17 Krutch, J. W. Comedy and conscience after the Restoration / J. W. Krutch. - N.-Y., 1949. - P. 7.
18 Edward, Ward. The libertine’s choice : or the mistaken happiness of the fool in Fashion / Ward Edward // Chernaik, W. Sexual freedom in restoration literature. - Cambridge, 1995.
- P. 27.
19 Цит. по Chernaik, W. Sexual freedom... P. 22.
20 Лэм, Ч. Об искусственной комедии прошлого века / Ч. Лэм // Очерки Элии. - Л., 1979. - С. 149.
21 Neville, H. Op. cit. P.203.
22 Ibid. P. 202.
23 Shakespeare, W. The Tempest / W. Shakespeare. - Oxford, 1987. - P. 158-159.
24 Лэм, Ч. Об искусственной комедии. С. 149.
25 Neville, H. The Isle of Pines. P. 202.
И. Е. Напалкова
СЕВЕРОИРЛАНДСКАЯ ПОЛИТИКА ЭНТОНИ БЛЭРА: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ОПЫТ УРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО КОНФЛИКТА (1997-2007ГОДЫ)
Данная статья посвящена рассмотрению североирландской политики лейбо-ристкого правительства. В ней выявлены особенности североирландской стратегии кабинета Блэра и проанализированы предпринятые им шаги, повлиявшие на ход миротворческого процесса. Также рассмотрена роль самого премьер-министра в урегулировании Ольстерского кризиса.
Ключевые слова: североирландская политика, Энтони Блэр, этноконфессио-нальные конфликты, Ольстерская политика, лейбористы, консерваторы, Великобритания, «поитика здравого смысла», Североирландская Национальная Ассамблея.
Ольстерский кризис - один из наиболее давних в современной Европе, является примером сложного этноконфессионального противостояния. Происходит оно между близкими во многих отношениях общинами: католической и протестанской. Этот конфликт имеет давние исторические корни и охватывает все сферы жизни североирландского общества. Разрешение его является насущной проблемой не одного поколения британских политиков. Однако определенного прогресса удалось достичь только на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
Достигнутый успех связывают с достаточно эффективным политическим курсом, выработанным британской лейбористской партией, и реализованным ее лидером - Энтони Блэром. Важность рассматриваемых проблем выходит далеко за рамки перспектив развития Великобритании, Ольстера и Ирландии, и относится к пониманию сущности жёстких этноконфессиональных противостояний, проявивших себя во многих регионах современного мира.
Рассматриваемая проблема весьма сложна и многоаспектна. Достоверность ее исследования обеспечивается изучением широкого круга зарубежных и отечественных источников. Это парламентские публикации, «Белые книги», тексты программных документов консервативной и лейбористской партий, британская пресса, справочники, доклады и отчеты независимых комиссий. Для объективного осмысления
проблемы определенную ценность составили труды английских и отечественных политологов, историков и политических деятелей1.
Однако в целом, тема североирландской политики лейбористкой партии в настоящий момент является недостаточно изученной. Остается очевидным дефицит как специальных работ, рассматривающих специфику национальных отношений на Британских островах, так и вообще осмысление опыта решения межэтнических конфликтов.
Цель данной работы состоит в выявлении особенностей североирландской стратегии правительства Э. Блэра и анализе предпринятых им политических шагов, повлиявших на ход миротворческого процесса.
Эскалация кризиса в Северной Ирландии пришлась на 60-70-е гг. XX в. Тогда в Соединенном Королевстве у власти попеременно находились лейбористские и консервативные кабинеты. Несмотря на первоначальные идейные разногласия в вопросе о праве наций на самоопределение, в своей Ольстерской политике лейбористы и консерваторы фактически придерживались одной линии поведения. Тем не менее, попытки экономических реформ, предпринятые правительствами Г. Вильсона и Э. Хита, натолкнулись на сопротивление традиционалистских структур юнионистского государства, спровоцировав вспышку беспорядков. С целью их подавления в провинцию были введены британские войска, причем в последующие годы численность военного контингента там была значительно увеличена.
После прихода к власти М. Тэтчер в 1979 г. правительство приступило к разработке такого политического курса в отношении Ольстера, который предполагал разделить власть между католиками и протестантами путем избрания представителей обеих общин в местные органы власти. Однако основные вопросы жизни в провинции должны были оставаться в ведении английского парламента.
