежевания, конкретизации и детализации объектов и предметов изучения. Ряд направлений, напротив, демонстрирует сближение проблематики, частичное пересечение предметных и проблемных полей исследования.

Примерами процессов дифференциации научных направлений и отраслей в современной психологии могут служить:

- «Педагогическая психология», которая разделилась на два направления -«Педагогическую психологию» и «Психолого-педагогические проблемы в образовании». Дополнительно было представлено также направление «Психология образования. Новые стандарты психологического образования».

- «Психология способностей» представлена несколькими направлениями: «Психология способностей, интеллекта, одаренности и творчества», «Развитие способностей в учебной и профе-сиональной деятельности».

На выставке профессиональных достижений практической и экспериментальной психологии «Психологи - России»

Примерами процессов интеграции являются:

- междисциплинарный круглый стол «Взаимодействие фундаментальной психологии и психологической практики»;

- совместные мероприятия по научным направлениям «Психология современной семьи» и «Психогенетика»;

- совместный круглый стол по направлениям «Психология образования» и «Психология здоровья и клиническая психология»;

- междисциплинарный круглый стол по проблемам интеллектуальной собственности.

Проведенный анализ научной программы V съезда РПО позволяет показать исторический срез современной отечественной психологии, ее заделы и перспективы как отрасли науки, а также глубокую включенность психологии в разработку общественной проблематики, ее потенциал в решении самых разнообразных социально значимых задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.