В целом Тэтчер была убежденна, что наиболее эффективным вариантом разрешения кризиса является его силовое подавление. Она исходила из того, что всякие шаги к политическому урегулированию североирландского кризиса преждевременны, пока в провинции не будет укреплена безопасность. Особенно бескомпромиссна Тэтчер была в вопросе о терроризме. Ее биограф Крис Огден писал: «Когда дело касалось ИРА, Тэтчер была сурова, на что имелись личные и государственный причины»2.
Консерваторы поддерживали тесные связи с юнионистами (североирландскими протестантами), фактически одобряя раскол провинции на протестантское большинство и католическое меньшинство. Это было не только исторически сформировавшаяся связь, но и результат естественного для постимперского правительства опасения последующего развала государства. Ольстер требовалось удержать в составе Британии любой ценой, даже ценой фактического подавления части его населения. Расширение прав Ольстера могло бы создать прецедент для аналогичных притязаний со стороны Шотландии и Уэльса.
Жесткий бескомпромиссный курс официального Лондона имел своими последствиями усиление террористической деятельности, возрастание бытовых беспорядков и столкновений. Все это грозило вылиться в открытый военизированный конфликт и как следствие, расшатать государственную систему Британии.
В этих условиях приемник Тэтчер Дж. Мэйджор инициировал переговоры, целью которых было достижение определенного консенсуса между заинтересованными сторонами. Первые успехи, однако, не получили дальнейшего развития. Североирландские юнионисты, тесно связанные с правым крылом консервативной партии, оказали давление на правительство, вследствие чего Мэйджор вынужден был заморозить миротворческий процесс.
К моменту всеобщих парламентских выборов 1997 г., конфликт в Ольстере охватил уже все стороны общественной жизни. Все - от экономики до повседневной жизни - подчинялось четкой общинной детерминации. Большой проблемой оставался североирландский терроризм. Разрешение кризиса стало острейшим вопросом государственного значения. Одним из лозунгов «неолейбористов» во время избирательной компании стало именно возобновление миротворческого процесса в Ольстере.
Всеобщие выборы 1997 г. принесли лейбористам уверенную победу. Главой кабинета стал Э. Блэр, тремя годами ранее возглавивший «рабочую» партию. Новый премьер оказался самым молодым на этом посту за последние двести лет: ему едва исполнилось 44 года. С тех пор партия под его руководством трижды выигрывала парламентские выборы. Блэр оставался на посту ее лидера и премьер-министра десять лет, дольше, чем кто-либо из его лейбористских предшественников на этом посту.
Особенности подхода Блэра к политике в Ольстере начали обозначаться еще в ходе избирательной компании. В сборнике его программных выступлений и заявле-ний3 ирландская политика, как и другие направления нового политического курса лейбористов, характеризовались исключительным, специально подчёркиваемым прагматизмом, преднамеренным освобождением от всякого идеологического или просто теоретического контекста. Так, в частности, планы деволюции, т. е. передачи властных полномочий национальным ассамблеям Шотландии и Уэльса, производили впечатление исключительно «технократической» программы. Вопросы о самоопределении Шотландии и Уэльса, об удовлетворении требований националистических организаций в этих частях Великобритании вообще не поднимались.
Отстранённость «новых лейбористов» от этнонациональной стороны деволю-ции, от всего комплекса сложнейших политических проблем, связанных с ней, весьма наглядно продемонстрировал один из сподвижников Блэра Дж. Триккетт. На вопрос журналиста - не опасаются ли лейбористы отделения Шотландии, он ответил: «Нет. Я согласен с тем, что нация имеет право на самоопределение. Но я не считаю, что у Шотландии и Уэльса есть потребность в отделении и провозглашении незави-
4
симости» .
Характерно также, что и вопрос об управлении и организации власти в Северной Ирландии не включался в круг проблем, связанных с деволюцией. А ведь именно это продолжало оставаться в центре всех противоречий в мятежной провинции.
Изначально при обсуждении в британском парламенте североирландских проблем наиболее активными ораторами от лейбористов были преимущественно представители левого крыла партии. С конца 1960-х годов в палате общин можно было услышать их заявления о том, что события в Ольстере - «результат политики английского империализма», что единственный выход из кризиса - вывод английских войск, уход из Северной Ирландии, её воссоединение с Ирландской Республикой. Такие требования, не содержавшие, разумеется, призывов к насильственному решению проблемы, в основном совпадали с программами наиболее радикальных ирландских партий и движений. Однако постепенно подобные взгляды стали излагаться всё реже.
Лейбористы по традиции поддерживали официальные контакты с умеренноконституционными партиями националистов, центристов, с дружественной социал-демократической лейбористской партией Северной Ирландии. В тоже время в верхних этажах лейбористской партии Великобритании всегда существовал круг «старых маргиналов», которые полуофициально брали на себя контакты с «несистемными» североирландскими радикалами, остававшимися за рамками переговорного процесса по причине их связей с террористами. Речь идет, прежде всего, о наиболее перспек-
тивном, с точки зрения легитимизации, субъекте - партии Шинн Фейн (политическом крыле ИРА). На протяжении многих лет предпринимались попытки втянуть её в переговорный процесс на условиях прекращения огня ИРА и отказа от поддержки насилия. Эти контакты осуществлялись при участии видных деятелей лейбористской партии - Э. Бенна, К. Соули, известного тредюниониста К. Ливингстона и др. В партии и в британском обществе в целом их инициативы отнюдь не всегда встречались с одобрением, подчас расцениваясь как «уступки» террористам и ультранационалистам.
Однако в политической перспективе указанные связи помогали превращать Шинн Фейн в системную партию и постепенно изолировать экстремистов. Это, в свою очередь, способствовало приближению поставленной «неолейбористами» цели
- собрать за столом переговоров представителей всех реально действующих в Ольстере политических сил.
Сложившаяся за четверть века традиция британской двухпартийности в вопросе о Северной Ирландии сделала политику консервативного правительства в глазах лейбористского руководства образцом, требующим лишь «преобразования политической культуры» в соответствии с новыми реалиями. Блэр в своих выступлениях настаивал на ослаблении значения доктрин, идеологических схем в формировании политического курса. «В XXI в., - утверждал он, - политика левых и правых во многом будет совпадать. Политика должна следовать за реальностью... Эра великих идеологий - всеохватных, всепроникающих, отвечающих на все вопросы и зачастую именно этим опасных, - закончилась»5. В тех случаях, когда проводимый правительством курс правилен, оппозиционная партия, по мнению Блэра, должна его поддерживать, а не отвергать на том лишь основании, что это правительственный курс.
Примером такой «политики здравого смысла» для лейбористского лидера послужила североирландская политика консервативных правительств конца 1970 - начала 1990 - х. гг. Несмотря на многочисленные промахи, первоначальные попытки силового подавления кризиса, достижением именно консерваторов стало утверждение в ходе многочисленных встреч и переговоров основополагающего принципа: любые перемены в конституционном статусе Северной Ирландии возможны только с согласия большинства ее населения. Он был документально закреплен «Соглашением в Хиллсборо», подписанным представителями Ирландской Республики и Великобритании в 1985 г.
Еще на ежегодной партийной конференции в Блэкпуле осенью 1994 г., когда лейбористы находились в оппозиции, Блэр заявил: «Мы одобряем политический курс в отношении Северной Ирландии. Мы безоговорочно разделяем новые надежды, рождённые сегодня. Мы отдаём дань нашему собственному правительству, правительству Ирландской Республики, а также Юнионистской и Националистической партиям Ольстера за их усилия в мирном процессе»6.
И в парламенте, и в ходе своих поездок по Северной Ирландии лейбористы демонстрировали продекларированную ими смену политических вех, отказ от «доктринерского» подхода к политике, от избирательности в политических контактах, вообще от традиционных подходов к силам, завязанным в «ольстерский узел».
В упомянутом сборнике программных выступлений Блэра заявление о мирном процессе в Северной Ирландии носило нейтральный, декларированный характер. В нём были искусно обойдены острейшие политические коллизии. Блэр вновь заявлял, что как бы ни были различны позиции двух ведущих британских партий по многим проблемам, «по вопросу о мире в Северной Ирландии мы будем работать вместе с правительством»7. Лидер лейбористов формулировал политику, которая отвечала бы
желаниям большинства народа в Северной Ирландии и Англии: «Твёрдо стоять против терроризма и не дать умереть надежде на мир»8. Иными словами, подтверждалась приверженность тем согласованным принципам урегулирования в Ольстере, которые можно считать завоеванием многолетних переговоров. Это, прежде всего, безусловный отказ всех их участников от идеи насильственного решения политической судьбы Ольстера. «Сторонники установления мира в Северной Ирландии, - утверждал Блэр, - не капитулируют перед насилием и не пойдут на компромисс с ним. Они ищут любую разумную принципиальную альтернативу, которая обеспечит прорыв к миру»9. При этом им называлась и политическая опора мирного процесса: «Не то крошечное меньшинство, которое соглашается с насилием, а подавляющие большинство, состоящее из приверженцев разных вероисповеданий, которое жаждет мира»10.
Однако Блэр обходил самый острый «угол» североирландской ситуации. Согласие, консенсус - эти основополагающие понятия участниками конфликта в Ольстере воспринимались совершенно по-разному. Раскол на протестантское большинство и католическое меньшинство и наличие в этом своеобразном социуме двух консенсусов делало «справедливую постановку вопроса» неоднозначной. Разумеется, за более чем четверть века многое было сделано для сближения позиций представителей двух общин, для возникновения зачатков надконфессиональных интересов (особенно в вопросах войны и мира). Но привычные формулы ещё сохраняли одиозный оттенок звучания для значительной части населения; необходимо было разъяснение позиций и намерений партии, рассчитывающей не разрубить, а распутывать ольстерский узел.
«Новые лейбористы» были верны своим лозунгам - проводить политику динамичную, но прагматичную, не отягощённую декларированием принципов. По мере приближения парламентских выборов 1997 г. и прояснения перспектив партии её руководство всё решительнее заявляло о своём намерении деблокировать переговорный процесс и осуществить намеченный прорыв к миру, к новому согласию на основе уже имеющихся достижений. В марте 1997 г. министр по делам Северной Ирландии в теневом кабинете Мо Моулэм заявила о готовности партии в случае победы на выборах пригласить за стол переговоров представителей Шинн Фейн и назначить дату начала переговоров на 3 июня 1997 г. Придя к власти, «новые лейбористы» выполнили это обещание. Переговоры начались в назначенный срок. Мирный процесс в Северной Ирландии был продолжен.
Таким образом, учитывая поведение лейбористов в оппозиции и в ходе предвыборной компании, можно сказать, что к моменту прихода на Даунинг-стрит четко разработанная программа разрешения кризиса в Северной Ирландии у них отсутствовала. В то же время партийная стратегия в североирландском вопросе была определенно детерминирована взаимодействием трех основных составляющих: выраженным прагматизмом и деидеологизацией установок, соотношением сил в рядах самих лейбористов и общей преемственностью курса консерваторов. Характерным для всех вариантов лейбористкой политики являлось стремление добиться компромисса конфликтующих сторон и отрицательное отношение к возможностям силового решения проблемы.
Для оценки имевшихся перспектив миротворческого процесса необходимо ознакомиться и с отношением к религии самого Блэра, его пониманием религиозной этики и ее воздействия на политику. Это особенно актуально в связи с религиозно -политическим расколом народа Северной Ирландии и колоссальным влиянием этого фактора на позиции её граждан, на ход любого политического диалога. Лейбористский лидер называл себя «христианином - экуменистом». «По моему мнению, - говорил он, - многие из острых конфликтов между католиками и протестантами пол-
ностью сбивают людей с толку. Я глубоко уважаю другие вероисповедания и ратую за религиозный плюрализм в нашей стране»11. Алистер Кэмпбелл, глава информационного центра британского правительства при Блэре, произнес в одном из интервью фразу, ставшую крылатой: «Богом мы не занимаемся»12, - тем самым еще раз подчеркнув прагматизм лейбористкой политики.
Э. Блэр неоднократно высказывал мысль о том, что «христианство определяет не просто отношение между человеком и Богом, как бы это ни было важно. Оно содержит в себе и отношение к окружающему нас миру»13. В современной политике, по утверждению Блэра, всё большее значение приобретают общие для всех людей понятия добра и зла, здравого смысла, «желание людей вернуть себе и утвердить вновь ощущение ценности общих норм человеческого поведения»14. Эти нормы «должны соотноситься с сегодняшним днём, а не тянуть назад, в прошлое». Ключевой для выработки истинно христианской позиции при возникновении вражды и конфликтов становилась библейская сентенция: «Кто из вас без греха, пусть первый бросит в меня камень». В интерпретации Э. Блэра она звучала так: «Тот, кто с моральным осуждением или враждой относится к другим, должен, прежде всего, обратить внимание на свою моральную позицию»15.
Экуменический пафос, общая настроенность на мир и веротерпимость вместе с акцентом на здравый смысл, на ослабление значения идеологических схем в современной политике создавали благоприятное силовое поле, в котором, должен был формироваться североирландский курс нового лейбористского кабинета.
На миротворческом пути Блэру предстояло столкнуться с сильной оппозицией. Несмотря на то, что Ольстерский кризис и связанные с ним перемены во всём строе общественной жизни провинции постепенно «откалывали» от экстремистских течений всё новые слои её населения, оставляя на прежних позициях лишь наиболее непримиримые группировки в обеих общинах, все же позиции радикалов были достаточно влиятельны, и любой, даже незначительный, промах британского правительства мог резко увеличить ряды их сторонников. Сильна была и точка зрения скептиков: мир в Ольстере невозможен без разрешения исконных культурных и экономических противоречий, поэтому Блэр, делавший ставку только на политическое поле конфликта, считался обреченным на провал16.
Лейбористам приходилось учитывать не только юнионистские голоса в палате общин, но и реакцию разобщённого Ольстера на продолжение реформ и дальнейший ход мирного процесса. Завоевать доверие протестантов дёля партии, которая, в отличие от консерваторов, никогда не считалась их сторонником, было в высшей степени трудной задачей. И столь же важной. Новое руководство лейбористов воздерживалось от декларирования своих социальных и демократических приоритетов всякий раз, когда дело касалось путей разрешения Ольстерского кризиса и подхода к ирландской проблеме вообще. Ставка делалась на то, что «отстранённая» позиция Блэра, ориентированная на здравый смысл, на всеобщие ценности христианского мира, на прекращение кровопролития и мирную жизнь для всех жителей провинции, окажется адекватной ситуации.
Впрочем, полного единства лейбористам достичь не удалось. Во всяком случае до выборов 1 мая 1997 г. «ирландская политика» лейбористских лидеров давала основания для их серьёзной критики, главным образом, со стороны левого крыла партии. Дружественные кивки ее нового руководства в сторону ольстерских юнионистов, по мнению леволейбористского издания «Нью лефт ревью», можно было с полным правом отнести к предвыборной стратегии. «Невольно приходишь к мысли,
- отмечал журналист Эрик Хобсбаум, - что нынешние отношения лейбористов с юнионистами - немногим более чем флирт по расчёту»17.
Но все же североирландцы в своём большинстве уже иначе воспринимали инициативы британского правительства и иначе реагировали на новую волну вооружённого насилия, нежели в первые годы преобразований. Опыт Северной Ирландии свидетельствует, что настойчивость верховной власти в реформировании даже самого «неподдающегося» общества, активность, пусть даже сравнительно немногочисленного, но влиятельного слоя, для которого курс на реформы представляет неоспоримую ценность, неизбежно приводят к тому, что традиционалистские ценности постепенно меркнут, теряют свойства жёстких и обязательных стереотипов.
Наметившиеся перемены, крупицы согласия, накопленные обществом, обеспечили успех контактов «новых лейбористов» с Шинн Фейн, что дало возможность продолжить работу по возобновлению межобщинного диалога. К 15 сентября 1997 г.
- времени начала партийных переговоров - Шинн Фейн ратифицировала документ, носящий название «Акт о принципах демократии и ненасилия». Это означало, что она, как и все другие участники диалога, взяла на себя обязательства «использовать демократические и исключительно мирные средства для разрешения политических проблем и провести полное разоружение всех военизированных формирований»18.
Начало переговоров в замке Стормонт близ Белфаста сопровождалось драматическими рецидивами векового конфликта. ИРА «отозвала» своё решение о прекращении огня, заявив, что она в принципе не отказалась от насилия в борьбе за единую Ирландию. В ответ все протестантские партии приняли решение бойкотировать начавшиеся переговоры. За этим последовали новые встречи и беседы британских официальных лиц с лидерами протестантов, которые, в конце концов, дали согласие сесть за стол переговоров.
Эти трудные переговоры, позволили, наконец, придти к компромиссу. 10 апреля 1998 г. стороны подписали подробное (на 60 страницах) соглашение, в соответствие с которым должна была быть реализована (после одобрения на референдумах) сложная, многоступенчатая формула выхода из кризиса. Предусматривалось создание трёх связанных между собой органов управления - в самой Северной Ирландии, между Севером и остальной частью Ирландии, между Ирландией и Соединённым Королевством. В североирландской законодательной ассамблее должна была действовать система «противовесов», которая позволила бы протестантам и католикам делить полномочия и ответственность19.
Предусмотренный Соглашением референдум состоялся 22 мая 1998 г. Он был проведен на территории Северной Ирландии и на территории Республики Ирландия. Итоги его были таковы: подавляющее большинство населения «изумрудного острова» (81 % североирландцев и 71 % ирландцев) высказалось в поддержку Стормонтских соглашений. В соответствие с этими Соглашениями Северная Ирландия становилась автономией. Важно помнить, что идея предоставления Северной Ирландии автономии возникла не впервые. Северная Ирландия была автономной изначально. Как автономная часть Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии она существовала с 1921 года. В тот год % Острова было провозглашено Ирландским Свободным государством, а население северных графств (Ольстера) на референдуме проголосовало за то, чтобы остаться в составе Великобритании. Тогда в этих графствах большинство составляли протестанты (в основном шотландского происхождения); они - то и решили исход голосования.
Они же безраздельно господствовали до 1972 г. в местном парламенте, который был точной копией парламента в Вестминстере. Он отличался только тем, что в нем была всегда одна правящая партия - это было фактически однопартийное правление. Протестанты решали все дела, учитывая, прежде всего, свои собственные ин-
тересы, недовольство католического меньшинства росло, и в 1972 г. произошел новый социальный взрыв, вылившийся в открытое противостояние. С целью наведения порядка в стране автономия была упразднена, и введено прямое управление из Лондона. Национальную ассамблею Северной Ирландии пытались после этого воссоздать ещё несколько раз: в 1973-1974 гг., в 1975-1976 гг., и в 1982-1986 гг. Но даже в эти короткие моменты, когда ассамблея возобновляла свою работу, она реально не действовала и в свой час ликвидировалась. Таким образом, Стормонтское Соглашение стало четвертой попыткой возродить национальное самоуправление в Северной Ирландии.
25 июня 1998 г. состоялись первые выборы в восстановленную Североирландскую Национальную Ассамблею. В результате: из 108 депутатских мест протестантам досталось 48 (Юнионистской партии Ольстера - 28, и Демократической юнионистской партии - 20), католикам - 42 (от Социал-демократической лейбористской партии 24 депутата, от партии Шинн Фейн - 18), еще 18 мест поделили между собой представители межобщинных партий и объединений (партия Альянса, женская коалиция Северной Ирландии, «прогрессивные юнионисты»)20.
Возобновление работы Ассамблеи после почти 20-летнего кризиса было маленькой победой Блэра. Мировая общественность по заслугам оценила старания британского премьер-министра. В 1997 г. газета «Файненшл таймс» назвала Блэра
человеком года, а в 1999 г. Блэр за участие в переговорах по урегулированию в Оль-
21
стере получил международную премию имени Карла Великого .
Однако самые большие трудности были еще впереди: предстояло наладить работу нового административного аппарата. Основная проблема, по-прежнему, состояла в том, чтобы уговорить противостоящие стороны «сесть за один стол», принять совместное участие в работе органа самоуправления. Протестантские партии отказывались сделать это, ссылаясь на неполное разоружение ИРА, Шинн Фейн считала это отговоркой, а ИРА отказывалась разоружаться до тех пор, пока не начнет свою работу Ассамблея.
При решении этого вопроса было «поломано немало копий». Блэр многократно встречался с представителями североирландских партий, с премьер-министром Ирландии Берти Ахерном, поднимал этот вопрос на заседаниях ООН, привлекал международных наблюдателей, создал целую сеть контролирующих выполнение Соглашений органов.
Однако результаты этих усилий не внушали оптимизма: североирландскую политическую верхушку постоянно сотрясали скандалы, деятельность Ассамблеи многократно приостанавливалась, на достаточно длительные промежутки времени вводилось прямое управление из Лондона, один за другим следовали обещания разоружения и нарушения этих обещаний, вновь вспыхивали бытовые конфликты, теракты, шпионские разоблачения. Терпение Блэра было на исходе. В сентябре 2004 года он заявил: «Мы не можем проводить бесконечные консультации и переговоры. Если мы не достигнем результата, то будем искать другие пути»22.
К неудачам на североирландском поле добавилось общественное неодобрение политики Блэра в Ираке, где он целиком поддерживал США. Не добавили популярности премьер-министру и внутренние проблемы в социальной и экономических сферах.
На фотографиях и видеозаписях, относящихся к этому периоду, Блэр выглядел крайне подавленным. Вопрос о его отставке уже казался решенным. Однако уйти со своего поста лидер лейбористов хотел, по его собственным словам, «на высокой ноте», в качестве которой могло выступить долгожданное примирение в Ольстере.
Новый раунд четырехсторонних переговоров по урегулированию политической ситуации в Ольстере состоялся в феврале 2005 года. Его участниками стали правительства Британии и Ирландии, а также Демократическая юнионистская партия и Шинн Фейн. Блэр заявил на этих переговорах: «Препятствием на пути к долгосрочному урегулированию в Северной Ирландии сейчас является продолжающаяся активность полувоенных и криминальных элементов ИРА. Эта активность должна быть прекращена и, причем, прекращена полностью. В этом вопросе не может быть никакого компромисса. Если ИРА прекратит эту активность окончательно и бесповоротно, тогда процесс продолжится с включением в него всех заинтересованных сторон». Президент Шинн Фейн Джерри Адамс поддержал Блэра и призвал лидеров ИРА окончательно сложить оружие. Руководство ИРА, со своей стороны, пообещало, что должным образом рассмотрит его призыв и даст соответствующий ответ. Ответ последовал в июле 2005 г.: «ИРА готова отказаться от вооруженной борьбы за единую Ирландию и начать выполнение мирной программы, в
23
частности, демонтировать свои вооруженные посты» .
Об окончательном разоружении ИРА было объявлено в сентябре 2005 г., после чего начался масштабный вывод британских войск из Ольстера. К августу 2007 г. контингент британских войск в Ольстере был сокращен с 27 тыс. до 5 тыс. человек. 3 августа 2007 г. В Лондоне было официально объявлено, что британская армия завершила самую длительную в современной истории Великобритании кампа-
24
нию «Знамя» - патрулирование населенных пунктов Северной Ирландии .
В ноябре 2007 г. о сложении оружия объявили и самые влиятельные протестантские группировки «Ассоциация обороны Ольстера» и «Добровольческие силы
Ольстера»25.
Следует сказать, что, несмотря на всю противоречивость британской политики в Северной Ирландии, международная общественность старалась особо в нее не вмешиваться. ООН выполняла преимущественно роль независимого наблюдателя и курировало только вопросы, связанные с контролем за реализацией той или иной программы относительно Ольстера. Так, например, под эгидой ООН были созданы Независимые Комиссия и Комитет по разоружению, которые должны были следить за выполнением соответствующего положения Стормонтских Соглашений. ООН также были назначены международные посредники в миротворческом процессе из числа наиболее авторитетных политиков мира, например, американского сенатора Джорджа Митчелла и экс - президента США Билла Клинтона. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, лично курировал некоторые вопросы, связанные с конфликтом, так 27 сентября 2005 г. он опубликовал заявление, в котором, приветствуя полное разоружение ИРА, призвал все стороны в Северной Ирландии использовать шанс для установления мира26. Из стран, проявляющих особый интерес к положению в Северной Ирландии, необходимо в первую очередь назвать Ирландскую Республику, США, и как ни странно на первый взгляд, Российскую Федерацию. Характерно, что министр иностранных дел РФ Сергей Лавров неоднократно обращался с предложением в ООН уделить особое внимание североирландскому конфликту. Некоторые аналитики склоны объяснять это схожестью ситуаций в Чечне и Ольстере, и
27
при этом совершенно разной позицией к ним со стороны ООН .
Символично, что об отставке британского премьер-министра было объявлено 27 июня 2007 г. - меньше чем через месяц после возобновления работы Стормонта. Перед тем как сложить полномочия года Блэр заявил: «За эти десять лет проблеме Ольстера я посвятил, пожалуй, больше всего времени. Я хочу сказать, что судить о результатах следует другим людям, но для меня этот вопрос был одним из наиболее важных. Я занимался им больше, чем чем-либо еще, с чем мне приходилось иметь дело».
Блэру вторили и виднейшие представители противоборствующих сторон. Так лидер Демократической юнионистской партии Ян Пейсли заявил: «Я приветствую усилия, которые все мы вместе приложили для достижения сегодняшнего результата. Это фундамент, на котором мы должны и намереваемся начать строительство»28. Мартин Макгиннесс, один из лидеров Шинн Фейн, заявил тогда же: «Мы продолжим полагаться на поддержку, оказанную нам обществом, которое движется от разделения и дисгармонии к торжеству нашего многообразия. И мы настроены обеспечить лучшее будущее для всего нашего народа»29.
Подчеркивая свой экуменизм, Блэр до своей отставки оставался протестантом. Однако после ухода с поста премьера он перешел в католичество, что, безусловно, явилось еще одной попыткой продемонстрировать свою религиозно - политическую толерантность, и содействовать происходящим в Ольстере позитивным переменам.
За те десять лет, которые Блэр возглавлял правительство, в урегулировании Североирландского кризиса был достигнут значительный прогресс: кровопролитные столкновения между католиками и протестантами стали происходить гораздо реже, возобновило свою работу североирландское правительство, и бывшие непримиримые враги теперь вместе заседают в Законодательной Ассамблее. По своим экономическим показателям Ольстер начал выходить на нормальный для Европы уровень. Значительно расширились культурные и бытовые контакты представителей разных общин. Конечно, нельзя говорить о полном разрешении североирландской проблемы, однако фундамент для этого был создан.
Можно констатировать, что североирландская политика правительства Блэра продемонстрировала возможность эволюционного решения даже таких сложных, многоплановых и застарелых этноконфессиональные конфликтов как Ольстерский. Отказ от односторонних преференций и политики подавления, взвешенность и осторожность принимаемых решений, сделали возможеным переход от стадии открытой конфронтации к конструктивным шагам в русле переговоров и сотрудничества.
Примечания
1 Hitchens, P. The Abolition of Britain / Р. Hitchens. - L., 2000; Drucker, H. M. The politics of nationanalism and devolution / H. M. Drucker, G. Brown. - L., 1980; Beer, S. H. Modern British Politics / S. H. Beer. - L., 1986; Blair, T. Let us face the future / T. Blair. -L., 1995; Blair, Т. New Britain. My vision of a young country / T. Blair. - L., 1996; В. Н. Виноградов. У истоков лейбористской партии / В. Н. Виноградов. - М., 1965; Орлова, М. Е. Северная Ирландия : опыт преобразований в расколотом обществе / М. Е. Орлова. - М., 1994; Осадчая, Ж. Ф. Лейбористская партия Великобритании : лицом к бушующему / Ж. Ф. Осадчая. - М., 1990; и др.
2 Огден, Крис. Маргарет Тэтчер - женщина у власти : портрет человека и политика / Крис Огден. - М. : Новости, 1992. - С. 87.
3 Blair, Т. New Britain.
4 Независ. газ. - 1997. - 5 мая.
5 Blair, Т. New Britain... P. 213.
6 Ibid. P. 46.
7 Ibid. P. 27.
8 Ibid. P. 276.
9 Ibid. P. 277.
10 Ibid.
11 Ibid. P. 62.
12 Тони Блэр перейдет в католичество [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.regions.ru/news/society/2076259/18.05.2007.
13 Blair, Т. New Britain... P. 58.
14 Ibid.
15 Ibid. P. 65.
16 Загоруйко, Ю. Примирение без рукопожатий / Ю. Загоруйко // Зеркало недели. -1998. - № 16 (185).
17 Hobsbawm, Eric. Identity politics and the left / Eric Hobsbawm // New Left Review. -1996. - Nov.-Dec. - P. 153.
18 Орлова, М. Е. Модернизация и мирный процесс в Северной Ирландии /
М. Е. Орлова // Полис. - 1998. - № 2. - С. 181.
19 Скосырев, В. Ольстер : Надежды и опасения. Соглашение о мире будет вынесено
на референдум / В. Скосырев // Известия. - 1998. -14 апр.
20 Данные «электоральной географии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.electoralgeography.com/new/ru/countries/n/northern-ireland/northern-ireland-assembly-election-1998.html.
21 Биография Тони Блэра, премьер-министра Великобритании // Deutsche Welle. -2005. - 23 июня; Корти, Марио. Тони Блэр : консерватор, похожий на социалиста / Марио Корти // Невское время. - 2006. - 5 мая.
22 Blair hints at 'Plan B' for Northern Ireland // The Telegraph. - 2004. - 08 сент.
23 IRA weapons report handed over [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://news.bbc.co.uk/1/hi/ northern_ireland/4281104.stm.
24 Касимова, Т. Британская армия уходит из Ольстера / Т. Касимова // Зарубежье. -2007. - 3 авг.
25 Коммерсант. - 2007. - № 208 (3784) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kommersant.ru/doc-y.aspx?DocsID=824485.
26 К. Аннан приветствовал разоружение Ирландской республиканской армии // Жэньминь Жибао. - 2005. - 28 сент.
27 Россия выступает за всеобъемлющую реформу ООН // Жэньминь Жибао. - 2005. -
5 июля.
28 A Symbolic Gesture // Sky News. - 2007. - 4 апр.
29 Дриль, Л. Тони Блэр выполнил свою миссию в Северной Ирландии и собирается в
отставку [Электронный ресурс] / Л. Дриль - Режим доступа :
http://news.mediaport.info/world/2007/41538.shtml.